Свято-Никольский храм (Вилюйск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 1800 году в Вилюйске был построен Никольский деревянный собор . Его постигла та же участь, что и большинство храмов в России. Новый Свято-Никольский храм был сооружен на рубеже 20 и 21 века. 7 октября 2013 года состоялось историческое событие - великое освящение воссозданного Никольского храма. Расположен в начале улицы Мира, недалеко от краеведческого музея. Содержание История [ править править код ] Расцвет православия в Якутии неразрывно связан с именем Святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского (1797–1879). С 1853 по 1860 гг. владыка Иннокентий проживал в Якутске и «по праву считается одним из самых крупных деятелей сибирской культуры: ученый-языковед с мировым именем, этнограф, выдающийся богослов и педагог, неутомимый проповедник. Более сорока лет он занимался миссионерской деятельностью на Аляске, Алеутских, Командорских и Курильских островах, на Чукотке, Камчатке, на Амуре и Дальнем Востоке, в Якутии». Не оставил своим попечением святитель Иннокентий и вилюйскую землю, впервые приехав сюда с проповедью зимой 1854 г. Именно с этого времени в Якутии повсеместно начали созидать храмы, при которых впоследствии организовывались церковно-приходские школы. Эти учебные заведения не только укрепляли православную культуру, но и способствовали распространять среди местного населения элементарную грамотность. Основными направлениями деятельности Русской Православной Церкви в вопросе христианизации народов Якутии в этот период становятся просветительская, переводческая и духовно-учебная. «В 1869 г. был издан императорский Указ о создании с 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской империи, Якутской и Вилюйской епархии». Получив высокий статус второго кафедрального города якутских архиереев, Вилюйск продолжил развитие уже как мощный духовно-просветительский и культурный центр региона. К началу ХХ века в Вилюйском благочинии насчитывалось более 30 храмов и часовен, 3 из которых находились на территории самого города. Это Никольская церковь, с учреждением епархии в 1870 году получившая чин собора, Иннокентьевская кладбищенская церковь и Новониколаевский собор. Иннокентьевскую церковь построили в 1892 году на городском кладбище и в ней горожане молились о упокоении почивших сродников и друзей. Пятиглавый, деревянный, светлый и просторный храм созидался как дань памяти тем славным вилюйчанам, трудами которых приумножались слава и богатство родного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Преосвященный Иоанн, бывший епископ Саратовский, скончавшийся в Москве вечером 12-го февраля 1909 года, представлял высоко симпатичную личность и достоин истинно доброй памяти за свою полезную просветительско-церковную и архипастырскую деятельность. В мире он именовался Иван Александрович Кратиров 1 , родился 27 июля 1839 года в селе Лохте, Тотемского уезда, Вологодской губернии, и был сыном священника Лохотской Происхожденской церкви Александра Георгиева Кратирова и жены его Дарьи Архиповой. О. Александр, по окончании курса Вологодской Духовной Семинарии в 1836 году по первому разряду, посвящен был 12-го августа сего года иереем на Лохту, доселе представлявшую глухое местечко в 80-ти верстах от города Тотьмы, хотя зимою это расстояние сокращается санным путем до 50-ти верст; молодой пастырь, видимо, служил успешно и 13-го декабря 1841 года был переведен к Тотемской Христорождественской церкви, а позднее был назначен протоиереем в город Кадников, где и скончался. Значит, детские годы Ивана А. Кратирова прошли в сравнительно благоприятной городской обстановке, и он имел возможность получить дома хорошую учебную подготовку, и в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, где в «годичной ведомости» за 1853–54 учебный год значился под 2-м с такой аттестацией: «поведения очень хорошего 2 , способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных» 3 . Переведенный в 1854 г. в низшее отделение Вологодской Духовной Семинарии, Иван Кратиров окончил в ней курс в 1860 году и, «как особенно благонадежный по способностям, успехам и поведению», избран был семинарским правлением для поступления в Московскую Духовную Академию 4 , куда отправлен 10-го августа, причем в аттестате отмечено, что он «способностей – весьма хороших, прилежания – весьма ревностного». Академическое учение было не менее успешно, и Иван Кратиров окончил его в июне 1864 года в составе XXIV-ro курса (1860 – 1864 гг.) девятым по 1-му разряду, а 24-го апреля 1867 года возведен на степень магистра богословия 5 ). 9-го ноября 1864 года он получил должность наставника в высшем и среднем отделениях родной ему Вологодской Духовной Семинарии, и по 15-го ноября 1866 года, согласно прошению, перемещен на те же предметы в Ярославскую Семинарию и 9-го марта назначен здесь помощником инспектора, а 10-го июля сего года определен, по избранию, членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях оного; с 4-го июля 1870 года состоял еще преподавателем в той же Ярославской Семинарии по церковной истории, литургике и практическому руководству для пастырей в высшем втором отделении. Относительно этого периода педагогической деятельности Ив.А. Кратирова у нас нет документальных данных, но даже нам известны примеры глубокого и искреннего уважения к нему со стороны его семинарских учеников, которые долго спустя, сохраняли признательную память о своем давнем учителе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Черкасова М. С. Письма казанского архимандрита Екзакустодиана вологодскому краеведу Н. И. Суворову (1885–1896 гг.) Повседневная жизнь провинциального духовенства России в последнее время привлекает к себе пристальное внимание исследователей. Особенный интерес данное явление представляет в пореформенный период, когда на фоне церковных преобразований 1860–1870-х постепенно менялся традиционный уклад жизни духовенства, обновлялась система образования, преодолевалась его сословная замкнутость и повышалась социальная Весьма ценными документами для расширения наших представлений о повседневной жизни на всех уровнях церковного сообщества (высший епископат, училищно-семинарская и академическая профессорско-преподавательская среда, городское и сельское, белое, монашествующее и «ученое» духовенство) являются источники личного происхождения (воспоминания, дневники, переписка). Резервы региональных архивохранилищ для обнаружения и последующего введения в научный оборот подобных источников еще далеко не исчерпаны. В Секторе письменных источников Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) в ф. 13 (Семейный архив Н. И. и И. Н. Суворовых), в деле 31 имеется комплекс писем архимандрита казанского Иоанно-Предтеченского монастыря Екзакустодина (Каменского; 1840–1909 гг.), адресованных известному вологодскому краеведу, археографу, редактору «Вологодских епархиальных ведомостей» Николаю Ивановичу Суворову (1816–1896 гг.). Охватываемый ими хронологический отрезок – февраль 1885 г. – апрель 1896 г. Автор писем – уроженец Засодимской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии, сын пономаря Крестовоздвиженской Расположенное к востоку от Кубенского озера, село Воздвиженское и составлявшие его приход деревни издавна входили в вотчины разных церковных институций – Спасо-Каменного и Спасо-Рабангского монастырей, Вологодской архиерейской кафедры. Название прихода в источниках XVIII–XIX вв. варьировалось: «Крестодвиженский Каменский», «что в Каменском Отсюда, вероятно, и шла фамилияКаменские. Волость-село Воздвиженье было пожаловано Спасо-Каменному монастырю еще во 2-й половине XV в. великой княгиней Марией после секуляризации было отнесено к экономическому ведомству, а во 2-й половине XIX в. являлось государственным.

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Лежнево. Церковь Троицы Живоначальной. Троицко-Знаменская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная Знаменская церковь (вместо деревянной, существовавшей с начала XVII века) была построена в 1745 г. на средства крестьянина А.П. Любимова (бургомистра села, винного откупщика). Храм был частью Знаменского женского монастыря, который существовал с XV века. В 1764 г. монастырь был закрыт, и церковь стала приходской. В 1813 г. был надстроен второй этаж, освящённый во имя Святой Троицы, после чего храм и стал называться Троицко-Знаменским. Церковь имеет три престола: в честь Знамения Божьей Матери (зимний), во имя Святой Троицы (летний), в честь святителя Петра, митрополита Московского. В 1816-1823 году в честь победы русского оружия над Наполеоном на средства фабриканта К.В. Кокушкина, владельца местной фабрики, была возведена высокая колокольня. Автором проекта является итальянец Гауденцио Маричелли. Возможно, достраивал колокольню шуйский зодчий Павел Воронин. В 1870 г. в колокольню вмонтировали часы с курантами и четырьмя циферблатами фирмы «Братья Бутенопы» (год производства – 1858 г.). Расположен в центре поселка и определяет восточную сторону его главной площади. В средней части участка, близкого по форме к трапеции, расположена церковь, в северо-западном углу - дом Кокушкиной, восточную сторону занимает богадельня, в юго-западном углу — земское училище. Разрывы между зданиями заполнены оградой с воротами с трех сторон (кроме восточной). На площади перед храмом, по оси его западного фасада воздвигнута отдельно стоящая высокая колокольня. Первоначально на этом месте существовал женский Рождественский Знаменский монастырь с деревянным собором, по преданию, основанный в 15 в. и впервые упомянутый в 1712 г.; в 1741— 45 гг. на средства лежневского крестьянина А.П. Любимова возведено новое, каменное, здание собора Знамения. Одновременно были сооружены и другие монастырские постройки: корпус келий, колокольня и ограда. В 1764 г., после упразднения монастыря, Знаменская церковь стала приходской, в 1813 г. ее надстроили вторым этажом, где разместилась Троицкая церковь. В 1816-23 гг. была сооружена новая колокольня с часами, выполненными на средства местного купца К.В. Кокушкина. Возможно, авторство колокольни принадлежит работавшему в Шуе архит. Я. Маричелли. В 1-й пол. 19 в. сооружены дом А.В. Кокушкиной и новая ограда, в сер. 19 в. - женское земское училище, а в 1860 г. по заказу московского купца Прохорова вместо прежних келий возведен корпус богадельни. Вероятно, в нач. 20 в. западный, выходящий на площадь участок ограды перестроен. В 1965 г. проведен ремонт и частичная реставрация колокольни. Все здания кирпичные, оштукатуренные.

http://sobory.ru/article/?object=06083

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИБЕР Жибер Эрнест Иванович (25.12. 1823, Париж - 4.02.1909, С.-Петербург), архит., общественный деятель. Сын католика, профессора Парижского ун-та. Когда Ж. было 10 лет, семья переехала в С.-Петербург. В 1842 г. он поступил в имп. АХ, занимался в классе К. П. Брюллова ; с 1846 г. неклассный художник, в 1849 г. был удостоен 1-й золотой медали за «Проект биржи» и получил звание художника 1-й степени. С 1850 г. состоял старшим помощником архит. Р. И. Кузьмина, перестраивавшего дворец и возводившего собор ап. Павла в Гатчине. 13 сент. 1850 г. удостоен звания академика архитектуры (за проект одного из зданий Медико-хирургической академии), в 1859 г.- профессора архитектуры, в 1897 г.- почетного члена имп. АХ. Особое внимание Ж. уделял гос. службе: с 1852 г. состоял в Департаменте рассмотрения проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, с 1865 г.- в Техническо-строительном комитете при МВД (в 1887-1901 его председатель). Ж. был одним из разработчиков инструкции о порядке составления и утверждения планов городов (1870), сохранявшей силу до 1917 г. В 1860-1887 гг. архитектор по ведомству придворной Его Имп. Величества конторы (с 1882 - Главного дворцового управления). Одновременно с 1879 г. был главным архитектором при IV отд-нии Собственной канцелярии (с 1880 - Собственной канцелярии по учреждениям имп. Марии Феодоровны). С 1873 г. он исполнял обязанности архитектора Техническо-инспекторского комитета (с 1884 - Технический отдел департамента) шоссейных и водяных сообщений. Ж. являлся членом, затем почетным членом Ученого комитета Мин-ва народного просвещения, выполнял работы для Мин-в юстиции и финансов. В 1858-1903 гг. Ж. преподавал в Строительном уч-ще. С 1882 г., после его преобразования в Ин-т гражданских инженеров, проф. Ж. вошел в число членов совета учебного заведения, с 1899 г. почетный член Об-ва гражданских инженеров, с 1900 г. заслуженный профессор. 8 февр. 1897 г. удостоен звания почетного члена имп. АХ. Ж. занимался вопросами профессиональных объединений рус. зодчих. Был одним из учредителей, затем председателем (1893-1903) и почетным членом С.-Петербургского имп. об-ва архитекторов, председателем I съезда рус. зодчих (1892). «Мастер кропотливой, напряженной и незаметной для большинства» техническо-адм. работы, занятый общественной и преподавательской деятельностью, Ж., несмотря на длительный период творческой деятельности, оставил немного построек, которые вошли в «золотой фонд» рус. архитектуры периода историзма, притом что они отличаются функциональным и стилевым разнообразием. Большинство проектов Ж. выполнено в визант., романском и рус. стилях. Возможно, что подобные предпочтения сформировались под влиянием его наставника - Р. И. Кузьмина, автора значимых сооружений как в рус. (соборы ап. Павла в Гатчине, св. Александра Невского в Париже), так и в визант. (греч. ц. вмч. Димитрия Солунского в С.-Петербурге) стиле.

http://pravenc.ru/text/182241.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Российской империи имели статус общественных орг-ций, находились в ведении Мин-ва народного просвещения и под покровительством гос. власти, занимались изучением исторических памятников. Непосредственными предшественниками А. о. были Общество истории и древностей российских (с 1804) при Московском ун-те и Одесское об-во истории и древностей (с 1839). Русское А. о. Основано в С.-Петербурге в 1846 г. по инициативе нумизмата Б. В. Кёне, заведовавшего минц-кабинетом имп. Эрмитажа, как Археологическо-нумизматическое. После утверждения нового устава переименовано в Императорское археологическое об-во (1849). В 1851 г. созданы 3 отд-ния: рус. и слав. археологии, вост. археологии, древней и зап. археологии. Изучение рус. древностей было определено главным направлением научной деятельности его членов. Об-во поставило перед собой задачу создать свод исторических памятников России с привлечением «провинциальных корреспондентов» и выпустило для работы методические указания ( Сахаров И. П. Записка для обозрения русской археологии. СПб., 1851). При покровительстве виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьёва в 1864 г. была организована экспедиция по изучению правосл. памятников в Западном крае Российской империи. В ней приняли участие архит. И. И. Горностаев и худож. Оружейной палаты Д. М. Струков. В 50-х гг. XIX в. в «Записках императорского археологического общества» началась публикация описаний церквей и мон-рей России ( Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей в Нижегородской губернии//Зап. имп. Археол. об-ва. 1857. Т. 10; Соловьев П. И. , прот. Новгородский Софийский собор//Там же. 1865. Т. 11, и др.) и работа по подготовке первого научного издания Жития Бориса и Глеба (Сказания о святых Борисе и Глебе: Сильвестровский список XIV в./Изд. И. И. Срезневский. СПб., 1860). В 1866 г., после принятия нового устава, об-во стало называться Русским археологическим. Благодаря деятельности кн. Г. Г. Гагарина (помощника председателя об-ва) в 60-х гг. XIX в. особое внимание было уделено изучению визант. и древнерус. памятников. С 1867 г. об-во получило гос. финансирование на издание рисунков Ф. Г. Солнцева с мозаик и фресок Софийского собора, в 1870 г. по инициативе кн. Гагарина архит. К. М. Быковский приступил к работе над созданием руководства по истории визант. архитектуры. В 1881 г. по инициативе А. В. Прахова об-во провело раскрытие и копирование фресок Кирилловской ц. в Киеве. Эти копии экспонировались во время проведения 4-го Археологического съезда в Одессе.

http://pravenc.ru/text/76468.html

Местоблюститель патриаршего престола, митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский (1658–1722) в русской критике традиционно рассматривался как фигура переходная, связующая эпоху патриаршества, отошедшую в прошлое со смертью патриарха Адриана (16 окт. 1700 г.), с началом нового, синодального периода в истории русской церкви, который ведет свой отсчет с момента учреждения Духовной коллегии (Святейшего Правительствующего Синода) 19 февраля 1721 г. Этому выдающемуся православному иерарху выпала тяжелейшая миссия возглавлять русскую церковь в эпоху безначалия, в смутное время перемен и реформ, в пору брожения умов, всеобщего упадка нравов и «изнеможения веры». Переходный характер этого времени подавал соблазнительный повод для историков и критиков усматривать и в Яворском такую же двойственность и говорить о нем как о человеке, совмещавшем начала новой европейской цивилизации, западной образованности 1 и старых, традиционных убеждений, человеке, не сумевшем разделить преобразовательские планы Петра I и ответить на новые требования и вызовы времени. Со времени выхода известной диссертации Юрия Самарина в 1844 г. 2 стало общим местом противопоставлять Стефана Яворского как представителя старины и консерватора просветителю Феофану Прокоповичу , соратнику и единомышленнику царя, идеологу церковных реформ. В эту удобную схему не вписывается множество фактов, о которых, по-видимому, не мог знать Ю. Самарин в 40-е гг. XIX столетия, – и, в первую очередь, существование целого цикла ранних панегирических проповедей Яворского, в которых он выступал как безусловный апологет Петра I, прославляя как его военные победы, так и государственные преобразования: основание Петербурга, создание флота и армии, расширение границ и укрепление мощи Российской державы. Предметом особого восхваления в проповедях Яворского были и личные качества «труженика на троне». Однако большинство этих проповедей во времена Самарина не были напечатаны. Да и вообще при жизни митрополита вышла в свет всего лишь одна его проповедь киевского периода 3 . Вплоть до нынешнего времени опубликована лишь очень небольшая часть литературного наследия Стефана Яворского – в единственном издании, давно уже ставшем библиографической редкостью 4 . В трехтомнике сочинений писателя были помещены 35 проповедей и торжественных слов. На это издание преимущественно и опирались первые исследователи его творчества (Ю. Самарин). Между тем, в этом трехтомнике практически не представлен цикл общественно-политических проповедей Яворского. Часть проповедей этого жанра позднее, в 1860–1870-х гг., была напечатана в Трудах Киевской духовной академии 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Серпухов. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Преображенский храм стоял на берегу р. Нары на так называемой Спасской горе. В Сотной 1552 г. рядом с церковью Спаса Святого отмечены 10 зажиточных дворов и 19 дворов более скромного достатка. В 1620 г. в приходе числилось 20 дворов: городовых пушкарей, кузнецов, гончаров, портного и «харчебника». 6 октября 1710 г. деревянное здание Преображенской церкви погорело, но антиминс её был спасён. В 1723 г. прихожане купили в уезде «стоявшую без пения» деревянную Крестовоздвиженскую церковь, перевезли её на Спасскую гору, и она была освящена во имя Благовещения. Но в 1742 г. в Серпухове вновь упоминается церковь Спаса Преображения. Это второе переосвящение храма, бывшее, видимо, в 1730-х или в начале 1740-х гг., естественно связать с его возобновлением. Возможно, что тогда Преображенская церковь и была выстроена в камне. С 1804 г. храм Преображения был приписан к церкви Успения, а 19 августа 1852 г. упразднён «за ветхостью». 6 апреля 1855 г. был дан указ о разборке здания Преображенской церкви. В сентябре того же года снос отложили — но только затем, чтобы использовать камень и кирпич для Всехсвятского храма в Серпухове. Однако в 1858-1860 гг. бывшие прихожане храма Преображения во главе с купцом Константином Алексеевичем Кулаковым добились возобновления своего храма. Повторный осмотр его здания показал, что оно может быть сохранено при перестройке алтаря, придела и колокольни. Прихожане пожелали пристроить к храму и второй придел — Благовещенский. На всё это неизвестным лицом было пожертвовано 10 000 руб. В 1864 г. заново освящён главный Преображенский алтарь и построена колокольня; в 1869 г. освятили южный Михаило-Архангельский придел, а в 1870 г. — северный придел Благовещения. В 1869 г. Преображенский храм по просьбе прихожан был вновь утверждён самостоятельным, хотя он оставался в числе беднейших в городе: к 1917 г. в приходе состояло всего 146 душ мужского пола и 145 — женского, в 31 дворе.

http://sobory.ru/article/?object=34451

Старая Русса. Церковь Димитрия Солунского. Церковь Вознесения Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь на месте каменного здания 1445, разобранного по ветхости в кон. XVII в. Выстроена в 1860-1870-х гг. на средства горожан. Двусветный бесстолпный четверик, завершённый декоративным пятиглавием, с трапезной с высокой колокольней. Главный престол Вознесенский, боковые приделы Рождество-Богородицкий и Димитриевский, в трапезной приделы Митрофана Воронежского и Андрея Стратилата. Закрыта в 1928 г., в войну повреждена, разобрана в 1950-х гг. Ядрышников В.А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. М.-СПб., 2010, с. 270-276 Димитриевская церковь. Основание церкви (XV в.). Последующие судьбы ее. Храм Вознесения (1751). Последние перестройки. Внутренний вид. Примечательные иконы в храме с приделами. Колокольня и школа. На той самой городской улице, по Холмовской дороге, где стоит Никольская церковь, поюжнее от нее стоит — красуется другая церковка. Красиво выделяются на синеватой глазури пять куполов храма, а к самой улице подходит трехъярусная колокольня, поднимаясь над церковными две­рями. Новизною веет от этой церкви с колокольницею, хотя с давних пор здесь стояла церковь. Есть летописные известия, что какой-то храмолюбец при святителе Нова-города Евфимии II, в княжение на Руси великого князя Василия Васильевича Темного (около 1446 года), выстроил на этом месте храм с приделами в честь апо­стола Евангелиста Луки и митрополита Петра 1). 1) История госуд. Российского, V т., 256 стр., примеч. 386. Много веков прошло с той поры, а еще больше перемен случилось в городе. Не узнать теперь древней церкви, как не узнать самой Старой Руссы. Все по нескольку раз изменялось, а о древнем храм остались лишь воспоминания, да и то благодаря летописным заметкам. Литва разорила храм при общем разорении города, и долгие годы стояли на месте его обгоревшие развалины, пока не собрались с силами прихожане, не обстроились сами они. Тем временем отыскались благотворители, и в 1693 году развалины церковных стен были окончательно разобраны, а немного поюжнее их появился новый храм в честь великомученика с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Заботились прихожане о своем храме, всячески украшали его, а рядом с ним, по благословению святительскому (Стефана Каллиновского), выстроили деревянною церковку в честь Вознесения Господня 2). Уютна была эта церковка. Все стены ее были оклеены холстом и расписаны священными изображениями. Тут были и святители, и подвижники между картинами из священной истории, или притчами Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=36145

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010