В описи мон-ря 1774 г. кроме Одигитриевского, Вознесенского и Знаменско-Никольского храмов указаны каменные настоятельские покои, братский корпус с 12 кельями, казначейская палата, конюшня, братская поварня, хлебная, иконописная мастерская, кузница, квасоварня, столярная мастерская, 2 каменных погреба-ледника. Во время Отечественной войны 1812 г. Вязьма была оккупирована франц. войсками, В. м. разорен, неск. насельников убиты, остальная братия покинула обитель, к-рая оставалась разрушенной до кон. 20-х гг. XIX в. В восстановленном мон-ре в 1830 г. был освящен Вознесенский храм, в 1837 г.- Смоленская ц., в 1849 г.- «переложенный с самого фундамента» Знаменско-Никольский храм, построены настоятельские и братские кельи (1848), 2-этажная гостиница (1869), каменная ограда, часовня, 2 торговые лавки на Духовской ул. Особо почиталась принесенная в 1881 г. с Афона икона Божией Матери «Достойно есть». В 1866 г. в В. м. проживали архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха, 16 послушников, в нач. XX в.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах. На территории В. м. были похоронены преподаватели Вяземского ДУ Трофимовский, Горбатовский, Якимович. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» После 1917 г. проживавший в В. м. еп. сщмч. Макарий (Гневушев) создал при мон-ре братство в честь Рождества Христова, куда вошло более 1 тыс. чел. Решением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода от 30 июля 1918 г. еп. Макарий возглавил Вяземское вик-ство, но вскоре был арестован и расстрелян. В авг. 1918 г. в местной прессе развернулась клеветническая кампания в отношении насельниц В. м. В авг. 1929 г. решением исполкома горсовета храмы В. м. были закрыты, договор-аренда с верующими расторгнут, имущество разграблено, колокола переплавлены, помещения отошли спичечной фабрике. После освобождения Вязьмы в июне 1943 г. уцелевшие от обстрелов здания были переданы пивоваренному заводу. В 1946 г. в Смоленском храме разместился Вяземский архив, Знаменский (Никольский) храм был разобран.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

История перемещения престолов внутри собора в XVI в. неясна. Весьма вероятно, что престол в честь Покрова Богородицы появился после 1552 г. К нач. 60-х гг. XVI в. растесали стену, разделявшую юж. предалтария. Это новое единое помещение было расписано в 1564-1565 гг. По иконографии росписи предполагают, что здесь устроили придел Иоанна Предтечи (придел во имя прп. Симеона Столпника был перемещен, может быть на хоры). В 1581 г. здесь совершилось погребение царевича Иоанна Иоанновича , и тогда же появился придел прп. Иоанна Лествичника, небесного покровителя убиенного царевича. Ранее находившийся на его месте престол св. Иоанна Предтечи был перенесен в придел, пристроенный к юж. предалтарию с востока. Исследователи XIX в. полагали, что престол во имя прп. Иоанна Лествичника был переосвящен в XVII в. во имя св. Иоанна Милостивого. Однако, судя по ладанным книгам, придел во имя св. Иоанна Милостивого существовал в соборе уже в 1584 г. Наиболее решительные изменения в сложившейся в течение столетий системе посвящений произошли в 1785 г., когда были упразднены приделы на хорах, в 1848 г. сюда был вынесен престол в честь Покрова Богородицы, а на его месте учрежден придел во имя мч. Уара из разобранной ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот. В 1893 г. наиболее ценные в историческом отношении предметы из ризницы собора были переданы в Синодальную ризницу (ныне в Оружейной палате). В Синодальную (Патриаршую) б-ку (ныне в ОР ГИМ) поступили хранившиеся в ризнице рукописи: 4 пергаменные, 20 на бумаге (Апостолы, Евангелия, Минеи служебные, Октоихи и Псалтири), в т. ч. пергаменное Мстиславово Евангелие (XII в.), лицевая Псалтирь - вклад Д. И. Годунова в собор в 1594 г. по царе Иоанне IV и его брате кн. Юрии Васильевиче. В 1918 г. А. с. был закрыт. Реставрация и возобновление богослужений Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) Архангел Михаил с деяниями. Икона. XIV-XV вв. (ГММК) В 1918 г. были произведены работы по восстановлению алтарной части собора, пострадавшей во время обстрела Кремля революционными войсками.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Однако липоване составляли в Буковине всего лишь весьма немногочисленное меньшинство, осевшее в районе селения Белая Криница, расположенного между Черновцами и Рэдэуци. Вряд ли стоило бы о них упоминать в связи с нашей темой, если бы не благосклонное отношение императора Фердинанда (1835–1848) и его советников, благодаря которому греческий митрополит Амвросий Папагеоргополи (1791–1863), которого Константинопольский Патриархат сместил с его боснийской кафедры в Сараево под давлением турок, в 1847 году совершил первую епископскую хиротонию в истории старообрядчества 5 . Основанная тем самым так называемая “австрийская иерархия” существенным образом изменила внутреннюю структуру и внешние очертания большой части этой общины верующих, в целом не лишённой значимости, поскольку привела в действие невозможную дотоле самостоятельность в преемственности духовных лиц, прежде всего священства. Это событие, в высшей степени значимое прежде всего для истории Русской Церкви, но кроме того — и для истории земель в дельте Дуная и вокруг Браилова, и до сих пор связанное с буковинском топонимом Белая Криница, произошло во время правления епископа Евгения Хакмана (1835–1873), бесспорно самого значительного среди девяти архипастырей, возглавлявших епископию в Черновцах между 1775 и 1918 годами. Разумеется, Преосвященный Евгений не мог рассматривать липован иначе как группу твердолобых раскольников. В соответствии с этим отзыв о них, который он послал во Львов по требованию Львовского окружного управления, был отрицательным. Учреждение (по “всемилостивейшему” одобрению) на канонической территории его епархии новой иерархии, с православной точки зрения по меньшей мере неканоничной, которое ко всему прочему вызвало сильнейший гнев русского императора Николая I (1825–1855), способствовало тому, что владыка Евгений укрепился в своём давнем намерении касательно насущной необходимости непосредственных отношений Буковины с венским двором без посредничества львовской администрации. Новая земля короны

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

По материалам: Свод памятников истории и культуры Свердловской области, т. 2. – «Сократ», 2008 По сохранившимся архивным документам восстановлены имена некоторых священников, служивших в Пышминском заводе. Первым священником Пышминского прихода стал Стефан Васильевич Мутин, в семинарии не обучался, служил с 1809 г. Окончил служение не ранее 1817 г. Стефан Дмитриевич Чирков, обучался в семинарии, начал служение в 1819 г., был учителем в горной школе, запрещался служением за пьянство. Окончил служение не ранее 1828 г. Тимофей Ефимиевий Словцов окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1839 г. Окончил служение не ранее 1844 г. Гавриил Павлович Камышевский, обучался в Пермской духовной семинарии, служил с 1830 г., преподавал Закон Божий в горной школе. Окончил служение не ранее 1836 г. Александр Степанович Самарин, окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1848 г., безвозмездно обучал Закону Божию детей в горной школе. Григорий Афанасьевич Коровин, окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1855 г., преподавал Закон Божий в заводской школе, в память войны 1853-1856 г.г. награжден бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте, служение окончил не ранее 1860 г. Андрей Николаевич Тюшев, окончил Пермскую духовную семинарию, служил с 1865 г., преподавал Закон Божий в заводской школе, в 1873 г. награжден набедренником, в 1877 г. награжден скуфьей «за усердие и полезную службу по духовному ведомству». Служение окончил не ранее 1879 г. Новомученником стал дьякон церкви Сретенье в Старопышминске Иоанн Стефанов Плотников. 10 лет служил он в храме и вот 29 июля 1918 г. исчезает его подпись в метрической книге, дальше ведет записи только один священник Иоанн Пьянков. Записи в этой книге до этого велись аккуратно, но теперь дрожащим почерком вкривь по странице. Что случилось? Разгадка в метрической книге в разделе записей об умерших. День 30 июля 1918 г., как удар погребального колокола, 4 записи: граждане Пышминского завода - Дмитрий Пазников - 47лет, Гавриил Чесноков - 43 лет, Александр Устюжанин - 38 лет и 56 летний Иоанн Плотников. Причина смерти, записывает священник - убиты красноармейцами. На месте их убиения установлен Поклонный крест и памятная плита. Через год перестает служить здесь и сам Иоанн Пьянков. Видимо, тоже произошло что-то неожиданное, потому что за 1,5 года после него сменяется 8 священнослужителей, приезжавших из Березовского и других мест.

http://sobory.ru/article/?object=11093

Территория И. П. м. была окружена оградой и корпусами (общая протяженность 235 саж.). Под горой, с зап. стороны, находилась деревянная монастырская часовня над св. источником. И. П. м. владел деревянным 2-этажным домом (ул. Красноармейская, 63) с квартирами, в т. ч. архит. Курицына, и с конторой по постройке собора. В 1840 г. в обители проживали 12 монашествующих и 28 монастырских служителей. К 1877 г. И. П. м. владел 115 дес. 839 саж. земли на 8 участках, включая отведенную в 1840 г. лесную дачу, и 2 водяными мельницами. С 1805 по 1849 г. в монастыре служил свящ. Прокопий Васильевич Отроков. 22 июня 1870 г. И. П. м. наряду с великоустюжским во имя арх. Михаила мон-рем посетил вел. кн. Алексей Александрович, игум. Назарета вручила ему образ св. Иоанна Предтечи, 9 июня 1885 г.- вел. кн. Владимир Александрович, 31 мая 1898 г.- вел. кн. Сергей Александрович . В 1877 г. в «Вологодских ЕВ» было опубликовано единственное историческое описание обители прот. Арсения Попова (1816-1882), настоятеля великоустюжской Спасо-Всеградской ц. Последними игумениями И. П. м. были Виталия (Воронина), Флорентия, Паисия (Романова; 1829-1913) и Аркадия. В 1913 г., почти одновременно с игум. Паисией, умерла в возрасте 86 лет чтимая старица Нафанаила, которая прожила в обители 80 лет. В 1885 г. в И. П. м. насчитывалось 180, в 1918 г.- 660 сестер. Ежегодно совершалось 3 крестных хода: 24 июня, в храмовый праздник, из городского Успенского собора (учрежден не позднее рубежа XVII и XVIII вв.), 25 мая внутри монастыря (учрежден в 1802, после чудесного избавления горожан и сестер от лихорадки), вокруг горы (с 1848). Обычно их возглавлял благочинный обители - архимандрит Михаило-Архангельского мон-ря. 1917-2010 гг. После 1917 г. в корпусе мастерских И. П. м. размещались ремесленная школа с общежитием для мальчиков и квартирой заведующего, с дек. 1918 по май 1919 г.- штаб Северо-Двинской военной речной флотилии, затем - казарма 55-го стрелкового полка. В 2 деревянных 2-этажных домах за оградой монастыря располагалась воинская часть.

http://pravenc.ru/text/577912.html

22 февраля (7 марта) карателями среди других были расстреляны протоиерей Иосиф Смирнов, священник Владимир Ильинский, диакон Иоанн Касторский, смотритель Солигаличского духовного училища Иоанн Перебаскин. Священномученик Иосиф (Иосиф Сергеевич Смирнов) родился в 1864 году. По окончании Костромской Духовной семинарии он был назначен учителем в Солигаличское духовное училище. В 1886 году Иосиф Сергеевич был рукоположен во священника к собору Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе. Он состоял духовником при городской тюрьме и наблюдателем церковноприходских школ Солигаличского уезда. В 1905 году отец Иосиф был назначен настоятелем собора. Он был депутатом Городской думы, депутатом Солигаличского уездного собрания и членом уездного комитета попечительства о народной трезвости. В 1907 году отец Иосиф был возведен в сан протоиерея. Священномученик Владимир (Владимир Иванович Ильинский) родился в 1833 году. Был рукоположен во священника и служил в храме в селе Солда Солигаличского уезда. В 1918 году ему исполнилось восемьдесят пять лет, он давно вышел за штат и жил на покое в Солигаличе. Священномученик Иоанн родился в 1848 году в селе Николо-Березовец Солигаличского уезда в семье диакона Алексея Касторского. По окончании Солигаличского духовного училища он служил сторожем и причетником в солигаличском соборе, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском монастыре. В 1880 году Иван Алексеевич был рукоположен во диакона. Мученик Иоанн родился в 1862 году в семье диакона Павла Перебаскина, служившего в Костромской епархии. В 1880 году Иван Павлович окончил Костромскую Духовную семинарию, в 1884-м – Санкт-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия и был направлен помощником смотрителя Солигаличского духовного училища. В 1897 году он был назначен смотрителем этого училища. Одновременно с исполнением обязанностей смотрителя Иван Павлович в разное время был в училище преподавателем церковного пения, русской истории – церковной и гражданской, географии и греческого языка. В 1915 году была издана книга его сочинения «Правила поведения учеников Солигаличского духовного училища».

http://fond.ru/kalendar/254/iosif/

Александр Никанорович Померанцев (1848–1918) родился в Москве. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Архитектурное отделение Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1874–1877). Стажировался за границей (1880–1887), преимущественно в Италии. Совместно с архитектором Федором Чагиным выполнил обмеры Палатинской капеллы в Палермо. Удостоен звания академика (1887). С 1888 г. до конца жизни преподавал в Академии художеств, в 1899 г. назначен ректором Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств. Автор известных зданий, вошедших в историю русского зодчества. Среди них — Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве (1889–1893), Императорский павильон и здание Администрации (русский стиль); главное здание Художественного отдела (неоклассицизм); здание отдела Средней Азии (мавританский стиль) и здание Машинного отдела (рационализм) Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896); здание Синодального училищного совета и школы с церковью святого Александра Невского в Санкт-­Петербурге (1898–1900); архитектурная часть памятника императору Александ­­ру III в Москве (1900–1912); церковь святого Александра Невского в Челябинске (1907–1914); храм святого Александра Невского на Миусской площади в Москве (1913–1917) и многие другие. Основные вехи строительства 1882 год, 19 февраля — освя­щение закладного камня. 1884–1885 годы — архитектор Иван Богомолов († 1886) разрабатывает первый проект собора вместимостью 1200 человек и сто­имостью 2 млн левов. 1896 год — создание болгарским правительством Строительной комиссии по возведению собора. 1898 год — назначение Александ­ра Померанцева главным архитектором проекта собора вместимостью 4–4,5 тыс. человек. 1904 год, май  — организация в Софии Строительного бюро под руководством приглашенных Померанцевым зодчих Александ­ра Смирнова († 1928) и Александ­ра Яковлева († 1951).   1906 год  — возведены фундаменты, облицован цоколь.   1908 год  — возведены стены, начинается кирпичная кладка сводов и выполнение элементов каменной резьбы на фасадах.  

http://e-vestnik.ru/analytics/hram_alexa...

Благочестивейший Государь! Празднуя столетие Отечественной войны, ты с августейшим своим семейством подъял на себя труд личного посещения всех тех мест, на коих в особенности видимы были шествия Бога... Царя нашего, Иже во святем ( Пс.67:25 ), то есть где Он особенно давал чувствовать Свою всесильную помощь. Третьего дня и вчера мы видели тебя на месте, на котором гордый, не знавший равных себе противников враг наш преткнулся на своем завоевательном пути, а ныне ты уже в Москве – на месте, где он окончательно упал. Ты приближаешься к всероссийскому алтарю, к тому жертвеннику, на котором многострадальная Москва принесла свою искупительную жертву самосожжения, и приближаешься в том благочестивом намерении, чтобы воскурить в нем кадило своей благодарности, в молитве излить свою душу. Глубоко веруя, что благоденствие народов зависит и от царей их, что благочестие владык низводит благословение Божие на царство, православная Москва в восторге поет тебе: Осанна, благословен грядый во имя Господне! Широко растворяем двери этого храма и мы, священнослужители, имея высокое утешение в такой знаменательный момент соединить с твоею царскою молитвою и нашу смиренную молитву и из глубины души воззвать: Премилосердный Боже! Ты чудесно избавил наше Отечество от лютого и страшного внешнего врага. Слава и благодарение Твоему милосердию о нас! Но Ты видишь, Всеведущий, как страдает оно сейчас от другого, не менее, а гораздо более страшного и опасного, чем Наполеон, врага внутреннего – духа безверия и безбожия. Между тем как тот, действуя огнем и мечом, истреблял только материальное богатство России и убивал только тело русского человека, а этот, действуя губительным учением космополитизма, социализма и анархизма, расхищает его духовное сокровище, убивает его душу, его веру. Пробави, Господи, милости Твою над нами и сейчас – помоги преодолеть и этого врага, как помог победить всемирного деспота и тирана сто лет назад. Читать далее Источник: К вам мое слово любви, вразумления и утешения…: проповеди, слова, поучения/священномученик Владимир (Богоявленский; 1848-1918), митрополит Киевский и Галицкий. — Тверь: Булат, 2008. — В 3-х том. (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской православной церкви)./Т. 1. — 526 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

В 1847-1848 гг. Е. безуспешно принимал экстренные меры по сохранению и обретению мощей св. прав. Боголепа Черноярского , погребенного под Иоанновским приделом Воскресенской ц. Но в нач. 1849 г. та часть берега, где находилась могила св. Боголепа, обрушилась в Волгу. В 1855 г. Е. способствовал почитанию Астраханских святителей Феодосия (Харитонова) (прославлен в 2002), Иосифа (прославлен в 1918) и др., а также сохранению их мощей. В 1850 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, в 1855 г. участвовал в погребении имп. Николая I. 15 апр. 1856 г. Е. возглавил Псковскую и Порховскую кафедру. В Пскове Е. освятил Преображенскую ц. (1859) в здании кадетского корпуса, возобновил иконостас в древней ц. во имя прп. Варлаама Хутынского на Званице (XV в.). В нояб. 1861 г. тяжело заболел, свои денежные сбережения завещал на восстановление псковского кафедрального Троицкого собора. Больного архиерея регулярно посещал архиеп. Рижский Платон (Городецкий) . 9 июля 1862 г. в Троицком соборе вик. С.-Петербургской епархии еп. Ревельский Леонтий (Лебединский) отслужил панихиду, 10 июля состоялось погребение Е. в усыпальнице Псковских архиереев - крипте Троицкого собора. Свящ. М. Благонравов писал, что Е. «отличался знанием языков древних и новых», его проповеди «по образу и силе речи сходны с проповедями» свт. Филарета (Дроздова), но «доступнее, чем речи» Московского святителя, т. к. «в провинции были далеко не такие слушатели, какие в столице» (Архиереи Астраханской епархии. С. 113, 114). Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й степени большого креста (1837), св. Александра Невского (1851), алмазным крестом для ношения на клобуке (1855). В собрании Псковского музея-заповедника хранятся рукописные сборники его проповедей, а также Библия (1829-1830, 298 л., скоропись) и др. книги, принадлежавшие Е. (см.: Кат. славяно-рус. рукописей Псковского музея-заповедника: XIV - нач. ХХ в. Псков, 1991. Ч. 1. С. 137, 148). Известна литография П. Ф. Бореля , напечатанная в мастерской А.

http://pravenc.ru/text/186965.html

Владыка Евгений усмотрел благоприятное время для соответствующих действий в революционном 1848 г. В июне он сплотил вокруг себя нескольких местных магнатов и вместе с ними составил петицию венскому двору, целью которой было отделение Буковины от Галиции на правах земли короны 6 и учреждение здесь собственного ландтага. 20 января 1849 года епископу, возглавлявшему делегацию, довелось в Оломоуце ещё раз лично и отчётливо напомнить об этом 18-летнему Францу-Иосифу, который как раз принял власть после своего дяди императора Фердинанда. Усилия епископа Евгения и его единомышленников явно не пропали даром. Уже 4 марта 1849 года Буковина была повышена в статусе до герцогства, а Черновцы были провозглашены её столицей и резиденцией ландтага. О том, насколько высоким уже тогда было мнение о православном архипастыре, свидетельствует то, что его одновременно провозгласили первым президентом Буковины и председателем ландтага в Черновцах 7 . Православная Церковь Буковины, которая была и оставалась самой значительной религиозной и культурной институцией страны невзирая на мощную волну переселения немецкоязычных католиков, протестантов и иудеев, достигла высокого уровня внутренней автономии, хотя епископ и впредь назначался императором. Тем не менее епископ и епархия в целом обладали большой самостоятельностью. Сотрудники епархии по образцу многих римо-католических диоцезов Австрии образовывали консисторию, состоявшую из кафедрального протопресвитера, четырёх советников консистории со строго определёнными сферами деятельности и двух заседателей. Представителем епископа являлся своего рода генеральный викарий, носящий “эк­зотический” титул консисториального архимандрита. Епархия была разделена на 12 протопресвитериатов, каждый из которых включал по 25 приходов. Можно видеть, что православная Черновицкая епархия намеренно встраивалась в структуру габсбургского бюрократического государства XIX в. и что это вряд ли было бы возможным без внутриепархиальных сборов, а также без персональной помощи, которая ей либо оказывалась, либо даже навязывалась по конфессиональным или политическим причинам.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010