Постоянная экспозиция открыта в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга марта 2010 Она посвящена 300-летию основания храма-памятника в честь Полтавской победы 1709 года. Экспонаты предоставлены ГМП «Исаакиевский собор» и СПбДА Постоянная экспозиция открыта в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга. Она посвящена 300-летию основания храма-памятника в честь Полтавской победы 1709 года . Экспонаты предоставлены ГМП " Исаакиевский собор " и СПбДА. Условно экспозиция делится на три части: две посвящены Полтавской битве, а третья - святыням Сампсониевского собора. Впервые широкому зрителю представлены дореволюционные снимки священнослужителей собора периода 1848-1918 годов. Они выполнены в виде качественных увеличенных копий. Рядом с фотографиями 1909 года, запечатлевшими богослужение в честь 200-летия победы под Полтавой, возглавляемое митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским), соседствуют современные снимки. Они сделаны ровно век спустя на торжествах, посвященных 300-летию генерального сражения Северной войны. Божественную литургию летом 2009 года возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Раритетным экспонатом стало Малое Евангелие. Издание типографии Киево-Печерской лавры 1703 года, посвященное царевичу Алексею Петровичу, находилось в соборе вплоть до Октябрьской революции. Дальнейшая его судьба долгое время была неизвестна. Лишь недавно святыня вернулась в храм. Примечательно, что в руки сотрудников ГМП " Исаакиевский собор " Евангелие попало случайно. Его принесли художники-реставраторы, которые приобрели его у частного лица в 1997 году и установили подлинность. Экспозиция размещена на стендах, установленных в северном приделе во имя святого Иоанна Богослова. Часть экспонатов занимает левый клирос, а также правый, где во время праздничных богослужений еще недавно располагался хор. " У прихода собора и музейных сотрудников нет конфликта интересов. У нас одна и та же задача - сохранение музейных ценностей, чтобы они в той или иной форме служили народу " , - считает заместитель директора ГМП " Исаакиевский собор " Виталий Пятигорский.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=198...

Санкт-Петербург. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волковском православном кладбище. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1901 г. пот. поч. гражд. Татьяна Васильевна Колобова, вдова табачного фабриканта, пожертвовала 83,5 тыс. руб. на постройку трехпридельного храма с хорами. Его решили поставить справа от входа, перед Спасской и Всесвятской церквями. Одобренный 8 июня 1901 г. проект пятиглавого, без колокольни, здания исполнил в стиле XVII века Л.В. Шмеллинг. Жертвовательницей оно посвящалось памяти умершей сестры Анны и имело фамильный склеп Колобовых. Прежде чем в 1910 г. начать постройку, епархиальный зодчий А.П. Аплаксин, несмотря на выдвинутые возражения, коренным образом изменил облик фасада, сделав его „более стильным“ и приблизив к неорусскому варианту модерна. Строительные работы длились 14 месяцев и стоили 65 тыс. руб. Однопрестольный храм возвышался на гранитном цоколе и был окрашен в белый цвет. Служить в нем начали 4 мая 1913 г. на переносном антиминсе, но по техническим причинам, а также из-за нарушения утвержденного проекта, само освящение задержалось до конца августа 1918 г. Стены не удалось украсить росписью, которая снаружи должна была изображать „Воскресение мертвых“. Простоял храм лишь десять лет, и в 1929 г. он был закрыт и снесен. В день третьего Спаса по кладбищу шел крестный ход и служилась вселенская панихида, а 15 августа ход шел вокруг Волковой деревни в память о холере 1848 г. При кладбище с 1806 г. существовала богадельня для вдов и сирот придворного духовенства и начальная школа. На другом берегу речки Волковки находились старообрядческое, единоверческое и лютеранское отделения кладбища. К началу XX века Волковское православное кладбище превратилось в одно из крупнейших кладбищ Петербурга, протяженность дорожек которого достигала пятнадцати километров. На кладбище действовали пять православных храмов. Церковь Всех Святых построена в 1850–1852 гг. по проекту архитектора Франца Ивановича Руска, по образцу построенной им рядом Спасской церкви. Храм возводился на средства богатейшего русского купца, старосты единого прихода Порфирия Пономарёва, известного своей благотворительностью. После освящения церкви 22 августа 1852 года погребения Пономарёвых были перенесены в неё, а через год здесь же был погребён сам жертвователь П.И. Пономарёв. Поэтому церковь Всех Святых в народе обычно называлась " Пономарёвской " .

http://sobory.ru/article/?object=37516

Храм Казанской иконы Божией Матери (Грязи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Каменная тёплая церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на средства прихожан в 1845—1848 гг. Содержание История [ править править код ] По разным источникам Казанский храм города Грязи был построен между 1845-1848 гг. в селе Таволжанка. Позднее, в 1911 году, были освящены еще два придела – в честь пророка Божия Илии и святителя Николая Чудотворца. С 1938 года рабочий поселок Грязи стал городом и с этого времени в его состав вошла и Таволжанка. Чуть меньше ста лет православный народ собирался на богослужения в эту церковь. Приход Казанского храма в 1917 считался одним из крупных в Липецком уезде. Примечательно, что в 1918 году в этом селе родился один из знаменитых земляков нашего Липецкого края, имя которого известно каждому школьнику - Герой Советского Союза Иван Васильевич Шкатов, погибший во времена Великой Отечественной войны. Но вернемся к истории Казанского храма. Вместе с революцией пришли в него разруха и запустение. Как многие соборы и храмы в то время, храм, названный в честь иконы Божией Матери явившейся в городе Казани, был безжалостно разорён красноармейцами в 1922 году. А в 1935 году закрыт и впоследствии сильно разрушен. Настоятель расстрелян. Запустение длилось 50 лет. В это время храм служил мастерской по ремонту тракторов и складом, а в церковном доме устроили винный магазин. Современное состояние [ править править код ] Однако, в 1988 году началась реставрация и вновь открылся приход. В начале 1989 года настоятелем храма был назначен протоиерей Алексей Богодеев, в церкви начались проводиться первые после долгих лет богослужения. В 2003 году в храме производился большой ремонт, проведено отопление, церковь украсили художественной росписью. Были написаны множество икон на столбы и Тайная вечеря над Царскими вратами. Сейчас реставрация полностью завершена. В интерьере Казанского храма всё лаконично и соразмерено. Строгая роспись стен, выполненная в каноничном стиле, деревянная резьба на колоннах и резной иконостас без обилия позолоты и лишней роскоши. Иконы на столбах, выполненные так же в каноничном стиле, дополняют собой роспись стен. В изображениях святых нет театральных и жеманных поз, какие,к сожалению,часто встречаются при, так называемом, академическом стиле храмовой росписи. Батюшка Алексий очень серьезно и вдумчиво подходил ко всему, от эскиза до подбора колорита. В выборе сюжетов икон учитывались пожелания прихожан. Например, так был заказан образ Богородицы в Родах помощь, Смоленская Одигитрия и именные иконы святых угодников Божиих (святых Матроны Московской и Ксении Петербургской, святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского, Георгия Победоносца ...). Сейчас Казанский храм города Грязи по праву является исторической и культурной ценностью, а для прихожан еще и ценность совсем другого рода - духовная.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

Трехтомник произведений священномученика Владимира (Богоявленского) представлен в Москве 11 марта 2009 г. 11:21 Три тома произведений священномученика Владимира (Богоявленского; 1848-1918), выпущенные в год 90-летия его гибели тверским издательством «Булат», были представлены в Москве. Презентация состоялась в рамках научной конференция «Политические репрессии против духовенства и мирян в России ХХ века», которая прошла 10 марта в Институте российской истории РАН. Издание представил его редактор — секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов. Митрополит Киевский Владимир был первым из русских архиереев новой эпохи гонений, кто принял мученический венец — большевики зверски убили его у стен Киево-Печерской лавры 25 января 1918 г. За 17 лет, прошедших со дня его канонизации, ни одно церковное издательство не опубликовало «фактически ничего из его многочисленных трудов», с сожалением констатировал о. Максим. Он напомнил, что в Деяниях Архиерейского Собора 1992 г., прославившего митрополита Владимира, прямо говорится о необходимости опубликовать его житие и творения, что не было исполнено. «Такое удручающее равнодушие» свидетельствует о том, «как сегодня российским обществом востребован подвиг новомучеников и исповедников российских», полагает сотрудник Комиссии по канонизации. Приступая к характеристике нового издания, он отметил, что личный архив священномученика найти не удалось. В три тома нового издания, по 500 страниц каждый, удалось собрать проповеди, статьи, речи и беседы, опубликованные при жизни митрополита Владимира в различных изданиях, всего 113 произведений. Издание состоялось при поддержке регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». О. Максим подчеркнул, что ценность пастырского и богословского наследия митрополита Владимира хорошо осознавалась его современниками — не только духовными чадами, но и профессурой Московской духовной академии, участниками Поместного Собора 1917-1918 гг. Редактор и составитель издания охарактеризовал основные типы произведений, собранные в трехтомнике: это и апологетические проповеди; и статьи «на злобу дня», например, посвященные Первой мировой войне; беседы на евангельские сюжеты, а также научная критика социал-демократического учения, стремительно распространявшегося в России в начале ХХ в. Из ряда речей святителя, посвященных социальным проблемам, издатель особо выделил беседы и проповеди о борьбе с «вековым недугом народа» — пьянством. Было подчеркнуто, что значительную часть наследия митрополита Владимира составляют его беседы с детьми, которые «подкупают простотой изложения и благоговейной серьезностью». «Трогательно, что три последних года своей литературной деятельности митрополит посвящал почти исключительно детям, вопросам их религиозного и нравственного воспитания», — отметил священник.

http://patriarchia.ru/db/text/580052.htm...

7 февраля Владыка Тихон, архиепископ Алеутский и Аляскинский 1907 год – Государь император Николай II принял трех митрополитов — Антония, Владимира и Флавиана — с докладом о работе Предсоборного присутствия. Практического результата не последовало: точной даты созыва Собора никто не назвал. После победы над революцией созыв Собора воспринимался как событие, которое взбудоражит общество, лишь недавно успокоившееся. В условиях наступавшего политического затишья о церковной реформе предпочли временно не говорить: политическая составляющая церковной политики оказалась преобладающей. К тому же и в самой Церкви политические пристрастия, стимулируемые революцией, мешали не только разрешению давно назревших проблем, но и правильному их пониманию. 1907 год – Архиепископ Алеутский и Североамериканский Тихон (Белавин) переведен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский; 1848–1918) 1918 год – В Киеве от рук неизвестных принял мученическую смерть почетный председатель Поместного Собора митрополит Владимир (Богоявленский). Когда красные войска взяли Киев, в Лавре расположился военный отряд. Во время богослужения вооруженные люди в шапках, с папиросами в зубах врывались в храмы, устраивали обыски, издевались над иноками. Растерявшиеся монахи, соблазненные интригами архиепископа Алексия (Дородницына), стали жаловаться красногвардейцам на то, что митрополит не разрешает им устраивать комитеты и советы, а они хотят, чтобы в монастыре все было, как у красных. 7 февраля (25 января по ст. ст.) красноармейцы учинили обыск в покоях митрополита, а вечером туда вломились пятеро пьяных бандитов. Они втолкнули владыку в спальню и начали пытать, душили цепочкой от креста, сорвали с груди крест и ладанку, нательную иконку. Из спальни святителя вывели в рясе, в белом клобуке, с панагией. Бандиты втолкнули святителя в автомобиль, отвезли за полверсты от лаврских ворот и расстреляли. Убитого владыку обнаружили наутро: он лежал на спине в луже крови, без панагии и в клобуке без клобучного креста. Святые мощи мученика перенесли в Лавру.

http://pravoslavie.ru/5350.html

Священномученик Владимир (Богоявленский) В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Владимир (Богоявленский)». Составитель Ольга Рожнева. Священномученик Владимир (Богоявленский)/Сост. О.Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монас тыря, 2016. — 144 с.      Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский; 1848–1918) — единственный иерарх Русской Православной Церкви, последовательно занимавший все три митрополичьи кафедры в Российской империи — Московскую, Петербургскую и Киевскую. Свой жизненный подвиг он завершил в 1918 году, став одним из первых новомучеников Русской Православной Церкви в сане архиерея и одним из первых небесных молитвенников за Россию в годы жесточайших гонений. Книга знакомит читателей с его житием и воспоминаниями о нем. «Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить православие в России…» — эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины. Протопресвитер Георгий Шавельский писал в своих мемуарах о владыке Владимире: «В молодые годы на своей первой самостоятельной кафедре — Самарской — он слыл за праведника и пользовался огромной любовью паствы». Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) вспоминал о владыке Владимире: «В Петроград он шлет чрез сенатора Кони кусок голодного хлеба, каким питались в Самаре, и этот кусок хлеба раскрыл центральной власти, что не о неурожае нужно говорить, но о настоящем голоде, что бедствие приняло ужасающие размеры и что для борьбы с ним нужны чрезвычайные и решительные меры. Во время холеры, уносившей тысячи жертв, вызвавшей панику, когда народ в ужасе оставлял больницы без присмотра, умерших без погребения, когда народ избивал врачей и санитаров, заподозрив их в распространении эпидемии, владыка устраивал общественные молебствия, обращался к многочисленным собраниям своей паствы со словами утешения и ободрения, сам служил панихиды по умершим от холеры и отпевал их на холерном кладбище».

http://pravoslavie.ru/99690.html

Алексеевский Саратовский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Алексеевский Саратовский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в конце XIX века. Возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре имеется трапезная и гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] В 1848 году Афанасий (Дроздов), архиепископ Саратовский и Царицынский, купил для архиерейской дачи в районе Спасо-Преображенского мужского монастыря в четырёх вёрстах от Саратова участок земли площадью около 16 га, на котором располагались роща и сад. Через некоторое время там возник мужской скит, отчего это место стали называть Верхней Монастыркой. При Павле (Вильчинском), занимавшем кафедру в 1882—1889 годах, там построили храм во имя митрополита Алексия, в котором ежедневно совершались богослужения. Впоследствии площадь скита увеличилась до 22 гектаров. В районе скита появился источник питьевой воды, что связали с молитвами его членов. Вода из этого источника по керамическому водопроводу подводилась к скиту, где были устроены пруд и фонтан, и к слободе, окружавшей скит. 23 января 1918 года земли скита были секуляризованы, храм перестроен (уничтожены были купола и звонница). По некоторым сведениям, насельники скита были подвергнуты гонениям, а часть их была убита в подвале храма. Сад при монастыре был по большей части вырублен и заброшен, водопровод и фонтан были разрушены, но родник сохранился. В 1929 году на территории монастыря был расположен детский туберкулёзный санаторий, в 1940-е годы её стали застраивать частными домами, а в 1969 году в зданиях, сохранившихся от скита, была расположена гинекологическая больница 2 Кировского района. В 1982 году земельный участок, занимаемый больницей, был отведен для отдела здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году там расположилась глазная клиника. На следующий год часть земли скита была передана НПО «Алмаз» для строительства горнолыжной базы. Там же планировалось построить в 13-й пятилетке инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения «Медтехника».

http://azbyka.ru/palomnik/Алексеевский_С...

К 200-летию научного журнала Санкт-Петербургской духовной академии «Христианское чтение» 26 января 2021 г. 09:00 Научному журналу  Санкт-Петербургской духовной академии   «Христианское чтение» исполнилось 200 лет. Журнал по праву считается старейшим научно-богословским периодическим печатным изданием России. В октябре 1820 года на одном из заседаний конференции академии ректор архимандрит Григорий (Постников) (1784-1860), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова), обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?». Это предложение было единодушно принято. В состав редакции журнала, помимо ректора академии, вошел также ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». С 1848 по 1917 годы «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были переводы святоотеческих творений, но и не только они. Так, начиная с 1906 года в качестве приложения к журналу публиковались отредактированные профессором А.И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней Церкви» профессора В.В. Болотова. В 1870-1915 годах в виде приложения выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии». В 1918 году редакция «Христианского чтения» была вынуждена прекратить свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской духовной академии» было возобновлено в 1990 году ЛДАиС. Номер открывался благословением  митрополита Алексия (Ридигера)  (вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси): «Божие благословение на издание ежеквартального журнала " Вестник Ленинградской духовной академии " , который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией " Христианского чтения " , публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии».

http://patriarchia.ru/db/text/5758001.ht...

Мученичество – венец смиренных. Священномученик Владимир Киевский Жизнь его, на первый взгляд, кажется такой простой, что в ней как будто и нет ничего, что предзнаменовало бы его мученическую кончину 28 июля, 2014 Жизнь его, на первый взгляд, кажется такой простой, что в ней как будто и нет ничего, что предзнаменовало бы его мученическую кончину В дни братоубийственной войны на Украине мы вспоминаем жития украинских новомучеников, прося их о заступничестве и умирениии враждующих. Священномученик Владимир (Богоявленский) 01. 01. 1848 г. – 25. 01 (07.02) 1918 г. Митрополит Владимир Киевский был первым из архиереев Русской Православной Церкви, пострадавшим в годы большевистского террора. Жизнь его, на первый взгляд, кажется такой простой, что в ней как будто и нет ничего, что предзнаменовало бы его мученическую кончину. Однако впечатление это поверхностное. Мученичество за Христа – это избранничество своего рода, его надо еще быть достойным. В силу чрезвычайной скромности Владыки многие дела его сокрыты, и лишь фрагменты его пастырских наставлений обнаруживают то духовное состояние, в котором он пребывал и которое было преддверием его христианского исхода. «Не мне, Господи, но имени Твоему, да будет слава!» В записках митрополита Владимира, адресованных пастве, и особенно – самой юной ее части, одной из главных является тема смирения: «Быть смиренным значит ничего не знать о своих дарованиях и каких бы то ни было преимуществах, а считать их всегда милостию и дарами Бога, не ставить себя выше ближних своих, безропотно переносить обиды и оскорбления, подчинять свою волю воле других, стоящих выше нас, не стремиться к тому, чтобы отличиться или блеснуть чем-нибудь, но заботиться о благоволении Божием. Вот в чем состоит истинное христианское смирение. Это – преданность И путь от умаления себя перед ближними ради приобретения неброских, но драгоценных свойств христианского характера – любви , кротости, милосердия – до безропотного восприятия страданий и поношений за Христа он прошел сам.

http://pravmir.ru/vladimir-kievskij/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРШАВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, создана в окт. 1840 г. с названием «Варшавская и Новогеоргиевская» в результате преобразования Варшавского вик-ства Волынской епархии в самостоятельную епархию. С янв. 1843 г.- Варшавская и Волынская, с июля 1860 г.- Варшавская и Новогеоргиевская, с 1875 г.- Холмская и Варшавская, с июня 1905 г.- Варшавская и Привислинская, с 1923 г.- Варшавская и Волынская. 17 сент. 1925 г. вошла в получившую неканоническим путем автокефалию Польскую Православную Церковь (каноническая автокефалия была дарована Польской Православной Церкви в 1948). Территория В. е. совпадала с границами Царства Польского в составе Российской империи. В епархии существовали вик-ства Люблинское (с 1875, в 1905 преобразовано в Холмскую и Люблинскую епархию , возрождено в 1922) и Новогеоргиевское (1912-1917). Необходимость создания В. е. была вызвана тем, что «положение православной Церкви в Царстве Польском требовало дать ей более твердости во внутреннем устройстве» (из доклада обер-прокурора Святейшего Синода Н. А. Протасова имп. Николаю I). 1 окт. 1840 г. имп. Николай I подписал указ об образовании В. е., к-рой был усвоен 2-й класс, 5 окт. правящим Варшавским архиереем был назначен бывш. викарный Варшавский еп. Антоний (Рафальский) с возведением в сан архиепископа. За время пребывания архиеп. Антония на Варшавской кафедре количество храмов в епархии возросло с 12 до 18, в т. ч. за счет присоединения к Православию 3 униатских общин в селах Лукова, Бабице и Поток-Гурны Люблинской губ. В 1840-1841 гг. существовавшее при Варшавском вик-стве духовное управление было преобразовано в духовную консисторию. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г. Собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве. Фотография. 1912 г. 17 янв. 1843 г. на Варшавскую кафедру был назначен архиеп. Волынский и Житомирский Никанор (Клементьевский) , объединивший под своим управлением Варшавскую и Волынскую епархии (носил титул «Варшавский и Волынский»). Временное объединение 2 епархий имело целью укрепить важную в миссионерском отношении, но бедную и имевшую небольшое число правосл. верующих В. е. за счет более благополучной Волынской епархии. За время пребывания архиеп. Никанора на Варшавско-волынской кафедре в Царстве Польском были построены правосл. храмы: во имя мц. царицы Александры при Александринском ин-те благородных девиц в мест. Пулавы (в 1848-1918 Нов. Александрия), во имя блгв. кн. Александра Невского при дворце в Лазенках в Варшаве, во имя мц. Александры в рус. Александринской колонии близ Новогеоргиевской крепости (ныне Модлин). Важным событием было открытие архиеп. Никанором первого в В. е. единоверческого прихода близ г. Сувалки, где издавна проживало значительное число старообрядцев, в 1848 г. по проекту К. А. Тона был построен единоверческий Покровский храм в усадьбе Каролин, переименованной в с. Покровское.

http://pravenc.ru/text/150457.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010