Скачать epub pdf Содержание Жертва очищения. Краткое жизнеописание священномученика митрополита Владимира Беседа первая: О призывании Беседа вторая: О первом прошении молитвы Господней Беседа третья: О втором прошении молитвы Господней Беседа четвертая: О третьем прошении молитвы Господней Беседа пятая: О четвертом прошении молитвы Господней Беседа шестая: О пятом прошении молитвы Господней Беседа седьмая: О шестом прошении молитвы Господней Беседа восьмая: О седьмом прошении молитвы Господней Беседа девятая: О славословии молитвы Господней     Жертва очищения. Краткое жизнеописание священномученика митрополита Владимира «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России» – эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир произнес за полтора месяца до своей мученической кончины, последовавшей 25 января 1918 года. Последние часы перед смертью и сама смерть были столь трагичны и так, казалось, не соответствовали его праведной и подвижнической жизни, что у многих современников родилась мысль о промыслительности этой судьбы. «Народ наш совершил грех, – сказал на Поместном Соборе по поводу мученической кончины митрополита Владимира протоиерей Иоанн Восторгов , также погибший в 1918 году, – а грех требует искупления и покаяния. Для искупления прегрешений народа и побуждения его к покаянию всегда требуется жертва. И в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества старца-митрополита...» В истории Русской Православной Церкви митрополит Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) был единственным иерархом, который занимал все три митрополичьи кафедры – Московскую, Петербургскую и Киевскую. Он родился 1 января 1848 года от благочестивых родителей в селе Малые Моршки Тамбовской губернии, где отец его был священником (впоследствии отец Никифор был также зверски убит). Василий окончил духовное училище, затем Тамбовскую Духовную Семинарию, а в 1874 году – Киевскую Духовную Академию, после чего был направлен преподавателем в родную Тамбовскую Семинарию. С 1882 по 1886 год отец Василий служил на приходе в городе Козлове Тамбовской губернии. Его отличали особая ревность в совершении богослужений и проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

16 октября 1799 года указом Святейшего Синода учреждается Слободско-Украинская и Харьковская епархия. Первым епископом нашего края стал преосвященный Христофор (Сулима; +1813), который был достойным владыкой, и имя этого архипастыря харьковчане почтительно хранят до нашего времени. За все последующие годы на Слобоской земле были построены прекрасные храмы, ставшие украшением городов и сёл, местные художники и скульпторы создали настоящие шедевры, связанные с христианской тематикой, поэты и прозаики в своих произведениях воспевали христианские добродетели и продемонстрировали нам множество примеров человеческого достоинства и преданности праотеческой вере. Золотыми буквами в сокровищницу церковной истории вписаны имена многих наших земляков. Среди этих славных имён угодников Божиих следует упомянуть харьковского святителя Мелетия (Леонтовича), уже при жизни его почитали праведником, а простой верующий народ за кротость и благочестие именовал «Милостивым». С 1841 по 1848 годы епархией управлял святитель Иннокентий (Борисов) . Знаменитый проповедник, «русский Златоуст XIX столетия», учёный-богослов и выдающийся архипастырь, трудами которого в Харьковской епархии восстановлена закрытая в годы правления Екатерины II Свято-Успенская Святогорская Лавра и Свято-Троицкий Ахтырский монастырь. Преемником святителя Иннокентия был епископ Филарет (Гумилевский; +1866). Истинный почитатель монашеской аскезы и один из первых русских церковных историков, автор фундаментального «Историко-статистического описания Харьковской епархии». Знаменитый митрополит Московский Макарий (Булгаков; +1882), с 1859 по 1868 годы — архиепископ Харьковский и Ахтырский. На многих стезях церковного служения владыка Макарий был первопроходцем: в учреждении монастырей и новых крестных ходов, в деле издания газет и журналов духовного содержания, материальной поддержке богословских исследований и трудов светских историков. Харьковскую епархию, как и всю Православную Церковь, не минули горькие плоды воинствующего безбожного наступления в начале XX столетия. В переломные для жизни государства и общества 1914—1918 годы правящим владыкой епархии Господь судил стать выдающемуся иерарху Вселенского Православия - приснопамятному митрополиту Антонию (Храповицкому; +1936) , ставшему впоследствии Первоиерархом Русской Православной Церкви за границей.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьков

Елец. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Аргамаченской слободе. Карта и ближайшие объекты Первый храм в Аргамачьей казачьей слободе был освящён в честь св. Николая Чудотворца. Но в 1680-х годах на месте Никольской церкви была выстроена новая деревянная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм простоял почти сто лет, и в 1768 году священник Герасим Андреев и прихожане ходатайствовали о строительстве каменной церкви в честь Рождества Богородицы и приделами св. Николая и свв. Бориса и Глеба. 24 июля 1768 года была совершена закладка первого камня. Освящение главного алтаря состоялось в 1789 году. Первоначальная основа нынешнего храма – восьмерик на четверике (композиция повторяет объём и архитектурные детали Преображенской церкви Ельца). В 1812 году была выстроена двухъярусная колокольня. Последующие перестройки значительно изменили первоначальный вид храма. В 1831, 1835 и 1848 годах церковь была распространена (расширена) и заново освящена. А в 1866 году была капитально отремонтирована трапезная. К 1875 году закончено сооружение боковых пристроек к алтарю, освященных в честь свв. Бориса и Глеба и Елецкой иконы Божией Матери, а в трапезной устроили приделы в честь Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В эти же годы надстроен третий ярус колокольни. Главной святыней храма был древний образ, перенесенный в 1735 году из Москвы. На иконе изображена Царица Небесная с распростёртыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Темир-Аксака (Тамерлан), который стоял в 1395 году лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатёр. При церкви действовала богадельня и приходская школа. После революции, в 1918 году священнику Рождество-Богородицкой церкви Николаю Брянцеву с семьёй пришлось бежать, опасаясь за свою жизнь. В 1922 и 1923 годах из храма изъяли церковную утварь для антирелигиозного музея. Церковь была закрыта в 1930-х годах, и до 1962 года её помещение пустовало. За это время полностью разрушилась кровля и обветшала кладка.

http://sobory.ru/article/?object=03893

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ с приделами во имя св. равноапостольных Кирилла и Мефодия и св. блгв. царя Бориса, воздвигнут по волеизъявлению и на средства болг. народа в знак признательности рус. народу за освобождение от османского ига в русско-тур. войне (1877-1878). 13 апр. 1879 г. на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в г. Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болг. общественный и гос. деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его рус. святому - Александру Невскому, небесному покровителю российского имп. Александра II Николаевича , что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем - еп. Климентом (в миру писатель Васил Друмев, впосл. митр. Тырновский). 26 февр. 1881 г. была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, к-рый 1 июня 1882 г. обратился с «Воззванием» к болг. народу, освобожденному от пятивекового тур. рабства рус. братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тыс. солдат. 19 февр. 1882 г. на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма. В 1883 г. для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен рус. акад. архитектуры И. С. Богомолов. Но ориентированное на Австро-Венгрию и Германию правительство нем. принцев Александра Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894) всячески тормозило проект. Лишь в 1895 г. дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов умер, и вместо него был приглашен рус. архитектор, проф. Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), построивший ряд церковных и гражданских зданий в России и храм-памятник у подножия исторического Шипкинского перевала в Болгарии. Померанцеву было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, к-рый внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболг. зодчества. Из-за несогласия сторон по нек-рым адм. и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 г. 5 авг. 1904 г. были начаты земляные работы, общее строительство А. Н. с. было закончено в 1912 г., во время Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева - рус. архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов. С болг. стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВАНГЕЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ГЕРМАНИИ [нем. Evangelische Kirche in Deutschland], самая крупная христ. орг-ция в стране. Особенность становления и развития Е. Ц. Г. связана с социально-политической историей гос-ва. Со времен Реформации и до сер. XIX в. земельные церкви в Германии были подчинены монархической власти 40 нем. гос-в и не имели координирующего центра. Первая попытка объединения земельных церквей состоялась в 1848 г. на церковном конгрессе в Виттенберге (ныне Лютерштадт-Виттенберг). Попытка оказалась неудачной, но привела к созданию в 1852 г. т. н. Айзенахской конференции, на которой проходили регулярные встречи представителей земельных церквей. С 1903 г. начал работу единый представительский орган - Немецкий евангелический церковный комитет, но земельные церкви продолжали сохранять организационную самостоятельность. Такое положение существовало до 1918 г., до конца первой мировой войны (т. н. второго рейха). В годы Веймарской республики (1919-1933) был создан единый «Немецкий евангелический церковный конгресс», впосл. принявший конституцию нового протестант. формирования, каким с 1922 г. стал Немецкий евангелический церковный союз (Deutschen Evangelischen Kirchenbundes), состоявший из 28 земельных церквей. В период диктатуры фашизма Немецкая евангелическая церковь разделилась на «Немецких христиан» (Glaubensbewegung «Deutsche Christen») - пронацистское объединение во главе с рейхсепископом Л. Мюллером, стремившееся создать «арийское христианство», и на оппозиционную им Исповедующую церковь (Bekennende Kirche), выступавшую за незыблемость основных христ. догматов, против навязываемой церкви и обществу нацистской идеологии. Ее позиция нашла отражение в Барменской декларации 1934 г. и др. документах. Духовными вождями Исповедующей церкви были К. Барт , Д. Бонхёффер , М. Нимёллер . После окончания второй мировой войны в ходе конференций 1945-1948 гг. в Трейзе (ныне Швальмштадт, земля Гессен) и Айзенахе умеренным крылом Исповедующей церкви была сформирована структура новой Е. Ц. Г. Большую роль в этом сыграл Вюртембергский земельный еп. Теофиль Вурм. На конференции в Трейзе была создана благотворительная Служба помощи (Hilfswerk), руководителем которой стал О. Герстенмайер. Он был членом подпольного антифашистского кружка в Крайзау (ныне Кшижова, Польша), занимавшегося разработкой планов буд. устройства Германии на христианско-социальных началах, член Синода Е. Ц. Г. В послевоенные годы Е. Ц. Г. активно помогала беженцам и бедным, собирая пожертвования, способствуя созданию новых рабочих мест.

http://pravenc.ru/text/180954.html

Разделы портала «Азбука веры» Предисловие В значительные моменты своей жизни каждый православный человек стремится приложиться к святым мощам угодников Божиих, веря и уповая, что через них и от них он получит Божественную благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая. Святые мощи угодников Божьих с самого основания Церкви Христовой являются бесценным даром нам, грешным, для укрепления в вере, для того чтобы и наша жизнь стала светильником перед Богом и окружающими нас людьми. Две публикуемые ниже статьи раскрывают перед нами богословскую основу почитания святых мощей и рассказывают о древности этого благочестивого обычая и о его широком распространении уже в первые века христианства. Первая из публикуемых статей, написанная Павлом Островым, впервые опубликована в Москве в 1848 году в виде отдельной книжечки (разумеется, с разрешения духовной цензуры). В ней особенно глубоко раскрывается святоотеческое предание о почитании святых мощей. С большим интересом ее прочтут люди, уже давно воцерковленные. Вторая статья принадлежит перу знаменитого богослова, профессора Московской Духовной академии Ивана Васильевича Попова, узника Соловецкого и других советских лагерей, одного из авторов известного Соловецкого послания, который мученически окончил свою жизнь. Эта работа написана в страшные для Церкви 20е года, вероятнее всего в начале их, когда после декрета 1918 года началось осквернение и поругание православных святынь, и в первую очередь святых мощей. Именно на святые мощи обрушилась в те страшные годы сатанинская злоба: они выбрасывались из рак, осквернялись, передавались в музеи, где около них вывешивались оскорбительные для всякого верующего христианина надписи. В печати того времени развернулась сильнейшая пропагандистская кампания против святых мощей, целью которой было изжить у верующих православное церковное отношение к святым мощам и привить так называемый «научный взгляд». И вот как ответ на такое неистовство в печати и появляется работа И.В. Попова . Вполне естественно, что хотя в основе его статьи тоже лежит святоотеческое предание о почитании святых мощей, но изложено оно с учетом насущных забот того времени и другим языком. Обе работы в совокупности достаточно полно и всесторонне раскрывают учение Православной Церкви о почитании святых мощей и могут быть очень полезны в наше время.

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx-mo...

Руины Успенской церкви в с. Сопки требуют срочной консервации ЖМП 11 ноябрь 2018 /  22 февраля 2019 г. 08:40 На малой родине святителя Тихона Через год, 9 октября 2019 года, Церковь будет отмечать 30-летний юбилей прославления святителя Московского Тихона, Патриарха Всероссийского. Три десятка лет — значительный срок. Фактически в Церкви выросло целое поколение верующих, для которых присутствие в сонме московских святителей первого после длительного синодального периода Патриарха, на долю которого выпали многочисленные и тяжелейшие испытания, — нечто само собой разумеющееся. PDF-bepcuя Изучая биографию святителя Московского Тихона, мы обычно обращаем внимание на места его духовного возрастания и священнического служения: духовное училище в Торопце, Псковская семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. После принятия монашеского пострига будущий святитель занял должность инспектора и ректора Холмской духовной семинарии. После епископской хиротонии управлял четырьмя епархиями в разных концах Российской империи и за ее пределами (Люблинской, Североамериканской, Ростовской, Виленской) и занимал предварившую избрание на патриарший престол кафедру московских мит­рополитов с должностью действующего председателя Поместного Собора 1917–1918 годов. Но начался земной путь будущего светильника Церкви Русской на Великолуцкой земле — на погосте Клин. Долгое время местом рождения поповича Василия Беллавина считался город Торопец. Однако уже в 2000-е годы с подачи писателя и историка-документалиста Николая Новикова 1 († 2016) архивисты и историографы выяснили 2 , отец будущего святителя священник Иоанн Тимофеевич Беллавин († 1894) получил назначение в тогдашний уездный город, на торопецкий Спасо-Преображенский приход, в 1869 году, когда его младшему сыну Васе исполнилось четыре года. Прежним же местом служения отца Иоанна (с 1848 года) был Воскресенский храм на погосте 3 Клин, который относился к Великолукскому уезду. Здесь и родился будущий святитель, и именно в Воскресенской церкви его крестили 4 .

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_tih...

Саратов. Алексиевский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты В 1848 году епископ Саратовский и Царицынский Афанасий (Дроздов; †1876) приобрел у госпожи Таманской участок с садом и рощей для архиерейской дачи в четырех верстах от города, позади Спасо-Преображенского мужского монастыря, площадью около 16 га. Со временем на этом месте возник мужской скит, и оно стало называться Верхней Монастыркой. В " Саратовских епархиальных ведомостях " за 1878 год 13) было указано, что на участке, приобретенном Владыкой Афанасием, " ныне Саратовские Епископы имеют летнее жительство " . При епископе Павле (Вильчинском; †1908), находившемся на кафедре с 5 апреля 1882 года по 16 декабря 1889 года, был сооружен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Богослужения совершались иноками ежедневно. Скит располагался на 22-х гектарах земли, стоял на возвышенном месте в куще зеленых деревьев и садов. Из родника, на склоне горы, по керамическим трубам поступала вода, которая использовалась для нужд скита и местными жителями. В скиту был пруд и фонтан.  На территории скита была расположена археологическая ценность — " Вишневое городище " (стоянка древнего человека). Со временем место, занимаемое скитом, вошло в черту города и оказалось в районе остановки " 1-я Дачная " . Улица, ведущая к скиту, получила название Алексеевской. 23 января 1918 году декретом СНК РСФСР Алексиевский скит был отчужден у Русской Православной Церкви и с того времени сменил много хозяев. В 1929 году здесь разместили детский туберкулезный санаторий. Храм потерял свой первозданный вид. Было снесено пять куполов и звонница. Сад был заброшен и большей частью вырублен. Не стало фонтана и водовода, остался лишь один родник.  В 1940-е годы скитская земля стала застраиваться частными домами. В 1969 году в ските расположили гинекологическую больницу 2 Кировского района. В 1982 году весь земельный участок, занимаемый больницей, был отведен отделу здравоохранения Саратовского городского совета. В 1985 году на территории скита находилась глазная клиника. В 1986 году часть земли скита была передана НПО " Алмаз " для строительства горнолыжной базы. Здесь же планировалось в 13-й пятилетке построить инженерно-лабораторный корпус для производственно-торгового объединения " Медтехника " .

http://sobory.ru/article/?object=08191

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий ЖМП 3 март 2022 /  22 марта 2022 г. 13:00 Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Возделывая ниву Господню» СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ 1 Священномученика Владимира Киевского иногда называют первомучеником ХХ века. Подобно тому как в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире вера Христова из Киева распространилась по всей Руси, так и в 1918 году с убийства митрополита Владимира Киевского начался смиренный и в то же время торжественный путь мученичества и исповедничества за веру Христову в ХХ веке. В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира в лике священномучеников и обретения его мощей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. О жизни и подвиге святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .  PDF-bepcuя. Начало жизненного пути и учеба в Киевской духовной академии Будущий иерарх родился 2 (14) января 1848 года в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии 2 . Никифор Сергеевич Богоявленский, отец будущего митрополита, был настоятелем местной Никольской церкви. В крещении младенца нарекли Василием.  Мальчику было всего восемь лет, когда его отец умер. Через год после этого, в 1858 году, Василий поступил в Первое Тамбовское духовное училище, которое окончил в числе лучших выпускников, и в 1864 году был без экзаменов принят в Тамбовскую духовную семинарию. В 1870 году Василий Богоявленский окончил ее четвертым по разрядному списку, что дало ему возможность поступить в Киевскую духовную академию. Стремясь как можно лучше подготовиться к пастырскому служению, Богоявленский избрал для обучения церковно-практическое отделение, на котором преподавались пастырское богословие, гомилетика и история проповедничества, церковная археология и литургика, церковное право, теория словесности и история русской литературы с обзором важнейших произведений иностранных авторов, а также русский, славянский, латинский и немецкий языки 3 .

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

Казанская Основана в 1555 г. Архиепископия. Митрополия с 26.01.1589. С 1725 г. обычно замещалась епископами. С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Именовалась: Казанская и Астраханская (ААО. Т. 1. С. 18–19; по Н.Д. Иерархия... – Казанская и Свияжская); с 26.01.1589 – Казанская и Астраханская; с 1602 г. – Казанская и Свияжская, паки; с 16.10.1799 – Казанская и Симбирская; с 10.02.1832 – Казанская и Свияжская, 3-й раз; Казанская и Татарская; Казанская и Марийская; Казанская и Свияжская, 4-й раз; с 08(21)02.1949 – Казанская и Чистопольская; с 13(26)12.1957 – Казанская и Марийская, паки; с 29.05(11.06)1993 – Казанская и Татарстанская. Викарные кафедры: Елабужская, Свияжская, Чебоксарская, Чистопольская, Мамадышская, Спасская, Бугульминская. 03.02.1555 05.12.1563 12.03.1564 06.11.1567 02.02.1568 13.07.1574 Лаврентий 14.02.1575 21.05.1575 Вассиан 05.07.1575 14.06.1576 Тихон Хворостинин (или Хворостин) 08.1576 10.1581 Иеремия 29.12.1581 23.03.1589 Тихон II 13.05.1589 03.06.1606 08.1606 26.12.1613 Ефрем Хвостов 07.02.1615 13.01.1646 Матфей 07.02.1646 26.09.1649 13.01.1650 17.08.1656 Корнилий 26.07.1657 11.11.1672 Лаврентий II 16.03.1673 06.08.1674 06.09.1674 30.01.1686 21.03.1686 24.08.1690 Адриан 08.09.1690 21.08.1698 Маркелл Серб 25.03.1699 24.03.1724 Тихон III Воинов 25.06.1725 31.12.1731 16.04.1732 29.03.1735 Иларион Рогалевский 17.09.1735 09.03.1738 09.03.1738 08.10.1755 Лука Конашевич 08.10.1755 25.07.1762 Гавриил II Кременецкий 25.07.1762 17.03.1782 25.04.1782 05.03.1785 27.03.1785 16.10.1799 Амвросий Подобедов 21.10.1799 11.12.1803 18.12.1803 14.01.1815 07.02.1816 06.11.1826 Амвросий II Протасов 06.11.1826 03.02.1828 25.02.1828 19.09.1836 19.09.1836 01.03.1848 01.03.1848 01.10.1856 03.11.1856 09.11.1866 09.11.1866 08.11.1879 11.01.1880 21.08.1882 21.08.1882 29.09.1887 29.09.1887 23.04.1892 07.05.1892 02.09.1897 04.10.1897 08.02.1903 Арсений Брянцев 08.02.1903 26.03.1905 26.03.1905 17.03.1908 05.04.1908 27.11.1910 10.12.1910 13(26)09.1918 04.1920 02(15)02.1930

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010