Общие сведения о Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви 30 октября 2017 года Архиерейскому Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских, административных и иных вопросах, касающихся как внутренней, так и внешней жизни Церкви; в области поддержания братских отношений с другими Православными Церквами, определения характера отношений с инославными конфессиями и нехристианскими религиозными общинами, а также с государствами и светским обществом. Архиерейский Собор состоит из епархиальных и викарных архиереев, созывается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях. Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси. В обязанности Архиерейского Собора входит хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности и истолкование этого учения на основе Священного Писания и Священного Предания, при сохранении вероучительного и канонического единства с полнотой Вселенского Православия; хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви. Также Архиерейский Собор принимает Устав Русской Православной Церкви, решает богословские, канонические, богослужебные и пастырские вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности Церкви, канонизирует святых, утверждает решения Священного Синода о создании, реорганизации и упразднении Экзархатов, Митрополичьих округов, митрополий и епархий, о создании или упразднении синодальных учреждений и иных органов церковного управления. Важные деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви: 1992 год Деяние о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского; 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), Великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)

http://foto.patriarchia.ru/church/arkhie...

Йошкар-Ола. Собор Воскресения Христова (новый). Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Каменный был построен в 1759  году на средства прихожан и казанского купца Василия Федоровича Булыгина (1848-1919). Главный престол храма освятили в честь Воскресения Христова, правый придел – во имя святого мученика Феодора, левый — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С юго-западной стороны к собору примыкала четырехъярусная колокольня, на которой располагалось 6 колоколов, самый большой из которых весил 200 пудов. Главной святыней храма являлся почитаемый верующими образ Спасителя, принесенный стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа его носили по Царевококшайску крестным ходом, служили на Кокшаге молебен. Штат служителей собора состоял из протоиерея, иерея, диакона и двух псаломщиков. Соборное духовенство преподавало Закон Божий в Березовском начальном и Медведевском двухклассном училищах. К храму были приписаны кладбищенская Тихвинская церковь и восемь часовен, две из которых находились в городе, а остальные шесть в деревнях Медведево, Мышино, Березово, Гомзово, Чихайдарово, Аленкино. С сентября 1916 года свое служение в Воскресенском соборе начал иерей Хрисанф Иванович Поляков, одним из первых пострадавший за веру Христову на Марийской земле. Используя в качестве предлога недовольство крестьян деревни Княжна политикой продразверстки, большевики арестовали отца Хрисанфа в августе 1918 года, ложно инкриминируя ему контрреволюционную деятельность. 11 сентября 1918 года батюшка был расстрелян и похоронен в одной из братских могил на территории города Йошкар-Олы. После революции на приходе Воскресенского собора продолжалась активная религиозная жизнь, храм стал центром сопротивления обновленчеству. Большая заслуга в этом принадлежит протоиерею Петру Кочеткову и диакону Николаю Юричеву, которые были одними из инициаторов создания Краснококшайского Православного церковного управления староцерковников. Отец Петр являлся членом президиума Управления вплоть до 28 апреля 1928 года, когда решением Особого Совещания при коллегии ОГПУ был выслан на Соловки. Диакон Николай стал непременным секретарем собраний духовенства Управления также вплоть до ареста 18 мая 1931 года. Впоследствии протоиерей Петр был расстрелян в 1938 году, а судьба диакона Николая Юричева, приговоренного к 3 годам заключения, в настоящее время не известна.

http://sobory.ru/article/?object=17966

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Алексеевич Касторский (1848, с. Николо-Берёзовец Солигаличского у. Костромской губ.- 7.03.1918, г. Солигалич Костромской губ.), сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых), диак. Из семьи диакона. По окончании Солигаличского ДУ служил сторожем и причетником в соборе г. Солигалича, а затем псаломщиком в Богородице-Феодоровском мон-ре, расположенном в с. Ратькове Солигаличского у. В 1880 г. рукоположен во диакона. 11(24) февр. 1918 г. участвовал в Солигаличе в крестном ходе в знак протеста против издания декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» . 12(25) февр. того же года в Богородице-Феодоровский мон-рь прибыли представители местной советской власти для изъятия хлеба из мон-ря. Настоятель монастырского храма свящ. Василий Ильинский (сын свящ. сщмч. Владимира Ильинского) просил городскую Думу Солигалича защитить обитель от разграбления. Дума приняла решение поддержать просьбу священника. На следующий день для защиты обители собрались верующие, к-рые направились в город и заняли местный исполком. В ходе антибольшевистского восстания, в котором принял участие и гарнизон города, советская власть была свергнута. 4 марта из Костромы в Солигалич прибыл карательный отряд, восстановивший советскую власть в городе. Отряд возглавлял чрезвычайный комиссар Журба. Расследования обстоятельств происшедшего не было. И. был расстрелян карателями по приговору Солигаличского трибунала на территории Никольского тюремного храма в Солигаличе вместе с 20 арестованными, в т. ч. со священномучениками прот. Иосифом Смирновым, свящ. Владимиром Ильинским и смотрителем Солигаличского ДУ мч. Иоанном Перебаскиным. Расстрелянных похоронили в братской могиле на городском кладбище у стен Петропавловского храма. 27 марта 2000 г. И. был канонизирован как местночтимый святой Костромской епархии. Прославлен к общецерковному почитанию Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/469111.html

Варлаам, епископ Минский и Туровский (Чернявский Василий) Родился 28 февраля 1819 года в селе Кобольчине Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье священника. 16 января 1836 года поступил послушником в Гиржавский Вознесенский монастырь Кишиневской епархии. В 1841 году с особого разрешения Святейшего Синода принят в духовное училище. 1 сентября 1845 года поступил в Кишиневскую духовную семинарию. 4 апреля 1848 года пострижен в монашество; 6 мая рукоположен во иеродиакона; 9 мая – во иеромонаха. Был экономом архиерейского дома. 15 июня 1851 года окончил курс семинарии и 14 ноября того же года назначен игуменом Фрумошского Успенского монастыря. 7 января 1858 года поступил в Петербургскую духовную академию. 23 сентября 1855 года окончил курс академии и 6 ноября того же года назначен учителем Екатеринославской духовной семинарии. 13 марта 1858 года присвоена степень магистра. С 23 марта 1859 года – инспектор Екатеринославской духовной семинарии. 11 сентября того же года переведен в Кишиневскую духовную семинарию. С 15 апреля 1860 года – настоятель Фрумошского Успенского монастыря. 6 декабря того же года возведен в сан архимандрита. 30 июля 1862 года назначен ректором Кишиневской духовной семинарии и 13 августа – настоятелем Курковского Рождество-Богородицкого монастыря. 14 февраля 1875 года хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 26 июля 1880 года – епископ Минский и Туровский. Скончался 21 мая 1889 года. На всех ступенях своей службы преосвященный Варлаам оставлял о себе светлую память. Будучи Минским епископом, он пользовался искренним уважением как со стороны подчиненного ему духовенства, так и своей паствы. Наряду с церковной деятельностью преосвященный Варлаам занимался науками и особенно изучением противораскольнической литературы. Литература: Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г. (отдел рукописей библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. – СПб., фонд 102. Ед. хр. 431). 435.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Журналу " Христианское чтение " - 200 лет января 2021 Журнал был основан по инициативе ректора академии архимандрита Григория (Постникова) (1784-1860), ученика и преемника святителя Филарета (Дроздова). В состав редакции помимо ректора вошел ректор духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников). После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821 года в свет вышел первый номер издания под названием " Христианское чтение " . С 1848 по 1917 годы журнал выходил с приложениями, в которых публиковались переводы святоотеческих творений, " Лекции по истории древней Церкви " профессора Василия Болотова, " Журналы (протоколы) заседаний совета Санкт-Петербургской духовной академии " . В 1918 году редакция прекратила свою деятельность в связи с закрытием Петроградской духовной академии и из-за отсутствия средств. Издание под названием " Вестник Ленинградской духовной академии " было возобновлено в 1990 году. Номер открывался благословением митрополита Алексия (Ридигера) , вскоре избранного Патриархом Московским и всея Руси. В 1991 году, в связи с возвращением Ленинграду исторического названия, духовная академия и семинария стали Санкт-Петербургскими, а журналу вернули название " Христианское чтение " . Новый этап начался в 2009 году, когда главным редактором журнала стал ректор епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), ныне митрополит Тверской и Кашинский , а ответственным редактором - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич (ныне завкафедрой библеистики СПбДА). Журнал стал выходить в новом формате, с учетом требований ВАК. Периодичность выхода удалось довести до шести выпусков в год. Появились тематические номера: " Богословие - библеистика " , " История Русской Православной Церкви " , " История Церкви " и другие. 29 декабря 2015 года трудами ответственного редактора, проректора по научно-богословской работе иерея Игоря Иванова (ныне завкафедрой иностранных языков СПбДА) журнал был включен в перечень ВАК по специальностям " Теология " , " История " и " Философия " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛБА-ЮЛЬСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕРКОВНОЕ СОБРАНИЕ 1948 Г. на к-ром произошло воссоединение униатов Трансильвании с Румынской Православной Церковью. Начало унии было положено в кон. XVII в. 24 окт. 1698 г. Собор 38 протопопов, созванный в Дьюлафехерваре (Алба-Юлии), поддержал унию правосл. Церкви в Трансильвании с Римо-католической Церковью. Вторым дипломом австр. имп. Леопольда I униатам от 19 марта 1701 г. уния была легализована, несмотря на противодействие части клира и широких слоев правосл. низов. В течение 250 лет разделения правосл. Церкви в Трансильвании среди верующих и священства не угасало стремление к восстановлению церковного единства. Весной 1744 г. на юге Трансильвании крестьяне под водительством инока Виссариона Сарая изгнали униатских священников. Массовые выступления влашского населения против унии в 1759-1761 гг. возглавил инок Софроний из Чоары. В 1848 г. представителями крестьянства и др. групп румынского населения на Национальном собрании в Блаже обсуждался вопрос о восстановлении целостности правосл. Церкви в Трансильвании. После присоединения Трансильвании к Румынии в 1918 г. в лоно правосл. Церкви возвратилась часть рум. приходов. 27 февр. 1939 г. митр. Сибиуский Николай (Бэлан) и униатский митр. Блажский Александр (Николеску) возглавили собрание румын в Алба-Юлии. Собрание приняло решение начать переговоры о воссоединении униатов с правосл. Церковью в Румынии. Однако проведению переговоров помешала начавшаяся вскоре вторая мировая война. В послевоенное время объединительные тенденции усилились, продолжился отход от унии священников и мирян. В мае 1948 г. митр. Николай (Бэлан), а затем и вновь избранный Патриарх Румынский Юстиниан (Марина) обратились к униатам с призывом «вернуться в отчий дом». 1 окт. 1948 г. на собрании в Клуже 36 униатских священников во главе с протопопом Траяном Белашку, представлявшие 430 клириков униатов, приняли решение о воссоединении с правосл. Церковью. 3 окт. делегация священников-униатов встретилась в Бухаресте с Патриархом Юстинианом и членами Свящ. Синода и ознакомила их с решениями собрания в Клуже. 21 окт. 1948 г. состоялось Национальное Церковное Собрание в кафедральном соборе Алба-Юлии, на к-ром в присутствии Патриарха Юстиниана, членов Свящ. Синода и представителей от каждой епархии был оглашен соборный акт об упразднении унии и воссоединении клира и прихожан униатов (греко-католиков) с правосл. Церковью.

http://pravenc.ru/text/64040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Псковских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) АЛЕКСАНДР Семёнович Гривский (1874-1918), священник, священномученик (пам. 11 окт., в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АФАНАСИЙ Григорьевич Кислов (1880 – 1937), сщмч. (пам. 10 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), свящ. ВАСИЛИЙ Георгиевич Розанов (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) ВАСИЛИЙ Александрович Триумфов (1848 -1919), прот., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) ВАССА Васса [Василисса] (Мария; † 1472 - нач. 1473), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских и в Соборе святых земли Эстонской) ВАССИАН (Муромцев; † 1570), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) ДОВМОНТ (Тимофей; † 1299), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен

http://pravenc.ru/rubrics/128889.html

Мыйзанурме. Церковь Александра Невского. Püha Neeva Aleksandri kirik Церковь. Не действует.   Престолы: Александра Невского Год постройки:1873. Архитектор: К.Г. Шель Адрес: Эстония, уезд Тартумаа, волость Пухья, деревня Мыйзанурме Mõisanurme küla, Puhja vald, Tartumaa, Eesti Координаты: 58.341065, 26.358307 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Одна из самых ранних церквей, освящённых в честь Александра Невского — это церковь в Кавилда Тартуского уезда. Заложена она была в 1873 году. Построена по проекту архитектора Рижской православной епархии Г. Шеля на средства министерства внутренних дел, в 1874 - освящена. По конструкции это крестово-купольная церковь, сложенная из природного камня (бута) и кирпича, характерных материалов для православных храмов Эстонии. В доме, расположенном неподалёку от церкви, в этом же году была открыта церковно-приходская школа. Последним настоятелем храма до 1955 года был отец Михаил Вознесенский. С 1964 года по 1976 год вплоть до своей кончины отец Михаил (без зарплаты) выполнял обязанности настоятеля храма. В настоящее время храм не принадлежит ни одной епархии. Источник: газета " МИР ПРАВОСЛАВИЯ " В период с 1846 по 1848 годы в волости Кавилда Тартуского уезда в православие перешло свыше 1700 лютеран, т.е. около четверти тогдашнего населения волости. Православный приход Кавилда начал свою деятельность в 1846 году (до 1868 года он был известен под названием Удерна). До возведения церкви приход располагался в нескольких помещениях, переделанных под проведение религиозных обрядов (богослужения проводились в амбарах и на гумне). В 1868 году приход получил на строительство церкви и организацию кладбища около 125 гектаров земли, ранее относящейся к казённой мызе Кавилда. Церковь из бута была построена в 1873 году на средства Министерства внутренних дел по проекту архитектора Рижской православной епархии Г. Шеля. В то время строительство православных храмов в Тартуском уезде переживало свой расцвет. К началу XX века в уезде насчитывалось около 25 православных церквей, причём три четверти из них были построены в 1860-1870-ые годы. Также в уезде действовали многочисленные православные школы: церковно-приходская школа в Кавилда была открыта в 1872 году в доме, расположенном недалеко от церкви (церковно-приходская и вспомогательная школы работали вплоть до 1918 года. В 1850 году количество прихожан в приходе Кавилда составляло 1515 человек, в 1900 – 1161 человек, в 1916 – 791 человек, в 1938 – 473 человека. В дальнейшем число прихожан продолжало снижаться. Свою роль в этом сыграли Вторая Мировая война, репрессии и атеистический характер советского периода.

http://sobory.ru/article/?object=13157

Орёл. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь, Богородицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Известна деревянная церковь еще в XVII веке. Каменная построена в 1749 году. После пожара 1848 года капитально перестраивалась (по сути велось новое строительство) по проекту архитектора Н.Т. Орлова. Руководил строительством до 1874 года церковный староста, купец I гильдии А.Н. Перелыгин. Но в 1863 году обрушился главный и боковые купола. Придельный храм освящен в 1874 году, а главный 22 года лежал в развалинах, и только в 1885 году началось его восстановление. Еще понадобилось 20 лет, прежде чем 1904 году были закончены все работы и церковь была освящена. За это время в ней был устроен мраморный иконостас, выполнена настенная роспись. Это была одна из самых величественных и вместительных церквей города Орла. В феврале 1918 года по приказу местных властей рабочие стали снимать двуглавых орлов с колокольни. По набату собрались толпы верующих, мастера были избиты. Вызванные милиция, кавалерия, красногвардейцы разогнали толпу, один человек был убит. Короткое время церковь была соборной у обновленцев. Закрыта в конце 30-х годов, взорвана в 1948 году. На ее месте в 1962 году был построен Центральный универмаг города Орла, который работает и сегодня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы известна еще деревянной с XVII века. Деревянный храм был выстроен недалеко от деревянного Сошного моста через Оку (позже железный Мариинский, ныне — Красный). Большой кирпичный храм эклектичной архитектуры, построенный на месте каменной церкви 1749. Четырёхстолпное пятикупольное здание с трапезной и многоярусной колокольней. Заложен в 1853, в 1863 обрушился центральный купол. Трапезная с Мироносицким и Петропавловским приделами достроена в 1874, главный храм достроен в 1885-1904. Здание храма яркого бордового цвета стало самым большим и красивым в городе. Закрыт в конце 1930-х, взорван в 1948, руины разобраны в 1950-х. На месте церкви здание Центрального универмага.

http://sobory.ru/article/?object=34727

Пермь. Домовая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывшем пансионе мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:1862. Адрес: г. Пермь, угол ул. Коммунистическая, 26 и Сибирская, 13 Пермская государственная медицинская академия имени ак. Е.А. Вагнера (ПГМА) Координаты: 58.014657, 56.245 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 1862 г. Освящена 31.03.1862 г. архиепископом Неофитом. Воздвигнута на средства казны и пожертвования прихожан. Закрыта до 1932 г. Ныне занята медакадемией. Шумилов Е. Н. Православные и единоверческие храмы Пермского края: краткий исторический справочник. Пермь, 2003. 71 с., С. 4. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы воздвигнута на частные пожертвования благодаря стараниям директора гимназии Ионна Флоровича Грацинского и освящена того же года, 1862, 31 марта (по другим сведениям 25 марта). В 1918 г. священником гимназической церкви был протоиерей Петр Николаевич Черняев. Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm ПЕРМСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ГИМНАЗИЯ (угол ул. Перопавловская (Коммунистическая), 26 и Сибирская, 11(13)). Открыта 29 июня 1808 г. Первоначально это было четырехкласс-ное учебное заведение, в котором обучались дети разных сословий: дворян, чиновников, мастеровых, солдат, купцов, духовенства и т. д. Гимназия работала по учебному плану, предусмотренному Уставом 1804 г. Первым директором гимназии был воспитанник Санкт-Петербургской учительской семинарии Н.С. Попов. В 1828 г. был утвержден новый школьный устав. Гимназии преобразовались из четырехклассных в семиклассные. Перм. гимназия была преобразована в 1835 г. Со времени открытия гимназия располагалась в доме бывшего Главного нар. училища. С 1844 г. директором гимназии становится И.Ф. Грацинский. При нем в 1851 г. было построено новое здание для гимназии. Ежегодно в гимназии обучалось до 100 учеников и более. Однако среди них всегда было много детей из малоимущих семей. Администрация гимназии изыскивала разные способы оказания помощи таким ученикам. В 1848 г. было утверждено «Положение об облегчении чиновникам Пермской губернии способов к воспитанию детей их», в соответствии с которым при гимназии был открыт пансион. Для него был построен отдельный корпус.

http://sobory.ru/article/?object=16607

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010