В ряде статей, входящих в эту книгу, Зеленецкий развивает идеи трансцендентализма — ближе к Шеллингу, чем к Канту. В особой статье, посвященной логике, Зеленецкий полемизирует с Гегелем. Там же в Одессе был профессором П. П. Курляндцев (1802–1838), который успел себя проявить лишь как переводчик Шеллинга («Введение в умозрительную физику»), известного шеллингианца Шуберта («главные черты космологии») и Стеффенса (тоже шеллингианца): «О постепенном развитии природы». Ученик Велланского, Хр. ЭКЕВЛЕД (1808–1877) издал (в 1872–ом году) книгу «Опыт обозрения и биолого–психологического исследования способностей человеческого духа». Автор сам признает, что главные мысли его взяты им из лекций Велланского. Ученик Павлова, М. А. МАКСИМОВИЧ (1803–1873), сначала ботаник, потом историк литературы, был профессором в Киевском Университете. Он написал, кроме ряда специальных работ, несколько этюдов по философии естествознания — в духе Шеллинга. Харьковский профессор ДУДРОВИЧ (1782–1830), ученик и преемник Шада, в лекциях своих развивал идеи Шеллинга. То же надо сказать о проф. филологии в Харькове, И. К. Кронеберге (1788–1838); он, между прочим, популяризировал Дж. Бруно, а в своих этюдах, посвященных эстетике, был близок к Шеллингу. 10. В шеллингианстве следующего за Велланским поколения на первый план выступает эстетическая философия Шеллинга, во всяком случае, она оказывается в фокусе философских размышлений. Конечно, здесь очень сильно сказалось общее влияние немецкой романтики, но не следует забывать о том, что эстетический момент играл уже значительную роль в философских течениях в России в XVIII–oм веке. Но особое значение надо приписать тому, что можно назвать «эстетическим гуманизмом», который был очень тесно связан с так называемым сентиментализмом. Сентиментализм вовсе не есть явление, присущее только изящной литературе XVIII–ro века, — как это часто полагают. Сентиментализм в литературе был только проявлением в искусстве явления более широкого; и по своим корням, и по своему содержанию сентиментализм есть особая эпоха в европейской культуре, как порождение религиозных движений XVII–ro и XVIII–ro вв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

( < < back) Я буду похож на того поэта–декадента Талъяда оо жест кидавшего бомбу Вальяна был божественно красив. — Французский поэт–символист Лоран Тальяд в 1894 г. был ранен бомбой, брошенной Э. Анри в ресторане «Терминюс». Незадолго перед тем по поводу взрыва в палате депутатов, произведенного Вальяном, он высказался, что не беда, если гибнут люди, «когда жест красив». ( < < back) < >< back) > < >< back) > «Я собственно никогда не чувствовал острого пристрастия к солидарности» (нем.). Пер. М. В. Лучицкой. ( < < back) Известно также его изречение: «Fiir das Solidansche hab " ich eigentlich niemals ein starkes Gefuhl gehabt». — Из письма к Г. Брандесу от 24 сентября 1871 г. (см.: Ибсен Г. Собр. соч.: В 4 т. М., 1958. Т. 4. С. 695). Мережковский в статье «Ибсен» переводил это изречение так: «К общению с людьми — собственно говоря — я никогда не имел большой склонности» (см. с. 795). ( < < back) < >< back) > …удалось добыть издательнице «Северного вестника» записки матери для напечатания в этом журнале. — Речь идет о Л. Я. Гуревич, получившей у дочери Смирновой готовую для печати копию мемуаров на французском языке. «Записки» публиковались в журнале «Северный вестник» с февраля 1893 г. по сентябрь 1894 г., затем выпущены отдельным изданием (см. преамбулу к примеч. к статье «Пушкин», с. 809). ( < < back) Соч. Пушкина, издание Морозова, т. V, стр. 240: «Судьба крестьянина улучшается со дня на день, по мере распространения просвещения. Избави меня Боже быть поборником и проповедником рабства, я говорю только, что благосостояние крестьян тесно связано с пользою помещиков». — Примеч. авт. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > …Веллингтоновский «Reformbill»… — Веллингтон Артур–Коллей Вел- леслей (1769—1852), герцог, премьер–министр Великобритании с 1828 по 1830 г., под давлением массового движения провел акт «Об эмансипации католиков» (1829), хотя был его противником. ( < < back) < >< back) > …«Воспоминаниях и Очерках» Анненкова… — Точное название: «Воспоминания и критические очерки» (Т. 1—3. СПб., 1877—1881).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Письмо ο свободе и необходимости. 16 Дж. Локк (1632–1704). Главное его сочинение: «Essays concerning human understanding» – (опыт o человеческом познании). 20 Давид Юм (1711–1776). Его сочинения «А Treatise of human Nature» (1739). «An Euquiry concerning human understanding». 22 Здесь необходимо заметить, что позитивизм не удержался на своей цели. Он также старается дать ответы на все вопросы человеческого ума и в своих последних выводах склоняется к материализму. 23 Сочинения Огюста Конта о позитивизме Cours de philosophie posimivex. 6 vol Paris 1830–42, «Sisteme de politique posimivisme» 4 vol. Paris (1851–52) «Camechisuic positiviste ou summaire. Exposition de la religion universelle». Paris 1852. 24 В России о позитивизме заговорили очень рано. Еще в 1847 г. появилась в «Отечественных Записках» статья Милютина, где он излагал систему Конта. С 60-х годов Конт становится очень известным у нас. В 69 и 70 г. появляются статьи в «Современном Обозрении» и «Отечественных Записках», представляющие критику позитивной системы. (Указ. опыт критического исследования основоначал позитивной философии Лесевича. С.-Петербург 1877, стр. 6–8. 35 Гартлей (1705–1757), последователь Локка, не допускал существования врожденных идей и источником познания признавал восприятия чувств. Его филосовское сочинение: «Observamion on man, his frame, his duty, and his expectations». London 1749. 37 Французская сенсациональная школа коренится в Локке. Распространителем идей Локка во Франции был Вольтер, а систематическим последователем – Кандильяк (1715–1780), который все человеческое познание выводил из ощущений. Его сочинения: Essays sur origine des connaissances humaines 1746. Traite des sensations 1654. 42 По мнению Фохта мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени. Молешот говорит, что мысль есть движение материи. Бюхлер полагает, что душа есть продукт известных· сочетаний материй. Без фосфора не может быть мысли, (указ. Christianity and Positivism. Cosh p. 168 и дал.). 51 Гексли (Huxley) современный английский ученый биолог (занимающий кафедру биологии в королевском институте в Лондоне, знаменитость почти равная Дарвину).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Свою лепту в распространение медицинских знаний и лечение коренных жителей Алтая внесли миссионеры, и в частности архимандрит Макарий (Глухарев). Обильная растительность Горного Алтая позволяла им собирать лекарственные травы, создать неплохую гомеопатическую аптечку и использовать ее при лечении «своей паствы». Отец Макарий самостоятельно освоил и стал распространять оспопрививание. Лекарства из своей аптечки, как свидетельствует документ, он отпускал бесплатно и «сам во всякое время в качестве врача неотложно являлся к тем, которые его приглашали». Его же усилиями для больных и бездомных в Майме была «заведена» в 1838 г. больница-богадельня, в которую «язычники» шли к отцу Макарию «сначала лечиться, а потом креститься». В 1870 г. на пожертвования, собранные протоиереем Николаем Лавровым, в Улале был устроен приют для девочек-сирот новокрещеных алтайцев 420 . Для этих целей использовалось двухэтажное здание, построенное в устье Улалы для нужд женской общины. А поскольку община к тому времени была переведена на р. Уахту, в семи верстах от Улалы, здание почти не использовалось 421 . Строительство большого деревянного двухэтажного с каменным полуподвалом здания улалинской больницы-приюта было начато в середине 1870-х гг. В 1875 г. были заготовлены материалы для строительства «больницы, приюта девочек, помещений для сестер милосердия, с необходимыми службами». «Из сего числа уже поставлены больничные кухни и особый дом для фельдшера» 422 . И в этот раз значительную помощь оказал протоиерей Н. Лавров, который пожертвовал на эти цели 1500 руб. В 1877 г. уже заканчивалось строительство вместительного и светлого здания «постановкой печей и устройством мебели». Тюменский купец П. И. Матягин пожертвовал 10 железных кроватей. Томский купец П. В. Михайлов пожертвовал «больничные судки из белого железа для разноски пищи» 423 . На первом этаже разместился приют для 30 девочек, на втором – больница на 20 коек, а в полуподвале – кухня и другие хозяйственные помещения. В приюте трудились насельницы Никольского женского монастыря. В 1882 г. здание было обшито тесом. К тому времени в больнице-приюте была открыта, возможно, первая аптека в Горном Алтае 424 . С 1883 г. женская школа из больницы-приюта была переведена в особое помещение.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В 1887 г. на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в городе Екатеринбурге изделия фабрики тюменского купца П.И. Гилева с сыновьями получили почетный отзыв Уральского общества любителей естествознания 446 . Предприятие продолжало существовать и после П.И. Гилева; на колоколах отливалась надпись: «Сыновья П.П. Гилева». Известны и изделия других умельцев из Тюмени. В Нижнетагильском краеведческом музее экспонируются колокольчики Я. Серебренникова, В. Шапошникова. Конечно, число мастеров не ограничивалось упомянутыми именами. Однако из-за отсутствия достоверных сведении имена многих умельцев остаются неизвестны. Промысел в Тюмени процветал до появления железной дороги из центра России на Дальний Восток. Сначала железнодорожный транспорт постепенно вытеснил тройку с Московско-Сибирской дороги, оставив ей глухие тракты и пролески; автомобиль вытеснил ямщика окончательно, а с ним и тюменские колокольчики. В первой половине XIX в. широкое развитие получил промысел поддужных колокольчиков в нижегородском с. Большое Мурашкино. Как свидетельствуют документы Княгиненского земского суда, в 1830-е годы в селе ежегодно в шести заведениях выделывалось до 35 тысяч колокольчиков. Товар сбывался преимущественно ходебщиками или офенями, вывозился на ярмарки 447 . Вслед за селом Большое Мурашкино колоколами прославились: село Сосновское, деревня Виткулово и город Павлово, знаменитый своими промыслами 448 . У старой притчи о тульских мастерах, подковавших блоху, есть продолжение: говорят, что павловские умельцы сделали для той блохи наборный ошейник, посадили ее на цепь да еще закрыли эту цепь на замочек с музыкой и секретом. И в самом деле: в большом количестве расходились по России миниатюрные изделия из металла, виртуозно выполненные павловскими умельцами. Отливали павловцы и поддужные колокольчики. Здешние мастера братья Гомулины оставили память о себе на поддужных колокольчиках, изготовленных в 1877 г. Надо полагать, что Гомулины не единственные мастера, занимавшиеся этим промыслом в Павлово.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Пеги думает здесь о Жане Боннеро, авторе 8–й Тетроди 8–й серии «Книга книг» (30 декабря 1906 года), и в особенности об Эдмоне Морисе Леви, своем друге и библиографе Тетрадей. Оба они были библиотекарями в Сорбонне. 145 Кине Эдгар (1803–1875) — французский философ и историк. Так же как и Мишле был одним из наиболее яростных противников клерикализма. С антиклерикальными лекциями выступал в Коллеж де Франс. Будучи депутатом в 1848 году ратовал за отделение церкви от государства. Выслан из страны после государственного переворота 2 декабря 1851 года. Жил в Бельгии, затем в Швейцарии, продолжая писать свои исторические труды: «Революции в Италии» (1852), «Революция» (1865), «Созидание» (1870). В 1870 году возвратился во Францию, а в 1871 году был избран депутатом Национального собрания. 146 Распай Франсуа Венсан (1794–1878) — французский ученый химик, медик, политик, республиканец. Участвовал в Июльской революции 1830 года. Основатель газеты Реформатор. На президентских выборах кандидат от социалистов. После событий 1848 года был арестован и в 1849 году посажен в тюрьму. Во время Второй империи жил в изгнании в Бельгии до 1869 года, затем по возвращении во Францию избран депутатом в 1869 году, еще раз — в 1876 году. 147 Бланки Огюст (1805–1881) — социалист, один из вождей революции 1848 года. Его много раз арестовывали, он провел в тюрьме в общей сложности 36 лет. Во время войны 1870 года основал газету Патрианданже ( Отечество в опасности). С 1877 года после амнистии продолжает организаторскую деятельность в социалистическом движении, издает газету Ни Дье, ни Сезар ( Ни Бог, ни Царь). Изучает произведения Маркса, критикует утопический коммунизм и ратует за революционные действия. Его учение (бланкизм) связывает французскую социалистическую мысль с марксизмом. 148 Фурье Шарль (1772–1837) — французский экономист и философ–утопист. Работал над проектом социальной и экономической реформы общества, в основе которой лежали так называемые фаланги или фаланстеры: маленькие группы рабочих, объединенных общим ремеслом. Такая организация общества должна была привести ко всеобщей гармонии. Несмотря на попытки Фурье осуществить свой проект, его опыт не удался, но у фурьеризма как учения имелись свои адепты. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Вдоль близкого берега пролегает тропинка, по ней бредут несколько паломников. Мы и забыли как следует проститься с «Лазаревым». Оглядываемся назад. Да какой же он несчастный! Маленький совсем, его и незаметно около Горы. Так ничтожны дела человеческие пред великими делами всемогущества Божия! Прощай, «Лазарев»! Счастливого тебе плавания!.. 2 Преосвящ. Арсений со студентами в Палестину (1900 г.) и преосвящ. Евдоким со студентами в Палестину, Египет и Грецию (1905 г.). 3 Ректором Московской духовной академии с 1903 по 1909 годы был епископ Волоколамский Евдоким (Мещерский), впоследствии митрополит Нижегородский. В1922 году уклонился в обновленчество и явился одним из основоположников обновленческого раскола. С 1924 года на покое. Духовный писатель. Скончался в 1935 году в Москве. – Прим. ред. 4 Издавая в свет это сочинение, всю прибыль от издания мы полагаем в особый «паломнический» фонд, из которого взаимообразно будут брать студенты-экскурсанты. Р. А. Е. Е. 5 Драгомиров М. И. (1830–1905), русский военный теоретик и педагог, генерал от инфантерии. Участвуя в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. успешно руководил действиями русских войск при обороне Шипки. С 1903 г. член Государственного совета. – Прим. ред. 6 Указанные правила касаются безукоризненности и чистоты лиц, производимых в священство. – Прим. ред. 12 Филетизм (от греческой приставки φιλ – любить и θνος – народ, племя) – тенденция Поместных Церквей приносить соборные интересы в жертву национально-политическим. В 1872 г. Константинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой. – Прим. ред. 14 «Пойдохом на море, и быхом ходили по морю 3 седмицы, егда с нужею доидохом устья Цареградскаго. Ино по части возстает футрина великая и валове страшнии, ож пред Филипповым заговеньем бывает». 17 У многих слово «византийщина» теперь служит щитом, которым они закрывают себя от разных возражений. Не нравится что-нибудь в православной вере, например монашество, – стоит сказать: да ведь это не «чистое христианство », а византийщина! – и монашество ниспровергнуто. Такое пренебрежительное отношение к «византийщине», даже без знания «византийщины», пошло, говорят, еще от Вольтера. Появилось даже какое-то «византийское православие», как будто бы православий так же много, как много газет на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Этот рескрипт был опубликован в Московских Ведомостях. Святитель Московский, так много потрудившийся в тоже «тяжкое для Москвы время», также не оставлен был милостивым вниманием Его Величества. 19 апреля 1831 года, в день Пасхи, он сопричислен был к ордену св. апостола Андрея Первозванного, «за ревностное и много деятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом, а притом за многие похвальные подвиги и труды, на пользу церкви и государства постоянно оказываемые при всяком случае». 744 Откликом на этот знак милостивого внимания государя императора к истинным заслугам и подвигам святителя в столь важное время, как холерное, 1830 года, служит, со стороны Филарета, его слово в день коронования его императорского Величества государя императора Николая Павловича. Говоренное в Успенском соборе 22 августа 1831 года и до 1877 года не появлявшееся в печати. Это слово вместе с тем служит и как бы публичным отчетом Филарета за холерный 1830–1831 год, тем более, что летом 1831 года холера, оставив в покое Москву, сильно свирепствовала в Петербурге, где не обошлось дело даже без возмущения черни, укрощенное только уже личным появлением среди бунтующих и энергичным действием самого государя императора, на что также можно находить указание в этом слове. Оно сказано на текст царь уповает на Господа, и милостью Вышнего не подвижится ( Пс.20:8 ) и весьма живыми чертами изображает духовный облик государя императора, при чем он, по-прежнему, опять сопоставляется с Давидом, но только с другой, чем в 1830 году, стороны. «Как некогда сподвижники Давида, – говорит вития, – увидели его в крайней опасности от надлежащего иноплеменника: то кляшася мужи, Давидовы, глаголюще не изыдеши ктому с нами на брань, да не угасиши светильника Израилева ( 2Цар.21:17 ). Подлинно видеть возлюбленного царя, подвергающегося опасности для безопасности своих подданных, есть зрелище, сколь возвышенное, столь же поразительное для верного народа. Чем очевиднее попечение царя о нас, простертое до самопожертвования, тем более Он возлюблен для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010