Александр Александрович (1845–1894) — великий князь, сын императора Александра II — 126 Александр Александрович — см. Мельников А. А. Александр II (1818–1881) — российский император (с 1855 г.) — 194, 318 Александр (Кожев) Воронежский — в Воронежской епархии такого иерарха не было с XVIII века — 225 Александр Невский (1220–1263) — святой; князь новгородский (1236–1251) и великий князь владимирский (с 1252 г.) — 102, 114, 115, 177, 199, 204, 225 Александра — см. Мещерская А. Н. Александра (Августа) (Р-303) — святая, мученица; по одной из легенд жена императора Диоклетиана, по его приговору принявшая мученическую смерть вместе с Георгием Победоносцем — 102 Александра Владимировна — см. Лукьянович А. В. Александра Иосифовна (1830–1911) — великая княгиня, жена великого князя Константина Николаевича — 156, 193 Александра Николаевна (1825–1844) — великая княгиня, дочь императора Николая I — 190 Александра Николаевна — дочь казанского губернатора Н. Я. Скарятина; художница — 301 Александра Николаевна, жена И. А. Зеленого — 145 Александра Николаевна — см. Лукьянович А. Н. Александра Петровна (в иночестве Анастасия) (1838–1900) — великая княгиня, жена великого князя Николая Николаевича (старшего); благотворительница, основательница общин сестер милосердия, больниц и медицинских училищ, долгие годы председательница приютов Ведомства императрицы Марии; с 1881 г. жила в Киеве, где основала Покровский женский монастырь с хирургической больницей — 102, 108, 111, 147, 193, 197 Александра Петровна, матушка московской Рождественской обители — 290 Александра Федоровна (1798–1860) — императрица, жена императора Николая I — 255 Алексей — Алексей Александрович (1850–1908) — великий князь; генерал–адмирал, главный начальник флота и морского ведомства; сын императора Александра II — 126, 157, 210 Алексей Колоколов — см. Колоколов А. П. Алексей Михайлович (1629–1676) — русский царь с 1645 г. — 271 Алексий, архиепископ Рязанский — Алексий (Ржаницын Руфин Иванович) (1812–1877) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1838); инспектор (с 1838 г.) и ректор (с 1843 г.) Московской Духовной семинарии; архимандрит и настоятель Заиконоспасского монастыря (с 1843 г.), ректор Московской Духовной академии (с 1847 г.), епископ Дмитровский и викарий Московской митрополии (с 1853 г.), епископ Тульский (с 1857 г.), епископ Таврический (с 1860 г.), архиепископ Рязанский (с 1867 г.), архиепископ Тверской (с 1876 г.) (см.: Владиславлев В. Некоторые воспоминания о почившем в Бозе высокопреосвященнейшем Алексии//Тверские епархиальные ведомости. 1877. 15. Часть неофициальная. С. 289–301) — 72

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

183 Боссюэ Жак Бенинь (1627—1704) — французский писатель, епископ, развивавший идею божественного происхождения монархической власти; историческое развитие считал осуществлением воли Провидения. Отец Фуко — см. коммент. к с. 106. Гарбо Грета ( наст. имя Грета Густавсон, р. 1905) — знаменитая шведская киноактриса, натурализовавшаяся в США. Финта ( исп.) — ложное движение, выпад. «...Что мы слышали, что видели своими очами...» — Первое послание святого апостола Иоанна Богослова, I, 1. Анна де Ноай — см. коммент. к с. 148. «Пр о клятые поэты» — серия литературных портретов (Рембо, Малларме и др.), первоначально отвергаемых буржуазным читателем; издана Верленом в 1884 г. Порше Франсуа (1877—1944) — французский литературный критик и писатель, автор книг «Верлен, каким он был» (1933), «Бодлер. История одной души» (1945) и др. Поль Верлен познал всю глубину унижения и позора — Верлен задумал «Мудрость» в первой половине 1870-х гг., отбывая двухлетнее тюремное заключение (1873—1875) за выстрел в Рембо. Книга пролежала несколько лет в издательстве. «Принцесса Клевская» — роман французской писательницы Мари Мадлен де Лафайет (1634—1693), изданный в 1678 г., одно из лучших произведений французской классической прозы. «Адольф» (1815) — психологический роман Бенжамена Констана (1767—1830), сыгравший заметную роль в развитии французского романтизма. Ромен Жюль ( наст. имя Луи Фаригуль, 1885—1972) — французский писатель, автор многотомного романа «Люди доброй воли» (1932— 1946). Эколь Нормаль — педагогический институт в Париже, основанный в 1794 г; готовит преподавателей высшей квалификации гуманитарных и естественных наук. «Титаник» — английский океанский теплоход, натолкнувшийся на айсберг к югу от острова Ньюфаундленд и трагически погибший в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г.; затонуло около 1500 человек. 192 ...дух дышит, где хочет — Евангелие от Иоанна, III, 8.   ДНЕВНИК II   В виде отдельной книги впервые опубликован издательством «Грассе» в 1937 г. За исключением главы «Очарование Моцарта», статьи, составляющие «Дневник II», в 1933—1937 гг. печатались в периодических изданиях. На русском языке избранные главы публикуются впервые.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

3. Моисей (Петрович) 1725–1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731–1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739–1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749–1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769–1774 9. Викентий (Иоаннович–Видак) 1774–1780 10. Моисей (Путник) 1781–1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790–1837 12. Стефан (Станкович) 1837–1842 13. Иосиф (Райячич) 1842–1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848–1861 2. Самуил (Маширевич) 1864–1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874–1879 4. Герман (Ангелич) . 1881–1888 5. Георгий (Бранкович) 1890–1908 6. Лукиан (Богданович) 1908–1913 III. Чephoropckaя Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697–1735 2. Савва 1735–1766–1781 3. Cb. Nemp I 1781–1830 4. Nemp II 1833–1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863–1882 7. Виссарион 1882–1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920–1930 2. (40) Варнава 1930–1937 3. (41) Гавриил 1937–1950 4. (42) Викентай 1950–1958 6. (43) Герман 1958–1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958–1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор–ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого). Василий (Пронин), архим. Сербский подвижник иеросхимонах Феок–ТИСТ//ЖМП. 1975. 11.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Hertzberg. Op. cit. Bd. II. S. 547; Bd. III. S. 78. 253 Бердников И. С. Церковное право Православной Церкви//Правосл. Собеседник. 1890. Т. I. С. 210. 254 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 78. 255 Pischon. Die Verfassung der Griechisch-orthod. Kirche. S. 94. 256 Σθας. Τουρκοκρατουμνη Ελλς. " Αθναι, 1869. Σ. 513. 257 Ibid. Σ. 632-635. 258 Pichler. Geschichte der kirchl. Trennung. Bd. I. München, 1864. S. 442 (на основании английского сочинения Финлея). 259 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 398. 260 Ibid. Bd. IV. S. 20; Базили К. М. Очерки Константинополя. Ч. И. СПб., 1835. С. 129. Об этом сочинении говорят, что оно составлено на основании «Константиниады» патриарха Константинопольского Константия. 261 (Муравьев А. Н.) Путешествие ко св. местам в 1830 году. Ч. I. СПб., 1840. С. 76-77. 262 Pischon. Op. cit. S. 95-97. 263 Розен В. Р. История Турции от 1826 до 1856 года. Пер, с нем. Ч. II. СПб., 1872. С. 265-266. 264 Леонтьев К. Н. Из жизни христиан в Турции. Т. I. С. 180, 184. 265 (Муравьев А. Н.) Сношения России с Востоком. Ч. II. СПб., 1860. С. 298- 299. 266 Леонтьев К. Н. Восток, Россия, славянство. Т. I. С. 13. 267 Елисеев А. В. Путь к Синаю в 1881 году. СПб., 1883. Изд. Императорского Православного Палестинского об-ва. С. 7. 268 Преосв. Порфирий (Успенский). Первое путешествие в Афонские монастыри. Ч. II. Отд. 1. Киев, 1877. С. 2. 269 Преосв. Порфирий (Успенский). История Афона. Ч. III. Отд. 2. С. 595. (Греческий текст молитвы см. в нашем введении.) 270 Теплов В. А. Греко-болгарский церковный вопрос. СПб., 1889. С. 170-172; Бердников И. С. Церковное право Православной Церкви//Правосл. Собеседник. 1890. Т. И. С. 120-121. 271 Проф. И. С. Бердников говорит: «Для Вселенской патриархии дороже всего соблюдение национальных (т. е. грекофильских) интересов. Направление поистине далекое от духа Христова - духа мира и любви». Справедливые и дорогие слова, - дорогие тем, что нашего автора никто не дерзнет заподозрить в так называемом либеральничаньи (Правосл. Собеседник. 1890. Т. II. С. 118). 272

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Арсеньева, дочь Н. Ю. Арсеньевой — 279 Арсеньева (урожд. княжна Долгорукова) Наталия Юрьевна (1830–1902) — дочь сенатора Ю. А. Долгорукова; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 255, 256, 279 Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813–1879) — выпускник (со степенью магистра) Киевской духовной академии (1837) и бакалавр (1841) этой академии; советник Губернского правления в Житомире (с 1846 г.) и председатель Гражданской палаты в Каменец–Подольске (с 1849 г.), с 1851 г. в отставке; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); писатель, редактор–издатель журнала «Домашняя беседа» (1858–1877); прославился обскурантизмом и доносами — 155 Асланбеков Аврамий Богданович (1822–1901) — вице–адмирал, участник обороны Севастополя (1854–1855), командир 3–го и 8–го флотских экипажей (1871–1878) и отряда судов в Тихом океане (1879–1882) — 251 Астафьев Николай Александрович (1825–1906) — сотрудник Общества для распространения Священного писания в России; профессор всеобщей истории Санкт–Петербургского Историко–филологического института — 212 Афанасий Златоустовский — Афанасий (Плавский Андроник) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1855); профессор и инспектор Олонецкой Духовной семинарии (1855–1862); архимандрит (с 1863 г.), ректор Симбирской Духовной семинарии (1864–1872), настоятель московского Златоустовского монастыря (с 1873 г.) — 264, 265, 273 Афоносий (Афанасий), келейник Александро–Невской лавры — 217 Багратион Евгения Петровна (1846–1903) — княжна, фрейлина при Дворе императрицы Марии Александровны — 237 Бажанов, член Синода — Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); законоучитель Санкт–Петербургского университета (1827–1836), доктор богословия; законоучитель наследника цесаревича (с 1835 г.) и всей царской семьи (до 1860 г.), духовник их императорских величеств (с 1848 г.); главный священник гвардии и гренадер (с 1858 г.); управляющий придворным духовенством, протопресвитер придворных соборов: Большого в Зимнем дворце и московского Благовещенского; член Святейшего Синода (с 1844 г.) — 87, 140, 207, 239, 268, 274

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

За это он был заключен в темницу в Кесарии Палестинской, по жалобе собственной матери. После страшных пыток ночью явился ему в темнице Сам Христос со святыми Ангелами и крестил его с именем Прокопий. Много раз святого пытали, вынуждая отречься от Христа, но он мужественно переносил все мучения. Видя его стойкость и непоколебимость, во Христа уверовали стражи и римские солдаты со своими начальниками, двенадцать женщин и среди них раскаявшаяся мать. Прокопий вдохновлял их идти на страдания за Христа с радостью, как на брачный пир. Все они были казнены. Именем святого Прокопия благословляются молодожены, этим они призываются к тому, чтобы стремиться стяжать венцы Небесного Царствия с такой же ревностью, с какой стремился к этому он. Это благословение произносится в конце чина венчания перед пением молодым «Многая лета»: «Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим честен брак показавый, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых боговенчанных царей, равноапостолов Константина и Елены, святаго великомученика Прокопия и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». 172 Турецкие султаны начали взимать дань с Сербии с 1375 года, затем она попала в вассальную зависимость от Турции, а в 1459 году, через 6 лет после захвата Константинополя, полностью утратила самостоятельность: стала турецкой провинцией, пашалыком, разделенным на санджуки. Сербы существовали в едва выносимых условиях. В 1830 году Сербия снова стала самоуправляющимся княжеством, оставаясь при этом вассалом Турции, и только в результате русско-турецкой войны 1877–1878 годов, в которой Сербия воевала на стороне России, она получила полную политическую независимость. 173 Монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимонарасположен на юго-западном побережье Святой Горы Афон между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Русские монахи появились на Афоне уже вскоре после крещения Руси, при святом равноапостольном князе Владимире, и им был передан опустевший греческий монастырь Ксилургу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Остен–Сакен Федор Романович (1832–1912) — барон; директор Департамента внутренних сношений Министерства иностранных дел (1870–1897); путешественник, исследователь Дальнего Востока — 84, 85, 133, 150, 162 Остроумов Петр Иванович (18.39–1913) — вице–директор Хозяйственного управления Святейшего Синода; позже — сенатор — 110, 240 П. М. — Костерев П. М., покойный близкий друг отца Николая — 195 Павел — апостол, проповедник христианства; церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет — 135, 171 Павел — Павел I (1754–1801) — российский император (с 1796 г.) — 284 Павел, викарий — Павел (Вильчинский Иоанн Елевферьевич) (1830–1908) — выпускник Киевской Духовной академии (1853); магистр и профессор Полтавской Духовной семинарии (с 1856 г.); архимандрит (с 1862 г.), ректор Владимирской Духовной семинарии (с 1867 г.); епископ Сарапульский (с 1877 г.) и Чебоксарский (с 1878 г.), викарий Казанской епархии и настоятель казанского Спасо–Преображенского монастыря (с 1878 г.); председатель Казанского Братства Святого Гурия; епископ Саратовский (с 1882 г.), Астраханский (с 1889 г.), Могилевский (с 1892 г.) и Пензенский (с 1893 г.) — 297–300 Павел, епископ Ладожский, преосвященный Кишиневский — Павел (Лебедев Петр Васильевич) (1827–1892) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1853); архимандрит (с 1858 г.), ректор Санкт–Петербургской Духовной семинарии (1864–1868), профессор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1869 г.); епископ Выборгский (с 1868 г.), Ладожский (с 1869 г.), и Кишиневский (с 1871 г.); архиепископ Кишиневский (с 1879 г.), позже — архиепископ Казанский — 72, 234 Павел, преосвященный, посетивший Хакодате — Павел (Попов Петр) (1813–1877), выпускник Иркутской Духовной семинарии (1833), священник при Нерчинском заводе (1834–1837), потом в Красноярском соборе (1837–1860); протоиерей, викарий Иркутской епархии и епископ Якутский (с 1860 г.), Новоархангельский (с 1866 г.), Енисейский (с 1870 г.) и Камчатский (с 1873 г.); миссионер; в 1875 г. приехал в Японию по просьбе о. Николая для совершения обряда рукоположения в священники японцев Савабе и Салаи — 115

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Предварительное резюме главы из «Философии христологического догмата». 432 Преп. Максим Исповедник. Schol. in lib. dedivin. nomin., in V, 8, PG4, 336. 433 Эта связь с особой яркостью освещена блаж. Августином: De Genesi ad litt. V, 5, PL 34, 325: Итак, сотворенные вещи начали проходить время своими движениями; отсюда, напрасно искать времени раньше твари: как будто можно находить время раньше времени!.. Отсюда, скорее время началось от твари, чем тварь — от времени, а то и другая— от Бога; ср. De Genesi contr. manich. 1,2, PL 34,174–175; De Civ. Dei XI, 6, PL 41,321:…кто не поймет, что времен не было бы, если бы не было творения, которое изменило нечто некоторым движением?; col. 322: …нет никакого сомнения, что мир сотворен не во времени, но вместе со временем. Confess. XI, 13, PL 32, 815 и др. Ср. Duhem P. Le Systeme du monde. T. II. Paris, 1914, p. 462 ss. 434 Свят. Василий Великий. In Hexaem., hom. 1, 6, PG 29,16. 435 Свят. Григорий Нисский. Or. cat., 6, PG 45, 28; русский пер.: IV, 22; ср. Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. 1, 3, PG 94, 796; русский пер.: Полное собрание творений… Т. 1. СПб., 1913, с. 160: «Ибо чего бытие началось переменой, то необходимо и будет подлежать перемене, или истлевая или изменяясь по произволу». 436 Свят. Григорий Нисский. De opif. homin., 16, PG 44,184; русский пер.: I, 142; ср. Or. cat., 21: «Самый переход из небытия в бытие есть некое изменение, при котором неосуществленное Божией силой преложено в сущность». Ввиду возникновения «через изменение» человек «по необходимости (имеет) естество изменимое» (PG 45, 57; русский пер.: IV, 57). 437 Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. II, 1, PG 94, 864; русский пер.: I, 188. 438 Ср. Сет. Григорий Богослов. Or. 29, 13, PG 36, 89–92: и началась, и не прекратится. 439 Блаж. Августин. De Civ. Dei XII, 15, PL 41, 363–365. 440 Слово в день обретения мощей свят. Алексия, 1830 г.//Сочинения Филарета, митрополита Московского и Киевского. Слова и речи. Т. III. М.,1877, с. 436. 441 Блаж. Августин. Confess. XI, 4, PL 32, 811. 442

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Уже в 1892 году был сделан удивительный по свои вредоносным последствиям шаг уже со стороны России: заключена франко-русская военная конвенция, в которой мы повесили на свою шею безопасность Франции, и возможность ее сравнительно безопасного реванша за 1870 год, без какой-либо пользы для себя. Между тем, с 1885 по декабрь 1894 года до самого окончания царствования Александра III, Чрезвычайным и Полномочным русским послом в Берлине был горячий сторонник русско-германского сближения и русско-германской дружбы генерал от инфантерии граф Павел Андреевич Шувалов (1830-1908). Замечательный человек, герой Русско-турецкой войны 1877-78 годов, кавалер ордена Св. Георгия IV и III степени, высшего прусского ордена «Pour le Merite », и золотого оружия с алмазами, один из творцов «Договора перестраховки», оставлявшего России свободу действий в случае конфликта между Германией и Францией. Граф Павел Андреевич Шувалов русский военачальник и дипломат И хотя пролонгация Договора была сорвана в 1890 году совместными усилиями Гольштейна и Каприви, вполне вероятно было его перезаключение при ожидаемой «смены руководства». Тем более к графу очень тепло относился и «старый кайзер» Вильгельм I, а «молодой кайзер» Вильгельм II числил Шувалова среди ближайших друзей: «Среди местного дипломатического корпуса граф Шувалов пользовался особым авторитетом и уважением, считаясь одним из близких друзей императора. Вильгельма II. Овации и торжественные проводы графа при его отъезде из Берлина подтвердили, что граф Шувалов был одним из популярнейших лиц не только придворного Берлина, но и среди берлинцев вообще. При нем заключен русско-германский торговый договор» . Действительно, в 1894 году было подписано торговое соглашение, прекратившее таможенную войну между Россией и Германией. И если бы не злосчастная русско-французская военная конвенция, уже при следующем канцлере принце Гогенлоэ мы вполне могли бы возобновить и перестраховочный договор. А уж после слов Кайзера: « наше будущее – на морях!», что означало перевод германской военной активности на чисто антибританские рельсы, военная конвенция с Францией стала просто вредоносной, если не преступной, по своей геополитической нелепости.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/02/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010