1562 Ladenburg. Ueber den Einfluss der Naturwisseuschatten auf die Weltanschauung. Leipzig. 1903, 7–8. 1567 Zückler. Geschichte der Beziehungeu Zwischen Theologie und Naturwissenschaft. Gütersloh. 1877 ff. 1568 Кроме работ Prowe о Копернике см. D. Berti. Copernico e le vicenpe del sisteme copernicano in Italia. Roma, 1874, где даны, в приложении интересные документы о Копернике, Галилее и Бруно. – Акты Галилеева процесса появились в двух изданиях: Les pieces du proces de Galilee par H. de l» Epinois. Rome et Paris, 1887 и Die Akten des galileischen Processes nach der vaticanischen Handschrift hrsg. v. Gebler. Stuttgart. 1867. Cp. Schantz. G. Galilei und sein Prozess nach der neuesten Forschung. Würzburg, 1878. Последующие исследователи вопроса о преследовании Галилея все более укрепляются в выводе, что главною причиною гонения были не принципиальные мотивы, а личные, со стороны иезуитов и сторонников перипатической философии. См. между прочим об этом Caverni. Storia del metodo sperimentale in Italia. T. II. 346 sqq. Ferenze, 1892. 1569 Лучшим доказательством тому служит безуспешность усилий осуществить издание полного собрания его трудов, о чем, как об акте национальной неблагодарности, скорбел итальянский министр народного просвещения Доменико Берти (Berti. G. Bruno da Nola; sua vita e sua dottrina. Nuova (2-a) edizioine. Torino Roma. 1889, 20–21), знаток Бруно, много им занимавшийся, но «не желавший, чтобы его смешивали с толпою буйных поклонников Ноланца» (L. c.). Предпринятое в 1879 г. (через 43 года после неполного издания немцем Гфререром) издание латинских сочинений остается и до сих пор незаконченным; итальянские сочинения, изданные немцем Вагнером в Германии в 1830 г., ждали более полувека перепечатки немцем же Делагардом (в 1868 г.), и только в 1907–8 г.г. нашелся итальянец (giov. gentile), издавший их наконец, в Италии (Bari), где не читающие Бруно «буйные поклонники его» ежегодно устраивают однако, в честь его, антицерковную демонстрацию! 1577 По поводу его статей Дарвин писал: «я никогда в жизни не читал более ясного излагателя, а следовательно, и мыслителя, как вы… Мне было отрадно заметить, что я сам, своими необработанными мыслями, пришел к одним заключениям с вами, хотя и никогда не мог или лишь изредка был в состоянии указать свои основания для этих выводов». Ch. Darwin в отзывах о сочинениях Фиске, приложенных к Fiske. Idea of God, as affected by Modern Knowleuge. Boston and New York. 1893, признание чрезвычайно важное для определения расценки самим Дарвином своих теоретических, принципиальных положений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Духовный и светский глава имамата – военно-политического объединения мусульманских общин суннитов горного Дагестана и Чечни с 1828–1830 по 1859 и в 1877. 4) Почетный титул высших духовных авторитетов суннитов и шиитов: основателей мазхабов и богословских школ, глав движений, крупных религиозно-политических деятелей. КААБА (араб. «куб») – главное святилище ислама, в сторону которого мусульмане обращаются во время молитвы. Ежегодное паломничество к К. – хадж – один из пяти столпов ислама. К. расположена в центре «Заповедной (Запретной) мечети» в Мекке и представляет собой каменное здание в форме куба со стороной ок. 15 м. В восточный угол К. вмонтирован заключенный в серебряное обрамление «черный камень» – белый яхонт, символ поклонения в К., символ могущества Аллаха. Считается, что «черный камень», почерневший из-за греховности людей, был дарован Аллахом Адаму. Тот построил над ним первое сооружение. Обычно К. покрыта черным полотнищем – кисвой, которое ежегодно меняют. По преданию, около северо-восточной стены К. похоронены Исмаил и его мать Хаджар. К. окружает мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальный обход святилища (таваф). Почти напротив «черного камня» находится священный источник Зам-зам. В 630 году язычникам было запрещено участвовать в паломничестве к К. Впоследствии этот запрет был также распространен на иудеев и христиан, которым сейчас закрыт доступ даже на территорию Мекки. КАЛАМ (от араб. «калам» – «речь», «рассуждение») – наряду с фалсафой и суфизмом является одним из трех основных направлений мусульманской философии, в рамках которого разрабатывалась философская теология ислама. В средневековой мусульманской литературе под К. подразумевалось творчество представителей К. – мутакаллимов, а также теология вообще. В центре теологии К. стоят вопросы об атрибутах Аллаха – их характере, совечности и сопричастности Его сущности; об извечности Корана или его сотворенности во времени; о божественном предопределении и человеческой инициативе. КИБЛА (кыбла) – направление на Каабу. В мечети К. обозначается специальной нишей в стене – михрабом

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

берега новогвинейского п-ва Чендравасих (Доберай, Вогелкоп). В 1528 г. испан. мореплаватель Альваро де Сааведра († 1529) открыл острова Адмиралтейства. Его команда взяла в плен 3 местных воинов, отвезенных позже на Филиппины. В следующем году один из них, наиболее поддавшийся испан. влиянию, вернулся на родину и был убит местными жителями. Считается, что именно он стал первым христ. мучеником Меланезии. В 1545 г. испанец И. Ортис де Ретес, следуя вдоль сев. берегов Нов. Гвинеи, дал этому острову совр. название - местные жители внешностью напомнили ему обитателей африкан. Гвинеи. В 1606 г. испанец Луис Ваэс де Торрес (ок. 1565-1610/13) открыл пролив, отделяющий Нов. Гвинею от Австралии (впосл. Торресов пролив). Во время стычки команды Торреса с папуасами о-ва Маилу (юго-вост. побережье Нов. Гвинеи) были захвачены 14 детей, к-рых доставили на Филиппины и крестили. В 1616 г. голландцы открыли острова Нов. Ирландия, Нов. Ганновер (Лавонгай) и ряд др. островов в архипелаге Бисмарка, в 1700 г. британцем открыт о-в Нов. Британия. В XIX в. в этом регионе побывало ок. 800 экспедиций, но их участники почти не обследовали острова из-за тропических болезней и враждебного отношения местных жителей. Первым европейцем, к-рому удалось долгое время прожить среди папуасов, стал русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888). В 1871-1872, 1876-1877 и 1883 гг. он совершил 3 экспедиции на сев.-вост. побережье Нов. Гвинеи (этот участок длиной 300 км получил впосл. название берег Миклухо-Маклая; ныне берег Рай), где провел в общей сложности 30 месяцев (впосл. рус. ученый стал героем местных преданий и легенд, имя Маклай вошло в папуасский именослов). В 1873 г. брит. мореплаватель Дж. Морсби (1830-1922) основал на юго-востоке Нов. Гвинеи поселение Порт-Морсби (названо им в честь отца), к-рое стало опорным пунктом англичан в борьбе за утверждение своего влияния на острове. 3 нояб. 1884 г. архипелаг Нов. Британия, переименованный в архипелаг Бисмарка, был объявлен герм. протекторатом, 6 нояб.

http://pravenc.ru/text/2578957.html

П. Щаповым в его работах «Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII века» (1858) и «Земство и раскол» (1862). 207 Ничипоренко Андрей Иванович (1837–1863) — чиновник, участник революционного движения, был корреспондентом «Колокола», член тайного революционного общества «Земля и воля». В 1862 году был у Герцена в Лондоне и получил от него некоторые поручения. Привлеченный по делу «о сношениях с лондонскими пропагандистами» («Дело 32-х»), дал подробные и «откровенные» показания, но потом отказался от той части показаний, которая касалась других обвиняемых; умер в Петропавловской крепости. 208 Бенни впоследствии два раза писал Герцену и просил его вступиться за него… — Имеется в виду, во-первых, письмо, которое летом 1861 года Бенни через И. С. Тургенева переслал Герцену; письмо это не сохранилось, дошел до нас только черновик ответа Герцена от 19 ноября 1861 года, врученного самому Бенни по приезде его в Лондон и, во-вторых, письмо (несохранившееся) от февраля 1862 года, о котором Бенни упоминает в своем письме к А. И. Герцену от 26 марта 1863 года: «Помилуйте, за что же мне было сердиться на вас? Что вы меня не поняли, что вы позволили наклеветать на меня и что, следовательно, я сам ошибся в моем взгляде на вас, — это было для меня совершенно ясным, и я старался объяснить вам это еще в моем февральском письме прошлого года; но ведь за ошибку в оценке человека можно только сердиться или, лучше, жалеть — самого себя, а уж никак не его» («Литературное наследство», т. 62, М., 1955, стр. 30). 209 Курочкин Николай Степанович (1830–1884) — поэт-сатирик, публицист и переводчик, постоянный сотрудник сатирического журнала «Искра», был близок к обществу «Земля и воля» (1861–1863). 210 В. Якушкин — здесь у Лескова ошибка, речь может идти только о П. И. Якушкине, собирателе народного творчества (см. примечания к «Смех и горе»). 211 Громека Степан Степанович (1823–1877) — бывший жандармский офицер, в конце 1850-х — начале 1860-х годов либеральный публицист, корреспондент «Колокола» и усердный сотрудник изданий Герцена; позднее — седлецкий губернатор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Строился город довольно быстро, и в 1803 году был выделен со своими окраинами в отдельную административно-территориальную единицу - Одесское градоначальство. При этом Одесса продолжала оставаться уездным городом Херсонской губернии. В 1815 году на Одессу приходилось свыше половины грузооборота всех черноморских и азовских портов. Введение в 1819 году порто-франко - свободного беспошлинного ввоза и хранения импортных товаров - весьма благоприятно сказалось на жизни и развитии города. Просуществовав 40 лет, оно положительно влияло на рост торговли, увеличение оборотов, в частности, экспортных. В 1830-1850 годах Одесский порт становится самым большим портом на Черном море и в Российской империи по вывозу пшеницы. Во второй половине XIX века развитие экономики города пошло еще более быстрыми темпами. Железнодорожные дороги связали город с внутренними районами России. А строительство Суэцкого канала в 1869 году открыло более выгодные морские пути из Одессы к портам Южной и Восточной Азии. Российская империя через Одессу получила устойчивую связь с Дальним Востоком. Все это заметно сказалось на росте грузооборота Одесского порта. Если в 1862 году через него прошло товаров на 37 миллионов рублей, то в 1893 - на 128 миллионов. В 1903 году грузооборот достиг 174 миллионов рублей. Одесса стала вторым портом Российской империи после Петербурга. В 1877 году Одесса превзошла и Петербург размерами своей торговли. Порт был значительно расширен и технически переоборудован. Одесса уже в первые десятилетия своего существования становится значительным культурным центром. Открытый в 1817 году Ришельевский лицей в 1865 был реорганизован в Новороссийский (ныне Одесский) университет. В 1810 - открылся городской театр. В 1883-1887 гг. было возведено нынешнее здание театра оперы и балета, до сих пор принадлежащее к лучшим театральным сооружениям мира, занесенное в соответствующий реестр ЮНЕСКО. В 1825 году создан музей древностей; в 1839 году образовано Одесское общество истории и древностей; в 1871 - была открыта астрономическая обсерватория, в 1886 - первая в России бактеорологическая станция; в 1899 - художественный музей, в 1908 - первый в стране аэроклуб, в мастерской которого в 1912 году было построено около 20 аэропланов различных систем.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/15/...

До создания Германской Империи дело народного образования было предоставлено правительствам отдельных германских королевств и княжеств. В Пруссии, например, закон о всеобщем образовании был принят еще в 1819 году, и известны слова Якова Гримма, что « Германия является настолько же страною народных учителей, как Испания и Германия – странами монастырей». Однако на деле, как свидетельствует Брокгауз, положение народных учителей в той же Пруссии до 1872 года было, мягко говоря, нелегким. В 1870 году в Пруссии было 4 000 незанятых учительских мест и кандидаты на них в очередь не становились. Кандидатов можно понять: в 1865 году умер с голоду один из их коллег, получавший годовую пенсию на русские деньги 30 рублей в год. Поэтому, согласно тому же Брокгаузу – статья «Начальное народное образование» 40-м полутоме, − на прочные основы дело народного образования в Германии реально стало становиться с 80-х годов XIX века. Законы о начальном образовании в том же XIX веке были приняты во многих странах Европы, и практически нигде этот процесс не проходил гладко. В Швейцарии и Франции такие законы были приняты в 1830-е годы. В Англии процесс принятия пакета соответствующих законодательных актов занял период примерно с 1870 по 1907 год. Столько времени заняло переубеждение радикальной оппозиции, полагавшей, что государству нельзя вмешиваться в проблему образования. Следует еще раз отметить, что введение соответствующего закона совершенно не означало его моментальной реализации на практике. «Формальное решение реализовывалось лишь в том случае, когда воля правительства… совпадала с господствующей в народе традицией и образом жизни» . Воля правительств, особенно во второй половине XIX века была, была повсеместно направлена на то, чтобы получить достаточное число грамотных работников для развивающейся техносферы и развивающейся параллельно с ней сферы бюрократической, особенно в ее низшем звене. А вот народные установки в разных странах были разные. Если в протестантских странах воля правительства вполне коррелировалась с религиозными установками населения, то например, в Италии отнюдь. В результате обязательное обучение в возрасте 6-9 лет было введено еще в 1877 году, но еще в 1911 году из каждой тысячи итальянских новобранцев 306 были неграмотными .

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/17/...

Шапира Моше Вильям (1830–09.03.1884) – иерусалимский антиквар, уроженец Каменец-Подольска, приехавший в Иерусалим в 1856 г. и принявший в 1861 г. лютеранство. Владелец книжной и антикварной лавки на улице Христианского квартала, которую часто посещал Антонин. (См., напр., запись в дневнике от 24 [февраля] 1870: «Заходил к Шабире, librcure et antiquaire, забрал у него 20 книг старых и 5 новых. Дома разбирал книги. Купить их во что бы то ни стало. Повечерие с каноном. То же занятие книгами. Бог меня занес в лавочку г. Шабиры. Книги как раз по мне».) После находки в 1868 г. Моавитского камня («Стелы царя Меши») в Иерусалиме стала появляться глиняная посуда с древнееврейскими надписями, сделанными тем же шрифтом. Продавцом являлся антиквар Шапира. Прусское правительство решило купить всю посуду с надписями. Однако Ш. Клермон-Ганно обнаружил орфографические ошибки в надписях на посуде, а затем нашел в Иерусалиме и гончарную мастерскую, в которой делались подделки. Сделка не состоялась. В дневнике от 7 февраля 1874 г. Антонин сообщает о своем разговоре с Ганно: «Просит верить безусловно, что все Шабирины антики подделка или Селима, или самого Шабиры». В 1877 г. Шапира обратился к берлинскому профессору Шольтману за экспертизой приобретенных им якобы за бесценок пятнадцати пергаменных свитков, запечатанных в глиняном сосуде, обнаруженном бедуинами в одной из пещер Заиорданья. Речь шла о книге «Второзаконие». Несмотря на неблагоприятный отзыв Шольтмана, в июне 1883 г. Шапира повез свитки в Германию для новой экспертизы в имперской библиотеке Берлина. Получив отказ, Шапира предложил рукописи Британскому музею за миллион фунтов стерлингов. Свитки были рекомендованы для покупки музеем и даже выставлены 13 августа на обозрение широкой публики. Приглашенные музеем лингвисты высказывали сомнения в подлинности рукописей, Ш. Клермон-Ганно, изучив небольшой фрагмент, с полной уверенностью заявил о подделке. Музей отказался от покупки. Шапира, не вернувшись в Иерусалим, покончил с собой в Роттердаме. См.: Allegro J. M. The Shapira Affair. N.-Y., 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

По вопросу об уничтожении давностью долгового обязательства требовалось доказать, что по обязательству платимы были проценты без перерыва давности. Перерыв платежей показывался с 1830 по 1841 г. Гос. Сов., усмотрев из дела, что была уплата % за 1841 г., признал несомнительным, что такая уплата получена и за предшествующие годы, ибо невозможно допустить, чтобы представленные в 1842 г. % засчитаны были за 1841 г., если бы таковых бы было уплачено за 1840, 1839 и прочие года (Мн. Гос. Сов. 1865 г., по д. гр. Коссаковского). На основании 637 ст. Уст. Торг. (соответств. ст. 95 Уст. Вексельн.) срочный вексель теряет вексельную силу, когда в течение двух лет по просрочке не будет с протестом предъявлен ко взысканию. Если принять этот срок за специальную давность, то не следует ли применять к ней правило 220 ст. 2 ч. X т. (соответств. ст. 1550 Зак. Гражд.), в силу коего уплата по обязательству прерывает течение давности? В утвердительном смысле вопрос этот решался 2 Общ. Собр. Сената в 1878 г. по д. Гольденбаха. Противный сему вывод – говорит Сенат – привел бы к тому, что векселедержатели, из опасения потери вексельного права, были бы лишены возможности входить с своими должниками в сделки о рассрочке платежа. Надпись об уплате, сделанная на обязательстве посторонней рукой, а не рукой должника, не прерывает давности, если не доказана иным способом подлинность той уплаты (Касс. реш. 1871 г., N 1122). Течение давности прерывается платежной надписью не только самого должника, но и надписью присутственного места и даже стороннего лица, если доказано, что оно сделало такую надпись с воли и согласия должника (Касс. реш. 1877 г., N 242). Глава восьмая. Ослабление обязательства § 28. Ослабление силы обязательства в исполнении. – Отсрочка. – Рассрочка по усмотрению суда. – Внешние неисправности, ослабляющие силу обязательства. – Снисхождение к состоянию должника. – Уступка имущества займодавцам. – О русских посреднических комиссиях и администрациях. – Действие несостоятельности и конкуренции претензий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

276 Напр. Богородской округи, Воздвиженской церкви в Селинской волости, см. резолюц. 21 окт. 1821 г, (Юбил. сборн. стр. 171). Впоследствии, как видно из резолюции 23 сентября 1830 г. (Душеп. Чт. 1876 г. II ч. стр. 244) появилось здесь три души православных. Кроме этого можно указать так же и на знаменитые в этом отношении «Гуслицы», почти сплошь заселенные раскольниками. 278 Резолюц. 8 янв. 1833 г. Душеп. Чт. 1883 г. ч. III, стр. 122, ср. резолюц. 30 янв. 1832 г. Орлов . изд. стр. 574. Заметим, что не менее вредным, в отношении к делу борьбы с расколом., м. Филарет считал и «долгое вдовствование» епархии, «Долго ли вдовствовать Нижегородской епархии, спрашивает он преосвящ. Григория в письм от 12 дек. 1850 г. по поводу долгого неназначения преемника преосвящ. Иакову († 20 мая 1850 г.). Преосвящ. Иаков начал было пробивать пути в тамошние, непреступные прежде, раскольнические секты; теперь, без архиерея, раскольники имеют удобство паки заградить оные, сильнее укрепиться, и поколебать или задавить тех, которых слух и сердце отверзлись православию. «Чтен. в общ. любит. дух. просвещ. 1877 г. отд. III, стр. 165. 280 Такое же пособие м. Филарет постарался в следующем (1832) году выхлопотать и для тех малоприходных церквей Московской епархии «которые назначены были к приписке; (см. письмо к преосвящ. Николаю викарию Чт. в общ. люб. дух. просв. 1869 г. кв. VIII, отд. II, стр. 74) и существование которых м. Филарет однако отстоял, выходя из тех местных соображений, что «близость больших раскольнических гнезд, Рогожеского и Преображенского кладбищ, и оттуда простираемые усилия и ухищрения к совращению православных делают очень нужным, чтобы и в малых селениях близко были пастыри, стрегущие словесное стадо от расхищения волками». Резолюц. 28 марта 1832 г. Чтен. в общ. любит. дух. просвещ. 1878 г. ч. III. стр 129. ср. письмо м. Филарета преосв. викарию Николаю от того же 28 марта 1832 г. Там же, 1869 г. кн. VIII, отд. II, стр. 52. Да и вообще м. Филарет был против сокращении приходов. «Для предосторожности поданы, кому нужно, мысли, что причты не уменьшать надобно, а частью умножать, частью размещать с удобством для народа», писал он. пр. Аркадию Пермскому, опасавшемуся сокращения причтов на заводах с раскольническим населением; пис. Высоч. Особ. ч. I, стр. 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

11 О мещанстве как «окончательной форме западной цивилизации» Л. И. Герцен писал в статье «Концы и начала» (Соч. М., 1936. Т. 2. С. 394). 14 В последнем – январском 1881 г.– выпуске «Дневника писателя» Ф. М. Достоевский писал: «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» (Полн. собр. соч. Л., 1984. Т. 27. С. 19). 16 Эту мысль Ф. М. Достоевский высказал в «Дневнике писателя» (Май– июнь 1877): «...социализм есть грядущая сила всей западной Европы, и если папство когда-нибудь будет покинуто и отброшено правительствами мира сего, то весьма и весьма может случиться, что оно бросится в объятия социализма и соединится с ним воедино. Папа выйдет ко всем нищим пеш и бос, и скажет, что «се, чему они учат и чего хотят, давно уже есть в Евангелии ... . и что он, Папа, отдает им Христа и верит в муравейнике (Полн. собр. соч.. Л., 1983. Т. 25. С. 160). 17 Социальная политика католической церкви, разработанная папой Львом ХШ в энциклике «Rerum novarum» («О новых вещах», 1891), предусматривала превращение идеологии христианского социализма в почти официальную идеологию католичества. Тем не менее в энциклике провозглашалась решительная борьба с социализмом по вопросу собственности. «Социалистическая теория общественной собственности, заменяющей частную собственность, должна быть полностью отвергнута. Пусть неприкосновенность частной собственности будет непреложным законом для всех, кто искренне хочет блага народу» 19 Неточная цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева «Последний ката клизм» (1830): Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды. И Божий лик изобразится в них! (Тютчев Ф. И. Соч. М.. 1980. Т. 1. С. 59). Читать далее Источник: Xpucmiahcmbo и coцiaлuзмъ/Проф. С. Н. Булгаков ; Моск. просветительная комис. - Москва : тип. т-ва Рябушинских, 1917. - 46 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010