Для всякого проницательного политика было ясно: когда сознание этого противоречия проникнет в тугие мужиц-       ==130   кие головы, рухнет все здание величайшей в мире Империи, построенной на искусно прикрываемой лжи. Другими словами, задача власти, как справедливо формулировали ее Леонтьев и Победоносцев, — заморозить Россию, ее заживогниющее тело, оттянуть, елико возможно, неизбежный процесс разложения и смерти.     Но задолго до того, как раскрытие основной лжи расшатало крестьянский устой Империи, зашаталось дворянство. Народ был еще как мягкая глина в руках ваятелей, а творчество ваятелей уже иссякало. В военном и государственномотношении  Россия достигла своего зенита при Екатерине, в культурном — при Александре. Потемкин, Суворов, Пушкин, Захаров означают предельные вершины   русской  славы. Большего не могла дать дворянская Россия.   Культурный  расцвет запоздал вполне нормально на одно поколение. Но  если остановиться на военной истории александровского времени, то сквозь весь блеск его всемирных триумфов нетрудно видеть, что подвиги его сынов уступают орлам Екатерины. Слишком  ясно, что не военный перевес обеспечил победу над Наполеоном. Государственные люди и полководцы екатерининской эпохи казались титанами для современников Александра. О новом поколении достаточно сказать, что оно ничего не уступило из старых лавров.     Если окинуть взглядом войны, которые Россия вела в XIX и XX  столетиях, то линия упадка обозначится с поразительной четкостью. После турецкой войны 1827-1830 годов Россия уже не знает побед. Все серьезные столкновения неизменно  оканчивались для нее катастрофой. Даже турецкая воина,1877-1878 годов по своим жертвам и ничтожности политических результатов воспринималась современниками как поражение. Эта военная слабость маскировалась непрерывным  ростом Империи. В XIX веке приобретается Кавказ, Туркестан, перед катастрофой 1904 года — Манчжурия. Перед самой гибелью Империи она утверждается в Монголии и северной Персии. Экспансия идет, не встречая серьезного сопротивления. «Дряхлый Восток» не противник и ослабленной России. Да и слишком  велик накопленный за полтысячелетия  капитал, чтобы промотать его за одно-два поколения. Сила  инерции, присущая  самой массе исполинского тела России, замедляет упадок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

75 Сравнивая Kaempf. S. I. Das Hohelied, 1877. Einleitung, XLIV, XLV. Если Делич решил, что героиуе Песни Песней нет надобности быть египетской царицей, чтобы служить типом Церкви, то г. Коссович прибавляет, что герою Песни Песней, служащему типом Христа, можно не быть царем Соломоном и что эту роль может сыграть простой пастух, подобный пастушке Суламите. 76 Мнение Маттеи (Saverio Mattei, Della poesia lirica de’Salmi, t. I. p. 400), что Песнь Песней распевалась в иерусалимском храме, при религиозных процессиях, мужчинами и женщинами, среди плясок и мимических представлений, – совершенная нелепость. 77 Этот фрагмент переведён и комментировав Филнппсоном под заглавием: Ezechiel, des judischen Trauerspieldichters? Auszug aus Aegipten 1830. 78 В мидраше Плачь (введение и 3:18) приводится такой рассказ: однажды составители комедий об иудеях привели о театр верблюда с черными пятнами и один спрашивает: отчего это верблюд в трауре? Ему отвечают: «разве ты не знаешь? нынче у иудеев год отпущения, они ничего не сеяли и теперь принуждены есть мох и терновые кусты, так что бедным верблюдам ничего не осталось; оттого они и надели траур». Другой раз на сцену является актер с растрепанною головою. Его спрашивают, почему он не напомадил головы. «Нет масла, отвечает он, все разобрали иудеи; представьте целую неделю ваяются в грязи, а придет суббота, разберут на себя все масло на рывке». 79 В позднейшей еврейской литературе (мидраше и талмуде) для обозначения театра и театральных пьес употребляются греческие термины и другие. Следовательно, и при недостатке подходящего еврейского названия для книги Песнь Песней (хотя и странно предположить, чтобы мог существовать у какого-либо народа известный род поэзии без названия) предполагаемые критиками позднейшие издатели П. П. могли назвать её греческим именем драмы. Между тем П. П. получила название не драма а , т. е. лирическая песнь, название обыкновенное в надписанин псалмов. 80 Вот перечень имён существительных и глаголов, встречающихся в П. П. и относимых Гретцем к новоеврейскому лексикону. Имена существительные: 6:11 и в значении плоды (LXX и сир.); художник, 7:2; 2:1 (с рабочей буквою , не встречающеюся в библейской грамматике) 1:10, 2:9; стена 2:9; лестница в скале 2:14; пиршество 1:12; луна, кружок, 7:8; первый цвет, почки 2:13, 2:15, 7:13; зима 2:11; 5:2, 5:11, в значении свежесть, роса 5:3      (в древнееврейском словаре это слово означает пролом, развалина); в значении торговца косметиками 3:6; и рынок, базар, 3:2. Глаголы: блестеть 4:1, 6:4; хранить 1:6; огораживать      7:3 (=древнеевр. , ), скакать 2:8 (в древнеевр. соединять); в значении смотреть. К другим неогебраизмам принадлежат: употребление вместо , орфография (вместо ), от , от , во множ., , .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В.В. Виноградов Последовательность ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. У И. В. Киреевского в статье «Девятнадцатый век» (1830) читаем: «От самого падения Римской империи до наших времен просвещение Европы представляется нам в постепенном развитии и в беспрерывной последовательности» (т. 1, с. 75); «...с тех самых пор, с которых начинаются самые первые воспоминания истории, видим мы неразрывную связь и постепенный, последовательный ход в жизни человеческого ума» (там же, с. 82). «Нет, не сожалею; но я во всем люблю последовательность. ”Вот как“, подумал я: ”какие слова употребляет“» (Тургенев. Записки охотника. Гамлет Щигровского уезда). У Ап. Григорьева в «Моих литературных и нравственных скитальчествах»: «Макс Штирнер... довел до крайнейшей, безумной Последовательности мысль об абсолютных правах человеческого Я да и сел в сумасшедший дом...» (с. 116). В статье Ап. Григорьева «Моя исповедь»: «...диалектика увлекла меня в дерзкую последовательность мысли». Ср. тут же: «проводить последовательно свои мысли» (там же, с. 200 и 211). В статье П. Д. Боборыкина «А. А. Григорьев»: «Натура и разные умственные влияния не позволили ему доработаться в своей критической карьере до цельности мировоззрения, до органической полноты и последовательности, употребляя его любимый термин» (Санкт-Петербургские ведомости, 1877, 41). Сохранившаяся в архиве рукопись-выписка на трех листках разного формата ранее не публиковалась. Она содержит ряд цитат из сочинений русских классиков, выписанных в разное время и расположенных в хронологическом порядке. Здесь печатается по рукописи с внесением нескольких необходимых уточнений. В. В. Виноградов касался слов последовательный и последовательность, говоря об иноязычном влиянии на формирование лексики литературного языка: «...в литературном обиходе укрепляются кальки с немецкого языка для выражения отвлеченных общественно-философских понятий: образование – Bildung; мировоззрение – Weltanschauung (ср. у Аполлона Григорьева: ”Важное дело в поэте то, для чего у немцев существует общепонятный и общеупотребительный термин – Weltanschauung и что у нас, tant bien que mal, переводится ”миросозерцание“): целостность Ganzheit; односторонний – einseitig; состоять – bestehen; предполагать – voraussetzen; призвание – Beruf; исключительный – ausschliesslich; целесообразный – zweckmäßig, последовательность – Folgerichtigeit; многочисленные составные слова, первой частью которых является само: например, саморазвитие – Selbstentwicklung; самоопределение – Selbstbestimmung и т. п.» (Очерки, с. 335–336).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Для всякого проницательного политика было ясно: когда сознание этого противоречия проникнет в тугие мужицкие головы, рухнет все здание величайшей в мире Империи, построенной на искусно прикрываемой лжи. Другими словами, задача власти, как справедливо формулировали ее Леонтьев и Победоносцев, – заморозить Россию, ее заживогниющее тело, оттянуть, елико возможно, неизбежный процесс разложения и смерти. Но задолго до того, как раскрытие основной лжи расшатало крестьянский устой Империи, зашаталось дворянство. Народ был еще как мягкая глина в руках ваятелей, а творчество ваятелей уже иссякало. В военном и государственномотношении Россия достигла своего зенита при Екатерине, в культурном – при Александре. Потемкин, Суворов, Пушкин, Захаров означают предельные вершины русской славы. Большего не могла дать дворянская Россия. Культурный расцвет запоздал вполне нормально на одно поколение. Но если остановиться на военной истории александровского времени, то сквозь весь блеск его всемирных триумфов нетрудно видеть, что подвиги его сынов уступают орлам Екатерины. Слишком ясно, что не военный перевес обеспечил победу над Наполеоном. Государственные люди и полководцы екатерининской эпохи казались титанами для современников Александра. О новом поколении достаточно сказать, что оно ничего не уступило из старых лавров. Если окинуть взглядом войны, которые Россия вела в XIX и XX столетиях, то линия упадка обозначится с поразительной четкостью. После турецкой войны 1827–1830 годов Россия уже не знает побед. Все серьезные столкновения неизменно оканчивались для нее катастрофой. Даже турецкая воина,1877–1878 годов по своим жертвам и ничтожности политических результатов воспринималась современниками как поражение. Эта военная слабость маскировалась непрерывным ростом Империи. В XIX веке приобретается Кавказ, Туркестан, перед катастрофой 1904 года – Манчжурия. Перед самой гибелью Империи она утверждается в Монголии и северной Персии. Экспансия идет, не встречая серьезного сопротивления. «Дряхлый Восток» не противник и ослабленной России. Да и слишком велик накопленный за полтысячелетия капитал, чтобы промотать его за одно-два поколения. Сила инерции, присущая самой массе исполинского тела России, замедляет упадок.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Представители М. участвовали в революционных событиях 1830, 1848 и 1870 гг. С кон. 70-х гг. XIX в. политики-масоны (президенты А. Тьер, С. Карно, Ф. Фор, А. Мильеран; премьер-министры Ж. Ферри, П. Вальдек-Руссо, Э. Комб, Л. Буржуа и др.) играли ведущую роль в истории Третьей республики и добились принятия закона об отделении Церкви от государства (1905). В 1877 г. Великий восток Франции отменил требование веры в Бога и в бессмертие души. В ответ на это Объединенная Великая ложа Англии и союзные ей Великие ложи разорвали с французскими масонами («либеральными») официальные отношения. В 1894 г. адепты Великого востока Франции, недовольные его переходом на позиции атеизма и активной политической деятельностью, образовали Великую ложу Франции. После второй мировой войны франц. М. пережило новые расколы. Современные масонские союзы страны: «Великий восток Франции» (1773), относящийся к «либеральному» М.; «Великая ложа Франции» (1894), представляющая «регулярное» М.; «Великая национальная ложа Франции» (1913), также поддерживающая союз с «регулярным» М.; «Великая женская ложа» (1945); Великая традиционная и символическая ложа «Опера» (1958); Великая ложа «Масонский альянс Франции» (2012) и др. В Германии В Германии 1-я регулярная масонская ложа начала работу в Гамбурге (1737). В 1740 г. М. А. Люттманн создал и возглавил Великую провинциальную ложу В. Силезии и Гамбурга. Наибольшей удачей «вольных каменщиков» Пруссии стала инициация кронпринца Фридриха (1738; в 1740-1786 кор. Фридрих II Великий), к-рый стал их патроном. Помимо Гамбурга масонские ложи были открыты также в Берлине, Майнингене, Альтенбурге, Марбурге, Байройте, Бреслау. В 50-70-х гг. XVIII в. в Пруссии сложилось неск. автономных Великих лож (Великая национальная материнская, Великая материнская королевская и др.). С 1751 г. масоны Пруссии были увлечены ритуалом «строгого послушания» барона К. Г. фон Хунда, признававшего масонов вслед за шотландцем Э. М. Рамзи наследниками ордена тамплиеров. В 1766 г. новый обряд был принят берлинской Великой национальной материнской ложей, к-рую в 1772 г.

http://pravenc.ru/text/2562546.html

(Так в 1830 г. митрополит Филарет говорил о конституциях во Франции, начиная с 1789 г.). Сии строители нового Вавилона трудятся для того, чтобы все привести в смешение, чтобы, опровергнув принятые общественные понятия, утвержденные на самой истине вещей или упроченные обычаем и древностью, кончить тем, чтобы не понимать друг друга. Они хотят царей не освященных Царем царствующих; правителей порабощенных своим подданным; напротив того, приписывают царскую и самодержавную власть народу, то есть рукам или ногам предоставляют должность головы, и сия должность у них царствует мятежами, крамолами, разбоями, грабежами, сожигательствами, и достойный сего мнимого самодержавия народного плод есть отсутствие общественной и частной безопасности. Так шатаются языцы, потому что поучаются тщетным, потому что в своих неблагословенных сборищах собираются на Господа и на Христа Его. Но за то и Господь уже мятет их яростию своею; «яко сосуды скудельничи сокрушает их» ( Пс.2:9 )? и не престанет сокрушать, дóндеже взыщут оставшиися человецы Его и Его царствия ( Ам.9:12 ). …Поспешим вполне воздать неотъемлемую славу Царю Небесному на земле, еще взирающей к вечному Востоку, еще не объятой мраком Запада, еще не примесившейся к новому смешению Вавилонскому…» (Изд. 1877 г., т.3, стр.461–462). «…Как из малых племен возникают и возрастают народы, и не подавляются сильнейшими соседями, но и сильнейших по временам преодолевают или себе подчиняют? Как, напротив того, великие народы, которых естественная сила увеличивается искусствами ей служащими, не всегда возвышаются, но в свою чреду падают и рассыпаются? И непосвященная в таинства судеб Божиих история на сие ответствует, что благочестие, хотя иногда не довольно просвещенное, но искреннее, правота и доброта нравов возвышают и облекают победоносной силой дух народа; что, напротив того, уменьшение в народе благочестия, повреждение нравов, преобладание пороков, разрушают единодушие, ослабляют верность и мужество, похищают у законов силу и почитаемые средствами общественного благоустройства образованность и просвещение обращают в орудия дерзости, беспорядка и разрушения… Если невнимательность и холодность к вере уменьшает благоговение к священной клятве и таким образом ослабляет союз верности, соединяющий подданных с Царем и царством; а хитрость еще к большему ослаблению сего союза не страшится употреблять клятву, чтобы связать ею в общем составе государства особенные узлы своевольных соумышлений и беззаконных скопищ – то это великая утрата общественной силы, состоящей в соединении.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Писали коллективное прошение, посылали в Петербург депутацию, которая была возвращена чуть не этапным порядком, а прошение отвергнуто. Заметно было, что татары в высокоторжественные дни не выставляли флагов – мстили слезой. Теперь, кажется, немножко успокоились. Началась культурная война между татарами и цензором, В. Дм. Смирновым. Помните, что Дальтон в своем Offenes Sendchreiben коснулся с попреком татарской печати и выставил три книжки фанатичного и антихристианского содержания, а они-де разрешены правительственной цензурой. Вероятно, это отчасти отразилось на В. Д. Смирнове , и вот он начал черкать в татарских книгах слова кяфир и т. п. Татары этим смущены и огорчены. Из афтиека он вычеркнул суру, вообще не стесняясь черкает, чуть что не ладно. Но дело в том, что у нас и редакции иные, и даже лица официального мира смотрят на вещи слишком абсолютно, – как бы такие чины, подбитые татарством, не опрокинули нашего храброго и стойкого Василия Дмитриевича, – это будет очень жаль. Газеты, под камертон «Переводчика», возвещали об особенном благоволении в Ваших местах к татарам, которые будто бы сделали великую услугу России при завоевании края. Недавно наши казанские татары, 17 октября, учинили молебствие в доме городской думы и просили губернатора чрез г. министра внутренних дел повергнуть к стопам Его Величества, что вот-де молились за Государя и проч. Умеют показать товар лицом. октября (?) 1830 г. 20 Н. А. Воскресенский студ. Каз. академии 1878 года, после учитель Ташкентской учит. семинарии. 21 Студент 1877 г. После служил в Оренбургском округе. Здесь разумеется освобождение его от обязательной службы но духовно-учебному ведомству. 24 Окончил в I858 г. курс в Казанск. дух. акад. и служил инспектором народных училищ в Оренбургском округе. 26 Обычные концы писем далее опускаем. Не печатаются также те места писем, которые носят частный, наприм. семейный, характер. 28 Разумеется граф Д. А. Толстой, бывший министр народного просвещения и обер-прокурор Св. Синода. 33 Священник с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Аксаков Иван Сергеевич (1823–1886) – русский публицист и общественный деятель; один из идеологов славянофильства; редактор газет «День», «Москва», «Русь», журнала «Русская беседа» и др. В 1840–1850х гг. выступал за отмену крепостного права. В годы русско-турецкой войны 1877–1878 гг. организатор кампании за освобождение славян от турецкого ига. 155 Ламенне (Lamennais) Фелисите Робер де (1782–1854) – французский публицист и религиозный философ, аббат, один из родоначальников христианского социализма; в 1830–1832 гг. в сотрудничестве с М. Монталамбером, А. Лакордером и др. издавал журнал «Будущее». Основные сочинения: «Слова верующего» (1834; сразу после выхода осуждено энцикликой папы Римского), «Эскиз философии» (т. 1–4, 1840–1846). 156 Тевтобургский лес – гряда низкогорий в составе Везерских гор (Германия). Осенью 9 г. н. э. в Тевтобургском лесу германские племена во главе с Арминием уничтожили три римских легиона Квинтилия Вара, что остановило продвижение римлян за Рейн. 157 Лютер (Luther) Мартин (1483–1546) – деятель Реформации в Германии, начало которой положило его выступление (1517) в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, отвергавшими основные догматы католицизма. Меланхтон (Melanchton) Филипп (1497–1560) – немецкий протестантский богослов и педагог, сподвижник М. Лютера; составитель Аугсбургского исповедания. 158 Кошелев Александр Иванович (1806–1883) – русский общественный деятель, славянофил; автор умеренно-либеральных проектов отмены крепостного права, участник подготовки Крестьянской реформы 1861 г.; издатель-редактор журналов «Русская беседа» и «Сельское благоустройство». 159 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885) – русский публицист и социолог, идеолог панславизма; в книге «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных « культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; «славянский» тип считал наиболее перспективным. 160 Леонтьев Константин Николаевич (1831–1891) – русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока, как охранительное средство от революционных потрясений.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Уже в XVIII в. правительства Молдавии и Валахии были поставлены в несколько независимые отношения к Турции; рядом договоров в XIX в. с Турцией постепенно приобретена была этим областям полная независимость. По договору в Бухаресте 1812 г. Турция лишалась права держать свои войска в этих областях; по договору в Аккермане 1826 г. обе области управляются выборными господарями, избираемыми местными «боярами» на семь лет с утверждения России, и управляются независимо от Турции. По договору в Адрианополе 1829 г. семилетняя власть выборных господарей превращена была в пожизненную. В 1859 г. оба княжества вопреки обычаю выбрали одного господаря, князя Кузу; через три года Турция должна была признать это слияние. Лет через шесть, в 1866 г., румыны, как стало называться население соединенных княжеств, прогнали Кузу. Тогда европейские державы указали румынам в правители принца Карла Гогенцоллерна; он избран был князем соединенных дунайских княжеств. За участие в последней войне России с Турцией, 1877 – 1878 гг., по Сан-Стефанскому договору Румыния, прежде вассальное княжество, превратилась в самостоятельное королевство. Совершенно таким же порядком шло освобождение и других племен Балканского полуострова: племя восставало против Турции; турки направляли на него свои силы; в известный момент Россия кричала Турции: «Стой!»; тогда Турция начинала готовиться к войне с Россией, война проигрывалась, и договором восставшее племя получало внутреннюю независимость, оставаясь под верховной властью Турции. При новом столкновении России с Турцией вассальная зависимость уничтожалась. Так образовалось Сербское княжество по Адрианопольскому договору 1829 г., греческое королевство – по тому же договору и по Лондонскому протоколу 1830 г.. Болгарское княжество – по Сан-Стефанскому договору 1878 г. Смотря на положение оттоманской Порты, надобно думать, что этот процесс, начавшийся в минувшем веке, еще не кончился (судьба Македонии, Боснии, Герцеговины, Албании). ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ Итак, на юго-западных границах внешняя политика России разрешала совсем не такую задачу, какая разрешалась ею на окраине юго-восточных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Г. Чертковым. В работе издательства принимал деятельное участие Л. Н. Толстой. «Посредник» издавал также некоторые рассказы Лескова («Невидный Пруденций», «Пустоплясы» и др.). 225 Гумилевский, А. В. (1830–1869) — священник; был преподавателем Петербургской семинарии, потом священником; проповедовал идеи справедливости и равенства не в духе официальной церкви, за что в 1866 году был переведен в Нарву; известен как организатор воскресных школ; в 1867 году возвращен в Петербург. 226 Он начал проповедовать и… счел себя за Боссюэта…— Ж. Боссюэт (1627–1704) — французский проповедник, историк и богослов; блестящие по форме речи и проповеди ставят Боссюэта в один ряд с лучшими ораторами его времени. 227 …действовал в духе и силе нынешнего Мещерского. — Мещерский В. П. — см. прим. к рассказу «О квакереях», стр. 616. 228 Митрополит Исидор (Иаков Сергеевич Никольский, 1799–1892) — с 1860 года митрополит санктпетербургский и новгородский. 229 Архимандрит Федор Бухарев. — А. М. Бухарев (в монашестве Федор, 1824–1871), духовный писатель; его сочинение «О православии в отношении к современности» (СПб., 1860) вызвало резкий протест со стороны крайних сторонников церковного догматизма (в частности, Аскоченского); другие сочинения Бухарева также подвергались нападкам, сам он был обвинен в ереси и, наконец, подал прошение о снятии с себя монашества и вышел из духовного звания в 1863 году. 230 Ктиторская касса — касса церковного старосты. 231 …располагал к себе сердца состраданием, как к герою из-под Плевны. — Плевна (или Плевен) — город в Болгарии; во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов Плевна была освобождена русскими войсками после пятимесячной осады. 232 У кузнеца была вувермановская (белая) лошадь…— Вуверман, Филипп (1619–1668) — голландский художник, изображал военные сцены, игры, охоты, кавалькады. В его картинах видное место занимают лошади, особенно белые (по требованиям колорита). 233 …рассказывал о себе по секрету, что он через какое-то особенное дело стал вроде французской «Железной маски» или византийского «Вылезария»…— «Железная маска» — таинственный узник времен Людовика XIV, находившийся в парижской крепости Бастилии во второй половине XVII века (ум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010