Михаил Мантуров становится самым близким и любимым учеником прп. Серафима - Мишенькой - как величал его преподобный. Так по Промыслу Божиему в 1824 году «тщанием помещика Василия Яковлевича Левашова с прихожанами» начался ремонт храма в с. Нуча. А в 1827 г. Спасская церковь «по… указным предписаниям возобновлена вновь» и к ней пристраивается трапезная. Елена Мантурова добровольно отошла ко Господу 28 мая 1832 году вместо своего смертельно заболевшего брата «за святое послушание старцу» (причислена к лику святых в 2001 г. как Елена Дивеевская). В Нуче сохранились могилы Василия и Анны - родителей преподобной Елены и Михаила Мантурова. Документы Нижегородской Духовной Консистории свидетельствуют о благоустроении и благоукрашении церкви в с. Нуче. Так по сведениям 1839 года «… по внутреннему и внешнему состоянию Спасской церкви ветхостей не усмотрено» … «иконоствсы позолощены и окрашены». А в 1852 году Епископ Иеремея, объезжая вверенную ему Епархию, посетил с.Нучу. Осмотрев церковь, «изъявил свою Архипастырскую признательность и благословение». В «Объездном журнале за 1863 год» благочинный протоиерей Александр Пальмов о Спасской церкви с.Нучи записал: «… чистота и порядок в церкви наблюдается во всем; причт живет между собой в любви и согласии. Прихожане в отношении к Священнику почтительны, к церкви усердны и в исполнении Христианского долга рачительны в знании предметов веры». В селе имеется церковно-приходская школа. В 1860-е годы Нуча – центр волости. Крестьяне села занимались хлебопашеством, среди промыслов преобладали: маслобойный (по выработке конопляного и льняного масел), производство кирпича, плетение лаптей, которыми снабжались еще и Воронежская, Тульская, Витебская губернии. С середины 19 века крестьяне Нучинской волости в большом количестве нанимались пастухами в южные губернии России. В Епархиальных Ведомостях за 1904 год записано: по свидетельству надписи, построена в 1595 году и значится как церковь в честь Всемилостивого Спаса с престолами: главный холодный в честь Всемилостивого Спаса Происходящих Честных Древ Животворящего Креста Господня; правый придел теплый, во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского; левый придел с северной стороны преподобного Александра Свирского; в первом ярусе колокольни – иконы Божией Матери Казанская. Последними помещиками в селе Нуча, вплоть до революции 1917 года, были Левашовы и Юргины.

http://sobory.ru/article/?object=12450

О М., еп. Августы Треверов, впервые упоминается вместе с первыми Треверскими епископами Евхарием , Валерием и Агрецием в анонимном Житии св. Максимина (BHL, N 5822; Vita Maximini. 1. 6//ActaSS. Mai. T. 7. P. 21-25), составленном во 2-й пол. VIII в. (подробнее см. ст. Максимин ). При этом Григорий Турский не указывает М. среди св. епископов Августы Треверов ( Greg. Turon. Vit. Patr. 17). Имя М. стоит в литании из сборника, составленного для аббатства св. Лиудгера в Вердене (после имен Валерия и Евхария - Colon. Dombibl. 106. Fol. 73, ок. 810), в литании из Сакраментария 2-й пол. X в., написанного в аббатстве Фульда для кёльнского собора, но затем дополненного в Трире, вместо соскобленных имен Кёльнских епископов вписаны имена Евхария, Валерия, М. и Агреция (Colon. Dombibl. 88. Fol. 9v; см. также списки Трирских епископов и архиепископов: MGH. SS. T. 13. P. 298-301; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 30-34). Особое значение фигура М. приобретает в период соперничества между кафедрами Кёльна и Трира в системе имперской Церкви (рубеж IX и X вв.). В нач. X в., вероятно по заказу Трирского архиеп. Радбода (883-915), было составлено Житие святых Евхария, Валерия и Матерна (BHL, N 2655). Там М. назван 3-м епископом Трира и одним из учеников ап. Петра; в сане субдиакона он был направлен проповедовать христианство в Галлию и Германию (ActaSS. Ian. T. 2. Col. 918-922). Согласно этому Житию, в местечке Элегия (ныне Эль, Франция) М. заболел лихорадкой и умер. Скорбящие о нем еп. Евхарий и диак. Валерий отправились в Рим, где ап. Петр утешил их и вручил им посох, с помощью которого они, вернувшись в Элегию, чудесным образом воскресили М. через 40 дней после кончины. Затем миссионеры прибыли в Треверы. Еп. Евхарий занимал кафедру в течение 25 лет, после него 15 лет - еп. Валерий, 40 лет - М. (ср.: Gesta Treverorum. 14-15//MGH. SS. T. 8. P. 143-147). М. был погребен в Августе Треверов. Посох, которым был исцелен М., хранится в сокровищнице кафедрального собора в Кёльне. Часть его была перевезена в Трир при архиеп. Эгберте (977-993) (о почитании посоха в Трире сообщает папа Римский Иннокентий III (1198-1216) - Innocent III, papa. De sacro altaris mysterio//PL. 217. Col. 796-797). В период позднего средневековья из этого посоха было принято изымать частицы, которые передавались в качестве реликвий в другие церкви. В частности, имп. Карл IV в 1354 г. велел отправить частицу посоха в кафедральный собор Праги. С этого времени почитание М. распространилось на чешских землях. С 1802 г. часть посоха, хранившаяся в Трире, принадлежала герцогам Нассау. В 1827 г. герц. Вильгельм I (1816-1839) передал ее в ризницу кафедрального собора в Лимбурге, где она хранится в наст. время.

http://pravenc.ru/text/2620316.html

Промыслительную связь семьи Говоровых с древней Владимиро-Суздальской землей, куда впоследствии был направлен епископ Феофан на святительское служение, можно усматривать еще и в том, что в доме священника Василия Говорова, отца будущего святителя, бывал и преосвященный Никодим (Быстрицкий) и знал сыновей о. Василия, знал и Егора Васильевича. Сам епископ Никодим (1786–1839) был выпускником Владимирской духовной семинарии (1908), а в 1825–1827 гг., будучи архимандритом, нес послушание настоятеля Боголюбского Богородице-Рождественского монастыря. Наша Владимирская духовная семинария носит имя святителя Феофана, потому что с его именем связано очень многое в истории этого учебного заведения. Исследователь Владимирского этапа жизни и трудов Владыки Феофана протоиерей Алексий Масалов в своем исследовании, помещенном на сайте семинарии, сжато, но информативно пишет следующее: «В 1859 г. святитель Феофан становится епископом Тамбовским и Шацким, а в конце августа 1863 г. получает назначение на Владимирскую кафедру. К этому времени святитель был уже известным писателем, прекрасным руководителем, организатором и ревностным борцом за чистоту веры и нравственности. На Владимирской кафедре святитель Феофан развернул привычную активную деятельность. Он часто служит, проповедует, подвигает к ревностному пастырству священство, организует систему катехизаторства под управлением Цензурного комитета при Духовной консистории, заботится о духовно-учебных заведениях, открывает церковно-приходские школы, женское епархиальное училище, начинает издавать «Владимирские епархиальные ведомости», завершает строительство корпуса Владимирской духовной семинарии, перестраивает здания епархиального управления... Уже в первом своем слове святитель Феофан говорит: «Христианство, предлагая нам образец высокого совершенства, подает к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на небо, путь, ведущий в живот, врачество, исцеляющее все немощи наши и несовершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на небо. Неперестраивать ее нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути, или на исправление по-своему уже проложенного» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Рейтинг изображения: 2 (130) , (7) . Описание: Богоматерь Килемская? [Державная]. Артемий Сорокин. Рисунок. 44 х 36 см. 15 февраля 1839 г. Внизу – пояснительная надпись " Сия Святая Икона изображена в лето от Рождества Христова 1827 д. Артемием Сорокиным " . Частное собрание. Файл 31119.jpg:   Размер: 807x1000, 0.81 MPix, 187 Kb. Дата: 2018-01-28, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (103) , (3) . Описание: Икона Богородицы " Журавлевская " . Икона находилась в Восьмипрестольном Храме Воскресения Христова 1830 г.постройки в дер.Журавлево (Суглицкий погост), Бокситогорского р-на Ленинградской области. На иконе Богородица изображена в рост, с Младенцем на руках, идущей (грядущей - в движении) по облакам, у Младенца видна пяточка - как на иконе Владимирской Божиией Матери типа " Умиление " . Во время гонений на церковь когда храм закрывали (в 1930-х годах) икона была сохранена благодаря местным жителям. Поз[...] Файл 31380.jpg:   Размер: 1181x1772, 2.09 MPix, 370 Kb. Дата: 2018-03-24, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (158) , (9) . < > Описание: Образ Пресвятой Богородицы Исаковской (Обретение Образа в 1659 г.). Россия, начало ХХ в. Дерево, масло. 27 х 21 см. Частное собрание. Файл 31557.jpg:   Размер: 679x900, 0.61 MPix, 200 Kb. Дата: 2018-03-29, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (104) , (6) . Описание: Икона Божией Матери Кульдурская (подобие " Взыграния " ). Храм во имя Рождества Богородицы Биробиджанской епархии пос. Кульдур (Еврейская Автономная Область). Икона Божией Матери Кульдурская доступна для поклонения в храме во имя Рождества Богородицы Биробиджанской епархии пос. Кульдур (Еврейская Автономная Область). В канун великого двунадесятого праздника – Рождества Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – в Приход поселка Кульдур Еврейской автономной[...] Файл 31558.jpg:   Размер: 1053x1280, 1.35 MPix, 297 Kb. Дата: 2018-03-30, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (125) , (7) . Описание: Умиление Пресвятой Богородицы. Клеймо иконы " Явленные иконы Богородицы " . Конец XVIII – начало XIX века. Дерево, левкас, темпера. 88,5 х 69,5 х 3,3. Из Иоанно-Богословской церкви в Череповце. Череповецкое музейное объединение.

http://pravicon.com/icon-613-photo

С 1793 года жители подгородней Бёрдской слободы были «приписаны» к Вознесенскому приходу. Атаман Г.Г. Смирнов в начале XIX века сообщал в Оренбургское духовное правление, что «в Бёрдской слободе имелась церковь Божия во имя Казанской Божией Матери с приделом Архангела Михаила деревянного здания, которая сгорела, почему слободу для исправления мирских треб и причислили к оренбургской Вознесенской церкви к священнику Стефану Иванову, но в рассуждении упомянутого священника, имеющего немало прихода в слободе, в требоисполнениях чинятся упущения…». При знакомстве со сложившейся ситуацией местным епархиальным начальством выяснено: «…в исправлении жителей Бёрдской слободы мирских христианских треб упущений священника Стефана Львова не усматривается». Просто казаки хотели иметь отдельный приход, вскоре они своего добились. Согласно указу духовной консистории от 23 декабря 1827 года, приход Вознесенской церкви «составлен из штата оренбургской пограничной таможни и всего оренбургского купечества и мещанства». Церковным старостой на протяжении нескольких лет избирался мещанин М. Кекин. Сохранился протокол выборов весной 1839 года, когда «с общего и священнослужителей церкви согласия избран оренбургский мещанин Михаил Кекин, которому от роду числится 57 лет, поведения он весьма честного, под судом и в наказаниях никогда и ни за что не бывал и к продолжению возложенной на него должности способен и довольно благонадёжен. На случай могущей быть какой-либо через него утраты по церкви будет не достаточно его имения, обязуемся ответствовать». Под этим документом подписи известных в Оренбуржье и за его пределами предпринимателей Михаила Деева, Ивана Путолова, Степана Оглодкова. Именно их усилиями храм приобретал новый лик. На основании существующих правил оренбургская духовная консистория 14 марта 1834 года препроводила в главное управление путей сообщения и публичных зданий для рассмотрения проект «на предназначенную в г. Оренбурге по желанию прихожан на собственное их иждивение перестройку каменной Вознесенской церкви», позднее «доставлен план места, на коем предположена перестройка той церкви». Из архивных документов следует: «Комиссия проектов и смет, найдя означенный проект неудовлетворительным, переделала оный в общем виде для прочного устройства колокольни и чтобы дать лучший свет в церковь. Государь Император в марте 1835 года «изволил изъявить Высочайшее соизволение на перестройку означенной в г. Оренбурге церкви по проекту, составленному при главном управлении путей сообщения и публичных зданий».

http://sobory.ru/article/?object=49342

С началом Отечественной войны 1812 г. Ширванский полк перевели в г. Лиду Виленской губ. 1 июля 1812 г. М. был определен в реорганизованную обер-свящ. И. С. Державиным Армейскую семинарию на должность учителя словесных наук и греческого языка. С 1811 г. семинария располагалась в С.-Петербурге на Царскосельском проспекте. В 1816 г. М. был возведен в сан протоиерея семинарской церкви, при к-рой оставался до закрытия учебного заведения в 1819 г. В нач. 1819 г. М. поступил законоучителем высших классов губ. гимназии и учительского ин-та при Имп. С.-Петербургском ун-те, к открытию к-рого составил план преподавания Закона Божия (Известие об открытии Учительского ин-та. СПб., 1820. С. 9-10); 5 июля (23?) того же года был определен на вакансию к придворному Спасскому собору Зимнего дворца. В 1823-1827 гг. служил законоучителем 3-й с.-петербургской гимназии. Время службы М. в семинарии и в придворном ведомстве было наиболее плодотворным для лит. деятельности. Особенной популярностью пользовалась книга М. «Училище благочестия, или Примеры христианских добродетелей, выбранные из житий святых» в 6 частях, посвященная «питомцам армейской семинарии», к-рая до 1915 г. выдержала 19 изданий, в т. ч. 6 иллюстрированных. В 1825 г. М. издал сочинение из 26 глав «Обязанности домашнего общества, по разуму исполнителей Слова Божия - древних христиан», к-рое предназначалось гл. обр. юношам и девушкам, возраставшим под покровительством императриц Елисаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В основе сочинения - выписки М. из творений св. отцов, которые он делал на протяжении 10 лет. Отдельно были приведены обязанности мужа и жены, детей и родителей, братьев, родственников, воспитателей, господ и слуг, друзей, домохозяев и др. «Краткое изъяснение на литургию», одна из первых публикаций на данную тему в России, упомянуто В. Г. Белинским в рецензии 1839 г. на книгу А. Н. Муравьёва «Письма о богослужении восточной кафолической церкви» ( Белинский В. Г. ПСС. М., 1953. Т. 3. С. 129). Популярная книга, выдержавшая до 1894 г. 9 изданий, включает разделы о литургии в целом, о проскомидии, о литургии оглашенных и о литургии верных; в прибавлениях содержатся сведения о священной одежде, об утвари, о сосудах, о литургии Преждеосвященных Даров, об архиерейском служении. Были опубликованы также поучения М. на случай возвращения победоносного российского воинства из Франции (1814), к воспитанникам С.-Петербургской гимназии по окончании ими курса (1821), к правосл. воинам на новый, 1826-й г. и др.

http://pravenc.ru/text/2561852.html

У Карагеоргия было 7 детей, в т. ч. 3 сына (старший, Сима, умер в младенчестве, 1788). Второй сын, Алекса (1801, Топола - 1831, Кишинёв), благодаря покровительству российского имп. Александра I окончил Пажеский корпус в С.-Петербурге, затем служил в российской армии. От брака с дочерью российского полковника Н. Трокина Марией имел сына Георгия (1827, Кишинёв - 14.08.1884, Бадгастайн, Австрия), который также окончил Пажеский корпус, служил в Преображенском полку, затем переехал в Сербию и был адъютантом у своего дяди кн. Александра. Старший сын Георгия и Сары (дочери серб. крупного торговца М. Анастасиевича), Алекса (1859-1920), всю жизнь считал себя старшим представителем династии К. и в 1903 г. претендовал на серб. престол. Александр [серб. Александар] (2.10.1806, Топола - 4.05.1885, Темешвар, ныне Тимишоара, Румыния), кн. сербский (1842-1858), 3-й сын Карагеоргия. После подавления первого серб. восстания жил с родителями в Австрии, потом в Хотине. В 1830 г. женился на Персиде (15.02.1813, Бранковина, Сербия - 10.04.1873, Вена), дочери серб. воеводы Еврема Ненадовича, представителя старинного сербского рода. В 1839 г., после издания подтверждающего его княжеское достоинство султанского фирмана, вернулся в Сербию. Был членом суда, поручик-адъютантом кн. Милоша Обреновича. После отстранения от власти кн. Милоша на скупщине 13 нояб. 1842 г. Александр, как сын Карагеоргия, был провозглашен князем (его избрание было повторно подтверждено 27 июня 1843). Выступал за присоединение Боснии и Черногории к Сербии, во внешней политике ориентировался на Францию и Великобританию. Из-за конфликтов с Правительствующим советом в дек. 1858 г. был смещен, на его место поставлен Милош Обренович. Оставшиеся годы прожил в имении около Темешвара. Был похоронен в Вене, в 1912 г. его прах перенесли в усыпальницу в Тополе. Имел 10 детей: 6 сыновей (Алексей (1836-1840), Светозар (1840-1847), буд. кор. Петр I, Андрей (1848-1864), Джордже (1856-1889) и Арсен (Арсений; 16.04.1859, Темешвар - 19.10. 1938, Париж)) и 4 дочерей (3 из них были женами видных сербских политиков). Петр I

http://pravenc.ru/text/1470387.html

Селезнев Н. Христология Ассирийской Церкви Востока. Анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения. – М.: Euroasitica, 2002. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – Б.м.: Православный паломник, 1998. С.186–191. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.16–19. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви. – М.: АСТ, 2002. С.300–303.  Библиография работ автора: О Пасхе//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Ч.4. Письмо к св. Григорию, просветителю Армении, о посте//Христианское чтение. – СПб.,  1843. – Ч. 4. Письмо о вере//Христианское чтение. – СПб.,  1839. – Ч. IV. Письмо о молитве к Григорию, просветителю Армении//Христианское чтение. – СПб.,  1842. – Ч. 1. Слово о воскресении мертвых//Христианское чтение. – СПб.,  1837. – Ч. III. Слово о смирении//  Христианское чтение . – 1827. – Ч. 26. Тахвита о сынах Завета/Пер. прот. Леонида Грилихеса и Г.М.Кесселя//БТ. – 2003. – Сб. 38.  Тахвиты " О посте " и " О молитве "/Пер. с сир.: прот. Леонид Грилихес и Г.М.Кессель//Богословский вестник. – Московская Духовная Академия и Семинария; Сергиев Посад. – 2004. – 4.  Библиография работ автора на языке оригинала: Aphraatis Sapientis Persae Demonstrationes/Ed. J. Parisot. P., 1894-1907. (PS; 1/1-2); Pereira E. Jacobi Episcopi Nisibeni Homilia de Adventu Regis Persarum adversus urbem Nisibis//Orientalische Studien T. Nöldeke gewidmet. Gießen, 1906. S. 877-892; Garitte G. La version géorgienne de l " Entretien VI d " Aphraate//Le Muséon. 1964. T. 77. P. 301-306; La version arménienne des œuvres d " Aphraate le Syrien/Ed. G. Lafontaine. Louvain, 1977-1980. 3 t. (CSCO; 382-383, 405-406, 423-424); Sauget J.-M. Entretiens d " Aphraate en arabe sous le nom d " Ephrem//Le Muséon. 1979. T. 92. P. 61-69; Baarda T. Another Treatise of Aphraat the Persian Sage in Ethiopic Translation//Neutestamentliche Studien. 1981. Bd. 27. S. 632-640; Aphraate le Sage Persan. Les Exposés/Trad. et préf. M.-J. Pierre. P., 1988-1989. (SC; 349, 359) [франц. перевод]; Арнганат. Demonstrationes. Unterweisungen/Übers. P. Bruns. Freiburg, 1991. 2 Bde. (Fontes Christiani; 5/1-2) [нем. перевод].

http://bogoslov.ru/person/2599009

14 нояб. 1826 г. папа Римский Лев XII назначил Л. апостольским нунцием во Франции при новом кор. Карле Х. 8 февр. 1827 г. Л. прибыл в Париж. Исполняя обязанности апостольского нунция, он оставался Генуэзским архиепископом до 26 июня 1830 г.; 5 июля того же года наречен архиепископом Бейрутским in partibus infidelium. На посту нунция Л. видел главную задачу в подчинении франц. католиков (см. Галликанизм ) Папскому престолу, а также в поддержке королевского двора и легитимистских кругов, призывая к постепенному упразднению конституционных свобод. После Июльской революции 1830 г. и прихода к власти «короля-гражданина» Луи Филиппа I Л. негативно отнесся к намерениям новой власти ограничить деятельность католич. Церкви во Франции, а также осудил переход Ламенне на позиции либерализма: его поддержку отделения Церкви от гос-ва и отказа папы Римского от светской власти; эти идеи обсуждались в издаваемой Ламенне совместно с Ж. Б. А. Лакордером и Ш. де Монталамбером газ. «L " Avenir» (Будущее). В нач. июля 1831 г. ввиду противоречий между Л. и франц. правительством с одобрения гос. просекретаря кард. Т. Бернетти нунций покинул Париж и отправился в Рим. 30 сент. 1831 г. на тайной консистории папа Римский Григорий XVI возвел Л. в достоинство кардинала-пресвитера. 24 февр. 1832 г. Л. получил титулярный кардинальский рим. храм св. Каллиста. Апостольским бреве от 21 окт. 1831 г. он был официально отозван с должности апостольского нунция в Париже. В 1832 г. папа Григорий XVI назначил его префектом Конгрегации по вопросам дисциплины монашествующих, также Л. вошел в состав неск. конгрегаций Римской курии. 28 нояб. 1834 г. назначен префектом Конгрегации образования, его задачей было не только развитие образовательных структур Папского гос-ва, но и пресечение попыток проникновения в эти учебные заведения либеральных политических тенденций. В дек. того же года получил пост кардинала-библиотекаря Римско-католической Церкви. В связи с политическим кризисом в Папском гос-ве, приведшим к введению иностранных войск для подавления мятежей, пост гос. секретаря покинул кард. Т. Бернетти. В янв. 1836 г. папа Григорий XVI назначил Л. гос. секретарем Папского престола, при этом до 1845 г. он был и префектом Конгрегации образования. В 1837 г. Л. стал аббатом-коммендатором с правами ординария бенедиктинских мон-рей Фарфа в Фара-ин-Сабина (Лацио) и Сан-Сальваторе-Маджоре в Кончервиано (Лацио). В том же году его стараниями при аббатстве Фарфа была открыта семинария. В 1838 г. он стал великим приором Рима в Мальтийском ордене. С 12 нояб. 1839 г. занял пожизненно должность секретаря апостольских бреве и в том же году стал великим канцлером ордена св. Григория, учрежденного в 1831 г. папой Григорием XVI. 24 янв. 1842 г. папа Григорий XVI возвел Л. в достоинство кардинала-епископа Сабины.

http://pravenc.ru/text/2462585.html

В 1823-1825 гг. в Москве К. вместе с В. Ф. Одоевским издавал альманах «Мнемозина». В ст. «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (1824) К. выступил с критикой интимной элегической лирики, противопоставив ей оду, в к-рой «поэт бескорыстен» («он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует; он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, мещет перуны в сопостатов, блажит праведника, клянет изверга»). К. призвал к созданию «поэзии истинно русской», «лучшими» источниками к-рой будут «вера праотцев, нравы отечественные, летописи, песни и сказания народные» (в этом К. явился продолжателем дела «славенофила» А. С. Шишкова ; подобно ему, К. также пропагандировал творчество С. А. Ширинского-Шихматова (см. ст. Аникита )). Баллады («саги»), написанные на древнерус. сюжеты, «Святополк Окаянный» и «Рогдаевы псы» (обе 1824) отражают взгляды К. этого периода. Молодой К. пользовался репутацией отчаянного либерала и эмоционально неуравновешенного человека (он один из прототипов Чацкого в комедии «Горе от ума»); в декабристские организации не входил. Только в 1819 г. недолго был членом близкой к декабристам масонской ложи «Избранного Михаила», в которую был принят Ф. Н. Глинкой . В кон. нояб. 1825 г., случайно оказавшись в С.-Петербурге, К. был принят К. Ф. Рылеевым в Северное общество декабристов и стал одним из активных участников восстания 14 дек. 1825 г. на Сенатской пл.: целился из пистолета в вел. кн. Михаила Павловича и ген. А. Л. Воинова (оба раза осечка). После восстания пытался бежать за границу, был пойман в Варшаве, доставлен в Петропавловскую крепость. Осужден по 1-му разряду к смертной казни, к-рую заменили на 15 лет одиночного заключения (позднее срок сократили до 10 лет) и пожизненную ссылку в Сибирь. С июля 1826 г. отбывал наказание в тюрьмах Шлиссельбурга (до окт. 1827), Динабурга (до апр. 1831), Ревеля (до окт. 1831) и Свеаборга (до освобождения в дек. 1835). С янв. 1836 г. жил в г. Баргузин Иркутской губ., где отбывал ссылку его брат Михаил; осенью 1836 г. женился на дочери местного почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой (1817-1886). В 1839 г. переехал с семейством в Акшу, в 1844 - в г. Курган. В 1845 г. ослеп. Последние полгода жизни провел в Тобольске. В ссылке К. регулярно посещал правосл. богослужения, часто общался с духовенством; жена и нек-рые сибирские знакомые называли его Василием. Дети К. воспитывались в Православии.

http://pravenc.ru/text/2462393.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010