Прав. (Пр.) Собес (Соб.)//Православный собеседник. Казань Преп. Нил Сорский . СПб., 1864//Преподобный Нил Сорский , первооснователь скитского жития в России, и Устав его о жительстве скитском-СПб., 1864 Прибавл. (Приб.) к твор. св. (отц.)//Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе. М., 1851. 4. 10; 1859. 4. 18 ПСРЛ (П. С. Лет), I, II, III, IV, V. VI, VII, VIII, IX, XV//Полное собрание русских летописей, изданное но высочайшему повелению Археографической комиссией. СПб., 1846. Т. 1; 1843. Т. 2; 1841. Т. 3; 1848. Т. 4; 1851. Т. 5; 1853. Т. 6; 1856. Т. 7; 1859. Т. 8; 1862. Т. 9; 1863. Т. 15 Р. Свят. (Свв.)//Филарет, архиеп. Русские святые, чтимые всей церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1861 –1865. Выи. 1 –12; 2-е изд Чернигов, 1865. Т. 1–3 Рассужд. о ересях и расколах//Руднев Н. А. Рассуждение о ересях и расколах, бывших в русской церкви со времени Владимира Великого до Ивана Грозного. М., 1838 Русск. (Р.) Ист. Сб., т. III//Русский исторический сборник. Изд. Общесгва истории и древностей российских. М., 1838 t Т. 3. Кн. 1; 1839. Т 3. Кн. 2–3 Саввино ж.// Невоструев К. И. Житие преподобного Иосифа, игумена Волоколамского, составленное Саввой, епископом Крутицким//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М, 1865. Вып. 2 Сказания кн. Курбского//Курбский А. М. Сказания князя Курбского. СПб. 1833; 2-е изд. СПб, 1842; 3-с им. СПб. 1868 Слов, (истор.) пис. (о писат.) дух. чина, I, II//Евгений, митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина, греко-российской церкви. Изд. 2. СПб. 1827. Т. 1–2 Слово надгробное преп. иг. Иосифу-//Нсвоструев К. И. Надгробное слово преподобному Иосифу, игумену Волоколамскому, ученика и сродника его инока Досифея Топоркова//Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. М-, 1865. Вып. 2. С. 153–184 (Ключевский цитирует житие по отд. оттиску с собственной пагинацией) Собр. гос. грам. и дог., 1//Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М.,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

С 1793 г. более полувека в О. В. м. служил почитаемый свящ. Лука Маликов († 1851), указом от 19 дек. 1804 г. еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина; † 1827) назначенный духовником сестер. Его конфликт с еп. Орловским и Севским Никодимом (Быстрицким; † 1839) описан Н. С. Лесковым в рассказе «Несмертельный Голован» (1880). В авг. 1812 г., во время Отечественной войны, настоятельница (1808-1820) игум. Анфия (Кузнецова) с сестрами передала на нужды рус. армии 330 р. и 2 фунта 36 золотников серебра. Во время наступления французов на Москву в О. В. м. совершались ночные молебны, причем неск. монахинь видели монастырскую Тихвинскую икону Божией Матери стоящей на воздухе, после чего образ стал особо почитаемым. В 1821-1845 гг. мон-рь возглавляла подвижница схиигум. Серафима (Соковнина; † 3 янв. 1845). Дочь московского статского советника, она получила прекрасное образование, знала неск. европ. языков. Представители семейства общались с московским свящ. М. М. Десницким (впосл. Михаил , митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский), с членами Дружеского литературного об-ва. После кончины в 1795 г. родного и горячо любимого отца Соковнина ушла из дома, чтобы принять монашество. Ее поступок нашел отражение в творчестве молодых литераторов, в т. ч. В. А. Жуковского (см. подробнее: Веселовский. 1904. С. 466; Филаткина. 2009). Ок. 1799 г. по протекции родной тетки кнг. Е. И. Касаткиной-Ростовской († 1800), хорошо знавшей еп. Досифея (Ильина), она поступила в севский во имя Святой Троицы монастырь . Здесь, став воспитанницей старицы Ксанфии (Полчаниновой) и 20 марта 1802 г. приняв постриг, мон. Серафима ок. 20 лет пребывала в «полузатворе». 14 июля 1821 г. еп. Орловский и Севский Иона (Павинский) в крестовой церкви возвел ее в сан игумении. Перед этим она по предложению еп. Ионы написала автобиографию, к-рую называла «маленькой историей жизни» (см.: Автобиография. 1891). Несмотря на склонность к уединению, игум. Серафима проявила себя деятельной настоятельницей, искоренив порядки, мешавшие сосредоточенной монашеской жизни.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

языке на основе араб. шрифта. 16 сент. 1824 г. Оренбургский еп. Амвросий (Морев) встречал в уфимском Смоленском соборе имп. Александра I Павловича . 18 сент. император заложил камень в основание ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Уфу император прибыл после посещения Оренбурга (11-12 сент.) и Илецкой Защиты (ныне г. Соль-Илецк) (13 сент.), где в память об этом событии в 1839 г. была воздвигнута ц. в честь Воскресения Христова. При еп. Амвросии в Уфе построены каменные здания консистории (1824-1825), архиерейского дома (1827) и Оренбургской ДС (1826-1828; здесь же разместилось Уфимское ДУ). В 1826 г. еп. Амвросий благословил открытие в с. Бетьки Мензелинского у. первой в епархии жен. общины (в 1834 переведена в Уфу). В ней был принят устав, составленный прп. Филаретом (Данилевским) , игуменом Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. При еп. Амвросии были освящены главный престол ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1823) и тюремная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (1825) в Уфе, новопостроенный Михаило-Архангельский собор в Белебее (1828), в 1826-1829 гг. сооружены церкви в 8 крепостях Оренбургской линии (Петропавловская, Кизильская, Ильинская, Таналыкская, Уртазымская, Губерлинская, Верхнеозерная и Магнитная). 7 нояб. 1823 г. создано Уфимское попечительство о бедных духовного звания. Оренбургский еп. Аркадий (Фёдоров) обратил особое внимание на утверждение Православия среди уральских казаков, поскольку в 1-й четв. XIX в. более 3/4 казаков, присоединенных ранее к правосл. Церкви, вернулись в старообрядчество. Архиерей добился согласия Синода на строительство в г. Уральске, где имелось 5 единоверческих церквей, первого в регионе правосл. храма. 30 июня 1831 г. состоялось освящение ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, первоначально разместившейся в батальонных казармах. В 1830 г. началось дело о постройке 10 каменных церквей на землях Уральского казачьего войска и в Уральске для противодействия влиянию старообрядческих Иргизских монастырей .

http://pravenc.ru/text/2581499.html

В 1821 г. Г. провозгласил независимость от Испании, а в следующем году вместе с остальной частью Центр. Америки был присоединен к Мексиканской империи А. де Итурбиде. В 1823 г. вошел в состав федерации Соединённые провинции Центр. Америки. Вождь либералов ген. Ф. Морасан дважды избирался президентом страны (1827, 1829) и был главой федерации до 1839 г. Под влиянием Морасана в республике была проведена национализация церковной собственности, из страны были высланы монашествующие. Морасан пытался объединить всю Центр. Америку, но был захвачен консерваторами в плен и расстрелян (1842). Фактически все центральноамер. республики оказались под властью Р. Карреры. Консерваторы отменили антиклерикальные законы, покровительствовали духовенству, однако это не исключало конфликтов с Церковью, в первую очередь по вопросам поставления епископов. В 1838 г. Г. стал самостоятельным гос-вом, в янв. 1839 г. была принята Конституция Республики Г. В сер. XIX в. Великобритания, ведя борьбу с амер. капиталом за господство в странах Центр. Америки, использовала свою колонию Британский Гондурас для временного захвата части территории Г. (1849-1852). В 1860 г. Г. отразил нападение экспедиции амер. флибустьеров во главе с У. Уокером. В 1861 г. президент Х. С. Гуардиола Бустильо (1856-1864), доверенный человек Карреры, подписал с Ватиканом конкордат, почти совпадавший с текстом документа, заключенного ранее Гватемалой: католичество получило статус гос. религии, Церкви была возвращена собственность, в страну вернулись представители монашеских орденов и конгрегаций, гос-во стало финансировать миссии среди индейцев. Но, несмотря на это, по прошествии времени Гуардиола был подвергнут анафеме из-за того, что предоставил жителям о-вов Ислас-де-ла-Баия, в основном выходцам из англ. колоний, право исповедовать протестантизм согласно подписанному ранее договору с Великобританией. Это вызвало резкий протест со стороны вик. Гондурасской епархии Мигеля де Сида, у к-рого были личные счеты с Гуардиолой, не способствовавшим его продвижению на епископскую кафедру. Получив отказ Гуардиолы выполнить требования, викарий отлучил его от Церкви. Президент запретил публикацию решения викария, а его самого выслал из Г. Пий IX поддержал Гуардиолу, и по его приказанию отлучение было отменено. В 1871-1872 гг. Г. воевал с Сальвадором. Подсчитано, что за 1827-1879 гг. в Г. произошло не менее 173 восстаний, переворотов и вооруженных столкновений.

http://pravenc.ru/text/166125.html

20 июля 1839  Пятигорск Впервые: «Современник» (1840, т.17). В 1827 году вольный перевод «Вечернего звона» Томаса Мура осуществил Иван Козлов, 1829 году – Дмитрий Ознобишин, но только «Вечернему звону» Ивана Козлова суждено была долгая романсная жизнь на музыку А. А. Алябьева.  Хранитель-крест Мой крест, хранитель мой, с молитвой, с упованьем, С живейшей верою тебя я берегу! Тебе лишь одному, – и пред тобой не лгу – Я исповедуюсь и мыслью, и желаньем! Когда в скорбях земных душой изнемогу, Когда терпение и бодрость потеряю, Когда отчаянья всю горечь я узнаю, – Ты подкрепишь меня! Когда в борении с житейской неудачей Усилий и надежд тщету увижу я; Когда в безрадостной истоме бытия Мечты последние, последний пыл утрачу; Когда злоречие и злоба на меня Грозой враждебною подымутся лукаво И мой покой смутят коварною отравой, – Ты защитишь меня! Но если суждено мне видеть исполненье Любимых сердца снов; но если надо мной Денница радости прольет свой блеск златой; Но если жизнь мою небес благословенье Блаженством облечет, как праздничной фатой, Тогда, чтоб в счастии душа не забывалась, Чтоб искушениям она не предавалась, Ты вразумишь меня! Октябрь 1839 Село Анна Романс Елизаветы Шашиной (1850). Благодарю! У всеношной в Симоновом монастыре  Благодарю!.. Из глубины душевной Исторгла я хвалу и песнь сию! И с тайным трепетом, и в полноте сердечной Благодарю, благодарю!.. Благодарю за светлую надежду! Благодарю за ясную зарю! За все далекое, за день и час насущный Благодарю, благодарю! И никогда еще мне не случалось Так радостно припасть к святому алтарю… И никогда еще с таким живым восторгом Не говорила я: благодарю! 30 августа 1840  Москва Верую! Верую на небе в щит Провидения, Вечно хранящего тварей своих, Их посетившего долей лишения, Им ниспославшего на утешение Дружбу, молитву, дар песней живых!.. Верую в чистую Деву Небесную, – Сирых прибежище, слабых покров! Ей, – исцеляющей властью чудесную Рану незримую, скорбь неизвестную, – Женское сердце ей внятно без слов!.. Верую в ангелов, наших блюстителей, Полных участья к нам, полных любви… Промысла Божьего кротких свершителей, Демонских замыслов зорких рушителей, Коим вверяем мы тайны свои!..

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В 1827 году вольный перевод «Вечернего звона» Томаса Мура осуществил Иван Козлов, 1829 году – Дмитрий Ознобишин, но только «Вечернему звону» Ивана Козлова суждено была долгая романсная жизнь на музыку А. А. Алябьева. Хранитель-крест Мой крест, хранитель мой, с молитвой, с упованьем, С живейшей верою тебя я берегу! Тебе лишь одному, – и пред тобой не лгу – Я исповедуюсь и мыслью, и желаньем! Когда в скорбях земных душой изнемогу, Когда терпение и бодрость потеряю, Когда отчаянья всю горечь я узнаю, – Ты подкрепишь меня! Когда в борении с житейской неудачей Усилий и надежд тщету увижу я; Когда в безрадостной истоме бытия Мечты последние, последний пыл утрачу; Когда злоречие и злоба на меня Грозой враждебною подымутся лукаво И мой покой смутят коварною отравой, – Ты защитишь меня! Но если суждено мне видеть исполненье Любимых сердца снов; но если надо мной Денница радости прольет свой блеск златой; Но если жизнь мою небес благословенье Блаженством облечет, как праздничной фатой, Тогда, чтоб в счастии душа не забывалась, Чтоб искушениям она не предавалась, Ты вразумишь меня! Октябрь 1839 Село Анна Романс Елизаветы Шашиной (1850). Благодарю! У всеношной в Симоновом монастыре Благодарю!.. Из глубины душевной Исторгла я хвалу и песнь сию! И с тайным трепетом, и в полноте сердечной Благодарю, благодарю!.. Благодарю за светлую надежду! Благодарю за ясную зарю! За все далекое, за день и час насущный Благодарю, благодарю! И никогда еще мне не случалось Так радостно припасть к святому алтарю... И никогда еще с таким живым восторгом Не говорила я: благодарю! 30 августа 1840 Москва Верую! Верую на небе в щит Провидения, Вечно хранящего тварей своих, Их посетившего долей лишения, Им ниспославшего на утешение Дружбу, молитву, дар песней живых!.. Верую в чистую Деву Небесную, – Сирых прибежище, слабых покров! Ей, – исцеляющей властью чудесную Рану незримую, скорбь неизвестную, – Женское сердце ей внятно без слов!.. Верую в ангелов, наших блюстителей, Полных участья к нам, полных любви...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Княжна Татияна Леонтьевна, за Андреем Феоктистовичем Толстым Княжна Прасковья Леонтьевна, за Мячковым Князь Егор Иванович КОЛЕНО XXIX: Князь Валентин Михайлович, статский советник, рождение 1800 † 1850; женат 1. на Елисавете Александровне Мухановой, рождение 8 января 1803 † 23 октября 1836; 2. на графине Софие Гавриловне Реймон-Моден (от 1-го брака 2 сына; от 2-го брака сын) Княжна Прасковья Михайловна † 29 января 1835, за полковником Александром Николаевичем Муравьёвым Княжна Мария Михайловна, за Голынским Княжна Екатерина Михайловна † 1848 Княжна Варвара Михайловна † 24 сентября 1836 Княжна Елисавета Михайловна Княжна Марфа Михайловна Княжна Клеопатра Михайловна Княжна Анна Васильевна, за Шиловским Княжна Елисавета Васильевна † Княжна Надежда Васильевна Княжна Мария Васильевна, рождение 28 декабря 1798 † 26 января 1837, за Николаем Васильевичем Васильчиковым Князь Пётр Павлович, рождение 13 ноября 1799 † 16 августа 1838 Князь Михаил Павлович, рождение 16 ноября 1800 † 15 января 1827 Князь Николай Павлович, рождение 23 августа 1802 † 19 марта 1847; женат на княжне Екатерине Сергеевне Оболенской, рождение 29 марта 1812 † 10 ноября 1842 Князь Алексей Павлович, рождение 30 января 1805 † 13 сентября 1841 Княжна Вера Павловна, за подполковником Александром Матвеевичем Жихаревым Княжна Ирина Павловна Княжна София Павловна Княжна Агафоклея Павловна, рождение 31 августа 1798 † 9 января 1846 Княжна Елисавета Павловна, рождение 10 апреля 1807 † 17 сентября 1839 Княжна Надежда Павловна, рождение 1809 † 16 августа 1825 Князь Яков Фёдорович Князь Пётр Фёдорович, действительный статский советник † 9 октября 1841; жен. 1. на княжне Елисавете Борисовне Шаховской, рождение 29 ноября 1773 † 2 октября 1796; 2. на Анне Семёнович Жегулиной † 27 октября 1843 (от 1-го брака дочь; от 2-го брака 2 сына и 2 дочери) Княжна Наталия Фёдоровна, рождение 25 ноября 1779 † 9 августа 1807, за князем Александром Михайловичем Голицыным Князь Александр Александрович, статский советник, рождение 24-го февраля 1777 † 22 января 1846

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Накопленные за два столетия, начиная с 1827 г., херсонесские материалы, их многочисленные старые и еще более многочисленные новые интерпретации, поправки, особенно полученные за последние десятилетия настойчивым трудом исследователей, позволяют стряхнуть долгие чары ложных представлений. Замечу, что по иронии все той же истории воздвигались эти чары отнюдь не объективными историческими данными, а скорее их субъективным толкованием целой плеядой историков, добросовестно и беззаветно трудившихся над поисками истины. Весьма мало удалось увидеть сразу, с наскока, перебирая и систематизируя пласты не столько археологических, сколько письменных источников, которые поначалу выглядели даже более обильными, чем первые. Мысль наша «блуждает как бы в потемках, тщетно истязуя себя догадками», – с печалью констатировал известный русский филолог и славист Виктор Иванович Григорович, оставивший глубокие «намеки» относительно раннесредневекового Херсона, полные предчувствий будущих открытий и озарений 5 . Первый и наиболее яркий пример тому – сверхобъемный двухтомный труд митрополита всех римско-католических церквей в России, архиепископа Могилевского Станислава Богуша-Сестренцевича (1200 страниц ин-октаво), изданный за границей в 1800 г. на французском языке, а в 1806 г. переведенный с этого издания на русский язык с посвящением императору Александру I, вернувшему автора из длившейся несколько лет опалы 6 . Монументальное сочинение было написано по желанию князя Григория Александровича Потемкина, который в 1774–1791 гг. был генерал-губернатором Новороссийского края и, готовясь к посещению Крыма императрицей Екатериной II, предпринимал меры к ознакомлению общественности с новоприобретенными землями. Сам С. Богуш-Сестренцевич дважды, в 1784 и 1787 гг.., посетил их 7 . Но основным источником сведений для него стало фундаментальное знание письменных памятников, всего массива сочинений античных и средневековых авторов. Один из основателей ООИД, его секретарь (1839–1874) и вице-председатель (1875–1883) H.H. Мурзакевич нисколько не преувеличивал, когда отметил, что книга по «ее новизне, эрудиции, обратила на себя внимание всего образованного мира» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

56. Слово на Богоявление. 1833. I. 8. I. 57. Обличение на Иудеев. 1841. II. 313. Св. Священномученика Киприана, Епископа Карфагенского †258 58. Беседа о молитве Господней. 1839. I. 131. Слова: 59. О зависти и злобе. 1825. XVIII. 3. 60. О благочестии и одежде девственниц. 1825. XVIII. 123. 61. О терпении. 1832. XLVIII. 3. 62. О милостыне. 1835. IV. 3. 63. О смертности. 1936. II. 3. 64. О единстве Церкви. 1837. I. 19. 65. О падших. 1847. II. 161. Письма: 66. Донату, о благодати Божией. 1825. XVIII. 244. 67. Димитриану. 1830. XXXIX. 241. 68. Епископу Немезиану и другим мученикам, в рудокопнях заключенным. 1832. XLVII. 190. 69. Мученикам и исповедникам. 1832. XLVIII. 161. 70. Исповедникам. 1337. III. 52. 71. Некоторым Пресвитерам и Диаконам. 1838. III. 141. 72. Исповедникам. 1839. III. 127. Св. Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского †265 73. Изложение Веры. 1821. I. 235. 74. Беседа на Богоявление Господне. 1827. I. 349. 75. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1838. I. 3. 76. Слово третье, на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1840. I. 249. Св. Дионисия, Епископа Александрийского †265 77. Послание к Павлу Самосатскому, бывшему Епископу Антиохийскому. 1840. IV. 3. Св. Отцев первого Антиохийского Собора 269 78. Послание к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения. 1840. I. 237. Св. Мефодия, Епископа Патарского †311 79. Слово в неделю Ваий. 1837. II. 8. Св. Феоны, Епископа Александрийского 80. Письмо Лукиану, начальнику придворных. 1825. XX. 163. Луция Целия Лактанция Фирмиана †325 81. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви. 1833. III. 22. 156. 235. Александра Епископа Александрийского †326 Письма: 82. О ереси Ария и отлучении его от Церкви, к Александру, Епископу Константинопольскому. 1826. XXII. 282. 83. Всем Епископам Вселенской Церкви. 1826. XXII. 315. 84. Краткая речь к пресвитерам и диаконам Александрийским и Мареотским, о низложении Ария и его последователей. 1826. XXII. 328. Св. Пахомия †348 85. Наставления. 1827. XXVI. 285. 86. Правила. 1827. XXVI. 289. Св. Иакова, Епископа Низибийского † 350

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сент. 1824 г. по распоряжению Комиссии духовных училищ Соловьёв был направлен в СПбДА для продолжения образования за казенный счет. Значительное содействие в этом оказал инспектор СПбДС Иннокентий (Борисов), убедивший послушника оставить монастырь и продолжить образование. 21 нояб. 1824 г. Ревельским еп.  Григорием (Постниковым)  в академической церкви Соловьёв был пострижен в монашество, 25 дек. того же года в Казанском соборе рукоположен во диакона, 14 авг. 1827 г. архиеп. Рязанским  Филаретом (Амфитеатровым)  в Рождественской ц. Псковского подворья на Васильевском острове рукоположен во иерея. Некоторое время служил на Псковском подворье учителем певчих архиеп. Рязанского Филарета, с 1827 г. законоучитель и настоятель Александро-Невской ц. 2-го Кадетского корпуса С.-Петербурга. В 1828 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры, в 1829 г. Комиссией духовных училищ назначен бакалавром СПбДА по богословскому классу.  В 1830 г. состоялось назначение архим. Иннокентия (Борисова) ректором КДА. Знавший о крепкой дружбе И. и архим. Иннокентия С.-Петербургский митр.  Серафим (Глаголевский)  предложил Комиссии духовных училищ назначить И. инспектором КДА. Это произошло 4 сент., а 5 окт. того же года в Александро-Невской лавре Ревельским еп.  Никанором (Клементьевским)  И. был возведен в сан архимандрита. С 1834 г. ректор Киевской Духовной семинарии, член консистории и настоятель  киевского Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила монастыря . В 1832 г. обозревал Орловскую и Воронежскую семинарии и училища, в 1837 г. по поручению Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова) - монастыри Киевской епархии, в 1838-1840 гг.- Волынскую, Херсонскую и Кишинёвскую семинарии. С 1837 г. председатель Комитета по устроению Киево-Софийского ДУ, с 1838 г. настоятель  киевского Братского монастыря , с 1839 г. ректор КДА. Внутренняя жизнь Киевских духовных школ, взаимоотношения И., архим. Иннокентия и журналиста В. И.  Аскоченского  описал Н. С.  Лесков  в очерке «Печерские антики».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010