До работы в с. Шестаково у Дмитрия Фомича был уже богатый послужной список. Кроме активной работы по восстановлению первопрестольной после пожара 1812 г., он спроектировал и построил ряд зданий, в частности, новые постройки Знаменского монастыря (август 1813) и Екатерининскую больницу (1822-1823). По его проектам перестроена церковь Троицы в Полях (1830-е г.г., до наших дней не сохранилась), возведены церкви в селе Милятино (1827-1828, взорвана в 1960 г.г.) и в селе Рождествено Звенигородского уезда (1827), духовное училище в Звенигороде (1828), колокольня Высоцкого монастыря в Серпухове (1828), южный двухэтажный придел Успенского собора в Дмитрове, манеж в Коломне (1838-1839) и многие другие церковные и гражданские здания Москвы и Московской губернии. По проекту Д.Ф. Борисова в нижнем ярусе колокольни располагалось несколько печей, в левой части - лестница, а в правой - помещение для сторожей, между объемом колокольни и храмом — небольшое помещение притвора. Так как основной храм был холодным, то в 1853 г. под колокольней был устроен теплый придел во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Однако он был очень мал, и 23 марта 1861 г. в Московскую духовную консисторию было направлено прошение о рассмотрении возможности расширения теплого храма путем строительства обширной трапезной и устройства в ней еще одного придела. Составление проекта было поручено инженеру Московской палаты государственных имуществ Владиславу Осиповичу Грудзину. После всех согласований, 23 июня того же года проект был одобрен. При перестройке трапезной активно использовались детали разобранного притвора. Строительство завершилось уже 1862 г. В расширенном теплом храме разместились два придела: на правой стороне - во имя Преображения Господня, на левой - во имя преподобного Иосифа Волоцкого. В начале 1863 г. крестьяне села Шестаково и двадцати трех окрестных деревень направляют в Московскую палату государственных имуществ прошение об организации в Шестакове приходского училища. Наставниками планировалось назначить священника села Шестаково Александра Архарова и его жену. Программа обучения включала в себя Закон Божий, чтение, письмо, математику. Девочки должны были обучаться рукоделию. Письмо об утверждении наставника было подписано 7 ноября 1863 г.

http://sobory.ru/article/?object=07214

Ида-Оттилия-Юлия Цецилия-Генриэтта Карл-Матиас-Оскар, флота капитан лейтенант; рождение 21 февраля 1822 Отто-Мориц-Рейнгольд, рождение 1 июля 1827 Альберт-Эрнест, рождение 3 апреля 1832 Рудольф-Вильгельм, рождение 10 июля 1833 Гвидо-Альфонс, рождение 13 сентября 1835 Отто-Валтасар, рождение 23 ноября 1839 Каролина-Вильгельмина Вильгельмина Юлия-Иоанна КОЛЕНО XXI: Карл-Отто-Генрих-Константин, рождение 14 марта 1827 Карл-Отто-Густав-Альберт, рождение 25 декабря 1832 Иоанн-Рейнгольд-Лудвиг-Теодор, рождение 15 мая 1836 Отто-Фридрих-Адольф, рождение 8 ноября 1840 Гедвига-Шарлотта-Луиза-Елена Эмма-Маргарита Иоанна Аделаида-София-Евгения Ольга-Юлия Магдалина-София Карл-Отто, рождение 24 мая 1832 Евгений, рождение 10-го октября 1834 Эрнест-Казимир, рождение 3 мая 1837 Вильгельмина-Иоанна, за Михаилом-Леоном Фрейтаг ф. Лоринсгофен Матильда Карл-Отто, рождение 24 мая 1832 Фёдор Фёдорович Буксгевден (рождение 3 сентября 1750 † 11 августа 1811), один из знаменитейших русских военачальников, служил, при Екатерине Великой, генерал-майром; отличился под начальством Суворова; был губернатором Варшавы от занятия её Русскими до поступления под владычество Пруссии, и возведён был королём Прусским Фридрихом-Вильгельмом II, 18 декабря 1795 года, в Графское Прусского Королевства достоинство. Император Павел Петрович, весьма благоволивший к графу Буксгевдену, немедленно по вступлении своём на престол произвёл его в генерал-лейтенанты; чрез несколько недель пожаловал Александровскую ленту; 5 апреля 1797 года пожаловал Графом Российской Империи, и чрез полтора года произвёл в генералы от инфантерии. При Императоре Александре I, граф Буксгевден командовал корпусом войск в походе 1805 года и армиею в Финляндии в 1808 году, и получил Георгиевскую звезду, Владимирскую и Андреевскую ленты. Скончался в 1811 году, на 61-м от рождения. Герб дворян Буксгевденов: в серебрянном поле, красное стропило с двумя зубцами на каждой стороне; на щите дворянские: шлем и корона; на короне подобное же красное стропило, по каждому боку коего идёт вверх серебряная лисица. Намет красный, подложенный серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Слова: 87. О смирении. 1827. XXVI. 264. 88. О воскресении мертвых. 1837. III. 27. 89. О Пасхе. 1839. II. 22. Письма: 90. О Вере. 1839. IV. 275. 91. О молитве к Григорию, просветителю Армении. 1842. I. 373. 92. Письмо к св. Григорию, просветителю Армении, о посте. 1843 . IV. 169. Евсевия, Епископа Палестинской Кесарии †340 93. О предвечности и Божестве Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLV. 282. 94. О том, что Божественные Пророки издревле знали как имя Иисуса, так и имя Христа, и благоговели пред ними. 1832. XLV. 299. 95. О времени, в которое Иисус Христос явился людям. 1841. IV. 417. 96. О том, как император Тиверий принял донесение Пилата об Иисусе Христе. 1838. II. 81. 97. О том, каким образом учение о Христе в краткое время распространилось по всему миру. 1838. II. 84. 98. Бедствия, какие постигли Иудеев по убиении Иисуса Христа. 1838. II. 86. 99. О самоубийстве Пилата. 1838. II. 90. 100. О том, как пострадал Иаков, брат Господень. 1840. IV. 143. 101. Мученичество Апостола Uakoba. 1838. II. 92 . 102. Об оправдании Ап. Павла в Риме и о гонении Нерона, в которое увенчались в Риме мученичеством Петр и Павел. 1841. II. 459. 103. О последнем покорении Иудеев, бывшем по смерти Иисуса Христа, и о голоде, который претерпевали Иудеи во время осады Римлянами Иерусалима. 1832. XLVII. 235. 104. О голоде, бывшем в царствование Клавдия. 1838. II. 91. 105. О том, какие в десятый год царствования Коммода известны были Епископы, какие были тогда разногласия касательно празднования Пасхи, а каким образом все согласились на одно мнение. 1841. I. 461. 106. Слава Христовой Церкви при гонении Диаклитиановом. 1823. X. 127. 107. Церковная история. 1848. Т. I. 3. (В писаниях церковных историков). 108. Книга о палестинских мучениках. 1849. II. 3. (там же). 109. Четыре книги о жизни блаженного царя Константина. 1849. II. 49. 105. 163. 220. (там же). 110. Царя Константина слово, написанное к обществу святых. 1849. II. 287. (там же). 111. Слово Царю Константину, по случаю тридцатилетия его царствования. 1849. II. 345 (там же). Св. Антония Великого †357

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389185.html

From recent history, it seems that only two heroes have been left: the aged academics Dmitry Likhachov (1906-1999) and Andrei Sakharov (1921-1989) with their opposition to the disintegrating Soviet government. True, there was also Aleksandr Solzhenitsyn (1918-2008), but in his final years, in the opinion of the “creative class,” his writing was somehow off and he was expelled from their society. However, the “creative class” does still offer us some modern heroes: namely the “heroes” of glamour. They bear and successfully transmit “values” to the young that are diametrically opposed to higher values: instead of modesty, brazen conceit; instead of nobility, pettiness; instead of nobility, demonstrative opportunism and commercialism. And so on down the list. Then where in our country can we find real heroes? That’s the eternal question! Aleksander Griboyedov’s character Chatsky [in Woe from Wit. —Trans.] was already tormented by this: Where, show us, are the fathers of the Fatherland, Whom we must take as examples? Only, let us recall when it was that Chatsky cast this rebuke upon Russia. It was in 1827, it seems, when Griboyedov read the completed manuscript in Petersburg. Could it really be that no one could be found who could serve as a noble model and lofty “example”? But it was in just those years that Pushkin’s genius was blossoming. Yevgeny Baratynsky (1800-1844) and Vasily Zhukovsky (1783-1852) were creating their poetry. Nikolay Karamazin (1766-1826) performed the learned and literary feat of publishing his History of the Russian State, which was written in contemporary literary Russian. Fabian Gottlieb von Bellingshausen (1778-1852) and Mikhail Lazarev (1788-1851) discovered Antarctica in 1820. In painting, there were Alexey Venetsianov (1780-1847), Karl Bryullov (1799-1852), and Orest Kiprensky (1782-1836). In music, there were Mikhail Glinka (1804-1857) and Alexander Alyabyev (1787-1851). This is not even to mention our great soldiers: the generals, officers, and soldiers who expelled Napoleon and reached Paris! What, can’t they be “taken as examples”? And Mikhail Speransky (1772-1839) and Fedor Uvarov (1773-1824)? And indeed the Decembrists, if someone wanted to take them as an example, were also at hand, so to speak.

http://pravoslavie.ru/60128.html

В 1825 году его постригли в мантию и нарекли Дамаскином. В 1826—1827 годах монах Дамаскин подвизался в скиту во имя Всех Святых, а затем стал пустынножителем. С перерывами его отшельнические труды продолжались до 1838 года, когда по желанию императора Николая I монах Дамаскин был рукоположен во иеродиакона (4 декабря), затем — во иеромонаха (7 декабря), а 30 января 1839 года он, возведенный в сан игумена, стал настоятелем Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Это назначение состоялось по представлению архимандрита Игнатия (Брянчанинова), знавшего о подвижнической жизни и аскетической настроенности отца Дамаскина. Этот монах, скитник и пустынножитель, сочетал в себе стремление к аскезе с недюжинными административно-хозяйственными способностями. При его настоятельстве весь Валаам превратился в большую стройку: по всему острову прокладывали дороги, строили скиты, храмы, часовни, гостиницы, мосты, мастерские, проводили водопровод.    По инициативе деятельного игумена в монастырскую собственность приобретались здания в Петербурге, Москве, Новгороде и в Финляндии. У обители появился свой пароход. Значительно увеличились капиталы монастыря. Число братии возросло до тысячи человек. Много сил прилагал игумен Дамаскин к внутреннему устроению обители, строго следил за исполнением устава и течением монастырской жизни. Не оставлял он и духовничества, оставаясь наставником многих монашествующих и мирян. При отце Дамаскине и после его кончины Валаам славился своими подвижниками и старцами. Монах Афанасий (†1852), иеросхимонах Антоний (†1862), схимонах Пафттий (†1865), иеросхимонах Антипа Святогорец (†1882), иеросхимонах Алексий (†1900), схимонах Агапий (†1905), схимонах Никита (†1911), иеросхимонах Антипа (†1912) и многие другие подвижники стяжали нетленный венец и составили подлинную славу Северного Афона.    Иван Федченков — автор очерка «На Северный Афон», посетил Валаам в мае 1905 года. А в следующем, 1906 году, на страницах журнала «Странник» появились его «Записки студента — паломника на Валаам», подписанные инициалом (начальной буквой фамилии) — «фита».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4092...

еп. Аствацатур построил 3-ярусную колокольню. В этом огромном монастырском комплексе было много жилых (кельи, комнаты для паломников и др.) и хозяйственных построек. Весь комплекс был окружен стеной, прямоугольной в плане. Мон-рь Сурб-Карапет был одним из крупных центров культуры и просвещения армян и сирийцев; здесь изучали и толковали Свящ. Писание, в скрипториях переписывали рукописи и создавали новые тексты. Хранилище рукописей находилось в ц. св. Георгия. Мон-рь был известнейшим духовным центром и среди армян средневековья назывался «столицей монастырей». Как место паломничества мон-рь привлекал большое число армян в дни праздников Вардавар (Преображения Господня) и Успения Пресв. Богородицы. Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Монастырь Сурб-Аркелоц. Общий вид. Фотография. 1923 г. (Б-ка Конгресса, Вашинг-тон) Мон-рь неоднократно разрушали. В 1058 г. тюрки-сельджуки сожгли его, но в том же году монашеская жизнь была возрождена усилиями кн. Торника Мамиконяна. Во время нападения Тамерлана в кон. XIV в. жители окрестностей укрывались в защищенном стенами монастыре. В 1-й пол. XVI в. игум. Григор Мушский построил монастырскую школу; в 1560 г. игум. Мелкиседек перестроил ц. Сурб-Карапет. В 1661 г. Аристакес Паронтер ремонтировал ц. Сурб-Степанос и известный своей водой монастырский источник. В 1709 г. мон-рь был разрушен землетрясением, восстановлен усилиями еп. Ованнеса Багишеци и Григора Шхтаякира, собравших средства у богатых армян из К-поля. В 1750 г. мон-рь был вновь разрушен персид. войсками, в 1784 г. поврежден землетрясением, но в 1787-1788 гг. был основательно перестроен. В 1827 г. на мон-рь напали курдские разбойники, ограбили сокровищницу, похитили утварь, уничтожили рукописи и повредили строения; после этого мон-рь ок. 6 месяцев оставался заброшенным. В сер. XIX в. в мон-ре проводились восстановительные работы. В 1839 г. была построена 2-этажная резиденция для епископа М., в 1850 г.- семинария, в 1875-1876 гг.- новое здание семинарии.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Император Павел I в 1800 году задумал соорудить в Петербурге Казанский собор. Эта ответственная работа была поручена крепостному графа Строганова А. Воронихину (1760–1814). Александр I в 1801 году заложил первый камень. 15 сентября 1811 года состоялось освящение этого величественного собора. Андреевский собор в Кронштадте освящен в 1817 году (архит. А. Захаров). Единоверческая Никольская церковь в Петербурге – в 1827 году. Сооружены великолепные Преображенский (1828) и Троицкий (1838) соборы в Петербурге. Император Александр I при вторжении Наполеона в Россию дал обет воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении был подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда он узнал о том, что последние части разбитой наполеоновской армии изгнаны из пределов России. Были представлены многие проекты. Утвержден план архит. А. Витберга. Николай I в 1832 году избрал новый проект архит. К. Тона. В 1839 году в присутствии государя состоялась закладка храма. Через 20 лет постройка была готова. В 1860 году приступили к украшению внутренней части храма. 26 мая 1883 года в присутствии Александра III храм был освящен. Он вмещал в себя 10.000 человек. Этот всероссийский памятник Богу за победу в Отечественной войне был разрушен большевиками в 30-х годах XX столетия, а остатки материала от него пойдут на строительство московского метро. В Киеве восстановлена древняя Десятинная церковь в честь Рождества Божией Матери, разрушенная татарами в 1240 году. В 1896 году освящен долго строившийся величественный Владимирский собор. В Херсонесе, на месте крещения князя Владимира в 1891 году освящен Владимирский собор. В Варшаве в 1877 году и позднее были построены два собора. Александро-Невский разрушен поляками. В Вятке, в Орле, в Риге, Вильно, Самаре, Томске и других городах строились и освящались изумительные церковные постройки. Значительные вспоможения на дело восстановления и строительства церквей отпускали после нашествия французов правительство и Синод. После воссоединения в 60-х годах униатов, правительство щедро помогало храмам Западного края, пришедшим в жалкое состояние под властью поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Князь Алексей Александович, полковник, рождение 1752 † 16 января 1783 Князь Пётр Александрович † 1817 Князь Борис Александрович, майор, рождение 2 апреля 1756 † 26 января 1817 Князь Михайло Александрович, бригадир, рождение 24 декабря 1758 † 3 июня 1817; женат на графине Елисавете Сергеевне Головиной † 4 ноября 1831 Князь Пётр Петрович, рождение 1751 † 15 марта 1821 Князь Алексей Петрович, полковник, рождение 1754 † 1792 Князь Василий Петрович, бригадир, рождение 7 марта 1756 † 12 августа 1832 Князь Павел Петрович, рождение 20 февраля 1766 † 4 апреля 1838; женат на Агафоклее Алексеевне Бахметевой, рождение 14 марта 1773 † 10 апреля 1849 Княжна Анна Петровна, рождение 1757 † 1826 Княжна Елисавета Петровна, рождение 1763 † 1813 Князь Фёдор Яковлевич, статский советник † 29 декабря 1782; женат на Анне Александровне Собакиной † 27 ноября 1791 Княжна Анна Яковлевна, рождение 1738 † в декабре 1809, за князем Фёдором Алексеевичем Голицыным Княжна Мария Яковлевна, рождение 1741 † 13 ноября 1827, за действительным тайным советником Николаем Николаевичем Салтыковым Князь Алексей Яковлевич, каммергер † 1791 Князь Дмитрий Алексеевич Князь Николай Алексеевич, подполковник, рождение 1765 † 14 июля 1839 Княжна Прасковья Алексеевна, за Самариным Княжна Мария Алексеевна † 22 апреля 1803, за Петром Михайловичем Бутурлиным Княжна Елисавета Борисовна, рождение 29 ноября 1773 † 2 октября 1796; 1. за князем Аренбергом; 2. за каммергером князем Петром Фёдоровичем Шаховским Князь Иван больший Иванович Князь Иван меньший Иванович Князь Иван Иванович Княжна Татияна Васильевна, за Петром Грохольским Княжна Анна Васильевна, за Иваном Шульгиным Князь Фёдор Леонтьевич, женат на Чириковой Князь Алексей Леонтьевич, рождение 1755 † 1838, женат на Анне Петровне Руковой † 1811 Князь Николай Леонтьевич, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер † 1836 Князь Иван Леонтьевич, рождение 23 марта 1777, генерал от инфантерии, государственного совета член, и всех российских орденов кавалер; женат на графине Софие Алексеевне Мусиной-Пушкиной, рождение 1792

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Память о свт. Тихоне в Ельце//Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10). В 1779 г. святитель в последний раз побывал на Каменной горе, благословил каждую инокиню и указал место строительства соборного храма. С 1775 по 1795 г. число сестер, проживавших на месте сгоревшей обители, возросло с 5 до 41. Инокини занимались шитьем, вышиванием золотом, серебром и жемчугом, изготовлением восковых свечей, вязанием, плетением. К 1805 г. в 40 кельях проживало ок. 60 сестер. В 1815 г. М. Солнцева по настоянию еп. Орловского и Севского Досифея (Ильина) была пострижена в рясофор с именем Маргарита. При возобновлении Е. м. по штату полагалось проживание в мон-ре игумении, казначеи и 15 монахинь, служение 2 священников и 2 причетников (РГИА. Ф. 797. Оп. 2. Д. 7784. Л. 10). Фактически же в 1823 г., после офиц. открытия, в монастыре находилось 117 насельниц в 46 кельях. С 26 марта 1823 г. настоятельницей стала бывш. игум. орловского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря Глафира (Таранова; † 1839), главной помощницей - престарелая начальница Знаменской общины инокиня Маргарита (Солнцева), в том же году постриженная в мантию с именем Олимпиада. С 1837 г. Е. м. возглавляла бывш. монахиня севского во имя Святой Троицы монастыря Павлина (Толстая; † 1870), при к-рой число сестер возросло до 200. С февр. 1867 г. Е. м. возглавляла игум. Клеопатра (Головачёва; † 1890), благочинным впервые стал настоятель елецкого Троицкого мон-ря архим. Флорентий. В 1879 г. игум. Клеопатра была награждена золотым крестом. Когда она потеряла зрение, еп. Орловский и Севский Мисаил (Крылов) назначил ей в помощь совет из 4 старших монахинь для управления обителью. С 21 нояб. 1889 г. Е. м. управляла игум. Валерия (Тарновская; † 1900), при к-рой к 1894 г. проживало 310 насельниц. С 1900 г. Е. м. возглавляла игум. Рафаила (Бредихина), с 1914 г. до закрытия - игум. Антония (Криворотова; † после 1929). В Е. м. почитались старица мон. Олимпиада (Солнцева), а также ученица свт. Тихона Задонского затворница Мелания Памфиловна Пахомова (в монашестве Миропия; † 11 июня 1836), находившаяся на Каменной горе с осени 1778 г. Др. подвижница, схим. Магдалина (Иванова; 1827 - 1 апр. 1869), исполняла послушание письмоводителя и собирала сведения о жизни затворницы Мелании. Известна переписка схим. Магдалины с духовным отцом свт. Феофаном Затворником , называвшим ее «огненной монахиней». Среди почитаемых сестер - поступившая в Е. м. в 1881 г. буд. игум. Моисея (Лялина), настоятельница виленского Магдалининского мон-ря (см. Вильнюсский во имя равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь ). Е. м. пользовался покровительством многих Воронежских и Орловских архипастырей и Елецких викариев, в т. ч. святителей Тихона Задонского, Феофана Затворника, подвижников благочестия затворника Илариона Троекуровского, свящ. Иоанна Жданова , старцев Иоанна Каменева, блж. Иоанна (Быкова), затворника Сезеновского, старицы Дарии (Кутуковой) , схим. Митрофана (Голощапова) и др.

http://pravenc.ru/text/189787.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010