Бегуницы. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Бегуницы, Церковь Архангела Михаила. Построена в 1812 г., придел Александра Невского. Закрыта в 1930-х, перестроена. Возвращена общине. Село Бегуницы в 75-ти верстах от Петербурга и в 50-ти от Петергофа, расположено на равнине, по Нарвскому шоссе. Церковь стоит на возвышении, обнесенная оградой. От Волосова, станции Балтийской жел. дороги, Бегуницы отстоят в 25-ти верстах. По клировым ведомостям храм существует здесь с 1812 года. Он построен вместо прежней во имя Пр. Илии, деревянной, сгоревшей в 1800 г. церкви, на средства помещика, майора Александра Ивановича Рамбурга, при пособии прихожан. Постройка церкви стоила 12 т. р. асс. Церковь посвящена Арх. Михаилу, с приделом Александра Невского. Антиминс главного алтаря освящен еписк. Гермогеном в 1876 г. июля 4. Антиминс придела освящен епископом Павлом 1870 г. мая 21. По рассказам старожилов, церковь, начатая ранее 1812 г., по небрежности г. Рамбурга, оставлена была недоконченною, и только Император Александр II, однажды проезжавший здесь, побудил Рамбурга к окончанию церкви. И в самом устройстве храма заметна неоконченность: стенки сведены, без всякого старания, из известковой тесаной плиты и на них положен главный потолок. При произведенном недавно устройстве печей, в стенках храма, проявились, между плитами, обломки плитняка, залитые известью, без всякой связи; колокольня устроена в одной связи с церковью, из той же плиты и так же - с поспешностью; она закончена куполом на 4-х угловых деревянных стойках, обитых «в наживку» (?) тесом. В храме достопримечательны: 1) Икона пр. Илии " с деяниям " , сохранившаяся от сгоревшей церкви, особенно уважаемая и прихожанами и посторонними богомольцами, приходящими, из столицы и окрестностей. Икона обложена ризою " аплике " и помещена в киоте из красного дерева, 2) Икона Спасителя, с предстоящими Богородицею и Иоанном Предтечею. Она находится в иконостасе придельного храма и, также уважается прихожанами. Метрические записи ведутся с 1802 г. Причт до 1839 года состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1839 году. за малочисленностью прихожан, диаконская вакансия уничтожена. Из прежних священников известны: Косьма Евсевьев (вероятно Турский), переведенный, в 1805 г., в Копорье в крепостную церковь; Сила Иоаннов - 1809 году переведенный туда же; Николай Гаврилов (+ 1827 г.), Петр Образцов, перешедший, в 1831 г. на дачу г. Буксгевдена: в 1831 по 1838 год служил здесь входящий медушский священник Иаков Матвеев Лабецкий, переведенный, в 1835 г, в Ижору, на Неве; Флегонт Петров Милов. С 1868 г. священствует Константин Черницкий, служивший прежде диаконом в Копорье, и священником в Глобицах.

http://sobory.ru/article/?object=01258

Ахмат. Церковь Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Воскресения Христова в Ахмате, являющаяся ярким примером русского архитектурного стиля, была построена на средства генерала Обольянинова и освящена в 1839 году. Здание стоит на возвышенности и видно издалека как со стороны дорог, ведущих в село, так и с проплывающих по Волге кораблей. Сегодня закрытый в годы советской власти храм находится в заброшенном состоянии. Внутреннее убранство полностью утеряно, однако само здание разрушений избежало. http://saratovregion.ucoz.ru/index.htm Воскресенская церковь в селе Ахмате построена в 1829 г. на средства генерала от инфантерии Обольянинова, каменная, крепкая, холодная, с двумя, кроме главного, престолами: в правом приделе – во имя Архистратига Михаила, в левом – во имя Святителя Николая Чудотворца; утвари в церкви не вполне достаточно. Зданий, принадлежащих к церкви, кроме сторожки, никаких нет. В приходе две школы; земская, существующая с 1863 г. в самом селе, и школа грамоты в деревне Студенке, открытая в 1894 г. графом Дмитрием Адамовичем Олсуфьевым. Земли при церкви усадебной не имеется, пахотной 60 дес. и сенокосной 6 дес. Дома у причта общественные, построенные на крестьянской земле; отопление свое; жалованья от казны положено: священнику 141 руб. 12 коп. и псаломщику 35 руб. 28 коп. в год. Священник Сергий Траецкий и псаломщик Иоанн Князевский. Прихожан при церкви числится обоего пола душ 2859, дворов 672; деревни: Обольяниновка в 20 и Студенка в 12 верстах. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. В 1751 г. в селе построили первую деревянную православную церковь с одним престолом во имя Архангела Михаила, освящённым в 1753 г. В 1797 г. император Павел I пожаловал Ахмат генерал-лейтенанту П. Х. Обольянинову. В 1827 г. стоявшую на берегу Волги старую церковь, к тому времени трёхпрестольную с приделами во имя Николая Чудотворца и Дмитрия Солунского, разобрали и продали в Красный Яр Новоузенского уезда. Новый храм, теперь уже каменный, возвели в стороне от подверженного оползням берега, где на месте престола старого храма поставили часовню.

http://sobory.ru/article/?object=21555

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБУШКИН Федор Петрович (1.02.1764, г. Романов (совр. Тутаев) Ярославской губ.- 2.07.1842, Выголексинское общежительство), киновиарх Выговского общежительства (1830-1842), писатель. Из старообрядческой семьи. В 80-х гг. XVIII в., в настоятельство Андрея Борисова , пришел в Выголексинское общежительство, долго служил пономарем в соборной Богоявленской часовне, свободное время проводил за чтением и перепиской книг. Ок. 1790 г. решением выговского собора послан в С.-Петербург в помощь управляющему моленной Долгих, к-рая являлась столичным подворьем Выговского общежительства. В 1792 г. переписался в петербургское мещанство, в 1827 г. приобрел деревянный дом в С.-Петербурге, на Васильевском о-ве. В 1800-1830 гг. являлся управляющим домом и моленной Долгих. Эту деятельность Б. совмещал с активной проповедью старообрядчества и участием во внутристарообрядческой полемике; посетил Сибирь, Саратов, Чугуев и Астрахань, осуществлял связь Выга с иногородними поморскими общинами. В 1830 г. Б. был избран киновиархом Выголексинского общежительства. Годы его настоятельства совпали с ужесточением правительственной политики против раскола. В отношении Выга это выразилось в ограничении прав на проживание, пересмотре землевладения, снятии колоколов и др. В 1834-1839 гг. Б. сделал неск. книжных вкладов в выговские часовни. В старообрядческой среде Б. был известен как любитель древности и знаток Свящ. Писания. Его историко-библиографические интересы нашли отражение в составлении многочисленных каталогов, из к-рых в наст. время известны в рукописях: каталог рус. чудотворцев, перечень «Российские святые», «Реестр архиереям российским, во время Никоновой перемены бывшим, а имянно по епархиам, тогда бывшим» (указания на списки см.: Юхименко. Выговская пустынь: Духовная жизнь и лит-ра. Т. 2. С. 17-20). Изучая книжное наследие выговских писателей, Б. составлял оглавления к рукописным сборникам, указывая авторство произведений. Участвовал в составлении «Выговского летописца» и помянника за 1812 и 1822-1826 гг. В «Историческом словаре» Павла Любопытного названо соч. Б. «Проповедь на обновление молитвенного Выгорецкаго храма в Петрополе» 20-х гг. XIX в. (не сохранилось).

http://pravenc.ru/text/77300.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Россия в XIX в. - нач. XX. Персоналии АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ГААЗ Федор Петрович (наст. имя Фридрих Йозеф; 1780 - 1853), врач-филантроп, католич. общественный деятель ГЕРЬЕ Владимир Иванович (1837 - 1919), историк, политический деятель, чл.-кор. имп. С.-Петербургской АН (1902) ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (1773 - 1844), кн., обер-прокурор Святейшего Синода (1803 - 1817), министр духовных дел и народного просвещения (1817 - 1824) ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА вел. кнг., прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Костромских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕРМОЛОВ Алексей Петрович (1777 - 1861), российский гос. и военный деятель, ген. от инфантерии (1818), ген. от артиллерии (1837), почетный член С.-Петербургской АН (1818) КЕДРОВ Константин Васильевич (1827-1903), педагог, директор С.-Петербургского историко-филологического ин-та КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (1853 – 1943), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). ЛУКЬЯНОВ Сергей Михайлович (1855 - 1935), обер-прокурор (1909-1911) Синода, гос., общественный и медицинский деятель, педагог, литератор МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/134134.html

Нафанаил, архиепископ Черниговский и Нежинский (Савченко Николай Иванович) Родился в городе Белгороде Курской губернии в семье протоиерея. Обучался в Курской духовной семинарии. 10 июня 1825 года окончил Киевскую духовную академию и определен бакалавром. 29 ноября 1827 года утвержден в звании магистра. 15 октября 1832 года – инспектор Тверской духовной семинарии. 17 марта 1833 года пострижен в монашество; 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 11 июля – во иеромонаха. С 15 июля 1834 года – ректор Подольской духовной семинарии; 9 сентября того же года возведен в сан архимандрита и 30 ноября назначен настоятелем Каменец-Подольского Свято-Троицкого монастыря. С 5 мая 1839 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря. 26 августа 1845 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 25 февраля 1850 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. 19 декабря того же года переведен епископом Полтавским и Переяславским. 13 сентября 1860 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским. С 18 августа 1871 года – епископ Черниговский и Нежинский. 31 марта 1874 года возведен в сан архиепископа. Скончался 4 марта 1875 года. Погребен в алтаре главного Троицкого храма Троице-Ильинского монастыря под Черниговом. Преосвященный Нафанаил – архипастырь милостивый, покровитель вдов и сирот. Он основал в Архангельске приют для девочек, приобрел для него обширное место и небольшой дом, чем положил начало женскому епархиальному училищу. В 1860 году построил теплый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красногорском Богословском Преображенском монастыре. Владыка Нафанаил хотя и был примерный монах, но в служебной деятельности нередко был неправ, оказывая безграничную доверчивость некоторым лицам, умевшим завладевать его расположением. Кроме того, он легко поддавался первому впечатлению, по которому и составлял мнение о человеке, а потому одним верил на слово во всем, а другим без всякой причины ни в чем не доверял. При таком его характере нечестные люди, умевшие носить маску благонамеренности и благочестия, пользовались его милостью, а духовная консистория делала, что хотела. Архиепископ Нафанаил был близким и любимым другом митрополита Ионы (Василевского, † 1849), экзарха Грузии, который скончался на его руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Никодим, епископ Орловский и Севский (Быстрицкий Николай Андреевич) Родился в селе Воскресенском Ковровского округа Владимирской губернии в семье священника. Обучался в Суздальской и Владимирской духовных семинариях. 21 сентября 1808 года назначен учителем Переяславского духовного училища. 11 января 1811 года переведен в Суздальское училище. 19 декабря 1814 года пострижен в монашество. 3 января 1815 года рукоположен во иеродиакона, 5 января – во иеромонаха. С 21 января 1816 года – строитель Переславль-Залесского Николаевского монастыря. С 25 декабря 1820 года – игумен Муромского Благовещенского монастыря. 16 февраля 1825 года возведен в сан архимандрита Боголюбского Рождество-Богородицкого монастыря. С 23 декабря 1827 года – настоятель Московского Златоустова монастыря. 16 июня 1828 года переведен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. 15 июля 1828 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. Скончался 30 декабря 1839 года в городе Орле. Погребен в Успенском монастыре. Епископ Никодим отличался подвижнической жизнью, «муж великого воздержания», но вместе с тем неумолимо строгий к подчиненным. Уже будучи архиереем он держал себя всегда сурово и сдержанно, так что никто и никогда не видел улыбки на его лице. Литература: Виноградов Н. Историческая записка о Переславль-Залесском духовном училище. – Владимир, 1888. – С. 88. Пясецкий Г. История Орловской епархии. – Орел. 1899. – С. 902–907. Григорий, архимандрит. Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. – М., 1914. – С. 117, 118 и прим. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1407. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 262. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 630. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Феогност, архиепископ Псковский и Порховский (Лебедев Андрей Григорьевич) Родился 30 ноября 1801 года в селе Еськах Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника. Окончив Тверскую семинарию, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 16 сентября 1827 года, по окончании Санкт-Петербургской академии со степенью магистра, назначен бакалавром Московской академии. 7 апреля 1832 года принял иноческий постриг. 9 апреля 1832 года рукоположен в иеродиакона. 10 апреля 1832 года рукоположенво иеромонаха. 20 июня 1832 года определён действительным членом академической конференции. 22 августа 1832 года зачислен в соборные иеромонахи. 25 января 1833 года назначен ректором Вологодской семинарии. С 26 февраля 1833 года архимандрит Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. 20 марта 1833 года назначен директором Вологодского тюремного комитета. В 1834 году определён цензором проповедей в городе Вологде. С 1837 года – благочинный монастырей Вологодской епархии. С января 1838 года по 1 июля 1839 года находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 24 июля 1841 года переведён ректором Санкт-Петербургской семинарии и назначен настоятелем Ярославского Толгского монастыря, присутствующим в Санкт-Петербургской духовной консистории, членом конференции Санкт-Петербургской духовной академии и членом её внешнего правления. 23 мая 1848 года хиротонисан во епископа Острогожского, викария Воронежской епархии. В 1850 году (с февраля по июнь) временно управлял Воронежской епархией. 13 июля 1852 года переведён епископом Вологодским и Устюжским. Принимал участие в погребении поэта К.Н. Батюшкова († 1855) в Спасо-Прилуцком Димитриевском монастыре в Вологде. С 31 июля 1856 года – епископ Тобольский. 8 апреля 1862 года возведён в сан архиепископа. С 27 сентября 1862 года – архиепископ Псковский и Порховский. Скончался 22 апреля 1869 года в Пскове. Архиепископ Феогност был добродушным, кротким, ласковым, незлобивым человеком. В своих убеждениях был твёрд. По душевному складу был благодушный созерцатель-аскет, не лишённый, однако, интереса к текущей действительности. Везде желал видеть братскую любовь и мир Христов. Отличался воздержанной и целомудренной жизнью. Занимался литературной деятельностью, редактировал книги «Правил святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов» и перевод «Точного изложения православной веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ Макарий (Миролюбов) (1817–1895) Жизнеописания Исторические описания монастырей Церковная археология архиепископ Макарий (Миролюбов) Духовный писатель и историк, собиратель материалов об истории Великого Новгорода. Биография В миру Николай Кириллович Миролюбов, родился в селе Ухолово Рязанской губернии в семье священника Кирилла Прокопьевича Подлесенского. При поступлении в 1827 году в Сапожковское духовное училище ему была дана новая фамилия — Миролюбов. Дальнейшее духовное образование он получил в Рязанской духовной семинарии, где был одним из лучших учеников, почему и был послан в 1839 году учиться за казённый счет в Московскую духовную академию, курс которой окончил в 1842 году по I разряду (13-й магистр XIII курса) и был определён в Нижегородскую духовную семинарию преподавателем логики, психологии и латинского языка. В 1844 году он занял должность помощника инспектора семинарии; с 1845 года — профессор патристики. Монашеский постриг под именем Макарий он принял 2 июня 1846 года в Благовещенском нижегородском монастыре; 9 июня был рукоположён в иеромонаха. Начиная с 1848 года, на страницах «Нижегородских губернских ведомостей» стали регулярно публиковаться исторические статьи и сообщения профессора иеромонаха Макария; 10 декабря 1849 года он стал членом и сотрудником Императорского русского географического общества; в 1850 году — действительным членом Императорского русского археологического общества и членом-корреспондентом Императорского общества истории и древностей Российских. В это время он обследует библиотеки, архивы губернских и уездных духовных учреждений, монастырей и церквей. В мае 1853 года Макарий был определён в Пермскую духовную семинарию на должность инспектора, а также профессора богословского класса; 20 июня 1853 года возведён в сан игумена и по распоряжению митрополита Филарета был назначен членом Синодального комитета, образованного для составления охранных описей церковных древностей, после чего был командирован в Вологду, Ярославль, Кострому и Владимир, для изучения важнейших хранилищ церковных древностей в епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В Издательстве Московской Патриархии вышел юбилейный номер сборника «Богословские труды» 24 марта 2022 г. 12:40 В Издательстве Московской Патриархии вышел в свет выпуск 50 сборника «Богословские труды». К читателям обратился председатель редколлегии сборника «Богословские труды» митрополит Волоколамский Иларион : «Новый выпуск сборника " Богословские труды " продолжает сложившуюся тенденцию сотрудничества со специалистами ведущих духовных школ России, отечественных и зарубежных вузов, что обеспечивает традиционно высокий уровень научных исследований. Раздел " Публикации " открывается текстом первой редакции 1823 г. " Христианского катихизиса святителя Филарета (Дроздова) " с разночтениями по редакциям 1827 и 1839 гг. Публикация позволяет наглядно проследить эволюцию этой вероучительной книги в контексте изменения церковной и светской политической ситуации 1820-1830-х гг. В предисловии содержится информация об истории изданий Катихизиса и о принципах публикации. А.Г. Кравецкий и М.В. Мирошниченко публикуют текст предисловия и несколько глав из защищенной в 1917 г. диссертации иеромонаха Германа (Вейнберга) " Службы русским святым, появившиеся за синодальный период русской церковной жизни " . Диссертация представляет собой историко-текстологический комментарий к значительной части текстов, входящих в новые служебные минеи (12 томов), вышедшие в 1978-1988 гг. Текст иеромонаха Германа дополнен сведениями о той редактуре, которой описанные им службы подвергались в XX в. перед включением в новые служебные минеи. Основным источником здесь является архив этих миней, который в настоящее время хранится в Институте русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Раздел " Исследования " охватывает довольно широкий спектр областей церковно-исторического знания. В статье Д.Ф. Бумажнова представлен обзор раннехристианской литературы с точки зрения отношения к животным вообще и к вопросу о наличии животных в эсхатологическом раю в частности, а также рассмотрена проблема раннехристианского антропоцентризма. Д.Ф. Бумажнов исследует произведения святых отцов и церковных писателей, апокрифы и другие источники. Автор приходит к выводу, что так называемая ученая традиция, за исключением святого Иринея Лионского, демонстрирует поразительную нечувствительность к теме животных: богословы не делали животных объектом специальных размышлений, говоря о них лишь по тому или иному не связанному с ними напрямую поводу.

http://patriarchia.ru/db/text/5910989.ht...

Свято-Николаевский собор (Очаков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Николаевский собор - православный соборный храм в городе Очакове Николаевской области. Содержание История [ править править код ] После полугодовой осады и кровопролитного штурма 6 декабря 1788 года армией князя Потемкина была взята турецкая крепость Очаков, на месте которой по приказанию императрицы Екатерины II через четыре года екатеринославским губернатором Каховским был заложен город. В 1788 году в крепости находились турецкая мечеть и древняя греческая церковь. По взятии Очакова военное начальство озаботилось об устроении в городе православного храма, с этой целью в 1794 году над городской мечетью надстроили деревянный купол, в 1804-1805 годах были пристроены каменный алтарь, притвор и паперть, каменная колокольня была устроена на минарете в 1806 году. Церковь освятили в 1807 году в память взятия Очакова 6 декабря (день Святителя Николая Мирликийского, покровителя моряков) 1788 года и наименовали Свято-Николаевской крепостной. В 1806 году при церкви находились священник Федор Филипович, младший священник Дионисий Судковский (дед известного мариниста Руфина Судковского) и дьякон Василиск Новицкий. 22 июля 1827 год Очаковская крепостная церковь была причислена к ведомству армейского протоиерея Госпитальной церкви г. Николаева Софрония Самборского. В 1830-ые годы велась усиленная переписка коменданта Очаковской крепости с иереем Д.Судковским о возврате отданных в долг частным лицам церковных денег, которых дебиторы не возвращали годами. Поэтому в мае 1842 года решено было хранить церковные деньги в казенном сундуке на гауптвахте Кинбурнской крепости. Николаевский собор В конце 1839 года церковь перешла из артиллерийского в инженерное ведомство, в 1842 году стала именоваться военным собором, который в августе 1846 года поступил в ведение коменданта Очаковской крепости. Гавриил СудковскийВ марте 1942 года Дионисий Судковский, прослуживший в очаковской церкви около сорока лет, был уволен, на место младшего священника определен его сын Гавриил (отец известного мариниста) где он бессменно прослужил до 1906 года.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Николаев...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010