В 1817 г., продолжая быть ректором, Филарет получил в управление ставропигиальный Воскресенский монастырь, именуемый «Новый Иерусалим». Ревизовавший Московскую духовную академию в 1815 и 1818 гг. ректор С.-Петербургской духовной академии Филарет (Дроздов) , впоследствии митрополит московский, так отзывался о соименном ему ректоре Московской академии: «благочестие и строгая жизнь дают важность его наставлениям и силу его власти. Он назидает своим примером и учащихся и учащих… Общий характер академии, как нового заведения, образовался преимущественно назидательным действием его характера». 1-го июня 1819 г., на 41-м году жизни, Филарет был назначен епископом калужским. С этих пор начинается и в течение 38 лет продолжается его деятельность епархиальная и общецерковная, причем Ф. в 1825 г. из Калуги был переведен на старейшую, рязанскую, архиерейскую кафедру и здесь 22-го авг. 1826 г. возведен в сан архиепископа; в 1828 г. перемещен на кафедру казанскую; в 1836 г. переименован в архиепископы ростовско-ярославские и 18 апреля 1837 г. пожалован саном митрополита киевского и галицкого, с званием священно-архимандрита Киево-Печерской лавры. На киевской кафедре пробыл он до самой кончины своей, приняв 13 августа 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия (во имя преподобного Феодосия Печерского ). В 1826 и 1836 гг. Филарет, в сане архиепископа, вызываем был в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, а с 1836 г. до конца жизни состоял его членом. Кроме того, в 1827 г. он назначен был членом комиссии духовных училищ и состоял в этом звании до закрытия самой комиссии в 1839 г. Продолжительная епархиальная и общецерковная деятельность Филарета была и разнообразна и многоплодна. Ревностная заботливость о построении и украшении храмов Божиих и обителей иноческих, попечение о духовном просвещении паствы и подъеме уровня образования в подведомомдуховенстве, об обеспечении духовенства, вдов и сирот его, милосердие к бедным всякого звания, заботы по обращению в православие раскольников, а в Казанской епархии и язычников, коих обращено было Филаретом более 5000 человек, проповедание слова Божия и другие виды архипастырской деятельности наполняли все его время; а когда Филарет сделался членом Св. Синода, то к епархиальным заботам присоединились и общецерковные, причем он большое участие принимал в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык, явившись в этом отношении, особенно за последние десятилетия своей жизни, решительным противником мысли о необходимости перевода и став таким образом в противоречие с многолетним другом своим Филаретом (Дроздовым) , митрополитом московским, который всегда был ревностным защитником означенной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1823 году высочайше определено к женскому монастырю три штатных служителя с жалованьем каждому по 21 руб. 22 коп. ( Из указа консистории от 21 июля, 1682). Жители Туринска для старца Василиска, не пожелавшего жить в ограде женского монастыря, вскоре после его учреждения построили особую келью в 10-11 верстах от женского монастыря, на монастырской земле (на пашнях). Но в 1824 году по причине слабых физических сил и старости старца Василиска перевели в женскую обитель, где он 29 декабря скончался, имея от роду 80 лет, и погребен близ монастырского соборного алтаря на северо-восточной стороне храма. В скором времени над могилой старца Василиска была устроена восьмигранная каменная часовня, фундамент которой сохранился до настоящего времени, как и фундамент трехпрестольного каменного монастырского храма. В 1825 году 24 января по указу Святейшего Синода прописанном в указе консистории за 478, попечителя женского монастыря, поручика Захария Верховского, велено от сей должности удалить. После управления очередной настоятельницы Рахили с 18 июля 1827 года, начала управлять казначея, рясофорная Зинаида. В сентябре того же года определена настоятельницей Туринского женского монастыря из Екатеринбургского девичьего монастыря монахиня Амфилохия. В 1828 году определена настоятельницей монахиня Енисейского монастыря Пульхерия, а 22 сентября 1829 года Преосвященным архиепископом Евгением возведена в сан игуменьи. В 1839 году управляла женским монастырем игуменья Илария из местных сестер. В июле 1844 года 4 августа прибыла в монастырь из Новгородского Святодухова монастыря монахиня Афинодора и 15 августа того же года Преосвященным епископом Владимиром возведена в сан игуменьи. По ходатайству игуменьи Афинадоры 8 мая 1846 года разрешено производить постройку каменной монастырской ограды вокруг монастыря с двумя башнями по углам. В 1847 году 29 июня по представлению игуменьи Афинадоры в женском монастыре открыто училище для детей женского пола. В 1856 году слит новый благовестный колокол весом 265 пудов.

http://sobory.ru/article/?object=15161

В настоящее время в селе три каменные церкви: холодная, теплая и кладбищенская. Холодная церковь с колокольнею построена в 1769 г., в ней три престола: в честь Богоявления Господня, в честь Толгской иконы Божией Матери и во имя св. и чудотв. Николая. В сей церкви находилась могила князя Петра Ивановича Багратиона, обнесенная железною решеткою, на которой имеется надпись: «Князь Петр Иванович Багратион, находясь у друга своего князя Бориса Андреевича Голицына, Владимирской губернии Юрьевского уезда в селе Симе, получил Высочайшее повеление быть Главнокомандующим 20-й западной армии; из Симы отправился к оной и, будучи ранен в деле при Бородине, прибыл опять в Симу и скончался сентября 11 дня». В 1839 г. по воле императора Николая Павловича прах П.И. Багратиона перенесен был на Бородинское поле ко времени торжественного открытия памятника во славу падших воинов на этом поле. Теплая церковь построена в 1775 г. и освящена в честь св. Дмитрия Солунского, а придельные в ней престолы: во имя Всех Святых и во имя св. муч. Зинаиды (устроен в 1845 г. графом Константином Карловичем Толь). Кладбищенская церковь с одним престолом – в честь св. благ. князя Александра Невского построена в 1868 г. усердием княгини Анны Васильевны Голицыной и прихожан; одновременно с церковью сооружена каменная колокольня. Церковная утварь и ризница пожертвованы в церковь той же княгиней Анной Голицыной. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1827 г.; опись церковного имущества составлена в 1865 г. и хранится в церкви. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес. 1511 кв. саж., сенокосной 4 дес. и 55 пахотной дес.; плана на землю и межевой книги не имеется. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание причта получается: от земли 150 руб., процентов с капитала, положенного на содержание причта, 110 руб. и за требоисправления 1200 руб., а всего в год до 1460 руб. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход: село Сима и деревни: Коленово, Марково, Теслово, Бильдино и Петрятково, расстоянием от церкви не далее 4 верст; всех дворов в приходе 387, душ муж. пола 1131, а жен. 1336 душ. В селе имеются три народные школы: министерская двухклассная мужская, церковно-приходская женская и школа грамотности.

http://sobory.ru/article/?object=02539

В письменных источниках селение впервые упоминается в 1628 году в патриарших окладных книгах, где было записано о церкви великого чудотворца Николы на горах, то есть на высоком берегу. Она была построена в вотчине князя Ф.И. Мстиславского в Ярополческой волости. Погост у Николы на горах или Никологоры, так называли первые его жители. Село росло и к концу XVII века становится крупным населённым пунктом, в котором помимо других получил развитие льнопрядильный промысел, для которого специально возводились отдельные избы. С XVIII века два раза в год (8 мая и в десятую пятницу по Пасхе) в селе проводятся ярмарки. Первая льнопрядильная фабрика крестьянина Серина появилась в 1827 году, затем были созданы ручные полотняные фабрики В. Городова, М. Федянина, И. Зеленина, А. Зайцева, М. Балакина. Продукция их уходила в основном в Москву. Самым древним памятником является Никольская церковь, построенная в 1628 году, дважды потом перестроенная, в 1714 и в 1814 годах. Сейчас она представляет собой трехчастный сильно разрушенный храм, от первоначальной постройки уцелела без изменений только трапезная. Архитектурной руиной дошла до нас и Христорождественская церковь. Деревянная церковь Рождества Христова была построена в 1653 году. В 1790 году её сменила дошедшая до нас и дважды перестроенная – в 1839 и в 1880 гг. – каменная церковь. Сейчас это лишь уцелевшая трапезная и придел с поздними пристройками. Символом поселка считается Никольская каменная колокольня, построенная вместе с каменной церковью в 1790 году. Это трехъярусное сооружение со шпилевым куполом и крестом. Эти две церкви, входящие в единый архитектурный ансамбль, в свое время опоясывала каменная ограда. Уцелели лишь двое въездных ворот, состоящих из трехарочных проемов, опирающихся на четыре столба. За Северными воротами в 1912 году был открыт памятник царю Александру II. В 1911-1914 гг. во многих местах устанавливались типовые памятники Александру II. Одним из таких мест, где был поставлен такой памятник, стало село Никологоры Вязниковского уезда Владимирской губернии. Там фигуру царя водрузили на постамент, богато украшенный резьбой по камню. На передней его грани находилась надпись: " Осени себя крестным знамением, православный русский народ " . Император был изображён в в полный рост, перечитывающим манифест об освобождении крестьян, который он держит в правой руке. Царь был в мундире с погонами и в плаще, наброшенном на левое плечо. В опущеной левой руке он держал фуражку. Памятник был торжественно открыт на площади перед Христорождественской церковью и храмом в честь св. Николая Чудотворца в 1912 году, а уничтожен он был в 1918 году.

http://sobory.ru/article/?object=04230

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В это время – в начале царствования Императора Николая 1-го – выступает на сцену почтеннейший исторический деятель в истории унии и отечественной церкви, с именем которого сливается с тех пор судьба унии. Нужно ли называть это всем известное лицо? – Ознакомимся коротко с его биографией. Преосвященный Иосиф Семашко родился в 1798 году 25 декабря в селе Павловке, Липовецкого уезда, Киевской губернии; обучался в Немировской гимназии, потом в Главной семинарии при Виленском университете; в 1821 году назачен кафедральным Луцким проповедником, членом Луцкой консистории и профессором богословия в епархиальной семинарии; в том же году рукоположен в священника; в 1822 году наименован протоиереем и назначен от Луцкой епархии асессором в С.-Петербургскую Римско-католическую духовную коллегию по 2-му (униатскому) департаменту; в 1823 году наименован каноником, в 1825 г. прелатом. «В это время (в 1827 году) – пишет о себе преосвященный Иосиф – имел я двадцать восемь лет; характер мой и образ мыслей вполне уже образовался и утвердился. – Я давно уже убедился в православии Восточной церкви посредством чтения и тщательного разыскания; а между тем принадлежал к церкви Западной. Я был членом и немаловажным церкви Русской (униатской), хотя и отложившейся от истинного учения: а между тем по тогдашнему положению униатской церкви должен был по необходимости служить орудием окончательного изменения оной в латинскую. Я сердцем и душою предан был России и с нею соединял выспренний идеал моего отечества: а между тем считался для нее чуждым и принадлежащим неприязненной для нас Польше. Вот мысли, которые более двух лет обуревали постоянно мою душу, не закалившуюся еще в море житейских тревог, и постоянно ее смущали мучительными сомнениями. Они разрешились, наконец, решительным намерением оставить прежнее невыносимое для меня положение и присоединиться к Православной церкви» 1 . Но между тем, как он решился одиноко присоединиться к православию, Бог избрал его орудием для присоединения к Православной церкви полутора миллионов его единоверцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В этот день мы вспоминаем подвиг крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, совершенный им в 1613 году. 21 февраля Михаил Федорович Романов был избран Земским Собором на русский Престол, а 13 марта он находился уже в Ипатьевском монастыре в Костроме, куда к нему прибыла депутация Собора. По некоторым данным, 7 или 8 марта Сусанин завел в глухой лес польский отряд, шедший схватить и убить находившегося в своей родовой вотчине селе Домнино 16-летнего Царя. Подвигу Ивана Сусанина, ценою собственной жизни спасшего жизнь Государя, посвящена знаменитая опера Михаила Глинки «Жизнь за Царя». В 1851 г. в Костроме, как символ единения Царя и Народа был открыт памятник Сусанину, снесенный в 1918 г. Сегодня мы также вспоминаем поэта-переводчика, редактора и издателя Николая Васильевича Гербеля, скончавшегося в 1883 году. Он родился 26 ноября 1827 г. в Твери в генеральской семье. Начиная с 1850-х гг. Гербель печатался в различных петербургских журналах. В конце 1850-х гг. он предпринял издание на русском языке лучших иностранных поэтов. К этой работе он привлёк выдающихся деятелей русской литературы того времени; кроме того собрал все лучшие переводы классических иностранных поэтов, рассеянные по разным журналам. В 1857 г. усилиями Гербеля появилось собрание сочинений Шиллера в переводе русских писателей, затем были изданы полные собрания сочинений Шекспира, Байрона, Гёте, Гофмана, Шевченко, хрестоматии из лучших произведений немецких, английских и славянских поэтов. В области русской литературы особое значение имеет перевод Гербеля в стихах «Слова о полку Игореве» (1854), встреченный весьма благосклонно учёными-филологами того времени. Гербель также оставил после себя книги «Русские поэты в биографиях и образцах» и «Немецкие поэты в биографиях и образцах». В этот день 1887 года скончался литературный критик, историк литературы, мемуарист Павел Васильевич Анненков. Он родился 19 июня 1813 г., по другим сведениям 18 июня 1812 г. в Москве . Павел Васильевич был вольнослушателем историко-филологического факультета Петербургского университета. Около 1832 г. он познакомился с Н.В.Гоголем, в 1839 – с В.Г.Белинским. В 1840-1843 путешествовал по Германии, Италии, жил в Париже. В 1840-х годах активно участвовал в кружке Белинского. Дебютировал в печати очерками «Письма из-за границы» в журнале «Отечественные записки» в 1841 г. Анненков вошёл в историю как основатель пушкини стики, автор первого критически подготовленного собрания сочинений Пушкина (1855-1857) и первой обширной биографии Пушкина – «Материалов для биографии Пушкина» (1855). Позже, собрав новые материалы и получив возможность в более либеральных цензурных условиях опубликовать многие старые, издал книгу «Пушкин в александровскую эпоху» (1881). Анненков работал с рукописями Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил систематическое обследование современной поэту прессы.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/pr...

И.И. Орловский. «Краткая география Смоленской области». См., 1907, стр. 175 . В.Б. Каплинский. Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии. По описи 1910 г.: деревянная на кирпичном цоколе; снаружи обшита тесом; покрыта железом, окрашенным зеленою масляною краскою. Длина церкви с колокольней 12 саж, ширина 4 саж 2 арш, высота 3 саж 1 арш; на церкви 1 глава; окон больших 4 шт и малых 2 шт; дверей наружные створчатых 3 шт, внутренних 3 шт. Церковь холодная. Иконостас из прежней церкви: длиной 11 арш и высотой 6 арш. Колокольня в 2 яруса, высотой 5 саж. Деревянная церковь с колокольней, построенная в 1844 г. на средства графа Александра Никитича Панина из второго этажа прежней деревянной церкви постройки 1692 г. (сооружена боярином Федором Петровичем Салтыковым), перенесенной на новое место, на кладбище в 250 саженях от каменной церкви. По материалам сайта http://smoleparh.cerkov.ru/xramy/ На представленном фото - церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построена новая на средства графа Никиты Петровича Панина взамен прежней ветхой, по плану, вывезенному графами Панинами из Италии, с приделами: во имя св. мученицы Параскевы (справа) и св. великомученика Никиты (слева). Церковь во имя Вознесения Господня была кладбищенская, годом постройки считается 1592 году, хотя первое упоминание о церкви с.Хотьково относится к 1685 году. В 1839 году закрыта из-за переноса кладбища. В 1841 году получено разрешение на строительство новой церкви на новом кладбище и в 1844 году она была построена также во имя Вознесения Господня с приделом великомученицы Параскевы, нареченыя Пятницы. Кирпичная однокупольная церковь с колокольней, построенная в 1826-1827 гг. на средства графа Никиты Петровича Панина архитектором М.Д. Быковским. В списке самых первых работ будущего знаменитого архитектора М.Д. Быковского (1801-1885) есть такой пункт - церковь для графа Панина в смоленском имении в селе Хотькове Сычевского уезда. Это едва ли не первая самостоятельная работа Быковского. Упоминание в документах про Хотьково есть, но церкви самой там давно нет.

http://sobory.ru/article/?object=39706

Их переписка началась в 1898 году, когда архиепископа Холмско-Варшавского перевели в Грузию, а епископ Люблинский остался в епархии, и закончилась в 1915 году. Сохранились всего лишь 135 писем Тихона к Флавиану, большая часть коих относится к американскому периоду жизни и деятельности святителя Тихона (1898–1907 гг.). К тому же десятилетию относятся другие публикуемые письма св. Тихона: к синодальному обер-прокурору Победоносцеву К.П. (1827–1907), к товарищу обер-прокурора Саблеру В.К. (1845–1929), директору Хозяйственного управления при Святейшем Синоде Остроумову П.И. (1839–1913), управляющему канцелярией Святейшего Синода Керскому С. В. (1831–1903), ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Евлогию (1868–1946), ректору Одесской духовной семинарии архимандриту Анатолию (1863–1925), священнику Венедикту Туркевичу (1873–1928), выпускнику Таврической духовной семинарии 1902 года Коханику П. Ю. (1880–1969), российским послам в Вашингтоне Кассини А. П. (1835–1919) и Розену P. P. (1847–1921), также епископам Американской Епископальной Церкви Графтону Ч. Ч. (1830–1912) и Таттлу Д.С. (1837–1923) и пресвитерианскому миссионеру и чиновнику Джексону Ш. (1834–1909). В дополнение к этим документам перепечатываются письма, впервые опубликованные Глебом Викторовичем Петровым в журнале «Псков» [письма Тихона настоятелю Великолукского Троице-Сергиева монастыря игумену Аркадию (1848–1926)], Наталией Александровной Кривошеевой в «Вестнике ПСТГУ» [письма Булгакову П.И. (1859–1931)], в журнале «Американский православный вестник» и газете «Свет», также некоторые телеграммы. Поскольку настоящая публикация не является научной, постольку нами сохранены стилистические и орфографические особенности писем и телеграмм (написания с большой буквы, сокращения, подчеркивания, отточия и т.д.), документы-приложения не публикуются, церковные и пр. термины не разъясняются, сведения об упомянутых в письмах лицах приводятся выборочно. 1 Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 5 Сентября 1898 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Каменная Михайло-Архангельская церковь имела три престо­ла: 1) Архангела Михаила (холодный); 2) Иоанна Крестителя; 3) Великомученицы Екатерины (оба в приделах, тёплые). С 1839 г. ей принадлежали 30 десятин (32,8 га) пашенной и 44 десятины (48,1 га) сенокосной земли. Священно- и церковнослужители жили в соб­ственных деревянных домах на помещичьем участке (здесь и далее сведения 1848 г.). Материальное положение местного духовенства отличалось в лучшую сторону, так как помещики оказывали ему су­щественную поддержку. Протоиерею выделялось в год 114 рублей, а также 60 четвертей хлеба (983 кг) и 40 возов сена, диакону - 14 рублей и 26 четвертей хлеба (426 кг). В храме имелись опись цер­ковного имущества 1840 г., копии метрических книг с 1780 г., испо­ведные росписи с 1823 г. и другие документы. Должность протоиерея исполнял Фёдор Степанович Троиц­кий, хорошо известный ульяновским историкам и краеведам, прежде всего, как основатель архангельского пансиона для дворянских де­тей. Расскажу о нём подробнее. После окончания в 1817 г. Казанской духовной академии Ф.С. Троицкий стал священником Вознесенской церкви Симбирска и уже через год был награждён набедренником за преподавание в Симбирском духовном училище. 14 октября 1818 г. его перевели в Архангельское. Троицкий неоднократно поощрялся духовным начальством за образцовое служение: в 1824 г. награждён фиолетовой скуфьей, в 1827 г. получил благоволение, в 1833 г. опре­делён благочинным, в 1834 г. произведён в протоиереи, а в 1845 по­лучил фиолетовую камилавку. В ведомости сочли нужным отметить, что во время трудной переправы через Волгу Ф. С. Троицкий произнёс проповедь перед людьми на пароме. Под стать высокооб­разованному священнику была и его семья. Жена Варвара Антонова говорила на немецком и французском языках, а дочери Александра, Елизавета и Варвара наряду с катехизисом и российской грамматикой владели французским. Одна из дочерей Троицкого стала женой местного помещика ротмистра Павла Алексеева Наумова, о котором есть сведения в этой же клировой ведомости 1848 г.

http://sobory.ru/article/?object=52384

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010