По данным клировых ведомостей за 1828 год: Богоявленская церковь каменная с приделом Воздвижения Животворящаго Креста Господня, в твердости, построена в 1776 году, утварию довольна, двукомплектная, опись утвари церковной и приходорасходныя денгам книги имеются, земли пахатной и сенокосной отмежевано пятдесят три десятины, на которую планы и книги имеются и хранятся в ризнице, а приходских дворов 281, в них мужеска пола 888, женска 926 душ. Прихожан в г. Старице, в Богоявленской слободе, в сельце Евфимианове, в сельце Льгове, в деревнях: Рыболове, Чупрунове, Свинове, Шилимове, Попадьине, Каканягине - 281 двор (888 мужчин, 926 женщин). По данным Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год: Богоявленская церковь, построена в 1776 году, каменная, престола три: главный Богоявления Господня, придельные: правый Воздвижения Животворящего Креста Господнего, левый Владимирской иконы Божией Матери. Церковные документы: опись 1862 года, метрики с 1803 года, исповедные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Василий Феодорович Куракин 36-ти лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1889 года, состоял уездным наблюдателем церковно-приходских школ, награжден в 1899 году скуфьей. Священник Михаил Матфеевич Данилов 29-ти лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1894 года, священником с 1895 года, состоял законоучителем городского начального училища и ямского начального училища, катихизатором, членом и делопроизводителем уездного отделения Епархиального училищного совета. Диакон Алексий Петрович Преображенский 60-ти лет, в служении с 1856 года, диаконом с 1885 года. Псаломщик Стефан Александрович Преображенский 36-ти лет, в должности с 1888 года. Псаломщик Леонид Димитриевич Пенкин 24-х лет, в должности с 1896 года. Прихожан в Старице, в Богоявленской слободе, в сельцах Ефимьянове, Льгове, в деревнях Рыблове, Чупрунове, Свинове, Шалимове, Попадьине, Какопягине - 350 дворов (1201 мужчина, 1311 женщин). По данным Справочной книги по Тверской епархии: В 1914 году служили: Протоиерей Василий Куракин 51-го года, окончил семинарию, на службе 29 лет, в Богоявленском храме 25 лет. Священник Иоанн Модестов 49-ти лет, окончил семинарию, на службе 26 лет, в Богоявленском храме 2 года. Штатный диакон Иоанн Морковин 42-х лет, на службе 20 лет, в Богоявленском храме 6 лет. Псаломщик Павел Плетнев 36-ти лет, на службе 17 лет, в Богоявленском храме 5 лет. Псаломщик Стефан Преображенский 51-го года, на службе 26 лет, в Богоявленском храме 19 лет.

http://sobory.ru/article/?object=43039

Прихожан в сельце Тчаново, в сельце Горевасцево, в сельце Мартино, в сельце Котово, в сельцеве Сарееве, в деревнях Анисимово, Филипцево, Завражье, Криково, Кашина, Горки, Павшино, Башмаково, Курова, Львова, Колошино, Горки, Горицы - 139 дворов (743 мужчины, 793 женщины). Церковь Петропавловская, построена в 1760 году, каменная, престолов три: в холодной Святых Апостолов Петра и Павла, в теплой: Святителя Николая и Преподобной Марии Египетской. Церковные документы: опись 1846 года, метрики с 1780 года, исповедные с 1823 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Николай Павлович Любский 30-ти лет, студент семинарии, в служении с 1890 года, священником с 1894 года, награжден в 1896 году набедренником. Диакон Александр Стефанович Садиков 33-х лет, в служении с 1886 года, диаконом с 1891 года. Псаломщик Николай Андреевич Гусев 55-ти лет, в должности с 1867 года. Прихожан в деревнях Анисимове, Филипцеве, Завражье, Крикове, Кашине, Горках, Павшине, Башмакове, Курове, Львове, Котове, Колошине, Горках, Марьине - 270 дворов (1104 мужчины, 1246 женщин). В 1914 году служили: Священник Василий Рахманин 42-х лет, окончил семинарию, на службе 20 лет, в Петропавловском храме 12 лет. Штатный диакон Димитрий Рождественский 46-ти лет, на службе 25 лет, в Петропавловском храме 9 лет. Псаломщик Николай Гусев 70-ти лет, на службе 47 лет. Прихожан в деревнях Анисимово, Филипцево, Завражье, Хутор Выгорожень, Криково, Кашино, Петровские Горки, Монастырские Горки, Павшино, Башмаково, Курово, Львово, Котово, Колошино, Хутор Вячков, Марьино - 1357 мужчин и 1566 женщин. Церковь разрушена в ХХ веке. По материалам изданий: Духовенство и приходы города Твери и Тверского уезда. 1801 год: Клировые ведомости. - Тверь: Тверской гос. ун-т. 2008. Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1915. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=40110

Афанасий Иванов 1799–1805 до 1801 года епископ Платон Любарский 1805–1811 Иов Потемкин 1812–1823 Феофил Татарский 1823–1827до 1826 года епископ Онисифор Боровик 1827–1828 Гавриил Розанов 1828–1837 до 1832 года епископ Епископы Екатеринославские и Таганрогские: Анастасий Ключарев 1837–1838 Иннокентий Александров 1838–1853 Леонид Зарецкий 1853–1864 Платон Троепольский 1864–1868 Алексий Новоселов 1868–1871 Феодосий Макаревский 1871–1885 Серапион Маевский 1885–1891 Августин Гуляницкий 1891–1892 Владимир Шимкович 1892 Енисейская Учреждена в 1861 году. Кафедра в Красноярске. Епископы Енисейские и Красноярские: Никодим Казанцев 1861–1870 Павел Попов 1870–1873 Антоний Николаевский 1873–1881 Исаакий Положенский 1881–1886 Тихон Донебин 1886–1892 Александр Богданов 1892–1894 Акакий Заклинский 1894 Иркутская Учреждена в 1706 году. 32 Кафедра в Иркутске. Епископы и архиепископы Иркутские и Нерчинские: Варлаам Косовский 1706–1714 Игнатий Смола 1721 Иннокентий Кульчицкий, святой 1727–1731 Иннокентий Неронович 1732–1746 Софроний Кристалевский 1753–1771 Михаил Миткевич 1772–1789 Вениамин Багрянский 1789–1814 Михаил Бурдуков 1814–1830 с 1826 года архиепископ Ириней Несторович, архиеп. 1830–1831 Мелетий Леонтович, архиеп. 1831–1835 Иннокентий Александров 1835–1838 Нил Исакович 1838–1853 с 1840 года архиепископ Афанасий Соколов, архиеп. 1853–1856 Евсевий Орлинский 1856–1860 с 1858 года архипископ Парфений Попов 1860–1873 с 1863 года архиепископ Вениамин Благонравов 1873–1892 с 1878 года архиепископ Тихон Донебин 1892 с 1894 года архиепископ Иркутский и Верхоленский Киренское викариатство Учреждено в 1883 году. Епископы (в Иркутске): Макарий Дарский 1883–1889 Агафангел Преображенский 1889–1893 Никодим Преображенский 1893 Казанская Учреждена в 1555 году. Кафедра в Казани. Архиепископы Казанские и Свияжские: Гурий Руготин, святой 1555–1563 Герман Садырев-Полев, святой 1564–1567 Лаврентий 1568–1574 Вассиан 1575 Тихон Хворостинин 1575–1576 Иеремия 1576–1581 Косма 1581–1583 Тихон 1583–1589 с 1589 года митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вениамин Сахновский 1739–1742 Варлаам Скамницкий 1743–1748 Антоний Илляшевич 1748–1755 Варфоломей Любарский 1758–1774 Лаврентий Баранович 1744–1796 Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Я ковлев-Орлин 1796–1804 Серафим Глаголевский 1804–1805 Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817 Амвросий Рождественский 1817–1822 Павел Павлов (Морев) 1823–1827 Кирилл Богословский-Платонов 1827–1832 Иоанникий Образцов 1832–1835 Нил Исакович 1835–1838 Неофит Соснин 1838–1851 Εлпидифор Бенедиктов 1851–1860 Агафангел Соловьев 1860–1866 Христофор Еммаусский 1866 Апполос Беляев 1866–1885 с 1880 года архиепископ Макарий Миролюбов 1885–1887 Сергий Серафимов 1887 Глазовское викариатствоУчреждено в 1889 году. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893 Симеон Покровский 1893–1894 Варсонофий Курганов 1894 Сарапульское викариатство Учреждено в 1868 году. 28 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872 Палладий Пьянков 1872–1877 Павел Вильчанский 1878 Нафанаил Леандров 1878 Тихон Донебин 1882–1886 Никон Богоявленский 1888–1889 Епископы (в Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891 Анастасий Опоцкий 1891–1893 Алексий Соболев 1893 Донская Учреждена в 1829 году. Кафедра в Новочеркасске. Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842 с 1830 года архиепископ Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847 Иоанн Доброзраков 1847–1867 Платон Городецкий 1867–1877 Александр Добрынин 1877–1879 Митрофан Вицинский 1879–1887 Макарий Миролюбив 1887–1894 Донат Бабинский-Соколов 1894 Екатеринбургская Учреждена в 1885 году. 29 Каферда в Екатеринбурге. Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888 Кирилл Орлов 1888 Поликарп Розанов 1888–1891 Афанасий Пархомович 1891 Екатеринославская Учреждена в 1775 году. 30   Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари 1775–1779 Никифор Феотоки 1779–1786 Архиепископы Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебренников 1786–1793 Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1793–1799 Архиепископы Екатеринославские, Херсонские и Таврические:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря «Духовным росписям» можно проследить всю череду священнослужителей Ильинской церкви. Наиболее ранние сведения дают «Духовные росписи» за 1782-1811 гг. В 1782 г. в храмеслужили два батюшки – С. Андреев и И. Михайлов, диакон И. Иванов, дьячок С. Алексеев и пономарь И. Леонтьев. Среди священников в разные годы упоминаются следующие фамилии: М. Васильев (1786 г.),И. Алексеев (1795-1823 гг.), Н. А. Сперанский (1823-1862 гг.), А. Е. Ястребской (1862-1890 гг.), А. Д. Лебедев (1893-1898 гг.), Д. Д. Лебедев (1898-1918 гг.), И. Д. Лебедев (1919 г.), А. А. Лавров (1920-1935 гг.).Первые сведения о прихожанах появляются в 1782 г. в «Духовных росписях»: мужчин без учета их жен идетей насчитывалось около 180 человек. В 1900 г. их 1151, в 1917 г. – 1107, в 1928 г. – 670. По данным отчета Арзамасского горсовета от 02.06.28 г. в городе насчитывалось 15религиозных приходов, 3342 верующих, ¼ из них относилась к Ильинской церкви. В основном это домашние хозяйки, безработные, чернорабочие, плотники, шапошники, мастеровые. «Приходская книга» за 1919 г. содержит ценнейшие сведения о местожительстве прихожан Ильинской церкви: это были 25 домов по Поповскому переулку (Демократическая – Владимирского), ул. Ореховая (Красной милиции), Новоспасская (Федеративная – Ступина), Симбирская, Глухая (Цыбышева – Пушкина), Большая (Коммунистов), Ильинская (Троцкого – Рыкова – Ворошилова – Космонавтов). Отдельной страницей истории Ильинской церкви можно считать деятельность ее церковно-приходского попечительства, которое существовало с 30 марта 1894 г. по 1917 г.  В указе Нижегородской Духовной консистории говорится об учреждении не только Ильинского церковно-приходского попечительства, но и «братства», что подчеркивали сами члены этой организации, приравнивая себя к Арзамасскому Кирилло-Мефодиевскому церковному братству. Как и последнее, Ильинский попечительский совет основную свою задачу видел в осуществлении материальной помощи бедным прихожанам. Традиционной сталараздача милостыни бедным прихожанам накануне великих праздников – Пасхи и Рождества (для этого составили списки нуждающихся и вели строгую отчетную документацию), а также устроение публичных трапез.

http://sobory.ru/article/?object=53524

Начало миссионерской деятельности среди ненцев (самоедов) относится к 30-м гг. XVIII в., после издания манифеста императрицы Анны Иоанновны от 17 марта 1730 г. об усилении миссионерской деятельности среди староверов и инородцев-язычников. В 1784 г. еп. Вениамин (Краснопевков-Румовский) определил неск. ненцев для обучения в семинарию с целью последующего рукоположения. В 1823 г. была организована первая миссия к большеземельским ненцам. 5 авг. 1824 г. имп. Александр I утвердил «Правила» для обращения ненцев. В 1825-1830 гг. миссией руководил Вениамин (Смирнов) , архим. Антониева Сийского мон-ря . Архим. Вениамин составил ненецкий алфавит и ненецко-рус. словарь, написал на ненецком языке краткое изложение правосл. веры и перевел почти все книги НЗ. За время его руководства миссией было крещено 3300 чел., новокрещеным давались льготы в уплате податей. В 1829 г. в епархии были учреждены первые инородческие приходы. В 1856 г. свящ. Иосиф Корелин составил краткую грамматику ненецкого языка, в 1873 г. свящ. Павел Михайлов опубликовал «Практическое руководство к изучению ижемско-зырянского языка». В 1882 г. вышли в свет «Начатки христианского учения на корельском и русском языках». Поморье вместе с подвинскими землями, входившими в Архангельскую епархию, со 2-й пол. XVII в. являлось одним из основных районов поселения старообрядцев. К нач. XX в. наибольшее распространение на территории епархии имели беспоповщинские (см. Беспоповцы ) толки: поморское и филипповское согласия, аристовщина, аароновщина , федосеевцы , странники , новожены , в нач. XX в. появились общины Белокриницкой иерархии . Полемика со старообрядцами занимала важное место в пастырской деятельности первых Архангельских архиереев («Окружное послание» 1682 г. архиеп. Афанасия (Любимова) , «Изъявление о двуперстном и триперстном знамении креста» 1711 г. архиеп. Рафаила (Краснопольского) ), однако до сер. XIX в. борьба с расколом велась преимущественно адм. методами и не приносила существенных результатов. В 1854 г. еп. Варлаамом (Успенским) была учреждена противораскольническая миссия для Архангельского, Мезенского, Онежского и Кемского уездов, в 1856 г. открыта миссия для Холмогорского, Шенкурского и Пинежского уездов, в 1869 г. миссии объединили. 1 янв. 1884 г. были учреждены епархиальный миссионерский комитет и уездные комитеты, в 1894 г. комитет переименовали в комиссию по делам раскола, в 1908 г. преобразованную в миссионерский совет. В 1894-1895 гг. существовали должности противораскольнических миссионеров Кемско-Александровского и Мезенско-Печорского округов. С кон. 90-х гг. XIX в. проводились епархиальные миссионерские съезды.

http://pravenc.ru/text/76432.html

В 1876 году в селе открыто земское народное училище; помещается в собственном здании, построенном попечителем училища, купцом гор. Иваново-Вознесенска, Н. И. Гарелиным. Доронино Село Доронино, на речке Санебе, от уездного города находится в 50 верстах, а от губернского города в 90 верстах. Церковь в селе – каменная, с таковою же колокольнею и оградою; построена усердием помещика Шимановского и прихожан в 1798 году, вместо бывшей деревянной церкви. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня и в теплой трапезе: в честь Донской Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1882 г. в теплых приделах на средства церковного старосты г. Бандурина поставлены новые с резьбою вызолоченные иконостасы; в 1892 г. усердием того же старосты вновь вызолочен иконостас в холодной церкви и вся церковь расписана священными картинами. Из Св. икон, находящихся в церкви, по древности и ценности украшения обращают внимание: икона Святителя и Чудотворца Николая в сребропозлащенной ризе, икона Донской Божией Матери в сребропозлащенной ризе, с надписью: «украшена сия святая икона .... от рождества по плоти Бога Слова 1753» и икона Смоленской Божией Матери, с надписью: «писан сей святый образ по обетованию г. прапорщика Василия Матвеича Шимановского 1780 маия 27 дня». Церкви принадлежит каменная сторожка. Земли при церкви: усадебной около 2 десятин и пустошь «Пестиха», в коей значится дровяного и строевого лесу 54 дес. 1,388 кв. саж., лесу молодого 8 десятин 621 кв. саж. и под дорогами 2,570 кв. саж.; всего 63 дес. 2,169 кв. саж. План на землю и межевая книга имеются и хранятся в церкви. Пахотной и сенокосной земли при церкви не имеется. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1790 г. и исповедных росписей с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. – хранится. Причта при церкви назначено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с церковного имущества 264 руб. и за требоисправления до 136 руб., а всего в год 400 руб. Дома причт имеет собственные, построенные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1894 - 1895 годах справа от алтаря Духовской церкви, ближе к Свято-Троицкому собору, над склепом семьи Галуновых, была пристроена небольшая придельная церковь во имя святой мученицы Евдокии, освященная 12 марта 1895 года. Церковь святой Евдокии была закрыта в 1933 году, позже её помещение было перестроено. Духовская церковь была закрыта в лавре последней, в середине января 1936 года и сразу началось разрушение её интерьера и осквернение могил. До своего закрытия, особенно в 1920-е годы, храм играл большую роль в православной жизни города. В 1949 году Духовской корпус возвращен епархии, а в следующем году в покоях митрополита была освящена его домовая церковь св. Александра Невского, закрытая в 1961 году, когда корпус был снова отнят властями. Сейчас в помещении храма – городская станция переливания крови. Из-за тесноты Лазаревского кладбища в 1823 году справа от него было основано еще одно, вначале называвшееся Ново-Лазаревским. Храма на этом кладбище долго не было. В 1869 – 1873 годах над семейным склепом братьев Полежаевых была возведена Тихвинская церковь по проекту Н. П. Гребенки. Освящена она была 2 февраля 1873 года. Церковь была построена в русско-византийском стиле и имела в плане форму креста. В церкви находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. По названию церкви и само кладбище вскоре стало называться Тихвинским. В 1901 году небольшое здание было отремонтировано под руководством лаврского архитектора Л. П. Андреева. Храм был закрыт в сентябре 1931 года и в 1935 году передан под почту. Церковь эта сохранилась, правда утрачен шатёр. Ныне в ней находится выставочный зал Музея городской скульптуры. Полностью уничтожена была небольшая часовня, располагавшаяся южнее церкви. В восточной части лавры, между Невой и оградой поначалу намечалось разбить сад, но в 1861 году был утвержден проект Г. И. Карпова нового, третьего по счету, лаврского кладбища. Как и на других, на нем было погребено немало выдающихся людей, среди которых адмирал Г. И. Бутаков, герой Порт-Артура генерал Р. И. Кондратенко, писатели И. А. Гончаров и Д. Н. Мамин-Сибиряк, поэт А. Н. Апухтин, литературовед Ф. Д. Батюшков, издатель А. С. Суворин, художник К. Е. Маковский. Старинное кладбище сильно пострадало в 1960-х годах при реконструкции восточной части площади и строительстве транспортной развязки у моста Александра Невского, когда оно было сильно сокращено в размерах. На этом кладбище похоронены также последние митрополиты Ленинграда, историк Л. Н. Гумилёв и первый мэр города А. А. Собчак. Это единственное действующее кладбище в Александро-Невской лавре.

http://sobory.ru/article/?object=01557

Резолюцией преосвященного от 15 июня 1807 г. повелевалось «гробницу с мощами преподобных... перенести с крестным ходом и с звоном в соборную церковь», а «на месте же, где оная гробница стояла, дабы при строении оно не было попираемо ногами, сделать досчатую клетку с крышкой и поставить на ней крест». Храм предполагалось посвятить преподобным Вассиану и Ионе, но еп. Архангельский Парфений (Петров; † 1819) повелел освятить его во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, что и было осуществлено 26 июня 1814 г., при строителе (1812-1823) иером. Лонгине (Карлине). Раку с мощами поместили в новый каменный храм. При ней находилась «серебряная под золотом лампада с хрустальным стаканом и серебряными цепочками», пожертвованная 10 июля 1858 г. архангельским мещанином М. В. Бреховым. 17 марта 1864 г. из С.-Петербурга в П. П. м. были доставлены новая массивная серебряная рака (3 пуда 20 фунтов) работы мастера Ф. Верховцева и золоченая сень на 4 столбах. Раку украшали чеканные изображения кончины преподобных и обретения их мощей; на крышке были нарисованы «краскою лики преподобных». В серебряную раку была «вложена рака первоначального положения преподобных». К кон. XIX в. раку переносили и в теплую Успенскую, и в холодную Преображенскую церкви в зависимости от проведения служб в разное время года ( Добровольский. 1894. 18. С. 493-494). По завещанию вице-адмирала, члена Адмиралтейств-коллегии А. А. Сарычева (1760-1827), 21 июня 1828 г. в Зосимо-Савватиевский храм были переданы 2 хоругви из «голубой французской тафты, обшитые кругом золотою бахрамою и с золотыми кистями на концах» с изображениями образа Божией Матери «Знамение» на одной и преподобных Зосимы и Савватия и Пертоминских чудотворцев - на другой (Там же. С. 501-502). «В голодном» 1837 г., при строителе иером. Иезекииле (1835-1840), мон-рь помогал поморам, «которые приходили сюда (даже из-за 35 верст, как из Сюзьмы), чтобы принять ломоть хлеба и отнести его к страдающей семье» ( Максимов. 1864. С. 44-45). В 1861 г., при игум.

http://pravenc.ru/text/2580056.html

Церковный причт по штату 1817 г. состоял из священника, дьякона и двух причетников. В связи с увеличением прихода в 1823 г. открыт второй штат. Содержание причта оценивалось как достаточно хорошее. Земли для церкви отведено 132 десятины. Старший священник жил в доме, построенном прихожанами, младший священник в собственном доме, дьякон и причетники в общественных квартирах. Церковь располагала библиотекой в 213 томов. В 1840 году в Пономарёвке открывается церковно-приходская школа, в которой около 20 лет преподавал диакон церкви Варфоломей Фенелонов. В храме служили священники: Алексей Благовещенский, Алексей Сергиевский, Вениамин Архангельский, Пётр Леонидов, Павел Третьяков, Фёдор Лентовский, Павел Бирюков. В 1894 году вновь открывается одноклассная смешанная церковно-приходская школа, в которой стало обучаться 50 мальчиков и 19 девочек. В начале сентября 1895 года Преосвященный Гурий впервые посетил Пономарёвку, осмотрел Богородицкую церковь и одобрил желание прихожан строить новый более вместительный храм. Потребность в нём была большая: по первой переписи населения в России 1897 года в Пономарёвке проживало 5115 жителей, 98 процентов из них составляли православные христиане. Новая кирпичная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери построена в с. Пономаревка в 1900 г. и освящена 7 октября того же года. Большой вклад в строительство церкви внесла семья крестьянина Николая Александровича Рогачёва, изготовившая кирпич. В Пономаревке действовала церковно-приходская школа, в которой по состоянию на 1902 г. обучались 47 мальчиков и 7 девочек. Церковь закрыта в 1930 г., здание использовалось под зернохранилище. Чкаловский облисполком решением от 8 октября 1945 г. 1284 отклонил ходатайство жителей об открытии церкви в с. Пономаревка. Согласно решению Пономаревского райисполкома от 4 марта 1954 г. 103 церковное здание передано райпищкомбинату под механическую мельницу. Здание церкви в 1962 г. использовалось Пономаревским райпотребсоюзом. Решением Оренбургского облисполкома 158 от 2 июля 1991 г. здание Казанско-Богородицкой церкви с. Пономаревка Пономаревского района поставлено на государственную охрану как памятник истории и культуры Оренбургской области.

http://sobory.ru/article/?object=26791

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010