Таким образом, в переписке было упущено драгоценное время. Только в 1818 г. на приход выдаётся сборная книга. За период с 1818 по 1823 г. собрано лишь 500 рублей. В 1823 г. надворный советник Михаил Фёдорович Яковлев просит у Святейшего Синода продолжения сбора денег. В 1820 г. ответственный за строительство крестьянин Ефим Естафьев доносит, что от сырости упала кладка колокольни, сделанная новоторжским подрядчиком Гаврилой Ивановичем Пожарским. Консистория обязует подрядчика исправить стены церкви в течение 1821 г. В это же время выдропужский благочинный священник Алексий Оглоблин рапортует, что церковь и колокольня покрыты плохим тёсом, и от этого падает штукатурка со сводов. В 1823 г., как следует из рапорта крестьян Трофима и Савы Федотовых, церковь была закончена, во многом этому помог надворный советник М.Ф. Яковлев. Храм был освящён в декабре этого же года благочинным Алексеем Оглоблиным. Имя священника Алексия Оглоблина мы часто встречаем на страницах документов, повествующих об истории Выдропужска и окрестных приходов. В силу своих обязанностей о. Алексий много путешествует по вверенному ему благочинию. Стоит вспомнить и о том, что два сына этого священника, братья Лавровские, стали знаменитыми учёными. А один из них – учёный лингвист Пётр Алексеевич погребён близ алтаря Выдропужской церкви, там же, где стоит надгробие его отца. В предреволюционные годы Никольскую церковь села Бабье украшали выстроенная каменная ограда с угловой часовней. Сейчас от ограды уцелели только высеченные из гранита вершины столбов, а от часовни – часть стен. Вокруг храма было устроено кладбище, где хоронили священников и именитых благодетелей церкви. Крестьян хоронили в бору, неподалёку от села, там же были захоронены и умершие в Бабском госпитале в годы Великой Отечественной войны воины. На приходском кладбище в 1862 г. была выстроена часовня Всех Святых. В 1901 г. на приходе полагалось по штату быть священнику, диакону и псаломщику. Священник Иоанн Афанасьевич Критский, 36 лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1885 г., рукоположен во священника в 1894 г., состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы, в 1900 г. был награждён набедренником. Диаконом на приходе служил Василий Иванович Беляев, 54 лет, из высшего отделения духовного училища, в служении с 1864 г., диакон с 1885 г. Псаломщиком храма был Александр Петрович Куприянов, 27 лет, из 2 класса духовной семинарии, в должности с 1893 г.

http://sobory.ru/article/?object=02064

1 Во второй половине XVII века признаки такого культурного раздвоения еще только зарождались: боярыня Федосья Прокопьевна Морозова и протопоп Аввакум, окольничий Федор Михайлович Ртищев и юродивый Афанасий, царь Алексей Михайлович и духовный отец протопопа Аввакума инок Епифаний принадлежали к одному «народу», говорившему в широком смысле на одном языке и читавшему одни книги. Но уже к началу XVIII века пути «барина» и «мужика» стали зримо расходиться, языки, на которых они говорили, делались все менее понятны один другому, и книги, которые они читали, стали разными. С этого момента народная культура (культура «мужика») делалась все более чуждой, непонятной и неинтересной «барину», представителю господствовавшей культуры. Между тем в народе продолжали читать, сохраняя старинные рукописи и создавая их новые списки, пользуясь старопечатными изданиями и изданиями новейших потаенных типографий, такие памятники древнерусской словесности, как Прологи и Хронографы, творения таких раннехристианских авторов, как Ефрем Сирин , Василий Великий , авва Дорофей ; продолжали переписывать жития византийских и русских святых, хождения в Святую Землю и т. д. Для понимания того, как глубоко пронизала умственную жизнь русского «мужика» та многовековая культура, в основе которой лежала древнерусская литература, стоит обратить внимание на деятельность такого книжника и в прямом смысле народного литератора, как Иван Степанович Мяндин (1823–1894). Крестьянин-старообрядец из старинного села Усть-Цильма, расположенного на берегу реки Печоры в Архангельской губернии, И. С. Мяндин был профессиональным писцом и в качестве такового долгое время служил письмоводителем у одного из местных предпринимателей, а, кроме того, зарабатывал свой хлеб тем, что составлял и переписывал для нуждающихся различные жалобы и прошения, отправляемые по инстанциям. Но главное, чему он посвятил свою жизнь, была переписка старинных богослужебных и литературных текстов для своих односельчан и жителей округи. Сохранилось более 400 списков различных литературных произведений, переписанных рукой И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостолов Петра и Павла, – в 1790 году, 28 июня. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь Св. Алексия, митрополита Московского, и освящён в 1789 году. Придел этот в 1823 г. после обновления был вновь освящён в честь трёх Московских святителей Петра, Алексия и Ионы, а потом, в конце 60-х годов, по расширении Собора через боковые пристройки, совсем упразднён. В 1863 и 1864 годах была устроена с западной стороны Собора, вместо прежней низкой и узкой, новая длинная и высокая галерея, в которой поставлена лестница в верхний храм, а над лестницею, под сведённым куполом, устроено помещение для ризницы. В 1868 году нижний храм был расширен пристройкою к нему двух приделов с северной и южной стороны: правого – в честь Св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, и левого – в честь трёх Московских Святителей. Освящение обоих приделов состоялось в 1869 году. Храм имеет красивую колокольню высотою с крестом в 31 сажень, обнесён железною оградою на каменном фундаменте. В числе достопримечательностей Собора имеется Св. Крест с частицами Св. мощей 28–ми угодников Божиих, пожертвованный ранее 1819 года каким-то чиновником, ходившим на богомолье в Киев и принесшим его с собою. Крест этот вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Бренёвым икону с изображением ликов вышеозначенных угодников Божиих. Празднование этой иконы, согласно воли жертвователя, совершается в 1-е ноября. В ризнице имеется несколько ценных панагий, Евангелий и крестов, украшенных местными Уральскими камнями. В нижнем храме Собора погребены три епископа: Мелхиседек ( † 24 сентября 1846 года) за правым клиросом, Ириней ( † 8 мая I860 г.) за левым Богоявленского храма, и Поликарп ( † 24 октября 1891 г.) за левым клиросом северного Трёх-святительского придела. Причт Соборный по штату 1894 г. составляют: протоиерей, ключарь, два священника, протодиакон, диакон, два иподиакона и два псаломщика. На содержание Собора от казны пособия не ассигновано. В приходе Собора имеется церковно-приходская Благотворительная касса, имеющая своею целью оказывать пособие бедным прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В разное время В. м. были пожалованы земли на р. Усмани и на Тавровском поле, дер. Клементьева, леса в устье р. Песчанки. 30 марта 1617 г.- Голышевское селище, покосы, лес и рыбная ловля в Голышевском, Телевском и Малышевском затонах, в 1633 г.- половина дер. Сушиловки, в 1637 г.- поле в урочище Долгая Поляна. В 1629 г. обитель владела 675 дес. пашенной и 80 дес. луговой земли. В 1681 г. грамотой царя Феодора Алексеевича за В. м. была закреплена пристань на р. Воронеж. С началом строительства в Воронеже морского флота (1696) около В. м. появились Немецкая слобода с каменной евангелической кирхой, адмиралтейство, цейхгауз, парусный двор, а также дворец царя и дома его сподвижников. По обе стороны мон-ря протянулась корабельная верфь. 2 апр. 1696 г. после богослужения в Успенской ц. на воду был спущен первый корабль - галера «Принципиум», впосл. суда освящались либо Воронежскими архиереями, либо настоятелями мон-ря (до 1700). Рабочие, трудившиеся на верфи, бесплатно пользовались монастырскими владениями, в частности рыбными ловлями, паромом, из-за чего доход обители резко сократился. Сложность монашеской жизни в непосредственной близи от многолюдной верфи и материальные трудности привели к упразднению В. м., к-рый в 1700 г. указом Петра I вместе с вотчинами был переведен в Акатов мон-рь, Успенский храм обращен в приходской при адмиралтействе. В 1700-1711 гг. в нем проходили торжественные церемонии при спуске на воду судов. На богослужениях, к-рые совершали Воронежские епископы, часто бывал Петр I (по преданию, пел на клиросе). До нач. XX в. в храме хранился стул с высокой спинкой, обитый черным сафьяном, по преданию сделанный Петром I. После неудачного Прутского похода 1711 г. строительство кораблей в Воронеже прекратилось. Пожар 9-10 мая 1748 г. истребил район бывш. верфи, жители к-рого переселились на мысы, в степь и на верхнее городское плато. Успенская ц. стала беднейшей среди воронежских храмов, в посл. четв. XVIII в. в храме служил 1 священник. В нач. XIX в. Успенский храм стал благоустраиваться, в 1803 г. была сооружена 3-ярусная колокольня, правый придел (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») был переосвящен в честь Богоявления, в 1823 г. освящен левый придел во имя свт. Алексия Московского, в 1859 г. переосвященный во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1873 г. был построен дом для причта. После ремонта в 1880-1881 гг. храм был заново расписан. В 1805 г. в Успенской ц. служили протоиерей, диакон, дьячок и пономарь, в 1885 г.- священник, диакон и псаломщик. С 1893 г. при храме действовало церковноприходское попечительство, располагавшее капиталом в 1513 р., проценты с к-рого выдавались бедным прихожанам к Рождеству Христову и на Пасху. В 1894 г. на средства Е. В. Гардениной при церкви была построена богадельня (на 12 чел.), с 1895 г. половину здания занимала школа (на 20 девочек).

http://pravenc.ru/text/155262.html

В усадьбе в настоящее время (частично) сохранились: 1. готический дом, 2. развалины церкви и ротонды, 3. западный флигель, 4. дубовый «прошпект» протяженностью около 2 километров, 5. липовый парк, 6. «Красный мост» 1823 г. Информация с сайта http://kalugafoto.narod.ru/biblio-tropy.html, http://www.eeyore.aroundspb.ru/object.php?o=2309 Летопись церкви исходит с 1689 г., когда стольник Федор Александров сын Хитрово в вотчине своей в Подгородном стану построил храм Божий. Скорее всего храм был деревянный. Теплый придел во имя Сошествия Святого Духа был заложен в 1820 г. на средства статской советницы Анны Петровны Полторацкой, освящен в феврале 1825 г. благочинным Калужской Мироносицкой церкви протоиереем Иоанном Лаврентьевым. Сошественский придел был спроектирован и пристроен к существующей каменной церкви под руководством архитектора Василия Петровича Стасова. В нем был устроен мавзолей - усыпальница Дмитрия Марковича Полторацкого, прах его перенесен в 1826 г. В приходских деревнях Криуши и Георгиевское при кладбищах находились часовни. В 1919г. прихожане не подписали договор на взятие храма в свое ведение. В результате в нем долгое время находилась пекарня райпо, в 80-е годы – склад для хранения баллонов с сжиженным газом. В начале 90-х годов ХХ в. оно рухнуло. http://www.korolev.msk.ru В наиболее ранних документах от 1630 г. Авчурино упоминается как деревня, т.е. храма Божия не было. «У Оки, по соседству с речкою Кривушею, была деревня Яковлева, Овчюрино тож., ныне Авчурино, в 12 верстах от Калуги. Была в вотчине за Абрамом Фед. сыном Дурным» (Калужский уезд во времена Михаила Феодоровича. – Калуга, 1894. С. 60). А вот год 1689-й можно считать годом построения церкви в деревянном исполнении. За этот год от 14 октября по указу святейшего патриарха «велено ново построенной ц-ви НИКОЛАЯ чуд., которую построил стольник Федор Александров сын Хитрово в Подгородном стану в вотчине своей в селе Авчюрине Яковлеве тож, на попа с причетникам положить дани вновь по сказке окольничего Александра Савостьяновича Хитрово человека его Ивана Злепова с попова, с дьячкова, с просвирницына, да с приходских дворов». Скупые строки указа той далекой поры донесли до нас дату построения церкви и имя храмоустроителя, чтобы св. церковь поминала за упокой души имя раба Божия Федора во веки вечные (Калужския десятина. – М., 1903. С. 67).

http://sobory.ru/article/?object=01614

Все значимые даты до 1918 года даны по старому стилю: 1582-83 гг. Первое письменное упоминание о первой деревянной Никольской церкви в Унежме. 1792 г. Постройка деревянной шатровой колокольни (тип «восьмерик на четверике»). 1812 (?) г. Первая церковь сгорела, колокольня сохранилась. 1823 г. На пепелище поставлен амбар для хранения церковной утвари, который, возможно, был освящен в часовню. 1824-26 гг. Постройка новой (второй по счету) холодной Никольской церкви (четверик с кубоватым покрытием и алтарная апсида, завершенная бочкой). 3 декабря 1826 г. Освящение новой церкви благочинным священником Симеоном Молчановым. Между 1826 и 1834 гг. К церкви пристраиваются теплая трапезная и крыльцо, задуманные, вероятно, изначально. В таком виде церковный ансамбль запечатлен на фотографии В.В. Суслова в 1886 году. 1847 г. Унежемский приход становится самостоятельным, утверждаются новые штатные должности для священника и псаломщика (дьячка). Церковному причту выделяются пахотные и сенокосные угодья. 1850 г. Строится первый причтовый дом. 1890 г. Вокруг церковного ансамбля ставится деревянная решетчатая ограда. 1894 г. На средства о. Иоанна Кронштадского строится второй двухэтажный причтовый дом. В нем в 1-м этаже размещается церковно-приходская школа, во 2-м – квартира священника. Старый причтовый дом переходит псаломщику. 1895 г. В церкви (предположительно в центральном четверике) ставится печь, т.е. церковь, как и трапезная, становится теплой. Вероятно в этом же году церковь и колокольня обшиваются тесом и окрашиваются желтой краской. 1899 г. Производится капитальный ремонт церковного ансамбля с изменением декора фасадов и их стиля. Церковь: Окна южной стены четверика и алтарной апсиды расширяются, им придается арочное завершение. В северной стене пробиваются новые, симметрично старым. Добавляются круглые окна второго света, появляются профилированные оконные наличники. Колокольня: Шатер заменяется куполом со шпилем, убираются кокошники на углах четверика, меняется балюстрада звонницы.

http://sobory.ru/article/?object=30437

Запись за 1802 год: «В приходе села Красноярского 360 дворов и служба идет в новой каменной церкви». Каменная церковь простояла недолго. Отчасти из-за плохого качества строительства («раствор-де не клеевит был и мастера-де плохие были»), отчасти из-за подошедшего под храм оврага, он начал разваливаться и в 1822 г. был разобран. 10 июня 1822 г. в с. Красный Яр дана храмозданная грамота на строительство новой каменной церкви на новом месте вместо разобранной старой из ее же кирпича. 19 декабря 1823 г. в новой каменной церкви освящен левый придел теплой церкви в честь св. мученицы Параскевы Кичминским благочинным протоиереем Сергием Кулигинским, 2 февраля 1832 г. в теплой церкви освящен правый придел во имя Сретения Господня благочинным села Нового Торьяла о. Игнатием Иконниковым. В 1837 г. освящен холодный храм во имя Рождества Христова. Всем строительством занимался подрядчик (мастер) Морозов. Из грамоты о строительстве за 1838 г.: «осьмерик на холодной церкви покрыт листовым железом, на остальных приделах – деревянными крышами. Крест вызолочен двойниковым золотом. Весь теплый храм с алтарем, двумя палатками и папертью внутри просто выбелен известью, а снаружи также выбелен известью. Только палые места около окон выкрашены в желтый цвет. Пол в теплом храме и алтарях выстлан старой опокой из старого храма, а в палатках и паперти кирпичом. В холодном храме и алтаре пол выстлан из новой опоки. Стены и своды в нем выштукатурены по штукатурке и расписаны. В своде холодной церкви написана мозаика звездами. Вокруг окон трафареты с розовыми платами между ними. Колокольни сложено из кирпича два этажа, а последний с куполом был сделан из дерева… Звон колокольный самый скудный из-за малого количества колоколов». В 1845 г. «Клировая ведомость» Красноярского храма сообщала, что кладкою он покончен, выштукатурен полностью, а холодный храм расписан по штукатурке 7 июня 1887 г. производились торги напроизводство позолотной работы иконостас в Холодном храме. В 1894 г. на средства Красноярского церковно-приходского попечительства было произведено наружное ревчение стен церкви.

http://sobory.ru/article/?object=12650

Особую страницу в истории оптинского духовничества занимает духовный подвиг старцев в окормлении многочисленных женских обителей, где внутренняя жизнь целиком строилась по советам многоопытных наставников. Этому посвящён цикл очерков “Под покровом Оптиной пустыни”, в котором рассказано о судьбе учеников старцев из различных обителей — Белёвской, Севской, Борисовки, Тулы и многих других. К ним относится материал о тверском крае, где ученицами и последователями старцев являлись игумения Тверского Христорождественского монастыря (1827–1849) Досифея (Верёвкина), игумения Знаменского Осташковского монастыря Аполлинария (Банина) (1891–1894) и игумения того же монастыря (1837–1849), а позже — Тверского Христорождественского монастыря (1849–1875) Мария (Игнатьева), настоятельница Кашинского Сретенского монастыря Назарета (Давыдова) и Антония (Мезенцева) (1855–1875), а также многие другие. Игумения Досифея (Верёвкина) Игумения Досифея (в миру Анна) происходила из дворян Орловской губернии Карачевского уезда и была дочерью майора. В монашество была пострижена 24 июня 1821 года в Белгородском Рождество-Богородицком монастыре, с того же года проходила послушание ризничей в Борисовской Тихвинской девичьей пустыни, от которого в 1823 году была уволена за слабостью здоровья по резолюции преосвященного Владимира, епископа Курского и Белгородского. В 1824 году по прошению перемещена в Псковскую епархию в Псковский Иоанно-Предтеченский девичий монастырь, в августе 1825 года по прошению уволена в Тихвинский монастырь Новгородской епархии для поклонения чудотворному образу, а оттуда в Орловскую и Курскую епархии для свидания с родными. В августе 1826 года она поступила в Тверской Христорождественский монастырь при архиепископе Тверском и Кашинском Ионе (Павинском). В Тверском монастыре в то время настоятельницей была игумения Аполлинария (Лутковская). Монахиня Досифея в самое непродолжительное время так зарекомендовала себя, что игумения Аполлинария в своём прошении об увольнении указала на неё как на единственную свою преемницу. В письме на имя Высокопреосвященнейшего Амвросия (Протасова), архиепископа Тверского и Кашинского, игумения писала, “что поддержать учреждённый порядок по церкви и монастырю способна онаго же монастыря монахиня Досифея, почему она, игумения Аполлинария и отказывается от управления монастырём”. 4 декабря 1827 года монахиня Досифея, которой в то время было 38 лет, была произведена в сан игумении.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-zhens...

Престольный праздник Грузинской иконы Божией Матери отмечался 22 августа (ст. ст.). В ближайшее воскресенье после этого праздника на площади перед великовской церковью проходила Грузинская ярмарка. На ней торговали воском, мелочным и красным товаром, кожаными изделиями, глиняной посудой, железными и чугунными товарами, игрушками, книгами, иконами Холуйского письма. Также можно было купить на ярмарке различную одежду и обувь, льняное и постное масло, пшеничную муку, пшено, соль и сальные свечи. Для поддержания ярмарочного веселья там же торговали вином и мясной закуской к нему, калачами, орехами и пряниками. Но среди ярмарок Ковровского уезда великовская считалась второстепенной, сумма проданных товаров не превышала 2000 рублей. Следующим великовским священником стал о. Иоанн Остроумов, в 1877 г. награжденный скуфьей от Св. Синода. Его сын Алексей Иванович Остроумов (помощник регента архиерейского хора и учитель пения во Владимирском духовном училище) родился в 1860 г. в с. Великово на Тальше, умер в 1910 г., похоронен в селе Великово на Тальше. Остроумова сменил священник Федор Петрович Борисовский (1864 - 29 июня 1913), брат священномученика митрополита Ярославского и Ростовского Павла (Борисовского), бывшего епискола Суздальского. Член ковровского отделения епархиального училищного совета, имевший архиерейские награды до наперсного креста включительно. При церкви колокольня и каменная ограда. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Грузинской Божией Матери и в теплом приделе: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Св. муч. Параскевы. Из священных церковных предметов заслуживали особенное внимание: а) два серебро-позолоченные креста, из коих в одном находятся частицы св. мощей мучеников Сергия и Поликарпа; б) икона Святителя и Чудотворца Николая также с св. мощами; в) древняя икона Грузинской Божией Матери; г) хрустальный потир. Церковные документы хранились в целости: копии метрических ведомостей с 1802 г. и исповедные росписи с 1823 г. Опись церковного имущества составлена в 1894 г. Земли при церкви: усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десят., пахатной 23 дес. и неудобной 7 десятин. Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание причт получал: за требоисправления 500 руб., от хлебных и других сборов 30 руб., от земли 80 руб. и процентов с причтового капитала 30 руб. 40 коп., а всего в год 640 руб. Дома у причта собственные, построенные на церковной земле.

http://sobory.ru/article/?object=02494

Протоиерей Тимофей Буткевич, доктор богословия, священник с 1878 г., на настоящем месте с 1894 г., состоит профессором богословия харьковского университета, законоучитель 1 женской гимназии и частной гимназии Оболенской. Священник Иоанн Инноков, на настоящем месте с 1895 г., состоит членом ревизионной комиссии по хоз. части духовного училища. Псаломщик в сане диакона Василий Ракшевский, на настоящем месте с 1895 г. и псаломщик в сане диакона Константин Иваницкий, на месте с 1903 г. Церковный староста отставной подпоручик Николай Северин с 1900 г. «Справочная книга Харьковской епархии», составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И. М. Варшавчика Николаевская ул. дом 1904 г. Без малого два столетия назад в Харькове напротив бывшего дома губернатора появилось одно из зданий университетского корпуса (ул.  Университетская, 25). Оно было построено в 1831 году по проекту архитектора Е. А. Васильева в стиле классицизма и предназначалось для размещения домовой Свято-Антониевской церкви, а также актового зала, обсерватории и библиотеки. Мысль об устройстве церкви в университете принадлежит попечителю учебного округа Е. В. Карнееву. Храм получил имя раннехристианского подвижника и пустынника, основателя отшельнического монашества преподобного Антония Великого (около 251 года - 356 года), и был одним из первых университетских храмов России. Из-за нехватки средств церковь строилась 8 лет (1823-1831 г.г.). Храм возводился при участии архитекторов Тона, Татищева и Калашникова. Храм украсили иконы, написанные крупными мастерами - В. Боровиковским (уроженцем полтавского Миргорода) и А. Венециановым, а также И. Репиным и Л. Калиновским. Освящена была университетская церковь 25 апреля 1831 года. Как и большинство домовых церквей, она не отличалась богатством утвари и ризницы. Однако интерьер, что мы видим на более позднем фото конца XIX века, впечатляет. В строении этой церкви, как пишут искусствоведы, «изяществу и утонченности архитектуры бывшего дома губернатора противопоставлен лаконизм шестиколонного ионического портика с фронтоном, приподнятого на широкую лестницу. Колонны его прекрасно читаются на фоне затененной лоджии, лишенные декоративного убранства стены подчеркивают величавость входа в храм науки».

http://sobory.ru/article/?object=08028

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010