Литература о свящ. И.С. Беллюстине: Белое духовенство и его интересы. СПб., 1881. С. 4, 101, 106, 108–109; Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского. М., 1888. Т. 5. Ч. 2. С. 842–846; Воропонов Ф. 40 лет тому назад//Вестник Европы. 1904. 7. С. 26–27. Некрологи: Сын Отечества. 5 июня; Рижский вестник. 5 июня. Святитель Феофан Затворник О православии с предостережениями от погрешений против него Печатается по: О православии с предостережениями от погрешений против него. Слова епископа Феофана (Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859–1869 гг.). М.: Изд-во Московской Патриархии, 1991. С. 3–7. Книга составлена не самим епископом Феофаном, представляет собой сборник его проповедей и торжественных слов на различные церковные праздники и памятные даты. Святитель Феофан Затворник (Говоров Георгий Васильевич; 10.01.1815–6.01.1894) – епископ, знаменитый подвижник благочестия, духовный писатель. Родился в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии в семье священника. Мать святителя также была из священнической семьи. В 1823 г. поступил в Ливенское духовное училище, откуда в 1829 г. в числе лучших учеников был переведен в Орловскую семинарию. Среди его преподавателей были: архимандрит Исидор (Никольский) – ректор семинарии, впоследствии известный иерарх, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский, активный участник перевода Библии на русский язык, и иеромонах Платон – впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, известный миссионер, основатель изучения языка и быта калмыков. По окончании семинарии с отличием Георгий Говоров получил назначение в Киевскую духовную академию, где 15 февраля 1841 г. принял постриг с именем Феофан. В апреле того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 1 июля во иеромонаха. По окончании Академии со степенью магистра был ректором Киево-Софиевского духовного училища, инспектором в Новгородской семинарии, а в 1844 г. переведен в Санкт-Петербургскую академию, сначала преподавателем нравственного и пастырского богословия, затем инспектором.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Настоящая каменная церковь была заложена 17 июля 1771 г. В нижнем этаже престол в честь Богоявления Господня был освящен 30 марта 1774 г., а в верхнем – в честь св. апост. Петра и Павла в 1795 г. 28 июня. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь св. Алексия, митрополита Московского, освящен в 1789 г. Придел этот в 1823 г. после обновления был вновь освящен в честь трех Московских святителей Петра, Алексия и Ионы, а потом в конце 60-х гг., по расширении собора через боковые пристройки, совсем упразднен. В 1863-64 гг. была устроена с западной стороны собора вместо прежней низкой и узкой новая длинная и высокая галерея, в которой поставлена лестница в верхний храм, а над лестницею, под сведенным куполом, устроено помещение для ризницы. В 1808 г. нижний храм был расширен пристройкою к нему двух приделов с северной и южной стороны, правого – в честь св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных и левого – в честь трех святит. Московских. Освящение обоих приделов состоялось в 1869 г. Храм имеет красивую колокольню высотою с крестом в 31 сажень, обнесен железною оградою на каменном фундаменте. В числе достопримечательностей собора имеется св. крест с частицами св. мощей 28 угодников Божьих, пожертвованный ранее 1819 г. каким-то чиновником, ходившим на богомолье в Киев и принесшим его с собою. Крест этот вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Бреневым икону с изображением ликов вышеозначенных угодников Божьих. Празднование этой иконы, согласно воли жертвователя, совершается в 1 ноября. Причт соборный по штату 1894 г. составляют: протоиерей, ключарь, два священника и два псаломщика. На содержание собора от казны пособия не ассигновано. В приходе собора имеется церковно-приходская благотворительная касса, имеющая своею целью оказывать пособие бедным прихода. В основание ее положен капитал имени бывшего настоятеля собора протоиереяА. М. Кроткова, собранный и поднесенный ему прихожанами в день празднования 30-летия служения его в священном сане. При соборе имеется женская школа грамоты, открытая в 1900 г. и содержимая на средства, частью доставляемые попечителем школы, частью на церковные и частью на отпускаемые от казны.

http://sobory.ru/article/?object=35568

По мнению историка А.П. Никулова, «…современная Троицкая церковь входила в территорию, где раньше располагались монастырские земли». О том же, что нынешняя Свято-Троицкая церковь имела непосредственное отношение к монастырю, пишет в своем неопубликованном историческом очерке «Частичка Родины» кропотливый исследователь, местный краевед Н. Белых в 1953 году. «До настоящего времени, – считает историк, – сохранилась реконструированная в 1730 году одна из церквей Троицкого монастыря, охраняемая государством в качестве архитектурного памятника русской старины». В «Истории Белгородской епархии» (авторы прот. Олег Кобец, А. Н. Крупенков, Н. Ф. Крупенков) указан год освящения епископом Белгородским Порфирием (Крайским) каменной Троицкой церкви в слободе Троицкой Старооскольского уезда — 1764 г. Подтверждается этот факт и в «Историко-статистическом и археологическом очерке Старого Оскола» И. Токмакова за 1894 г.: «Церковь Св. Живоначальной Троицы в пригородной Троицкой слободе, построена изстари, до 1764 года здесь был мужской монастырь; церковь каменная, с таковою-же колокольнею, возобновлена в 1858 г.» В это время в храме священниками были Петр Григорьевич Мухин (с 28 мая 1883 г. по май 1903 г.) и Павел Васильевич Федюшин (с 11 сент. 1877 г. по 1905 г.). В 1823 и 1826 гг. к храму были пристроены приделы в честь Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме отразились разные архитектурные эпохи: первоначальный вид выполнен в стиле барокко, пристройки – в стиле позднего классицизма. Иконостас сделан из резного дерева, позолоченный, также в стиле провинциального барокко с заглубленным трехчастным центром. В 1858 году к храму были пристроены с севера, юга и востока новые помещения. С запада – тосканский четырехколонный портик. Первоначальные скульптуры на фасадах (возможно деревянные) были заменены в 30-е годы ХХ века на гипсовые. Рядом с храмом в первой половине XIX века была возведена часовня в честь Казанской иконы Божией Матери. В советское время она использовалась как склад, а в 1994 г. отремонтирована на средства прихожан. 11 июля 1995 г. часовня признана памятником истории и культуры.

http://sobory.ru/article/?object=16234

Статус настоятеля М. К. м. был весьма высок. Игум. Феодосий (1610-1622) подписывал грамоту об избрании Михаила Феодоровича Романова на царство. Игум. Феодорит (1571-1573) присутствовал на церковном Соборе 1572 г. по случаю 4-го брака царя Иоанна IV Васильевича, архим. Сергий - на венчании на царство Феодора Алексеевича. В 1655 г. жена царя Алексея Михайловича царица Мария Ильинична исходатайствовала для М. К. м. архимандритию. В 1764 г. при учреждении штатов обитель приписали к первоклассным необщежительным и она заняла 11-е место в иерархии мон-рей. В 1776 г. монастырская слобода была преобразована в г. Калязин, ставший уездным центром, в обители размещались уездный и земский суды, казначейство, дворянская опека. В XVIII в. по штату в М. К. м. было положено 58 чел., в XIX в.- 33, но в 1894 г. в мон-ре проживало 26 чел. Нек-рые настоятели М. К. м. становились архиереями: в 1573 г. игум. Феодорит был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, архим. Рафаил (Заборовский) в 1725 г.- во епископа Псковского (впосл. митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России), архим. Серапион (Лятошевич) в 1745 г.- во епископа Можайского и Волоколамского, в 1773 г. архим. Арсений (Верещагин) - во епископа Архангелогородского и Холмогорского (в 1799, согласно завещанию, погребен в М. К. м.), архим. Тихон (Малинин) в 1775 г.- во епископа Воронежского и Елецкого, архим. Иларион (Кондратковский) в 1776 г.- во епископа Переяславского и Бориспольского, архим. Феоктист (Мочульский) в 1784 г.- во епископа Орловского и Севского, архим. Арсений (Москвин) в 1798 г.- во епископа Старорусского, архим. Иоанн (Островский) в 1800 г.- во епископа Пермского, архим. Евгений (Романов) в 1800 г.- во епископа Костромского, архим. Иоасаф (Сретенский) в 1810 г.- во епископа Старорусского, архим. Михаил (Бурдуков) в 1814 г.- во епископа Иркутского, архим. Самуил (Запольский-Платонов) в 1817 г.- во епископа Костромского, архим. Афанасий (Протопопов) в 1823 г.- во епископа Чигиринского, архим. Арсений (Москвин) в 1832 г.- во епископа Тамбовского и Шацкого (впосл. митрополит Киевский), архим. Афанасий (Соколов) в 1841 г.- во епископа Томского и Енисейского. Настоятелю (1850-1852) архим. Феофану (Александрову), ранее являвшемуся ректором Казанской ДС, настоятелем Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , Синод разрешил совершать богослужения в М. К. м. с трикирием и дикирием. Настоятель (1865-1881) архим. Макарий (Каменецкий), ранее служивший иеромонахом во флоте и участвовавший во мн. сражениях, скончался в М. К. м.

http://pravenc.ru/text/2561264.html

2 Из этих курсов для примера назовем принадлежащие: Reinhard’y (1823, 1 Bd), Ammony (1832, 1 Bd), Riegler’y (1836), Hirscher’y (1 Bd,1845), Probsty (1 Bd, 1848), Bittner’y (1855), Martin’y (1855), Schmidy (1861), Rothe (IV Bd, 1870), отч. Vilmar’y (1871), затем – Beck’y (1 Bd, 1882), Pruner’y (1883), Kübelю (l Th.., 1896), особенно Wuttke (1864, I Band) и мног. друг. (Schultz’y-1897...)... 3 Заглавие её см. выше (в 1-м примечан.). Здесь интересны страницы статьи: 384–388, примеч. на 389 4 Некоторые данные находятся также в опытах истории наших академий и семинарий, напр., в принадлежащих- И. А. Чистовичу , В. И. Аскоченскому, П. В. Знаменскому , С. К. Смирнову, А.Н. Надеждину и др. Все эти сочинения будут с» надлежащею полнотою названы нами в своем месте.– Чит., между прочим, Н. Г. Дебольского «0 высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности» (Спб. 1886 г «Введение»: «0 некоторых учениях русской этики» (книга имеет отношение и к 1-му нашему примечанию). Чит. также Н. Кареева «Мысли об основах нравственности» Спб. 1895 г. Здесь интересна не самая книга, а «2-е приложение» к ней, содержащее «указатели», а иногда и характеристику «сочинений по этике», существующих на русском языке (некоторые из отмечаемых здесь сочинений относятся и к 1-му нашему примечанию)... 5 «Христ. Чтение» за 1868 г. ч. I; стр. 355: «Задача Нравственного Богословия, как науки» А. X. 10 Его-же «Из системы христианского нравоучения» (Киев, 1896 г.), стр 4. Ср. отчасти в «Опыте православного Нравственного Богословия» г. Ив. Пятницкого (Ставрополь, 1890 г.) стр. 1 «Предисловия»: «по Нравственному Богословию», говорит автор, «хотя мы и имеем несколько систем, но систем неудовлетворительных, не имеющих научного построения, научной постановки их вопросов, и отличающихся схоластическим направлением»... (вообще автор в «Предисловии» пользуется цитованною выше статьею А. Хрисанфа). Ср. также диссертацию H. П. Архангельского: «Задача, содержание и план системы православно- христианского нравоучения» (Симбирск, 1894 г.), стр. 3, 4. Чит. и друг. подобного же рода сочинения, вообще разделяющие вышеприведенные неутешительные отзывы о состоянии науки Нравственного Богословия в России в течение XIX-ro столетия и находящие возможным говорит разве об исключениях – не больше. 10а О других скажем ниже то, что находим нужным отметить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В XIX и XX веках были сооружены многочисленные русские храмы в европейских городах: в Веймаре (1804), Риме (1823), Потсдаме (1829), Афинах (1855), Висбадене (1855), Ницце (1859), Париже (1861), Карлсруэ (1865), Женеве (1866), По (1867), Праге (1874), Дрездене (1874), Брюсселе (1876), Вене (1878), на шипкинских высотах в Болгарии (1879), Баден-Бадене (1882), Копенгагене (1883), Франценсбадене (1889), Берлине (1892), Ментоне (1892), Биаррице (1892), Каннах (1894), Штутгарте (1895), Карлсбаде (1897), Меране (1897), Вене (1899), Гомбурге (1899), Дармштадте (1899), Софии (нач. XX в.), Гамбурге (1901), Киссингене (1901), Герберсдорфе в Силезии (1901), Мариенбаде (1902), Флоренции (1903), Бад Наугейме (1905), Бухаресте (1909), опять в Ницце, опять в Лейпциге (1913) во имя святителя Алексия в память русских воинов, погибших в 1813 году в лейпцигской битве народов. Вместе с разными обществами и частными лицами жертвенное участие в храмостроительстве принимали Государи и члены Царствующего Дома. В 1859 году в Петербурге было организовано “Общество вспоможения беднейшим церквам и монастырям” под покровительством императрицы Марии Александровны. Согласно отчету обер-прокурора Синода, к 1908 году в России было 51.413 церквей, из них: 735 соборных, 1.765 монастырских, 38.588 приходских и окружных, 2.173 домовых при учебных заведениях, 415 единоверческих, 5.280 приписных и упраздненных, 2.457 кладбищенских. Иконописание Петр I обращал внимание церковного руководства на необходимость улучшения писания икон. Для надзора за иконописцами в 1707 году он учредил особый приказ во главе с архитектором и иконным мастером Зарудным. Впоследствии наблюдение за иконописанием было поручено Синоду. При имп. Елизавете был издан указ об употреблении по всем церквам приличных икон, священных сосудов и облачений. Неискусно написанные иконы велено было отбирать. Правительство обратило внимание на иконы даже в частных домах, в крестьянских избах. Надзор поручался знающим священникам с предоставлением им права отбирать неправильно написанные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестье... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. " Возносяйся смирится " даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают " . Этот и другие примеры, находящиеся в " Лествице " , служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени " Лествицы " - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " ( Мф. 11, 12 ). русском языке издано: 1. Лествица Райская. М., 1647. Новое изд. Варшава, 1785. То же/Пересмотр. и испр. М., 1785. То же, Лествица, возводящая на небо. СПб., 1812, 1817; Киев, 1823, 1836, 1862, 1869; М., 1842. То же и Слово к пастырю/Пер. Агапита Введенского. М., МДА. 1851; Изд. 2-е. 1854; Изд. 3-е. 1869. То же/Пер. старца Амвросия. М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1862. То же. Изд. 4-е. М., 1894. Извлечения см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 489-554. 2. Трактат о страстях и добродетелях/Пер. Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1904. 3. Послание к пастырю. М., МДА. 1851, Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911773.htm...

" Мемориальную доску в память о Бахрушиных мы открываем в начале наших юбилейных торжеств по решению группы ветеранов, поддержанному главным врачом Шамилем Гайнулиным, - рассказал ЦВ заведующий травматологическим отделением кандидат медицинских наук Аркадий Сарвин. - А после новогодних праздников выйдем в департамент с предложением переименовать 33-ю больницу в Бахрушинскую. По крайне мере это решение профкома уже поддержал трудовой коллектив " . " Что и говорить, я очень счастлив, - сентиментален Павел Крикунов. - Думаю, хорошо на небесах и моей бабушке Наде, к сожалению, не дожившей до этого дня " . - Павел Витальевич, а что с поисками склепа? Периодически этот вопрос поднимается снова и снова... - Помимо материальных затруднений, здесь есть и моральные. Предположим, вскроем мы захоронение, обнаружим останки Бахрушиных. Что с ними делать? Перезахоронивать? Куда, как? Другое дело, если бы здесь была церковь. Тогда восстановленная родовая усыпальница основателей клиники смотрелась бы логично... Тем более в этом корпусе сейчас лежат в основном больные раком. Кому, как не им, нужен больничный храм?! Как заявил нам главный врач больницы Шамиль Гайнулин, руководство учреждения принципиально не возражает против возрождения Скорбященской церкви в своем историческом объеме — в 1-м корпусе. Так что ход теперь — за московским Департаментом здравоохранения. Справка. Братья БАХРУШИНЫ: Петр (1819-1894), Александр (1823-1916) и Василий (1832-1906) – сыновья зарайского купца Алексея Федоровича Бахрушина, чей род происходил из касимовских татар. В 1821г. А.Ф. Бахрушин с семьей переехал в Москву, где в слободе Кожевники открыл перчаточную фабрику. После больших казенных заказов в связи с Крымской войной производство у сыновей Алексея Бахрушина наладилось, и в 1875г. они создали одну из крупнейших фирм Москвы – Товарищество кожевенной и суконной мануфактур Алексея Бахрушина сыновей. HTML-koд для сайта или блога: Память о православных меценатах Бахрушиных увековечена над их родовой усыпальницей Сегодня в 33-й Московской городской клинической больнице торжественно открыта мемориальная доска в честь братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных. Это поистине историческое событие. По злой иронии судьбы, до недавнего времени в нашей столице ничто не напоминало о великих благотворителях дореволюционной России, пожертвовавших на богоугодные цели совершенно немыслимые для тех лет деньги — в совокупности около 4 миллионов рублей.

http://e-vestnik.ru/history/bahrushinska...

Согласно формулярному списку К., с 1829 по 1834 г. он выполнял поручения «по постройке казенных зданий во всем удельном имении Симбирской губернии безвозмездно с отличною деятельностью и совершенным успехом». В нач. 1829 г. по проекту К. в г. Карсун Симбирской губ. состоялась закладка каменных ярмарочных рядов, состоявших из 8 корпусов, где размещались 160 лавок, и 2-этажного здания гостиного двора. Сохранился гостиный двор и 4 торговых корпуса. В симбирский период по проектам К. перестроены здания Дома трудолюбия, классической муж. гимназии, удельной конторы в Симбирске. В Симбирской губ. возведены хлебные магазины, больница, жилые дома, храмовые постройки: Успенская ц. в Самаре (утрачена), Михаило-Архангельская ц. в с. Шигоны (перестроена, ныне Самарской обл.), Преображенская ц. в с. Усолье (не сохр., ныне Самарской обл.), ц. Рождества Христова в с. Рождествено (восстанавливается, ныне Самарской обл.). Авторству К. приписывают ц. Рождества Христова в с. Царёвщина (ныне пос. Волжский Самарской обл.). Предположительно по проекту К. построена ц. Св. Троицы в с. Пятине (ныне Инзенского р-на Ульяновской обл.). Церковь была заложена в 1823 г. А. И. Анненковой, матерью И. А. Анненкова, в память о покойном муже и во искупление грехов их сына-декабриста. Существует версия, что ее начали строить по проекту симбирского губ. архит. М. М. Рушко, однако разобрали и выстроили вновь уже по проекту К. Каменный 5-главый 3-престольный храм был самым крупным в Карсунском у. (основные габариты - 33×33 м). Центральное пространство храма перекрыто купольным сводом на цилиндрическом барабане. Апсида и симметричное ей пространство в зап. части перекрыты конхами. Углы храма имеют полусферические перекрытия. Храм увенчан 5 куполами на высоких барабанах. Одинаковые, симметрично построенные фасады украшены портиками (за исключением вост. фасада). В наст. время здание храма руинировано. Троицкий кафедральный собор в Симбирске. Фотография. 1894 г. Троицкий кафедральный собор в Симбирске. Фотография. 1894 г.

http://pravenc.ru/text/2458657.html

Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. Никольский собор Черноостровского мон-ря. 1825–1839 гг. После изгнания неприятеля из пределов Калужской губ. в благодарность за спасение Калуги 12 окт. было установлено ежегодное празднование Калужской иконе Божией Матери, в тот же день совершался крестный ход вокруг города с образом и с хоругвью Калужского ополчения. Кроме того, с чудотворной иконой крестный ход вокруг Калуги совершался 2 сент. в память об избавлении от чумы в 1771 г. и 18 июля в память о спасении от холеры в 1892-1894 гг. В Троицкий собор в Калуге были переданы для хранения 11 знамен Калужского ополчения, а также знамя Азовского пехотного полка, спасенное во время Аустерлицкого сражения 1805 г. калужанином унтер-офицером С. А. Старичковым. Из др. епархий присылались богослужебные книги и утварь для пострадавших храмов. Святейший Синод выделил средства на восстановление Боровского и Малоярославецкого мон-рей, были пожертвования от имп. Александра I, от нек-рых участников Отечественной войны и др. В Малоярославецком монастыре в память о войне был возведен 5-главый Никольский собор (освящен в день годовщины Бородинской битвы - 26 авг. 1843). При еп. св. Филарете (Амфитеатрове ; 1819-1825) в К. и Б. е. было построено 25 каменных храмов, в Калуге сооружен под надзором архиерея и освящен тюремный храм во имя свт. Николая. Известный проповедник и ревнитель монашества, еп. Филарет обращал особое внимание на устройство мон-рей. При Оптиной пуст. его стараниями был основан Иоанна Предтечи скит , для устройства которого святитель в 1820 г. пригласил отшельников из Рославльских лесов (см. Рославльские подвижники ), среди них были преподобные Моисей и Антоний (Путиловы). Еп. Филарет утвердил в Оптиной пуст. общежительный устав Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря . Были приняты также строгие правила для монашествующих Калужского архиерейского дома. В 1823 г. в Калуге был построен единоверческий храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Особое покровительство единоверию оказывал Калужский еп. Григорий (Постников ; 1826-1828), учредивший в епархии благочиние для сторонников единоверия - одно из первых в России.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010