Евгения к Я. И. Бардовскому, 11 июля 1819 г.–6 сент. 1822 г., (собрание автографов Рум. Музея, 101) 7 ; 8) 130 писем м. Евгения к В. Г. Анастасевичу, относящиеся к 1813, 1815. 1816, 1817 (одно), 1818, 1819, 1820 и 1830 (одно) годам 8 ; 9) два письма м. Евгения к ректору Моск. д. Академии Кириллу, впоследствии епископу Каменец-Подольскому, от 29 июня 1822 г. и (кажется) от 1824 г. (библ. Моск. дух. Академии, не нум.); 10) два письма Евгения к какому-то Его Высокопреосвященству (может быть архиеп. Ярославскому Филарету или Архиеп. Тверскому Гавриилу Розанову ) от 16 апр. 1833 г. и 27 дек. 1884 г. (там же) 9 ; 11) 19 писем (или точнее записочек) Евгения к Дм. Марковичу (на франц. языке), касающиеся главным образом вопроса о слав. Библии (Рум. Музей, собрание бумаг Полторацкого); 12) черновое (плохоразборчивое) ответное письмо Розенкампфа м. Евгению на письмо последнего о значении кормчей книги в рус. Законодательстве (там же, собрание бумаг Анастасевича, 914); 18) письмо Евгения к Розенкампфу от 22 янв. 1828 г., на французскому языке (Императорская Публичная библиотека, собрание автографов, не нум.), 14) письмо Евгения к А. Б. Козадаеву от 27 дек. 1828 г. (там же); 15) его же письмо к М. А. Баранову от 26 апр. 1822 г. (там же); 16) два письма Евгения к А. И. Ермолаеву от 31 янв. 1810 г. и от 28 июня 1821 г. (там же); 17) письмо Евгения от 27нояб. 1811 г. к какому-то Казанскому архимандриту, едва ли не Епифанио, ректору старой Каз. Академии (там же); 18) письмо Евгения к графу М. М. Сперанскому от 17 февр. 1826 г. (там же); 19) его же письмо к гр. Д. И. Хвостову от 4 авг. 1807 г. (там же); и 20) копия с двух писем гр. H П. Румянцева к м. Евгению от 19 янв. и февр. 1822 г. (там же, собрание бумаг В. Г. Анастасевича, без Кроме этих писем в переписке Евгениевской упоминаются: письма нашего преосв. Историка – к Ильинскому, автору «Исторического описания г. Пскова»..., Спб. 1790–1795, ч. I-VI (в письме к Анастасевичу от 9 февр. 1820 г.), и Салтыкову, президенту Общества Соревнователей (в письме к Анастасевичу от 4 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Погребен в правом приделе кафедрального собора г. Кишинёва. Общавшийся с Д. митр. Иринопольский Григорий поставил мраморную надгробную плиту и позолоченную ограду, а с вост. стороны собора - киот с образом Спасителя и архиерейской митрой. Известен портрет Д. на литографии 2-й четв. XIX в. (ГИМ), где он изображен погрудно, в рясе и клобуке, с панагией, наградным крестом в память войны 1812 г., 2 орденами и 3 звездами, внизу - факсимиле автографа Д., гриф мастера «Rey» ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 287). Соч.: Письма...//Письма духовных и светских лиц к митр. Моск. Филарету (с 1812 по 1867 гг.)/Сост., примеч.: А. Н. Львов. СПб., 1900. С. 201-204; Слова, произнесенные за время епископского служения на Кишинёвской кафедре//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 54-73; Инструкция для приходских священников. Толкование законов о метриках//Там же. С. 73-76; Неск. замечаний об оказавшихся неверностях в молдав. синод. переводе кн. «Пространный христ. катехизис Правосл. Кафолич. Вост. Церкви»//Там же. С. 80-91; Формуляр главного сотрудника высокопреосв. Димитрия, архим. Иоанникия (Шикова)//Там же. С. 91-93. Ист.: Из заметок и бумаг преосв. Димитрия, архиеп. Кишинёвского и Хотинского//Кишинёвские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 521-530; 17. С. 559-578; Пархомович А. Преосв. Димитрий [Сулима], еп.-викарий Бендерский и Аккеманский//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. Кишинёв, 1909. Вып. 2. С. 230-244. Лит.: НЭС. Т. 16. Стб. 164; Мурзакевич Н. Н. Димитрий (Сулима), архиеп. Кишинёвский и Хотинский: [Некролог]//Зап. Одесского ОИДР. 1850. Т. 2. Отд. 3. С. 796-798; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894; Халиппа И. Н. Восточные святители, нашедшие пристанище в пределах Кишинёвской епархии среди смут греч. восстания 1821-1828 гг.//Тр. Бессарабской губ. УАК. Кишинёв, 1900. Т. 1. С. 27-68; он же. Очерк истории нар. образования в Бессарабии в 1-й пол. XIX в.//Там же. 1902. Т. 2. С. 119-180; Пархомович И. М. Кр. очерк жизни и деятельности высокопреосв. Гавриила Банулеско-Бодони, Экзарха Св. Синода, митр. Кишинёвского и Хотинского (1813-1821 гг.)//Тр. Бессарабского церк. ист.-археол. об-ва. 1910. Вып. 5. 2-я паг. С. 1-55; Севастиан (Вести), архим. Жизнь и деятельность преосв. Димитрия (Сулимы) за время самостоятельного управления его Кишинёвской епархией (1821-1844 гг.)//Там же. 2-я. паг. С. 1-53; Филадельф [Пузына], архим. Слово на погребение высокопреосв. Димитрия//Там же. С. 93-97; Bezviconi Gh. Vechi carturari basarabeni//Fapte trecute i basarabeni uitati. Chiinu, 1992; Mihail P. Mrturii de spiritualitate româneasc din Basarabia. Chiinu, 1993; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea sub rusi. Chiinu, 2000.

http://pravenc.ru/text/178175.html

с сентября 1707 †5.06.1712 Дорофей (Кроткевич) митрополит, рукоположен † 3.06.1718 Сильвестр (Холмский) митрополит, бывший митр. Нижегородский и Алатырский с 5.03.1719 по 3.03.1720 еп. Тверской и Кашинский Варлаам (Косовский) митрополит, бывший еп. Тверской и Кашинский с 9.06.1720 † 24.05.1721 Филофей архиепископ, бывший архиеп. Охридский (Болгария) с 13.02.1722 по июнь 1727 отрешен; † 3.05.1735 Гедеон (Вишневский) епископ, рукоположен с 19.06.1728 † 2.02.1761 Парфений (Сопковский) епископ, бывший еп. Кексгольмский, викарий Новгородской епархии с 7.03.1761 † 7.03.1795 Димитрий (Устинович) епископ, бывший еп. Переяславский, викарий Киевской митрополии с 1.05.1795 † 26.05.1805 Серафим (Глаголевский) епископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 7.07.1805 по 7.02.1812 архиеп. Минский и Литовский Ириней (Фальковский) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 7.02.1812 по 6.07.1813 еп. Чигиринский,викарий Киевской епархии с 1.05.1813 управлял Могилевской епархией Иоасаф (Сретенский) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 6.07.1813 по 7.07.1821 архиеп. Могилевский и Витебский Иосиф (Величковский) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 3.07.1821 по 17.02.1834 на покое; † 26.09.1851 Тимофей (Котляров) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, архиепископ с 26.08.1856 по 16.05.1859 с 24.02.1834 на покое; † 24.07.1862 Антоний (Амфитеатров) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 31.10.1859 по 9.11.1866 еп. Казанский и Свияжский Иоанн (Соколов) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 13.11.1866 † 17.03.1869 Серафим (Протопопов) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 14.04.1869 по 2.10.1874 еп. Рижский и Митавский Иосиф (Дроздов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 7.12.1874 † 28.09.1881 Нестор (Метаниев) епископ, бывший еп. Выборгский, викарий Санкт- Петербургской епархии с 31.10.1881 по 16.12.1889 уволен от управления епархией, с 29.01.1894 еп. Дмитровский, викарий Московской епархии; † 25.07.1910

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1813 г. открылась Кишинёвская ДС. Г. старался ввести в местных мон-рях начала общежития, ориентируясь на опыт прп. Паисия (Величковского) , с к-рым был лично знаком. Под рук. Г. шел процесс восстановления старых и строительства новых (за 8 лет ок. 200) церквей. По его инициативе в мае 1814 г. была основана экзаршеская типография при Кишинёвском архиерейском доме - первая бессарабская типография, сыгравшая большую роль в выпуске и распространении церковной и светской лит-ры. Типография печатала издания на рус., слав. и молдав. языках, что способствовало единообразию в служении молдав. и рус. духовенства. Исправлялись молдав. богослужебные книги. С именем Г. связано учреждение в 1817 г. бессарабского отд-ния Российского Библейского общества и деятельность по исправлению молдав. Библии. Издание Библии на молдав. языке в С.-Петербурге было осуществлено при непосредственном участии Г., но без учета нек-рых его рекомендаций, что вызвало его неодобрение (Библия: Пер. на молдав. M., 2002. T. 5. С. 182). В апр. 1818 г., во время посещения Кишинёва имп. Александром I , Г. получил от него личную благодарность за подвижническую деятельность. Пожалован рядом наград, в т. ч. орденом Андрея Первозванного. Похоронен 1 апр. 1821 г. при большом стечении народа в мон-ре Кэприяна . На погребении присутствовал А. С. Пушкин , оставивший заметки об этом событии. Лит.: Скворцов В. Гавриил Банулеско-Бодони, митр. Кишинёвский, экзарх молдо-влахийский//ДНР. 1879. Т. 2. 7. С. 178-189; Мурзакевич Н. Н. К сведениям о Гаврииле Бодони, впосл. митр. Кишинёвском. Од., 1881; Бессарабия: Ист. описание/Изд. П. Н. Батюшкова. СПб., 1892; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг). Кишинёв, 1894 (на рус. яз.), 2004 (на молдав. яз.); он же. Исследования и монографии по истории Молдав. Церкви. СПб., 1904; Жмакин В. Гавриил Бодони//РА. 1898. 11. с. 309-377; 12. С. 487-512; Чеховский В. Киевский митр. Гавриил Банулеско-Бодони. К., 1905; Ciobanu t. Cultura româneasc în Basarabia sub stpânirea rus. Chiinu, 1923; Popovschi N. Istoria Bisericii din Basarabia în veacul al XIX-lea subt rui. Chiinu, 1931; Гросул Я. С. Труды по истории Молдавии. Кишинёв, 1982; P curariu. IBOR. Vol. 2 (sec. XVII si XVIII). В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/161283.html

Иларион , 1649–56, перев. в Нижегородский Печерский. Варлаам , 1656–59. Исаия , 1660–62. Архимандриты Пахомий , с 1662 игум.; 11. февр. 1666 произведён в архим-та; по 1672. Павел Моравский , из игум. Крестомаровских, 1672–75, 12 мая. (После архиепископ Коломенский). Тихон , 1675–77. (19 янв. 1680 определён по именному указу в Саввин Сторожевский келарем). Сергий перев. из Оранского монастыря, 1677–1701. † … Герман , в 1701, и перев. в Печерский. Авраамий , 1702. уволен. (Упом. в сент.). Филарет Тихомиров , из протопопов Нижегородского собора, 1703–29. Исаия Ичанов перев. из Оранского, 1729–34; 19 февр. сослан в Березов. Иона , 1734–40. Сергий , 1740–52; † … Софроний , 1753–58, перев. в Нижегородский Печерский. Амвросий Карцев , 1758–85; 19 мар. перев. в Переяславский Даниилов. Антоний Зыбелин , бывший архиепископ Казанский, управлял с мар. 1785; † 27 сент. 1797. Иоанн , 1802–1813. Афанасий , 1813 и 1814. Израиль в 1814 перев. из Нижеломовского; по 1818. Гавриил Городков в апр. 1818 перев. из Орловского Успенского, а в 1821 – в Нижегородский Печерский. Аристарх , из Московского Знаменского, в 1821; до 1844. Варлаам Денисов , бывший архим. Иркутского Вознесенского монастыря, определён 9 мар. 1844, а с 1853 архим. Кириллова Белоезерского. Иннокентий , 1853–61. Иларион , 1862–66. 3 Благовещенский, на Бечеве, в Нижнем-Новгороде, основан св. митрополитом Алексием около 1367 г. Ныне третьеклассный. [III, 358.] Архимандриты Иона , 8 дек. 1393. Малахия , 1399, 1417, 1423, 1438 и 1446. Сергий , 1476–78 173 . Исаия , 1554. Иона , 1565. Левкий , 2 сент. 1587. Максим , 31 мар. 1588. Иосиф , 1589–93 174 . Маркелл , 1614 и 15. Геннадий , 1621–25. Дионисий , 1625–32. Иона , 1632–35. Ануфрий , в нояб. 1635, в янв. (sic) 1636. Вениамин , 8 февр. 1636. Тимофей , в янв. 1638, в сент. (sic) 1640. Ферапонт , 1640–49. Антоний , 1649–51. После в Балахнинском Покровском. Сергий , 1651–54; † в окт. Пафнутий , в мар. 1659–80. Никифор , 1680–82. Иоасаф , 17 апр. 1684–86. Иринарх , 1687–94. Игнатий , 1694–98.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наружный вид: храм равносторонний, окна в два яруса с решетками, куполов на церкви пять, все глухие. Кресты железные, выкрашены желтой краской, а на колокольне - золочённый. Кровля железная, на главном храме четырёхскатная, на приделах - двухскатная. Внутренняя площадь храма 160 кв. сажень. Входных дверей три, церковь соединена с двухъярусной колокольней. Чудотворных или явленных икон нет. Особую ценность для прихожан представляла икона святого мученика Христофора. В храме также находилась особо почитаемая икона святого великомученика Пантелеймона, привезенная в Арск во 2 половине XVI в. Небольшая церковная библиотека, домов для причта и земли – нет. С первых лет существования деревянной Богоявленской церкви среди прихожан были: арские стрельцы с сотником и пятидесятником, дети боярские, белопашенные конные казаки, арские служилые полоненники, новоприборные полоненники Ремина, служилые посадские люди, старожилы и служилые татары. По указу государя Алексея Михайловича в 1649 г. были переведены в конные казаки 50 человек на Симбирскую черту в небольшой острог Юшанск. В 1780 г. в Арске проживают лишь мещане и пахотные солдаты. В приход Богоявленской церкви до 18 века входили деревни: Тюбяк, Чекурча, Хайван, Бужи (до построения храма в с. Чурилино), Казанбаш (до построения храма в с. Александровке), и православные из татарских сел: Верезей, Мурмы, Курсы, Метесков, Калачей, Турналей, Кутюка, Толчишмы, Берёзовки и Менгера. С 1821 г. упоминается д.Урмат, Пашкова (с 1889 г.). Причт по книге митрополита Тихона за 1706 г. был одноштатный: «поп Иван Иванов, диакон Иван Михайлов, дьячек Григорий, пономарь Алексий Иванов и просфорница Елена Ивановна». Позднее, со строительством второй церкви - Покровской в 1768 г., было 2 священника, 2 диакона, 2 дьячка и 2 пономаря. За время существования духовного правления был назначен протопоп. Поименный список причта Богоявленской церкви следующий: священники: Иван Иванов (ок. 1706), Михаил Григорьев (до 1731), Даниил Яковлев (1731 - ?), Иосиф Васильев (1775 - ?), Протопоп Максим Григорьев (1786-1797), Иродион Дмитриев (1780-1798), Симеон Родионов (1799-1813, в 1813 году за проступки отречен от сей церкви), Антон Ульянов (1814-1843), Матвей Политов (1841-1842), Сергей Спиридонович Милонов (1841), Иоанн Васильевич Тихомиров (1841-1854), Павел Петрович Соколов (1853 - 1868), Василий Никифорович Ядрин (1868-1869), Николай Александрович Любимов (1869-1887, в 1888 переведён в Александровскую больницу г. Казани, где и скончался), Николай А. Львов (1887-1903), Владимир Александрович Смелов (1904-после 1918; из благочинных Чистопольского уезда Казанской губернии);

http://sobory.ru/article/?object=21248

8 октября 2008. Священники Петр Михайлов Аболенский, Иоанн Михайлов Руднев, Николай Андреев Добродеев (середина 19 века). Информация взята из Метрических книг Богоявленской церкви (ГАТО,Ф.3.Оп.15.) 12 октября 2008. Священнослужители Церкви Богоявления Господня в 19-20-х веках (информация взята из «Ведомостей о церкви» Государственного архива Тульской области). 1831 год. Священники: Петр Иванов Никольский 37 лет (служил с 16.10.1818 г.); Григорий Павлов Путилин 34 года (с 16.10.1821 г.); Иоанн Михайлов Руднев 32 года (с 01.04.1823 г); Дьяконы: Никита Иосифов Глаголев 44 года (с 16.06.1806 г); Григорий Дмитриев Мерцалов 66 лет (с 13.04.1796 г.); Дьячки: Василий Григорьев Мерцалов 26 лет (с 21.10.1821 г.); Михаил Иванов Глаголев 50 лет (с 03.1806 г.); Алексей Ионов Калинников 41 год (с 1808 г.); Пономари: Вонифатий Сергеев Глаголев 34 года (с 10.08.1813 г.); Тихон Семенов Знаменский 22 год (с 14.03.1831 г.); Пономарское место за учеником Петром Аболенским 14 лет. 1868 г. Священники: Петр Михайлов Аболенский, род. 05.06.1818г. (с 08.07.1845 г.); Алексей Петров Покровский, род. 16.03.1832 г. (с 26.06.1861 г.); Дьякон: Петр Николаев Успенский, ( с 10.03.1860 г.); Михаил Гаврилов Терновский, род. 05.11.1823 г. (с 08.11.1862 г.); Пономари: Иван Семенов Рождественский, род. 17.11.1842 г (с 15.02.1864 г.); Александр Дмитриев Благовещенский (с 15.02.1866 г.); Дьячок: Дмитрий Михайлов Глаголев, род. 05.10.1825 г. (с 25.12.1845 г.); Иван Алексеев Глаголев (с 13.10.1833 г.); 1878 год. Священники: Петр Михайлов Оболенский, род. 05.06.1818г. (с 08.07.1845 г.); Алексей Петров Покровский, род. 16.03.1832 г. (с 26.06.1861 г.); Дьяконы: Павел Михайлов Райский, род. 02.06.1817 г. (с 16.03.1870 г.); Михаил Гаврилов Терновский, род. 05.11.1823 г. (с 08.11.1862 г.); Дьячок: Дмитрий Михайлов Глаголев, род. 05.10.1825 г. (с 25.12.1845 г.). Пономари: Иван Семенов Рождественский, род. 17.11.1842 г. (с 26.02.1869 г.); Александр Дмитриев Благовещенский, род. 21.11.1845 г. (с 15.02.1866 г.); 1882 г.

http://sobory.ru/article/?object=08105

В 1388 г. город перешел под власть турок-османов. В нач. XV в. нек-рое время находился под управлением румын. кн. Мирчи Старшего; в 1419/20 г. вновь завоеван турками. Митрополия упоминается в 1439 г. в связи с участием митр. Силистренского Каллиста (между 1437 и 1450) во Флорентийском Соборе. Между 1564 и 1580 гг. упоминается митр. Парфений. В XVII в. представители Д. е. часто посещали Россию, привозили на родину утварь, книги, иконы и проч. Митр. Иоаким дважды был в Москве, встречался с патриархом Филаретом и царем Михаилом Феодоровичем; в одной из церквей Силистры он положил частицы мощей св. Иоанна Златоуста, вмч. Пантелеимона и мц. Параскевы, подаренные Московским патриархом. В 1647 г. митр. Иеремия направил в Россию ценные сведения о турках в Добрудже. Более активные связи кафедра поддерживала с валашскими воеводами, т. к. в кон. XVII-XVIII в. Доростольские митрополиты иногда получали право в качестве экзархов управлять церквами в Валахии и Молдове. Валашские князья часто оказывали кафедре финансовую помощь: в 1663 г. митр. Макарий и кн. Григоре Гика построили в Силистре кафедральный собор в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Митр. Иерофей Комнин (1711-1719) принадлежал к имп. роду, получил образование в Падуе и Москве, был писателем, переводчиком, богословом и проповедником, посетил Бухарест, Иерусалим, Афон. Митр. Кирилл (1800-1812) содействовал рус. армии в русско-тур. войне 1806-1812 гг., был советником ген. М. И. Кутузова и соратником митр. Врачанского Софрония . В XIX в. кафедру последовательно занимали митрополиты Каллиник, Григорий, Иерофей и Дионисий. В 1870 г., после учреждения Болгарского Экзархата, Д. е. была объединена с Червенской епархией (см. ст. Русенская епархия ). Новая епархия получила наименование Доростольско-Червенская и имела кафедру в г. Русе. Храмы Д. е. вошли в состав Силистренской духовной околии Русенской епархии. Силистренские митрополиты кон. XVI-XIX в.: Парфений (ок. 1564), Иоасаф (ок. 1600), Иоаким (ок. 1615), Антоний (1630-1639), Иеремия (1639-1647), Паисий (1647-1653), Макарий (1653-1671), Мефодий (1671-1679), Парфений II (1679-1680), Геннадий (1680-1691), Афанасий (1691-1710), Иерофей Комнин (1711-1719), Серафим (1720-1724), Константин (1727-1732), Каллиник (1732-1748), Варфоломей (1748-1759), Кирилл (1764-1768), Парфений (1768-1779), Кирилл (1780-1784), Каллиник (1784-1787), Григорий (1799), Кирилл (1800-1812), Каллиник (1813-1821), Анфим (1821-1836), Григорий (1836-1839), Иерофей (1839-1851), Дионисий (1851-1870).

http://pravenc.ru/text/180241.html

В 1809 году Матвей Семенов перешел в богословский класс Архангельской духовной семинарии и одновременно стал учителем французского языка в низших ее классах. В 1811 году он окончил семинарию. 25 января 1812 по инициативе епископа Парфения Матвей Семенов определен учителем греческого языка и всеобщей истории Архангельского уездного духовного училища. Одновременно он исполнял обязанности иподьякона при архиерейских служениях. 26 сентября 1813 года в дополнение к учительской должности Семенов был определен инспектором Архангельских училищ. С ноября 1814 года ему было поручено также преподавать священную историю, географию и катехизис. 14 июля 1816 года Матвей Семенов перемещен на должность профессора греческого и французского языков Архангельской духовной семинарии. Находясь постоянно при владыке Парфении, он должен был произносить проповеди своего сочинения, в чем достиг совершенства. 24 сентября 1817 года на М. Семенова была возложена хлопотная и ответственная должность эконома семинарии, а 29 июня 1819 года он определен секретарем Библейского общества. Все должности будущий архипастырь исполнял «с неутомимою деятельностью, полною отчетливостию и с совершенным усердием». 25 июля 1820 года в Архангельском монастыре во имя Архангела Михаила ректором духовной семинарии архимандритом Павлом (Моревым) Матвей Семенов был пострижен в монашество и наречен Игнатием, в память священномученика Игнатия Богоносца . 1 августа инок Игнатий произведен в иеродиакона, 15 августа – во иеромонаха. Преосвященный Иосиф (Величковский) с благословения Св. Синода 3 февраля 1821 года возвел Игнатия в сан игумена и назначил настоятелем Николаевского третьеклассного монастыря 1 . Прекрасное знание Игнатием греческого языка стало известно в северной столице и первого марта 1821 года он был перемещен на должность бакалавра греческого языка Петербургской духовной академии, куда прибыл 11 апреля. 12 июля того же года Игнатий выдержал экзамен и вскоре был утвержден в степени магистра богословия, а 26 июля занял в академии кафедру богословских наук Одновременно он был назначен библиотекарем академии, где проводил все свободное время и привел книжное собрание в образцовый порядок 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В XVIII в. Афон стал центром духовной поддержки христиан разных национальностей (греков, албанцев, болгар, румын и сербов). Многие Н. побывали на Св. Горе для укрепления духовных сил перед предстоящим им подвигом мученичества. Афонские «духовные наставники» (λεπτες) готовили, побуждали и вдохновляли единоверцев на подвиг мученичества. Прежде всего это касалось тех, кто желали своей кровью искупить грех вероотступничества. Наиболее известными «духовными наставниками» были прп. Косма Этолийский , в 1779 г. убитый за просветительскую деятельность, свт. Макарий Нотара († 1805) и прп. Никодим Святогорец , который с 1775 г. до своей кончины (1809) почти постоянно жил на Афоне. В частности, свт. Макарий в 1794-1795 гг. был наставником нмч. Полидора Кипрского († 1794; пам. греч. 3 сент.), нмч. Феодора Нового (Византийского) († 1795; пам. греч. 17 февр.), в 1801 г. помогал подготовиться к подвигу нмч. Марку († 1801; пам. греч. 5 июня), в 1803 г.- нмч. Димитрию Пелопоннесскому († 1803; пам. греч. 13, 14 апр.) и др. Те, кто готовились принять мученический подвиг, жили при келье Макария, постоянно исповедовались и причащались. Прп. Никодим Святогорец в 1800 г. подготовил к подвигу нмч. Константина Идрского († 1800; пам. греч. 14 нояб.) ( Citterio I. Nicodemo Agiorita//TByz. 2002. Vol. 2. P. 913). Первые агиографические собрания, содержащие сведения о Н., были составлены Иоанном Кариофиллом († после 1693) ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα: Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων Ελλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453-1821). Αθναι, 1868. Σ. 374-376) и афонским мон. Кесарием Дапонте (1713-1784) (автограф: РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253). В сер. XVIII в. с ведома К-польских патриархов сщмч. Григория V (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) и Кирилла VI (1813-1818) начинается более систематизированный сбор сведений о Н. Прп. Никодим Святогорец при участии свт. Макария издал в 1799 г. «Новый Мартиролог» (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα), где содержались Жития ок. 90 святых, пострадавших в период между 1492 и 1796 гг., а также службы некоторым из них; больше половины Житий, вероятно, были написаны самим прп. Никодимом; тексты, созданные его предшественниками в XVII-XVIII вв., он сокращал или стилистически перерабатывал. Второе издание «Нового Мартиролога» было предпринято в 1856 г. с дополнением текстов о Н., пострадавших в 1796-1838 гг. (4-е изд. с предисловием проф. П. Пасхоса вышло в 1993 г. в Афинах). Рус. перевод Житий 16 афонских Н. из «Нового Мартиролога» был включен в «Афонский патерик» (Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Св. Афонской горе просиявших. М., 1897. Т. 2), др. 70 сказаний опубликовал свящ. П. Соловьёв (Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания К-поля турками/Пер. с новогреч.: свящ. П. Соловьёв. СПб., 1862).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010