Вселенский патриарх Григорий VI, дважды занимавший константинопольский престол (1835–1840 и 1867–1871 г.г.), был одним из наиболее выдающихся церковно-общественных деятелей православного Востока в XIX веке. Крупная его заслуга для православной церкви состояла, между прочими, в том, что он с пламенным усердием заботился о чистоте и неприкосновенной целости церковных догматов и канонов, самым энергичным образом охранял святую православную веру и от малейших её нарушений, от кого бы они ни исходили, и с апостольской ревностью боролся с инославной пропагандой, раскинувшей свои миссионерские сети почти по всему православному Востоку. Устройство народных школ и благотворительных заведений, распространение миссионерских книг и изданий, открытая проповедь латинства и протестантства, политическое покровительство бедной и обездоленной ромейской расы, финансовые с ней сделки и прямой подкуп – вот обычные средства и приемы, которыми пользовались западные миссионеры с целью вероисповедной пропаганды среди православного населения Востока. И должно отметить, что пропаганда имела здесь немалый успех и невольно вызывала опасение и за целость православия, и за судьбу греческой церкви на Востоке. Представители местной церковной власти прекрасно понимали грозную опасность для православного Востока со стороны инославного Запада и по мере сил и средств, находившихся в их распоряжении, противодействовали завоевательному походу латинства и протестантства. Известна борьба с инославной пропагандой константинопольских патриархов Кирилла VI (1813–1818 г.), Григория V († 1821 г.), Агафангела (1826–1830 г.) и Константия I (1830–1834 г.), которые, в виду систематических усилий со стороны западных деятелей достигнуть вероисповедного торжества на Востоке, целым рядом посланий и церковно-административных мероприятий стремились парализовать успех прозелитизма и противопоставить лживым упованиям инославия светлую правду ортодоксии 2 . Но особенно почтенны были труды в отношении защиты православия со стороны вселенского патриарха Григория VI, обнаружившего великую ревность в борьбе с католическими и протестантскими миссионерами на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУНДТВИГ [дат. Grundtvig] Николай Фредерик Северин (8.09.1783, Удбю, на юге о-ва Зеландия - 2.09.1872, Копенгаген), дат. теолог-реформатор, писатель, историк, политический и общественный деятель. Род. в семье лютеран. пастора. С 1792 г. учился у приходского священника в Тюрегоде, в 1798-1800 гг.- в классической школе в Орхусе, в 1800-1805 гг.- в Копенгагенском ун-те (специализация - исл. язык). В 1803 г. Г. получил степень бакалавра богословия. Отказавшись от рукоположения в пастора, работал домашним учителем на о-ве Лангеланн. В 1805-1808 гг. Г. опубликовал исследования «О песнях «Эдды»» и «Мифология Севера». Н. Ф. С. Грундтвиг Н. Ф. С. Грундтвиг В 1810 г. перед рукоположением в пастора произнес проповедь на тему «Почему слово Божие исчезло из дома Его?», в к-рой обличил рационализм, уничтоживший чувства и веру человека. В связи с этим консистория пересмотрела решение о его рукоположении, и Г. стал только помощником в приходе отца. С 1813 г. выступал в Копенгагене как свободный проповедник. Он считал, что следует больше внимания обращать на духовный рост человека после крещения и конфирмации . Полагаясь на абсолютный авторитет Библии, Г. подчеркивал, что живым словом, к-рым Бог говорит «сейчас», являются таинства и Апостольский Символ веры в противоположность Свящ. Писанию, к-рое говорило «тогда». С т. зр. Г., христианство, имея личностный характер, не может рассматриваться только применительно к отдельно взятой личности и предполагает соборность. В полной мере этому способствует единение человека со своим народом, осуществляемое с помощью родного языка, мифологии, поэзии, истории и культуры. «Сначала человек, а потом христианин»,- говорил Г. В 1816-1819 гг. он редактировал лит. ж. «Dannevirke». В 1818-1824 гг. перевел и издал «Деяния данов», составленные Саксоном Грамматиком ок. 1218 г. За перевод получил премию от кор. Фредерика IV. В 1821 г. Г. был рукоположен в пастора и назначен по королевскому указу в церковный приход г.

http://pravenc.ru/text/168209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Стадницкий Авксентий Георгиевич, 22.01.1862, с. Комаров (молдав. Кумарэу) Хотинского у. Бессарабской губ.- 10.02.1936, г. Ташкент), митр. Ташкентский и Туркестанский. Род. в семье настоятеля Успенской ц. в Комарове, мать происходила из молдав. священнического рода Черноуцан. После учебы в Единецком ДУ поступил в Кишинёвскую ДС, к-рую окончил в 1880 г. с отличием, в семинарии считался одним из лучших певцов. С 1 сент. 1880 г. преподавал в Единецком уч-ще церковное пение, географию и чистописание. Предполагал продолжить образование в ун-те, однако, поскольку согласно действовавшему законодательству выпускники семинарий могли продолжать образование только в духовных учреждениях, в 1881 г. поступил в КДА. В годы учебы в академии писал для студенческого журнала, «Труды КДА» опубликовали «Дневник студента - паломника на Афон», созданный Стадницким под впечатлением 2 паломничеств в 1885 г., сочинение было удостоено Макария (Булгакова) премии за 1895 г. В 1885 г. Стадницкий окончил академию со степенью канд. богословия и с правом представления диссертации на соискание степени магистра без дополнительного устного экзамена. 18 сент. 1885 г. назначен преподавателем древнегреч. языка в Кишинёвскую ДС, с 15 авг. 1886 г. также преподавал церковное пение, с 12 февр. 1892 г.- догматическое богословие и ряд др. предметов. Преподавательскую деятельность совмещал с адм. служением: с 1886 г. являлся членом ревизионного комитета, с 1892 г.- членом комитета по наблюдению за миссионерской деятельностью в Кишинёвской епархии, участвовал в съездах миссионерских в Москве в 1887 и 1891 гг., в 1895 г. исполнял должность инспектора семинарии, в 1887-1895 гг. был редактором «Кишинёвских ЕВ». 12 дек. 1895 г. назначен инспектором Новгородской ДС. В 1896 г. удостоен степени магистра богословия за соч. «Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митрополит Кишинёвский (1813-1821 гг.)», основанное на материалах, изученных автором в архивах Австрии, Румынии, Бессарабии.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf (некролог) В ночь на 7-е апреля этого года, скончался, после продолжительной и тяжкой болезни, знаменитый русский филолог, протоиерей Герасим Петрович Павский , на 76 году от рождения. Г. П. Павский был сын священника лугского уезда, павского погоста. Он получил первоначальное воспитание в псковской семинарии и, по окончании в ней курса наук, был определен на должность учителя арифметики и репетитора по медицинскому классу в месте своего воспитания. Когда в Петербурге, в 1809 г., открыта была духовная академия, Г. П. поступил в нее для продолжения учения, и по выходе из академии, в 1813 г., первым магистром, был назначен в это же заведение профессором еврейского языка. В 1816 г., он получил место законоучителя, которое занимал, впрочем, недолго, в царскосельском лицее, а в 1819 г. определен преподавателем богословия во вновь открытый тогда петербургский университет. В 1826 г., Павскому поручено было преподавание закона Божия Наследнику Цесаревичу, ныне царствующему Государю Императору; в 1827 г. – Великим Княжнам Марии и Ольге Николаевнам, а в 1833 г. – Великой Княжне Александре Николаевне. Эту обязанность он исполнял до 1835 г., когда уволен был, по болезни, и от должности профессора духовной академии. Кроме педагогических трудов, Павский принимал участие в занятиях разных комитетов. В 1819 и 1820 годах, он был членом комитета по составлению дополнительных правил устава духовной цензуры; с 1818 по 1827 г., состоял членом комитета духовной цензуры, участвуя в то же время в трудах библейского общества, а в 1825 г. был назначен членом комитета для разсмотрения мистических книг, сильно распространенных в России после 1812 года. Занятия Г. П. по переводу священных книг на русский язык и замечательные педагогические труды доставили ему высшую ученую степень – доктора богословия. Коммиссия духовных училищ утвердила Павского в этой степени в 1821 году. Но важнейшими трудами Г. П., доставившими ему громкую известность в ученом мире, были перевод на русский язык св. книг Ветхого Завета и занятия филологией, плодом которых было издание «Филологических наблюдений над составом русского языка», вышедших в свет сначала в 1841 и 1842 годах, а потом, вторым изданием, в 1850 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОВЕ Бовé Осип [Иосиф] Иванович [Жозеф Жан-Батист Шарль] (24.10.1784, С.-Петербург -16.06.1834, Москва), московский архитектор эпохи позднего классицизма. Его отец, Винченцо Джованни Бова (1750-1816), неаполитанский живописец, в 1782 г. приехал в Россию. Б. учился в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения (с 1802); канцелярист и коллежский регистратор (1803), губернский секретарь (1806), коллежский секретарь (1809), помощник архитектора (1809-1812), архитектор Комиссии для строений города Москвы (1813). С 1814 г.- главный архитектор, в ведении к-рого находилось художественное руководство по проектированию фасадов всех значительных общественных и частных зданий Москвы (помощники - его братья архитекторы Михаил и Александр). К 1816 г. Б.- автор 34 архитектурных работ. По проектам Б. был создан ансамбль центральных площадей Москвы (Красной (1813-1814), Театральной (1818-1821), Триумфальной (1818-1834)), Торговые ряды (1814-1816, осуществлен частично), восстановлены стены и башни Кремля (1816-1817, частично) и Китай-города (1817), выстроена терраса вокруг храма Покрова на Рву (1817). Б. участвовал в организации Александровского (Кремлевского) сада, для к-рого создал проект грота (1821), пандусов (1821) и ограждений; переделал «высочайше апробированный» проект Большого (Петровского) театра и осуществил его строительство (1821-1824); выполнил проекты скульптурного убранства Манежа, прославляющие военные победы России (1824-1825, осуществлены частично), и Триумфальной арки у Тверской заставы (проект 1826-1828, строительство 1829-1834). В 1825-1832 гг. Б. создал проект (утвержден 1827-1828) и построил Градскую больницу на Б. Калужской ул. В 20-х - нач. 30-х гг. XIX в. по проектам Б. в Москве и ее окрестностях были возведены храмы: свт. Николая Чудотворца в Котельниках (1821), в с. Архангельском Рузского у. Московской губ. (1822), Покрова Богородицы в с. Пехра-Покровское (1825-1828), Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке (проект 1828-1833; строительство осуществил М. Бове в 1834-1836), Троицкий собор Данилова мон-ря (1833-1838), а также подворье Макариева калязинского Троицкого мон-ря на углу Б. и М. Черкасского пер. (1820).

http://pravenc.ru/text/149437.html

Кишиневская Основана 13.08 (по др. 21.08) 1813. «...В Бессарабии до учреждения Кишиневской епархии существовала еп. Хотинская...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). Предыстория возникновения теперешней Кишиневской епархии относится к XVIII в. Во время русско-турецкой войны 1735–739 гг. в Яссах был хиротонисан митрополит Молдавский Антоний Черновский, находившийся во временной юрисдикции Св. Синода. Затем, в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг., на территории, оккупированной Дунайской армией, для местного Православного населения учреждается Молдовлахийская епархия, возглавленная находившимся при армии в Яссах архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым) – «Местоблюстителем Молдовлахийской Экзархии» (ПБЭ Т. 4. С. 9; Т. 5. С. 357). Впоследствии на территории Бессарабии, отошедшей к России, учреждается Кишиневская епархия. Архиепископия с 03.07.1821. С 1844 г. обычно замещалась епископами. «...В 1878 г. к Кишиневской епархии присоединена епископия Нижнедунайская (кафедра была в Измаиле) существовавшая с 1856...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). 22 .09(05.10)1992 на основе архиепископии создана автономная Православная Церковь в Молдове. Митрополия. Именовалась: с 21.08.1813 – Кишиневская и Хотинская; Кишиневская и Молдавская; Кишиневская и Молдавская (Православная Церковь в Молдове). Викарные кафедры: Измаильская, Бельцкая, Бендерская, Дубоссарская, Ниспоренская. 1739 22.12.1789 29.12.1791 1 1.02.1792 10.05.1793 27.03.1806 20.09.1812 21.08.1813 30.03.1821 18.06.1821 04.08.1844 12.11.1844 17.03.1858 17.03.1858 13.03.1871 23.06.1871 16.07.1882 21.08.1882 12.01.1891 12.01.1891 21.11.1892 Исаакий Положенский 21.11.1892 26.01.1898 26.01.1898 12.08.1904 Иаков Пятницкий 12.08.1904 16.09.1908 Владимир Сеньковский (Синьковский) 16.09.1908 20.03.1914 29.05.1910 16.11.1911 20.03.1914 05.12.1915 10.12.1915 12.1940 18(31)12.1944 31.12.1946 13.01.1947) Иероним Захаров 05(18)02.1947 21.05(03.06)1948 Венедикт Поляков 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 25.05(07.06)1949 24.02(09.03)1969

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подольск. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Дата постройки неизвестна. Архитектор:Ф.Ф. Рихтер Адрес: Московская обл., г. Подольск, ул. Парковая, д. 1 Координаты: 55.434704, 37.521966 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Домовая церковь в бывшей усадьбе Ивановское, которая ныне находится в черте города Подольска. Храм устроен в восточном флигеле усадебного дома во второй четверти XIX века во время реконструкции усадьбы, предпринятой А.А. Закревским. В настоящее время в помещении церкви находится музейная экспозиция. Вознесенская деревянная церковь в Ивановском, построенная ещё Головиными и в 1813 г. приписанная к церкви с. Дубровиц, была деревянной и ветхой, не освящённой после разорения французами и к освящению не готовой. Священник Козма Иродионов в 1813 г. умер. Дьячок Михайлов умер в 1811 г. В 1821 г. вышел указ церковь разобрать. Владевший в это время селом Ф.А. Толстой собирался возводить каменный храм, но дела расстроились, в 1823 г. он продал Ивановское. С 1823 г. усадьба была во владении зятя Толстого, графа, генерала от инфантерии, генерал-адъютанта Арсения Андреевича Закревского. При нём в левом крыле усадебного дома была устроена домовая церковь (на фотографии 1940-х гг. видна апсида храма и маленькая главка, вероятно, по храму Ивановское в некоторых документах именовали «Ивановское, Рождествено тож», например в документе 1903 г. «Акт о разделе имения Ивановское, принадлежащего семье Бахрушиных, и выкупе его в единоличную собственность Владимиром Александровичем Бахрушиным»). При Закревском флигели объединены с домом, построены ворота ограды парадного двора (1820-е гг.), по его же предложению архитектор Фёдор Фёдорович Рихтер построил белокаменную колоколенку. http://www.vidania.ru/temple/ В 1627 г. Ивановское - деревня на р. Пахре, во владении Василия Никитича Ельчанинова и братьев Ивана и Алексея Головиных. В 1678 г. Ивановским владел окольничий Иван Иванович Головин (ум. 1700), комнатный стольник в 1683 г., в 1694 г. воевода в Пскове, в 1696 г. в Смоленске. Он построил в 1694 г. деревянную церковь Вознесения Господня. Вознесенская деревянная церковь в Ивановском, построенная ещё Головиными и в 1813 г. приписанная к церкви с. Дубровиц, была деревянной и ветхой, не освящённой после разорения французами и к освящению не готовой. Священник Козма Иродионов в 1813 г. умер. Дьячок Михайлов умер в 1811 г.

http://sobory.ru/article/?object=22324

Авраам, архиепископ Ярославский и Ростовский (Шумилин Алексей Федорович) Родился 16 мая 1761 года в селе Быстром Московской губернии. Окончил Крутицкую духовную семинарию. В 1782 году рукоположен в сан священника в один из сельских приходов епархии. В 1784 году переведен ключарем в Успенский собор – кафедральный собор Крутицкой епархии и одновременно назначен учителем поэзии в Крутицкую духовную семинарию. С 1788 года (более 22 лет) находился при Екатерининской церкви при Московском Воспитательном доме и обучал воспитанников Закону Божию. В 1811 году назначен протоиереем Архангельского собора Московского Кремля. 31 августа 1812 года, перед вступлением Наполеона в Москву, был отправлен в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в местном Спасо-Преображенском монастыре. Там он овдовел. В 1813 году вернулся в Москву. 3 апреля 1813 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. 6 апреля 1813 года был определен настоятелем Златоустовского монастыря. 26 июня 1816 года переведен в Московский Богоявленский монастырь. С 20 декабря 1817 года – настоятель Спасо-Андроникова монастыря. В 1818 году находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 21 июля 1818 года хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. С 29 октября 1821 года – архиепископ Астраханский. С 7 мая 1824 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. На 1825 год он был вызван в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода. В 1827 году вернулся в свою епархию. 3 сентября 1836 года уволен на покой в Ярославский Толгский монастырь с правом управления монастырем. Скончался 18 апреля 1844 года в Толгском монастыре и там же был погребен. В течение 17-ти летнего епископского служения преосвященный Авраам особенно заботился о благоустройстве храмов. Он отличался отзывчивостью и заботливостью о нуждах паствы, перестроил соборный церковный дом и выстроил здание для духовного училища. Не менее заботливо относился преосвященный и к управлению делами своей епархии. Пройдя сам все степени церковного служения, он понимал нужды духовенства и всегда готов был придти на помощь нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тетерино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Николая Чудотворца , Петра и Павла Год постройки:Между 1811 и 1821. Ссылки:   Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Тетерино Координаты: 56.5718, 40.5118 Проезд:Дорога г. Суздаль - г. Иваново. На 18 км в селе Торчино левый поворт и два указателя " Сокатово 6 " и " Спиртзавод 26 " . По указателем проезжаем 3 км, в селе Тетерино на въезде указатель наименования населенного пункта. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Тетерино находится от Владимира в 50 верстах, а от Суздаля в 15 верстах. До второй половины XVIII ст. Тетерино было деревней с ближайшею деревнею Никольскою, принадлежала приходом к селу Лопатницам, в 7 верстах, за речкою Снигирем. Дальность расстояния и неудобство сообщения с приходскою церковью во время половодья побудили жителей деревень Тетериной и Никольской построить свою церковь и основать свой приход. В 1767 г. 20 марта крестьяне означенных деревень обратились с прошением к преосв. Геннадию, епископу Суздальскому и Владимирскому, о дозволении им построить свою церковь в Тетерине. По этому прошению в том же 1767 г. дана была благословенная грамота на построение церкви. Первый храм был выстроен деревянный, во имя св. и чудотв. Николая. Первоначальный причт составляли священник Стефан Федоров, дьячок Алексей Алексеев и пономарь Лука Алексеев. На содержание причта в 1767 г. крестьяне отвели из своих земельных дач по 5 дес. в поле и сена по 30 копен на члена; но в 1773 г., по указу императрицы Екатерины II, последовал новый надел, по которому на содержание причта из крестьянских земель отведено: усадебной земли 80 саж. длиннику и 70 саж. поперечнику, покосной 3 дес. и пахотной 30 дес. Деревянная церковь в Тетерине существовала до 1813 г. В 1811 г. положено было основание каменной, пятиглавой церкви на средства владельца села, тайного советника Меркулова. Первоначально был построен теплый придел с престолом в честь св. апост. Петра и Павла; освящен сей престол в 1813 г. Настоящая холодная церковь с престолом в честь св. и чудотв. Николая окончена строением в 1821 г. В этой холодной церкви в 1851 г. по распоряжению г. Меркулова прибит медный лист, на котором о происхождении церкви в Тетерине вычеканено: «Первая церковь в селе Тетерине построена была деревянная в честь Святителя и Чудотворца Николая в царствование Императрицы Екатерины II, при Геннадии, епископе Суздальском и Юрьевском, по указу Суздальской Духовной Консистории от 19 ноября 1767 года за 1792». В построенную церковь сделаны весьма ценные вклады строителем ее г. Меркуловым, как то: два ковчега сребропозлащенные; два сосуда сребропозлащенные; ковчег для теплоты серебряный, внутри позолоченный; три креста сребропозлащенные, из коих один украшен финифтью и стразами; два Евангелия и кадило серебряное.

http://sobory.ru/article/?object=01709

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010