Об окончании строительных работ на здании Благовещенской церкви и на приделе Александра Невского сообщает запись в приходно-расходной книге, датированная ноябрем 1813 года. Однако отделочные работы на здании продолжались вплоть до осени 1815 года, после чего прихожане основательно занялись работами по оборудованию и украшению интерьеров храмов Иоанна Богослова и Александра Невского. Торжественное освящение придела Александра Невского состоялось 25 августа 1821 года. Художественно-пластической и сакральной доминантой интерьера придельного храма Александра Невского был его иконостас, созданный в 1816-1817 годах. Научная сотрудница красноярского краеведческого музея С.И. Дараган, обследовавшая Благовещенскую церковь в 1920-х годах, писала в своем отчете: " Неожиданно было найти в верхнем этаже храма, в приделе Бл(аговерного) Александра Невского, памятник подлинной художественной ценности — иконостас стиля " ампир " , усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху. Отличительная черта этого русского стиля сказалась в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента. В этом смысле иконостас Александра Невского дает подлинное выражение вкуса своего времени " . Архитектурно-художественный облик иконостаса придела Александра Невского не имел аналогов среди иконостасов других православных храмов, возводимых на территории Приенисейского края в 1810-20-х годах. Об этом свидетельствует сравнение описания иконостаса придела Александра Невского с описаниями иконостасов, например, Входоиерусалимской церкви в Енисейске (1801-1815 гг.) и Всехсвятской церкви в г.Красноярске (1816-1822 гг.). Это обстоятельство объясняется тем, что иконостас придела Александра Невского был выполнен местными мастерами по специально составленным чертежам, присланным в Красноярск. Об их наличие свидетельствует запись в дневнике графа М.М. Сперанского, видевшего проектные чертежи в период посещения им Благовещенской церкви. Более того, если изготовление иконостасов по " осободанным " рисункам на территории Приенисейского края было делом обычным уже с середины XVIII века, то выполнение иконостаса Александра Невского по предварительно изготовленным чертежам в период повсеместного распространения принципов образцового и повторного строительства, связанного с ужесточением государственного контроля за развитием архитектуры, выглядит более чем вероятным.

http://sobory.ru/article/?object=00951

Однако вместо закономерной катастрофы союзники одержали внезапную победу благодаря героизму корпуса русской гвардии, который случайно (!) оказался на пути движения французов, уступая им в силе втрое, и смог продержаться до подхода основных сил во главе с императором. Тем самым коалиция была спасена, а через несколько дней в Теплице были подписаны новые союзные договоры . Это стало переломом для всей военной кампании 1813 г., завершившейся вытеснением войск Наполеона из Германии. Александр I глубоко переживал эти события, которые заставили его почувствовать себя орудием совершения воли Божией. 18 августа, вернувшись с поля боя, император написал в Петербург графу Н. И. Салтыкову (на которого было возложено текущее управление российскими внутренними делами): «Всевышний – единственная причина всех сих счастливых событий» . Ровно через год именно этот день – 18 августа – Александр I выбрал для начала в Петербурге церковных и общественных торжеств по случаю окончания войны с Наполеоном. Поиски богословского осознания политических процессов продолжались у российского императора и в период Венского конгресса, и во время пребывания в Париже в июле–сентябре 1815 г. Именно под влиянием этих напряженных поисков и рождался проект нового союза европейских монархов, о котором дальше пойдет речь. Александр I сам рассказывал об этом в 1821 г. в письме к князю А. Н. Голицыну: «Идея Священного союза была мне вдохновлена в Вене, как я вам уже неоднократно говорил, чтобы огласить ее при завершении конгресса, и лишь возвращение Наполеона с острова Эльба, пришедшееся на конец нашего пребывания в Вене, привело меня к убеждению, что нужно еще отложить исполнение этой мысли до того времени, пока с помощью Провидения эта новая борьба не будет окончена, и наконец в Париже, после того как Наполеон по милости Божией оказался поверженным во второй раз, Господь вложил мне в сердце желание воплотить все то, что лелеял я со времени конгресса, и обратил меня к тому, чтобы начертать на бумаге Акт таким, каким вы его знаете» .

http://bogoslov.ru/article/6175891

После 14 июля 1812 г., когда Полоцк заняли французские войска и начался массовый грабеж, решением униатского архиепископа Иоанна Красовского семинария была перемещена в имение Судиловичи Лепельского уезда. Со стороны французских властей архиепископу Иоанну было сказано: «Ты креатюра Московская», с него сорвали сапоги и шейный галстук, после чего он, спасая свою жизнь, покинул покои в имении Струнь, переоделся в крестьянское платье, отрастил бороду, переправился через реку Западная Двина и отправился за 35 верст в Лепельский уезд, в имение Черствяты. Затем он разослал по всей епархии своих доверенных лиц «дабы возродить во всех слабых и колеблющихся дух истинного верноподданничества к законному, пекущемуся о соблюдении веры и благоденствия, нашему правительству». После изгнания французов архиепископ Иоанн пришел к следующему выводу: «Я потерял почти все, но удержал и соблюл мою верность к Всероссийскому престолу и ныне с радостию взираю, что все так точно совершилось, как я думал, желал и В имении Судиловичи во вместительном деревянном доме с 1813 г. возобновились семинарские занятия. Так продолжалось 9 лет. В 1821 г. особым предписанием учебное заведение было возвращено Софийскому собору Длительное время он являлся одновременно и семинарским храмом. Здесь учащиеся ежедневно прослушивали «читанную дважды в день – католические молитвословия, произносили проповеди, все на польском Семинария располагалась в неприспособленных для образовательного процесса ветхих старых зданиях. Только в 1830–1833 гг. при архиепископе Иакове (Мартусевиче) было построено новое двухэтажное здание, которое, впрочем, оказалось неподходящим для занятий. На протяжении почти полувека семинария располагалась в Полоцке в здании, некогда построенном униатским митрополитом Флорианом Гребницким и имевшем в плане вид заглавной литеры его фамилии на латинском языке «Н». С 1830 г. учебные классы размещались в специально сооруженном отдельном двухэтажном здании, называвшемся «квадратик», замкнувшим собой пространство внутреннего двора главного здания, обращенного к Софийскому собору. В главном здании размещались: домовая церковь, правление, квартиры ректора, инспектора, учителей и эконома, ученические спальни, столовая, больница, аптека, хозяйственные службы. Ученические спальни были просторными, окна в них большей частью выходили в сад, но учащиеся спали в деревянных ящиках с постелями, днем закрывавшимися крышкой и служившими Квартиры ректора и инспектора были обращены окнами в сторону В 1845 г. на Двине оборудовали купальню для

http://sedmitza.ru/lib/text/6864886/

трети XVIII в. активно добивался согласия выговцев на заключение браков. Такое разрешение с Выга было привезено в 1798 г. Г. И. Скачковым (настоятель моленной в 1808-1821), получившим разрешение вести утвержденную Сенатом «брачную книгу» для московских поморцев. Это дело продолжил его зять А. С. Озерский, в 1836 г. «брачные книги» были запрещены. Наиболее решительно «самобрачные новожены» заявили о себе, вступив в 1816 г. в борьбу за места попечителей общины при богаделенном доме на Преображенском кладбище , принадлежавшем федосеевцам. Потерпев неудачу (поморцам было отказано в открытии моленной на Преображенском кладбище), поморцы стали направлять в гос. инстанции письма, порочащие федосеевцев. Конфликт 1816-1818 гг. привел к установлению строгого надзора за федосеевским согласием и способствовал росту влияния московских поморцев (ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 31. Д. 47. Л. 6 об.). К 1826 г. их численность в Москве приблизилась к 6 тыс. чел. Участники самарского собора поморского согласия. Фотография. 1887 г. Участники самарского собора поморского согласия. Фотография. 1887 г. Важным центром согласия являлся С.-Петербург. В 1768 г. на Моховой ул. купцы Ф. К. и И. Ф. Долговы, поддерживавшие тесную связь с Выговской обителью, во дворе своего дома устроили обширный каменный храм в честь Знамения Пресв. Богородицы с общежительством для клира, где был установлен поморский порядок богослужения. Согласно завещанию, И. Ф. Долгова, все эти постройки в 1798 г. были переданы Выголексинскому общежительству и стали его подворьем. В 1800-1830 гг. подворьем управлял Ф. П. Бабушкин , в 1830 г. избранный выговским киновиархом. В 1837 г. повелением имп. Николая I завещание И. Ф. Долгова было объявлено не имеющим силы, подворье отобрано, в 1862 г. храм был закрыт, а иконы, книги и утварь переданы Александро-Невской лавре. При моленной на Охтинском кладбище, известной с 1740 г. и просуществовавшей до 1919 г., с 1813 г. в течение почти 30 лет жил и трудился Павел Любопытный , составивший в 1828-1829 гг.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Хоружий говорит о нашей «личностной уникальности» как «существенном элементе нашей идентичности, нашей «человечности»». 1813 Каждый человек рассматривается как потенциальная личность, «что предстоит Богу собственным уникальным образом». 1814 «Определенно-особливая», « индивидуальная отличность», 1815 «личная идентичность человека, присущая ему и осознаваемая им его уникальность, несводимость ни к какому другому человеку» в синергии не утрачивается. Напротив, «лишь здесь эта уникальность раскрывается и удостоверяется в своем онтологическом содержании». 1816 Несводимость личностного плана бытия Согласно Хоружему, необходимо учитывать и изучать «несводимость» «личного бытия» к природному плану. 1817 Он настаивает, что «все феномены, относящиеся к личному бытию, имеют специфические измерения и аспекты, отсутствующие на других уровнях реальности и несводимые к характеристикам этих уровней». 1818 Сознание личности Также Хоружий считает, что личность неразрывно связана с сознанием в человеке: «личность (лицо)=сознание». 1819 Если в пантеистических духовных практиках, «ярким примером которых является классическая йога, описывающая продвижение к телосу», как к состоянию, в котором самосознание «проявляется лишь как форма созерцаемого», 1820 а в «финале процесса личная идентичность и самосознание целиком исчезают, растворяясь», «самосознание лишается всякой собственной формы и целиком растворяется в сущности созерцаемого, где Бытие и Небытие неразличимы», 1821 то в христианской практике духовный путь неразрывно связан как с развитием и становлением личности, так и с ростом «отчетливости самосознания». 1822 Критические замечания: «конституирование в личность» и «субъектная перспектива» На наш взгляд, тезис С. С. Хоружего о «претворении человека» «в личное бытие», «конституировании в личность» 1823 в процессе синергии ставит вопрос о моменте возникновения личностности. Хоружий говорит, что «эмпирический человек не рассматривается как личность. Однако он может приобщаться к личности и претворяться в личность в своем общении с Богом» 1824 и только в этом общении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Центральным моментом истории русско-греческих отношений был Греческий проект Екатерины II. Он предусматривал, помимо освобождения Греции и изгнания турок с территории Европы, еще и коронацию второго внука императрицы, Константина, который и именем своим, и воспитанием (он с детства был окружен греческими наставниками и воспитывался в греческом духе) предуготовлялся на греческий престол. Западные историки (в особенности, что характерно, англо-американские) трактуют этот эпизод как непомерные имперские притязания Екатерины и России в целом. На самом деле ничего " имперского " в Греческом проекте не было: ведь речь не шла о подчинении России – напротив, Екатерина была заинтересована в предоставлении внуку максимальной самостоятельности. Русский православный Царь на греческом престоле был необходим как единственный законный правитель православной страны. Россию в деле освобождения Греции, как легко убедиться, всегда интересовал отнюдь не прагматический, но скорее религиозно-исторический, духовный аспект, в то время как страны Западной Европы, прежде всего обновленных революциями Англию и Францию, Греция волновала как потенциальный участник рынка. В духовном же плане эти передовые западные страны выражали все ту же римскую идеологию господства, доминирования и вдохновлялись отмеченным выше римским чувством безусловной правоты перед греками. Повторим: в отношении всего греческого западный мир неизменен в течение всей своей 1200-летней истории (а можно, перепрыгнув еще через несколько веков, говорить об истоках этого чувства у древних римлян по отношению к античным грекам). Историческая новизна здесь проявилась с греческой стороны, поскольку в XIX веке греческий мир впервые признал римскую правоту, согласился с ней. Что из этого вышло – мы увидим дальше. Война за независимость (1821-1829) В 1814 г. в Одессе был создано " Дружеское общество " ( " Филики Этерия " ), ставившее своей целью борьбу за освобождение Греции. Это, как и родственные позднейшие декабристские Союзы, была, масонская организация, о чем свидетельствует уже само ее название. Старший основатель общества, Эммануил Ксантос, незадолго перед тем (в 1813 г.) стал членом одной из лож. Он перенес в общество ряд принципов и ритуалов " свободных каменщиков " . Другой организатор " Филики Этерия " – Цакалов – некоторое время жил в Париже и состоял членом " Гостиницы греческого языка " , близкой к масонству организации. Восстание, организованное тайным обществом, – характерное проявление масонства того времени.

http://religare.ru/2_34100_1_21.html

Адрес : Россия, Ярославская область, Ростов, улица Коммунаров, 14 Подробнее... Храм Державной иконы (Ростов) [ править править код ] Храм Державной иконы города Ростова - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ростовскому благочинию Русской Православной церкви. Кирпичный храм на цокольном этаже, строящийся в новом жилом районе города попечением фонда иконы Божией Матери Державная. Заложен в 2000, внешне окончен, стилизует формы ярославского зодчества XVII в. Четверик с шатровым завершением, с парными башенками над западными углами. В цокольном этаже планируется престол Царственных Новомучеников. Адрес : Россия, Ярославская область, Ростов, ул. Северная Подробнее... Ильинский храм (Васильково) [ править править код ] Ильинский храм села Васильково - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ростовскому благочинию Русской Православной церкви. Кирпичная церковь, сооружённая в 1804-1810 при помощи помещика А. А. Анзбукова. Двусветный четверик с ордерным декором, увенчанный декоративным пятиглавием, с пятигранной апсидой, небольшой трапезной и колокольней. Приделы Боголюбской Богоматери и Сергиевский. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Ремонтируется с 2000 года. Адрес : Россия, Ярославская область,Ростовский район, село Васильково, 1-я деревня Телефон: 8 905 630 78 98 Подробнее... Андреевский храм (Лазарцево) [ править править код ] Андреевский храм села Лазарцево - относится к Ярославской митрополии, Ярославской епархии, Ростовскому благочинию Русской Православной церкви. Небольшая кирпичная церковь, построенная в 1813-1821 как зимний храм на средства А. Н. Волынской. Второй престол, расположенный в один ряд с Андреевским, Адриана и Наталии. Закрыта не позже 1930-х, венчания сломаны, занята клубом, к 1990-м заброшена. В 2000 возвращена верующим, прямоугольный объём завершён новыми небольшими куполом и звонницей, в 2005 вновь. Адрес : Россия, Ярославская область, Ростовский район, село Лазарцево Телефон: 8 905 638 31 16 Подробнее... Сергиевский храм (Мосейцево) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_рай...

Елисавета Сергеевна † 1784; за генерал-аншефом графом Иваном Симоновичем Гендриковым Евдокия Сергеевна; за Воейковым Анна Сергеевна; за Сафоновым Елена Сергеевна; за князем Михаилом Даниловичем Барятинским Пётр Сергеевич Мария Сергеевна; за Михаилом Алексеевичем Еропкиным Наталия Сергеевна Дмитрий Иванович Алексей Иванович Фёдор Фёдорович Алексей Петрович КОЛЕНО XIX: Павел Александрович † 1813 Николай Александрович, генерал-лейтенант; женат на княжне Елисавете Сергеевне Щербатовой Владимир Александрович Мария Александровна † 1830; за Дмитрием Алексеевичем Коробьиным Граф Пётр Дмитриевич, рождение 1794 † 1853; женат на Авроре Осиповне Понятовской Граф Михайло Дмитриевич, рождение 1807; женат на Екатерине Ивановне Нарышкиной Графиня Мария Дмитриевна; за тосканским графом Дини Графиня Елисавета Дмитриевна; за ломбардским маркизом Соммарива Графиня Елена Дмитриевна; за ломбардским князем Видониа-Сорреджиано Екатерина Андреевна; за полковником князем Иваном Борисовичем Куракиным Наталия Владимировна; за подполковником Афанасием Александровичем Нестеровым Мария Владимировна; за Владимиром Петровичем Бахметевым Елисавета Владимировна; за генерал-майором Григорием Апполлоновичем Колокольцовым Анастасия Владимировна София Владимировна, рождение 6 ноября 1779 † 2 декабря 1836; за генерал-майором Потуловым Пётр Дмитриевич Михайло Дмитриевич; женат на графине Елисавете Францовне Санти † 12 октября 1810 Иван Николаевич † 2 января 1802; женат на Прасковье Николаевне Мансуровой Фёдор Фёдорович Иван Фёдорович КОЛЕНО XX: Александр Николаевич, рождение 1837 † 1838 Николай Николаевич, рождение 24 ноября 1838 Екатерина Николаевна Елисавета Николаевна Анна Николаевна Граф Пётр Петрович Дмитрий Михайлович Пётр Михайлович, рождение 21 июня 1763 † 2 февраля 1828; женат на княжне Марие Алексеевне Шаховской Павел Михайлович Константин Иванович † 10 января 1821 Федосья Ивановна, за Арсением Ивановичем Бартеневым Варвара Ивановна, за Мельгуновы КОЛЕНО XXI: Михайло Петрович, генерал-лейтенант, бывший нижегородский губернатор; рождение 1789; женат на княжне Анне Петровне Шаховской

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Архиерейский дом с Покровской ц. в Кишинёве. Нач. XIX в. (не сохр.). Фотография. 1912 г. Архиерейский дом с Покровской ц. в Кишинёве. Нач. XIX в. (не сохр.). Фотография. 1912 г. 21 авг. 1813 г. имп. Александр I Павлович утвердил образование в Заднестровской (Бессарабской) обл. Кишинёвской и Хотинской епархии. За правящим архиереем был сохранен не только титул митрополита, но и особые права и членство в Синоде. В новую епархию передали по 100 храмов из Херсонской и Екатеринославской епархий. Число храмов постепенно уточнялось; в 1818 г. указано окончательное число - 935 церквей, Вознесения Господня Гыржавский муж. мон-рь и 24 скита. Выполнены были и просьбы митр. Гавриила о передаче ему десятины ханских виноградников в Аккермане. 31 янв. 1813 г. состоялось торжественное открытие Кишинёвской ДС, в следующем году начало работу Кишинёвское ДУ. Семинария, до 1838 г. являвшаяся основным духовным учебным заведением для юж. регионов Российской империи, первоначально имела 2 класса: подготовительный и грамматический; в ней преподавался молдав. язык, в 1821 г. открыт богословский класс. К 1813 г. семинария была единственным учебным заведением в Бессарабии, в связи с чем бессарабский губернатор С. Стурдза предложил, чтобы в ней учились дети как духовенства, так и дворянства. В 1813 г. из 53 учеников только семеро были детьми священников, в 1814 г. в ней насчитывалось 78 учеников при 4 учителях, ректоре и префекте, в 1820 г.- 182. Митр. Гавриил дважды издавал указы, которыми обязывал духовенство под угрозой наказания отдавать своих детей в семинарию. В 1816 г. митр. Гавриил по желанию бессарабского дворянства открыл при семинарии благородный пансион, который просуществовал до 1834 г. и заменял собой обл. гимназию. Целью пансиона была подготовка чиновников для администрации; в нем преподавали учителя семинарии. В пансионе в 1820 г. состояло 18 учеников, 8 из них - дети местных дворян. В 1823 г. при пансионе был учрежден разряд казенных воспитанников из семей бедных заслуженных дворян в количестве 10 чел. (с 1824 - 12 чел.).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Преемник Парфения, игум. Иоанникий II (1766-1796), добился подтверждения прав М. м. сигиллием К-польского патриарха Герасима III (1795). Он получил хрисовул и денежную помощь от Михая Суцу, господаря Валахии (1783-1786; 1791-1793, в 1806) и Молдавии (1792-1795). Налаживание отношений с дунайскими княжествами - во многом заслуга посланного в 1783-1802 гг. в Яссы махерасского архим. Киприана (в 1810-1821 архиепископ Кипрский). В 1804 г. Киприан учредил в Никосии подворье М. м., храм к-рого был освящен во имя сщмч. Елевферия и прп. Стилиана. Икона с изображением этих святых была подарена им подворью в 1816 г. Киприан долго скрывал строительство нового храма от турок, говоря им, что сооружает амбар для хранения пшеницы. В 1813 г. он передал М. м. поместье в Тимву и владения в с. Прастион в Месаории. Интерьер монастырского собора Интерьер монастырского собора Во время греч. национально-освободительного восстания на киприотов обрушились репрессии. После казни 9 июля 1821 г. архиеп. Киприана и 3 кипрских митрополитов М. м. был разграблен. Шесть подворий в селах Литродондас, Аламино, Тимву, в никосийских предместьях Строволос и Страка (близ Дефтеры) и в самой Никосии (Купадиу и Киоски) были конфискованы турками. В 1827 г. долг М. м. достиг 45 тыс. грошей. Мон. Иоанникий Махериотис, организовавший восстание против турок на п-ове Карпасия в июле 1832 г., был схвачен и казнен. В 1892 г. М. м. сильно пострадал от пожара, собор был уничтожен огнем. Обитель восстановили благодаря пожертвованиям киприотов и средствам, присланным из К-поля и России. Новый собор был освящен 3 июля 1905 г. Рядом с собором возвышается изящная колокольня, построенная Агафоклисом Хаджи-Саввой из Псимолофу. Резной иконостас изготовлен кипрским мастером Г. Кириаку (1919-1921). В местном ряду иконостаса находится икона Божией Матери Махериотиссы. Она заключена в оклад работы груз. мастера чеканки Т. Гозалишвили (нач. XXI в.). Неск. икон из иконостаса написаны в 1846-1851 гг. Дзениосом, учеником критского живописца Иоанна Корнароса.

http://pravenc.ru/text/2562722.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010