Никаких документальных свидетельств о деятельности самого Космодамианского храма за почти столетний период со времени его постройки нет, но вполне очевидно, что за это время он сильно обветшал. Поэтому в 1786 г. благодаря попечительству князя Петра Ивановича Одоевского, вместо него началось возведение нового кирпичного Космодамианского храма, который и сохранился до настоящего времени. Архитектура его выдержана в стиле классицизма, основанного на законах античного искусства Рима и Греции, однако в объеме колокольни явственно просматриваются черты стиля русского барокко. Первоначально кирпичный Космодамианский храм был летним (холодным). Дата постойки кирпичного храма взята из церковных метрик. В журнале Консистории от 3 августа 1796 г. было обнаружено «прошение благочинного села Болшева Козмо-Дамианской церкви священника Алексея Петрова о дозволении имеющуюся в оном селе деревянную колокольню для обжига кирпича для зделания ограды сломать». Из этой записи видно, что к 3 августа 1796 г. на церковном месте в селе Болшево от второго деревянного храма осталась только деревянная колокольня. Следовательно, новый кирпичный храм безсребреников Космы и Дамиана к тому времени уже был возвещен и освящен. Потому и заботился священник Алексей Петров о возведении вокруг него церковной ограды. В 1800 г. князем Петром Ивановичем Одоевским возводится почти рядом с Космодамианским храмом - церковь Преображения Господня. Появление второго храма в селе Болшево разъясняется в клировой ведомости 1821 г., где сказано, что каменная церковь Космы и Дамиана была летней (холодной), а храм Преображения Господня – зимним (теплым). В 1813 г. владелец села Костино и Богородского И.А. Киреевский подал прошение Августину, епископу Дмитровскому, приписать к церкви Космы и Дамиана «за близостью расстояния» также церковь Рождества Богородицы. О болшевских храмах в прошении говорится: «…в Болшове (церковь) во имя Козмы и Дамиана, другая особо Преображения Господня, обе каменные, в твердости, утварью церковною достаточны и в коих все исправно». Прошение И.А. Кириевского было удовлетворено. Это подтверждается церковной ведомостью от 1821 г., где сказано: «приписана к сей церкви (Космы и Дамиана в Болшево) церковь во имя Рождества Божией Матери, что в селе Костине каменная, построенная стольником Федором Ивановичем Кузьминым в 1691 г…».

http://sobory.ru/article/?object=01550

По инициативе митр. Гавриила в 1813-1817 гг. были построены здания Кишинёвской митрополии и Кишинёвской ДС. Значительный вклад в духовное просвещение внесла Кишинёвская епархиальная типография, открытая по инициативе митр. Гавриила в 1814 г. Указом Синода от 31 дек. 1819 г. в типографии разрешено было издавать богослужебные книги на молдавском языке. В 1814 и 1815 гг. она выпустила «Молдавский букварь», в 1819 г.- «Краткую русскую грамматику с переводом на молдавский язык для учеников Кишинёвской семинарии и других школ Бессарабии». Митр. Гавриил выступал за сохранение молдавского языка в богослужении и при этом за введение в церковной жизни в Бессарабии церковнославянского языка. По его указу от 11 нояб. 1814 г. при Кишинёвском митрополичьем доме была устроена домовая Покровская ц., в которой на правом клиросе читали и пели по-церковнославянски, на левом - по-молдавски. В 1819 г. было окончательно установлено число храмов в протопопиях епархии, уточнены границы протопопий. Епархия была разделена на 11 протопопий: 2 - в Хотинском у. (в Бричанах и Атаках), 3 - в Ясском (в Бельцах, Сороках и Скулянах), 2 - в Оргеевском у., по одной - в Бендерском, Аккерманском, Измаильском и Леовском уездах. Занявший Кишинёвскую кафедру после смерти митр. Гавриила еп. Димитрий (Сулима) одновременно с назначением 18 июня 1821 г. был возведен в сан архиепископа. 16 июля того же года Синод принял указ, которым отменил для К. е. статус митрополии и Экзархата и причислил кафедру ко 2-му классу; в указе оговаривалось, что епархией должен управлять архиепископ. Архиеп. Димитрий вскоре после вступления в управление епархией упорядочил деятельность Кишинёвской консистории, приведя ее штаты в соответствие со штатами российских епархий. После начала в 1821 г. Греческого восстания архиеп. Димитрий принял в Бессарабии многочисленных беженцев из Валахии, Болгарии и Греции, в т. ч. духовного звания. В 20-х гг. XIX в. в К. е. поселилось более 10 греческих архиереев, потерявших кафедры. Архиеп. Димитрий развернул церковно-просветительскую деятельность.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

1817 г. М. м. был возведен в число штатных мон-рей 3-го класса. На собранные средства он был полностью обновлен. В 1813 г. был построен 2-этажный каменный корпус с деревянным мезонином: на 2-м этаже располагались покои для настоятеля и почетных гостей, на 1-м - братские кельи. В том же году ц. вмц. Параскевы была разобрана, в 1814 г. построена каменная ц. в честь Корсунской иконы Божией Матери с верхним приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1815 г. возведен больничный корпус, в 1816 г.- 2-этажный каменный корпус с деревянным мезонином для братских келий и трапезной. В том же году мон-рь был окружен каменной оградой с 2 башнями, в одной из к-рых размещалось Малоярославецкое духовное правление, в другой устроена часовня. В 1817-1821 гг. была возведена каменная 3-ярусная надвратная колокольня (на внутренних св. вратах), для к-рой приобретены 10 колоколов (самый большой весил 254 пуда 10 фунтов). На верхнем ярусе размещались часы с боем. Кроме того, в настоятельство архим. Макария в М. м. появились многочисленные хозяйственные постройки, за оградой - конный и скотный дворы, был разбит фруктовый сад. В Москве на приобретенном на ул. Б. Ордынка участке было выстроено монастырское подворье. В 1814-1822 гг. продолжались работы по возведению собора свт. Николая Чудотворца, но вскоре его пришлось разобрать из-за появившихся трещин в сводах. Собор строился в 1823-1843 гг. по новому плану, причем архим. Макарий считал, что он должен был стать храмом-памятником Отечественной войны. 26 авг. 1843 г., в день годовщины Бородинской битвы, Калужский еп. Николай (Соколов) и 12 священнослужителей (в т. ч. 4 настоятеля монастырей) освятили собор. В верхней части храма, на хорах за балюстрадой, был устроен придел Преображения Господня (освящен 3 июля 1849), а под собором - придел Всех святых (освящен в 1876, храм-усыпальница, где находятся захоронения купца Целибеева, архим. Макария и нек-рых др. настоятелей). Главный собор с 5 куполами увенчан бельведером с крестом и опирается на обширную ротонду, у основания купола имеется 8 окон-люкарн.

http://pravenc.ru/text/2561740.html

В предисловии к «Новому Мартирологу» прп. Никодим привел 5 причин, по которым Богу было угодно, чтобы «новые мученики являлись в наше время». Во-первых, поскольку прошло много лет со времен мучеников первых веков Церкви, у совр. христиан может возникнуть нек-рое неверие или смущение, как эти ранние мученики, будучи обычными людьми, сумели претерпеть столь ужасные страдания; Н. же собственным примером показывают, что мученичество возможно не только в древности, но и в совр. мире, они искореняют это недоверие у своих современников и оживляют в них ослабевающую и угасающую веру. Во-вторых, прп. Никодим подчеркивает миссионерскую роль Н.: мн. Н., родившиеся и выросшие среди «неверных», смело свидетельствовали об истинности христианства перед мусульм. правителями и судьями. В-третьих, благодаря Н. опровергается обвинение со стороны еретиков и инославных (католиков и протестантов), к-рые утверждали, что в правосл. Церкви нет новых святых. В-четвертых, Н. показывают образец долготерпения для всех христиан, страдающих от тирании. В-пятых, Н. являют пример мужества и стойкости для всех христиан, принуждаемых обстоятельствами к принятию мученичества, особенно для тех, кто были на грани отступления от православной веры (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα, 1799. Σ. 7-19). Жития нек-рых Н. ( Георгия Эфесского († 1801; пам. греч. 5 апр.), Иоанна Критского († 1811; пам. греч. 15 сент.), Димитрия Хиосского († 1802; пам. греч. 29 янв.)) составил прп. Афанасий Паросский († 1813). Он же является автором соч. «О том, что новые мученики суть святые и должны быть почитаемы за таковых и без канонического дознания Великой Церкви», в к-ром доказывал важность прославления Н. независимо от офиц. канонизации ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα. Αθναι, 1868. Σ. 642). Совместно со свт. Макарием Нотарой и с прп. Никифором Хиосским († 1821) прп. Афанасий подготовил агиографический сб. «Новый Лимонарь», содержащий Жития мн. Н. и службы им ( Μακριος Νοταρς, Αθανσιος Πριος, Νικηφρος Χος. Νον Λειμωνριον. Βενετα, 1819). Во вступлении к сборнику также говорится о значимости «нового мученичества». К. Дукакис включил Жития Н. в 12-томный сб. «Великий Синаксарист» ( Δουκκης Κ. Μγας Συναξαριστς Μεγλη Συλλογ πντων τν Αγων. Αθναι, 1889-1896. 12 τ.), а затем издал их в отдельном собрании ( Idem. Νον Μαρτυρολγιον. Αθναι, 1897).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

В Трансильвании видны признаки существования организованной жизни Церкви с первой четверти XIV века, когда она возглавлялась архиепископом или митрополитом, которые не имели постоянного места, но должны были быть там, где им разрешали правители Трансильвании. Важно отметить, что в Трансильвании Румынская Православная Церковь не была государственной, официальной конфессией, но, напротив, " терпимой " (tolerated) религией, в отличие от других четырех деноминаций. В начале XVIII века, во времена митрополита Афанасия Ангела, для получения больших политический прав некоторые из румынских клириков заключают унию с Католической Церковью. Таким образом, в Румынской Церкви произошло разделение, хотя кроме признания папского примата, вся доктрина, чин богослужения и структура Церкви остались неизменными. К концу XVIII века и началу нового века великие Объединенные ученые Самуил Мику Клейн (1745-1806), Георге Шинкай (1754-1816) и Петру Майор (1756-1821) в своих работах стремились доказать румынское происхождение как румынского народа и его языка, так и наследственность румынского элемента в Дакии. Петру Майор издал первую историю религии румын (1813). В отличие от Молдовы и Валахии, в Трансильвании не было больших монастырей, поскольку не существовало правящего класса, способного обеспечить все необходимое для их строительства. Тем не менее, первые тексты и рукописи на румынском языке были написаны в Трансильвании и датированы XV-XVI веками (Воронецкая Псалтырь, Шуеянская Псалтырь, Псалтырь Хурмузаки). Во второй половине XVI века диакон Корези напечатал в Брашове более 20 книг на славянском и румынском языках. Новая типография была открыта в Альба-Юлии в следующем веке, и в 1648 году здесь был напечатан Новый Завет на румынском языке. Впервые вся Библия переведена на румынский язык в 1688 году в Бухаресте. К концу XVIII века, в особенности под влиянием Объединенных ученых и их школы мысли, мы присутствуем при завершении романизации литургической службы. Этот момент имеет особое значение в истории Румынской Церкви, т.к. славянский язык и Православие являлись в течение более чем 7 веков основаниями этнической самобытности румын. Славянский язык был для румын тем же, чем латинский - для народов Западной Европы. Но процесс замены этого книжного языка, который больше не могли понимать простые люди, на румынский начался несколькими веками раньше. Румынскому языку потребовалось некоторое время для того, чтобы созреть и быть способным выражать терминологические тонкости православного богословия.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Истинно хвалиться крестом Господа Иисуса Христа можно лишь тогда, когда «слово крестное», которое есть великая «сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ), глубоко напечатлеется в нашем сердце, проникнет все наше сознание, освятит нашу волю, приобщит нашу жизнь к священному подвигу крестоношения. «Как Христу подобало пострадать, дабы потом войти в славу ( Лк. 24:26 ), которую имел Он у Отца – говорит приснопамятный святитель Московский Филарет, – так христианину многими скробями надлежит войти в Царствие ( Деян. 14:22 ), которое завещал ему Христос ( Лк. 22:29 )... Как Крест Христов есть дверь Царствия для всех, так и крест христианина есть ключ Царствия для каждого сына Царствия. Вот, вкратце, сущность великого слова крестного». Митрополит Филарет. Слово в Великий пяток, сказанное в Александро-Невской лавре в 1813 году. – (Слова и речи, т. 1. 1803–1821. М. 1873, с. 32). " Кто хочет идти за Мною, – говорит Спаситель, – отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною« ( Мф. 16:24 ). Христианское крестоношение не представляет собой какого-то непонятного страдания ради самого страдания. Страдание несущего свой от Бога, от любящего Небесного Отца, ниспосланный жизненный крест христианина есть не простое бессловесное перенесение чуждых ему и противоестественных мучении. Нет, оно есть прежде всего радостное и жертвенное сострадание, сораспятие Христу, за нас умершему ( Гал. 2:19 ; 2Кор. 5:15 ), общение с Ним в жизни и в смерти. Оно есть многоплодная и самоотверженная деятельность, жизнь по заветам Христовым. »Тем прославится Отец Мой, – говорил Христос Спаситель в Своей прощальной беседе, – если вы принесете много плода и будете Моими учениками» ( Ин. 15:8 ). Учеником Хрисотвым может быть лишь тот, кто трудится не для себя только, но для всех, для своих ближних, для своего Отечества, для всей человеческой семьи. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 ). И, конечно, верхом подвига христианского крестоношения является такая степень деятельной любви, при которой человек ради ближних своих не щадит и собственной жизни. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Книгоиздание творений русских святых отцов в XIX – начале XX веках Книгоиздание творений русских святых отцов в этот период переживает время своего расцвета. Оно характеризуется, во-первых, двунаправленностью (внимание и к русскому святоотеческому наследию далекой старины, и к настоящему или недавнему прошлому отечественной патристической литературы), а во-вторых, масштабами книгоиздания, во многом объясняющимися возросшими возможностями полиграфии. Что касается первого, то в XIX веке появляется особый интерес к древнерусской духовной литературе. Начинают издаваться сочинения авторов X-XVII веков. Так, в 1813 году публикуются творения преп. Нила Сорского (1433–1508): «Предание ученикам», «Монастырский устав» и Завещание. В 1821 году в «Памятниках российской словесности XII в.» ученым А. Калайдовичем впервые издаются творения свт. Кирилла Туровского (1130–1182). С 40-х годов XIX века активно развивается русское патристическое книгоиздание. С 1843 года начинается выпуск серии «Творения св. отцов в русском переводе» (ТСОРП), в которой издаются творения классического периода, в основном греческих отцов, и «Прибавлений» 296 к этому изданию; параллельно публикуются творения русских отцов и церковных писателей (многие из которых впоследствии были канонизированы). В Прибавлениях к ТСОРП в 1843 году вышло четыре Слова свт. Серапиона Владимирского († 1275); в 1844 году издается и переиздается «Слово о Законе и Благодати» и некоторые другие сочинения св. Илариона Киевского (XI век); с 1847 по 1860 год издаются отдельные небольшие творения, в основном пастырско-поучительного характера, таких отцов XIV века, как свт. Петр, митрополит Московский , свт. Алексий Московский . В 1847 году издаются некоторые из посланий преп. Иосифа Волоцкого (1439–1515), а в 1857 году в «Православном собеседнике» при КазДА вышел полностью его «Просветитель» – сочинение полемического характера, написанное против ереси жидовствующих. Поучения преп. Феодосия Печерского 1074) издавались в печатном виде митр. Макарием в 1856 году (в том числе «О казнях Божиих», о латинской вере и против пьянства).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Князь Алексей Александович, полковник, рождение 1752 † 16 января 1783 Князь Пётр Александрович † 1817 Князь Борис Александрович, майор, рождение 2 апреля 1756 † 26 января 1817 Князь Михайло Александрович, бригадир, рождение 24 декабря 1758 † 3 июня 1817; женат на графине Елисавете Сергеевне Головиной † 4 ноября 1831 Князь Пётр Петрович, рождение 1751 † 15 марта 1821 Князь Алексей Петрович, полковник, рождение 1754 † 1792 Князь Василий Петрович, бригадир, рождение 7 марта 1756 † 12 августа 1832 Князь Павел Петрович, рождение 20 февраля 1766 † 4 апреля 1838; женат на Агафоклее Алексеевне Бахметевой, рождение 14 марта 1773 † 10 апреля 1849 Княжна Анна Петровна, рождение 1757 † 1826 Княжна Елисавета Петровна, рождение 1763 † 1813 Князь Фёдор Яковлевич, статский советник † 29 декабря 1782; женат на Анне Александровне Собакиной † 27 ноября 1791 Княжна Анна Яковлевна, рождение 1738 † в декабре 1809, за князем Фёдором Алексеевичем Голицыным Княжна Мария Яковлевна, рождение 1741 † 13 ноября 1827, за действительным тайным советником Николаем Николаевичем Салтыковым Князь Алексей Яковлевич, каммергер † 1791 Князь Дмитрий Алексеевич Князь Николай Алексеевич, подполковник, рождение 1765 † 14 июля 1839 Княжна Прасковья Алексеевна, за Самариным Княжна Мария Алексеевна † 22 апреля 1803, за Петром Михайловичем Бутурлиным Княжна Елисавета Борисовна, рождение 29 ноября 1773 † 2 октября 1796; 1. за князем Аренбергом; 2. за каммергером князем Петром Фёдоровичем Шаховским Князь Иван больший Иванович Князь Иван меньший Иванович Князь Иван Иванович Княжна Татияна Васильевна, за Петром Грохольским Княжна Анна Васильевна, за Иваном Шульгиным Князь Фёдор Леонтьевич, женат на Чириковой Князь Алексей Леонтьевич, рождение 1755 † 1838, женат на Анне Петровне Руковой † 1811 Князь Николай Леонтьевич, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер † 1836 Князь Иван Леонтьевич, рождение 23 марта 1777, генерал от инфантерии, государственного совета член, и всех российских орденов кавалер; женат на графине Софие Алексеевне Мусиной-Пушкиной, рождение 1792

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Ко времени присоединения Грузии к России (1801-1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. В состав РПЦ она вошла на правах экзархата (церковной автономии), этот статус был определен указами 1811 и 1814 гг. В 1817 г. экзархом Грузии поставлен митр. Рязанский Феофилакт (Русанов) , ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу та часть груз. духовенства, к-рая находилась в крепостной зависимости. При А. в России началось возрождение миссионерской деятельности. На десятки языков «инородцев» были переведены краткий катехизис и молитвослов, НЗ был переведен на татар., ногайский, осетин. языки и даже на язык аборигенов Мезенской тундры. В 1810 г. начала действовать «самоедская» на Севере, в 1814 г.- осетинская, а в 1821 г.- монгольская миссии. В 1807 г. расширено действие Пекинской миссии , во главе к-рой был поставлен выдающийся синолог архим. Иакинф (Бичурин). Распоряжения А. сыграли решающую роль в упрочении положения правосл. миссии в Русской Америке, существовавшей в труднейших условиях: в 1811 г. A. отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 г. не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 г. в зап. губерниях был запрещен перевод униатов (см. Греко-католики ) в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, к-рая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 г. были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 г. наделены казенными землями. В этот период царствования A. увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813-1814 гг. за границей, он проявлял интерес к различным христ. конфессиям. В 1814 г. в Силезии А. встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел «образец чистого идеала христианства». В Бадене A. общался с европ. мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом , в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания.

http://pravenc.ru/text/64316.html

На втором этаже галереи разместилась уникальная книжно-иллюстративная выставка из собрания Российской государственной библиотеки, которую подготовили сотрудники Отдела выставочных работ РГБ Т.И. Новокрещенова и А.С. Перевезенцева. Выставка состоит из пяти разделов. Первый раздел " Восторг Победы " представляет издания, увидевшие свет в 1813-1821 гг. Среди них - дневники, записки и воспоминания Фёдора Глинки, первое издание стихотворение Жуковского " Певец во стане русских воинов " , первые издания планов и карт Бородинского сражения " . В других разделах представлены работы А.И. Михайловского-Данилевского " Описание Отечественной войны в 1812 году " (1839), Н.А. Полевого " История Наполеона " (1844-1848) и многие другие. Кроме того, в 1911-1912 гг. были изданы несколько альбомов художников Верещагина, Самокиша, Рубо... Одна из представленных на выставке книг - " Генерал-Адъютант Генерал от Инфантерии Матвей Евграфович Храповицкий. 1799-1812-1847 " (1912) - когда-то принадлежала цесаревичу Алексею Николаевичу, о чём свидетельствует экслибрис, помещённый на обложке. Украсила выставку первая публикация стихотворения М. Лермонтова " Бородино " в журнале " Современник " (1837). В пятом разделе выставки, посвящённом истории и святыням Можайска, - исследование А.Н. Величкова " Город Можайск, его святыни и окрестности " (1880) и другие книги. Особое место в празднике " Бородинская осень " заняла Конференция " 1812 год. Слово и образ " , проведённая в форме Круглого стола в пресс-центре Государственного исторического музея-заповедника " Бородино " . Открыл конференцию председатель СП России В.Н. Ганичев. С интересными содержательными докладами выступили: доцент МПГУ Г.Аксёнова, помощник Полномочного Представителя Президента РФ в ЦФО А.И. Макаров, референт Министра культуры РФ Шацков А.В., председатель Попечительского совета Фонда святителя Иона Златоуста Володин В.В., председатель Попечительского совета комплекса " Святого колодца преподобного Ферапонта Можайского " Е.П. Пригарин, академик Г.Я. Мокеев, протоиерей Пётр Деревянко, игуменья Спасо-Бородинского монастыря матушка Филарета, член правления Российского общества историков и архивистов З.П. Иноземцева, учёный-историк из Твери Л.М. Сорина, учёный, писатель и дипломат А. Токарев, историк В. Ушаков. Поэты М. Ножкин, В.Исаев, С. Чулкова, Е. Сапрыкина прочитали новые стихи о России.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010