Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАДЖИЧ [серб. Вук (6.11.1787, дер. Тршич, близ Лозницы - 7.02.1864, Вена), серб. филолог, фольклорист, историк, этнограф, реформатор сербскохорват. лит. языка, деятель серб. национального возрождения. До 1817 г. подписывался Стефанович или Стеванович (по имени отца), с 1824 г.- Караджич, также использовал псевдоним Ненад Новкович. Род. в многодетной обедневшей крестьянской семье. Несмотря на недостаток средств, необходимость помогать отцу и слабое здоровье, К. недолго учился в школах в Лознице, в мон-ре Троноша , в гимназии в Сремски-Карловци (1805-1806), в Великой школе в Белграде (1808), занимался самообразованием. В начале первого сербского восстания (1804-1813) был писарем при одном из лидеров, Джордже Чурчии, в 1807-1813 гг.- писарем в Правительствующем совете. В 1810-1811 гг. учитель в Малой школе в Белграде. В 1812 г. представлял лидера серб. восстания Карагеоргия на переговорах с видинским пашой. После поражения восстания переехал в Вену. Периодически преподавал в различных серб. городах, в 1823-1824 гг. учился на философском фак-те в Лейпциге. Некоторое время был членом суда в Белграде. Член-корреспондент Ученого об-ва Краковского ун-та (1820), член Об-ва любителей русской истории и словесности при Московском ун-те (1828), почетный член Венской АН (1848), Берлинской АН (1850) и С.-Петербургской АН (1851). В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) В. Караджич. Портрет. 50-е гг. XIX в. (Национальный музей, Белград) Словен. филолог В. Копитар высоко оценил знание К. народного серб. языка и оказывал ему всестороннюю помощь в исследовательской и реформаторской деятельности. По его совету К. составил краткую серб. грамматику (Писменица серб. ieзuka. Виенна, 1814), начал собирать и постепенно издавать серб. народные песни (Народне српске njecмe. Лajnцur; Виенна, 1823-1833. 4 и материалы для серб. словаря. В 1-е издание словаря включил ок. 26 тыс. слов, во 2-е - ок. 47 тыс. слов (Српски pjeчhuk, истолкован и латинским pujeчмa. Виенна, 1818, 1852 2). В этом словаре и сопровождающей его переработанной в отличие от издания 1814 г. грамматике К. опубликовал результаты своей реформы серб. лит. языка, согласно к-рой рус. гражданская азбука была приведена в соответствие со звуковым составом серб. языка, орфография выстроена по фонетическому принципу, а русско-церковнослав. и славяно-серб. лексика уступили место серб. народной. Несмотря на острую критику реформы, она стала основой совр. сербскохорватского языка.

http://pravenc.ru/text/1470389.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ XVI (18.09.1765, Беллуно - 1.06.1846, Рим; мирское имя Бартоломео Альберто Каппеллари, в монашестве Мауро), папа Римский (со 2 февр. 1831). Происходил из низшего дворянства. Вопреки воле родителей 23 окт. 1783 г. поступил послушником в мон-рь св. Михаила на о-ве Мурано, принадлежавший ордену камальдулов . В 1786 г. принес обеты и был пострижен в монашество с наречением имени Мауро. В 1787 г. рукоположен в сан пресвитера. Получив образование в бенедиктинских коллегиях, преподавал философию и богословие в коллегии мон-ря св. Михаила. В 1790 г. назначен цензором книг (censor librorum) ордена камальдулов и конгрегации Вселенской инквизиции в Венеции. В 1795 г. переведен в Рим в камальдульский мон-рь св. Григория (Сан-Грегорио аль Челио), где стал помощником (socius) генерального прокуратора ордена камальдулов. Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ) Григорий XVI, папа Римский. Гравюра. 1626 г. (РГБ) В 1799 г. опубликовал кн. «Il trionfo della Santa Sede e della Chiesa» (Триумф Святого Престола и Церкви), посвященную папе Римскому Пию VI , в к-рой защищалось учение о папской безошибочности (непогрешимости) и светской власти пап. С 1800 г. викарий аббата, с 1805 г. аббат мон-ря св. Григория в Риме. В 1801 г. участвовал в основании Академии католич. религии (Accademia della Religione Cattolica). В 1807 г. назначен генеральным прокуратором ордена камальдулов. В 1808 г. из-за оккупации Рима французами удалился на о-в Мурано в мон-рь св. Михаила, где преподавал в местной камальдульской коллегии. В 1814 г. с восстановлением власти папы Римского Пия VII вернулся в Рим и был назначен аббатом мон-ря св. Григория. С 1818 г. генеральный прокуратор, с 1823 г. генеральный настоятель ордена камальдулов. В качестве советника участвовал в работе рим. конгрегаций Чрезвычайных церковных дел (с 17 сент. 1814), Вселенской инквизиции (с 10 марта 1816), Пропаганды веры (с 29 февр. 1820) и По проверке книг Вост. католич. Церквей (с 23 мая 1821). С 31 марта 1818 г. занимал должность экзаменатора епископов по богословию. При папе Римском Льве XII выполнял миссию апостольского визитатора ун-тов в Перудже, Камерино, Мачерате и Фермо.

http://pravenc.ru/text/166779.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Ужинский Владимир Кононович; 22.03.1777, Ужинский погост Валдайского у. Новгородской губ.- 16.12.1855, г. Свияжск Казанской губ.), архиеп. Казанский и Свияжский. Из семьи причетника. Учился в Валдайском ДУ, с 1790 г.- в Новгородской ДС, после закрытия к-рой в 1792 г. перешел в Александро-Невскую ДС, в 1797 г. преобразованную в академию. На формирование В. как проповедника и преподавателя большое влияние оказали лекции архим. Антония (Знаменского) и архим. Амвросия (Протасова) . В 1800 г. Ужинский вернулся в восстановленную Новгородскую ДС. По одним данным, закончил обучение в 1803 г. и начал преподавать в семинарии, по др.- с 1800 г. был преподавателем. В 1806 г. являлся инспектором Новгородской ДС. Владимир (Ужинский), архиеп. Казанский. Гравюра. 40-е гг. XIX вв. (РГИА) Владимир (Ужинский), архиеп. Казанский. Гравюра. 40-е гг. XIX вв. (РГИА) 26 мая 1807 г. Старорусским еп. Евгением (Болховитиновым) Ужинский был пострижен в монашество. 16 июня рукоположен во диакона, 1 дек.- во иерея. С 7 февр. 1808 г. префект, с 19 июня 1809 г. ректор Новгородских духовных уч-щ, с 23 марта 1812 г. ректор Новгородской ДС. Одновременно с управлением новгородскими духовными учебными заведениями В. являлся настоятелем новгородских мон-рей: с 30 мая 1811 г.- Деревяницкого в честь Воскресения Господня мон-ря в сане игумена, 15 нояб. того же года, после возведения в сан архимандрита, назначен настоятелем Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , с 7 марта 1816 г. архимандрит Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , с 10 марта 1819 г. архимандрит Юрьева новгородского мон-ря . В авг. 1814 г. Комиссией духовных уч-щ удостоен звания профессора богословия. 11 мая 1819 г. состоялась хиротония В. во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, к-рую возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Михаил (Десницкий) . В. критически относился к активной в те годы деятельности Российского Библейского об-ва и его президента министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына . В. покровительствовал архим. Фотию (Спасскому) во время пребывания последнего в Деревяницком мон-ре. 12 апр. 1822 г. В. был назначен епископом Курским и Белгородским. 15 марта 1828 г. вызван из Белгорода (в то время центр Курской епархии) в С.-Петербург для присутствия в Синоде, пробыл в столице 2,5 года и в Курскую епархию не вернулся.

http://pravenc.ru/text/159080.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич; 20.11.1788, с. Железники Калужского у. и губ. (ныне в черте Калуги) - 7.09.1860, Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пуст.), прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни . Происходил из дворян Дмитровского у. Орловской губ., крещен в честь блгв. кн. Тверского Михаила Ярославича. Прадед М. (в постриге мон. Иосиф) был насельником Одрина во имя святителя Николая Чудотворца монастыря . Семья Ивановых проживала вблизи Лаврентиева калужского в честь Рождества Христова мужского монастыря . В связи с болезнью матери в 1793 г. семья переехала в Москву, в 1797 г., после ее кончины,- в с. Щепятино Дмитровского у., а затем - в г. Карачев. По окончании в 1801 г. Карачевского приходского уч-ща Михаил обучался у частного учителя в доме своей тетки Д. М. Передельской. В 1802 г. поступил на должность бухгалтера в уездное казначейство в г. Льгове Курской губ., в 1805 г. перемещен в Курскую казенную палату и получил 1-й классный чин офицера. В 1808 г. вышел в отставку, по единодушному решению младших братьев после смерти отца (1806) принял управление родительским имением. В течение 2 лет не вполне успешно управлял имением. Отличался щедростью и добрым отношением к работникам. Прп. Макарий (Иванов), старец Оптиной пуст. Портрет. 1848 г. Худож. А. Копьев (ЦАК МДА) Прп. Макарий (Иванов), старец Оптиной пуст. Портрет. 1848 г. Худож. А. Копьев (ЦАК МДА) 6 окт. 1810 г. выехал на богомолье в Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь . 16 нояб. указом Орловской духовной консистории определен в число послушников этой обители, 24 дек. строителем Иоанникием пострижен в рясофор с именем Мелхиседек. Находился под духовным руководством иером. Ионы. В 1814 г. совершил паломничество в Киев, посетил различные обители. 7 марта 1815 г. настоятелем Павлом (Крячковым) пострижен в мантию с именем в честь прп. Макария Великого, 15 марта еп. Орловский и Севский Досифей (Ильин) рукоположил его во диакона, 27 мая 1817 г.- во иерея. Первоначально занимался письмоводительством, с июня нес послушание ризничего.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

архиепископ Аркадий (Фёдоров) (1784–20.05.1870) архиепископ Аркадий (Фёдоров) Епископ Русской православной церкви, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. Биография В миру Федоров Григорий Федорович, родился в 1784 (1786?) году в селе Дмитровское (Дмитровский погост) Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил Владимирское народное училище. По окончании Владимирской духовной семинарии, в 1 ноября 1807 года был оставлен в семинарии преподавателем французского языка, 27 февраля 1808 года - назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впоследствии учителем высшего французского класса, библиотекарем, преподавал поэзию. В 1814 году был определен экономом семинарии. 18 мая 1814 года принял монашество, 21 мая того же года был рукоположен во иеродиакона, а 24 мая - во иеромонаха. С 3 июля того же года - строитель Сольбинской Николаевской пустыни. 23 декабря 1814 года был утвержден смотрителем Владимирских духовных училищ. 26 мая 1818 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Боголюбского монастыря. 18 марта 1819 года был утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года был назначен благочинным над мужскими монастырями Владимирской епархии. С июня 1823 года - ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года был назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года был переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 8 декабря 1828 года был назначен, а 3 февраля 1829 года - хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 8 августа 1831 года был перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года был возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 - 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде. 7 июля 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Статистика Фихте Иоганн Готлиб Иоганн Готлиб Фихте (нем. Johann Gottlieb Fichte, 19 мая 1762, Бишофсверда — 27 января 1814, Берлин) — немецкий философ. Один из основателей группы направлений в философии известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Фихте часто воспринимается как фигура, чьи философские идеи послужили мостом между идеями Канта и германского идеалиста Георга Вильгельма Фридерика Гегеля. В последнее время Фихте получил признание благодаря его оригинальной способности проникновения в суть природы самосознания и самоанализа. Так же как у Декарта и у Канта, проблема объективности и сознания служила мотивом его философских размышлений. Фихте также писал работы по политической философии и из-за этого он воспринимается некоторыми философами как отец Немецкого национализма. Фихте родился 19 мая 1762 г. в Рамменау. Выдающиеся способности мальчика обратили на себя внимание барона Мильтица, который однажды опоздал на церковную службу и пропустил проповедь. Фихте обладал феноменальной памятью и слово в слово воспроизвел эту проповедь для барона, что произвело на последнего большое впечатление и он позаботился о дальнейшем образовании мальчика. С 1774 по 1780 год он учился в Пфорте. Затем Фихте слушал лекции богословия в Йенском и Лейпцигском университетах. Повинуясь настояниям матери, молодой Фихте предполагал сделаться пастором, но смерть патрона отняла у него надежду получить желаемое место. Долго он боролся с нуждой, давая частные уроки. С 1788 года он делается домашним учителем в Цюрихе, где знакомится с Лафатером и Песталоцци, а также с Иоганной Рейн (племянницей Клопштока), на которой впоследствии женился. В Берлине (1799), куда отправился Фихте, к нему сочувственно отнеслись и король, и общество. Он близко сошёлся с Шлегелями, с Шлейермахером, и вскоре стал читать публичные лекции, привлекавшие многочисленную аудиторию. В 1805 году он начал читать лекции в Эрлангене. Наступление французов вынудило его перебраться в Кёнигсберг, где он недолго читал лекции и подготовлял свои «Речи к немецкому народу», произнесённые им в Берлинской академии зимой 1807—8 годов. " В условиях французской оккупации Германии Фихте обратился со своими речами «К германской нации» (1808), в которых призывал к моральному возрождению немцев и впадал во многие националистические преувеличения. " — З. Я. Белецкий В 1809 году был основан Берлинский университет, где Фихте занял кафедру философии. Он умер 29 января 1814 года в Берлине, заразившись горячкой от жены, самоотверженно посвятившей себя уходу за ранеными в военных лазаретах. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/985

В Москве проходит ХХ Богословская конференция ПСТГУ Москва, 12 октября 2009 г. 9 октября состоялось открытие юбилейной ХХ Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Конференция проходит под эгидой Синодальной Библейско-богословской комиссии. Приветствие участникам конференции направил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пленарное заседание было посвящено 200-летию первой реформы высшей духовной школы в России. С докладом на эту тему выступила к.и.н., магистр богословия Н.Ю. Сухова, сообщает Богослов.Ru . Первая реформа духовных школ проводилась в 1808-1814 гг.: появилась централизованная система учебных заведений, были введены новые дисциплины. Возник особый тип образовательного учреждения, объединивший в себе идею научно-богословского центра и университета — духовная академия. В XIX в. многие идеи и проекты той первой реформы были реализованы. Но научные центры при академиях, или как их называли «ученые коллегии», созданы не были. По мнению докладчика, открытие подобных центров сейчас очень актуально, и создавать их имеет смысл при университетах. Вопросы и проекты, упомянутые Н.Ю. Суховой в докладе, будут обсуждаться на секциях конференции. Многие секции проводятся Свято-Тихоновским университетом совместно с учеными Русской Православной Церкви Заграницей. 10 октября прошли заседания секции «Церковная и светская наука о войне и мире». В ее работе принимают участие представители отечественной и зарубежной науки, известные философы, социологи и историки. «То, что секция наша сугубо философская — лишь видимость. Уже первые доклады являются свидетельством того, что в основании политических и социально-политических теорий лежат религиозные взгляды и системы», — отметил руководитель секции доцент ПСТГУ Геннадий Самуйлов. С докладом «Теология войны у Жозефа де Местра» на заседании секции выступил профессор Ричард Лебрен. 10 октября также прошли второе и третье заседания секции «Русское богословие: традиции и современность». Председателями второго заседания были профессор Марчелло Гардзанити и доцент Кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Наталья Юрьевна Сухова. Третье заседание секции «Русское богословие: традиция и современность», прошло под председательством Полины Маиер (Вюрцбургский университет (Германия) и доцента кафедры Истории Русской Церкви ПСТГУ Георгия Вениаминовича Бежанидзе. Конференция продлится до 14 октября. 12 октября 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/32244.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Святитель Мелетий Харьковский ноября 1784-†29 февраля 1840 Память празднуется 12 (25) февраля (тезоименитство) и 29 февраля/14 марта (28 февраля/13 марта в невисокоскный год; преставление) Определение Священного Синода от 21 февраля 1978 года Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима об отредактированных им службе и акафисте святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, представленных Святейшему Патриарху Преосвященным архиепископом Харьковским и Богодуховским Никодимом. Постановили: Службу и акафист святителю Мелетию, архиепископу Харьковскому, утвердить и благословить их к употреблению во всех церквах Московского Патриархата 29 . Святитель Мелетий (Михаил Иванович Леонтович) родился в селе Старые Санжары Полтавской губернии. В 1808 г. он окончил Екатеринославскую семинарию и как лучший ученик был направлен в Александро-Невскую академию. По ее окончании в 1814 г. он стал ее преподавателем. С 1817 г. он – инспектор и преподаватель Киевской Духовной семинарии, а с 1819 г. – первый инспектор Киевской академии. 11 февраля 1820 г. он был пострижен в монашество с именем Мелетий, 22 февраля посвящен в иеродиакона, 25 февраля – в иеромонаха. В 1821 г. отец Мелетий был поставлен настоятелем Кутеинского Оршанского монастыря с возведением в сан архимандрита. С января 1824 г. он был ректором Киевской Духовной академии. В октябре 1826 г. Святитель стал епископом Чигаринским, викарием Киевской епархии и настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. В своей епархии он особенно заботился о сиротах, вдовах и бедных, посещал тюрьмы. Насельников своей обители он учил подлинному подвижничеству. В апреле 1828 г. епископ Мелетий был назначен на Пермскую кафедру. В августе 1831 г. он стал архиепископом Иркутским. Здесь Святитель усиленно проповедовал Православие среди язычников. Путешествуя по епархии, он объездил Сибирь и побережье Тихого и Ледовитого океанов. На севере здоровье Святителя ухудшилось, и в 1835 г. его перевели на Слободско-Украинскую (позднее Харьковскую и Ахтырскую) кафедру. Здесь он восстанавливал монастыри, открывал духовные училища. Перед кончиной святитель Мелетий со словами “Ныне отпущаеши” осенил себя крестом, а затем попросил прощения у окружавших его. Вскоре после преставления по его молитвам начали совершаться чудеса. Гробница святителя Мелетия находится в Благовещенском кафедральном соборе города Харькова. Читать далее Источник: Альманах " Альфа и Омега " : Часть I 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30; 1998, 1999, 2000, 2001 Часть II 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 2002-2003-2004 Часть III 42, 44, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53; 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 Часть IV 54, 55, 56, 57, 58, 60, 61; 2009, 2010, 2011 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917 гг. Оглавление Введение А. Общее влияние развития Российского государства в XVIII–XX вв. на Русскую Церковь Б. Источники и литература по истории синодального периода Примечания Глава I. Становление государственной церковности § 1. Церковь и Петр Великий § 2. Церковь при местоблюстителе патриаршего престола Стефане Яворском § 3. «Духовный Регламент» и учреждение Святейшего Синода § 4. Святейший Синод: его организация и деятельность при Петре I Примечания Глава II. Церковь и Государство § 5. Отношение Русского Императора к Русской Церкви § 6. Святейший Синод: полномочия и организационные изменения в XVIII–XX вв. § 7. Обер-прокуратура Священного Синода § 8. Святейший Синод и церковная политика правительства (1725–1817) § 9. Святейший Синод и церковная политика правительства (1817–1917) § 10. Правительство и вопрос о церковных имениях Примечания Глава III. Епархиальное управление § 11. Организация епархиального управления § 12. Епископат Примечания Глава IV. Приходское духовенство § 13. Образование духовного сословия § 14. Приходское духовенство в государственном законодательстве § 15. Отношение приходского духовенства к священноначалию § 16. Материальное обеспечение приходского духовенства § 17. Социальное положение приходского духовенства § 18. Особые группы духовенства: военное, придворное и зарубежное Примечания Глава V. Духовное образование § 19. Духовное образование до школьной реформы 1808–1814 гг. § 20. Духовное образование от школьной реформы 1808–1814 гг. до 1867 г. § 21. Духовное образование после школьной реформы 1867–1869 гг. Примечания Список источников и литературы Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/439961/

Скачать epub pdf 11. Александр I Павлович, император и самодержец всероссийский сын императора Павла I Петровича от второго брака с принцессой Софией-Доротеей-Августой-Луизой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Петербурге 12 декабря 1777 г.; вступил на престол 12 марта, короновался в Москве 15 сентября, уничтожил пытки 27 октября 1801 г., учредил министерства 8 сентября 1802 г.; издал Устав о народных училищах 27 декабря 1803 г.; основал положениями Педагогический институт в Петербурге 3 января, университеты в Казани и Харькове 5 ноября 1804 г.; отправил первую русскую кругосветную экспедицию под начальством Крузенштерна в 1805 г.; ополчил Россию на Наполеона манифестом 30 ноября 1806 г; разорвал сношения с Англией декларацией 16 октября 1807 г.; присоединил к России шведскую Финляндию манифестом 16 марта и ездил в Эрфурт для свидания с Наполеоном в сентябре 1808 г.; разорвал сношения с Австрией 21 апреля и приобрел от Швеции Финляндию и Аландские острова по Фридрихсгамскому трактату 5 сентября, а от Австрии – часть Галиции по Венскому договору 2 октября 1809 г.; образовал государственный совет 1 января и объявил банковые ассигнации обеспеченными всем достоянием государства 1 февраля 1810 г.; открыл лицей в Царском Селе 19 октября 1811 г.; приобрел от Турции Бессарабию, по Бухарестскому трактату 16 мая 1812 г., а от Персии земли до рек Куры и Аракса по Гюлистанскому трактату 12 октября 1813 г.; сделал императорскую библиотеку публичною 2 января и торжественно вступил в Париж 19 марта 1814 г.; присоединил к России часть герцогства Варшавского 27 апреля, заключил Священный Союз с Австрией и Пруссией 20 сентября и удалил из России иезуитов 20 декабря 1815 г.; открыл в Петербурге биржу 15 июля 1816 г.; ездил на конгресс в Ахен осенью 1818 г.; открыл университет в С.-Петербурге 8 февраля и даровал устройство евангелической церкви в России 20 июля Т819 г.; присутствовал на конгрессах Троппауском в октябре 1820 г., Лайбахском (первые четыре месяца 1821 г.) и Веронском (последние три месяца 1822 г.). Вел войны с Наполеоном – в 1805 (Креме, Аустерлиц), 1806 (Пул-туск), 1807 (Прейсиш-Эйлау, Фридланд), 1812 (Полоцк, Клясти-цы, Смоленск, Бородино, Тарутино, Красный, Березина), 1813 (Лю-цен, Бауцен, Кацбах, Кульм, Лейпциг) и 1814 г. (Бриенн, Краон, Лаон, Фер-Шампенуаз, Реймс); с Персией – в 1804–1813 гг. (Ленкорань); с Турцией – в 1806–1812 гг. (Батын, Рущук, Силистрия, Слободзея); со Швецией – в 1808–1809 гг. (Свеаборг, Оровайс, Кваркен). Умер в Таганроге 19 ноября 1825 г.; тело его погребено в петербургском Петропавловском соборе 13 марта 1826 г. Император Александр I был женат на княжне Луизе-Августе баден-дурлахской, по св. миропомазании Елизавете Алексеевне (см. 90). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010