Святитель Антоний (Смирницкий) архиепископ Воронежский и Задонский чудотворец (в миру, Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, с. Повстин близ Пирятина на территории Лубенского полка – 20.12.1846, Воронеж), свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых). Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик; тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 г. Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании КДА одним из лучших студентов богословского курса в авг. 1796 г. А. Г. Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Не получил благословения на вступление в брак от митр. Киевского Самуила (Миславского), сказавшего: «Смирницкому другие пути назначены». 21 февр. 1797 г. митр. Киевским Иерофеем (Малицким) Смирницкий был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского, 21 апр. 1797 г. тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. Заведовал б-кой, в качестве послушания проповедовал, впосл. был известен как блестящий проповедник. 20 нояб. 1799 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) рукоположен во иеромонаха, 25 янв. 1808 г. митр. Киевским Серапионом (Александровским) назначен зав. лаврской типографией. Был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом (носил власяницу, ночи проводил в бдении). 20 сент. 1814 г. А. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение о постриге в схиму, но разрешения не получил. 2 янв. 1815 г. назначен наместником лавры и в 1817 г. митр. Серапионом возведен в сан архимандрита. В лавре установил еженедельное чтение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность за спасение Киева в 1812 г. от нашествия франц. войск (см. Отечественная война 1812 г.). В 1816 г. принимал в лавре вел. кн. Николая Павловича (см. Николай I) и имп. Александра I, в течение всей жизни пользовался благоволением как императора, так и царского двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Smirni...

(Смирницкий Авраамий Гаврилович, 29.10.1773, с. Повстин близ Пирятина на территории Лубенского полка - 20.12.1846, Воронеж), свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых), архиеп. Воронежский и Задонский. Старший сын в многодетной семье протоиерея, дома учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик; тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды Господь чудом сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь. В 1783 г. Авраамий был отдан в школу, где за смиренный и тихий нрав получил фамилию Смирницкий. По окончании КДА одним из лучших студентов богословского курса в авг. 1796 г. А. Г. Смирницкий поступил послушником в Киево-Печерскую лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах». Не получил благословения на вступление в брак от митр. Киевского Самуила (Миславского), сказавшего: «Смирницкому другие пути назначены». 21 февр. 1797 г. митр. Киевским Иерофеем (Малицким) Смирницкий был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Антония Киево-Печерского, 21 апр. 1797 г. тем же архиереем рукоположен во иеродиакона. Заведовал б-кой, в качестве послушания проповедовал, впосл. был известен как блестящий проповедник. 20 нояб. 1799 г. митр. Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) рукоположен во иеромонаха, 25 янв. 1808 г. митр. Киевским Серапионом (Александровским) назначен зав. лаврской типографией. Был строгим постником, благодетелем для бедных, молитвенником, аскетом (носил власяницу, ночи проводил в бдении). 20 сент. 1814 г. А. был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение о постриге в схиму, но разрешения не получил. 2 янв. 1815 г. назначен наместником лавры и в 1817 г. митр. Серапионом возведен в сан архимандрита. В лавре установил еженедельное чтение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность за спасение Киева в 1812 г. от нашествия франц. войск (см. Отечественная война 1812 г.). В 1816 г. принимал в лавре вел. кн. Николая Павловича (см. Николай I) и имп. Александра I, в течение всей жизни пользовался благоволением как императора, так и царского двора.

http://lib.cerkov.ru/authors/1093

Старое Роговое. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В селе в 1783 году была построена деревянная Архангельская церковь. Есть предположение, что храм перестраивался в 1808-1814 годах в камне. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 год, в штате Архангельской церкви числились: священник и псаломщик Василий Восточный. Церкви принадлежало 50 десятин пахотных земель. Приход насчитывал 388 дворов, в которых проживало 2700 человек. По некоторым данным, в 1905-1907 годах человеком по фамилии Гончаров в селе была построена новая каменная церковь иконы Божией Матери " Знамение "   Источник:  Русские Церкви Строительство началось в 1876 году. Освящение состоялось в 1900 году. Один из четырех храмов района, богослужения в которых в годы советской власти прерывались лишь на короткие периоды. Храм закрывался по решению курской областной власти 13 августа 1940 года. сайт Храма Св.великомученика Димитрия Солунского (с.Средние Апочки) Село Старое Роговое населено в половине XVII ст. В 1802 г. в Роговом было 2254 души обоего пола однодворческого населения, 228 дворов. К селу Роговому принадлежат деревни: Новая Роговая, Ровенка, Герасимова, в 1904 г. при 394 дворах числилось муж. пола 1577 душ, жен. пола 1495 душ. По словам г. Германова, церковь во имя Архистратига Михаила была построена в Роговом в 1676 г. Как видно из местной церковной летописи, в 1784 г. был устроен новый храм деревянным зданием, закрытый 19 сентября 1900 г. О состоянии этого храма ничего неизвестно до 1820 г. Из архивной описи видно, что в этом году одним из Роговатовских священников были раскрыты крыши на церкви без дозволения начальства. Следовательно, в этом году производились в храме какие-то починки. В 1833 г. церковь внутри и снаружи была покрашена; в 1844 г. прихожане были «понуждаемы» исправить иконостас. В 1845 г. в церковь выдан новый антиминс. В 1876 г. начат постройкою новый каменный храм, освященный 19 сентября 1900 г. во имя Архистратига Михаила. В 1896 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа, помещавшаяся в наемной квартире. В приходе, кроме того, имеются две земских школы – в селе и дер. Ровенке.

http://sobory.ru/article/?object=17925

Угроеды. Церковь Илии Пророка. Церковь. Не действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:не позже 1847. Ссылки:   Адрес: Сумская обл., Сумской р-н, с. Угроеды, ул.Конторская 2 Координаты: 50.864194, 35.285345 Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Угроеды или в Угроеды, выходить на остановке " Угроеды " Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Исторические источники свидетельствуют, что первый деревянный храм в Угроедах был построен в 1708 году. В архивном фонде Харьковской духовной консистории в клировой ведомости Пророко-Ильинской церкви слободы Угроеды Ахтырского уезда Харьковской губернии за 1814 год указано: «... церковь во имя пророка Ильи однопрестольная, деревянная, зданием крепкая, построена в 1781 году. Сосудов серебряных, книг и всякой утвари достаточно. При ней колокольня рубленная, крытая дубом. На ней 4 колокола: 1-й весом 20 пудов; 2-й – 8 пудов; 3-й – полпуда. Пахотной и сенокосной земли – 33 десятины». Где он располагался, сегодня мы не знаем. Возможно, он стоял на одном из холмов села, в частности, на том, который называется теперь «На Угроедах». В 1808 году этому храму принадлежало 945 душ прихожан обоего пола. А также крепостной хутор Сергиевский, который был в собственности майора Ивана Апостол-Кегича. Этот храм, по неподтвержденным данным сгорел, а, возможно, был разобран, пострадал от вражеских набегов. Ибо в вышеуказанном архивном фонде в клировой ведомости, датированной 1842 годом, находим: «...построена церковь в 1781 году тщанием прихожан, а в 1829 году вновь возобновлена с подведением каменного фундамента, покрыта железом и окрашена краской. Здание деревянное, колокольни при ней не имеется, а колокола висят на четырех столбах в крыше. Престол в ней один холодный во имя Святого Пророка Ильи. Утвари достаточно. Причта положено по штату издавна: священник один, дьякон один, пономарь один. Земли при сей церкви усадебной две десятины, пашенной и сенокосной – 33 десятины, но плана и межевой книги на оную землю нет. Дома у священника и дьячка выстроены от помещика на усадебной подцерковной земле, а пономарь живет на отведеной помещиком квартире. Зданий, принадлежавших сей церкви, не имеется. Расстоянием сея церковь от консистории – 138 верст, от духовного правления в 80 верстах, от местного благочиния в 38 верстах. Ближайшие к ней церкви: Георгиевская слободы Турви и Успенская села Стеллаж, обе в 6-ти верстах».

http://sobory.ru/article/?object=47214

Хельсинки. Церковь Троицы Живоначальной. Святотроицкий храм Карта и ближайшие объекты Окруженная деревьями Свято-Троицкая церковь входит в состав православного Хельсинского прихода, главным храмом которого является Успенский собор столицы. Старейшая православная церковь городе, она освящена в 1827 году. По указу Императора Александра I столицей Великого княжества Финляндского стал в 1812 город Гельсингфорс. В том же году был Высочайше утвержден генеральный план реконструкции города, пострадавшего в ноябре 1808 от сильного пожара. В 1820-е в городском центре стал формироваться ампирный ансамбль, создателем которого был знаменитый архитектор Карл Людвиг Энгель. План реконструкции центра предусматривал постройку православного храма, доставление проекта которого было поручено Энгелю. До постройки Троицкой церкви православные обращались к священнику полковой церкви местного Петровского пехотного полка или ходили в маленький госпитальный храм, который был рассчитан только на больных и едва вмещал 50 человек. После присоединения в 1809 Финляндии к России русское гражданское население в Гельсингфорсе стало быстро расти и за двадцать лет увеличилось до 200 человек, составив примерно 3% от общего числа жителей. Свой храм стал крайне необходим. Его решено было возвести в незастроенном центре. Когда строительство небольшого однопрестольного храма было закончено, здесь стояло только здание сената; не было ни огромного лютеранского собора, который сегодня возвышается над Сенатской площадью и заслоняет Троицкую церковь, ни зданий университета и его библиотеки. Чтобы построить православный храм в Гельсингфорсе, надо было подумать о деньгах. В 1814, по докладу генерал-губернатора графа М. И. Сперанского, состоялось Высочайшее повеление отчислять 15% пошлины на привозимую в Финляндию соль для построения двух церквей: сперва лютеранской, потом православной. На лютеранскую требовалось собрать 900 тыс. руб., а к 1825 собрана была едва треть. На кирку, следовательно, пришлось бы собирать деньги еще в течение целых 20 лет и только после этого надлежало приступить к сбору средств на главный храм.

http://sobory.ru/article/?object=07933

Фото: spbda.ru 29 января 2014 г. Церковная история: богословие или история? По материалам российских духовных академий 1860–1910-х годов История Церкви как научная дисциплина тесно связана с богословием. Одновременно она включена и в комплекс исторического знания. Сегодня светские историки все больше обращаются к церковно-историческим исследованиям,а богословы понимают необходимость компетентного применения исторических методов. В этой связи дискуссии о специфике церковной истории, ее преимущественной связи с богословским или историческим контекстом, начавшись eщe b XIX столетии, не прекращаются и в наши дни. О методах изучения истории Церкви, ее месте в системе научного знания размышляет доктор церковной истории Н.Ю. Сухова. Внешняя и внутренняя история Церкви Наибольший интерес представляет период 1860–1910-х годов, когда церковная история в России развивалась параллельно в высших духовных школах и в университетах, то есть в богословском и историческом контексте, что давало дополнительный импульс методологическим дискуссиям. Однако, чтобы проследить корни проблемы, нужно сказать несколько слов и о предшествующем периоде. В начале XIX века, в процессе духовно-учебной реформы (1808–1814), при систематизации «универсума духовной учености» на историю было обращено особое внимание: как высшим, так и средним духовным школам вменялось в обязанность «познание древней Истории и особливо Священной и Церковной» 1 . Но традиция «неотделенности» профанной истории от церковной была еще сильна. Поэтому при составлении проекта реформы в 1808 году история библейская и церковная с древностями (и библейская география) в семинариях, «история церковная, особливо греческая и российская» и «греческие и российские, наипаче церковные древности» в академиях были отнесены к классу исторических наук, а не богословских 2 . Однако при практической проверке проекта нового Устава в первой преобразованной Санкт-Петербургской академии (СПбДА) для церковной истории был выделен особый преподаватель, и очень важно, что им оказался иеродиакон Филарет (Дроздов) — ученик митрополита Платона. И в 1810 году, когда потребовалось разделить изучаемые в академии дисциплины на богословские (обязательные) и небогословские (вспомогательные), церковная история с древностями были отнесены к богословию 3 .

http://e-vestnik.ru/history/tserkovnaya_...

В. В. Симонов Раздел 2. Отечественная историография общей истории Церкви Глава 1. Библиографические и справочные издания Первые библиографические и биобиблиографические издания, связанные с русской литературой (в том числе богословской), появились в XVIII в. В 1768 г. в Лейпциге на немецком языке (французский перевод – 1771 г.) опубликован словарь «Известие о некоторых русских писателях...», содержащий информацию о 42 русских авторах; он был составлен, как полагают некоторые исследователи, известным актером, переводчиком и поэтом, одним из образованнейших людей своего времени Иваном Афанасьевичем Дмитревским (1734/1736–1821). (В числе возможных авторов называли также A.A. Волкова, С.Г. Домашнева, В.И. Лукина, П.Я. Штелина и др. 1262 ) В 1772 г. русский просветитель, писатель и книгоиздатель Николай Иванович Новикóв (1744–1818) напечатал свой «Опыт исторического словаря о Российских писателях», где содержатся сведения о 317 авторах (в основном XVIII в.). В 1801 г. увидел свет «Пантеон Российских авторов» (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом историка Н.М. Карамзина ), опубликованный коллекционером, библиофилом и издателем Платоном Петровичем Бéкетовым (1761–1836); в книгу вошли 20 портретов, сопровождаемых биографическими очерками. В 1776 г. археограф, управляющий Московским архивом Коллегии иностранных дел, член Российской академии (1808) Николай Николаевич Бантыш-Камéнский (1737–1814) описал около 900 отечественных книг и журнальных статей по всем отраслям знания «во благо старательных юношей» (из них 64 – по богословию) в приложении к учебнику риторики И.Ф. Бургиуса 1263 ; описание носило название De notitia librorum Rossicorum, systematice expositorum («Описание российских книг, систематически расположенных») 1264 . Продолжение этой работы, имевшее целью дать полный указатель русской печатной продукции, было опубликовано посмертно и частично 1265 . Нижегородский епископ Дамаскúн (Семёнов-Руднев) (1737–1795), издатель сочинений М.В. Ломоносова (M., 1778) и Феофана Прокоповича (Гота, 1772), составил указатель, охватывавший русские книги с 1517 по 1785 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава IV. Развитие тринитарной доктрины в период расцвета латинской патристики: «латинская тринитарная парадигма» (355–430 гг.) 1. Возникновение «латинской тринитарной парадигмы»: тринитарная доктрина Мария Викторина 1.1. Христианский платонизм Мария Викторина и его труды, посвященные тринитарной проблеме Как мы уже упоминали, первым на Западе, кто попытался синтезировать философию платонизма и христианскую теологию в целостную систему, был известный в свое время римский ритор и философ Гай Марий Викторин (ок. 291–382 гг.). Родом из Северной Африки 1803 , Викторин в 340-х годах открыл в Риме свою школу, где преподавал риторику и другие «свободные науки» (liberales doctrinae) 1804 . Вскоре он стал весьма знаменит: на его лекции приходила римская аристократическая молодежь; он прославился как «наставник множества знатных сенаторов» 1805 и «ученейший ритор своего времени» 1806 . В числе его учеников были Иероним 1807 и, возможно, Амвросий. Помимо преподавательской и ораторской деятельности Викторин написал целый ряд сочинений по грамматике, стихосложению, риторике, логике и философии. Кроме того, он перевел на латынь и откомментировал трактаты Аристотеля (Категории, Об истолковании) 1808 , Цицерона (Топика, Риторика, О нахождении) 1809 и неоплатоников 1810 – Плотина (отдельные трактаты из Эннеад) 1811 и Порфирия ( Εσαγωγ, Sententiae ad intelligibilia ducentes, De regressu animae, De philosophia ex oraculis) 1812 . Тем самым Викторин способствовал распространению аристотелевской логики и неоплатонической философии на Западе 1813 , став в этом предшественником таких латинских интеллектуалов-эрудитов, как Марциана Капелла, Макробий, Боэций, Кассиодор и Исидор Севильский . В 354 г. за свою ученость Викторин удостоился статуи на Римском форуме 1814 . В то время он был ревностным язычником, а к христианству относился скептически 1815 Как сообщает Августин в «Исповеди», «Этот ученейший старец, знаток всех свободных наук, который прочитал и разобрал столько философских произведений... до самой старости был почитателем идолов, участником нечестивых таинств увлекаясь которыми почти вся тогдашняя римская знать чтила сына Осириса, “всякого рода богов, чудищ, пса Анубиса, которые некогда подняли оружие против Нептуна, Венеры и против Минервы”, и Рим уже молился тем, кого победил, – все это старец Викторин столько лет защищал громогласным словом» 1816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Е.Г. Неклюдов. Владение Кыштымскими заводами на Урале предками и семьей В.Г. Дружинина Выдающийся российский историк и археограф Василий Григорьевич Дружинин по материнской линии принадлежал к известным предпринимательским родам Расторгуевых и Харитоновых. Главным объектом их деятельности с начала XIX в. становится Кыштымский горнозаводский округ в Пермской губернии. Прадед В.Г. Дружинина Вольский купец 1-й гильдии и видный екатеринбургский старообрядец Лев Иванович Расторгуев разбогател на винных откупах и решился вложить накопленные богатства в перспективное и престижное на Урале горнозаводское дело. В 1808 г. он купил в рассрочку за 650 тыс. руб. у И. Я. Хлебниковой Нязе-Петровский завод, а в 1809 г. – под залог в 1250 тыс. руб. Верхний и Нижний Кыш- тымские и Каслинский заводы П. Г. Демидова. Объединив два хозяйства, он стал владельцем крупного горнозаводского округа площадью 425,6 тыс. дес., на территории которого располагались четыре металлургических завода и проживало около 6,5 тыс. рев. душ крепостных рабочих. Одновременная покупка двух горнозаводских хозяйств, по-видимому, была предпринята Расторгуевым не случайно. У каждого из них были свои проблемы, которые могли отчасти решиться объединением расположенных рядом хозяйств в одних руках. Кыштымские заводы, испытывавшие недостаток в топливе, могли пользоваться лесами, принадлежавшими Нязе-Петровскому заводу, который, в свою очередь, мог воспользоваться кыштымскими рудниками. Новый владелец вдвое поднял производительность Нязе-Петровского завода, к которому в 1814 г. пристроил вспомогательный Шемахинский. На Кыштымских и Каслинском заводах общее производство чугуна и железа сократилось, но здесь была осуществлена специализация на сортовое железо и чугунное литье. Как сообщали приказчики Главной Каслинской конторы в 1823 г., Расторгуев, «соблюдая все основания бывшего за Демидовым управления... ввел отливку посуды... и обратил железо в сорта, общую потребность удовлетворяющие полезнее полосного». При нем началась разработка богатейших Соймоновских золотых приисков. По-видимому, в первые годы после покупки имения он жил на заводах или в Екатеринбурге, где начал строительство роскошной усадьбы на Вознесенской горке. Он также часто бывал в городе Вольске Саратовской губернии, где состоял в должности городского головы. Торговые операции вел его брат Яков Иванович Расторгуев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Движущие силы эволюции европейской цивилизации Национализм и интернационализм являются основными антагонистами, играющими главную роль в эволюции европейской цивилизации 24.04.2023 354 Время на чтение 3 минуты Фото: Из личного архива автора Не классовая теория об угнетателях и угнетённых (тов. Маркса), а духовная история о национализме и интернационализме, являющихся основными антагонистами в эволюции европейской цивилизации, – даёт более объективную картину истории Европы в последние столетия второго тысячелетия от Рождества Христова. Обратим внимание: слово «национализм» употребляется современными политологами и историками в отрицательной (негативной) коннотации. Почему? Да потому что, «кто платит, тот и заказывает музыку». А доллар пока ещё является мировой валютой, и мировые СМИ ему подчиняются. Будем надеяться, что – пока. Итак, в 1517 году в Европе состоялся духовный переворот – Реформация; и большинство войн, приходящихся на последующие столетия, всегда носили духовный характер, часто маскируемый либо территориальными, либо торговыми неустройствами (противоречиями). Сначала эти войны порождались духовной поляризацией между католиками и протестантами, отошедшими от католицизма; затем – после французской революции 1789 года – объединённая Наполеоном Европа ополчилась против православной России (1812 год). Для наглядности картины вспомним, что в мае 1808 года в Испании (в Мадриде) вспыхнул мятеж против захватчиков Наполеона, жестоко подавленный его полководцем Мюратом. Далее, в государственный аппарат Испании была внедрена конституция, в кальке повторяющая конституцию революционной Франции. Но уже в 1814 году, ещё до полного крушения наполеоновской империи, отпущенный из французского плена наследник испанского престола Фердинанд полностью отказался от своих прежних обещаний: «отменил конституцию 1812 года, восстановил королевский абсолютизм, реставрировал феодальные порядки и учреждения. Кортесы, избранные на основе конституции 1812 года, были распущены. В стране воцарился режим чёрной реакции». Так описывает эти события историк-марксист советского времени, т.е.: лучше французская оккупация, чем «режим черной реакции». Это – марксизм. На самом деле – испанский национализм победил французский интернационализм. Испанцы хотели жить так же, как и раньше – со Христом. Обратите внимание: существует такое понятие, как национально-освободительная война, но не существует такого понятия, как интернационально-освободительная война. Чувствуете?

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/24/dv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010