Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аркадий (Фёдоров), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786, Дмитровский погост Покровского у. Владимирской губ.- 8.05.1870, Александров Свирский мон-рь), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер. Род. в семье дьячка. В 1796 г. поступил во Владимирское народное уч-ще, в 1800 г.- во Владимирскую ДС, по окончании к-рой 1 нояб. 1807 г. оставлен в семинарии преподавателем франц. языка, 27 февр. 1808 г. назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впосл. учителем высшего франц. класса, библиотекарем, преподавал поэзию. 18 мая 1814 г. пострижен в монашество с именем А., 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. 3 июля 1814 г. назначен строителем Сольбинской пуст. (впосл. мон-рь), 23 дек. того же года - смотрителем владимирских духовных уч-щ. 26 мая 1818 г. возведен в сан архимандрита владимирского Боголюбского муж. мон-ря , 23 нояб. 1822 г. назначен благочинным над муж. мон-рями Владимирской епархии. В июне 1823 г. определен ректором Могилёвской ДС, настоятелем Кутеинского оршанского мон-ря . В июне 1824 г. назначен ректором Минской ДС, настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря, 27 мая 1825 г.- настоятелем пинского Братского мон-ря . В окт. 1827 г. переведен ректором в Ярославскую ДС. 8 дек. 1828 г. А. был назначен, 3 февр. 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского, 8 авг. 1831 г. переведен на Пермскую кафедру, с 25 дек. 1833 г. архиепископ. 29 марта 1851 г. назначен на Олонецкую кафедру. В 1854/55 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. 7 июля 1869 г. уволен на покой в Александров Свирский мон-рь , перед смертью принял схиму. Деятельный архипастырь, автор многочисленных сочинений против старообрядчества , по словам проф. И. Е. Троицкого , «прирожденный миссионер, какие родятся только веками», проповедник. В период управления А. Пермской епархией число старообрядцев сократилось со 150 до 75 тыс. Отличался усердием к богослужениям, совершал частые поездки по епархии, любил беседовать с простым народом. Несмотря на странности в поведении, из-за к-рых А. имел репутацию «сфинкса» и даже «анекдотического архиепископа», пользовался любовью паствы.

http://pravenc.ru/text/76046.html

21 нояб. 1810 г. И. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Особо заботился о Горицком в честь Воскресения Господня монастыре , 11 июля 1811 г. в Новгороде возвел в игуменьи мон. Маврикию (Ходневу), к-рая ввела в обители общежительный устав. 6 июля 1813 г. И. возглавил Смоленскую и Дорогобужскую епархию. Основное время и силы посвящал восстановлению церковной жизни, храмов и мон-рей епархии, многие из к-рых были разрушены или разграблены в результате нашествия франц. войск в 1812 г. В этом ему пригодился хозяйственный опыт, приобретенный ранее на поприще монастырского служения. Мн. клириков И. спас от бедственного положения, добиваясь от властей выдачи пособий на восстановление хозяйства. Не дожидаясь окончательного завершения ремонтных работ в корпусах Смоленской ДС, И. объявил о возобновлении занятий в сент. 1813 г. Книг в семинарии не было, в аудиториях отсутствовала необходимая мебель, поэтому ученики во время занятий были вынуждены сидеть на полу. Нередко И. приходил в семинарию и своим словом поддерживал воспитанников и преподавателей, также находившихся в стесненных условиях. К кон. 1813/14 уч. г. курс наук уже преподавался в полном объеме. С целью более качественной подготовки кандидатов в священство в 1817 г. И. произвел преобразования в Смоленской ДС в соответствии с реформой духовного образования 1808-1814 гг. Семинария с подведомственными ей уч-щами вошла в Киевский учебный окр., а в 1819 г. была переведена в С.-Петербургский окр. Согласно уставу, утвержденному И., обучение в Смоленской ДС продолжалось в течение 6 лет на 3 отд-ниях: низшем, среднем и высшем, по 2 года на каждом. В низшем отд-нии изучались словесные науки и всеобщая история; в среднем - философия, математика и физика; в высшем (богословский класс) - богословские дисциплины и церковная история. Во всех отделениях преподавались греч., нем. и франц. языки, а в среднем и высшем - также древнеевр. язык. Студенты-богословы произносили проповеди в Авраамиевом смоленском в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне монастыре . В 1819 г. по инициативе И. в Смоленске был открыт епархиальный комитет Российского Библейского общества . За короткое время архиерею удалось собрать для нужд об-ва 5 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/578108.html

St. Meletius, Archbishop of Kharkov and Akhtyr Commemorated on February 28 Saint Meletius, Archbishop of Kharkov and Akhtyr (in the world Michael Ivanovich Leontovich), was born November 6, 1784 in the village of Stara Stanzhara in the Poltava district. In 1808 Michael Leontovich successfully completed the Ekaterinoslav Seminary. As the best student, he was sent by Archbishop Platon of Ekaterinoslav to Peterburg, to the Saint Alexander Nevsky Spiritual Academy [in Russia, “spiritual academy” is higher level of religious training beyond seminary]. Finishing the spiritual academy in 1814 with the degree of “magister” [“teacher”], he was appointed adjunct-professor of Greek. On March 11, 1817 Michael Leontovich was appointed to the office of secretary of the Academy Building committee. On July 30, 1817 they transferred him to the Kiev Seminary, to serve as inspector and professor of Church History and Greek. When the Kiev Spiritual Academy opened on September 28, 1819, Michael Leontovich became its first inspector. On February 11, 1820, on the eve of the Feast of Saint Meletius of Antioch, in the cathedral church of the Kiev-Bratsk monastery, he was tonsured into monasticism with the name Meletius. The tonsure was done by Metropolitan Eugene (Bolkhovitnikov) of Kiev. On February 22, 1820 Saint Meletius was ordained deacon by Metropolitan Eugene, and to the priesthood on February 25. On August 9, 1821 Hieromonk Meletius was appointed rector of the Mogilev Seminary and head of the Kutein Orshansk monastery with the rank of archimandrite. In August 1823 he was made rector of the Pskov Seminary, and on January 24, 1824 Archimandrite Meletius was appointed rector of the Kiev Spiritual Academy. In October 1826 the Holy Synod decided to appoint Archimandrite Meletius as Bishop of Chigirinsk, a vicar of the Kiev diocese and head of the Zlatoverkh Michaelov monastery. He was elected as bishop on October 19, 1826, and was consecrated on October 21, 1826 at Kiev’s cathedral of Holy Wisdom (Hagia Sophia) .

http://pravoslavie.ru/101446.html

Анциферово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Верхне-Овсищская церковь Вознесения Господня. Пыталовский уезд (10 храмов). До 1917 г. - часть Островского уезда Псковской губернии. С 1920-1944 гг. в составе Латвии, с 1944 г. и поныне в составе Псковской епархии. Время образования прихода в селе Верхнее-Овсище, ныне Анциферово, теряется в дали веков. По крайней мере из записей Псковской летописи по списку М. Погодина под 1562 годом можно усматривать, что здесь в то время была уже церковь. «... в лето (1562 г.) приходили литовские люди во Псковщину от Улеха городка, Псковские волости воевали: Муравейно до Овсища Обои, Коровий Бор на Седячих, пришли без ведома и потому взяли много скота и людей посекоши и церкви пожгоша и дворы боярския, и земледельцев. Сия беда состалася сентября». Но от тех времён никаких исторических документов не сохранилось. Документальные данные в церковном архиве имеются лишь с 1801 г. Из клировых ведомостей за 1801-1814 гг. видно, что «Верхне-Овсищский древний деревянный храм к началу 19-го века совершенно обветшал; он стоял с правой стороны настоящего каменного храма. На месте его бывшего деревянного Алтаря похоронен священник отец Александр Ильмеников и оно ограждено решёткою. О времени построения этого деревянного храма данных нет. Между тем напрестольное Евангелие, сосуды и напрестольный крест – всё с меткою «1781 г.». Точно так же многие иконы и церковно-богослужебные книги 18-го века (1765, 1766 и 1795 гг.). Об этом же говорят и остатки старинного иконостаса искусной резьбы, старые венцы и др. В метрической книге прихода за 1780 г. настоятелем записан священник Елизар Михайлов. В метрической книге церкви за 1803 г. настоятелем записан Яков Иванов. С декабря 1803 по 1806 гг. священником записан Прокопий Прокопьев, диаконом Стефан Иванов, дьячек Иоанн Павлов, а пономарем Иван Иванов. С 1808 по 1830 гг. священником записан Георгий Петров. В 1830г. священниками записаны Георгий Петров и Косьма Михайлович Вяхновский. С 1831 по май 1844 гг. священником записан Косьма Михайлович Вяхновский. Дьячёк Пётр Прокопьевич Десницкий. Они и помогали строить новую каменную церковь в селе Анциферово в 1843 г. В 1843 г. имеется запись о том, что деревня Анциферово является вотчиной помещицы М.И. Самсоновой. В 1843 г. к церкви были приписаны прихожане из деревень: помещицы Боковой, барона Фитингофа, помещика Лосева, Казённого ведомства, помещицы Самсоновой. С мая 1844 по апрель 1871 г. священник Александр Ильменинов. Благочинный (11.03.1857 г.) священник Андрей Мутовозов.

http://sobory.ru/article/?object=11546

В воскресенье, 27 ноября, в час пополудни скончался живший на покое в переславском Данилове монастыре бывший архиепископ черниговский Павел на 74 году от рождения. Павел Подлипский (в мире Пётр) родился в 1788 году июня 23 дня, Владимирской губернии, Переславского уезда в селе Подлипе, от причетника Ивана Емельянова, который был впоследствии священником в селе Ермове 1 . В январе месяце 1797 года Павел отдан был в переславское Духовное училище, а в сентябре этого же года переведён в Троицкую семинарию, что в Сергиевой лавре, где и обучался по 1809 год. В исходе 1808 года отправлен из богословского класса в Санкт-Петербургскую Духовную Академию; по окончании шестилетнего академического курса со степенью кандидата, 1814 года 13 августа определён во владимирскую семинарию профессором церковной истории и греческого языка. 1817 года января 17 пострижен в монашество преосвященным Ксенофонтом, епископом владимирским и суздальским; 2 июля утверждён инспектором владимирской семинарии, а 1 октября того же года произведён в юрьевский Архангельский монастырь во архимандрита, с дозволением употреблять при священнослужении камлотовую мантию с зелёными бархатными скрижалями. По случаю вызова в Санкт-Петербург ректора семинарии на чреду священнослужения и проповеди слова Божия, 1819 года 18 января поручена ректорская должность с преподаванием богословских уроков и с отправлением прежних должностей при семинарии. Февраля 25 того же года резолюциею епископа Ксенофонта определён во владимирскую Духовную консисторию Присутствующим членом; ноября 15 того же года по указу святейшего Синода переведён в Цареконстантинов монастырь. 1820 года 10 января Комиссиею Духовных училищ определён владимирской Семинарии ректором и богословских наук профессором, а 1 марта переведён в переславский Троицкий Данилов монастырь, коим и управлял до 1830 года. В этот период времени архимандрит Павел много потрудился для устройства троицкой Даниловой обители. В 1820 году его старанием куплен колокол весом в 142 пуда 23 фунта 335,4 кг] за 5 419 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Верхоянск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянный собор.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:между 1817 и приблизительно 1823. Год утраты:1937 (сгорел) Адрес: Россия, Республика Саха (Якутия), Верхоянский улус, г. Верхоянск Координаты: 67.550953, 133.393172 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первоначально до строительства Верхоянского храма прихожане были причислены к приходу Зашиверской Спасской церкви. В связи с территориальными трудностями посещения храма в 1806-1807 гг. крещеные инородцы под руководством головы М. Попова (Кулун) обратились с ходатайством к епископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому Михаилу с просьбой о разрешении о строительстве церкви в Верхоянске на урочище Эбэ. После рассмотрения данного вопроса в Иркутской духовной консистории в июне 1808 г. из Иркутского губернского правления был послан указ Верхоянскому комиссару о необходимости составления акта «о действительной надобности церкви». По решению Иркутской духовной консистории от 30 января 1819 г. был образован самостоятельный Верхоянский приход, выделенный из Зашиверской церкви в количестве 352 дворов (5224 прихожанина). До построения церкви в Верхоянске на западном берегу р. Яны действовала часовня во имя Благовещения Богородицы (Благовещенская), построенная на средства крещеных якутов и проезжающих из Якутска в Зашиверск и Колымск купцов. Более ранние сведения о часовне относятся к 1793 г. В 1814 г. жители Верхоянска подали прошение миссионеру А. Слепцову с просьбой о получении благословения на строительство храма или освящение часовни в чин церкви. В мае 1816 г. была получена резолюция епархиального архиерея «Позволить иерею Слепцову построить новую церковь». Верхоянская Благовещенская однопрестольная церковь была заложена 4 сентября 1817 г. Средства на строительство храма были собраны прихожанами. В августе 1817 г. священник А. Слепцов был переведен из Колымска в Верхоянский приход. Освящение церкви состоялось 21 июня 1823 г. по благословению епископа Икутского, Нерчинского и Якутского Михаила. Обряд освящения проводил священник А. Слепцов. Основная церковная утварь была перенесена из Благовещенской часовни.

http://sobory.ru/article/?object=48489

Дмитриевское (Дмитриевский с/с). Церковь Михаила Архангела. Елизарово-Раменская церковь Карта и ближайшие объекты Новгородская губерния, Череповецкий уезд, 1-я Петриневская волость, с. Елизарово-Раменье (Дмитриевское) Церковь построена в 1805 году тщанием прихожан, зданием и колокольней каменная, крыта железом, которое окрашено в зелёную масляную краску. Престола два: Архангела Михаила (тёплый), холодный – Казанской иконы. Утварью бедна, штат – священник и псаломщик. Доходов кружечных и жалования нет. В пользовании причта 14 десятин пахоты (достаточно), сенокоса нет. От Консистории – 500 вёрст, от благочинного (Романово Рожд.) – 30 вёрст, от города Череповца – 55 вёрст. Школы: Елизаровская (при церкви), Тюшковская (3 версты), Лаптевская (4 версты). Преосвященный посетил приход в последний раз в 1920 году. Ближайшая церковь – Шиловская (10 вёрст). 4 деревянных часовни (деревни – Сокольниково, Тюшково, Лаптево, Кулигино). Ведомость о церкви во имя Архистратига Михаила, село Елизарово Раменье за 1921 год. ГАВО, опись 1, дело   Село Елеазарово Раменье, церковь Архангела Михаила, каменная, однопрестольная, построена в 1808 году. Священник: Матфей Филиппов, 51 год, в училищах не обучался, сын священника сей церкви Филиппа Григорьева, с 1792 года был пономарём, 15 февраля 1814 года по выбору прихожан рукоположен в священника епископом Старорусским Иоасафом. Дьячок: Иоанн Алексеев, 50 лет, в училищах не обучался, с 1806 года находился пономарём Бизяевской Ильинской церкви Белозерского уезда, в 1821 году переведён к сей церкви. Ближайшие церкви: Рождества Богородицы Семёново-Раменская Белозерского уезда – 8 вёрст, Преображенская, село Алексеево – 12 вёрст. В приходе: 229 муж., 312 жен. Клировые ведомости церквей Череповецкого уезда за 1825 г. ГАВО, опись 1, дело Причту и старосте Елизаровской церкви, Череповскаго уезда, разрешено произвести по оной следующий ремонт: кровлю всего храма перекрасить медянкою, наружный стены храма и колокольни перештукатурить и обелить, а также и внутри храма около печей у входа в церковь на потолке исправить попортившуюся штукатурку; обвалившияся места на Св. воротах и башнях починит новыми кирпичем и обелить известкою; сделать над ними новые из тесу съ небольшими, как и было, шпилями, кровли, которые и окрасить на воротах медянкою, а на башнях вохрою, и иаконец на четверике и осмерике собора полинявшия фальшивый окна перекрасить суриком, черною и голубою красками,— на средства прихожан и с употреблением 180 р. и церковной суммы.

http://sobory.ru/article/?object=19703

Каракулино. Церковь Воскресения Христова (?). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:приблизительно 2006 Адрес: Россия, Удмуртская республика, Каракулинский район, с. Каракулино Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью с. Каракулино Сарапульского уезда. Воскресенская церковь (не уст. – 1780 г.; 1849–1929 гг.) Сведений об открытии прихода и образовании села по документам ЦГА УР не обнаружено. Известно, что дворцовое село Каракулино упоминается в челобитной 1682 г., оно называлось пригородом Каракулино, принадлежало к Уфимской провинции и состояло в ведении Казанской епархии. В 1791 г. село перечислено в Вятскую епархию. В начале XYII в. в селе была первая деревянная церковь – Воскресенская, а затем и вторая – Николаевская. В 1687 г. митрополитом Казанским и Свияжским Андрианом была дана храмозданная грамота на строительство новой деревянной Николаевской церкви из-за пожара, нарушившего престол в прежней Николаевской церкви. Новая Николаевская церковь была летняя (холодная) и называлась собором. Она просуществовала до строительства каменного храма и была разобрана по указу Вятской духовной консистории от 28 октября 1802 г. Воскресенская церковь существовала до 1780 г. С разрешения епархиального начальства она была перевезена во вновь открытое село Пермяково. Одновременно с Николаевским собором с давних лет (в 1718 г. уже ремонтировалась) в селе существовала теплая деревянная церковь в память Явления Казанской иконы Божьей Матери. В 1787 г. церковь была перестроена на основании храмозданной грамоты от 23 марта 1786 г. и существовала до 1827 г. (была разобрана по указу Вятской духовной консистории от 31 января 1825 г.) Каменный храм был построен в 1808 г. с тремя престолами на средства прихожан по храмозданной грамоте, выданной Преосвященным Амвросием, епископом Вятским и Слободским, 30 сентября 1801 г. 2685. В теплом храме правый престол освящен 17 октября 1814 г. во имя Казанской иконы Божьей Матери; левый – 12 октября 1815 г. во имя Св. Николая Чудотворца. Холодный храм освящен в июне 1829 г. во имя Св. Троицы. До освящения главного престола церковь называлась “Николаевская”.

http://sobory.ru/article/?object=37361

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Григорович), архиеп. Олонецкий. Гравюра. XIX в. (РГИА) (Григорович Василий Иоаннович; 26.12.1784, г. Рогачёв Могилёвской губ.- 7.12.1850, Петрозаводск), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье прот. Иоанна Григоровича, мать, М. Р. Конисская,- племянница Белорусского архиеп. св. Георгия (Конисского) , один из братьев - прот. Иоанн Григорович - историк, археограф, издатель «Актов Западной России» и др. документов. В раннем детстве Василий был приписан сержантом в батальон Рогачёвской крепости и поставлен на довольствие, т. к. семья была небогатой. С 1797 г. обучался в Могилёвской ДС, позднее в Александро-Невской ДА (1804-1808), затем служил учителем риторики в Могилёвской семинарии. С 1809 г. продолжил образование в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра. В авг. 1814 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором и профессором богословских наук Могилёвской ДС. 25 апр. 1815 г. возведен в сан архимандрита, получил в управление Кутеинский оршанский в честь Богоявления Господня мон-рь . В сент. 1821 г. переведен на должность ректора в Калужскую ДС с управлением Пафнутиевым боровским мон-рем. С 31 авг. 1829 г. ректор Вифанской ДС. С 4 нояб. 1831 по 8 июня 1833 г. ректор СПбДА, ординарный профессор догматического богословия, редактор академического ж. «Христианское чтение» , сохранял за собой настоятельство в Пафнутиевом боровском мон-ре. 11 июня 1833 г. В. был хиротонисан во епископа Ревельского, вик. С.-Петербургской епархии, с назначением настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой пуст . В течение 9 лет был ближайшим помощником в управлении епархией престарелого С.-Петербургского и Новгородского митр. Серафима (Глаголевского) . В нач. 40-х гг. рассматривал дело о выпуске студентами СПбДА тиражом ок. 300 экз. литографированного перевода Библии с евр. языка на русский, выполненного под рук. проф. академии Г. П. Павского (бывш. однокурсник В.). Разбор дела закончился разысканием и уничтожением большего числа литографий.

http://pravenc.ru/text/150211.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДМОХОВСКИЙ [польск. Dmochowski] Казимир (24.06.1780, дер. Заблоце (Заболотье) Виленского воеводства, Речь Посполита, ныне территория Белоруссии - 11.01.1851, С.-Петербург), архиеп. Могилёвский, митр. всех римско-католич. церквей Российской империи. Происходил из польск. дворянской семьи. Получив начальное домашнее образование, продолжил учебу в школе ордена пиаристов в Лужках, затем обучался в миссионерской ДС в Краславе, откуда перешел в Виленскую ДС. 25 янв. 1803 г. рукоположен во пресвитера, назначен капелланом и секретарем Виленского католич. еп. Иоанна Коссаковского, одновременно занимал должность настоятеля прихода в Мстибове. С 1807 г. каноник Курляндского коллегиального капитула. В 1808-1813 гг. капеллан и секретарь управляющего Виленской епархией, члена Римско-католич. духовной коллегии в С.-Петербурге еп. Иеронима Стройновского. В 1810 г. получил должность настоятеля прихода в Гедройце (ныне Гедрайчяй, Литва), к-рую сохранял в качестве бенефиция до возведения в епископский сан. С 26 февр. 1811 г. коадъютор кантора, а с 10 дек. 1812 г. действительный каноник Виленского кафедрального капитула. В 1813 г. назначен заседателем Виленской консистории, с 1814 г. депутат главного виленского суда и член главного совета Виленской ДС. 1 авг. 1818 г. удостоен степени д-ра теологии в Полоцкой католич. ДА. В 1821-1823 гг. заседатель Римско-католич. духовной коллегии в С.-Петербурге. 17 июня 1823 г. назначен прелатом-препозитом Виленского капитула, в том же году стал виленским деканом. Во время Польского восстания 1830-1831 гг. занимал лояльную по отношению к гос. власти позицию. 31 марта 1838 г. имп. Николай I назначил Д. суффраганом (викарием) Виленской католич. епархии, в 1839 г. тот получил членство в Римско-католич. духовной коллегии в С.-Петербурге. 17 дек. 1840 г. папа Григорий XVI утвердил имп. назначение Д. суффраганом и назначил его титулярным (in partibus infidelium) епископом Мильтенским. Епископское рукоположение Д., состоявшееся 29 июня 1841 г. в с.-петербургской католич. ц. св. Екатерины, возглавил Могилёвский архиеп. Игнатий Людовик Павловский . С 1842 г., после смерти архиеп. И. Павловского, Д. являлся председателем Римско-католич. духовной коллегии. По поручению имп. Николая I в 1845 г. Д. инспектировал положение дел в Виленской епархии.

http://pravenc.ru/text/178620.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010