«Вера в Иисуса Христа превыше веры в идеалы республики!» Забытый ответ Испании Наполеону. Часть первая Михаил Матюгин Наполеон в Испании в 1808 году Как известно, в России период начала мая отмечен знаковыми праздниками, однако и в такой, казалось бы, далёкой от нас стране, как Испания, это тоже исторически важное время. В частности, 2 мая – это особо чтимая дата в истории этой страны, т.к. именно в этот день в 1808-м году началась национально-освободительная война испанских христиан-традиционалистов против наполеоновской оккупации. Вероятно, многие из посетителей сайта Православие.ру что-то слышали об этом противостоянии Испании Наполеону в начале XIX века (по крайней мере смотрели советский фильм «Гусарская баллада» и британский сериал «Приключения королевского стрелка Шарпа»). Однако для большинства наших русскоязычных читателей будет небезынтересно узнать о том, что в действительности противостояние Франции и Испании в то время шло не столько за политическое или экономическое доминирование, сколько это был конфликт двух мировоззрений – атеистически-секулярного у французских республиканцев и традиционного христианского – у испанских католиков. Также многие из нас знают о том, что в Российской империи в ходе Отечественной войны 1812 года имела место партизанская война против французов. Однако следует сказать, что у нас партизанские действия против войск Наполеона продолжались всего 4 месяца (с августа по ноябрь 1812 г.), в весьма ограниченной полосе вторжения и, в общем-то, без участия действительно широких масс простого народа. В то же время в Испании «новый крестовый поход против безбожных язычников-галлов» шёл целых 6 лет, с 1808 по 1814 год, в условиях практически полной оккупации территории Иберийского полуострова наполеоновскими войсками, при разгроме регулярной испанской армии и переходе на сторону неприятеля многих представителей не только правящего слоя, но и Католической церкви. Это была борьба нации, вовсе не боровшейся за колонии или за господство на морях, но защищавшей независимость своей страны и решившейся твёрдо отстаивать свои христианские идеалы. Это была борьба, которая велась силами одного испанского народа, вдохновлённого на это лучшими представителями испанского католического священства. И эта героическая борьба народа Испании увенчалась победой (с помощью британо-португальских войск) над сильнейшей военной державой эпохи, к тому же обладавшей «самым передовым революционным мировоззрением».

http://pravoslavie.ru/113537.html

архиепископ Парфений (Чертков) (10.08.1782–05.08.1853) архиепископ Парфений (Чертков) Архиепископ Воронежский и Задонский. Ректор МДС, профессор богословия, проповедник. Биография Павел Васильев-Чертков родился  в городе Москве в многодетной семье диакона. Был четвертым ребенком в семье. Отец его служил в храме Иоанна Предтечи на Лубянке. С 1790 года обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии под руководством Победоносцева Петра Васильевича. Васильевым именовался по роду, а Чертковым потому, что состоял на иждивении помещика Черткова. В период обучения показывал успехи в изучении поэзии, риторики, всеобщей истории, философии, богословии, языков (греческий, французский, немецкий). В 1803 году по окончании курса академии оставлен в ней преподавателем класса грамматики, а 20 декабря 1805 года переведен на должность преподавателя поэзии и катехизиса. 4 сентября 1808 года переведен на должность преподавателя риторики и красноречия. 10 октября 1810 года пострижен в монашество в Заиконоспасском монастыре в честь Парфения Лампсакийского и определён 30 октября 1810 года проповедником академии с сохранением преподавательских должностей в ней. 11 июля 1811 года, указом Священного Синода, удостоен звания соборного иеромонаха Донского монастыря, а 23 октября 1811 года назначен префектом Московской академии и 25 ноября 1811 года назначен преподавателем философии в академии, по указу Синода. 17 декабря 1811 года возведён в сан архимандрита Московского Крестовоздвиженского монастыря. С 24 октября 1813 по 11 августа 1814 года настоятель Знаменского монастыря в Москве. С 1814 года — ректор Вифанской семинарии и профессор богословских наук, настоятель Лужецкого монастыря. С 30 июля 1817 года — ректор Московской духовной семинарии и профессор богословских наук. С 21 сентября 1817 года — настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1818 году избран членом конференции Московской духовной академии. С 17 июня 1819 года — настоятель Донского монастыря и второй член Московской Синодальной конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij-Chert...

Храм Рождества Христова (Сенино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Христова (Сенино) Небольшой кирпичный ротондальный храм в стиле классицизма с трапезной и колокольней, выстроенный в 1814-1815 на средства Н. В. Васильчикова. Закрыт не позже 1930-х, занят магазином. Возвращён верующим в 1996, отремонтирован. Содержание История [ править править код ] Официальные упоминания о селе Сенино Чеховского района Московской области относятся к концу XVII - началу XIX века в связи с упоминанием их первых владельцев - представителей рода графов Головиных: последний из владельцев, Алексей Гаврилович Головин продал село представителю другого знатного рода - бояр Васильчиковых - Григорию Николаевичу Васильчикову в 1808 году. Клировые ведомости за 1851 год сообщают, что " ... церковь Рождества Христова в селе Сенино была построена в 1814 году тщанием прихожанина господина Григория Николаевича Васильчикова. ... Зданием каменная с такой же колокольней, крепка. Престол один. Причта положено издавна священник, дьячок и пономарь. Дома у священно-церковнослужителей деревянные, собственные, на церковной земле. " В описях 1857 года указывается, что " ... храм утварью достаточен, но священнослужители и церковный причт не имели постоянного оклада " . Новый каменный, ныне существующий храм Рождества Христова был построен в усадьбе Васильчиковых почти в километре от старого ветхого деревянного храма. Здание представляло собой небольшой кирпичный ротондальный храм в стиле классицизма с трапезной и колокольней. В середине XIX века селом Сенино владел писатель Михаил Николаевич Загоскин, участник Отечественной войны 1812 года, почетный академик отделения русского языка и словесности Российской Академии Наук, действительный статский советник и директор императорских московских театров, директор московской Оружейной палаты с 1842 года. В помещичьей усадьбе Сенино, кроме барского дома М.Н. Загоскина, находившегося за прудом у церкви, находился храм, 28 людских дворов, в которых проживало около 180 крепостных мужского и женского пола.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

3 июля 2014 г. XVIII век стал временем возникновения целой сети духовных учебных заведений. Отдельные духовные школы существовали в России и до XVIII века, однако именно в результате церковных реформ Петра I духовные учебные заведения стали открываться во многих епархиях Русской Церкви: к концу столетия Церковь располагала четырьмя духовными академиями, 46 семинариями и многочисленными начальными школами. Преподавание велось на латыни, богословие изучалось по католическим учебникам, адаптированным для православного употребления. Католическое влияние по временам сменялось протестантским, как было, например, при епископе Феофане (Прокоповиче), но схоластические схемы и латинский язык оставались незыблемыми . Духовные школы имели сословный характер, в них обучались преимущественно дети духовенства. Упор в обучении делался на тупое зазубривание материала, не на духовное и богословское развитие личности учащегося, а на полное и безоговорочное подчинение его «школьному» начальству. В течение XIX века предпринимались попытки улучшить ситуацию: несколько раз в 1808–1814, 1867–1869 и 1884 годах менялись уставы духовных школ. Период реформ в области духовного образования в царствование Александра I сменился периодом стагнации при Николае I. Серьёзные позитивные сдвиги в области образования, наступившие при Александре II, были сведены на нет в эпоху Александра III. Постепенно из преподавания была изгнана латынь, и во второй половине XIX русский стал основным языком преподавания практически во всех школах. Никакие реформы, однако, не могли устранить те основные недостатки, которые были заложены в русские духовные школы в петровскую эпоху. Они остались не устраненными вплоть до революции 1917 года . Помимо богословского образования, духовные училища и семинарии были должны на льготных условиях дать общее образование детям из духовного сословия. Это способствовало появлению в них многих случайных людей. Многие из их воспитанников, лишь из-за невозможности избрать другой путь и поступавшие в семинарии, становились затем убежденными атеистами.

http://pravoslavie.ru/72029.html

архимандрит Феофан (Александров) (ок. 1785–23.10.1852) Аудиокниги архимандрит Феофан (Александров) Архимандрит калязинского Макариевского монастыря, церковный композитор. Биография Родился в семье дьячка Василия Гаврилова. Образование получил в Троице-Сергиевой и в Вифанской семинариях, где обнаружились в будущем композиторе большие дарования и любовь к церковному пению. В 1808 году Фёдор Александров окончил курс учения и был назначен учителем латинского языка в низший класс Троице-Сергиевой семинарии и регентом митрополичьего (лаврского) хора. К этому времени относится реформа духовно-учебных заведений. В Петербург вызывались из других епархий выдающиеся преподаватели; из Троице-Сергиевой семинарии были вызваны «для усмотрения и определения их соответственно их знанию и способностям» — иеродиакон Филарет (Дроздов), Сем. Платонов и Фёдор Александров. Вызванные должны были представить в комитет об усовершенствовании духовных училищ какие-либо свои учёные работы. Фёдор Александров не нашёл ничего лучше, как представить сочиненные им стихи: «Взгляд на путь к Парнасу», «Неколебимость Церкви (Мф. 16:18)», «Не бойся, малое стадо (Лк. 12:32)», «Поим Господеви (Исх. 15:1)» (все эти стихи в рукописи хранятся в Архиве Св. Синода, в деле Ком. Дух. Учил., Александров остался в Санкт-Петербурге, и в 1809 году был определён учителем высшего класса в Александро-Невское духовное училище по латинскому и греческому языкам, свящ. истории, катехизису и церковному пению; кроме того, в существовавшей тогда Армейской семинарии он преподавал риторику, греческий язык и высшее красноречие и в Санкт-Петербургской академии состоял помощником библиотекаря. Ревизоры с похвалой отзывались о знаниях, способностях и усердии Александрова. В 1812 году он был назначен на должность ректора Александро-Невского училища и вместе инспектора и преподавателя философских наук Санкт-Петербургской духовной семинарии. В августе того же года он постригся в монахи с именем Феофан. Через год, оставаясь при прежних должностях, получил сан архимандрита Сковородского Михайловского монастыря Новгородской епархии. В следующем 1814 году архимандрит Феофан был назначен ректором и профессором богословских наук преобразованной Ярославской духовной семинарии и настоятелем ростовского Борисоглебского монастыря. Учебное дело в семинарии он поставил хорошо, были некоторые недочёты по экономической части и письмоводству, но архимандрит Феофан в этом не был виноват.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Рязанский, свт. - житие ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 апреля, в Соборах Белорусских, Нижегородских, Рязанских святых В миру Городков Григорий Иванович, родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря. В 1808 году окончил Рязанскую семинарию. В 1809 году был отправлен для продолжения образования в С.-Петербургскую духовную академию. В 1814 году окончил курс академии со степенью магистра богословия и назначен преподавателем Рязанской семинарии. В 1815 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. 27 февраля 1816 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рязанского Троицкого монастыря. В 1817 году определен инспектором Рязанской семинарии. В том же году переведен ректором в Орловскую семинарию для преобразования ее согласно с новым положением о духовных школах и назначен архимандритом Успенского монастыря в Орле. С 1818 года - ректор Нижегородской семинарии и настоятель Макариевского монастыря. С 1821 года - настоятель Нижегородского Печерского монастыря. 20 мая 1828 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. 26 августа 1831 года назначен епископом Могилевским и Витебским для подготовки воссоединения западно-русских униатов. 30 апреля 1833 года - епископ Могилевский и Мстиславский. 26 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 15 апреля 1837 года переведен в Рязань. В 1841-1843 годах присутствовал в Св. Синоде. 5 июня 1858 года уволен на покой в Ольгов монастырь Рязанского уезда с правом управления этим монастырем. Скончался 7 апреля 1862 года. Погребен в Троицкой церкви Ольгова монастыря. 16 июля 1999 святитель Гавриил прославлен в лике месточтимых святых. Мощи святителя обретены 26 октября 1999 г. и покоятся в Свято-Троицком монастыре г.Рязани. Подробное жизнеописание Святитель Гавриил родился 17 апреля 1785 года в селе Городковичи Спасского уезда Рязанской губернии в семье пономаря Ивана Яковлевича Городкова и жены его Евдокии Филипповны.

http://pravicon.com/info-2018

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мелетий Харьковский, свт. - житие Святитель Мелетий (Леонтович), архиепископ Харьковский (память 12 февраля, 29 февраля и 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю) 6 ноября 1784 года в селе Старые Сенжары Полтавской губернии в семье купца Иоанна Леонтовича родился мальчик. Имя ему при крещении дали Михаил, в честь Архистратига Божия. Род Леонтовичей принадлежал дворянскому сословию, но дед и дядя будущего святителя были священниками. В 1808 году Михаил Леонтович успешно окончил Екатерино-славскую духовную семинарию и как лучший ученик был направлен архиепископом Платоном в Петербургскую духовную академию. В 1814 году, после окончания академии со степенью магистра богословия, он был оставлен в ней адъюнкт-профессором греческого языка. 11 марта 1817 года Михаила назначили секретарем учрежденного при академии строительного комитета, а 30 июля этого года в должности инспектора перевели в Киевскую духовную семинарию, где позднее он стал профессором церковной истории и греческого языка. 28 сентября 1819 года он стал первым инспектором открывшейся Киевской духовной академии. 11 февраля 1820 года, накануне дня памяти святителя Мелетия Антиохийского, Михаила постригли в монахи. Постриг совершал митрополит Евгений (Болховитинов). 22 февраля состоялось его рукоположение в иеродиакона, а 25 февраля — в иеромонаха. С 1821 года архимандрит Мелетий — ректор Могилевской духовной семинарии, с 1823 года — Псковской, а с 1824 — снова Могилевской семинарии. В том же году он назначается ректором Киевской духовной академии. 21 октября 1824 года святитель хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, и назначен настоятелем Киевского Златоверхого Михайловского монастыря. С отеческой любовью заботился святитель о юных питомцах академии, воспитывая их в духе преданности Церкви Христовой. В личных отношениях с ними он был доступен, чрезвычайно ласков и добр. Один из учеников святителя по Могилевской семинарии свидетельствует, что уже в ту пору его считали святым. Особой заботой святителя было попечение о бедных вдовах и сиротах. Он часто посещал заключенных и совершал богослужение в тюремных церквах. Особенно преосвященный Мелетий заботился о братии Михайловского монастыря. Воспитывая в них дух истинного подвижничества, он говорил: «Смирение — охранительный меч, с ним безопасно пройдешь землю, ад и достигнешь Неба».

http://pravicon.com/info-2929

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Окончив школу, некоторые выпускники решаются пойти по духовному пути. И им, и их родителям наверняка интересно, как учились будущие священники в дореволюционной России, из чего строился учебный день, в чём заключалось их воспитание.  Православная Церковь до петровских времен, можно сказать, в одиночестве занималась распространением грамотности в России. В дальнейшем её деятельность на ниве просвещения не ослабла и только возросла. Уже в начале XIX в. в ведение Русской Православной Церкви входили 4 типа учебных заведений, образующие единую систему духовного образования: академии, семинарии, уездные и приходские училища. Первые являлись высшей, вторые и третьи – средней, четвертые – начальными образовательными ступенями. Изучая историю духовного образования в России, можно выделить 4 основных этапа реформирования духовных учебных заведений (1808–1814, 1839, 1867–1869, 1884–1886), характеризующиеся изменениями специфики управления, целей, задач, организации и содержания учебно-воспитательной работы. Перед духовной школой стояла задача не только обучить, но и воспитать юношей. В процесс обучения и воспитания входит не только передача формального знания, но и передача живого опыта целостной личности.  Главное руководящее место в этом процессе принадлежит учителю, духовному наставнику, тому человеку, авторитет которого был обусловлен его подлинной причастностью к служению Церкви и людям. И такие люди находились в каждой школе, они помогали своим жизненным примером выработать положительные качества в студенчестве. Известно, что проблема формирования личности была актуальна всегда и, как никогда, актуальна сейчас. Православное понимание «личности» отличается от психологического: раздвигая рамки ее мирского восприятия, оно говорит о том, что «личность» – это, прежде всего, духовное проявление человеческой природы.

http://azbyka.ru/deti/rol-dorevoljucionn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацславский. Портрет. Кон. 30–40-х гг. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) (Богословский-Платонов Константин Лукьянович; 14.05.1788, с. Воздвиженское Московской губ.- 28.03.1841, С.-Петербург), архиеп. Подольский и Брацлавский. Род. в семье свящ. Лукьяна Яковлевича Воздвиженского († 1806), с 1789 г. служившего в с. Могильцы (Богословское). Начальное образование получил под руководством отца, «человека умного и весьма образованного» ( Беляев. 1888. 6. С. 151). «Будучи мальчиком,- вспоминал впосл. К.,- в святки я рядился монахом. Верно, это было предвестием моей судьбы». В 1797 г. Константин вместе с младшим братом Иваном поступил в Троицкую лаврскую семинарию, получив фамилию Богословский. Проучившись год в низшем грамматическом классе и 2 года в высшем, он год занимался в классе поэзии и 4 года (вместо 2, для большего усовершенствования) в классе риторики, затем перешел в философский класс и в класс богословия. В семинарских ведомостях за 1801 г. о нем сказано: «Остр и успевает довольно». В 1806 г., после кончины отца и брата, К. стал воспитанником митр. Московского Платона (Левшина) с фамилией Богословский-Платонов. В 1808 г. К. был переведен в СПбДА. Вместе с ним на 1-м курсе (1809-1814) обучались товарищи по Троицкой семинарии буд. архипастыри Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , Григорий (Постников) и Павел (Подлипский) . Из наставников Троицкой семинарии в 1808 г. в С.-Петербург были вызваны архим. Евграф (Музалевский-Платонов), назначенный ректором академии, иеродиак. Филарет (Дроздов) , ставший в февр. 1810 г. бакалавром, а в марте 1812 г. ректором СПбДА. По окончании курса в 1814 г. со степенью магистра К. был оставлен в академии бакалавром церковной истории. 28 авг. 1814 г. принял монашеский постриг. Во время обучения в Троицкой семинарии и в СПбДА К. сблизился с архиеп. Московским свт. Филаретом (Дроздовым), которому «был предан всею душею» (Там же. С. 155). Под руководством святителя проходило служение К.

http://pravenc.ru/text/1840315.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, мы вспоминаем Царевича Ивана Ивановича и Императора Александра I 02.12.2013 346 Время на чтение 7 минут Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов), выдающийся иерарх и проповедник Русской Церкви, родился 26 декабря 1783 года в Коломне Московской губернии в семье диакона. С 1791 г. юный Василий Дроздов учился в Коломенской, а затем, с марта 1800 г., - в Московской Троицкой Духовной Семинарии. 16 ноября 1808 г. В.М.Дроздов принял монашеский постриг с именем Филарет. 21 ноября 1808 г. монах Филарет рукоположен в иеродиакона, 1 марта 1809 г.- назначен инспектором Санкт-Петербургской Духовной Семинарии и преподавателем философии в Санкт-Петербургской Духовной Академии. 28 марта 1809 г. иеродиакон Филарет был рукоположен во иеромонаха. В 1811 году иеромонах Филарет был возведен в сан архимандрита и назначен ректором и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1814 году архимандрит Филарет признан заслуживающим ученой степени доктора богословия за совокупность научных трудов. В марте 1816 г. отец Филарет назначен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с сохранением должности ректора и профессора Академии. 5 августа 1817г. архимандрит Филарет был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1818 г. избран действительным членом Российской Академии, а в 1819 г. перемещен архиепископом Тверским и назначен членом Святейшего Синода. 26 сентября 1820 г.- перемещен архиепископом Ярославским и Ростовским, 3 июля 1821 г.- перемещен архиепископом Московским. 22 августа 1826 г. Высокопреосвященнейший Филарет стал митрополитом Московским и Коломенским, где и пребывал до своей кончины. Митрополит Филарет был избран также действительным или почетным членом многих других научных, просветительных и благотворительных учреждений. Владыка был награжден многочисленными высокими церковными и гражданскими наградами. Он был известен как выдающийся ученый и знаток всеобщего православного богословия, всеобщей церковной истории и канонов Церкви, виднейший проповедник своего времени.

http://ruskline.ru/history/2013/12/02/et...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010