Никодим, епископ Орловский и Севский (Быстрицкий Николай Андреевич) Родился в селе Воскресенском Ковровского округа Владимирской губернии в семье священника. Обучался в Суздальской и Владимирской духовных семинариях. 21 сентября 1808 года назначен учителем Переяславского духовного училища. 11 января 1811 года переведен в Суздальское училище. 19 декабря 1814 года пострижен в монашество. 3 января 1815 года рукоположен во иеродиакона, 5 января – во иеромонаха. С 21 января 1816 года – строитель Переславль-Залесского Николаевского монастыря. С 25 декабря 1820 года – игумен Муромского Благовещенского монастыря. 16 февраля 1825 года возведен в сан архимандрита Боголюбского Рождество-Богородицкого монастыря. С 23 декабря 1827 года – настоятель Московского Златоустова монастыря. 16 июня 1828 года переведен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. 15 июля 1828 года хиротонисан во епископа Орловского и Севского. Скончался 30 декабря 1839 года в городе Орле. Погребен в Успенском монастыре. Епископ Никодим отличался подвижнической жизнью, «муж великого воздержания», но вместе с тем неумолимо строгий к подчиненным. Уже будучи архиереем он держал себя всегда сурово и сдержанно, так что никто и никогда не видел улыбки на его лице. Литература: Виноградов Н. Историческая записка о Переславль-Залесском духовном училище. – Владимир, 1888. – С. 88. Пясецкий Г. История Орловской епархии. – Орел. 1899. – С. 902–907. Григорий, архимандрит. Историческое описание Московского Златоустовского монастыря. – М., 1914. – С. 117, 118 и прим. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1407. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 262. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 630. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Осипово. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского , Николая Чудотворца Год постройки:1803. Адрес: 601951, Владимирская область, Ковровский район, п/о Достижение, с. Осипово, д. 116 Координаты: 56.3707, 41.4797 Проезд:Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 8км движения вдоль берега реки Клязьмы, перед въездом в пос. Глебово, правый указатель на юг " Осипово 6 " . Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в честь святого великомученика Дмитрия Солунского упоминается с начала XVII века. 25 декабря 1762 г. деревянная Дмитриевская церковь сгорела. В 1765 г. устроен теплый Никольский придел, а в 1772 г. - холодный Дмитриевский деревянный храм. Каменная одноименная церковь построена в 1803-1808 гг. усердиями церковного старосты крестьянина Ивана Петрова на средства прихожан. Придел один во имя святителя и чудотворца Николая. Церкви принадлежали 5 входных деревянных часовен. С 1814 г. к ней приписана построенная в том же году деревянная Георгиевская кладбищенская церковь. Георгиевская церковь закрыта решением Ивановского облисполкома от 3 марта 1935 г., Дмитриевская – к 1941 г. Георгиевский храм разобран до основания. Дмитриевская церковь вновь открыта в 1991 г. и в настоящее время практически полностью восстановлена. Из книги Фролова Н.В., Фроловой Э.В. " Ковров православный " , изд. " БЭСТ-В " , ООО " Маштекс " , Ковров, 1999 г. Село Осипово находится в 10 верстах от уездного города Коврова и в 72 верстах от Владимира. Церковь в селе исстари существует в честь св. вмч. Димитрия Солунского. В окладных книгах патриаршего казенного приказа под 1635 и 1635 гг. значится церковь Димитрия Солунского в государевом дворцовом селе Осипове с двумя престолами, а под 1653 г. у церкви Димитрия Солунского в вотчине окольничего Андрея Артемоновича Матвеева в селе Осипове 2 двора поповых, двор дьячков, двор пономарев, двор просвирнин, церковных бобылей 8 дворов, 2 двора помещиковых, да крестьянских 284 двора и бобыльских 14 дворов…

http://sobory.ru/article/?object=03797

Петровское. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В начале XIX века в селе была построена церковь Рождества Христова в стиле провинциального классицизма. Расширена в 1884—1887 гг. Приделы в трапезной Петропавловский и Алексия Митрополита. В 1950-х годах Христорождественская церковь села Петровского разобрана на кирпич. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Петровском в 1808 году по благословению Преосвященнейшего Августина, архиепископа Московского. Трехпрестолый храм в стиле классицизма стоял на цоколе из белого камня и проекции имел вид разностороннего креста. 28 июня 1814 года был освящен придел святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Второй боковой придел устроен в честь святителя Алексия, митрополита Московского. 30 июня 1823 года церковь была полностью освящена. В 1884-1885 годах была расширена трапезная, храм снаружи побелен, а внутри оштукатурен и расписан. В 1886 году двухскатная кровля покрыта железом и окрашена зеленой масляной краской. Длина церкви с колокольней — около 40 метров, ширина — 26 метров. Глав на церкви три: большая — над самой церковью, две маленькие — над придельными алтарями в трапезной. Иконостасы — резные, трехъярусные, позолоченные. Престол устроен из дубового дерева с верхней доской из кипариса. Напротив престола на горнем месте был образ Спасителя, справа — икона «Животворящего Креста со страстями», слева — икона Божией Матери Иверская. Справа от царских врат — икона Рождества Христова, около нее — образ свв. апп. Петра и Павла, а с левой стороны — образ иконы Божией Матери «Боголюбская». Около нее — образ свт. Алексия, митрополита Московского. Пол был сделан из подольского мрамора. Вся церковь отапливалась духовой печью. Колокольня в четыре яруса общей высотой до верхнего карниза — 32 метра. Колоколов на ней 6. Самый большой весил 310 пудов, другой — 120 пудов, оба отлиты в 1865 году. Приходских деревень с селом было 9.

http://sobory.ru/article/?object=42524

Приморск. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1813 и 1836. Ссылки:   Адрес: Украина, Запорожская область, Приморский район, Приморск (до 1964 г.— Ногайск), ул.Партизанская Координаты: 46.737285, 36.391745 Проезд:Приморск (до 1964 г.— Ногайск) — город районного подчинения, центр района. Расположен на реке Обиточной, в 3 км от Азовского моря, в 183 км от Запорожья и в 32 км от железнодорожной станции Елизаветовка на линии Чаплино — Бердянск. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты На окраине города Приморска высится храм – это самая старая церковь Запорожской области. Его история такова. В 1800 г. граф Орлов-Денисов, впоследствии прославившийся во время Отечественной войны 1812 г., получил в дар от царского правительства крупный земельный участок более одиннадцати тысяч десятин на побережье Азовского моря. Он перевез несколько десятков крепостных из своего рязанского имения и поселил их на левом берегу речки, назвав новое поселение по названию речки – Обиточное. Вскоре в селе, находившемся на оживленном тракте из Крыма в Таганрог, поселились армяне, немцы, поляки, евреи. Проживали здесь и 24 семьи коренных жителей – ногайцев, управление по делам которых в 1808 г. разместилось в Обиточном. В 1811 г. под руководством графского садовника Клерфона крепостные заложили большой фруктовый сад, со временем ставший своеобразной школой садоводства для всей округи. Но от первых десятилетий существования Ногайска до настоящего времени сохранилась лишь небольшая Троицкая церковь. Она была заложена в 1813 г. на территории с. Обиточное (нынче г. Приморск) в ознаменование победы Российской империи в Отечественной войне 1812 г. Изначально храм возвели из дерева (годы строительства 1813-1814 гг.), но через некоторое время было решено построить храм из камня, воплотив задуманное в 1836 г.Построенный храм освятили в честь Святой Троицы. Тогда же церковь расписали мастера, специально приглашенные со всех концов Российской империи. Роспись интерьера состояла из 12 фресок, 8 из которых в наше время восстановлены. В таком виде церковь просуществовала до 30–х годов прошлого века, когда была уничтожена колокольня, а сам храм превращен в склад, забелены и закрашены в нем лики святых.

http://sobory.ru/article/?object=51719

Сергий, архиепископ Рязанский и Зарайский (Крылов-Платонов Стефан Георгиевич) Родился в 1768 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье причетника. Образование получил в Тверской духовной семинарии. С 4 сентября 1798 года – учитель той же семинарии. 9 февраля 1801 года пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. В 1802 году рукоположен во иеромонаха. С 25 апреля 1804 года – префект Московской Славяно-греко-латинской духовной академии и соборный иеромонах Московского Донского монастыря. 5 августа 1807 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря с оставлением в академии. С 20 апреля 1808 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Заиконоспасского монастыря. С 1 января 1810 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и с 27 января – настоятель Новгородского Юрьева монастыря и присутствующий в Санкт-Петербургской духовной консистории. С 14 июня 1811 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. 17 марта 1812 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С 4 июня 1817 года – епископ Рязанский и Зарайский. 17 сентября 1819 года возведен в сан архиепископа. Скончался 18 августа 1824 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 210. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 14. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 210. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1411. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 571. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. – Кострома, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf 111. Константин Павлович, цесаревич и великий князь сын императора Павла I Петровича от второго брака с Софией-Доротеей-Августой-Луизой, принцессой виртемберг-штутгартской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Царском Селе 27 апреля 1779 г.; воспитывался под руководством Н. И. Салтыкова (впоследствии князь) до 1795 г.; вступил в первый брак 15 февраля 1796 г.; посланный отцом в итальянскую кампанию под начальство Суворова, сражался на р. Требии 6–8 июня, при г. Нови 4 августа и разделил славу швейцарского похода, за который награжден титулом цесаревича 28 октября 1797 г.; по воцарении императора Александра I, брата своего, сделан начальником всей гвардии в 1801 г.; командовал ею в бою Аустерлицком 20 ноября 1805 г.; с нею же был в сражениях при Гутштадте 25 мая, при Гейдельсберге спустя 4 дня и под Фридландом 2 июня 1807 г.; по возвращении гвардии в Петербург, продолжая командовать ею, наименован главным начальником военно-учебных заведений в 1808 г.; назначенный командиром 5-го пехотного корпуса (дивизии гвардейская пехотная, 1-я кирасирская и сводная гренадерская, с гвардейской артиллерией), находился в составе 1-й западной армии (Барклая-де-Толли), с нею отступил в дрисский лагерь и тем ограничил личное участие свое в Отечественной войне 1812 г.; по изгнании неприятеля из пределов России переправился с главной квартирой за границу 1 января; предводительствовал гвардией в боях люценском 20 апреля и бауценском 8–9 мая; начальствовал русско-прусскими резервами под Гисгюбелем 10, Дрезденом 14–15 и Кульмом 17–18 августа; награжден шпагой, алмазами украшенной, с надписью «За храбрость» 30 августа; был в битве лейпцигской, за которую получил орден св. Георгия 2-го класса 8 октября 1813 г.; по переходе союзных армий за р. Рейн способствовал успеху дела при Фер-Шампенуазе 13 марта; из Парижа прислан вестником мира в Петербург уже в июне; тут отказался от бала, готовившегося в честь его дворянством и купечеством, и, предложив деньги эти отдать пострадавшим под Фер-Шампенуазом, ездил с императором Александром на Венский конгресс, открытый в октябре 1814 г.; по возвращении Наполеона с острова Эльбы во Францию сопровождал императора Александра в кратковременном походе 1815 г.; назначен главнокомандующим польскою армиею и переселился на житье в Варшаву в 1816 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Скачать epub pdf 131. Мария Федоровна, императрица вторая супруга императора Павла I Петровича, дочь Фридриха Евгения, принца (потом герцог) виртемберг-штутгардтского от брака с Фридерикой-Доротеей-Софией, маркграфиней брандербург-шведской. Родилась в Штутгардте 14 октября 1759 г. и при св. крещении получила имена София-Доротея-Августа-Луиза. Сговорена за великого князя Павла в бытность последнего в Берлине 12 июля, имела торжественный въезд в Петербург 31 августа, миропомазана и обручена великому князю 14-го, обвенчана с ним 26 сентября 1776 г.; впервые сделалась матерью 12 декабря 1777 г., когда родился великий князь Александр Павлович (впоследствии император), которого она уже видела женатым с 28 сентября 1795 г.; по воцарении супруга 6 ноября получила главное начальство над Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь) 12 того же месяца 1796 г.; коронована с супругом в Москве 5 апреля и призвана им к главному заведыванию воспитательными домами С.-Петербургским и Московским с принадлежащими к ним Сохранною и Ссудною казнами, в мае 1797 г.; основала Екатерининский институт в Петербурге и приняла в свое распоряжение Александровскую бумажную мануфактуру в 1799 г.; перевела Коммерческое училище из Москвы в Петербург в 1800 г.; открыла Повивальный институт в Москве на капитал П. И. Демидова в 1801 г.; учредила Екатерининской институт в Москве, Дом призрения в Гатчине и больницу в Павловске в 1802 г.; больницы для бедных и вдовьи домы в Петербурге и Москве в 1803 г.; Александровское женское мещанское училище. в Москве в 1805 г.; первое училище глухонемых в Павловске в 1806 г.; приняла под свое покровительство женское отделение петербургского Военно-сиротского дома в 1807 г.; открыла в Москве Дом призрения инвалидных офицеров на капитал вдовы М. П. Шереметевой в 1808 г.; ввела во все свои заведения прививание предохранительной коровьей оспы в 1809 г.; открыла в Петербурге Дом призрения для увечных питомцев воспитательных домов в 1813 г.; учредила так называемых сердобольных вдов в 1814 г. и Дом призрения для инвалидов в Павловске в 1815 г.; завела большую типографию при Петербургском воспитательном доме и приняла под свое покровительство московскую Голицынскую больницу в 1816 г.; преобразовала сердобольных вдов в сестер милосердия в 1818 г. и завела Училище солдатских дочерей в Петербурге в 1820 г.; учредила свободных хлебопашцев из питомцев Воспитательного дома и Дом призрения в Симферополе в 1821 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Таганрог. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Собор Успения Пресвятой Богородицы располагался на месте нынешней Октябрьской площади, между улицами Петровской и Александровской, переулками Добролюбовским и Украинским. После возобновления города Таганрога в 1769 году первым храмом стала Троицкая церковь в крепости, которая была труднодоступна для растущего гражданского населения города. В 1778 году городское купечество возбудило ходатайство перед епископом Славенским Евгением об устроении нового храма, вне крепости. Разрешение и книга для сборов были вскоре получены, но дело застопорилось, и при новом епископе Амвросии было подано повторное прошение. По указу императрицы Екатерины II место для храма было отведено между крепостью и городом, а на содержание положено в год священнику 60 рублей, дьякону 40, дьячку 25 и пономарю 25. 13 июня 1789 последовала резолюция епископа, 2 сентября протоиереем Стефаном Разорецким было освящено место, а уже 19 декабря 1790 года им же – новый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь стала городским храмом. Небольшая деревянная церковь, прозванная «Купеческой», просуществовала до 1828 года, но уже в 1808 году по инициативе градоначальника Кампенгаузена быстро растущий город ходатайствовал о постройке большого каменного собора взамен деревянной церкви. Правительство отклонило просьбу о ссуде в 86.868 рублей, но при градоначальнике начался активный сбор средств для возведения собора. Градоначальник Папков ревностно продолжал дело и даже обратился к таганрожцам с упрёком, что возымело последствия. В 1814 году началось строительство нового соборного храма по плану Петербургского академика архитектора А. И. Мельникова. Стройка продвигалась быстро пока Папков состоял попечителем дела, но после 1818 года дело замедлилась. В 1828 году наконец был сведён главный купол, после чего старая церковь была разобрана. 3 ноября 1829 года протоиерей Друзякин освятил новый храм, имевший тогда лишь один главный Успенский престол.

http://sobory.ru/article/?object=21392

Тельма. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Храм был заложен на берегу речки Тельминки 9 июня 1814 года и освящён 20 августа 1816 года. На деревянном восьмиконечном кресте, находящемся в алтаре, имеется подробная запись об этом событии. Нечасто встретишь в интерьере православного храма росписи светского характера. А здесь на наружной стене хоров мы видим девять клейм, изображающих ландшафт. Как подлинное чудо воспринимались некогда куранты. Они исполняли двеннадцать музыкальных пьес. Причём создавалась иллюзия, будто наигрывают их два архангела, стоящие в нишах по обе стороны от хоров. В нужный момент они поднимали свои позолоченные трубы, и раздавалось " доброгласное " песнопение. На втором ярусе колокольни до сих пор сохраняются детали этого механического музыкального инструмента, близкого родственника распространённых музыкальных шкатулок. Церковь построил Иоаким Иванович Шорин, а замысловатые куранты устроил мастер Климов. И тот и другой были ссыльными, работавшими на тельминской фабрике. Как явствует из документов, вдохновителем сооружения " благозвучного храма " был Игнатий Иванович Соколовский, служивший директором местной фабрики в 1808-1820 годах. Источник: Полунина Н.М. " Живая старина Приангарья " . 1990 Подлинным феноменом можно назвать Казанскую церковь в поселке Тельма близ Байкала, севернее Иркутска. Интрига заключается не только в том, что церковь – единственный ротондальный храм, обнаруженный на сегодня на необъятных просторах Сибири, но и в особенностях ее архитектуры. Среди всех известных ротондальных храмов она – единственная пятиглавая. При этом четыре главки располагаются не как это принято, на диагоналях квадрата, а по углам прямоугольника, вытянутого вдоль главной оси храма. Колокольня в плане – овальная, такой нигде не встретим! В Епархиальных ведомостях можно найти сведения и о строителях, и о служителях. И об имуществе храма. Не упоминается лишь автор проекта. Из других документов известно имя инициатора строительства – директора суконной фабрики, при которой и был возведен храм.

http://sobory.ru/article/?object=24102

Юрьев-Польский. Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела. Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1772 и 1806. Адрес: Россия, Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, д. 4 Координаты: 56.497857, 39.682039 Проезд:На территории Михаило-Архангельского мужского монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Соборный храм во имя Архангела Михаила в монастыре был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. Несмотря на время постройки, храм сохраняет черты архитектуры середины XVIII века, а кое-какие – даже века XVII-ro. Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=05087

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010