Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович) (1783, с. Богдановка Коломенского у. Московской губ.- 13.07.1834, Тифлис), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834). Род. в семье дьячка Михаила Антипова, рано осиротел. Мать, не имея возможности прокормить семью, просила еп. Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) оставить причетническое место отца за малолетним Матвеем. Епископ побеседовал с мальчиком, велел ему учиться и предрек, что он станет архиереем. Матвей был определен на казенный кошт в Коломенскую ДС, где по месту рождения ему присвоили фамилию Богданов. Он проявил незаурядные способности и окончил семинарию в числе первых учеников. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию, в 1801 г. перешел в класс поэзии Троицкой лаврской семинарии, был причислен к т. н. платоникам, т. е. находился на полном содержании ректора ДС митр. Московского Платона (Левшина) и являлся его непосредственным воспитанником. Как и все платоники, Матвей получил еще одну фамилию - Платонов ( Новиков, Барзилов. 2000. С. 299-300). В 1808 г. принял постриг с именем Моисей и окончил семинарию. Согласно предписанию Комиссии духовных училищ, в числе 7 лучших воспитанников семинарии продолжил образование в только что открытой СПбДА (1809), к-рую окончил в 1814 г. со степенью магистра 5-м по общему списку. Преподавал в СПбДА курс церковной словесности (1814-1817). Вместе с коллегами ректором СПбДА архим. Филаретом (Дроздовым) , преподавателем свящ. Г. П. Павским и ректором СПбДС архим. Поликарпом (Гайтанниковым) участвовал в работе Российского библейского об-ва по переводу с древнегреч. языка и изданию книг Свящ. Писания (1816-1818). М. выполнил перевод Евангелия от Луки. Четвероевангелие было издано в 1819 г. (Шестой отчет Российского библейского об-ва. СПб., 1819. С. 32). Позже под рук. М. в КДА осуществлялся перевод кн. Левит.

http://pravenc.ru/text/2563990.html

Пн Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского 13 лютого 2024 р. 14:26 Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях», хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? В  «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, заведующей Научным центром истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , доктора церковной истории, доктора исторических наук, профессора, почетного доктора Санкт-Петербургской духовной академии Н.Ю. Суховой, посвященная пастырскому богословию кронштадтского пастыря ( 1, 2024 ,  PDF-bepcuя ). Реформы духовного образования в XIX веке Особое значение для развития высшей духовной школы в России имела вторая половина XIX века. В результате реформ 1797-1798 и 1808-1814 годов духовно-учебная система в России имела свой стабильный институт подготовки преподавателей. Однако решение ее было сопряжено с рядом проблем. Ни сама духовно-учебная деятельность, ставшая главной для большей части выпускников академий, ни подготовка к ней не были организованы в достаточной степени. В результате идеи реформы 1814 года — преодоление формально-схоластической ограниченности, построение научно-богословской и церковно-практической школы, создание активно действующих центров духовного просвещения — были реализованы лишь отчасти. Процесс развития и светских, и богословских наук к середине XIX века жестко поставил вопрос о подготовке в духовной школе преподавателей-специалистов, прежде всего для высшей духовной школы. Старая традиция назначения лучших выпускников бакалаврами на вакантные кафедры без учета склонностей или темы выпускного сочинения со всей очевидностью уже не работала. К тому же в середине XIX века при увеличении числа предметов и прежнем штатном составе преподавателям приходилось вести по два-три предмета, и это совмещение не способствовало повышению качества образования.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

Глава V. Духовное образование § 19. Духовное образование до школьной реформы 1808–1814 гг. а) В Московском государстве XVII в. уровень образования духовенства был совершенно неудовлетворительным, хотя сама идея о необходимости духовных учебных заведений для подготовки приходского духовенства находила широкую поддержку среди иерархов. Поместный Собор 1667 г. официально констатировал необразованность духовенства, однако никаких решительных мер для того, чтобы поправить положение, предпринято не было. Те немногие монастырские школы, которые время от времени возникали в Москве в течение XVII в., оказывались нежизнеспособными из-за дефицита в подготовленных учителях, и быстро закрывались. Явно не хватало и самих В московском обществе царил религиозный формализм, в силу которого считалось достаточным сохранять чистоту обрядов, а истинность православной веры полагалась самоочевидной. Отсюда шло недоверие к «учености», которая, как опасались, могла привести только к ересям. Лишь в 80-х гг. XVII в. была организована школа, которая получила название эллино-славянской школы или При отсутствии епархиальных училищ это единственное в Москве учебное заведение не могло, конечно, удовлетворить потребность в обучении духовенства. Это было тем более затруднительно, что оба последних патриарха, Иоаким и Адриан, консерваторы по убеждениям, не уделяли школе необходимого внимания, несмотря на то что горячий приверженец образования Петр I неоднократно указывал патриарху Адриану на большое значение школьного Каждое новое поколение священнослужителей состояло почти исключительно из сыновей духовных лиц, поэтому, ставя цель создать образованное духовенство, следовало прежде всего подумать о школах для его сыновей. В принципе возможность стать священнослужителем была открыта для представителей всех сословий. Однако общепринятая практика выборов духовенства церковными общинами приводила к тому, что кандидатами на замещение вакантных мест почти всегда становились сыновья священнослужителей. К своему будущему поприщу они готовились уже в родительском доме, где их учили читать и писать и знакомили с богослужебным обиходом. Если судить по отзывам епископов и их представителей, которым приходилось экзаменовать ставленников на должности священников и диаконов, результаты такого домашнего образования были, естественно, крайне скудны. Но за неимением более подготовленных кандидатов приходилось рукополагать и

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Глава XIX После достигнутого, торжественно отпразднованного и всюду объявленного «воссоединения», униатский вопрос даже с формальной стороны не мог считаться законченным, так как оставался не воссоединенным еще очень большой класс униатов, – мы разумеем униатов, совращенных в латинство. Совращения происходили в течение всего униатского периода и по временам были чрезвычайно многочисленны. Г.Киприанович говорит, что в 1803 году в одной Полоцкой епархии совратилось в латинство около 100 тысяч человек униатов 1221 , a по словам прот.Наумовича, в 1807–1808 г.г. униатская церковь потеряла еще 50 тысяч человек, перешедших в католичество 1222 . Сколько было совращенных в Полоцкой епархии к 1839 году, этого не могло сказать само Белорусское епархиальное начальство, так как в архиве Белорусской консистории, истребленном в 1812 году неприятелем, не осталось ни перечней, ни именных списков Белорусских униатских прихожан за прежние годы 1223 . Несомненно, однако, что число совращенных здесь было очень внушительно: в Дриссенском уезде почти каждый униатский приход сильно пострадал от совращений: иные, как Россицкий, потерявший 1625 душ 1224 , остались почти ни с чем, а другие, как Дерновичский, состоявший из 1720 прихожан, целиком отошли к римской церкви 1225 . Опытные католические миссионеры умели вырывать жертвы даже из священнических семей. Множество униатских священнических жен и дочерей, как мы уже видели, исповедовали католическую веру. Весь этот громадный класс совращенных влачил нелегальное с точки зрения закона существование. С самого начала 19-го столетия стали издаваться Высочайшие указы о возвращении совращенных, при чем сенатским указом от 8-го августа 1810 г. было разъяснено, что только совращенные до 1798 года имеют право оставаться в римской церкви, прочие же должны вернуться в унию. Как была исполнена Высочайшая воля, можно судить по тому, что в 1814 году консистория бывшей Виленской митрополичьей епархии жаловалась второму департаменту Римско-католической духовной коллегии, что римское духовенство не только не возвращает униатов, прежде перешедших в римский обряд, но еще и новые производить совращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Два года тому назад, именно 27-го ноября 1861 г., скончался маститый старец, преосвященный архиепископ Павел. Тело его погребено у нас в Переславле, в Даниловом монастыре. Он был архипастырем двух паств, костромской и черниговской, которые, конечно, вспомнят его, почтут память и доставят подробные сведения о его жизни. В настоящий раз мы считаем обязанностию сказать о почившем в Бозе архипастыре только то, что нам можно было видеть и слышать от него самого в краткий срок его пребывания на покое, в Даниловом монастыре 1 . Преосвященный Павел (в мире Пётр Подлипский) родился в 1788 году июня 23-го, Владимирской губернии, Переславского уезда, в селе Подлипе, от причетника Ивана Емельянова, который вскоре был произведён во священника в село Ермово. 1797 года отдан был в Переславское училище и в том же году переведён в троицкую семинарию – в Сергиевской лавре; в исходе 1808 г. отправлен был в Санкт-Петербургскую духовную академию. С особенным удовольствием вспоминал архипастырь об этом назначении. «Сколько слёз, слёз горьких, пролито было нами при назначении нас в академию, – говорил он; – мы ехали в Петербург, словно в военную службу, и, кроме горестей, ничего не видели впереди. Раз иду я, только что приехавши в Петербург, от Невского проспекта в лавру – и так сильно разгоревался о своём житье, бытье... Вдруг слышу сзади себя голос: «перестань плакать!» Я оглянулся назад, никого не видно было! В сём голосе признал я глас Божий, ободряющий меня, – и с тех пор отошёл от меня страх: учился я в академии, по тогдашнему 6-ть лет, очень счастливо. И много в жизни моей было подобных чудесных случаев», – говорил мне владыка. 1814 года августа 13-го, по окончании академического курса, он определён был во владимирскую семинарию преподавателем церковной истории и греческого языка; 1817 года пострижен в монашество и определён инспектором владимирской семинарии, а в 1820 году ректором и настоятелем переславского Данилова монастыря. С уважением и любовию отзывался архипастырь об учениках владимирской семинарии. «Строгостей больших, – говорил он, – я не употреблял, – особенно остерегался много исключать учеников из семинарии; а нравственность их была прекрасная. Ласкою и приветливостью я укрощал самые упрямые характеры – и учились все очень хорошо. В какие учебные заведения ни посылаемы были из моей семинарии, везде мои воспитанники выдерживали себя с честию». При этом он с особенною радостию указывал на бывшего своего воспитанника – ныне санкт-петербургского отца протоиерея М. И. Богословского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Дудино. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Православная церковь Вознесения Господня в селе Дудино, расположенном на территории государственного национального комплекса Завидово Калининского района Тверской области - один из лучших памятников сельской культовой архитектуры позднего классицизма в Тверской области, отличается монументальностью форм, гармоничностью и уравновешенностью объемной композиции. Исследованы документы по этой церкви: 1. Опись Вознесенской церкви и ее имущества в селе Дудино Тверского уезда тверской Епархии» за 1848 год. 2. Метрические книги церкви Дудина монастыря и села Дудино Тверского уезда Тверской губернии за период с 1717 по 1917 годы. 3. Дела о дозволении прихожанам Николаевской церкви села Дудино Тверского уезда построить на месте деревянной новую каменную церковь за 1808 и 1828 годы. 4. Клировая ведомость о Вознесенской церкви села Дудино Тверского уезда за 1910 год . 5. Посажные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведениям о вдовах и сиротах, подведомственных церкви за 1910 год. 6. Материалы для истории упраздненных монастырей Тверской иерархии, 1903 г. 7. Документы по церквямй Тверской епархии на 1915 год. 8. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Никулинского стана Тверского уезда от 23 июня 1814 г. 9. Геометрический специальный план дачи под названием Дудин монастырь Тверского уезда от 30 сентября 1821 г. 10. Чертеж дачи под названием Дудин монастырь Тверского и Старицкого уездов Тверской губернии от 01 июня 1912 г. 11. Писцовые книги XVI века. Интернет-сайт Православного Прихода Вознесенской церкви д.Дудино Калининского района Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Александр РЕПМАН. Дудино. Точка отсчета. http://www.tverlife.ru/news/55940.html Вот какие сведения по храму Вознесения Господня в селе Дудино каждый из нас мог прочитать на ресурсах интернета: Село Дудино расположено в живописнейшем месте Калининского района Тверской области на правом берегу реки Шоши, в 54 км от областного центра, расположено село Дудино. Это небольшое село историей своей уходит в глубь веков. Существует версия, объясняющая название села - Дудино. Князь Михаил Ярославович Тверской во время нашествия Дюденя в конце XIII века решил один из всех князей защищаться в Твери. Дюдень же, минуя Тверь, отправился в Новгород. Прямой путь из Москвы на Новгород мог проходить через старинное село, в котором уже тогда был монастырь. Преодолев болота, Дюдень со своим войском мог отдыхать близ монастыря, не разрушив его (татары довольно лояльно относились к другим религиям), или оставить своих раненых воинов, которых выходили здешние монахи... Имя Дюдень навсегда осталось в названии образовавшегося затем селения.

http://sobory.ru/article/?object=20819

Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете. По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника. С 1796 года – префект Воронежской духовной семинарии. В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество. В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии. С 11 марта 1800 года – архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге. 27 января 1802 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году – действительным членом Российской академии. С 24 января 1808 года – епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медикохирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году – почетным членом и – соревнователем Санкт-Петербургской «Беседы любителей русского слова», почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете. С 19 июля 1813 года – епископ Калужский. С 1814 года – член Санкт-Петербургской духовной академии. С 1815 года – Московского Общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 года – член Харьковского и Казанского университетов. С 1818 года – член Комиссии составления законов империи Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игнатий, архиепископ Воронежский и Задонский (Семенов Матфей Афанасьевич ) Родился 5 августа 1791 года в селе Покшеньге Пинегского уезда Архангельской губернии в семье бедного пономаря. Детство его проходило в постоянной нужде и лишениях. Однако бедные материально родители его были богаты духовно и воспитывали своего сына в духе благочестия. Уже в младенческом возрасте в нем была замечена особая любовь к храму Божию. Как рассказывал впоследствии сам преосвященный, «мать при всех недосугах принуждаема была плачем дитяти нести его в церковь , когда там совершалась служба, и держать на руках до тех пор, пока она кончится». Вместе с отцом он проводил в церкви целые дни, часто там и засыпал. Мальчиком он читал и пел на клиросе и даже иногда по поручению своего деда-священника читал поучения. Когда пришло время поступать ему в училище, родители не хотели расставаться с сыном и ввиду крайней нужды просили местного преосвященного епископа Парфения определить их сына в соседний приход причетником (дьячком, псаломщиком – прим. ред.). Но преосвященный Парфений, взглянув на мальчика, сказал: «Я вижу, что мальчик с дарованиями и хочет учиться». Так юный Матфей был определен в семинарию. Вскоре Матфей Семенов стал одним из лучших ее воспитанников. Кроме обязательных уроков в семинарии, он занимался самообразованием, читал много книг, писал сочинения и с одним из лучших своих товарищей критически их разбирал. Начальство семинарии обратило внимание на талантливого ученика. В 1808 году, когда он был еще в философском классе, его назначили лектором, а затем учителем французского языка в семинарии. В 1811 году Матфей Семенов окончил семинарию и был назначен учителем греческого языка и всеобщей истории в Архангельское уездное училище, а с 1814 года начал преподавать еще Священную историю, географию и катехизис. В 1815 году Матфей Афанасьевич Семенов был назначен инспектором уездного и приходского училищ. Ревностно принялся он за порученное ему дело и зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Он был строгим воспитателем, но воспитанники уважали и любили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Леонтович Михаил Иванович; 6.11.1784, мест. Ст. Сенжары (ныне с. Ст. Санжары Полтавской обл., Украина) - 29.02. 1840, Харьков), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Отец М., Иван Леонтович, был купцом 2-й гильдии Петриковской слободы, мать (2-я жена отца), Анастасия Ивановна (1757-1833),- дочь протоиерея. Один из братьев М., Кирилл, впосл. стал иеромонахом Александро-Невской лавры . Михаил получил домашнее образование, обучался чтению, чистописанию, началам рус. и лат. грамматики. По воспоминаниям прот. Николая Лисневского, племянника М., после гибели отца семья из-за земельных тяжб с соседним помещиком «осталась практически нищей» ( Кулжинский. 2001. С. 4). Ок. 1791 (1794?) г. Леонтович был определен в Полтавское приходское уч-ще, 2 сент. 1795 г. переведен в уездное уч-ще в Екатеринославе, где проживал его дядя, свящ. Иеремия Леонтович. В 1808 г. окончил Екатеринославскую ДС и архиеп. Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Платоном (Любарским) с одобрения семинарского начальства направлен, как лучший воспитанник, в Духовную Академию при Александро-Невской лавре. 14 янв. 1809 г. прибыл в столицу. Товарищами по учебе Леонтовича были буд. митр. Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) , архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) , еп. Нижегородский и Арзамасский Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , филолог, переводчик прот. Герасим Павский и др. 7 июля 1813 г. определением правления академии Леонтович был назначен «старшим» среди товарищей. Митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , служивший в 1812-1817 гг. ректором академии, вспоминал: «Мелетия Леонтовича я помню очень хорошо, как благонравнейшего из моих учеников» (Там же. С. 14). В авг. 1814 г. Леонтович окончил СПбДА по 1-му разряду, 13 авг. решением Временного испытательного комитета был удостоен степени магистра богословия и определен бакалавром греческого языка в низшее отделение академии, а в окт. того же года - конференц-секретарем.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич (5.11.1788, Москва - 25.01.1850, С.-Петербург), гос. деятель, историк, писатель, археограф. Из молдав. дворянского рода, сын Н. Н. Бантыш-Каменского . Получил блестящее домашнее образование, знал франц., нем., англ., итал. и лат. языки. В 1800 г. поступил юнкером в архив Коллегии иностранных дел, к-рым управлял его отец; в 1801 г. получил должность переводчика, в 1804 г.- чин коллежского асессора. В 1808 г. по повелению имп. Александра I отвез св. миро для серб. церквей в Белград, за что был пожалован в надворные советники. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с отцом участвовал в эвакуации архива Коллегии иностранных дел в Н. Новгород. В 1814 г. переведен в Коллегию иностранных дел, принимал участие в Венском конгрессе. Получил звание камер-юнкера и чин коллежского советника. В 1816-1823 гг. служил на Украине под началом кн. Н. Г. Репнина, занимался сбором сведений по истории Малороссии. С 1823 г. действительный член ОИДР. В марте 1825 г. произведен в действительные статские советники и назначен губернатором в Тобольск. В 1828 г. в результате сенаторской ревизии уволен с поста губернатора и причислен к Коллегии герольдии. В 1833 г., после окончания расследования Сенатом губернаторской деятельности Б.-К., был полностью оправдан. В 1834 г. уволился с гос. службы, намереваясь заняться исключительно историей и лит-рой, однако в 1835 г. поступил в Мин-во финансов. В 1836-1838 гг. служил виленским губернатором. В 1838 г. причислен к Мин-ву внутренних дел, в 1840 г. переведен в Департамент уделов. В 1841 г. пожалован в тайные советники. Похоронен в Донской иконы Божией Матери московском муж. мон-ре . Д. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. И. Матюшина. 1888 г. (ГИМ) Д. Н. Бантыш-Каменский. Гравюра И. И. Матюшина. 1888 г. (ГИМ) Гос. службу Б.-К. сочетал с лит. трудом и занятиями историей, в т. ч. историей Русской Церкви. В 1-м сочинении Б.-К.- «Россиянин при гробе Патриарха Гермогена» (1804) - на фоне бурных событий нач.

http://pravenc.ru/text/77492.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010