В 90-х гг. XVIII в. в изд-ве И. Д. Герстенберга были опубликованы почти все песни и романсы, созданные К. на слова Державина, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, И. И. Дмитриева. В те же годы композитор написал оперы «Новорожденный», «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», «Олинька, или Первоначальная любовь». В дек. 1796 г., после кончины имп. Екатерины II, К. вышел в отставку. В 1797 г. в московском муз. магазине Х. Б. Гене на Кузнецком Мосту начали продавать издания хоровых концертов К. «Изми мя, Господи» (на 8 голосов) и «Плачу и рыдаю» (на 4 голоса) (Моск. вед. 1797. 22. Л. 13-14, реестр 3). В 1798 г. появилось самое значительное хоровое сочинение К.- Реквием на смерть польск. кор. Станислава Августа Понятовского. 18 сент. 1799 г. К. получил должность инспектора музыки в Дирекции имп. театров в С.-Петербурге, 25 нояб. был произведен в чин коллежского асессора, 21 дек.- надворного советника. 19 июня 1803 г. К. утвердили в качестве директора музыки имп. театров в чине коллежского советника. 19 янв. 1807 г. К. был присвоен чин статского советника. В 1811, 1812, 1817, 1818 гг. был награжден бриллиантовым перстнем. К. платили 7 тыс. р. в год (самое большое жалованье среди рус. музыкантов, состоявших на придворной службе.- Соколова. 1997. С. 36). С 1815 г. К.- почетный член С.-Петербургского филармонического общества. В этот период К. писал в основном театральную музыку: к трагедиям В. А. Озерова «Эдип в Афинах» и «Фингал», А. Н. Грузинцева «Эдип-царь», А. А. Шаховского «Дебора», П. А. Катенина «Эсфирь» (по Ж. Расину), Я. Б. Княжнина «Владисан». В кон. 1812 г. прозвучал его «Польский с хором на победы князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского», к 1814-1815 гг. относят его «Te Deum» по случаю заключения мира с Францией. В апр. 1819 г. К. перенес апоплексический удар (инсульт), театральную службу пришлось оставить. Ему была начислена пенсия в размере 4 тыс. р. в год. В 1820 г. К. с женой и 20-летней дочерью-арфисткой Марией вернулся в места своей юности: в Пропойске у гр. Муромцева он руководил хором и оркестром, играл в квартете в усадьбе Городищи под Минском у предводителя дворянства Л. М. Ракицкого, давал уроки игры на скрипке родственнику Ракицкого К. С. Ельскому. Посещал в поместье Залесье Михаила Клеофаса Огинского, для к-рого сочинил мелодраму «Жнецы, или Дожинки в Залесье» (1821; музыка не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1841694.html

Беседы отца с детьми о богослужении. Воскр. Чт. 1845. 12–25. Дионисия Ареопагита о церковной иерархии с толкованиями. Христ. Чт. 1855. Январь, Февраль, Март и проч. Симеона Солунского –сочинения о богослужении в толковании на литургию Дмитревского (М. 1803) и в Христ. Чт. 1856. Январь, Февраль, Март в 1851 году; в Воскр. Чтении, 1856 г. 8. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении с присовокуплением рассуждения об алтарных украшениях. Спб. 1804. О служении и чиноположениях православной Греко-российский церкви–митрополита Гавриила. Спб. 1792. О церкви,утварях, службах и облачениях церковных с изъяснением таинственного знаменования оных–Иакова Воскресенского. 1821. Спб. Б Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию–Ивана Дмитревского. М. 1805, 1807. Краткое изъяснение на литургию– Григория Мансветова . Спб. 1822–25. Краткое толкование на литургию–протоиерея Иакова Воскресенского. Спб. 1815 и 1822. Созерцание или изъяснительное описание литургии Алексея Морева. Спб. 1806. Взгляд на Божеств, литургию восточной церкви. 1844. О литургии. Спб. 1842. Беседы на Божеств. литургию Василия Нордова . М. 1843, 1844. Благоговейные размышления при слушании литургии Ивана Дмитревского. М. 1842, 1853. Краткое изъяснение литургии, в вопросах и ответах, протоиерея Стефана Гумилевского. М. 1852, 1853, 1854. Историческое рассуждение о чинах Греко-российской церкви. Д. Малиновского. 1805 г. Памятники древней христианской церкви, Иродиона Ветринского. Спб. 1824–44, 1845. Краткое изъяснение утрени, литургии и вечерни, выбранное из книг духовных. М. 1839, 1840. О великих Господских и Богородичных праздниках. Киев, 1835. Харьков, 1843. Памятник веры. 1831. Христианский памятник, содержащий исчисление праздников и святых, прославляемых Греко-российскою церковью. А. Кузнецова. 1840. О важности Воскресного дня и всех вообще праздников. Спб. 1846. О почитании праздников Господних. М. 1847. Круг подвижных праздников церкви (в беседах). Киев 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В половине XVII ст. в Павловском существовала деревянная церковь с двумя престолами: в честь св. Иоанна Предтечи и св. Федора и Иоанна, суздальских чудотв. Эта деревянная церковь существовала до 1729 г., а в означенном году за ветхостью была разобрана. Вместо разобранной церкви прихожане построили новую деревянную же церковь с одним престолом в честь Иоанна Предтечи. Эта церковь существовала 76 лет. В 1805 г. построена каменная церковь в честь того же святого, с приделом во имя св. Федора и Иоанна, суздальских чудотв.; в это же время построена каменная колокольня. В 1864 г. в церкви сделан другой придел во имя св. и бессребреников Козьмы и Дамиана. В этом виде церковь существует и в настоящее время. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1815 г.; опись церковного имущества составлена в 1879 г. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес., сенокосной 3 дес. и пахотной 30 дес.; плана на эти угодья причт не имеет, но есть общий план с крестьянскими угодьями, который хранится в волостном правлении. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Годового дохода причт получает на свое содержание: от земли до 200 руб. и требоисправлений до 300 руб. Приход состоит из одного села, в котором числится 108 дворов, душ муж. пола 322, жен. 343. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Комментарии и обсуждение Информация с таблички на храме: Возведен взамен деревянного в 1805 г. на средства прихожан села Павловского стараниями священнослужителя Тимофея Андреева, церковного старосты Григория Иванова и мирского старосты Гаврилы Иванова. Храм открыт вновь в 1995 году. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01429

Расположен в рабочем поселке Выездное. Здесь, у переправы через Тешу, Иван Грозный поселил 600 казачьих семей, которые образовали «государево дворцовое село, казачью Выездную Слободу». В 1635 году она была пожалована боярину Б.М. Салтыкову. К началу настоящего столетия в селе Выездном были две каменные церкви: одна – во имя Рождества Христова с приделами святителя и чудотворца Николая и св.пророка Илии, другая – во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделами св. Дмитрия Ростовского и св. мучеников Флора и Лавра. Упомянутые церкви в то время были уже ветхи, что и заставило прихожан села Выездной Слободы ходатайствовать пред тогдашним Нижегородским Преосвященным Вениамином о дозволении построить им, вместо пришедших в ветхость церквей, новую каменную церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Благочестивое желание прихожан Выездной Слободы было тогда же удовлетворено, и о дозволении построить храм последовал указ из Нижегородской Духовной Консистории от 29 мая 1803 г. Новый храм строился в течении 12 лет и, по окончании постройки в 1815 году, оказался весьма поместительным, прочным, величественным и благолепным. Храм имеет форму креста и расположен на ровной, широкой площади, имеющей 1600 кв. сажен земли. С трех сторон храм украшают три крыльца с фронтонами, упирающимися на 16 колонн, и сверху-пять куполов, освещающих вместе с окнами внутренность храма. Массив собора состоит из двух частей. Одна из них представляет собой куб, завершение которого венчают пять глав. К основному массиву примыкает трапезная, с западной стороны украшенная портиком с восьмью большими полуколоннами. Смоленский собор со стоящей рядом высокой колокольней является композиционным узлом, связывает воедино большой массив жилых и общественных построек. Внутри собор украшали живописцы из Москвы и ученики ступинской школы. Роспись выполнена клеевыми красками на евангельские сюжеты. Главное украшение собора - картина «Распятие» в алтаре. По мнению искусствоведов, работа принадлежит кисти знаменитого испанского художника 17 века Бартоломео Эстебана Мурильо. Владелец Выездного, граф В.П. Салтыков, служивший послом во Франции, в 1770 году проезжал через Саксонию и получил в дар от дочери саксонского короля принцессы Марии-Августы картину «Распятие», оцененную в то время в 14 000 рублей серебром.

http://sobory.ru/article/?object=01037

Алексей Иванович Тимофей Иванович Александр Николаевич Александр Ильич, действительный каммергер, рождение 13 августа 1726 † 11 октября 1809; женат на Елисавете Александровне Римской-Корсаковой, рождение 23 апреля 1766 † 21 июля 1841 Анна Ильинишна, рождение 8 сентября 1719 † 17 сентября 1809, за генерал-поручиком Спиридовым Степан Матвеевич, генерал-поручик, рождение 17 декабря 1732 † 17 декабря 1782; женат на баронессе Софие Николаевне Строгоновой, рождение 29 сентября 1737 † 12 октября 1790 Павел Матвеевич, генерал-поручик, рождение 1 января 1734 † 24 ноября 1793; женат: 1) на княжне Прасковье Григорьевне Мещерской; 2) на княжне Елене Николаевне Долгоруковой, рождение 25 сентября 1754 † 30 марта 1831 (оба сына от 1-го брака) Пётр Матвеевич Иван Матвеевич, генерал-поручик, женат на Екатерине Ивановне Повало-Швейковской Владимир Матвеевич, флота капитан Дарья Матвеевна, за полковником князем Александром Никитичем Трубецким NN, за Иваном Сергеевичем Салтыковым Евдокия Матвеевна Татьяна Матвеевна † 9 сентября 1798 Наталья Матвеевна Василий Фёдорович, конной гвардии ротмистр Матвей Петрович, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер † 4 октября 1803 Иван Дмитриевич КОЛЕНО XXX: Павел Алексеевич, каммергер † 1852 Константин Алексеевич, действительный статский советник, женат на Колокольцевой NN, за каммергером Николаем Петровичем Свистуновым Наталия Александровна † 1815 Федосья Степановна, за тайным советником князем Михайлом Николаевичем Голицыным Прасковья Степановна, 1) за генерал-майором Иваном Сергеевичем Кологривовым; 2) за тайным советником князем Никитою Сергеевичем-Урусовым Мария Степановна, рождение 1774 † 1852, за генерал-майором Алексеем Евграфовичем Татищевым Пётр Павлович, секунд-майор Григорий Павлович, действительный каммергер, женат на графине Марие Михайловне Каменской Константин Владимирович, майор, рождение 15 января 1783 † 21 января 1831 Евграф Николаевич † 29 ноября 1812, женат на Екатерине Александровне NN Захар Николаевич

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Бремен [нем. Bremen], г. на севере Германии, адм. центр федеральной земли Бремен в исторической обл. Саксония на р. Везер в 130 км от ее впадения в Северное м. Население - 551,6 тыс. чел. (2004). Бремен. Ратуша, собор св. Петра, парламент Бремен. Ратуша, собор св. Петра, парламент Бремен, в наст. время входящий в католич. архиеп-ство Г., был основан Карлом Великим в 787 г. как центр еп-ства в Саксонии для христианизации недавно завоеванных им земель саксов и фризов. 9 июня 888 г. герм. кор. Арнульф († 899) перенес в Бремен из Г. таможню для сбора пошлин. В 965 г. Бремен получил право на ведение самостоятельной торговли, в 1186 г.- ряд городских привилегий. К XIII в. город приобрел независимость от архиепископов, его купцы получили нек-рые привилегии в торговле с Англией и Скандинавией; в 1358 г. Бремен стал членом Ганзы. Город принимал активное участие в колонизации Ливонии и Фризии. Символами самостоятельности города стали городская ратуша (построена в 1405-1410, перестроена в 1608-1612) и статуя Роланда (1405). В 1433 г. принята 1-я Конституция Бремена. Город стал одним из центров нем. Реформации (с 1522). В 1619 г. в Бремене впервые в Германии открыт специально спроектированный порт. 1646 г. датируется диплом имп. Фердинанда III об объявлении Бремена вольным имперским городом. После Тридцатилетней войны Бременское еп-ство преобразовано в герц-ство, к-рое вошло в состав Швеции, в 1712-1715 гг. оно становится собственностью Дании, в 1715 г. над ним установил протекторат курфюрст Ганновера, буд. англ. кор. Георг II. В 1731 г. Бремен с прилегающей территорией, к-рая в 1803 г. была расширена, признан вольным имперским городом. В 1810-1815 гг. Бремен находился в составе Франции, в 1815 г. официально объявлен вольным городом и вошел в Германский союз, а в 1867 г.- в Северо-Германский союз. В 1868 г. большая часть герц-ства Бремен вместе с королевством Ганновер отошла Пруссии, в 1871 г. Бремен вошел в Германскую империю как федеральная земля - Вольный ганзейский г. Бремен.

http://pravenc.ru/text/161614.html

Еп. Гаий (Такаов) вскоре по приезде в Пензу приспособил для нужд архиерея и духовной консистории пустовавший наместнический дом, продолжил строительство Спасского кафедрального собора, заложенного в 1790 г. еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым). В 1803 г. освящен нижний (Благовещенский) придел собора. В 1800 г. в Пензе открылась духовная семинария (до 1803 именовалась Саратовской). При еп. Моисее (Близнецове-Платонове ; 1808-1811) в 1808 г. в Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовском мужском монастыре открылась «русская школа», впосл. преобразованная в Нижнеломовское (Тихоновское) ДУ. Еп. Моисей приобрел на юж. окраине Пензы участок земли под буд. архиерейский сад. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 1811-1819) стал 1-м Пензенским архиереем, начавшим противодействовать старообрядчеству (особенно в пределах Саратовской губ., на Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри )), лично составлял полемические сочинения. Во время Отечественной войны 1812 г. в храмах епархии собирали пожертвования на создание народного ополчения и в помощь беженцам. В ознаменование победы над Наполеоном I Бонапартом 30 авг. 1815 г. в Саратове был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского. При еп. Афанасии в епархии возвели и перестроили более 40 храмов. Архиерей стал 1-м вице-президентом Пензенского и Саратовского отд-ний Российского библейского общества . 21 июня 1819 г. в Пензу прибыл смертельно больной еп. свт. Иннокентий (Смирнов) . В течение недолгого пребывания на кафедре он активно занимался епархиальными делами: рассмотрел неск. сотен консисторских дел, наложил на них ок. 900 резолюций, организовал ремонт архиерейского дома, учредил комитет по строительству пензенского Спасского кафедрального собора, состоявший из представителей духовенства, дворянства и купечества. Архиерей лично экзаменовал ставленников, совершил ок. 30 диаконских и священнических хиротоний, в авг.-сент. 1819 г. предпринял поездку по епархии (в частности, посетил Саратов), после чего выступил с инициативой перевода Евангелия на мордов. язык. Еп. свт. Иннокентий скончался 10 окт. 1819 г. и был погребен в Спасском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Адрес: 141851, Россия, Московская обл., Дмитровский район, с. Батюшково, п/о Подосинки Телефон : +7 (916) 069-15-57 , +7 (926) 584-06-48 (настоятель) Электронная почта: batush76@mail.ru Сайт: http://hram-batushkovo.ru Подробнее... Покровский храм (Яхрома) [ править править код ] Покровский храм (Яхрома). Село Андреевское (ныне в черте города Яхромы) Каменского стана впервые упоминается в летописи 1566 года в числе семи дворцовых сёл Дмитровского уезда, тогда же упоминается и расположенная там деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1791 году село было куплено графом И.Г. Орловым, но в год покупки усадьбы граф скончался, и во владение вступила его жена Елизавета Фёдоровна. В память о покойном супруге она решила построить церковь. В 1803 году храмозданную грамоту и свое благословение преподал митрополит Платон (Левшин). Начатому строительству храма помешала война 1812 года, строительство в итоге продолжалось почти 20 лет. В 1815 году был освящён первый придел в честь святых пророка Захария и праведной Елисаветы. В 1817 году освящён второй придел в честь святителя Николая. В 1821 году освящен главный престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: 141840, Россия, Московская обл., Дмитровский район, г. Яхрома, ул. Поселковая, д. 5-А Телефон : +7 (495) 993-78-00 , +7 (929) 913-94-53 Электронная почта: bogatyrevmihail548@gmail.com Сайт: http://yapokrov.ru/ Подробнее... Свято-Духовской храм (Дубровки) [ править править код ] Свято-Духовской храм (Дубровки). Село Дубровки с ветхим, деревянным храмом во имя Илии Пророка и приделом великомученика Димитрия Солунского впервые упоминается в 1705 г. Церковь, освященная в честь Святого Духа, была построена на средства местного помещика князя Алексея Константиновича Белосельского. Согласно архивным записям за 1787 г., в Дубровках стояла кирпичная церковь, на месте старого храма. 1823 г. на средства новой владелицы села, Туголминой, были построены зимний храм с приделами во имя Илии Пророка, великомученика Димитрия Солунского и колокольня.

http://azbyka.ru/palomnik/Яхромский_окру...

Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Худож. В. Л. Боровиковский (ГТГ) Творчество Б. является вершиной сентиментального портрета в рус. искусстве (портреты М. И. Лопухиной (1797, ГТГ), ген. Ф. А. Боровского (1799, ГРМ)). В кон. 1790 - нач. 1800 г. им написаны парадные портреты, в к-рых сочетались условность и индивидуальная характеристика моделей, а также семейные портреты (графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой, (1803, ГРМ), Г. Г. Кушелёва с детьми и др.). В С.-Петербурге Б. не оставлял занятия религ. живописью: в 1791 г. написал образы в технике гризайли для церкви в имении Львова Арпачеве в Тверской губ. К 90-м гг. XVIII в. относятся иконы для собора Борисоглебского мон-ря в Торжке и Иосифовского собора в Могилёве. Для царских врат главного иконостаса Казанского собора в С.-Петербурге написал Благовещение, образы евангелистов и др. (1804-1811), позднее Б. сделал с них литографии. Религ. живопись Б. связана с традицией «украинского барокко», с характерной реалистической трактовкой объемов и пространства. В 1814-1815 гг. Б. выполнил иконостас для Покровской церкви с. Романовка Черниговской губ. В иконах заметны отступления от традиц. иконописи, возможно, это было связано с душевным состоянием художника, уходом в мистику. В 1802 г. под влиянием Н. И. Новикова и статс-секретаря АХ А. Ф. Лабзина Б. вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс». Среди работ этого периода известны портреты духовных лиц: Католикоса Грузии Антония (1811, ГТГ), митр. Михаила (Десницкого) (1816, ГРМ). В 1819-1824 гг. был членом «Духовного союза» Е. Ф. Татариновой. Б. имел частную школу в С.-Петербурге, среди его учеников наиболее известны А. Г. Венецианов, И. В. Бугаевский-Благородный. Лит.: Архангельская А. И. Боровиковский. М., 1946; Алексеева Т. В. Боровиковский. М., 1960; она же. В. Л. Боровиковский и рус. культура на рубеже XVIII-XIX вв. М., 1975; Михайлова К. В. В. Л. Боровиковский. М., 1968; Маркина Л. А. Новые приобретения произведений Левицкого и Боровиковского в Третьяковской галерее//Искусство. М., 1993. 1. С. 74-77; Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII в. СПб., 2002. С. 174-187.

http://pravenc.ru/text/153205.html

1817 г.). В другой раз, когда монахини Климовского стародубского монастыря построили новую церковь и просили разрешения исправлять в ней службу, то государь приказал, монахиням препятствия к продолжению богослужения не чинить, но и формального разрешения на построение церкви не давать (28 окт. 1811 г.). Но еще ранее этого, в 1809 г., государем было утверждено законное существование московского Преображенского кладбища под названием Преображенского богаделенного дома (15 март.). В тоже почти время, министр внутренних дел разрешил в одном местечке вятской губернии вместо старого дома построить новый молитвенный дом. Такое же дозволение дано было в 1815 г. раскольникам г. Сарапула уездным судом и городовым магистратом. Основаниями для таких разрешений послужили законоположения об иноверцах. По поводу двух последних разрешений Синод вошел со своим рассуждением, высказав на дело иной взгляд. Он доказывал неосновательность разрешений тем, что в именном указе 1803 г. относительно раскольников сказано, что, «не делая насилия совести, не должно допускать никаких явных оказательств отступления от церкви и строго воспрещать всякие в сем соблазны» (28 дек, 1815 г.). Этот последний взгляд лег в основание дальнейших распоряжений государя. В 1816 г. были уничтожены, по высказанным Синодом соображениям, раскольническая часовня, построенная в г. Фатеже курской губ., и в той же губернии молитвенный дом с колокольнею (распор. 4 сент.). В 1817 г. (22 дек.) государь подтверждал местным властям, чтобы вновь часовни отнюдь не были устраиваемы. Наконец, в 1822 году (марта 26-го) было Высочайше предписано относительно раскольнических церквей: 1) о тех, кои давно построены, не входить ни в какое рассмотрение, 2) вновь же строить не дозволять ни по какому случаю. в) На совершение богослужения раскольниками в их обществах точно также смотрели «сквозь пальцы». Теперь раскольники могли крестить родившихся, хоронить умерших и т. п. (1818 г. 8 марта). Пользуясь этим, раскольники не только отправляли богослужение в своих молитвенных домах, но открыто совершали крестные ходы при колокольном звоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010