Отец привез сына в Кутаиси и отдал на службу в царский дворец. Юноша поступил в распоряжение кн. Георгия Церетели, к-рый, увидев склонность Иессея к духовной жизни, направил его к высокообразованному архим. Геронтию (Сологашвили), подвизавшемуся в мон-ре Джручи . Архимандрит продолжил его воспитание, а также обучил Иессея чистописанию, грамматике, арифметике и проч. светским наукам. Через 3,5 года Иессей вернулся к кн. Георгию и спустя 3 года поступил на службу во дворец писцом по приказным делам. По настоянию имеретинского царя святого Соломона II (1789, 1790-1810) женился и принял сан пресвитера, став придворным духовником и царским советником. Прот. Иессей занимался умиротворением княжеских междоусобиц и участвовал во всех переговорах св. Соломона II, в основном связанных с процессом вхождения груз. земель в состав России. Осенью 1803 г. вассал Имерети правитель Мегрелии кн. Григол Дадиани принял российское подданство. Поскольку св. Соломон II не имел наследника, между ним и Александром I 25 апр. 1804 г. было заключено соглашение, по которому Имерети после кончины св. Соломона II войдет в состав Российской империи и рус. войска получат возможность проходить по территории Имерети к границе с Турцией и пользоваться поддержкой груз. войск. Кн. Григол Дадиани и имеретинский подданный кн. Зураб Церетели, желая немедленного свержения св. Соломона II, создавали у Александра I и главнокомандующего в Грузии ген.-адъютанта А. П. Тормасова представление о св. Соломоне II как о неблагонадежном правителе, препятствующем водворению мира на Кавказе. Прот. Иессей неоднократно обличал Церетели в предательстве своего монарха и советовал св. Соломону II не покидать Кутаиси. Воспользовавшись отъездом прот. Иессея на похороны жены Марии, Церетели убедил царя встретиться с Тормасовым на нейтральной территории, в Сурами. Тормасов же направился в принадлежавший Российской империи Тифлис (Вост. Грузия вошла в состав империи на основании манифеста Александра I от 12 сент. 1801), за ним был вынужден последовать и св. Соломон II. В Тифлисе он был взят под домашний арест с предписанием в течение 2 месяцев выехать на постоянное место жительства в С.-Петербург. Поняв, что он теряет престол, св. Соломон II 11 мая 1810 г. бежал в принадлежавший Турции Ахалцихе. Он рассчитывал на военную помощь тур. султана Махмуда II, к-рый позволил св. Соломону II проживать в Эрзеруме (Эрзурум). Тормасов, прибыв в Кутаиси, объявил об упразднении Имеретинского царства и о вхождении его в состав России. Прот. Иессей находился с царем, тщетно пытавшимся собрать военные силы для возвращения престола, вплоть до его кончины в Трапезунде 7 февр. 1815 г.

http://pravenc.ru/text/389217.html

Перекрытия в здании сводчатые. Трапезная разделена арками на три нефа, из которых боковые были заняты приделами. Пол из метлахских плиток и масляная, сильно потемневшая сюжетная и орнаментальная роспись в куполе, на стенах и подпружных арках храма - 1894 г. Иконостасы отсутствуют. К северу от церкви находятся остатки усадебного липового парка. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2. Храм построен в 1803-1815 гг. в стиле классицизма предположительно по проекту итальянского архитектора Франческо (Франца Ивановича) Кампорези, сложен из кирпича с применением белого камня, оштукатурен и окрашен в приятный жёлтый цвет с белым выделением архитектурных деталей. На фасадах храма стоит выделить очень выразительные детали из белого камня - цоколь, колонны большого и малого ордера, люкарны, карнизы и сандрики. Церковь в архитектурном плане состоит из трёхсветной купольной ротонды, полукруглой апсиды, относительно низкой прямоугольной трапезной и стройной в три яруса колокольни со шпилем. В 1994 году Покровский храм в Андреевском был передан Русской Православной Церкви. В 1996 году была образована православная община, которая взялась за уборку территории и восстановлению сельской святыни. В 2000-м году община церкви Покрова Пресвятой Богородицы добилась государственного финансирования в реставрации Покровского храма. Министерство культуры РФ взяло тогда под опеку этот памятник архитектуры. К реставрационным работам были привлечены специалисты из реставрационной группы " Аркада " , возглавляемой известным архитектором Игорем Коровиным. 29 марта 2008 года благочинный церквей Дмитровского округа Афанасий Чорногуз и настоятель храма совершили чин освящения 700-килограммового колокола, приобретённого общиной на пожертвование благочестивой семьи прихожан. Колокол украшают четыре святых образа: Пресвятой Троицы, Божией Матери Владимирской, святителя Николая Чудотворца и Царственных страстотерпцев. После освящения он был поднят и закреплён на верхнем ярусе колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=01056

После присоединения в 1783 г. к России Крымского ханства, в 90-х гг. XVIII в., шло заселение нижнего левобережья Днепра, к-рое сопровождалось строительством здесь правосл. храмов. В 1790 г. кнг. Вяземская построила в с. Н. Рогачик каменный храм во имя св. кн. Александра Невского. Каменная Покровская ц. в с. Каховка в 1791 г. «заложена и построена полковником Дмитрием Матвеевичем Куликовским. Вместе с церковью... обселена и слобода Каховка на Таврической степи, противу Берислава, близ речки Конской». В 1792 г. в с. Каиры часовня Вознесения Господня «обращена во временную церковь с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев подольских». В 1796 г. построена каменная Георгиевская ц. в с. Князе-Григоровка ( Гавриил (Розанов). Историко-хронологическое описание. 1848. С. 62-64). В 1799 г. появился молитвенный дом в Б. Лепетихе. Новый каменный Покровский храм, возведенный на месте обветшавшего, был освящен в Каховке в 1861 г. В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. на правобережье Днепра в пределах совр. Н. и Г. е. были возведены храмы: каменный Николаевский в с. Николаевка (с 1821 Ново-Воронцовка) (1795), каменный Николаевский в с. Б. Александровка (1805, в 1829 заложено новое здание), Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Ивановке (1807), каменный Адриано-Наталиевский в Заградовке (1810), Вознесенский в Золотой Балке (1827), каменный Михайловский в М. Александровке (1829), каменный Михайловский в Архангельском (1830), каменный Успенский в Бериславе (1835), молитвенный дом в Качкаровке (1829, в 40-х гг. XIX в. возведена каменная Покровская ц., в 1909-1919 построен новый Покровский храм неподалеку от старого). На левом берегу Днепра в тот же период построены: Преображенская ц. (1798) и Николаевский молитвенный дом (1813) в М. Лепетихе, церкви Димитриевская (1802) и Корсунской иконы Божией Матери в Корсунском мон-ре (1803), Николаевская в Б. Лепетихе (1807), каменная Григорьевская в Князе-Григоровке (1810), каменная Преображенская в Каирах и деревянная Михайловская в Рубановке (1811), Преображенская (1811) и Покровская (1820) в Горностаевке, Николаевская каменная в Н. Рогачике (1815), Николаевская в В. Рогачике (1820, с 1810 действовал молитвенный дом, в 1878 построена каменная Николаевская ц.), Николаевская в Н. Серогозах (1821), Варваринская в Агайманах (1826), каменная Казанская в Заводовке (1827), Успенская в Усть-Азовском (ныне Геническ) (1828, в 1855 сгорела при обстреле города англо-франц. эскадрой, вскоре выстроена в камне), каменная Михайловская в М. Лепетихе (1829), каменная Троицкая в Любимовке (1831).

http://pravenc.ru/text/2577833.html

При монастыре с 1881 г. открыта школа       с приютом на       10 сирот. Вокруг него расположены 5 фонтанов, в которые вода проведена через глиняные трубы за 300 саж. Управляет им архимандрит. Гиржавский Вознесенский монастырь в Оргеевском уезде. Он принадлежит к числу заштатных       общежительных      монастырей и с 1815 г. приписан к Кишиневскому архиерейскому дому. Расположен он близ ручья Гиржавки, у подошвы горы, недалеко от ст. Юго-Зап. ж. д. «Калараш», в 45 в. от губ. г. Кишинева и в 50 в. к западу от у. г. Оргеева. В этих местах прежде скрывались от преследования татар христиане. Они и положили основание обители в половине XVIII века. Одни считают основателем ясскинского постриженика монаха Иннокентия, уроженца соседнего села Калараш, а другие говорят, что обитель основана на средства молдавского боярина Никулицы старцем Феодосием, в иночестве Феоктистом, вместе с двумя иноками Нямецкой лавры. В монастыре три храма: Вознесенский, во имя Св. Спиридона Тримифунтского и во имя Свв. апп. Петра и Павла. С 1845 г. монастырь находится в ведении епархиального епископа и управляется наместником. Добрушский Николаевский монастырь в Оргеевском уезде. Этот заштатный общежительный монастырь находится в вотчине Добруше, в 55 в. от у. г. Оргеева, и расположен в прекрасном месте на полугоре, с двух сторон окруженной лесистыми высотами и открытой с одной ю.-западной стороны. Из-под горы вытекают два ручья, сливаются и образуют ниже монастыря к западу три пруда, впадающие в реку Добрушу. По преданию, монастырь основан в 1772 г. монахом молдавского Проботского монастыря Иоасафом, посланным для осмотра принадлежавших обители в Бессарабии имений. Найдя в Добрушской вотчине красивое пустопорожнее место, он, с благословения своего игумена, приступил к постройке деревянной церкви при содействии иеромонаха Евфимия из Курковского монастыря, который и достроил ее в 1785 г. С самого основания своего Добрушский монастырь уплачивал Проботскому по 40 левов (франков) посессионных денег, а когда тот был «преклонен» ко Гробу Господню, то стал вносить деньги в иерусалимскую патриархию, с 1803 г. по 80 левов, а с 1807 г. – по 25 голландских червонцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

При правителе Боснии и Сербии Твртко I (1351-1391) мон-рь Милешева вошел в состав Боснии и стал центром Милешевской митрополии (см. ст. Милешевская епархия ), занявшей территорию бывш. Хумской епископии. Неизвестный по имени 1-й митр. Милешевский в 1377 г. короновал в Милешеве Твртко I. Его преемник митр. Давид упоминается в 1466 и 1471 гг. как соратник Стефана Вукчича Косача, принявшего в 1448 г. титул герцога, что привело к появлению топонима «Герцеговина», заменившего название «Хум». В 80-х гг. XV в. Герцеговина вслед за Боснией была завоевана турками. В этот период местоположение кафедры в епархии неск. раз менялось, пока не утвердилось в мон-ре Тврдош. В XVI в. Захумско-Герцеговинскими епископами были: Иоанн (1508-1513), Виссарион I (1509-1525), Марк (1531-1534), Максим (1532), Никанор (1534-1546) и митр Антоний (Соколович ; 1570-1572). После восстановления Печской Патриархии в 1577 г. при митр. Савватии (1573-1585) Захумско-Герцеговинская епархия была разделена на Герцеговинскую (или Требинскую) и Милешевскую епархии, 2-я чаще называлась Полгерцеговинской или Петровской (по местонахождению ее кафедры в мон-ре святых Петра и Павла). Часто обе епархии назывались Захумской или Скендерийской. Из тех, кто управлял епархией известны митр. Герцеговинский Виссарион II (1590-1601/02), Герцеговинский митр. Сильвестр (управлял вост. частью в 1592-1602) и Милешевский митр. Леонтий (1601/02-1611). На непродолжительное время при митр. Захумском Василии (см. Василий Острожский , св.) 2 епархии были объединены. 27 нояб. 1651 г., продолжая возглавлять Захумскую кафедру, митр. Василий был назначен управлять епархиями Никшича, Планы, Колашиновичей (ныне Колашин) и мон-рем Морача, т. о., он стал духовным главой всей Герцеговины. Из-за османского владычества границы епархии и местонахождение кафедры неоднократно изменялись. Во 2-й пол. XVII в., после превращения мон-ря святых Петра и Павла в мечеть, кафедру перенесли в Никшич (совр. Черногория), в кон. XVII в.- в мон-рь Дужи. С 1739 г. епархия называлась «Герцеговинская» и управлялась митрополитами Филофеем (1740-1751) и Авксентием II (1751-1760). После упразднения Печской Патриархии в 1766 г. епархия перешла в юрисдикцию К-польской Патриархии, в 1777 г. кафедра была перенесена в г. Мостар. Епархией в этот период управляли в основном епископы-греки: Анфим (Зепович ; с 1762), Анания (1772-1802), Иеремия (1803-1815), Иосиф (1816-1835, 1848-1854), Прокопий I (1837-1848), Григорий (1855-1860) и последний иерарх-грек Игнатий (1875-1888), единственный болгарин, Прокопий II (1864-1875), уделял много времени просветительской деятельности, защищал священников и паству от тур. притеснений.

http://pravenc.ru/text/182725.html

Приход храма имеет два приписных лавра: во имя прп. Андрея Рублева в Раменках и лавр св. Николая (1754 г.) в селе Федоровское Ступинского района Московской области . При храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе действует воскресная школа для детей. Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе церковь (Лыщиков переулок, дом 10). С XIV века на Лыщиковой (голой, безлесой) горе находился монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, упраздненный в конце XVI века. В 1625 г. монастырский Покровский собор упоминается уже как приходская церковь. В 1696–1697 гг. отстроили небольшой каменный храм на другом месте – под горой. Но его посвящение осталось прежним. В нем устроили придел преподобного Иоанна Дамаскина, небесного покровителя инициатора строительства дьяка И. Рогозина. Храм был выстроен в новых и модных в то время формах – восьмерик на четверике. В XVIII–XIX веках здание перестраивалось несколько раз, увеличиваясь в размерах. В трапезной в 1773 г. на средства И.А. Лихарев создали южный придел Казанской иконы Божией Матери. В 1803–1805 гг. трапезную увеличили к западу и возвели ныне существующую колокольню. В 1812 г. во время наполеоновского нашествия в результате пожара церковь сильно пострадала. В 1814 г. заново освятили главный престол, а в 1815 г. – южный придел. В 1818 г. расширили трапезную и построили северный придел. В 1830-е гг. древняя часть храма и его алтарные апсиды были обстроены. Эта пристройка несколько необычной формы. Она обхватывает апсиды приделов и полукругом объединяет их с алтарем главного храма, так что с переулка виден единый мощный объем. В 1870-1890-е гг. проводились значительные переделки, изменились завершения колокольни и самого храма, несколько расширили трапезную. В 1891 г. построили дом причта. В советское время храм не закрывался. В нем сохранилось все внутреннее убранство с чтимыми храмовыми образами Покрова Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери, преподобного Иоанна Дамаскина, Спаса Нерукотворного образа, святителя Николая, великомученика Пантелеймона, преподобного Пафнутия Боровского. На колокольне сохранились старинные колокола, самый большой из которых – Благовест, весом 112 пудов, отлитый в 1794 г. Зимой 1979 г. при ремонте церкви в главном алтаре, рядом с основным престолом освятили приставной престол преподобного Симеона Столпника. Среди святынь храма – рака с мощами священноисповедника протоиерея Романа Медведя († 1937).

http://sobory.ru/article/?object=05803

С 1798 года в монастыре строятся новые здания, возобновляются прежние, как то: каменная Владимирская церковь украшается настенной живописью, обновляются кровли, отделываются служебные дворы, вновь напротив соборной церкви на восточной стороне строятся на каменном фундаменте одноэтажные кельи для настоятеля, а также братский каменный двухэтажный южный корпус. Далее за ним оканчивается каменная ограда, по бокам которой находятся две башни, из которых одна – на южной стороне монастыря – существовала до последнего времени. С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места помещались в монастырских зданиях. Из всего этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был богат зданиями и что домашние средства были вполне достаточны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители. В 1803 году храм Владимирской Богоматери был весь заново расписан; напротив каменного двухэтажного братского корпуса, находящегося на дневной стороне, построенного в 1798 году, был построен другой двухэтажный каменный корпус с северной стороны монастыря для размещения приезжих богомольцев. Впоследствии корпус этот был обращен на кельи братии, а при построении нового соборного храма совсем уничтожен. В 1806 году архимандритом Иннокентием на восточной стороне монастырского двора была построена новая братская трапезная. Это было каменное здание новейшей архитектуры с колоннами и украшениями, алебастровыми фигурами. При этой трапезной находились хлебопекарня и кухня. Именно из этой трапезной впоследствии была устроена теплая зимняя церковь. В 1815 и 1816 годах заново были перестроены настоятельские кельи, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и другие строения. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, выстроенному архимандритом Тимофеем, были сделаны пристройки: с восточной стороны – двухэтажное каменное здание для Вознесенской церкви, внизу – кельи для больницы, а в 1818 году было пристроено в симметрию Вознесенской церкви, с западной стороны того же корпуса в тождественном фасаде, каменное трехэтажное здание для духовного училища; в нижнем этаже и в среднем – помещения для учеников, а в верхнем – для наставников.

http://sobory.ru/article/?object=00450

с 18.12.1803 архиепископ с 18.11.1806 по 26.03.1818 (с 15.02.1815 по 7.02.1816 управлял Псковской епархией) митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Си м еон (Крылов- Платонов), епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 16.06.1818 архиепископ с 17.09.1819 по 26.09.1820 архиеп. Тверской и Кашинский Лаврентий (Бакшевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.10.1820 архиепископ с 22.08.1826 по 14.03.1831 с 17.07.1824 временно управлял Полтавской епархией; на покое; † 17.12.1837 Владимир (Ужинский) архиепископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 28.03.1831 по 19.09.1836 архиеп. Казанский и Свияжский Павел (Подлипский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 26.09.1836 архиепископ с 26.03.1839 по 18.04.1859 на покое; † 27.11.1861 Филарет (Гумилевский) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский со 2.05.1859 † 9.08.1866 Варлаам (Денисов) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 9.11.1866 архиепископ с 31.03.1868 по 16.08.1871 на покое; 118.01.1873 (1872) Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 18.08.1871 архиепископ с 31.03.1874 † 4.03.1875 Серапион (Маевский) епископ, бывший еп. Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии с 15.05.1876 по 6.03.1882 еп. Архангельский и Холмогорский Вениамин (Быковский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 5.04.1882 † 1.02.1893 Сергий (Соколов) епископ, бывший еп. Новоград-Северский, викарий Черниговской епархии с 26.03.1893 † 24.08.1893 Антоний (Соколов) епископ, бывший еп. Кирилловский, викарий Новгородской епархии с 3.09.1893 † 20.04.1911 Викарии Черниговской епархии Новгород-Северские епископы С 21 августа 1868 года Феофилакт (Праведников) епископ, рукоположен с 13.10.1868 † 12.01.1869 Серапион (Маевский) епископ, рукоположен с 4.05.1869 по 15.05.1876 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Пархомович) епископ, рукоположен с 9.06.1885 по 4.03.1889 еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии; † 5.09.1910 Антоний (Соколов) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Строит. Варсонофий , 1738–40. – Клеопа , 1746 и 47. Архим Александр , 1765–74. Игум. Александр , 1775–78. – Пётр , 1778–80. Архим. Аарон , 1802–6. – Арсений , 1807–25. – Никон , 1825–27. – Ириней , 1827–49. – Евгений , 1850–51. (В 1852 вакансия). – Аркадий , 1853–60. – Иоанн , 1861–69. Игумены Иоасаф , строит., 1696. Мирон , 1722. Иона определён 30 мар. 1723; упом. 1724, 25. Мирон , бывший, 12 мар. 1731 определён в Череповецкий. Никон Волосский определён 31 авг. 1731–39, перев. в Казанский Тамбовский. Макарий , 1745. Игнатий , 1748 и 49. Исаакий в сент. 1761 перев. в Козловский Троицкий. Сергий , 1763 и 64. Израиль , строит., 1794. Архимандриты Израиль 21 июля 1802 перев. в Александро-Свирский. Амвросий Виноградский 1803 произведён из префектов Московской акад., а 4 июня 1806 – в Лужецкий. Мефодий , 1807–10. Аарон Нарцисов , 1812–15, перев. в Нижеломовский. Гедеон , 1815–16. Матфей , 1817–31. Антоний , 1831–49. Павел , 1850–55. Кифа перев. из Сковородского? 1856–1858. Феодор , 1859–62. – Иоасаф , 1863–69. Особые заметки Новонырского монастыря: Строит. Филарет , в дек. 1678. Игум. Дионисий , 31 мар., в авг. 1680. Ванырской пустыни, Пензенского уезда: Строит. Трифон , 1675. – Исаия , в мар. 1680. IV, 216. Ивансырского, приписанного к Чудову, строит. Филарет , 1691. IV, 296. Саранского Богоявленского Илиинского строит. Макарий , 1738. Саратовского Крестовоздвиженского (2-го класса): Иг-нья Еванфия , 1845. – Магдалина , 1846–56. – Олимпиада , 1863 69. V, 465. Пензенского Троицкого (основанного в 1691 г.): Игуменьи Анисия , 30 дек. 1697. Фотиния , до 1766. Феврония , 1766–72. Евлампия , 1772 и 73. Ермила , 1774 и 75. Александра , 1775–80. Евпраксия 1789 перев. из Тамбовского Вознесенского. Надежда , 1840–66. Пензенского уезда, пустыни Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи: Строит. Трифон , в мар. 1674. – Никифор , 1723. Царицынского Богородичного строит. Макарий . в сент. 1652, в апр. 1658. Краснослободского Спасского: Игум. N ... N .... в дек. 1666. Строит. Филарет определён 29 янв. 1725.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковные документы: копии метрич. книг, обыскные книги с приложенными к ним документами, клировые и исповедные ведомости и приходо-расходные книги – с 1814 года; опись церковного имущества 1842 г.; планы церкви, церков. дома и пр. Обыскные книги 1778–1796 г. и 1796–1802 г., копии метрич. книг 1778–1801 г. – Николо-Сапожковской церкви; обыскная книга 1803–1812 гг. – Николо-Ваганьковской церкви; опись церков. имущества Благовещенской церкви, с отметками 1815 года. От времен монастыря остались лишь приходо-расход, кн. 1813 г. и несколько полуистлевших прошений, указов и арендных договоров конца XVIII и начала XIX столетия. «Синодик Воздвиженского монастыря, что на Смоленской улице, сий речь поминание прежде отшедших душ к Богу» Время написание Синодика, судя по перечню усопших царского рода и по списку «убиенных, которые побиты нынешнем во 167 году июня в 28 числе на Государеве Цареве В. К. А. М... службе в приход Крымского царя и изменника Ивашка Выговского под Конотопом» должно отнести ко времени второй половины XVN века. Синодику предпослано вступление, в котором говорится о пользе поминовения для душ усопших, об обязанности для пастыря церкви безкорыстно и неленостно поминать тех, о которых ему придется дать ответ на Страшном суде, а также и всех прав. христиан, и преимущественно православных и великих князей и скиптродержателей, соблюдавших и охранявших св. веру. Вступление заключается ссылкой на царя Ивана Васильевича, который, «в лето 7056 июня в 21 день по благословению отца и богомольца Макария Митрополита уставил общую память творити благоверным царем и князем и боляром, христолюбивому воинству, священническому чину и всем прав, христианам... повелел по всем церквам на Москве поминати до скончание миру и повелел общую память на Москве написати в соборные книги». За вступлением следует самый помянник, в следующем порядке, явившемся после позднейших вставок: патриархи восточные и московские, цари восточные и московские, царицы, царевны и царевичи; князья русские со св. Владимира, митрополиты русские (св. Филиппа нет), а затем общий перечень «архиепископов, епископов, архимандритов, игуменов, протопопов, священников, священноиереев, отец наших духовных и священноиноков и прочих попов и диаконов и вся причетники святые церкви» и всех прав. христиан, «на ратех убиенных и на всех боех посеченных от нечестивых и от татар и от литвы и от немец и от всякого поганского языка». Далее перечисляются всевозможные роды смерти, какие только могут постичь человека. После вторичного упоминание «всех православных христиан» следует славословие, и тут же другим почерком написано: «иеромонаха Германа» (очевидно позднейшая вставка). Далее имена Петра I и некоторых великих князей и княгинь и имена вкладчиков по родам 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010