Ростислав Татищев в 1798 году купил часть села Коледино. 5 июля 1803 года он проводит венчание своей дочери Елизаветы и князя Сергея Сергеевича Вяземского в местном Троицком храме. Сделал он это не случайно, его колединское имение вошло в список приданого невесты. Спустя 12 лет после венчания, новоиспечённые родственники Р.Е. Татищев и отец жениха сенатор и действительный тайный советник князь Вяземский Сергей Иванович, совместными усилиями производят закладку каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Перед этим важным событием, 2 июня 1815 года, Ростислав Татищев и его дочь генерал-майорша княгиня Елизавета Вяземская подали прошение о постройке каменного здания храма в своём имении управляющему Московской митрополией архиепископу Августину. К прошению приложили проект нового храма, который до настоящего времени не сохранился. По предположению историков, его с большой долей вероятности выполнили швейцарский архитектор Доменико (Дементий Иванович) Жилярди (1785-1845), находящийся на службе в России и российский архитектор Афанасий Григорьев (1782-1868). Строительство столь величественного сооружения продолжалось с 1815 по 1820 год. Храм Живоначальной Троицы со старым антиминсом освятил через два года после завершения строительства, 5 августа 1822 года, протоиерей Пётр Иванов. Старое здание бревечатой церкви разобрали. В итоге село получило изумительную по красоте однокупольную церковь в стиле ампир с равновеликими апсидальным алтарём и притвором, небольшой колоннадой для соединения основного объёма с двухъярусной колокольней. Колонны в ней напоминали об усадьбе Вяземских-Шереметевых - Остафьево. Колокольня в свою очередь обрамлена колоннами, поддерживающими дорические портики на первом ярусе. Второй ярус вторит первому, но с уменьшенными пропорциями, который в свою очередь, увенчан четырёхгранной, изогнутой формы кровлей и небольшим шпилем с крестом. Необычно был решён вопрос отопления здания - оно проходило под полом по лабиринту тепловодов. Стоит сказать, что во время Отечественной войны 1812 года Троицкий храм был спасён от наполеоновских войск настоятелем Иоанном Виноградским.

http://sobory.ru/article/?object=06675

С 1810 года преосвященный Феоктист начал болеть и выражал желание удалиться на покой в Обоянский монастырь, но прошение его не было одобрено, и он оставался на епархии до самой кончины. С 1815 года архиепископ Феоктист был избран почётным членом Харьковского университета и членом Академии наук. В 1817 году владыка Феоктист открыл в Курске Библейское общество и был его вице-президентом. Заботился преосвященный Феоктист и о поднятии нравственного уровня духовенства. Наблюдал за правильностью консисторского делопроизводства и консисторских определений. Известен преосвященный Феоктист и как проповедник. Около 1800 года владыкой Феоктистом был организован кружок учёных мужей, которые занимались переводом сочинений святителя Амвросия Медиоланского . Преосвященный Феоктист вёл миссионерскую работу среди духоборов, много приложил усилий в деле присоединения к Православной Церкви сектантов, а также иноверных. Труды: Наставление как обучать детей. Харьков. 1807. Самократчайшие о логике и риторике правила. Драхма от сокровища божественных писаний. М. 1809. Словеснословие и песнопение, т. е. грамматика, логика, риторика и поэзия. М. 1790. Краткая логика и риторика для учащихся в российских духовных училищах. М. 1803. Краткая логика и риторика для дворян. М. 1789. Опыт герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. М. 1799. Краткое объяснение церковного устава. М. 1800. Краткие правила ирмолойного пения. М. 1800. Сокращение нравственной Дергамовой физики и астрономии. М. 1797. Рассуждение о божественности христианского учения, М. 1801. Увещания (труды в деле присоединения к Православной Церкви сектантов). Сокращение детской энциклопедии и самократчайшие правила латинской грамматики. Харьков, 1815. Наставления для священно- церковнослужителей курской епархии, как им обучать детей в домах своих. Харьков, 1807. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем и Академией: в 2 т. Киев. 1856, т. 2. Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отд. 2./Сост. Н.И. Петров : в 5 т. Киев. 1904, 1906–1908, т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

10 сентября 1798 года в сан архимандрита монастыря был возведён Тимофей (Самбикин), который на протяжении предыдущих восьми лет был в нём игуменом, а также состоял присутствующим членом Воронежской консистории. В этой должности он пробыл по 15 июля 1805 года, когда был из Задонска определён настоятелем Соловецкого монастыря. С приходом нового архимандрита возобновляется строительство новых зданий на территории монастыря — в том числе восточная одноэтажная келья для настоятеля и двухэтажный южный корпус для служителей, закачивается строительство каменный ограды с двумя башнями (одна сохранилась до современности). В то же время обновляется Владимирский храм — появляется настенная живопись, перекрывается крыша, достраиваются служебные дворы. С 1779 г. по 1802 г. на территории монастыря размещались Уездное Казначейство и присутственные места. В конце XVIII века монастырь причислили к третьему классу, по которому полагалось иметь игуменов. В 1797 году для третьеклассных монастырей было положено иметь архимандритов, поэтому в уже в 1798 году в Задонском монастыре появилась архимандрия. Монастырь значился на 130 м месте в списке 1810 года всех монастырей третьего класса. С увеличением числа паломников в Задонский монастырь назревает объективная необходимость строительства новых зданий и обновление существующих. Так был построен северный жилой корпус для паломников, впоследствии отданный под кельи. Корпус был позже уничтожен при строительстве нового здания Владимирского храма. Сам храм Владимирской Богоматери был вновь расписан и подновлен в 1803 году. При архимандрите Иннокентии в 1806 году была устроена каменная трапезная с богатой отделкой в виде колонн, богатых украшений и алебастровых фигур. В ней же расположилась монастырская хлебопекарня. Позже трапезную переоборудовали в зимнюю церковь. В 1815-16 гг. обновлены кельи, трапезная и прочие здания. В 1817 году к двухэтажному корпусу пристроили двухэтажную Вознесенскую церковь и помещение для больницы. В 1818 году рядом с Вознесенским храмом было возведено здание для духовного училища (первые два этажа занимали ученики, третий этаж был отдан наставникам). В том же году в обитель прибыл Георгий (Задонский) , который на протяжении 17-ти лет вёл в монастыре затворническую жизнь.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Рожд...

1800 г. В Уфе 26 сент. того же года была открыта Оренбургская ДС. (С 40-х гг. XVIII в. в Оренбурге и в Яицком городке (ныне Уральск) существовали догматические школы, в 1779 в Челябинске открылась рус. словесная школа для детей священно- и церковнослужителей Челябинского духовного правления.) Для семинарии были переоборудованы помещения в бывш. зданиях Гражданской палаты, Сиротского суда и генерал-губернаторской кухни; в 1829 г. при ДС построили больничный флигель, в 1844 г. была освящена семинарская ц. во имя свт. Иоанна Златоуста. Ученики из Оренбургской епархии, обучавшиеся в семинариях соседних епархий, были уволены в новоустроенную Оренбургскую ДС. В 1800/01 г. в семинарии обучались 172 ученика, в 1802/03 г.- 276, в 1806/07 г.- 423 ученика. В дальнейшем число воспитанников снизилось. Ректорами семинарии до 1870 г. состояли архимандриты уфимского Успенского муж. мон-ря. В 1804-1810 гг. ректором являлся архим. Филарет (Амфитеатров). Его заботами в 1804 г. при семинарии был построен сиротский дом для бедных учеников, в 1807 г. открыты классы славяно-греко-латинского церковного красноречия, медицины и рисования, в 1808 г.- классы франц. и нем. языков. С 1808 г. лучших студентов философского класса отправляли для продолжения учебы в Казанскую ДС. Для подготовки детей духовенства к поступлению в ДС и во исполнение указа Синода от 28 марта 1803 г. при Оренбургском, Бугульминском и Мензелинском духовных правлениях в том же году были устроены т. н. рус. духовные уч-ща, по программам курсов похожие на позднейшие церковноприходские школы (в Челябинске уч-ще было образовано путем реорганизации рус. словесной школы). Вскоре училища прекратили существование (последним в янв. 1815 закрылось Челябинское уч-ще). Преемником еп. Амвросия стал еп. Августин (Сахаров ; 1806-1819), много сделавший для устроения Оренбургской кафедры. В 1805 г. в епархии числилось 210 церквей (кроме монастырских и домовых), в 1808 г.- 213 церквей. Еп. Августин приложил усилия к умножению храмов и исходатайствовал разрешение на постройку 46 церквей.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

26 нояб. 1784 г. из г. Нови-Сад П. послал Синоду Рус. Церкви прошение предоставить Черногории все необходимое для деятельности школ, типографию и все, «что наука дать может». В 1785 г. он выехал в Россию, но через 3 дня после прибытия в С.-Петербург был под конвоем выслан на родину. Возможно, это произошло из-за доноса, поступившего в Мин-во иностранных дел России, что сопровождавший владыку в качестве секретаря свящ. Франческо Долчи-де-Вискович является австр. шпионом и занимается прокатолич. агитацией. Впоследствии П. отказывался приехать в Россию, даже несмотря на личное приглашение имп. Екатерины II. Главными задачами П. были объединение серб. племен и освобождение Черногории от османской власти. В 1785 г., во время его пребывания в России, скадарский везирь Махмуд-паша Бушатли захватил г. Цетине и 23 июня сжег Цетинский монастырь . Во время русско-османской войны 1787-1792 гг. П. заручился обещанием военной помощи со стороны австр. и российского императоров и выступил против Османской империи. После окончания войны он продолжил борьбу и в 1796 г. со значительно уступающей по численности армией выиграл 2 битвы - близ с. Мартиничи (2-11 июля) и у с. Круси (22 сент.). В последней битве был убит Махмуд-паша Бушатли, голову к-рого, посаженную на кол, как трофей, пронесли через всю Черногорию к стенам Цетинского мон-ря (28 сент. 1796). Эти победы привели к освобождению Черногории от османского владычества. Для формирования гос-ва на соборе в Цетине 6 авг. 1796 г. при участии представителей 4 черногорских нахий был принят 1-й свод законов (т. н. стег). На скупщине в Цетине 17 авг. 1803 г. были приняты 17 статей Законника общего черногорского и брдоского. В 1798 г. в Россию был направлен эмиссар с прошением имп. Павлу об оказании помощи объединению Черногории. В 1806 г. армия П. совместно с рус. эскадрой вице-адмирала Д. Н. Сенявина освободила бухту Бока-Которска и г. Дубровник от франц. войск, но по решениям Тильзитского мира (1807) бухта была возвращена Франции. В 1813 г. П. совместно с Россией и Великобританией вновь занял бухту, но передал ее Австрийской империи по условиям Венского конгресса (1814-1815), на к-ром Черногория не была признана как суверенное гос-во.

http://pravenc.ru/text/2580350.html

В 1719 г. пожар, испепеливший почти весь Белев, уничтожил и деревянную Успенскую церковь. Вскоре после пожара, неизвестно в каком году, по всей вероятности, усердием прихожан, при содействии, может быть, родственников стольника Щепотьева построена была каменная церковь с приделом Архистратига Михаила. Эта церковь существовала до 1821 г. Оставалась ли она соборною, или же, с уничтожением крепости, и собор был переведен тогда же в мужской Спасо-Преображенский монастырь, сведений об этом не имеется. Еще при существовании этой церкви начата была постройкой в 1776 г. существовавшая в конце XIX в. каменная Успенская церковь. К постройке этой церкви на свои средства приступил Орловский помещик Спиридон Тимофеевич Мацнев, но за смертью его, по недостатку средств, постройка прекратилась на целые 27 лет и едва не была разобрана, по предписанию консистории. Но за судьбу этого вновь строившегося храма вступилось гражданское начальство. Губернское правление не изъявило своего согласия на это, предписав гражданам окончить начатую постройку. В 1803 г. приступили к постройке храма, а в 1804 г. он был зданием закончен. Первоначально устроена была трапезная церковь с приделом во имя собора Пресвятая Богородицы, который и был освящен около 1805 или 1806 г. Сам же храм был приготовлен к освящению только в 1815 г. Постройка эта была произведена на " общественные доходы граждан " , при содействии частных благотворителей, из коих особенное попечение к устройству настоящей церкви прилагали: бывший Белевский стряпчий Андрей Николаевич Мясоедов, купец Даниил Димитриевич Волков и купец Алексей Иванович Казанин. Новоустроенная церковь была не достаточно просторна и не имела колокольни. Вследствие этого в 1821 на средства благотворителей приступили было к расширению трапезной части и постройке колокольни, при чем употреблялся в дело материал прежней, разобранной церкви. Трапезная церкви была устроена в 1822 г., а колокольня окончена только в 1832 г. В 1842 г., стараниями настоятеля этой церкви, протоиерея Григория Успенского и церковного старосты купца Петра Васильевича Меренищевского, алтарь церкви, сильно обветшавшей, был разобран до основания и построен новый, более поместительный, с каменными сводами. В теплой трапезной церкви устроен был в 1865 г. новый придел с левой стороны во имя Всех Святых на средства Белевской купчихи Анны Михайловны Бородиной и сына ее Александра Максимовича Бородина. На их же средства переделан был заново и другой придел во имя собора Пресвятой Богородицы по одинаковому плану с левым приделом. Производились и другие, менее капитальные поновления в храме.

http://sobory.ru/article/?object=43499

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии. В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем. В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов. В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя. В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу. Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

http://sobory.ru/article/?object=47830

В 1819 году Чаннинг выступил с посланием под названием «Унитарное христианство », ставшим основополагающим манифестом движения. Послание было впервые прочитано в Балтиморе. В нем утверждалось, что «Иисус значительно выше людей, но значительно ниже Бога» 251 , а догмат о Троице взят не из Библии, но добавлен решением Первого Вселенского Собора в Никее. С подобными идеями мы встречаемся и у «Свидетелей Иеговы». Два других крупных деятеля этого движения Р. У. Эмерсон (1803–1882 г.г.) и Теодор Паркер (1810–1860 г.г.) продвинулись еще дальше в своих воззрениях, считая что «многие из традиционных подпорок христианской веры, такие, как библейские чудеса, богодухновенность Писания, божественность Иисуса, являются скорее преходящими, чем постоянными элементами религии» 252 . В начале XIX века в Америке успешно развивалось и так называемое универсалистское движение, члены которого также придерживались антитринитарных воззрений. Движение возникло примерно в середине XVIII века в Англии, когда некий Дж. Релли создал в Лондоне универсалистский центр. Основоположником универсализма в Америке стал Джон Мюррей (1741–1815 г.г.). В 1779 году с его помощью в Глостере (штат Массачусетс) была открыта первая универсалистская церковь . Теологическую базу под учение этой секты подвел Х. Баллоу (1771–1852 г.г.) в книге «Трактат об искуплении». Ассоциация унитариев-универсалистов считает ее «первой опубликованной в Америке книгой, открыто отвергающей доктрину Троицы» 253 . Интересно, что когда в 1961 году обе упомянутые выше секты слились в единую организацию – «Ассоциацию унитариев-универсалистов», из ее «Заявления о принципах» было полностью исключено имя Христа. Итак, к тому времени как на американском континенте возникло движение Второго Пришествия, там уже существовали секты, разделяющие унитарианские воззрения. Эти идеи попали и в адвентистское движение. Его ранние представители, такие как Урия Смит и др. не принимали догмат о Св. Троице. Только впоследствии, в результате идейной эволюции, адвентисты пришли к принятию Единого в Трех Лицах Бога. В настоящее время также существуют унитаристические течения в этой секте, известные под общим названием – «реформистское движение адвентистов седьмого дня».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

История храма связана с возникшим в 1713 Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него Синод в 1721 разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 для мастеровых деревянную церковь, освященную 13 мая 1731 во имя прп. Сергия. До этого мастеровые молились в тесном „лазаретном покое“. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту И. Я. Шумахера, но в 1743 ее пришлось перенести в дворцовые слободы, ибо была она „маловместительная“. Летом 1744 по замыслу того же Шумахера начались работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления. Освящение этого храма с приделом свт. Николая и одноярусной колокольней произвел архиепископ Феодосий 24 сентября 1746. Трехъярусный иконостас изготовил Л. А. Добрынин, а московские иконописцы и грек Папафило написали в нем образа с золотым фоном. Перед клиросом, под резным золоченым балдахином, были сделаны царские места, обитые алым сукном. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762–1763 был сооружен дополнительный теплый – во имя Архангела Михаила. В 1796 был одобрен проект Ф. И. Демерцова и начато строительство нового храма в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. Составленная смета равнялась 26,7 тыс. руб. Уже 25 сентября 1798 в церкви был освящен придел свт. Николая, a 5 июля 1800 митрополитом Амвросием – главный. Входы были отмечены ионическими портиками. Стены здания были внутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. Позже этот интерьер хвалили „за простоту и строгое изящество“. В 1803 храм стал собором, а в 1832 передан в военное ведомство. В 1815 старые иконы в приделах заменили новыми и расписали своды. В 1860-е акад. А. А. Зауервейд написал в парусах изображения евангелистов, а на стенах – две большие картины из жизни прп. Сергия. В 1914–1916 акад. Л. Н. Бенуа провел расширение собора, увеличив с севера и юга существующие приделы, после чего собор стал вмещать 2700 человек. Купол и барабан были сделаны из бетона. Обновлено было и внутреннее убранство. Художник А. Т. Платунов, при участии С. Т. Шелкова, расписал притвор, купол и своды, а на северной и южной стенах изобразил на полотне два сюжета: „Явление Божией Матери прп. Сергию“ и „Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского“. Лепные работы произвела мастерская А. Н. Савина. Для павших офицеров была создана в 1915 часовня-усыпальница. Из-за войны все работы завершить не удалось.

http://sobory.ru/article/?object=34187

Меня как композитора, в том числе духовного, и регента церковного хора ещё в 90-е годы XX в. чрезвычайно поразило карпаторусское церковное «npocmonihie» (простое пение), когда прихожане храма всем мipoм поют в унисон песнопения и молитвы во время Богослужения. Это «npocmonihie» очень напоминает старообрядческое знаменное пение с тою лишь разницей, что карпаторусские напевы близки ещё и к южнославянским - болгарским и сербским. В 1995-1997 гг. я написал цикл обработок церковных напевов Подкарпатской Руси для мужского певческого ансамбля, которым руководил в пермском храме Успения Божией Матери. В 2009 г. создал нотный сборник «Kapnamopycckie гимны», в который вошли мои авторские произведения для мужского хора (ансамбля) на стихи священника, литератора и общественного деятеля Прикарпатья Ивана Наумовича (1826-1891) и карпаторусского поэта-патриота Михаила Поповича (1908-1956), обработки гимнов на стихи Александра Духновича (1803-1865) - священника, писателя, просветителя подкарпатских русинов и протоиерея Димитрия Сидора - современного национально-духовного лидера Подкарпатской Руси. Кроме того, являюсь автором историко-публицистических очерков об истории, культуре и языке подкарпатских русинов, бóльшая часть из которых вошла в изданный мною «Kapnamopycckiй Сборникъ» (Пермь, 2009). Несмотря на то, что в Российской Империи, в Советском Союзе и в современной России мало знали и знают о Руси под Карпатами, она, начиная с XVIII в., регулярно «поставляла» в Россию деятелей науки и культуры, сыгравших значительную роль в отечественной истории. Расскажу лишь о нескольких, самых известных выходцах с Подкарпатской Руси, живших и трудившихся в России. Иван Орлай (1770-1829), переехавший в 1791 г. в Россию, активно занимался медициной, закончив в 1793 г. медико-хирургическое училище в Петербурге, а также увлекался историко-философскими науками. И. Орлай получил степень магистра словесных наук и доктора философии в Кёнигсбергском университете (1806), состоял членом многих научных обществ России и немецких государств, почётным членом Российской Академии Наук и с 1815 г. действительным членом Московского Общества Истории и Древностей Российских. Был автором исторических статей на карпаторусскую и малорусскую тематику. Из них наиболее известна статья «История о Карпато-Россах...» (1804), где он высказывает свои довольно спорные национально-политические взгляды по поводу происхождения русского народа под Карпатами.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010