Павел, архиепископ Казанский и Симбирский (Зернов Петр Сергеевич) Родился в 1742 году в городе Москве в семье причетника Ильинской слободы при Троице-Сергиевой лавре. С 1750 года воспитывался в Троице-Сергиевой лавре. С апреля 1763 года – учитель пения при доме лаврского настоятеля архимандрита Лаврентия (Хоцятовского, † 1766), с июля того же года – переводчик и библиотекарь Троицкой духовной семинарии. С ноября 1765 года – учитель пиитики и риторики Троицкой духовной семинарии. 20 февраля 1767 года пострижен в монашество. С сентября 1769 года – преподаватель богословия. 5 октября 1770 года назначен ректором Троицкой духовной семинарии и наместником Троице-Сергиевой лавры. 9 апреля 1775 года возведен в сан архимандрита, назначен ректором Ярославской духовной семинарии и настоятелем Спасского монастыря в Ярославле. В том же году переведен в Саввино-Сторожевский монастырь. С сентября 1776 года – управляющий Московским Донским монастырем. 15 апреля 1778 года хиротонисан во епископа Костромского и Галицкого. С 15 января 1800 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. С 18 декабря 1803 года – архиепископ Казанский и Симбирский. Скончался 14 января 1815 года. Погребен в кафедральном соборе. Архиепископ Павел был приветливым, добрым, занимался широкой благотворительностью и оставил по себе светлую память в народе, особенно в Казани. Впрочем, некоторые обвиняли его в слабохарактерности и невоздержании в пище и питии. В какой мере достоверно последнее, сказать трудно. Во всяком случае, многие писатели подобные обвинения отрицают. Литература: Благовещенский А. А. История старой Казанской духовной академии. 1797–1818 гг./Сост. учитель Казанской духовной семинарии А. Благовещенский. – Казань, 1875. – С. 46–51. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 488. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. – С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf 131. Мария Федоровна, императрица вторая супруга императора Павла I Петровича, дочь Фридриха Евгения, принца (потом герцог) виртемберг-штутгардтского от брака с Фридерикой-Доротеей-Софией, маркграфиней брандербург-шведской. Родилась в Штутгардте 14 октября 1759 г. и при св. крещении получила имена София-Доротея-Августа-Луиза. Сговорена за великого князя Павла в бытность последнего в Берлине 12 июля, имела торжественный въезд в Петербург 31 августа, миропомазана и обручена великому князю 14-го, обвенчана с ним 26 сентября 1776 г.; впервые сделалась матерью 12 декабря 1777 г., когда родился великий князь Александр Павлович (впоследствии император), которого она уже видела женатым с 28 сентября 1795 г.; по воцарении супруга 6 ноября получила главное начальство над Воспитательным обществом благородных девиц (Смольный монастырь) 12 того же месяца 1796 г.; коронована с супругом в Москве 5 апреля и призвана им к главному заведыванию воспитательными домами С.-Петербургским и Московским с принадлежащими к ним Сохранною и Ссудною казнами, в мае 1797 г.; основала Екатерининский институт в Петербурге и приняла в свое распоряжение Александровскую бумажную мануфактуру в 1799 г.; перевела Коммерческое училище из Москвы в Петербург в 1800 г.; открыла Повивальный институт в Москве на капитал П. И. Демидова в 1801 г.; учредила Екатерининской институт в Москве, Дом призрения в Гатчине и больницу в Павловске в 1802 г.; больницы для бедных и вдовьи домы в Петербурге и Москве в 1803 г.; Александровское женское мещанское училище. в Москве в 1805 г.; первое училище глухонемых в Павловске в 1806 г.; приняла под свое покровительство женское отделение петербургского Военно-сиротского дома в 1807 г.; открыла в Москве Дом призрения инвалидных офицеров на капитал вдовы М. П. Шереметевой в 1808 г.; ввела во все свои заведения прививание предохранительной коровьей оспы в 1809 г.; открыла в Петербурге Дом призрения для увечных питомцев воспитательных домов в 1813 г.; учредила так называемых сердобольных вдов в 1814 г. и Дом призрения для инвалидов в Павловске в 1815 г.; завела большую типографию при Петербургском воспитательном доме и приняла под свое покровительство московскую Голицынскую больницу в 1816 г.; преобразовала сердобольных вдов в сестер милосердия в 1818 г. и завела Училище солдатских дочерей в Петербурге в 1820 г.; учредила свободных хлебопашцев из питомцев Воспитательного дома и Дом призрения в Симферополе в 1821 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Смольниковская (Курья). Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Курейско-Сергиевский приход Приход располагался на левом берегу Северной Двины, на 8 верст ниже Холмогор. Был частью Курейско-Сретенского прихода до 1801 г., когда 11 деревень были выделены в самостоятельный приход. Ближайшей к приходской церкви была д. Смольниковская. Прихожан к 1 января 1894 г. числилось - 369 мужского пола и 448 женского. Местность, которую занимала церковь, по устному преданию, записанному в памятную книгу в 1822 г., издревле принадлежала Троице-Сергиевой лавре, имевшей здесь большие вотчины и устроившей деревянную церковь во имя преп. Сергия Радонежского. В связи с упразднением этого подворья в 70-х годах XVIII в., церковь при подворье была обращена в приходскую с отчислением к ней до 40 дворов от соседнего Курейско-Сретенского прихода. Но, так как церковь была очень ветха, нужна была новая церковь. Ее и построил один московский купец. Возможно, в одной из этих двух церквей имелся престол во имя преп. Никона, ученика преп. Сергия Радонежского, поскольку издревле соблюдался обычай служить 17 ноября, в день памяти преп. Никона, литургию и молебен; к тому же в числе утвари имелись две иконы преп. Никона. Вторая церковь к концу XIX в. настолько обветшала, что оказалось необходимо построить новую каменную церковь. Для увеличения средств на постройку церкви, по указу Духовной консистории от 28 января 1802 г., Сергиевский приход был увеличен через вторичное отчисление нескольких дворов от Курейско-Сретенского прихода, и количество прихожан в этих двух приходах сравнялось. Строительство церкви, начатое в октябре 1803 г., продолжалось почти до 1829 г. Это объяснялось медленным сбором средств. 13 июня 1815 г. был освящен придельный престол в честь прор. Илии, устроенный по желанию бывшего прихожанина, архангельского купца Андрея Плотникова, пожертвовавшего на это 400 руб. 4 июля 1820 г. был освящен главный престол во имя преп. Сергия Радонежского. 28 августа 1888 г. был освящен новый придел во имя преп. Никона, ученика преп. Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=16253

Ялово. Церковь Вознесения Господня. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Украина, Закарпатская обл., Воловецкий р-н, с. Ялово Координаты: 48.765193, 23.038808 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОЛОКОЛЬНЯ, конец XIX в. Построена мастерами, работавшими в селах Задельском и Тишеве. Деревянная, трехсрубная, с невысокой башней над бабинцем. Срублена из сосновых бревен, угловые соединения выполнены «в ласточкин хвост». Сруб нефа шире удлиненного бабинца и пятигранной восточной части. Все три объема перекрыты одной высокой крышей с мягким переходом в местах разношироких срубов. Сруб церкви от подвалим до крыши покрыт гонтом. Башня завершается шарообразным куполом с фартуком и круглой главкой на прямоугольном в плане глухом фонаре. Поддашие опирается на кронштейны, опоясывает всю церковь и на западном фасаде переходит в крыльцо, пристроенное позже. Окна большие с арочными завершениями на южных и северных стенах. На восточной стене восточного объема находится круглое окно. В интерьере памятника все три объема перекрыты коробовыми сводами, между бабинцем и нефом сделан высокий арочный проем. Колокольня деревянная, двухъярусная. Построена из полубревен, угловые соединения сделаны в простой замок с двухсторонним вырезом с юго-западной стороны. Квадратная в плане, с открытым срубом нижнего яруса, с двумя заломами и шатровой кровлей, с вытянутой главкой. Сруб верхнего яруса покрыт дранью. В нем прорезаны арочные голосники. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 182, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Первая церковь в Яловому была сооружена из пихты на пригорке Песок в 1814 году (об этом, вероятно, свидетельствует и колокол с датой «1815»), когда село насчитывало 11 семей, а нынешняя церковь Вознесения Господня является второй. Согласно другому преданию, церковь построена в 1803 году, а в 1883 перенесена на нынешнее место.

http://sobory.ru/article/?object=33408

Никольский храм (Кашира) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никольский храм построен в 1815 году, иждивением купчихи Мавры Ждановой на месте старой, петровских времен церкви, которую в народе по чтимой иконе называли церковью «Николы Ратного». Содержание История [ править править код ] История создания в Кашире храма Николы Ратного уходит в глубь веков, во времена правления Петра-1. Каширский рекрут Ждан Скорняк в Полтавском сражении получил ранение в ногу. По дороге в лазарет он наткнулся на группу шведских офицеров, которые под белым флагом брели к шатру русского царя. Удивленный государь, решив, что солдат один пленил эту знать, наградил его несколькими золотыми. И тут впервые появляется икона Николы Ратного. Как рассказывает в книге «Каширская старина» один из ее авторов Самохин Е.В., царский писарь, не разобравшись с подорожной грамотой и маленькой иконкой Николы Ратного, отправляет Ждана Скорняка с попутным трофейным обозом в Москву. Он затем и построил Церковь, в которой поместил ту самую иконку. Поначалу Церковь была построена в честь Святой Троицы. В документах Тульской духовной консистории сказано, что каменное здание Троицкой церкви в городе Кашира построено в 1688 году. Двумя годами позже с левой стороны храма устраивается придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В клировых ведомостях Тульской духовной консистории о Каширской Церкви Святой Троицы записано, что реконструирована она в 1815 году, и в этом виде дошла до наших дней. Храм построен на средства вдовы Мавры Федоровны Ждановой, по завещанию ее мужа, купца Николая Николаевича Жданова. Будучи прихожанином Троицкой церкви, он в 1803 году начал реконструкцию придела Святителя Николая и 10 января 1803 года придел был освящен. Им же был построен в 1805 году правый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. 30-е годы 20 века стали для храма Николы Ратного особенно драматичными. Последним настоятелем храма был протоиерей Григорий Богословский. Однажды во время службы батюшка был арестован прямо в алтаре, народ же выгнали вон, а на дверях церкви повесили замок. После ареста священник вернулся спустя 5 лет, отбыв ссылку в Сибири. В 1938 году его снова арестовали. Формально предлогом к новому аресту послужила попытка отца Григория заступиться за гражданские права своей престарелой сестры. Тройкой УНКВД СССР по Московской области по обвинению в контрреволюционной агитации ему была назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор был приведен в исполнение 21 февраля 1938 года на Бутовском полигоне.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

Анзор Хубутия: «Если больной забыл врача через пять минут после выписки – значит, это неправильный врач» Беседа с директором НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Ирина Ахундова Анзор Шалвович Хубутия 10 октября 2013 года в Кремлевском дворце состоятся торжества по случаю 90-летия НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, называемого в народе «Склиф». По словам директора института, члена-корреспондента РАМН Анзора Шалвовича Хубутия, даже в этот праздничный день пациенты не останутся без неотложной помощи. Дежурные бригады как всегда будут в боевой готовности. А 11 октября в стенах института пройдет приуроченный к круглой дате II съезд врачей неотложной медицины. На вопрос «Будете ли оперировать 11-го числа?» директор «Склифа» ответил: «Если будет экстренная пересадка – буду. А куда деваться?» Этот необыкновенный человек способен по воле Божией продлить жизнь тем, на ком уже поставили крест зарубежные специалисты. Свою историю знаменитая больница ведет с начала XIX века. В 1803 году граф Николай Петрович Шереметев, известный меценат и благотворитель, решил основать в Москве Странноприимный дом, где бы оказывали помощь беднякам, бездомным и сиротам. Предполагалось устроить здесь больницу на 50 коек для бесплатного лечения бедных, «страждущих от недугов», а также приют на 25 девочек-сирот. В 1810 году, уже после смерти Шереметева, Странноприимный дом принял первых страдальцев. Постоянная хирургическая практика здесь велась с 1815 года. Вся деятельность Шереметевской больницы осуществлялась вплоть до революции 1917 года на средства графа и его наследников. В 1923 году приказом Московского отдела здравоохранения на базе больницы был организован Институт неотложной помощи, которому в 1929 году присвоили имя известного врача, автора трудов по военно-полевой хирургии Николая Васильевича Склифосовского. И если больница уже отметила в 2010 году свой 200-летний юбилей, то собственно НИИ скорой помощи именно в нынешнем году празднует тоже круглую и весьма почетную дату – свое 90-летие. И всегда, с самого начала своего существования, здесь всем нуждающимся и днем и ночью оказывается срочная бесплатная медицинская помощь.

http://pravoslavie.ru/64802.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Греко-русский «Пантелеимоновский процесс» на Афоне 06.10.2016 1200 Время на чтение 17 минут Предлагаем читателя портала «Русский Афон» доклад кандидата исторических наук М.И. Якушева на тему «Греко-русский „Пантелеимоновский процесс " на Афоне», зачитанный им на международной научной конференции «Русь - Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства», состоявшейся 22 сентября 2016 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры в помещении Московской духовной академии. До 70-х гг. века Свято-Пантелеимонов монастырь располагался в нагорной местности в нынешнем Старом Руссике и назывался «Русским», или «Руссиком» 1 . Петровские реформы и русско-османские войны в в. существенно сократили приток русских богомольцев на Афон, что отрицательно сказалось на количестве русских насельников Пантелеимонова монастыря. В 1735 г. Руссик был провозглашен греческим монастырем по причине отсутствия там русских иноков. Из-за утраты связей с Россией монастырь пришел в экономический упадок. В этих условиях грече-ская братия монастыря решила оставить нагорную обитель и переселиться ближе к морю, к пристани обители, где было намного легче организовать проживание. Тем не менее, даже на новом месте упадок обители продолжался. В 1803 г. Константинопольскому Патриарху Каллинику, в чьей юрисдикции канонически находилась св. гора Афон, святогорский Протат (монашеский местный синод, состоящий из представителей 20-ти афонских монастырей) направил доклад о плачевном положении дел в Русском монастыре. В документе Патриарху предлагалось на выбор или упразднить монастырь, или преобразовать его в общежительный (киновиальный). В случае согласия Вселенского Патриарха со вторым вариантом возобновления Русского монастыря, Протат выдвигал кандидатуру насельника Ксенофонтского скита, маститого старца, иеромонаха Савву Святогорца, известного святостью своей жизни не только на Афоне, но и в константинопольском Фанаре и даже самому Патриарху. Выбор оказался промыслительным: за небольшой промежуток времени заботами игумена Саввы, ктитора и строителя Пантелеимонова монастыря у самого берега моря, были возведены два величественных собора в византийском стиле: кафоликон во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона (освящен в 1815 г.) и храм Успения Пресвятой Богородицы (освящен в 1818 г.), возведены трапезная и жилые корпуса для монахов. Игумен Савва почил в бозе на 14 апреля 1821 г. в разгар греческого восстания в Османской империи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Саратов Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 51.533562; 46.034266 Россия, Саратов Саратов, Саратовская область Россия Храм в честь иконы " Утоли моя печали " в Саратове Саратов — город на юго-востоке европейской части России, административный центр Саратовской области . Крупный культурный, экономический и образовательный центр Поволжья. Находится на правом берегу Волгоградского водохранилища, примерно на равном расстоянии от Волгограда (389 км) и Самары (442 км), в 858 км к юго-востоку от Москвы. Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства в 1590 году, в царствование Фёдора Иоанновича. Содержание Православие в Саратове [ править править код ] Первый период становления Христианства в Поволжье относится ко времени Хазарского каганата, в пределах которого Вера Христова стала утверждаться не позднее VI века. С конца IX века сведения о Христианстве в Нижнем Поволжье исчезают почти на четыре столетия, до учреждения здесь Сарайской кафедры (см. подробнее) в 1261 году. После учреждения в 1555 году Казанской епархии, земли вокруг Саратова, который впервые упоминается под 1590 годом, относились к ней. В XVII веке этот край входит в ведение Астраханских архиереев. 16 октября 1799 года из Тамбовской была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия. Однако, " за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории " первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 году названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. За время пребывания в составе Пензенской епархии, в Саратове был в 1815 году основан величественный Александро-Невский собор посвященный саратовским ополченцам и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, в 1820 году учреждено Саратовское духовное училище, а к началу 1822 года был выстроен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Секретный комитет по делам о раскольниках обратил особое внимание императора Николая I на усиление раскола в Саратовской губернии, ввиду чего государь повелел 20 октября 1828 года восстановить в Саратове самостоятельную кафедру. Святейший Синод постановил 21 октября Саратовской епархии быть третьеклассной (после Пензенской), именоваться Саратовской и Царицынской, новому епископу в первое время пребывать в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. 3 ноября того же года решение Синода было утверждено императором.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратов

Саратовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (Саратов) Саратовская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Саратов . На юге граничит с Волгоградской областью, на западе — с Воронежской и Тамбовской областями, на севере — с Пензенской, Самарской, Ульяновской и Оренбургской областями, на востоке проходит государственная граница России с Казахстаном. Содержание Православие в Саратовской области [ править править код ] Первый период становления Христианства в Поволжье относится ко времени Хазарского каганата, в пределах которого Вера Христова стала утверждаться не позднее VI века. С конца IX века сведения о Христианстве в Нижнем Поволжье исчезают почти на четыре столетия, до учреждения здесь Сарайской кафедры (см. подробнее) в 1261 году. После учреждения в 1555 году Казанской епархии, земли вокруг Саратова, который впервые упоминается под 1590 годом, относились к ней. В XVII веке этот край входит в ведение Астраханских архиереев. 16 октября 1799 года из Тамбовской была выделена самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия. Однако, " за неимением в Саратове удобного помещения для архиереев и духовной консистории " первый же архиерей новой кафедры, Гаий (Токаов), добился перемещения кафедры в Пензу и смены в 1803 году названия епархии на Пензенскую и Саратовскую. За время пребывания в составе Пензенской епархии, в Саратове был в 1815 году основан величественный Александро-Невский собор посвященный саратовским ополченцам и победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, в 1820 году учреждено Саратовское духовное училище, а к началу 1822 года был выстроен Спасо-Преображенский мужской монастырь. Секретный комитет по делам о раскольниках обратил особое внимание императора Николая I на усиление раскола в Саратовской губернии, ввиду чего государь повелел 20 октября 1828 года восстановить в Саратове самостоятельную кафедру. Святейший Синод постановил 21 октября Саратовской епархии быть третьеклассной (после Пензенской), именоваться Саратовской и Царицынской, новому епископу в первое время пребывать в Саратовском Спасо-Преображенском монастыре. 3 ноября того же года решение Синода было утверждено императором.

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

Санкт-Петербург. Собор Сергия Радонежского. Сергиевский всей артиллерии собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая деревянная церковь была построена в 1731 г. для мастеровых Литейного двора, где изготавливали пушки для армии и флота.Санкт-Петербург.(освящена 24 сентября 1746 года, архиепископом Феодосием). В 1737 г. храм сгорел. В 1737 г. по проекту арх. И. Шумахера была снова построена деревянная церковь. В 1744-1746 гг. тот же арх. перестроил храм в камне. В 1796-1800 гг. по проекту арх. Федора Демерцова храм был перестроен еще раз. В 1803 г. церковь получила статус собора. 1815 — иконы в приделах заменены новыми, расписаны своды.В 1832 г. собор передан в военное ведомство. Трехпридельный собор был увенчан большим куполом на мощном барабане. Главный вход украшен четырехколонным портиком Над ним возвышалась двухъярусная колокольня. Внутри на стенах храма были картины из жизни святого Сергия - худ. Н. А. Зауервейд (1870). В 1914-1916 гг. арх. Л. Н. Бенуа расширил храм, барабан и купол были сделаны заново из железобетона. Новую роспись интерьера выполнил худ. А. Г. Платунов. В 1915 г. к собору пристроена часовня-усыпальница для павших в войну офицеров-артиллеристов. Еще две часовни находились в ограде. В 1932 г. собор был закрыт. Несущие стены храма были использовании при строительстве административного здания ОГПУ. В 2008 г. на доме 6 по Литейному проспекту, была открыта мемориальная доска в память о располагавшемся ранее на этом месте соборе преподобного Сергия Радонежского. Памятный знак выполнен по проекту архитектора В. Растеряева. http://www.citywalls.ru/house2577.html Собор прп. Сергия Радонежского всей артиллерии До 1932 на месте, где ныне возвышается серо-казенное здание в конструктивистском стиле, стоял красивый белоснежный храм с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик. Двенадцать колоколов ежедневно созывали верующих на молитву. В престольный праздник здесь собирались для торжественного богослужения служащие артиллерийского ведомства.

http://sobory.ru/article/?object=34187

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010