В 1981 году канонизирован Архиерейским синодом РПЦЗ. В 2008 году Священным Синодом Русской Православной Церкви включен в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века. 52 . Барсов Тимофей Васильевич (18361904) – профессор канонического права. Выпускник Смоленской духовной семинарии (1859) и Санкт-Петербургской духовной академии (1863), профессор кафедры церковного законоведения Санкт-Петербургской духовной академии (1889). 53 Глубоковский Николай Никанорович (1863–1937) – профессор, доктор богословия, библеист, патролог, историк Церкви. Выпускник Московской духовной академии (1889), профессор кафедры Священного Писания Нового Завета Санкт-Петербургской духовной академии (1894), редактор и цензор «Православной богословской энциклопедии» (1904–1911), член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности (1909), постоянный член Училищного Совета при Святейшем Синоде (1911), читал курс богословия в Белградском университете (1922–1923), член-корреспондент Болгарской академии наук, почетный член Библейского общества в Лондоне. Главным предметом его изучения была жизнь и деятельность апостола Павла. 54 Протоиерей Василий Иванович Жмакин (1853–1907) – писатель, историк, богослов. Член Учебного комитета при Святейшем Синоде. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1879), священник церкви Николаевского кадетского корпуса (1884), редактор Синодального журнала «Церковные ведомости» (1906). 55 Титлинов Борис Васильевич (1879–1944) – церковный историк, деятель обновленческого движения, член Императорского Православного Палестинского Общества. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1903), доцент по кафедре истории Русской церкви Санкт-Петербургской духовной академии (1908–1912), доктор церковной истории (1916), главный редактор «Всероссийского церковно-общественного вестника» (1917), профессор (1924), проректор и ректор (1926–1929) обновленческого Высшего богословского института в Ленинграде. 56 Котович Алексей Никанорович (1879-?) историк Церкви. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1904). За основанный на архивном материале труд «Духовная цензура в России 1799–1855 гг.» (СПб., 1909) Санкт-Петербургская духовная академия удостоила его степени магистра богословия, но Святейший Синод, ввиду отзыва епископа Феофана, что сочинение Котовича по своим основным взглядам на духовную цензуру и опубликованным в нем фактам не соответствует иерархическим интересам, отменил постановление академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В XVIII в. здесь уже оформился монастырь. Когда Наполеон в 1799 г. осаждал Акру, он использовал нижний этаж недостроенного монастырского здания как госпиталь для больных и раненых. В 1876 г. перед входом в современный монастырь был воздвигнут памятник французским солдатам. Неподалеку, над морем, на самом обрыве, построен маяк, получивший название «Стелла Марис» – «Звезда морей». Возле маяка располагается бывшая летняя резиденция турецкого губернатора, превращенная сначала в монастырскую гостиницу, а теперь в военную базу. Интересна и приходская католическая церковь в Хайфе, построенная в 1961 г. по проекту А. Барлуцци. Она стала последним (посмертным) творением знаменитого францисканского архитектора. А. Барлуцци умер в Риме в декабре 1960 г., не дожив до освящения храма. Русский храм во имя св. Илии Пророка на горе Кармил Русская Православная Церковь также имеет свой приход в Хайфе. В 1903 г. начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был назначен архим. Леонид (Сенцов). С самого начала он решил следовать по пути, завещанному его великим предшественником архимандритом Антонином. Уже в 1905 г. он осуществляет большие работы по поновлению стенных росписей в домовом храме Миссии во имя царицы-мученицы Александры и в храме ап. Петра и праведной Тавифы в Яффе. В 1907 г. ему удается приобрести в собственность Русской Церкви участок земли в Хайфе, на горе Кармил, где он планирует построить церковь . Гора Кармил в библейской истории памятна тем, что на ней жил св. пророк Илия. На территории нынешней Хайфы в католическом кармелитском монастыре находится пещера, в которой обитал и молился пророк. В 20 км к востоку, на крутом отроге Кармильского хребта, далеко вдающегося в Ездрелонскую долину и обрывающегося почти напротив Фавора, пророк совершил свой знаменитый «холокост» – так называется по-гречески библейская жертва «всесожжения». Особенность холокоста, совершенного тогда Илией, состояла в том, что для посрамления языческих пророков, которым верили цари Израиля, он запалил жертву не земным, человеческими средствами полученным огнем, а огнем, сведенным с неба пламенной молитвой пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В окт. этого года Воронежский еп. Феофилакт распорядился провести перепись детей донских священно- и церковнослужителей в возрасте от 7 до 15 лет для обучения их при архиерейском доме, а также описать хлеб, принадлежащий духовным лицам, чтобы затем вытребовать его 30-ю часть на содержание семинарии. Войсковая канцелярия через Военную коллегию добилась отмены этого распоряжения и получила право не принудительного, а добровольного обучения детей духовенства в Воронеже. Через 20 лет свт. Тихон Задонский, открывший ДС в Воронеже, потребовал от войсковой канцелярии выбрать необходимое число сыновей духовенства от 10 до 16 лет, умеющих читать и писать по-славянски, и либо прислать их в Воронеж вместе с платой за обучение, либо открыть семинарию в Черкасске. Только через год, потратив много сил, епископ добился учреждения в столице казачества уч-ща за счет донского духовенства. В Главном народном уч-ще, или Донском главном уч-ще, в 1799 г. училось 120 чел., в 1801 г.- 134, в 1802 г.- 224, в 1803 г.- 244 чел., в 1805 г. оно было преобразовано в Черкасскую муж. гимназию. В 1803 г. открылись народные уч-ща в ст-цах Усть-Медведицкой, Нижнечирской, приходские уч-ща в ст-це Аксайской и в слободе Мачеха. Во исполнение решения Синода от 25 янв. 1821 г. об укреплении духовного образования были созданы 2 уездных уч-ща: в ст-це Зотовской (1821) и в Новочеркасске (1821) с приходскими уч-щами при них. Однако и эти учебные заведения не давали надлежащей богословской подготовки для служения в Церкви. Здание духовного училища в Новочеркасске. Фотография. 2005 г. Здание духовного училища в Новочеркасске. Фотография. 2005 г. 1 окт. 1868 г. состоялось открытие Новочеркасской (Донской) ДС, в 1883 г. переехавшей в собственное здание (архит. А. А. Ященко), в этом же году была освящена во имя ап. Иоанна Богослова домовая церковь семинарии. В 1888 г. при ДС начало работу Иоанно-Богословское об-во вспомоществования нуждающимся воспитанникам. Воспитанники Новочеркасской ДС оказались замешанными в революционных событиях 1905-1907 гг., порядок в семинарии был восстановлен благодаря усилиям архиеп.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Главный фасад оформлен монументальным 6-колонным портиком римско-дорического ордера. Фасады боковых нефов украшены закрытыми колоннадами, с востока - октагонами, увенчанными барабанами с куполами, обновлен главный алтарь. В стиле классицизма построены резиденция последнего минского каштеляна Ш. Забелло в Паэжяряе (1795-1799, интерьеры - 1800-1808, архит. М. Кнакфус), кальвинистский храм в Вильнюсе (1830-1835, архит. Подчашинскис). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в., с развитием исторических направлений в церковном зодчестве, проявился растущий интерес к формам средневек. стилей. В подражание романским храмам Зап. Европы был реконструирован костел во имя апостолов Петра и Павла в Панявежисе (1860-1884/85, архит. В. Голиневициус) - без орнаментальной лепнины, с ордерным декором в виде пилястр. Стиль неоготики позволил использовать в кирпиче формы готического стиля в сочетании с новыми технологиями и техническими возможностями. В декоре часто присутствуют знаковые формы готики: арочные стрельчатые окна и ниши, окна-розы на фасадах, изобильные кирпичные декорации. Напр., в храме св. Казимира в Нов. Вильне (ныне в черте Вильнюса, 1908-1911, архит. А. А. Филиппович-Дубовик) кирпичная кладка имитирует готический фронтон на фасаде колокольни, многочисленные выступы напоминают стены крепости; на фасадах в рукавах креста использованы окна-розы: в храмах Св. Троицы в Таураге (1904), св. Якова в Швекшне (1905); преобладают стрельчатые формы в очертаниях арок и перекрытий - костелы Св. Троицы в Юрбаркасе (Георгенбурге, крепости св. Георгия, на месте здания XVI в., 1907), Божия Провидения в Вильнюсе (1913-1923), евангелическо-лютеранский храм в пос. Юодкранте (в черте г. Неринги, ок. 1885). Один из лучших неоготических ансамблей сохранился в Рокишкисе; он включает костел св. Матфея (1868-1877, архитекторы Ф. Г. фон Шахт, М. П. Берчи), часовню св. Иосифа и колокольню (архит. Г. Вернер). Однобашенная (высота колокольни 72 м, вторая по высоте в Л.) базилика во имя Страдающей Девы Марии в Салакасе, облицованная тесаными гранитными плитами, с многочисленными контрфорсами, сочетает черты неоготики и модерна (1906-1911).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

И. Е. Репина под рук. проф. А. К. Крылова. На историческое место - с левой стороны от царских врат главного иконостаса - была установлена Казанская икона Божией Матери, возвращенная из Князь-Владимирского собора С.-Петербурга в июле 2001 г. 20-25 сент. 2011 г. состоялись торжества и конференция, посвященные 200-летию собора, к-рые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. К 200-летнему юбилею в собор были пожертвованы частицы мощей св. праотцев Иоакима и Анны и часть пояса Пресв. Богородицы из Ватопедского мон-ря. От лица правосл. врачей Москвы собору вручили мозаичную Казанскую икону Божией Матери. В наст. время перед правым клиросом находятся мощевики с частицами мощей ап. Петра, св. Лазаря, еп. Китийского, св. кн. Владимира Новгородского, святых Петра и Февронии Муромских, прп. Иосифа Волоцкого, свт. Димитрия Ростовского, св. новомучеников и исповедников Агафангела Ярославского, Константина Богородицкого. Почитаются иконы Божией Матери «Млекопитательница», свт. Николая Чудотворца, свт. Петра, митр. Московского, царицы Александры и мц. Лидии. Из Тихвинской церкви пос. Сиверский возвращена Казанская икона Божией Матери в окладе, выполненном в рус. стиле, к-рая была пожертвована в К. с. подрядчиком А. Седовым в 1892 г. в память о 3 осуществленных им в соборе ремонтах (1874-1875). К 2011 г. в значительной степени восстановлены все 3 придела. Совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения. Ист.: РГИА. Ф. 817 (1800-1827); ЦГИА СПб. Ф. 1012. Оп. 1 (1846-1931); Оп. 2-3 (1799-1907); ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 247; Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 5. Д. 238, 239; Ф. 4. Оп. 1. Д. 295; Паспорт на здание - памятник музея истории религии (бывш. Казанский собор)/Сост.: Г. Н. и Е. Н. Миндлины. Л., 1938//Архив Комитета по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; Крижановский. Историческая справка по бывш. Казанскому собору в Ленинграде. Л., 1941//Архив Ин-та «Ленпроектреставрация». Н-191. Лит.: Из С.-Петербурга//ВЕ. 1811. Ч. 59. 19. С. 242-244; Филарет (Дроздов), свт.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

И тут еписк. Моисей плакал и жаловался на головную боль, 6 окт. 1792 г. утром его нашли мертвым в спальне у крови на полу. На шее у него были три раны, а на полу лежал складной церковный нож. Ранее полагали, что он был убит в Крыму своими домашними или служителями и даже татарами. Теперь можно считать установленным, что он убил сам себя, не вынеся разлуки с друзьями, особенно с Потемкиным и живя среди необразованных, преимущественно татар (Истор. Вест. 1907 г. сент. стр. 898–901). После Моисея, с 27 февр. 1793 г., феодосийским викарием был Иов (Потемкин), переведенный 13 мая 1796 г. на Минскую и Волынскую архиепископию; после него с 13 мая 1790 г. викарием феодосийским был Гервасий Линцевский II, сконч. 8 янв. 1798 г. Последним феодосийским викарием с 18 апр. 1798 г. был Христофор (Сулима), 16 окт. 1799 г. назначенный слободско-украинским епископом. 1107 Кавказские Епархиальп. Ведомости 1880 г. 7, стр. 234–237; П. Семенов. Географический Словарь... I, 625, II, 116, 170, III, 286, 342, IV, 260–261, 711, 719. Аграханское казацкое войско названо так по местности на западном нобережье Каспийского моря. Тут был Аграханский залив, где русские высаживались еще в 1722 г. вместе с Петром I во время персидского похода; здесь была река Аграхань, где издавна селились раскольники, ( С. М. Соловьев . История России... т. XIV, 1044–1096, 1097, 1147, XV. 1440, XVIII, 675). Низменная коса вдоль залива называется также Аграханской. На ней, будто бы, стоял греческий город Ставрополь (город Креста), оставленный христианами при распространении магометанства на Кавказе. Сюда еще в 1724 г. было выселено 500 семейств казаков (П. Семенов. Географический Словарь I, стр. 15). 1108 Полн. Собр. Пост. и Расп. по Вед. Прав. Исп. (Царств. Елизаветы Петровны) I, 472, II, 651, 688, 796. 1109 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. г. ХХХГ, 10,265. (Тут подробно изложено дело братьев Махотеловых). После доклада поручика Бибирюлева главнокомандующий в Кизляре взял игумена Николая под караул и отослал в Астраханскую губернскую канцелярию, а эта отослала его в Консисторию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Иоанна (Соколова) Смоленского//Там же. 1876. Ч. 1. 5/6. С. 541-553; Романский Н. А. Преосв. Иоанн, еп. Смоленский: Его жизнь и проповеднические труды. М., 1887; Аристов Н. Я. К характеристике преосв. Иоанна, бывш. еп. Смоленского//ИВ. 1880. 12. С. 786-795; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891. Вып. 1. С. 136-215; 1892. Вып. 2. С. 222-236, 387-388; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1894. Т. 1. С. 77, 338-343; Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, еп. Смоленского//ПС. 1894. Ч. 1. 3. С. 262-297; Ч. 2. 5/6. С. 83-121; 7. С. 175-204; 8. С. 389-394; Ч. 3. 9. С. 41-106; 10. 177-238; 11. С. 315-374; 12. С. 504-532; 1895. Ч. 1. 2. С. 186-248 (отд. изд.: Каз., 1895); он же. Речь перед защитой магист. дис. «Канонические труды Иоанна, еп. Смоленского»//Там же. 1895. Ч. 3. 11. С. 294-300 (отт.: Каз., 1895); Надеждин А. [Н.] Предисловие//Богословские академические чтения преосв. Иоанна, еп. Смоленского. СПб., 1897, 19062. С. III-VIII; Бронзов А. А. Нравственное богословие в России в течение XIX ст. СПб., 1901. С. 109-111; Покровский С. И. Преосв. Иоанн, еп. Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых. Петрозаводск, 1902; Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни: В 9 т. Серг. П., 1902. Т. 4. С. 166-177; Покровский И. Иоанн, еп. Смоленский//ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 141-156; Котович А. Н. Характеристика членов С.-Петербургского духовно-цензурного комитета эпохи Николая I//ХЧ. 1907. Ч. 1. 3. С. 338-343; он же. Духовная цензура в России: (1799-1855 гг.). СПб., 1909. С. 589; Виноградов В. П. «Последний из могикан»: (Памяти архиеп. Амвросия (Ключарева))//БВ. 1911. Т. 3. 10. С. 278-309; Леонтий (Лебединский), митр. Мои заметки и воспоминания//Там же. 1913. Т. 3. 9. С. 142-170; Рождественский Д. В., свящ. Преосв. Иоанн, еп. Смоленский: Кр. биогр. сведения и характеристика личности преосв. Иоанна. Обзор его проповеднических трудов жизненно-практического направления. Серг. П., 1914; Уржумцев П. Церковно-общественные мотивы в проповедях еп.

http://pravenc.ru/text/469548.html

Иоанникий Руднев 1891–1900. Феогност Лебедев II 1900–1903. Флавиан Городецкий 1903. Каневское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Сильвестр Жалеванский 1885–1906. Иннокентий Ястребов 1906. Чигиринское викариатство, учр. в 1799 г. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807. Ириней Фальвовский 1807–1812, (вторично) 1812–1823. Афанасий Протопопов 1823–1826. Мелетий Леонтович 1826–1828. Кирилл Куницкий 1828–1835. Владимир Алявдин 1835–1836. Иннокентий Борисов 1837–1841. Иеремия Соловьев 1841–1843. Варлаам Успенский 1843–1845. Аполлинарий Вигилянский 1845–1858. Антоний Амфитеатров 1858–1859. Серафим Аретинский 1860–1865. Порфирий Успенский 1865–1877. Иоанн Жданов 1878–1883. Виталий Иосифов 1883–1885. Иероним Экземплярский 1885–1890. Ириней Орда 1890–1892. Иаков Пятницкий 1893–1898. Димитрий Ковальницкий 1898–1902. Платон Рождественский 1902–1907. Агапит Вишневский 1908. Павел Преображенский 1908–1911. Никодим Кротков 1911. Черкасское викариатство, учр. в 1909 г. Епископы (в Киеве): Назарий Блинов 1910. Уманское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Филарет Филаретов 1874–1877. Михаил Лузин 1878–1883. Поликарп Розанов 1884–1888. Ириней Орда 1888–1890. Анатолий Станкевич 1890–1892. Иаков Пятницкий 1892–1893. Иоанникий Надеждин 1893–1896. Сергий Ланин 1896–1902. Агапит Вишневский 1902–1908. Феодосий Олтаржевский 1908–1910. Димитрий Вербицкий 1910. Костромская, учр. В 1744 г. Кафедра в Костроме Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745. Сильвестр (Сергий) Кулябка 1745–1750. (Междуархиерейство три года). Геннадий Андреевский 1753–1757. Дамаскин Аскаронский 1758–1769. Симон Лагов 1769–1778. Павел Зернов 1778–1800. Евгений Романов 1800–1811. Сергий Крылов-Платонов 1812–1817. Самуил Запольский-Платонов 1817–1817. Павел Подлинский 1830–1836. Владимир Алявдин 1836–1842. Виталий Щепетов 1842–1845. Иустин Михайлов 1845–1850. Леонид Зарецкий 1850–1853. Филофей Успенский 1853–1857. Платон Фивейский 1857–1877. Архп. с 1868. Игнатий Рождественский 1878–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Кстати, словечко о декабристах — есть и еще в живых. — Слово «журнал» употреблено здесь Достоевским в значении «газета» (под влиянием франц. journal — газета). В начале января 1876 г. московские и петербургские газеты сообщили о том, что 20 августа 1875 г. в Москве скончался «один из последних декабристов», член Южного общества Евдоким Емельянович Лачинов (род. 1799). Анненков, Иван Александрович (1802–1878) — член Южного общества. Роман Александра Дюма-отца «Записки учителя фехтования, или восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге» («Mémoires d " un maître d " armes, ou dix-huit mois à Saint-Pétersbourg», 1840) пользовался в России большой известностью, хотя и был запрещен цензурою. В основу его легли рассказы бывшего учителя фехтования в Москве Гризье, у которого брал уроки И. А. Анненков. История декабриста Анненкова (в романе: «граф Алексис Ванинков»), от которого отвернулась вся богатая родня и которому осталась верна лишь его любовница-модистка, пробившаяся к нему в Сибирь и ставшая его женою, в романе сильно идеализирована и смягчена. Сам Анненков превращен автором в «кающегося» заговорщика, не верившего в успех восстания, но принявшего в нем участие единственно ради того, чтобы его не признали трусом. Свистунов, Петр Николаевич (1803–1889) — член Северного и Южного обществ. Назимов, Михаил Александрович (1801–1888) — член Северного общества. 69 Есть одна такая смешная тема — о спиритизме. — Спиритизм — мистическое «учение» о загробной жизни «духов умерших» и о возможности общения с ними посредством верчения столов, стуков и т. п. Зародившийся в 1848 г. в США и завезенный в 1852 г. в Европу спиритизм стал активно распространяться в России с начала 1870-х гг. Его рьяными пропагандистами были философ А. Н. Аксаков (1832–1903), химик А. М. Бутлеров (1828–1886) и профессор зоологии и сравнительной анатомии Петербургского университета Н. П. Вагнер (1829–1907). Организованные ими в 1874 г. в Петербурге выступления медиума Бредифа вызвали большой интерес к спиритизму в русском обществе и послужили началом ожесточенной полемики.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

М., 1865; он же. Ист. описание Мещовского Георгиевского муж. общежит. мон-ря. М., 1870; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1876 3; он же. История Церкви в пределах Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; он же. Описание Лихвинского Покровского Доброго муж. мон-ря. М., 1876; он же. Ист. описание калужского Лаврентьева мон-ря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой ц. Калуга, 1888 2; он же. Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутиева мон-ря (Калужской губ.). Каз., 1907 3; Холминский В. Материалы для истории Калужской ДС//Калужские ЕВ. 1866. Ч. неофиц. 7. С. 210-224; 11. С. 309-325; 15. С. 456-473; 20. С. 606-627; Ханыков В. В. Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Токмаков И. Ф. Сборник ист. мат-лов для составления летописей по Калужской епархии. Калуга, 1889; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891, 1991; Соколов Д. Д. Материалы для ист.-стат. описания церквей и приходов Калужской епархии//Калужские ЕВ. Ч. неофиц. 1894. 19. С. 539-547; 1895. 2. С. 32-34; 3. С. 59-64; 15. С. 293-300; 16. С. 338-344; 17; Чельцов М. К истории открытия Калужской епархии//Там же. 1897. 19. С. 543-553; 20. С. 573-681; Извеков М. С. К предстоящему юбилею Калужской епархии: [Калужские архипастыри]//ПрибЦВед. 1899. 33. С. 1316-1321; он же. О некоторых древних иконах, местно чтимых в Калужской епархии//Калужские ЕВ. 1900. Ч. неофиц. 16. С. 356-362; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2006; Ист. записка об учреждении и состоянии Калужской епархии за 100-летний период ее существования (16 окт. 1799 - 16 окт. 1899 г.)/Ред.: прот. Д. Г. Лужецкий. Калуга, 1900; Казанская Амвросиевская жен. пустынь Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010