Анастасия Николаевна (1901–1918), страстотерпица, Великая княжна. Младшая дочь страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна вместе со всей Царской семьей в г. Екатеринбурге. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872–1937), епископ, князь. В 1907 г. хиротонисан во епископа Мамадышского, викария Казанской епархии, с 25 июля 1911 г. епископ Сухумский (Грузинский экзархат). С 1913 г. Уфимский и Мензелинский. Член Предсоборного совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918–1919 гг. возглавлял духовенство армии адмирала А. В. Колчака. С 1920 г. в заключении и ссылках с короткими перерывами. В 1921 г. назначен епископом Томским, назначения не принял. Перешел в старообрядчество. Расстрелян. Андроник (Елпидинский Андрей; 1894–1958), архимандрит. После 1917 г. эмигрировал в Финляндию, в 1920 г. переехал в Германию, в 1923 г. в Париж. 8 ноябре 1925 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеромонаха. По благословению митрополита Евлогия (Георгиевского) в июле 1931 г. отплыл на о. в Цейлон, откуда переехал в Бангалор (Индия) для окормления проживавших там русских. В 1933 г. получил во владение участок земли, на котором к 1939 г. выстроил церковь . В 1937 г. возведен в сан архимандрита. В 1947 г. преподавал русский язык в университете Дели (Индия). В 1949 г. по приглашению епископа Иоанна (Максимовича) переехал в Нью-Йорк. Антоний (Вадковский Александр Васильевич ; 1846–1912), митрополит. В 1887 г. хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1892 г. архиепископ Финляндский. Избран почетным членом КазДА, МДА и СПбДА. С 1898 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. С 1900 г. первенствующий член Св. Синода. В 1906 г. председатель Предсоборного присутствия. Антоний (Знаменский Николай Иванович ; 1765–1824), архиепископ. С 1794 г. архимандрит. В 1895 г. назначен настоятелем Валдайского Иверского монастыря и ректором Санкт-Петербургской главной семинарии, которая при нем в 1797 г. переименована в академию. В 1799 г. наместник Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В первой половине 1920-х гг. границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году учреждена новая Чебоксарская и Чувашская епархия , а в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская , после чего территория Казанской епархии была ограничена пределами Республики Татарстан. Титулы правящих архиереев Казанской епархии: Процесс христианизации Казанского края шел постепенно. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406 792 инородца. Известно, что с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто семь церквей и инородческая школа, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чувашей, мордвы, черемисов, татар и вотяков. Частично это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства. В 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), два — второго класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса; другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения в Московской епархии было только 814). Кроме архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (в 1822 году было отменено), затем — Чебоксарское (1853 год), Чистопольское (1899 год), Мамадышское (1907 год). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Памятник градостроительства и архитектуры – ансамбль Серафимо-Понетаевского монастыря (основан во второй половине XIX века, документ о принятии на госохрану 9): Скорбященская (малая домовая) церковь (1860-е годы); церковь Живоносного источника с трапезной (1870-е годы); корпус живописный с домовой церковью Иоанна Богослова (1880-е годы); игуменский корпус с церковью на первом этаже – Серафимовская, на втором этаже – Сергиевская (1882-1900 гг.); колокольный корпус (после 1907 года); келейный корпус, квасной корпус, овощной корпус, часовня над колодцем, водонапорная ветреная башня, мертвецкая, скотный двор, конюшня, кузница с баней, хозяйственные корпуса, дом священника, гостиница с баней, гостиница, ограда из белого и из красного кирпича, ледник (начало XX века). Указом Павла I в 1797 году село Кардавиль, деревня Понетаевка и деревня Корино были пожалованы русскому архитектору действительному статскому советнику и кавалеру В. В. Баженову. Часть Понетаевки была пожалована его сыну Владимиру. К тому времени Владимир уже проявил способности в архитектуре, во всем помогал отцу. Василий Иванович Баженов умер в 1799 году. Духовным завещанием он отдал свое имение своим трем сыновьям: полковнику Всеволоду Васильевичу, генерал-майору Константину Васильевичу и генерал-майору Владимиру Васильевичу. Возможно, именно Владимир и стал архитектором церкви во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Церковь построена в 1823 году, уже после смерти Владимира. В течение XIX века село имело двойное название – село Владимировское, а Понетаевка тож. В середине XIX в. в Понетаевке насчитывалось 87 дворов, проживал 401 житель. Село принадлежало Елизавете Алексеевне Копьевой, дочери генерала-майора Алексея Даниловича Копьева. В 1861 году при выборе настоятельницы Серафимо-Дивеевского женского монастыря путем жребия была избрана Гликерия Васильевна Занятова. Но в самом монастыре многие были недовольны таким выбором. На местное епархиальное начальство стали посылаться жалобы в высшее духовное правление о пристрастных действиях в деле избрания настоятельницы. В результате Святейший Синод не утвердил кандидатуру Гликерии и предложил, для восстановления порядка, 6 марта 1862 года удалить из Дивеевской общины Гликерию Занятову и еще двух сестер.

http://sobory.ru/article/?object=03526

«Известия по Казанской Епархии» охарактеризовали его в качестве «весьма обстоятельного исторического описания», с. 405] что на тот момент вполне соответствовало истине. Данное издание, по большей части, представляло собой компиляцию доступных Е.А. Малову источников и исследований, объединённых с собранными им сведениями о текущем состоянии монастыря. Среди авторов, книги и статьи которых использовал Е.А. Малов, были: архимандрит Амвросий (А.А. Орнатский) (1778 - 1827/1828), врач, историк и литератор Н.К. Баженов (1804 - 1848), филолог и историк О.П. Бодянский (1808 - 1877), протоиерей Г.С. Дебольский, церковный историк, профессор КДА П.В. Знаменский (1836 - 1917), церковный историк и писатель, профессор К.И. Невоструев (1816 - 1872), архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря Платон (П.И. Любарский) (1738 - 1811) (впоследствии - епископ Тамбовский и Пензенский, архиепископ Астраханский и Кавказский, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический), поэт и литератор, автор «Истории Пугачёвского бунта» А.С. Пушкин (1799 - 1837), казанский историк-краевед и педагог М.С. Рыбушкин (1792 - 1849), профессор Императорского Казанского университета С.М. Шпилевский (1833 - 1907) и др. Особую ценность при этом представляют приведённые Е.А. Маловым подробные (местами - практически «инвентарные») описания монастырских храмов и прочих построек, образов, иконостасов, крестов, священных книг, церковной утвари, надгробных памятников и т.д., информация о настоятельницах, духовенстве, монастырских учреждениях (в частности, о «рукодельной школе»), хозяйстве и штатах, крестных ходах, посещении обители Высочайшими особами и пр. Помимо описания истории и «современного состояния» Казанского Богородицкого женского монастыря, Е.А. Маловым был включён в книгу текст под названием «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани», который представляет собой «интегрированную версию» нескольких его редакций, подготовленную и опубликованную в «Известиях по Казанской Епархии» с. (449) - 465] двумя годами ранее «А.И.» - предположительно архимандритом Иннокентием (И.М. Новгородовым) (1823 - 1868) - ректором КДА, являвшимся в 1867 - 1868 гг. редактором означенного журнала с. 54]. При этом Е.А. Малов отредактировал и дополнил комментарии «А.И.», а также выделил в особый подраздел «Чудеса от чудотворной казанской иконы Божией Матери, записанные после сказания митрополита Гермогена», дополнив их двумя свидетельствами 1875 - 1876 гг., сведения о которых были получены от настоятельницы Казанского Богородицкого женского монастыря игумении Анфии (Тюлькиной) с. XVI - XIX].

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/19/...

После упразднения в 1725 г. ржевского в честь Рождества Христова жен. мон-ря в О. З. м. были переведены 12 его насельниц. После закрытия в 1764 г. Пелагеиной пуст. игум. Александра, казначея Матрона, монахини Марфа и Феодора перешли в О. З. м. и были приняты в число насельниц сверх штата. Численность насельниц мон-ря составляла: свыше 50 чел. (1725), 210 чел. (из них 175 послушниц; 1901), 128 чел. (из них 92 послушницы; 1907), 147 чел. (1919). Материальное обеспечение В 1678-1764 гг. О. З. м. получал ругу хлебом, столовыми припасами и «церковными потребами» ( Успенский. 1890. С. 12, 68). После причисления обители к 3-му классу установлено ежегодное содержание О. З. м. в размере 375 р. 60 к. (Там же. С. 71), в 1797 г. имп. Павлом I Петровичем оно увеличено на 435 р. (Там же. С. 33), к 1901 г. составляло 337 р. 43 к. ( Добровольский. 1901. С. 624). Формирование земельных владений обители началось с 80-х гг. XVII в. Грамотой от 1 сент. 1683 г. патриарх Иоаким (Савёлов) выделил О. З. м. землю под огороды близ обители, затем в том же году пожаловал обители о-в Попов в Котицком плесе оз. Селигер, замененный по грамоте от 25 февр. 1696 г. на о-в Ивановский. Грамотой от 1 июля 1700 г. патриарх Адриан пожаловал О. З. м. о-в Перетерье в Сосницком плесе на 10 лет без оброка (с 1714 принадлежал обители на условиях выплаты оброка) ( Успенский. 1890. С. 13. Примеч. 4). При проведении секуляризации церковных имуществ О. З. м. благодаря усилиям игум. Олимпиады сохранил принадлежавшие ему островки на оз. Селигер. В 1799 г. владения О. З. м. расширились, он получил пустошь Николаевскую на р. Тихвине (свыше 19 га) близ Голенкова погоста Горышинской вол. Осташковского у. (ныне дер. Голенково-Погост Селижаровского р-на Тверской обл.), мельницу на р. Песочне при впадении ее в Волгу близ посада Селижарово, рыбные ловли на Волге (в окрестностях дер. Починок и в оз. Волосец) (Там же. С. 33; Добровольский. 1901. С. 624). В 1844 г. повелением имп. Николая I Павловича обители была выделена лесная Петропавловская дача в Осташковском у. (свыше 47 га).

http://pravenc.ru/text/2581651.html

При церкви существовала с 1895 г. по 1905 г. школа грамоты, в селе есть также земская школа. В пользование причта отведено прихожанами 33 дес. пахотной земли, да 7 дес. пожертвовано помещиком Лутовиновым: 5 дес. распашной и 2 дес. луговой, причем собственно в пользу причта назначено согласно завещанию жертвователя 2 дес., а 5 дес. в пользу церкви. В 1904 г. в штате причта состояли священник и псаломщик. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г. Церковь Казанской иконы Божией Матери — православный храм Курской и Рыльской епархии. Расположена в селе Ключ Горшеченского района Курской области. Ключ – старинное русское село. Возникло в первой половине XVIII в. До 1928 года территориально входило в Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии. Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Церковь в селе Ключе, Нижнедевицкаго уезда, каменная с колокольнею, построена в 1799 году (а по клировой ведомости в 1803 г.) на месте прежде бывшей деревянной. Один штат. Прихожан 1220 душ, деревня Быстрина (ныне – Быстрик, в 2 верстах)». Архиепископ Самбикин продолжает: «Село Ключ (или Дубинино), в 35 верстах от г. Нижнедевицка и в 10 верстах от границы Курской губернии. Название «Ключ» взято от множества ключевой воды, а другое название села – «Дубинино», вероятно потому что это село было окружено вековым дубовым лесом. Лет 250 назад местность, где ныне село, было приютом разбойничьих шаек. В 5 верстах от села, в логу, некогда окруженном густым лесом, по преданию, жил атаман разбойников Юрка Темирязев. Разбойничьи его подвиги вынудили правительство (при царе Алексее Михайловиче) выслать против него войско и Юрка был схвачен и взят в Москву, а сообщники его частию были побиты, а частию разбежались; после сего стали являться поселенцы и основали нынешнее село Ключ. Первые поселенцы были из Ефремова и Тулы. Около 1730 года таких переселенцев собралось до 500 душ и тогда ими была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17394

Сегодня церковь принадлежит греко-католической парафии. Из универсала киевского полковника Василия Дворецкого достоверно известно, что на этом месте в конце XVI века гетман Войска Запорожского Самойло Кошка построил деревянный храм в честь Святого Николая Чудотворца. Эта деревянная церковь, была построена на месте более старого деревянного храма. После пожара 1651 г. в 1682 г. на её месте возвели новый деревянный 3-престольный 5-банный храм. Но, в начале XVIII в. от удара молнии сгорел и он. По разным данным - в 1706 или в 1716 г. храм перестроили уже из камня, но по решению городских властей он был разобран в 1796 или 1799 г.г. Существующий каменный храм сооружён в 1807 г. по проекту А.И. Меленского. Церковь украшал ампирный портик с колоннадой и две увенчанные крестами цилиндрических башни, а внутри располагался иконостас, выполненный по рисункам архитектора в классическом стиле. Под престол была положена памятная доска, которую обнаружили во время празднования 100-летнего юбилея храма в 1907 г. Среди святынь храма были иконы св. Николая и Божьей Матери Одигитрии, написанные на рубеже XVI и XVII в.в. в византийском стиле. Западный фасад был украшен выносным четырехколонным портиком тосканского ордера. Северная и южная стороны украсились треугольными фронтонами. Над западной стеной размещались две башни-звонницы из шести соединенных колонн ионического ордера. Они поддерживали полусферические купола на широком антаблементе. Над центром здания размещался большой многогранный купол с полуциркульными окнами. Над куполом был небольшой купол - так называемый фонарик. На стенах сохранялись росписи 1855 года художника Сухобовского. В 1913 г. в церкви венчался писатель Михаил Булгаков и его первая жена Татьяна Лаппа. Венчал их священник Александр Глаголев, позднее выведенный в образе о. Александра в романе «Белая гвардия». В 1922 г. в этой же церкви отпевали мать писателя В.М. Булгакову. В 1716 г. рядом с храмом воздвигли каменную колокольню. В 1781 г. И.Г. Григоровичем-Барским колокольня была перестроена. После пожара 1811 г. в 1822 г. А.И. Меленским был восстановлен нижний этаж колокольни, в котором размещалось жилье, и второй ярус - с Симеоновской церковью.

http://sobory.ru/article/?object=01665

Согласно инструкции, Б. наблюдал за тем, чтобы духовенство неукоснительно исполняло свои обязанности, касающиеся богослужения, распоряжения церковным имуществом и ведения метрических книг. О всех недостатках Б. обязан был немедленно сообщать архиерею (ст. 7, 11, 12). При появлении в приходах лжеучителей, «ханжей», кликуш Б. должен был, если его увещевания не имели успеха, сообщать об этом органам прокурорского надзора. Б. обязан был дважды в год объезжать свой округ и докладывать архиерею о состоянии вверенных его надзору приходов. Каждый год Б. представлял архиерею отчет - т. н. клировые ведомости (ст. 87). В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы . В эти же годы кандидатов на должность Б. стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Но выборность Б. была отменена указом Святейшего Синода от 1881 г. В процессе подготовки Поместного Собора в 1905-1907 гг. вновь выдвигалась идея выборности Б. В 1865 г. архиеп. Минский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание Б. своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи др. епархий. В повестку дня таких собраний включались помимо церковно-адм. вопросов учебные дела, в частности, выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 80-х гг. при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением только адм. дел. По именному указу 1797 г., изъясненному в указе Святейшего Синода 1799 г., для надзора над мон-рями епархий была введена должность Б. мон-рей, назначавшегося из числа монастырских настоятелей. Б. мон-рей назначал епархиальный архиерей по представлении духовной консистории. В епархии с большим числом мон-рей могло быть по неск. монастырских Б. Надзор за жен. мон-рями поручался Б. муж. мон-рей, в отдельных случаях - смотрительницам благочиния из числа игумений или старших сестер - монахинь, если в епархии был только один жен. мон-рь. Б. ставропигиальных мон-рей назначался тот из настоятелей таковых мон-рей, кто одновременно являлся членом Московской синодальной конторы. В 1828 г. Святейшим Синодом была составлена особая инструкция для Б. мон-рей: на них возлагалась ответственность гл. обр. за монастырское богослужение, за благочестие и нравственное состояние братии, а также за монастырское хозяйство.

http://pravenc.ru/text/149349.html

Для более глубокого понимания имеющейся проблемы уместно обратить особое внимание на личность главного виновника реформ, тем более что отечественная богословская наука этим вопросом занималась мало. Доказательством этого является недостаточность биографических сведений о данном папе, имеющихся в русскоязычной литературе. Как правило, они представляют собой либо краткий обзор основных моментов его жизни, либо отличаются ярко выраженным критическим характером – до сих пор на русском языке не имеется ни одного научного издания, отдельно посвященного личности Пия IX. Что же касается иностранной литературы, то там наблюдается совершенно иная картина – в связи с обширным интересом к персоне этого папы со стороны западных историков и политологов, в Европе существует значительный объем источников, посвященных этому понтифику. Совершенно очевидно, что издания, выпущенные Римско-Католической Церковью, желают представить облик «непогрешимого» папы в самом выгодном свете, а протестантская литература преследует прямо противоположные задачи, поэтому для православного автора, пользующегося этими источниками, дать беспристрастную оценку деяниям Пия IX достаточно трудно, так как биографические сведения о нем на Западе имеют явно противоречивый характер. Как известно, 3 сентября 2000 года, после длительного процесса, начавшегося еще в 1907 году, Пий IX был причислен к лику блаженных Римско-Католической Церкви. Какова же реальность этой «святости»? Данный вопрос нуждается в разъяснении даже сейчас – спустя 15 лет после его беатификации. Мы попробуем увидеть этого понтифика таким, каким он был на самом деле. Начнем с того, что будущий папа, Джованни Мария Мастаи-Ферретти, родился 13 мая 1792 года в городке Сенигаллия Папского государства . Будучи самым младшим из 8 детей, он принадлежал к старинному графскому роду. Согласно традиции, только первенец семьи мог наследовать фамильный титул и состояние, поэтому младшего сына могли ожидать либо армия, либо духовная стезя. Когда Джованни было 7 лет, войска Наполеона Бонапарта захватили Рим, а Папа Пий VI (1775–1799) был сослан как государственный преступник в Валенцу, где через неделю умер в камере. Эти трагические события не могли не отразиться на будущем понтифике, который всю жизнь будет помнить страшные слова, сказанные при объявлении о смерти своего предшественника: «Умер Пий VI и последний» .

http://bogoslov.ru/article/4339894

Позднее Бичер-Стоу, чувствовавшая себя несколько неуверенно рядом со старшими братьями и сестрами, признавалась, что ранняя утрата матери дала ей обостренное представление о боли, которую испытывали чернокожие рабыни, когда их насильственно разлучали с детьми. Однако при важности этого обстоятельства существеннее иное — пусть специфическая в свете Православия, но вместе с тем несомненно религиозная атмосфера, в которой росла Хэрриет, проявлявшая ум столь живой, что ее отец даже утверждал, что ей следовало родиться мальчиком. Это означало посвятить себя служению Богу. И надежда отца, с поправкой на то, что в США XIX века граница между правами мужчины и женщины была непреодолимой, в некотором смысле сбылась. Каждая строка «Хижины дяди Тома» дышит религиозно-мистическим чувством. Это — книга, вышедшая из-под пера протестантского проповедника. Это не случайно. Бичеры по праву считаются одной из самых знаменитых американских семей XIX века. Адамсы (Джон, Джон Куинси) оставили яркий след в политике, а Джеймсы (Уильям, Генри) — в литературе и философии. Дети же Бичера раскрыли свои таланты на ниве религии, религиозно-культурного просвещения, борьбы за отмену рабовладения и права женщин. Так, Кэтрин Бичер (1800–1878) основала ряд учебных заведений для девушек; Эдуард (1803–1895), пастор-конгрегационалист и издатель, сделался президентом Иллинойс колледжа в Джексонвилле, Хэрриет прославилась как писатель; Генри Уорд (1813–1887) был известным на всю страну пастором из Плимутской церкви в нью-йоркском Бруклине, активным противником рабства; Изабелла (1822–1907) принимала деятельное участие в движении суфражисток. Добавим к этому пасторство других сыновей Бичера — Уильяма, Чарлза (либерального пастора, автора религиозных гимнов, инспектора народного просвещения в штате Флорида, который настаивал на предоставлении чернокожим американцам права на получение высшего образования), Томаса, Джеймса. Гордясь детьми, Бичер (выпускник Йейл колледжа, 1797; пастор с 1799 года) испытывал и некоторое разочарование в них, ибо ни один из младших членов семьи не стал последовательным исповедником веры его предков (отец Лаймена — кузнец из коннектикутского Нью-Хейвена), фундамент которой был заложен в Новой Англии «отцами-пилигримами». В 1620 году английские пуритане-сепаратисты, из-за притеснений на родине принадлежавшие к конгрегационалистскому приходу в голландском Лейдене, отправились на корабле «Мейфлауэр» в Новый­ Свет, чтобы свободно исповедовать там свое вероучение (в Англии в XVII веке они противопоставили себя Англиканской Церкви) и основать в 1820–1838 годах на побережье будущих Коннектикута и Массачусетса Новый Ханаан и Город на холме — четыре библейских поселения (Bible Commonwealth), подобие идеального теократического образа жизни.

http://pravoslavie.ru/39314.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010