Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII и XIX веков. – СПб., 1905. – С. 70–80. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград. 1916. – С. 471. Погожее Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202. Шестаков И. В., священник. Преосвященный Мелетий Леонтович. епископ Пермский и Екатеринбургский. – СПб., 1907. Шестаков И. В., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799 1899). – Пермь. 1899. – С. 118–123. Чисгович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 266, 351. Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович. архиепископ Харьковский и Ахтырский. – Харьков. 1881. Ковалевский А. Из воспоминаний о почившем архиепископе Харьковском Мелетии Леонтовиче//Афонские листки. – М., изд. Свято-Пантелеимоновского Афонского монастыря, 1881 – 1917, 192. – С. 1071–1074. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856; Киев. 1889. Н. Д(урново). Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17, 63, 70, 71. Ефимов А., священник. Архимандрит Сергий, настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря. – 2-е изд. – Одесса, 1907. – С. 6, 7, 33. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1401, 1403, 1408, 1416. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 257. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 270–271. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 335. Святогорская Успенская общежительная пустынь Харьковской епархии. – Одесса, 1898. – С. 71, 72, 73. Святогорская общежительная Успенская пустынь. – М., 1867. – С. 13. Киево-Златоверхо-Михайловский монастырь. Исторический очерк от основания его до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1893 г. и стал вскоре одним из самых богатых. При И. был значительно расширен кафедральный собор, построено новое, величественное здание Одесской ДС. Архиерей основал 2-е епархиальное жен. уч-ще в Елисаветграде (ныне Кировоград), к-рое в его честь было названо Иустиновским, и оказывал финансовую помощь мн. ученикам, не имеющим возможности продолжать образование. В 1897 г. под непосредственным рук. И. началась деятельность эмеритальной кассы для духовенства и кассы взаимопомощи. В 1902 г. И. учредил фонд для устройства квартир преподавателям Одесской ДС, в 1905 г.- попечительство о бедных воспитанниках семинарии (тогда же названо Иустиновским), на что пожертвовал 15 тыс. р. Кроме того, И. пожертвовал на епархиальную богадельню для призрения бедных духовного звания более 30 тыс. р. (ок. половины всех затрат на обустройство богадельни). На средства И. был выполнен иконостас в семинарской церкви. Всего на нужды Херсонской епархии И. пожертвовал свыше 90 тыс. р. Библиотеке Одесской ДС завещал более 300 книг и рукописи лекций, читавшихся в СПбДА в 1819-1823 гг., записи его отца и сборник проповедей (1799) его деда - «студента богословия» И. Охотина. В 1895-1896 гг. И. присутствовал в Святейшем Синоде, 14 мая 1896 г. участвовал в коронации имп. Николая II. 2 июня 1896 г. вернулся в Одессу. В том же году принял участие в торжествах при открытии мощей свт. Феодосия (Углицкого) , архиеп. Черниговского. 30 окт. 1903 г. в Одессе отмечалось 50-летие священнослужения И., для подготовки мероприятия с сент. 1902 г. действовал специальный комитет. В день торжества в богослужении участвовали до 120 протоиереев и священников, присутствовали 25 депутаций от епархий, где ранее служил И., от духовно-учебных учреждений, где он преподавал, и т. д. По словам современника, И. «умел внушить уважение к епископскому сану не только представителям местной гражданской власти, но и инородцам, наполняющим Одессу» ( В. Т. 1907. С. 936). 26 марта 1905 г. И. был уволен на покой по собственному прошению «по преклонности лет», 29 марта назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Христова мон-рем .

http://pravenc.ru/text/1237941.html

Л. был награжден орденами св. Станислава, св. блгв. кн. Александра Невского и св. Владимира. Ист.: ПСЗ. 1830. Т. 25. С. 222; Описание док-тов Архива западнорус. униат. митрополитов. СПб., 1907. Т. 2; Дневник Сестренцевича, первого митрополита римско-католических церквей в России. Ч. 1/Пер.: В. Криксин//Старина и новизна. СПб., 1913. Т. 16. С. 25-26; Epistolae metropolitarum, archiepiscoporum et episcoporum/Ed. A. Welykyj. R., 1980. Vol. 9. P. 143-308; Уния в док-тах: Сб./Сост.: В. А. Теплова, З. И. Зуева. Мн., 1997. С. 415-429; yhiяцkix Дакументы да ricmopыi Царквы Бeлapyci XV-XIX ст. у фондзе «Канцылярыя мimpanaлima rpэka-yhiяцkix Pacii». Mihck; Полацк, 1999; Фyhдaцiя Галицькоï мumponoлiï у cbimлi дипломатичного листування Abcmpiï та Св. Престолу 1807-1808 рр.: Зб. дok-mib/Упоряд., вступ. ст. та комент.: В. В. Ададуров. Льbib, 2011. Лит.: Говорский К. А. Взгляд на состояние униат. Церкви в Белоруссии со времени возвращения этой страны к России//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. К., 1864. Т. 3. Февр. Отд. 2. С. 97-98; Сапунов А. П. Судьба православия в Полоцкой епархии//Полоцкие ЕВ. 1889. 10. Прил. С. 15-16; Коялович М. О. История воссоединения западно-рус. униатов старых времен. СПб., 1873. С. 383-386; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832). СПб., 1893. С. 373-374; Likowski E. Dzieje Koscioa unickego na Litwie i Rusi w XVIII i XIX w., uwazane glównie ze wzgldu na przyczyny jego upadku. Warsz., 19062. Cz. 1. S. 14-30; Solowij M. De reformatione liturgica Heraclii Lisowskyj, Archiepiscopi Polocensis (1784-1799)//Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1. R., 1950. Vol. 2. P. 4-12; Назарко I. Kuïbcьki i raлuцьki митрополити: Бiorp. нариси, 1590-1960. Рим, 1962. С. 122-127; Flynn J. T. Iraklii Lisovskii, Metropolitan of the Uniate Church (1806-1809) and Reform in the Russian Empire//SEER. 1999. Vol. 77. N 1. Р. 93-116; Марозава С. В. Yhiяцkaя царква y этнакультурным paзbiццi Бeлapyci (1596-1839). Гродна, 2001. С. 237-243; Лужницький Г. Украïнська Церква мiж Сходом i Заходом: Нарис icmopiï украïнськоï Церкви. Льbib, 20082. С. 422-423; Галанов М. М. Ираклий Лисовский и поиск статуса униат. церкви в России в царствование Павла I//Изв. Алтайского гос. ун-та. Сер. 4: История. Политология. 2009. 4. С. 51-55; он же. Политика самодержавия в униат. вопросе в годы царствования Павла I в освещении рос. историографии//Вестн. СПбГУ. Сер. 2: История. 2009. Вып. 1. С. 65-71; он же. Обвинения Ираклия Лисовского в казнокрадстве и взяточничестве как отражение религ.-полит. борьбы в России в кон. XVIII в.//Клио. 2011. 6(57). С. 30-33; он же. Конфликт Полоцкого униат. архиеп. Ираклия Лисовского и подчиненного ему духовенства в кон. XVIII в.//Там же. 2012. 12(72). С. 37-39.

http://pravenc.ru/text/2110558.html

Николая Чудотворца (мужской, совр. с. Каташин Новозыбковского р-на, основан в 1689, упразднен в 1799), Печеникский Успенский (женский, совр. с. Печеники Стародубского р-на, основан в 1693, упразднен в 1786), Суражицкий (Волосовичский) Благовещенский (мужской, между дер. Суражичи, ныне г. Сураж, и дер. Волосовичи, ныне дер. Красная Слобода, Суражского р-на, основан в 1719, упразднен в 1786), Малиноостровский Рождество-Богородицкий (женский, близ совр. пос. Вышков Злынковского р-на, основан как старообрядческий муж. мон-рь в 1768, в 1842 перешел в единоверие, в 1865 преобразован в женский, закрыт в 1926), злынковский Троицкий Никодимов (женский, совр. г. Злынка, основан в 70-х гг. XVIII в. как муж. старообрядческий скит, в 1784 присоединен к правосл. Церкви, с 1791 являлся единоверческим, был преобразован в женский в 1803, упразднен в 1830), Климовский Казанский (женский, близ совр. пос. Климово Климовского р-на, основан ранее 1787 как старообрядческий, в 1850 перешел в единоверие, вскоре упразднен), Клетневская (Клетнянская) Троицкая пуст. (мужская, близ совр. дер. Новотроицкое Клетнянского р-на, основана в 1851 как скит - архиерейское подворье Орловской епархии, с 1907 пустынь, в 1918 упразднена), Разрытовский Свято-Троицкий Покровский (женский, совр. с. Разрытое Мглинского р-на, основан как община в 1900, с 1904 мон-рь, закрыт в 1921). Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873-1874. 7 кн.; Кизимова С. П., Зубова Е. М. По следам святых обителей: Из истории мон-рей и пустыней Брянского края. Брянск, 1999; Брянский православный календарь за 2008 г. [Брянск], 2007; То же, 2011 г. [Брянск], 2010; Краткая история Брянской епархии. Брянск, 2009. Иером. Диомид (Кузьмин) Старообрядчество на территории К. и Т. е. Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г. Клинцовский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2012 г. Злынковский, Климовский, Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский р-ны составляют основную территорию старообрядческого центра Стародубье .

http://pravenc.ru/text/1841431.html

Соч.: П. И. Чайковский как духовный композитор: (Крит. очерк)//РМГ. 1897. 9. Стб. 1199-1214; А. Ф. Львов (1799-1870): По поводу 100-летия со дня рождения. СПб., 1899; Церковь и музыка: (По поводу новых течений в муз. искусстве). СПб., 1902, 19042 (добавлен подзаголовок: Панченко, Кастальский и Гречанинов); Я. С. Калишевский и его хор: По поводу статьи г. Витошинского//Музыка и пение. 1902/1903. 3. С. 2-3; 4. С. 3-5; 5. С. 1-5; [Рец. на:] Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского мон-ря//Там же. 4. С. 7-8; Еще о пении в Киево-Печерской лавре: Письмо в редакцию//РМГ. 1903. 37. Стб. 831-839; Имеющему уши...: (Ответ г. В. П.)//РМГ. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; По поводу новой школы церк. музыки (в ответ на фельетон г. Иванова)//Музыка и пение. 1904/1905. 10. С. 1-3; Москва и Синодальный хор//Там же. 1905/1906. 11. С. 4-5; 12. С. 1-3 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 874-882); «Революционные мотивы»: [Ответ на ст. М. М. Иванова]//Там же. 1906-1907. 1. С. 3-4; Летние впечатления//Там же. 1908/1909. 10. С. 2-5; 11. С. 2-4; 12. С. 2-4; 1911/1912. 1. С. 1-2; Эпоха Бортнянского, Турчанинова и Львова и значение названных композиторов в истории русской культуры//Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова: [Сб. ст.]. СПб., 1908. С. 12-19; Поборник правды: [О Н. И. Компанейском]//Там же. 1909/1910. 6. С. 2-4; О древних и новых песнотворцах: Ист. очерк. СПб., 1910; Концерт Синодального хора//Колокол. 1911. 1488 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1042-1043); Духовный концерт дирижера Зилоти [«Литургия» С. В. Рахманинова]//Там же. 1501; О православии и «божественном» в церк. пении//Там же. 1505; Нравственно-воспитательное значение музыки//Музыка и пение. 1910/1911. 1/2. С. 3-4; 4. С. 1-3; 5. С. 1-2; 6. С. 1; Лекция аббата Ж. Тибо//Там же. 1911/1912. 5. С. 5; Ответ на «Несколько поправок [...]» проф. М. Скабаллановича»//ТКДА. 1913. Т. 1. 1. С. 103-125; М. А. Гольтисон (1872-1914)//Музыка и жизнь. 1913/1914. 5. С. 1-3; К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Русской Церкви: (По поводу кн. о. В. М. Металлова «Богослужебное пение в Русской Церкви в период домонгольский»)//Муз. современник. 1917. Тетр. 7/8. С. 77-101.

http://pravenc.ru/text/2110556.html

Церковь Живоначальной Троицы в Шолской волости Южской трети Устюжского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1782-1789 годах построена новая каменная двухэтажная церковь. Престолы в честь: Святой Троицы, вмч. Георгия Победоносца, мучеников Флора и Лавра, Сретения Господня, пророка Илии. 10 января 1790 г. освящён нижний тёплый храм. 19 сентября 1799 г. освящён верхний храм во имя Живоначальной Троицы. 10 июня 1869 г. освящён кладбищенский храм во имя иконы Божией Матери всех скорбящих Радости, строившийся в 1865-1868 г.г. Одноэтажный, каменный. 30 июня 1873 г. освящён новоустроенный придельный храм во имя Сретения Господня. 26 ноября 1876 г. освящён обновленный придельный храм во имя мучч. Флора и Лавра. Придельный храм во имя Святой Троицы освящён 7 ноября 1881 г. В 1907 г. была построена приписная Дорофеевская церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (ныне урочище Дорофеево севернее Торопова). Деревянная, однопрестольная. 26 октября 1910 г. в д. Бычиха Плесовской волости была освящена деревянная одноэтажная церковь во имя св. Иоанна Предтечи, перестроенная из часовни. Эта церковь также была приписной к Троицкой Шолгской церкви. В 1788 г. при церкви числилось 2733 человека, в 1868 г. - 5206.В 1858 г. по распоряжению губернского правления при Шолгской Троицкой церкви учреждены ежевоскресные торжки и три ярмарки: 6 января - Богоявленская, 18 августа - Флоро-Лаврская и с 20 по 26 ноября - Георгиевская. В 1861 г. при Шолгской Троицкой церкви открылась церковно-приходская школа. 18 октября 1872 года она преобразована в земское начальное училище.В 1870 г. было открыто приходское попечительство при Шолгской Троицкой трёхклирной церкви, председателем утверждён старший священник Андрей Попов. В 1882 г. церковный староста Троицкой церкви крестьянин Василий Ивановский пожертвовал 800 рублей на возобновление иконостаса и 100 рублей на постройку часовни в память императора Александра II. В 1899 г. крестьянин Владимир Блинов пожертвовал в Линяковскую часовню разных вещей на 130 руб.

http://sobory.ru/article/?object=12662

С 28.03(10.04)1970 – автокефальная Православная Церковь в Америке. Одновременно создано управление Патриаршими приходами в Америке. В 1970–1987 гг. приходы в США «временно» входили в единое Управление Патриарших приходов в Канаде и в США. Местопребывание – в Свято-Николаевском соборе в г. Нью-Йорк. Именовалась: Кадьякская; с 01.12.1840 – Камчатская и Алеутская; с 11.01.1858 – Новоархангельская и Алеутская; с 12.01.1870 (по др., 10.06.1870) – Алеутская и Аляскинская; с 1900 г. – Алеутская и Североамериканская; с 1907 г. – «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской» (по решению Первого собора Алеутской и Северо-Американской епархии в Нью-Йорке в 1907 г. под председательством Патриарха Св. Тихона; также именуется в докладе архиепископа Евдокима (Мещерского) от 06(19)09.1918 [РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 66]); с 17(30)11.1918 – Северо-Американская и Нью-Йоркская (Определение Св. Синода и Патриарха Св. Тихона – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 62, л. 71); с 09(22)09.1933 – Экзархат Московского Патриархата в Америке; с 18(31)10.1947 – Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке. Викарные кафедры: Аляскинская, Бруклинская, Ситхинская, Канадская, Питтсбургская. Та же последовательность иерархов, что и в списке, составленном M. Е. Губониным (в 1970 г.), наблюдается и в списке иерархов Православной Америки на официальном веб-сайте Патриарших приходов в США (www. russianchurchusa.org; 2005 г.). Это безусловное свидетельство единства представлений об эволюции американской епархии и преемства ее иерархов у выдающегося историка Русской Православной Церкви сер. XX в. и официальных историков Русской Православной Церкви нач. XXI в. 10.04.1799 05.1799 15.12.1840 29.03.1859 09.11.1866 Петр Екатериновский 09.11.1866 10.06.1870 Павел Попов 05.07.1870 12.04.1877 17.12.1878 30.06.1882 20.12.1887 08.06.1891 Владимир Соколовский-Автономов 08.06.1891 07.09.1891 29.09.1891 14.09.1898 Николай II Зиоров 14.09.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1824 г. с санкции англ. властей Захария (Монтесантос), возглавлявший в 1819-1824 гг. епархию в качестве великого протопресвитера, был возведен в сан митрополита. Вскоре после присоединения в 1864 г. Ионических о-вов к Греческому королевству существовавшие на их территории митрополии перешли из юрисдикции К-польского Патриархата в ведение Элладской Православной Церкви. После смерти в 1886 г. Итакийского еп. Гавриила (Каравиаса) Итака была присоединена к Левкадской митрополии. Епархия получила название Левкадская и Итакийская епископия, в 1886-1899 гг. ее кафедра оставалась незамещенной. В визант. период Итака входила в состав Кефалинийской епархии, затем управлялась протопресвитерами и только после принятия Конституции 1817 г. получила своего епископа. В 1922 г. Левкадская и Итакийская епископия была возведена в ранг митрополии. В 2014 г. в Л. и И. м. действовали 66 приходских храмов, 73 парекклисиона, 110 экзокклисионов, 35 кладбищенских храмов, 7 ктиторских церквей, 3 муж. мон-ря (Пресв. Богородицы Фанеромени, св. Иоанна Предтечи на Лефкаде и Пресв. Богородицы «тон Катарон» на Итаке) и 2 жен. мон-ря (свт. Николая Чудотворца и Св. отцов на Лефкаде). Организованы молодежные центры при митрополии и приходах, катехизаторские школы, службы поддержки семьи, школа визант. музыки, летние лагеря близ монастыря Пресв. Богородицы Фанеромени, дом престарелых в Лефкаде, генеральная благотворительная касса, касса взаимопомощи духовенства. Левкадские архиереи Сосион (I в.); Агафарх (упом. в 325); Захария (упом. в 381); Пелагий (упом. в 680/1); Герман (упом. в 879); Антоний (IX в.); Савва (IX-X вв.); Евник (упом. в 968); Иоанн (упом. в 997); Нафанаил; Алипий; Иаков (упом. в 1043); неизвестный по имени (упом. в 1058); неизвестный по имени (упом. в 1144); Андрей (упом. в 1185); неизвестный по имени (упом. в 1235); Матфей (ранее 1367, впосл. митрополит Навпактский); Агапит (упом. в 1429-1431); Иларион (1431-?); Амфилохий (1513-?); Тарасий (упом. в 1522); Епифаний (упом. в 1535); Анфим (упом. в 1544); Филофей; Мефодий; Митрофан (упом. в 1625); Анфим (упом. в 1640); Нафанаил (упом. в 1640/41); Иоанн или Иоасаф (Иоасафат) Спатас (упом. в 1653); Максим (упом. в 1654); Феоклит (упом. в 1662); Парфений (упом. в 1674); Анфим Маринос (1688-?); Феофан Даниас (упом. в 1704); Евгений Маринос (упом. в 1710 и 1720); Мелетий Сервос (1737); Дионисий Конидарис (1737 или 1738-1742); Хрисанф Псомас (1743-1766); Мелетий Конидарис (1766-?); Иоаким Маринос (1779-1799); Парфений Конидарис (1799-1818); Захария (Монтесантос; 1824-1831); Евгений (Фецис; 1831-1851); Григорий (Араванис; 1851 или 1852-1886); Евгений (Пердикарис; 1899-1903); Даниил (Сулидис; 1907-1917, 1923-1927); Димитрий (Евфимиу; 1931-1940); Дорофей (Палладинос; 1940-1968); Никифор (Дедусис; 1968-2008); Феофил (Манолатос; с 2008 по наст. время).

http://pravenc.ru/text/2463329.html

16 октября 1799 г. император Павел I утвердил доклад Синода «О приведении епархиальных границ сообразно границам губерний и об учреждении новых епархий». О Псковской епархии в докладе было сказано, что ей надлежит «остаться на прежнем основании», к ней причислены губернии Лифляндская и Курляндская. Архиепископ Ириней (Клементьевский, 1798–1814) первым стал именоваться Псковский, Лифляндский и Курляндский. Указом императора Александра I от 25 июня 1803 г. вновь предписано, чтобы границы всех епархий совпадали с границами губерний. Однако было сделано исключение для Лифляндской и Курляндской губерний – они оставлены в составе Псковской епархии. 7 февраля 1816 г. повелением императора Александра I епископ Евгений (Болховитинов, 1816–1822) возведен в сан архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского. В 1817 г. Евгений приступил к работе над «Историей княжества Псковского» и почти два года занимался этой работой. Евгений Болховитинов занимает почетное место не только среди российских церковных иерархов, но и среди историков и археологов, он также известен как археограф, библиограф. По указу императора Николая I от 30 апреля 1833 г. псковский архиерей стал именоваться Псковским и Лифляндским. Поскольку Псковская епархия не была ограничена границами Псковской губернии император Николай I повелел 14 сентября 1836 г. учредить в Псковской епархии викариатство. Викариям Псковской епархии велено именоваться епископами Рижскими и находиться в городе Рига. В Псковской епархии викариатство существовало по 1850 г. 20 ноября 1883 г. в Псково-Печерском монастыре начал работать Псковский епархиальный свечной завод. Прибыль от продажи свечей шла на нужды епархии, главным образом на устройство и содержание епархиального женского училища. В 1884 г. завод переведен в Псков. В 1906 г. по инициативе епископа Арсения (Стадницкий, 1903–1910) в Пскове на Печерском подворье открыт Церковный историко-археологический музей. Для изучения и охраны памятников древности при музее 24 августа 1908 г. открыт церковно-археологический комитет. При комитете устроена библиотека. Знания, энергия епископа не могли остаться незамеченными: с 1906 г. он, оставаясь во главе Псковской епархии, председатель учебного комитета при Синоде, член особого присутствия для разработки вопросов для подготовки Всероссийского Поместного собора; с 1907 г. – член Государственного совета от монашествующего духовенства. 31 января 1907 г. Арсений был возведен в сан архиепископа. На Поместном соборе 1917 г. архиепископ Арсений был в числе кандидатов на патриарший престол.

http://pravoslavie.ru/148514.html

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010