Находится в центре города в районе городского сада. Занимает обширный участок при пересечении ул. Свободы (бывш. Владимирская) и ныне безымянного отрезка между ул. Полонского и Урицкого (бывш. ул. Пятая, позднее Приклонская). В конце 18 в. здесь сформировалась обширная городская усадьба влиятельного откупщика купца Гавриила Васильевича Рюмина. Владение располагалось на склонах большого оврага, занимая значительную часть квартала, между ул. Пятой и Садовой. В 1785–87 гг. по линии Пятой ул. была возведена центральная часть дома, с симметричной анфиладной планировкой и главным фасадом предположительно в девять осей. Почти квадратный объем зафиксирован на плане Рязани Тулаева 1792 г. Во 2-й пол. 1790-х гг. к юго-востоку от главного дома по кромке оврага был выстроен отдельно стоящий флигель со скругленным углом и загибающейся ломаной в плане хозяйственной пристройкой. С севера по ул. Владимирской располагался еще один меньших размеров квадратный флигель. Постройки показаны на плане Рязани 1798 г. Вероятно, в сер. 1800-х гг., предположительно под руководством московского зодчего Ф.К. Соколова, была проведена капитальная перестройка усадьбы. Дом и флигели были объединены общим протяженным фасадом по улице Пятой. Фасад был украшен колонным портиком и рельефами. Тогда же или чуть позднее на углах здания были надстроены мезонины, окружённые балконами. Балконы на железных подкосах имели ажурное металлическое ограждение, поверх дощатого пола были уложены свинцовые листы. Торец крыла по ул. Владимирской замыкала обширная терраса на арочном основании. Существующий объем дома, вероятно, сложился уже к 1808 г., когда Рюмин предоставил его в залог казне по крупному соляному подряду. В 1816 г. за недоимку по этому самому контракту дом был описан. Судя по описи, уже тогда дом имел существующий ныне объем. Северо-восточнее дома, в центральной части усадьбы в начале 19 в. находился сад и большой овальный пруд на ручье, протекавшем по дну оврага. К ручью выходил торец одноэтажной кирпичной бани. Вместе с коротким северным крылом главного здания она фиксировала границу усадьбы по красной линии ул. Владимирской. Сквозная ограда с двустворчатыми железными воротами соединяла баню и ледник, примкнувший с торца к юго-восточному крылу усадебного дома. Все эти сооружения уже существовали к 1816 г. Вероятно, тогда же были возведены каменные постройки (не сохр.) по другую сторону пруда. Они обозначены на плане Рязани 1818 г. Возможно, это были оранжереи, упоминающиеся в документах 1825 г. В 1833 г. старший сын Г.В. Рюмина Николай выкупил дом у брата Василия, получившего его в наследство, и подарил здание 1-й мужской гимназии, чтобы разместить здесь гимназический «Благородный пансион». С 1833 г. до самой смерти (1870) тайный советник и камергер Н.Г. Рюмин был бессменным попечителем гимназии.

http://sobory.ru/article/?object=10421

Важным этапом в эволюции личности Г. стало предпринятое им в 1786-1788 гг. путешествие по Италии. Впечатления от итал. природы, знакомство с памятниками античной архитектуры, а также общение с художницей А. Кауфман, писателем и философом К. Ф. Морицем способствовали окончательному самоопределению Г. в качестве поэта. Идя навстречу устремлениям Г., герц. Карл Август в 1788 г. освободил его от прежних обязанностей (при сохранении жалованья); в ведении Г. остались преимущественно вопросы культурной политики герц-ства (надзор за Йенским ун-том, а также руководство театром, устройство б-к и парков в Веймаре). Новое положение при дворе, предоставлявшее больше времени для творчества, разрыв с Ш. фон Штейн и гражданский брак с Христианой Вульпиус (с 1788, венчание состоялось в 1806) ознаменовали новый этап жизни Г. Естественнонаучные занятия приобрели характер попыток органического синтеза научного и поэтического видения природы (теория метаморфозы растений, учение о т. н. прафеномене), а эстетические предпочтения все более склонялись в сторону классицизма. Французская революция, к-рую Г. расценил как «ужаснейшее из всех событий», лишь утвердила в нем волю к гармонии. Переход Г. на позиции классицизма завершился в 1794 г., с началом творческого содружества с Ф. Шиллером, к-рое продолжалось вплоть до смерти последнего в 1805 г. Шиллер познакомил Г. с критической философией И. Канта и ввел в круг идей раннего нем. идеализма. В совместно издаваемых альманахах «Оры» (1794-1797) и «Пропилеи» (1798-1800) Г. и Шиллер развернули полемику против набиравшего силу романтизма. Одновременно Г. работал над философским романом «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796), горячо воспринятым как сторонниками классицизма, так и молодыми романтиками. В 1799-1801 гг. на почве общих натурфилософских интересов развился интенсивный идейный обмен между Г. и Ф. В. Й. Шеллингом . Начало позднего этапа жизни и творчества Г. ознаменовалось решительным разрывом с классицистскими идеалами, к к-рому его побудили как политические изменения в Европе, так и события частной жизни.

http://pravenc.ru/text/164939.html

В екатерининскую эпоху самой церковью был взят курс на углубление образования в духовных учебных заведениях. Болховитинов, будучи вначале учителем, а затем префектом и одновременно Павловским протоиереем, собрал в Воронежской семинарии богатую библиотеку, которая включала в себя сочинения энциклопедистов, современные журналы, лучшие произведения отечественной и иностранной литературы. Проявив себя умелым преподавателем, он читал, помимо перечисленных выше дисциплин, еще и церковное красноречие и французский язык, а также занимался устроением торжественных семинарских диспутов, а с 1794 г. стал исполнять обязанности ректора. Учитывая заслуги, ему назначили большое жалование: уже в самом начале службы он получал 160 руб. (среднее жалование 50–60руб.), а впоследствии – 260 и более. Отдельно стоит сказать о так называемом болховитиновском кружке. На его состав и причины образования повлияли, в частности, нескладывающиеся отношения с учителями семинарии. Происходило это из-за того, что Болховитинов считал их людьми костными и отсталыми, а те в свою очередь недолюбливали его за насмешливость. Поэтому круг его общения составляли учителя народных училищ, местный врач и директор уездных училищ – Г. А. Петров. Члены этого кружка занимались изучением истории, этнографии, литературы и искусства. Именно этому кружку обязана своим развитием местная типография, в 1800 г. в ней была напечатана первая историко-краеведческая книга «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» Болховитинова. Этот труд, основанный на многочисленных архивных материалах и рукописных источниках, дал толчок изучению истории Воронежского края и по количеству исторических, статистических и географических данных долгое время оставался лучшим. В воронежский период Болховитиновым было написано множество трудов на самые разнообразные темы, среди них: «Новая латинская азбука», «О свойствах и действии воздуха», «О трудности естественного богопознания», «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия и об особенной пользе его для российского языка»; кроме этого, им была написана первая биография святителя Тихона Задонского и множество других работ. По-видимому, в это же время им предпринимается попытка написания «Российской истории», но работа не была закончена, вероятно, из-за недостатка источников, и в дальнейшем Болховитинов предпочитал заниматься историей отдельных краев или предметов. Судя по его письмам к друзьям, в этот период он тяготился своим одиночеством: «Право сам бы теперь женился я, когда бы только попалась хорошенькая невеста». 4 ноября 1793 г. он вступил в брак с дочерью липецкого купца Расторгуева Анной Антоновной и принял сан священника. Несмотря на довольно спокойное отношение к собственному браку («Обо мне не думайте как о женатом, ибо я и сам иногда это забываю. Жена у меня не более четверти часа занимает в сутки» 3 ). Скоропостижная кончина его детей и жены (в 1798–1799 гг.) произвела на него тяжелое впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Особый размах латинский «натиск на Восток» принял в период Контрреформации, когда католический мир, оправившись от удара протестантизма, перешел в наступление по всем направлениям, рассчитывая, в частности, компенсировать свои потери в Северной Европе обращением в унию восточных христиан. В Риме был открыт ряд учебных заведений (Греческая, Маронитская коллегии и др.), ориентированных на подготовку папских «агентов влияния» из числа представителей восточно-христианских народов. В 1583 г. в Стамбуле была основана постоянная миссия иезуитов. Континентальный размах миссионерских планов папского престола очерчивают такие почти синхронные события, как Брестская уния 1596 г. на Украине, собор в Диампере 1599 г., закрепивший обращение в унию малабарских христиан Индии, принятие григорианского календаря маронитской церковью в 1596 г. и жестокие распри, сотрясавшие в 1594–1597 гг. коптскую общину на почве отношений с Римом. 1797 В 1625 г. была учреждена католическая миссия в Халебе – крупнейшем экономическом центре Сирии с многотысячной христианской общиной. Уже в 1656 г. в унию перешла часть халебских сиро-яковитов, образовав особую церковную структуру. По договору Франции с Высокой Портой 1673 г., католические священнослужители пользовались таким же дипломатическим статусом, как сотрудники консульства, обслуживавшие французских подданных в Халебе. При этом в 1680 г. в городе насчитывалось 24 латинских священника и монаха и только 14 французских купцов. 1798 В Ливане Фахраддин II и его преемники приветствовали западное культурное влияние, предоставив свободу действий кармелитам, капуцинам и иезуитам. При поддержке ливанских шейхов и французских консулов латиняне строили монастыри в горах, открывали миссии в прибрежных городах – Сайде, Тире, Триполи. В 1643 г. католические миссионеры продвинулись вглубь Сирии, открыв свое представительство в Дамаске. 1799 Укрепление позиций католичества шло параллельно с массированным экономическим проникновением в Левант в XVII–XVIII вв. европейских государств и сложением арабо-христианской торгово-предпринимательской прослойки. Крупнейшим коммерческим центром на Ближнем Востоке с конца XV по середину XVIII века был Халеб, где пересекались товаропотоки из Центральной и Южной Азии и Западной Европы. Традиционно халебскую торговлю контролировали евреи-сефарды и армяне, выходцы из Джульфы, монополизировавшие поставки иранского шелка. Мощная внутриобщинная солидарность и распыленная по многим странам диаспора способствовали прочным позициям этих общин в международной торговле. Арабы-христиане, не имевшие ни достаточных капиталов, ни диаспоры за пределами Сирии, не могли составить конкуренцию евреям и армянам. 1800

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из сочинений сего Пастыря, писанных на Греческом языке, доныне напечатаны-следующие: 1) Цепь, или Свод 51 Толковника на 8 первых книг и на Царства Свящ. Писания Ветхого Завета, издано в Лейпциге 1772 и 1773 г. п лист, 2 тома. Сис издание одобрили сланные Филологи, Ернест и Михаелис, а Гарлес в издании Фабрициевой Греческой Библиотеки называет оное наилучшим в своем роде; 2) Поучительные Слова на Святую Четыредесятницу, с присовокуплением Похвальных, Поздравительных и Надгробных Речей, издано в Лейпциге 1766 г. в 4 долю листа. Сии слова переведены на Российский язык Синодальным переводчиком Писаревым, но перевод не напечатан; 3) Кириакодромион, или Толкование Воскресных Евангелий, (присовокуплением на каждое нравоучительных Бесед, 2 части, издано на Греческом в Москве 1796 г. в 4 долю, листа; 4) Толкование таковое же на Воскресные Апостолы, 2 части, издано в Москве 1800 г. в 4 долю листа. Оба сии Толкования его на Евангелия и Апостолы переведены уже на Российский язык, и первое напечатано в Москве 1805 г., а второе 1819 г. Славянскими буквами. Толкования Воскресных Апостолов с нравоучительными Беседами, два тома, напечатаны и гражданскими буквами в С.-Петербурге при Св. Синоде в 1820 г.; 5) Ответ некоего Православного к брату Православному же о насилии Католиков и о том, кто суть Раскольники (Схизматики) и Униаты, с показанием, как надлежит Православным противоборствовать оным, издано в Гале 1775 г. в 8 долю листа. Есть и Русский перевод сего сочинения, но он еще не издан; 6) Начальные Основания Физики, собранные из новейших Писателей в 2-х частях со многими чертежами, издан, в Лейпциге 1766 и 1767 гг. в 3 долю листа; 7) Начальные Основания Чистой Математики в 3-х частях, содержащих Арифметику, Геометрию, Тригонометрию и Архимедовы Теоремы, Конические сечения и Алгебру, издан, в Москве 1798, 1799 и 1800 г. в 8 долю листа со многими чертежами; 8) Ответы на вопросы Старообряд­цев Бахмутских и Астраханских. Поводом к сочинению сей книги было то, что он, по вступлении в Славянскую Епархию, зная, что находятся в Елизаветградском и Бахмутском Уездах целые Слободы Старообрядцев, послал к ним Окружное Увещание, на которое вместо ответа Бахмутские прислали ему давно известную, так называемую Соловецкую Челобитную, которую он в сей книге по статьям и опроверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Начиная с 1780 года, Никифор взаимодействует со старообрядческими общинами с целью достижения компромисса по методу Д. Сеченова, впервые распространившего эту практику: дозволение службы по старому обряду, но признавая авторитет православной церкви. В последующие два десятилетия этот компромисс распространился на всю страну, будучи утвержден московским митрополитом Платоном под называнием «единоверие». В 1792 году архиепископ Никифор, по слабости сил, просил об увольнении на покой. Просьба его была удовлетворена и ему был предоставлен в управление московский Данилов монастырь . В стенах этой обители архиепископ Никифор «собрал воедино толкования и проповеди на воскресные евангельские и апостольские чтения, произнесенные им большей частью в период архипастырского служения в России. Еще при жизни святителя, в 1796 году, в греческой типографии братьев Зосима в Москве на их средства были изданы толкования на воскресные евангельские чтения с приложением бесед «по подражанию Иоанна Златоустого» на греческом языке. Они составили два первых тома четырехтомного труда под общим названием «Кириакодромион» (греч. Κυριακοδρμιον), то есть «Путь по дням Господним». Практически весь тираж этого издания (2000 экземпляров) святитель принес в дар своим соотечественникам. Экземпляры «Кириакодромиона» были разосланы по храмам Греции и подарены греческим архиереям» [«Жизнь и труды архиепископа Никифора (Феотокиса)». Москва. Данилов монастырь. На покое. М. «Даниловский Благовестник " . 2006.] Кончина архиепископа Никифора последовала в Свято-Даниловом монастыре 31 мая 1800 г. Никифора (Феотокиса) биографы называют замечательным математиком, глубокомысленным богословом, «славой Греции». Помимо богословских сочинений, принесших ему широкое признание полемиста и проповедника, его перу принадлежат: «Физика» (в двух томах), изданная в 1766–1767 гг. и сделавшаяся учебным руководством во всех греческих гимназиях, и «Начальные основания чистой математики» (в трех томах), изданные в Москве в 1798–1800 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Роспись купола ц. Сан-Антонио де ла Флорида. 1798 г. Роспись купола ц. Сан-Антонио де ла Флорида. 1798 г. Не прерывая работу над «Капричос», в 1798 г. за 3 месяца Г. выполнил росписи придворной ц. Сан-Антонио де ла Флорида, расположенной в зап. предместье Мадрида. Он создал единый фресковый ансамбль, расписав купол, конху апсиды, 2 полукруглых люнета в рукавах креста, своды трансепта и 4 пандатива подкупольного кольца. В конхе изображен в виде треугольника символ Св. Троицы в окружении 12 ангелов; сцена «Поклонение Имени Господа» композиционно ограничена навершием мраморного алтаря. Сюжетом подкупольной росписи послужило описание свящ. Круассе в «Христианских анналах» (перевод о. Хосе Франсиско де Ислы) чуда, совершенного в Лиссабоне св. Антонием Падуанским, к-рый, узнав о неправедном обвинении, воскресил убитого, чтобы тот назвал истинного преступника. Г. отошел от текста легенды, вопреки сюжету истории поместив сцену не в залах капитула, а под открытым небом, на фоне пейзажа. Эмоционально динамичная сцена, представленная на нижней окружности купольной сферы, образована единой цепью фигур, вписанной в иллюзионистическую балюстраду. Особый размах композиции сообщает «растворенность» сцены в пейзаже, что делает ее эмоциональным центром модели мира, преображенного благодаря чуду и лишающего смерть ее самодовлеющего характера. На арках и сводах церкви изображены ангелы. В нач. XIX в. Г. написал неск. парадных портретов, жестких по своей откровенности (портрет королевской семьи, 1801, Прадо; портрет М. Годоя, 1801, Академия Сан-Фернандо), а также близкие к романтизму лирические портреты, живописно насыщенные и пластичные (портрет гр. де Чинчон, 1800, Прадо). В 1815 г. за картины «Обнаженная маха» и «Одетая маха» (ок. 1802, Прадо; до 1831 их называли «Цыганка» и «Венера») Г. предстал перед судом восстановленной инквизиции (протокол допроса не сохр.). В этот период в живописи Г., особенно в его графических сериях, звучность и утонченность светлых оттенков сменились сумрачностью, поглощающей фигуры, к-рые проступают сквозь тьму, изредка озаряемую вспышками света («Бедствия войны», 82 листа, 1810-1813, изд. ок. 1820, и «Диспаратес», 22 листа, 1815, опубл. в 1863). Г. «разрушает лица» и деформирует тела, перенаселяющие безразличный мир; гримасы, маски, от к-рых порой неотличим реальный облик, погружают лица в пространство абсурда - театр жестокости (офорт «По дороге в ад»; «Дом умалишенных», «Трибунал инквизиции», «Процессия флагелантов», 1812-1813; «Похороны сардинки», ок. 1813, Академия Сан-Фернандо). «Мучение формы», живописная скоропись и та мера незаконченности, к-рая достигается обнажением технического приема, способны передать мир становлений и разрушений («Пожар», «Кораблекрушение», 1808-1809) и определяют манеру Г. 10-х гг. XIX в. Совр. художнику события получили оценку в картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе - 1814, Прадо).

http://pravenc.ru/text/165243.html

Архиерейский дом мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. Архиерейский дом мон-ря Кацарети. XVI–XVIII вв. В делах московского посольства в Кахети в 1589 г. описаны кафоликон К. и его святыни: «Храмъ Святыя Живоначальныя Троицы, каменъ, зделанъ о камени синего тесана, из нутри подписано золотомъ. Образъ в нем месной Живоначальныя Троицы, обложенъ золотомъ съ камениемъ съ дорогимъ и иные образы многие обложены серебромъ позолочены» ( Белокуров. 1889. С. CXXII). В XVI-XVIII вв. близ церкви были выстроены архиерейский дом, жилая башня, колокольня; комплекс был обнесен оградой. Самебские епископы - особенно Николай (Чолокашвили) (кон. 80-х гг. XVII в.- 1695), Николай (Мдивнишвили) (1695-1710; с 1701 архиепископ), Иосиф (Квабулидзе) (Кобулашвили) (ок. 1711 - кон. 20-х гг. XVIII в.; с 1723 архиепископ), Иоанн (30-60-е гг. XVIII в.) - заботились об обеспечении монастыря и улучшении его материального положения. Еп. Николай (Мдивнишвили) восстановил церковь, архиерейский дом и ограду, определил состав клира, возобновил совершение богослужений, украсил храм мн. иконами, обновил книгохранилище (Ист. документы Гареджи. 2008. С. 205). При еп. Иосифе К. стал крупным центром просвещения и культуры, была открыта школа для крестьянских детей. Иммунитетной грамотой 1651 г. царь Картли-Кахети Ростом (1648-1656) освободил крестьян К. от всех гос. повинностей, кроме участия в ополчении (Там же. 2011. С. 725). Цари Кахети Теймураз I (1606-1616, 1634-1648; царь Картли и Кахети в 1623-1632), Арчил II (1664-1675), Давид II (Имамкули-хан) (1703-1722) и кахетинские князья щедро жертвовали монастырю крестьян и имения (подробнее см. в ст. Кацаретская епархия ). В нач. XVIII в. лезгины опустошили К., спаслись лишь еп. Николай и неск. семей кацаретских крестьян, к-рые переселились в Земо-Хашми, оттуда - в Хашми. К сер. XVIII в. село окончательно обезлюдело. После упразднения Кацаретской епархии в 1765 г. К. был передан в управление епископу Ниноцминдскому, в 1780 г.- настоятелю мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . В 1798 г. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800) закрепил за Натлисмцемели право на имущество К. и предписал его настоятелю совершать здесь богослужения, устроить в К. одну из своих резиденций. Также в К. был восстановлен клир: иеромонах, священник, диакон, писец (Там же. С. 682-684). В нач. XIX в. монастырская жизнь в К. замерла, церковь обветшала.

http://pravenc.ru/text/1683955.html

Здание каменной Воскресенской церкви было показано на генеральном плане уездного города Иркутского наместничества Нижнеудинска 1798 г. Вместе с Воскресенской церковью был отмечен и проектируемый каменный Вознесенский собор (заложен в 1811 г.). Очень плохого качества фотография нижнеудинской Воскресенской церкви, имеющаяся в нашем распоряжении, позволяет высказать лишь самые общие соображения об архитектурном облике этой постройки. Форма плана нижнеудинского памятника с трапезной, изначально объединенной с боковыми приделами, могла быть заимствована у таких более ранних и авторитетных образцов как Крестовоздвиженская (1747-1760 гг.) и Троицкая (1750-е–1778 гг.) церкви в Иркутске, а также, учитывая енисейское происхождение подрядчика Злыгостева С.К., у Троицкой церкви (1772-1778 гг.) в Енисейске. Большое сходство объемная композиция Воскресенской церкви имела с ныне утраченной Спасской церковью в Верхнеудинске (1786-1800 гг.), строившейся практически одновременно. Их роднит не только использование одинакового типа завершения храма «малым» восьмериком, но и наличие придельного храма во втором ярусе колокольни. Лишенные полуглавий двухсветные храмовые четверики обеих построек завершались горизонтальным карнизом как в Крестовоздвиженской (1747-1760 гг.), Чудотворской (1740-е–1767 гг.) и Знаменской (1757-1762 гг.) церквях в Иркутске, композиция храмовых объемов которых восходила к более ранней Никольской «Гостинодворской» церкви (1720-е гг.) в Великом Устюге. Отличительной чертой обеих построек были световые люкарны с треугольными завершениями, врезанные в осевые лотки восьмигранного свода храмового четверика. Этот композиционно-конструктивный прием, использованный зодчим Стахиевым А.Д. в храмовом завершении Христорождественской церкви (1755-1758 гг.) девичьего монастыря в Енисейске, в дальнейшем нашел свое место на сводах Одигитриевского собора (1741-1785 гг.) в Верхнеудинске, Спасского собора (1783-1789 гг.) в Селенгинске и Спасской церкви (1791-1818 гг.) в забайкальском селе Турунтаеве.

http://sobory.ru/article/?object=39413

19 авг. 1797 г. полностью сгорели замок и большинство построек местечка, были разрушены храм и почти все кельи на верхних этажах. С разрешения епархиальной власти в помещении трапезной устроили временную церковь, 25 окт. 1798 г. освященную в честь Успения Пресв. Богородицы. Позже храм был перестроен и 8 марта 1807 г. освящен в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В 1799-1800 гг. восстановительные работы в обители вела артель плотников и мастеров резного дела под рук. Симона Литмановича. К прилегавшему к храму корпусу были пристроены игуменские и архиерейские покои, на 2-м этаже восстановлены 26 келий, возобновлены хозяйственные помещения, устроены трапезная, дом священника, комната для отдыха духовенства, заложена колокольня. В 1800 г., в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», еп. Волынский Варлаам (Шишацкий) освятил восстановленный мон-рь. При настоятельнице игум. Рахили (Жуковец; 1807-1814) К. м. выделил 10 тыс. р. серебром для поддержки рус. войск в Отечественной войне 1812 г. Также обитель направила 12 добровольцев в народное ополчение из своих имений, снабдив их всем необходимым для несения службы. Насельницы во главе со священниками Гавриилом Симоновичем и Дмитрием Яворским, погрузив архив, облачение и драгоценности, эвакуировались в Золотоношский монастырь Полтавской губ., где пребывали до янв. 1813 г. В 1815 г. при настоятельнице Таисии (Жогловской; 1814-1830) стараниями свящ. Василия Божовского в К. м. был открыт приют для сирот из семей духовенства. Настоятельница игум. Иулитта (Киселёва; 1830-1860) учредила при К. м. уч-ще для монахинь и послушниц. Сестры обучались чтению, письму, Свящ. истории, пению, шитью и рукоделию, изучали Катехизис. Первым руководителем школы стал свящ. Василий Морачевич. В 1834 г. над храмом и надвратной колокольней были водружены позолоченные надкупольные кресты, колокольню оштукатурили, покрыли листовым железом. В авг. 1840 г. К. м. посетил митр. Киевский и Галицкий свт. Филарет (Амфитеатров) . Ознакомившись с жизнью учащихся, архиерей посоветовал расширить круг предметов преподавания и приравнять уч-ще к подобным светским. По его указанию из Киево-Печерской лавры были выписаны 106 экз. «Катехизиса» митр. Петра (Могилы), 15 экз. Псалтири и Библии на церковнослав. языке, открыта подписка на ж. «Воскресное чтение» и др. издания.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010