В 1726 г. на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям Церкви серьёзное по тем временам общее и Богословское образование. Наставники семинарии занимались также научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиакона Никодима (Пученкова) и архимандрита Иоасафа (Маткевича), ректора Новгородской семинарии, и были подготовлены переиздания Житий святых, составленных святителем Димитрием Ростовским, и Киево-Печерского патерика. После Екатерининской училищной реформы, в 1788 г. Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную Семинарию, а в 1797 г. в Александро-Невскую Академию. Согласно указам Павла I от 18 декабря 1797 г. и 11 января 1798 г., новая академия вместе с существовавшими Киевской и Московской, а также новоучреждаемой Казанской становились высшими Богословскими учебными заведениями, в которые надлежало посылать «из епаршеских семинарий отличивших себя успехами учеников для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям». В 1800-1804 гг. префектом Александро-Невской Академии был архимандрит Евгений (Болховитинов), снискавший в дальнейшем известность своими церковно-историческими трудами. В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская Академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Братия Александро-Невского монастыря большей частью не была постоянной. Как правило, это были монахи других, провинциальных монастырей, проходившие послушание в столичном монастыре. Такое послушание продолжалось обычно десять лет. Александро-Невский монастырь был своего рода подготовительным этапом для высшего духовенства. Постриженики монастыря часто направлялись отсюда в другие епархии для занятия высоких должностей. Так, пострижеником Александро-Невского монастыря был старший брат митрополита Санкт-Петербургского и Новгородского Гавриила (Петрова) архиепископ Варлаам.

http://elitsy.ru/holy/1998/

В 1748 г. царь Кахети Ираклий II (1744-1762) изгнал персов из Тбилиси, в ознаменование чего на вост. фасаде М. была сделана 7-строчная надпись в стихах: «Царь Ираклий силою отнял эту [церковь] у врагов. С крестом Христовом - как щитом, предшествуемый в деле. Освободил церковь, сделал ее себе придворною. Таков плод усердия христолюбивого царя, подвиг в славу Бога и предстательство царя Ираклия» ( Иоселиани. 1866. С. 24; Беридзе и др. 1969. С. 18). Царь Картли Теймураз II (1744-1762) и царь Ираклий II возобновили в М. богослужение: «Украсили Метехский монастырь Всесвятой (Богородицы.- Авт.) святою церковью, поставили сонм священников... Святой католикос Антоний (католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788).- Авт.) освятил дом Божий» ( Папуна Орбелиани. 1981. С. 173). Очевидно, со 2-й пол. XVIII в. М. действовала только как церковь. Здесь была учреждена начальная школа. Грузинский историк Иоселиани приводит рассказ о том, что 23 апр. 1753 г. царь Теймураз II подарил на день ангела своему внуку, 7-летнему Георгию (впосл. царь Картли-Кахети Георгий XII (1798-1800)), изготовленное из желтого атласа знамя. На знамени была вышита икона Метехской Пресв. Богородицы. В М. католикос-патриарх Антоний I освятил его и вручил царевичу. Георгия определили на воспитание в М., а церкви пожертвовали драгоценный потир, облачения и 3 двора крестьян. В XIX в. знамя хранилось в доме Иоселиани. Однако в 1830 г. Е. Иоселиани, отец П. Иоселиани, из-за страха перед новой российской властью сжег древко, серебряный шар от знамени продал, а на вырученные деньги изготовил киот, куда спрятал полотнище ( Иоселиани. 1936. С. 26-27). Настоятелями М. в этот период были протоиереи, они также занимали должность директора метехской школы. Известны имена неск. протоиереев 2-й пол. XVIII в. Так, в 1769 г. метехский прот. Иессей, сын авлабарского мамасахлиси (старосты), купил у Читахашвили торговые лавки в Тбилиси (Док-ты по истории Тбилиси. 1962. С. 329). В 1778 г. прот. Иессей Хирселашвили подписал грамоту о добровольном вступлении Чилиндришвили в крепостную зависимость к настоятелю гареджийского мон-ря Натлисмцемели Евфимию ( Какабадзе. 1913. Т. 5. С. 91-92). В 90-х гг. XVIII в. протоиереем М. был Иессей Сулханишвили, духовник Ираклия II и современник Георгия XII. В 1792 г. он участвовал в разборе тяжб крестьян Эситашвили против князей Чолокашвили ( Такаишвили. Древности. 1899. Т. 1. С. 421; Иоселиани. 1936. С. 63).

http://pravenc.ru/text/2563070.html

На рубеже XVII и XVIII вв. к Успенской ц. была пристроена колокольня в классическом стиле с «англицкими часами от доброхотных дателей», в нач. XIX в. разобрана Иоанно-Предтеченская ц., а новый одноименный храм пристроен с сев. стороны к Успенскому собору, к-рый был переделан: его увенчали большой глухой барабан и купол классического образца. Рядом с колокольней находился каменный столб с железными часами. Согласно описи 1764 г., одноглавая Успенская ц., к-рую венчал крест, «местами вызолочен червонным золотом», была покрыта «яблоко-разноцветною черепицею, а четверик, алтарь и трапеза сосновым тесом ново». На колокольне имелось 8 колоколов, в т. ч. весом 81 пуд (Там же. С. 169-170). В городе на берегу Оки находилась каменная монастырская часовня. В 1710 г. игум. Евфимий был возведен в сан архимандрита (РГАДА. Ф. 281. Оп. 6. Д. 8636). В 1725 г. О. У. м. был приписан к Коломенскому архиерейскому дому, открыта школа для детей духовенства (в 1727 в ней обучались 25 учеников). Также в 1-й пол. XVIII в. в О. У. м. находились на довольствии отставные военные. Так, в 1741 г. «на содержании» у 21 монаха и 14 послушников проживали 6 ветеранов. По штатам 1764 г., О. У. м. был отнесен к 3-му классу, в 1766 г. переведен из Коломенской епархии во вновь образованную Севскую. В 1764 г. в мон-ре проживали 13 монахов и 17 отставных военных. При настоятеле архим. Арсении (1764-1774) была составлена первая из известных описей мон-ря ( Лепилин. 1996. С. 38). В 1772-1779 гг. была надстроена ограда, каменные настоятельские кельи преобразованы в братские, а трапезная часть Петропавловской ц. с примыкавшими к ней помещениями - в настоятельский корпус. Игум. Иероним (ок. 1780-1796) руководил строительством здания Орловского ДУ (ГА Орловской обл. Ф. 220. Оп. 1. Д. 25. Л. 3) и был впосл. его префектом, в 1789 г. написал в духовную консисторию рапорт, в к-ром обосновал версию о существовании мон-ря до литов. разорения в нач. XVII в. Игум. Модест (1796-1800) 17 сент. 1798 г. был возведен в сан архимандрита, поскольку часто заменял архиерея при «торжествах и прочих церковных собраниях», а также «в духовных правлениях и в консистории» (Там же. Д. 30. Л. 20, 33; Д. 37. Л. 362-363). С авг. 1817 по авг. 1818 г. О. У. м. возглавлял архим. св. Гавриил (Городков) .

http://pravenc.ru/text/2581559.html

фасаде, справа от входа,- всадники великомученики Георгий и Димитрий Солунский, под ними - духовное лицо с кадилом; на зап. фасаде, слева от входа,- крест и 2 духовных лица, слева от них - великомученики Георгий и Димитрий Солунский. Святыни Д. В 80-х гг. XIX в. ризницу Д. описали Н. П. Кондаков и Бакрадзе ( Кондаков, Бакрадзе. 1890. С. 152-162). Среди святынь, к-рые хранились в течение мн. столетий, примечательны частица мощей вмч. Георгия; икона-дарохранительница (ковчег) с частицами Животворящего Креста и выполненным в технике эмали образом св. Димитрия Солунского, впосл. вставленная в позолоченный оклад с ктиторской надписью 1769 г.; кованая икона-дароносица Пресв. Богородицы, пожертвованная монастырю, согласно надписи, в 1810 г. Григорием Церетели; кованная из золота и серебра икона Божией Матери с надписью царевича Георгия (в 1798-1800 грузинский царь Георгий XII). В описании Кондаков называет также чеканную (золото, серебро) икону Божией Матери, пожертвованную, согласно надписи, «Квели с Нателою» (последнюю он отождествляет с Натели, женой Шергиля Нателя (XIII в.), известного по надписям мон-рей Хони и Мартвили); икону Божией Матери (XVIII в.), пожертвованную, согласно надписи, Давидом, «придворным протоиереем» имеретинского царя Соломона I; образ Спасителя, украшенный по нимбу 9 камнями; 3 небольшие кованые (золото, серебро, драгоценные камни) иконы Божией Матери: 1-я пожертвована, согласно надписи, в 1810 г. сыном Зураба Церетели Григорием, 2-я - в 1813 г. др. сыном Зураба, Давидом, украшена эмалью. В средние века Д. был крупным книгохранилищем. Согласно материалам из архива Ф. Жордания, а также данным Кондакова и Бакрадзе, на рубеже XIX и XX вв. в мон-ре все еще оставалось более 80 рукописных и печатных книг (бóльшая часть хранится в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе, а также в Историко-этнографическом музее в Кутаиси). Среди них - I и II Джручские Четвероевангелия, переданные в Д. укрывавшимися от турок-завоевателей насельниками монастырей Юго-Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171863.html

В 1805-1810 гг. К. с помощниками работал над переводом инд. эпоса «Рамаяна» (ранее был сделан перевод только на итал. язык); были изданы 3 тома и часть тиража отправлена в Англию, но корабль потерпел крушение. 1 марта 1812 г. пожар уничтожил здание типографии и большую часть рукописей К. (в т. ч. 4 т. «Рамаяны»). Через 6 месяцев типография была восстановлена. Прибывший в 1798 г. в Калькутту новый генерал-губернатор маркиз Р. К. Уэллсли, недовольный непрофессионализмом молодых англичан на гос. службе, в 1800 г. написал докладную записку с обоснованием необходимости обучения кандидатов на гражданские должности непосредственно в Индии и сдачу ими экзаменов на пригодность к гос. службе. Новый колледж стал центром зап. образования для жителей Индии и Юго-Вост. Азии. К. был принят на должность учителя бенг. языка и санскрита, а через год стал профессором. Когда К. предложили занять эту должность, он обнаружил, что не существовало ни грамматических справочников, ни учебных пособий для изучения бенг. языка. В 1800-1801 гг. он составил учебник по грамматике бенг. языка и напечатал его в миссионерской типографии. К. читал и переводил Ригведу, пураны и «Махабхарату» в надежде найти аллюзии или факты, к-рые могли бы привести события истории Индии в соответствие с европ. хронологией. По просьбе К., Рамрам Басу написал «Раджа Пратападитья Чаритра» (Жизнь раджи Пратипадитьи, 1801) - историю одного из бенг. королей. Книга стала первым прозаическим произведением, написанным и изданным на бенг. языке. В сент. 1804 г. первые студенты К. закончили 3-летний курс обучения на санскрите. К. составил каталог 3,5 тыс. видов растений королевского Ботанического сада и организовал сельскохозяйственные садоводческие об-ва с фермами, предназначенные для выращивания и внедрения в Индии лучших сортов злаков, овощей и фруктов. Миссионеры начали производство инсектицидов. Сад, посаженный К., на долгие годы стал источником сельскохозяйственных культур для Бенгалии. Для помощи бедным К. создал Сберегательный банк в Серампуре.

http://pravenc.ru/text/2462381.html

1787 г. августа 11 Отец Адриан перебрался из Рославльских лесов на Коневец (упоминается поздняя осень) 1788 г. осень 1788 г. декабрь Захария продал все свое недвижимое имение 1789 г. Захария упоминается отставным поручиком 1789 г. весна Захария пришел к Рославльским пустынникам, желая остаться с ними навсегда (и не застал там о. Адриана) 1789 г. Захария уехал на Коневец и прибыл к о. Адриану (до его назначения в строители) Отец Адриан назначен строителем Коневского монастыря 1790 г. 1791 – 1792 Захария пострижен с именем Зосима в Коневском монастыре 1792 – 1793 Старец Василиск переехал на Коневец Освящен храм в скиту на Святой горе (построенном о. Адрианом на Коневце) 1796 г. июня 13 Строитель Адриан сдал Коневский монастырь и уехал в Симонов монастырь 1798 г. На Коневец пришел новый настоятель о. Варфоломей 1798/1799 гг. 1799 г. О. Зосима пишет последнее письмо с Коневца к о. Досифею в Рославльские кущи Попытки о. Зосимы и о. Василиска попасть на Афон лето – осень Зимовка в Киевской Лавре 1799/1800 1800 г. Путешествие о. Зосимы и о. Василиска по югу России весна – осень 1800 г. осень Старцы прибыли в Тобольск «поздней осенью» зима 1800/1801 Зимовка в Ивановском монастыре под Тобольском 1801 г. Отцы Василиск и Зосима получили от владыки Варлаама дозволение жить в Тобольской епархии Первая зимовка в сибирском лесу 1801/1802 Смерть архиепископа Тобольского Варлаама 1802 г. декабря 2 ранняя осень 1802 г. Отцы Василиск и Зосима устроили келий в лесу под Кузнецком за проливами Трикурьи (где прожили 20 лет) 1806 г. Письмо о. Зосимы к монаху Павлу июля 23 Годы проживания Петра Мичурина в пустыньке у старцев ноябрь 1818 – июль 1819 1818 г. Отец Зосима принял под свое духовное руководство вдову Анисью Конюхову и двух девиц (основание женской общины в дер. Сидоровке) 1821 г. Первая поездка о. Зосимы в Петербург с прошениями об устройстве женской обители 1822 г. Указ Св. Синода о передаче Туринского монастыря в ведение о. Зосимы и его общины февраля 13 1822 г. Отец Зосима принял Туринский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Письменными канцелярскими делами заведовали письмоводители, избираемые из воспитанников. Ректор заведовал преимущественно учебной частью, префект совмещал обязанности инспектора и эконома. В помощь префекту назначались 2 сеньора (для наблюдения за порядком в спальном корпусе) и надзиратели «по нравственной и экономической части» (один из студентов, другой из учителей), а также комиссар или эконом (преимущественно из учителей низших классов), камерные смотрители (старосты «камеры», т. е. спальни) и церковные инспектора. Иногда по распоряжению архиерея членами правления временно становились монашествующие наставники или архимандриты в помощь ректору и префекту или для приобретения управленческого опыта в данной сфере. Так, в 1816 г. с учетом необходимости обширного строительства после пожара 1815 г. по особому распоряжению архиеп. Амвросия (Протасова) в помощь ректору и префекту был назначен инспектором настоятель свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря архим. Израиль (Звягинцев), опытный хозяйственник. Архиерейским решением инспектор был назначен в академическом правлении 2-м после ректора и наделен широкими полномочиями «по хозяйственной и нравственной части» (в т. ч. должен был надзирать за нравственностью учащихся). Жалованья при этом архимандрит не получал. Ректорами «старой» академии были: Сильвестр (Лебединский) в 1797-1799 гг. (с 27 мая 1794 ректор семинарии); Ксенофонт (Троепольский) в 1799-1800 гг.; Антоний (Соколов) в 1800-1807 гг.; свияжский архим. Евгений в 1807-1808 гг. (временно исполнял должность ректора); Епифаний (Канивецкий) в 1808-1816 гг.; Афанасий (Протопопов) в 1816-1817 гг.; Феофан (Александров) в 1817-1818 гг. Учебный процесс в КазДА в 1798-1818 гг. во многом представлял собой семинарские занятия. Преобразование среднего учебного заведения в высшее не сопровождалось открытием новых классов. Высшей ступенью образования оставались классы философии и богословия, существовавшие в КазДС и в некоторых др. семинариях до 1797 г. В КазДА как в центр большого учебного округа предполагалось направлять на учебу лучших воспитанников 6 семинарий.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

24 окт. 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа, 18 янв. 1797 г. высочайшим указом вызван на коронацию Павла I, назначенную на Пасху, служил литургию в Успенском соборе Московского Кремля с митр. Гавриилом, митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Казанским Амвросием (Подобедовым) . Пользовался особой благосклонностью имп. Павла I. 13 марта 1797 г. при посещении последним Твери И. был награжден орденом св. Александра Невского, а 25 июля - «командорством» из 5 деревень в Серпуховском у. Московской губ. (ок. 300 душ). 2 июля 1798 г. имп. Павел выразил благодарность И. за то, что он прислал ковчег с мощами и крест царя Алексея Михайловича. 13 окт. 1798 г. И. был перемещен на Псковскую кафедру. 7 нояб. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1799 г. титулован архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (с этого года курляндские церкви в Митаве и Якобштадте, как ранее лифляндские, были переданы в управление Псковских архиепископов). До 1800 г. И. проживал преимущественно в С.-Петербурге. В мае 1800 г. сопровождал тело А. В. Суворова от Аничкова дворца до Александро-Невской лавры, где состоялись похороны полководца. Вероятно, именно И. подготовил подробное описание истории Псково-Печерского мон-ря , чудес от Печерской иконы Божией Матери с добавлением Житий св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила), Жития и чудес прп. Саввы Крыпецкого и кратких сведений о блж. Николае Саллосе . 30 авг. 1814 г. И. был уволен на покой в Александро-Невскую лавру с «полным по последнему месту окладом пенсии». Скончался в лавре после длительной болезни, причастившись и соборовавшись. Погребен в храме св. Феодора Новгородского, в приделе свт. Иоанна Златоуста (с 1842 св. Феодора Новгородского), близ могилы архиеп. Евгения (Булгариса) . Могила утрачена. По предложению Н. Я. Озерецковского 24 сент. 1793 г. И. был избран членом Российской академии «по известному его отличному знанию и люблению российского слова» ( Сухомлинов. С. 240), участвовал в составлении 5-го и 6-го томов «Словаря Академии Российской», регулярно посещал собрания академии, особенно в 1793-1794 гг., выступал с комментариями. В обширной научно-лит. деятельности И. особое место занимали переводы св. отцов с греч. языка, а также экзегетика «малых» ветхозаветных пророков, Посланий ап. Павла и Псалтири. Помимо сочинений святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мч. Иустина Философа, Петра Хрисолога, архиеп. Василия Селевкийского И. перевел с лат. языка 2 сочинения католич. кардинала св. Роберта Беллармина : «О воздыхании голубицы…» и «О семи изречениях, от Христа на кресте провещанных».

http://pravenc.ru/text/674015.html

В результате активной эксплуатации монастырских построек в советское время архитектурный ансамбль К.-О. м. был доведен до аварийного состояния. Лишь в 1965 г. Архангельский облисполком выделил средства для проведения первоочередных консервационных работ. С 1968 г. реставрацией на Кий-острове занимались студенты Московского химико-технологического ин-та им. Д. И. Менделеева под рук. Г. В. Алфёровой. В 1976 г. был организован Онежско-Кийский филиал СГИАПМЗ, проектные и реставрационные работы вели специалисты объединения «Росреставрация» (Москва). Но затем филиал был расформирован, работы прекращены. В 2013 г. консервация архитектурных памятников на Кий-острове проводится по инициативе дома отдыха. В списке памятников федерального значения на острове числится 8 объектов: Крестовоздвиженский собор, ц. Всех святых, храм Рождества Пресв. Богородицы с трапезной палатой, ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, колокольня, настоятельский и братский корпуса. С 1991 г. на территории К.-О. м. возрождается духовная жизнь, освящен Крестовоздвиженский собор. Настоятель Троицкого собора г. Онеги каждый летний сезон совершает на острове службы для паломников. Настоятели О первых настоятелях, к-рые, как правило, назначались из др. обителей (Новоиерусалимского Воскресенского, Иосифова Волоколамского мон-рей), известно немного. Во главе К.-О. м. стояли архимандриты. При первом архим. Иоанне и его последователе архим. Феофане сооружены главные каменные и деревянные храмы мон-ря. В 1797-1800 (1798-1803?) гг. К.-О. м. возглавлял архим. Никон, ректор Архангельской ДС. В число настоятелей на протяжении XIX в. входили бывш. ректоры Архангельской семинарии: в 1806-1817 гг.- Кирилл (Киприянов), в 1820-1821 гг.- Павел (Павлов-Морев), в 1827-1830 гг.- Неофит (Соснин; впосл. архиепископ Пермский и Верхотурский). В 1821-1826 гг. во главе К.-О. м. стоял архим. Антоний (Домкинский), бывш. инспектор Новгородской ДС и ректор Архангельской ДС. В 1839-1847 гг. К.-О. м. возглавлял миссионер, просветитель ненцев (самоедов) архим. Вениамин (Смирнов) , к-рый на собранные пожертвования приобрел для мон-ря подворье в Архангельске. В дек. 1842 г. по предложению архангельского гражданского губ. П. В. Степанова архим. Вениамин стал членом-корреспондентом Архангельского губернского статистического комитета. 8 июня 1855 г., при архим. Ниле, в К.-О. м. произошел пожар. Восстановление разрушенных монастырских зданий состоялось позже, при архим. Кирилле (1868-1870) и архим. Нектарии (1870-1881). 28 июня 1885 г., при настоятеле (1884-1886) архим. Иувеналии, К.-О. м. посетил вел. кн. Владимир Александрович. В 1886-1891 гг. обитель возглавлял бывш. наместник Соловецкого мон-ря архим. Варлаам (Горбачёв). Во 2-й пол. XVII в. была выстроена небольшая каменная усыпальница настоятелей. В списке упоминается лишь 3 настоятеля, почивших на острове в XIX в.: архимандриты Никон, Кирилл и Амвросий (Черноруцкий) (Ист. описание. 1903. С. 13-19). Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Федор Федорович Ушаков (1745-1817 гг.) – русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом, основатель русской тактической школы в военно-морском деле, участник русско-турецких войн (1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.), Средиземноморского похода (1798-1800 гг.). Результатом успешных боевых действий молодого Черноморского флота под руководством Федора Федоровича Ушакова, в ходе второй русско-турецкой войны, стали значимые для истории России победы над турецким флотом в Керченском сражении, в битве у острова Тендра и у мыса Калиакрия. Сломив сопротивление османской армады, Российское государство усилило свои позиции на юге страны, завоевало господство на Черном море и окончательно закрепило вхождение Крыма в состав Российской Империи. Так же эти победы создали благоприятные условия для развития и укрепления Севастополя, как главной базы Черноморского флота и дальнейших боевых действий Черноморского флота в Средиземное море. Это было с успехом доказано во время первого в истории России Средиземноморского похода, когда эскадра Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова вытеснила французские войска с Ионических островов, и освободила от них значительные территории юга Италии и основала русскую военно-морскую базу на острове Корфу. В результате действий адмирала Фёдора Ушакова в Средиземноморье Россия, подтвердив своё морское могущество, по праву стала одной из ведущих мировых держав. Адмирал Ф.Ф. Ушаков умер в 1817 году. Похоронен в Рождество-Богородичном Санаксарском монастыре, где и сегодня почитают прославленного воина поклоняясь его святым мощам. Федор Федорович Ушаков – выдающийся сын Отечества, он посвятил свою жизнь – Славе Русского оружия, проявив себя искусным дипломатом и мудрым государственным деятелем, милосердным христианином и благодетелем освобожденных им народов. Именно поэтому в 2001 году Федор Ушаков был канонизирован Русской православной церковью как святой Саранской епархии, а в 2004 году Архиерейский собор причислил его к общецерковным святым – как Праведного воина Феодора Санаксарского.

http://pravoslavie.ru/86541.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010