В 1780-е гг. проводятся активные работы по внутренней отделке и интерьеру нижнего этажа церкви, т.е. теплого храма великомученика Никиты: навешиваются и окрашиваются внутренние двери, делается кладка печей, мастерятся летние и зимние оконницы и стелятся полы, белятся стены (причем известью местного производства). Переклеивается и наново окрашивается иконостас (мастер – Алексей Переславцев). Поновляются старые образа, часть из них покрывается серебряными позолоченными ризами местного производства угличского чеканщика Василия Васильевича Хорхорина. В том числе поновляется храмовый образ Великомученика Никиты. Пишутся новые полотняные хоругви, шьются новые облачения (причем парча и отделочный позумент закупаются в г. Ростове). В 1784 – начале 1785 гг. написан новый образ Леонтия епископа Ростовского Чудотворца, который покрывался ризой, а в начале 1787 г. риза золотится на сумму 72 рубля. В 1790-е – начале 1800 гг. проводится огромный объем работ в верхней холодной Леонтьевской церкви и на покрытии храма. Доход прихода увеличивается, поскольку с 6 сентября 1794 г. по указу Духовного правления в приход Леонтьевской церкви из прихода Ильинской церкви переведена угличская писчебумажная фабрика. А 7 ноября 1798 г. закрепляется право Леонтьевской церкви на доходную недвижимость выдачей из угличского Духовного правления 2-х межевых планов и межевой книги. Большие работы в верхней церкви развернулись по оформлению интерьера. В 1791 г. Указом Консистории за 189 от 22 декабря разрешено строительство нового иконостаса «вместо старого» . К концу 1794 г. основные работы по его изготовлению завершаются, включая золочение, и в марте 1795 г. главный иконостас установлен. Работы по золочению выполнял мастер Василий Шилов. Одновременно с иконостасом делается столярной работы сень над престолом, украшается резьбой и золотится, а в клеймах над престольной сенью выполняются иконописные работы. Тем же, 1794-м годом, во всей верхней церкви вставлены двойные рамы и отбелены стены. Отделочные работы главной части верхнего храма продолжаются вплоть до зимы 1796 г. В декабре 1796 г. священником Леонтьевской церкви из Ярославля привезен новый Св. антиминс.

http://sobory.ru/article/?object=34797

В XVIII в. Афон стал центром духовной поддержки христиан разных национальностей (греков, албанцев, болгар, румын и сербов). Многие Н. побывали на Св. Горе для укрепления духовных сил перед предстоящим им подвигом мученичества. Афонские «духовные наставники» (λεπτες) готовили, побуждали и вдохновляли единоверцев на подвиг мученичества. Прежде всего это касалось тех, кто желали своей кровью искупить грех вероотступничества. Наиболее известными «духовными наставниками» были прп. Косма Этолийский , в 1779 г. убитый за просветительскую деятельность, свт. Макарий Нотара († 1805) и прп. Никодим Святогорец , который с 1775 г. до своей кончины (1809) почти постоянно жил на Афоне. В частности, свт. Макарий в 1794-1795 гг. был наставником нмч. Полидора Кипрского († 1794; пам. греч. 3 сент.), нмч. Феодора Нового (Византийского) († 1795; пам. греч. 17 февр.), в 1801 г. помогал подготовиться к подвигу нмч. Марку († 1801; пам. греч. 5 июня), в 1803 г.- нмч. Димитрию Пелопоннесскому († 1803; пам. греч. 13, 14 апр.) и др. Те, кто готовились принять мученический подвиг, жили при келье Макария, постоянно исповедовались и причащались. Прп. Никодим Святогорец в 1800 г. подготовил к подвигу нмч. Константина Идрского († 1800; пам. греч. 14 нояб.) ( Citterio I. Nicodemo Agiorita//TByz. 2002. Vol. 2. P. 913). Первые агиографические собрания, содержащие сведения о Н., были составлены Иоанном Кариофиллом († после 1693) ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα: Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων Ελλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453-1821). Αθναι, 1868. Σ. 374-376) и афонским мон. Кесарием Дапонте (1713-1784) (автограф: РНБ. Собр. еп. Порфирия (Успенского). 253). В сер. XVIII в. с ведома К-польских патриархов сщмч. Григория V (1797-1798, 1806-1808, 1818-1821) и Кирилла VI (1813-1818) начинается более систематизированный сбор сведений о Н. Прп. Никодим Святогорец при участии свт. Макария издал в 1799 г. «Новый Мартиролог» (Νον Μαρτυρολγιον. Βενετα), где содержались Жития ок. 90 святых, пострадавших в период между 1492 и 1796 гг., а также службы некоторым из них; больше половины Житий, вероятно, были написаны самим прп. Никодимом; тексты, созданные его предшественниками в XVII-XVIII вв., он сокращал или стилистически перерабатывал. Второе издание «Нового Мартиролога» было предпринято в 1856 г. с дополнением текстов о Н., пострадавших в 1796-1838 гг. (4-е изд. с предисловием проф. П. Пасхоса вышло в 1993 г. в Афинах). Рус. перевод Житий 16 афонских Н. из «Нового Мартиролога» был включен в «Афонский патерик» (Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Св. Афонской горе просиявших. М., 1897. Т. 2), др. 70 сказаний опубликовал свящ. П. Соловьёв (Христианские мученики, пострадавшие на Востоке со времени завоевания К-поля турками/Пер. с новогреч.: свящ. П. Соловьёв. СПб., 1862).

http://pravenc.ru/text/2577845.html

В 1695 г. на средства купца А. В. Чалбышева (впосл. экипажмейстер Адмиралтейства, коллежский асессор) был возведен 2-этажный каменный храм с нижней теплой ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с верхней ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, с трапезной и келарской. В 1716-1725 гг. в основном на средства «доброхотных дателей» к северо-западу от храмов были построены каменные настоятельские кельи. В 1740 г., при игум. Прокле (Басине; впосл. архимандрит), Л. А. Чалбышев († 1770, погребен в трапезной нижнего храма) пожертвовал средства на расширение и перестройку собора с устройством 2 новых приделов: южного - во имя мч. Иоанна Воина и северного - во имя св. Льва, еп. Катанского (освящен в 1747 игум. Мисаилом). В 1742 г., при игум. Корнилии, начато строительство каменных ограды (окончено в 1828) и колокольни (окончено в 1768; 9 колоколов, большой весил 105 пудов 10 фунтов, отлит в Москве) со св. вратами, над к-рыми предполагалось устроить ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы. В 1764 г. игум. Сергий и братия были переведены в различные штатные обители, а мон-рь стал женским; имения с 450 крестьянами передали в казну. 31 дек. того же года в И. П. м. были переведены игум. Мариамия (Мариамна?) и 16 сестер великоустюжского Преображенского мон-ря, обращенного в приход. После того как в 1768 г. в И. П. м. перевели 32 монахини из упраздненного тотемского Богородицкого монастыря во главе с игум. Марией (Анцыниных), в обители проживали штатная и заштатная игумении и 48 сестер. В 1798 г. мон-рь был оставлен в штате 3-го класса. В 70-х гг. XVIII в. сев.-вост. часть Ивановской горы была отведена под городское кладбище, на к-ром в 1774 г. построена деревянная ц. во имя свт. Стефана Пермского, в 1800 г.- каменная с главным Скорбященским приделом и боковыми во имя свт. Стефана и прп. Феодосия Тотемского. На рубеже XVIII и XIX вв. в И. П. м. проводились ремонтные работы и перестройка собора. В 1777 г., при игум. Аполлинарии (1771-1799), придел св.

http://pravenc.ru/text/577912.html

В результате деятельности архиеп. Виктора число приходов в М. е. возросло. В 1793-1794 гг. к правосл. Церкви присоединилась приблизительно треть всех действовавших на западнорус. землях униат. общин: в Брацлавской (позже Подольской) губ.- 831 церковь, 14 часовен, мон-рь, 592 тыс. прихожан; в Изяславской (позже Волынской) губ.- 745 церквей, 10 часовен, мон-рь, 416 тыс. прихожан. К нач. июня 1795 г. в Минской губ. к правосл. Церкви присоединились 34 приходских храма, 8 приписных церквей и 5 часовен, ок. 20 тыс. прихожан. К нач. июня 1796 г. число вернувшихся в Православие униатов в Минской губ. удвоилось: воссоединенными считались 82 храма, 12 священников и 65 тыс. прихожан. В 1794-1795 гг. на территории М. е. воссоединилось с правосл. Церковью почти 1,5 млн униатов. Униат. духовенство часто оказывало сопротивление. В июле 1794 г. помощник архиеп. Виктора, первенствующий член Минской духовной консистории и настоятель дятловичского Преображенского монастыря архим. Варлаам (Шишацкий) , жаловался в Киев, что его поездка в г. Бар была сорвана из-за произвола местной шляхты и враждебных действий братии Барского монастыря василиан (ГА Хмельницкой обл. Ф. 315. Оп. 1. Д. 238). В авг. 1794 г. архим. Варлаам снова писал о «возмущениях», спровоцированных униат. духовенством в Подолии. Нередки были случаи (напр., в с. Кутковцы Изяславской губ. в 1795), когда принятого в правосл. Церковь священника назначали на воссоединенный приход, но в то же время ктитор храма, оставшийся в унии, не допускал клирика к службе и требовал возвращения в унию (ГА Житомирской обл. Ф. 1. Оп 1. Д. 2). В Минской губ. результатом гонений польск. властей на Православие стал упадок монашества. На рубеже 1792 и 1793 г., незадолго до присоединения края к России, польскими властями был упразднен Преображенский (по др. данным, Петропавловский) женский мон-рь в Минске, сохранившаяся община переехала в Вильно, где при поддержке Виленской архимандритии смогла организовать небольшой женский скит с храмом Благовещения Богородицы, в 1798 г. община была упразднена. В 1797 г. закрылись слуцкий в честь Преображения Господня и Кейданский Преображенский мон-ри, в которых почти не было братии. Минской консисторией были рекомендованы к закрытию Кронский Троицкий и Евейский Успенский муж. мон-ри (ныне в Литве), в которых имелись настоятели, но не было братии; сначала Синод отказался их закрывать, дал согласие только в 1810 г. Важную роль в возрождении монашества в регионе сыграл настоятель минского Петропавловского мон-ря (с 1800 пинского Богоявленского мон-ря) архим. Лазарь (Терешкевич).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Знаменательно возвращение в собор частицы мощей св. праведного Иакова Боровичского. 15 февраля 1996 г., в праздник Сретения Господня, по окончании архиерейского богослужения владыка Лев сам лично перенес частицу святых мощей и вложил ее в заново устроенную гробницу. Частицы мощей св. праведного Иакова находились в соборе до его закрытия, и возвращение этой святыни было воспринято прихожанами как особое благословение святого над собором. Летом 1996 г. вокруг храма установили металлическую ограду. Частично восстановлена настенная роспись, которой раньше был богато украшен храм. В 1997 г. при ремонтных работах под слоем побелки на потолке в левом приделе собора был обнаружен образ Воскресшего Спасителя. Позднее в правом приделе на потолке обнаружили и восстановили образ Воздвижения Честного Креста Господня. Художник Н. Никольский восстановил в прежнем виде роспись Успения Богородицы, написанную масляными красками снаружи алтарной апсиды. Старанием настоятеля Успенского храма протоиерея Иоанна Мороко закончены работы по росписи собора. Кроме современных икон, здесь находятся иконы XVIII-XIX вв., представляющие художественную и историческую ценность. Многие из них подарили храму боровичане, есть иконы и из Троицкого собора. У собора восстановлено захоронение архиепископа Боровичского Никиты (Стягова), служившего в нашем городе и умершего 6 августа 1936 г. Сейчас у храма хоронят священнослужителей и церковнослужителей г. Боровичи. Священник АЛЕКСАНДР ДУМЧЕВ, Покровский собор, г. Великий Новгород. Журнал " София " 2010 Новгородская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата Успенский храм в Боровичах бережно хранит память о всех своих четырех строительных периодах. О первой каменной однопрестольной кладбищенской церкви 1798-1800 гг. напоминает полукруглая апсида главного алтаря. В 1839-1840 гг. архитектор Е.И. Марин втрое расширил храм боковыми приделами с прямоугольными апсидами. О его художественном вкусе свидетельствуют 4-х колонные дорические портики боковых фасадов. Храм стал просторным, но в нем не хватало света и воздуха.

http://sobory.ru/article/?object=11633

Архив канцелярии Пермских архиереев хранился в ризнице крестовой Стефановской (с 1836 Митрофановской) ц. Пермского архиерейского дома. Обязанности канцеляристов несли штатные священнослужители различных церквей, прикомандированные к крестовой церкви. В кон. XIX в. введена должность личного секретаря управляющего епархией. Архиерейский дом ведал сенокосной и пахотной землей, мельницами и проч. хозяйственными объектами. В 1851 г. штат Пермского архиерейского дома включал 9 монашествующих и 46 «штатных служителей» (ГАПК. Ф. 198. Оп. 1. Д. 256). Ко времени образования епархии на ее территории было 393 храма, во мн. приходах имелись священнические вакансии. В Перми насчитывалось 35 священно- и церковнослужителей ( Попов. 1995. С. 30). Первоначально консистории подчинялись 8 духовных правлений (о них см.: Органы управления Пермской епархией. Пермь, 1999. С. 18-19): Кунгурское, Соликамское, Чердынское, Екатеринбургское, Верхотурское, Камышловское, Далматовское и Ирбитское. Каждое правление ведало рядом благочиннических округов. Однако благочинные Пермского, Осинского и Оханского уездов подчинялись напрямую консистории. Правления должны были бороться с расколом, проводить освидетельствование церковных построек, допрашивать свидетелей духовного звания в пределах, подведомственных правлению, и т. д. При обилии стоявших перед правлениями задач их финансирование было недостаточным. Так, в 1800 г. Пермская казенная палата выделила лишь по 120 р. на годичное содержание каждого правления. С 40-х гг. XIX в. начался процесс закрытия правлений, к 1865 г. было упразднено 7 из них. В период недолгого пребывания на кафедре еп. Иоанна (Островского; † 24 дек. 1801) была основана Пермская ДС, продолжалось возведение Преображенского кафедрального собора (заложен в 1798 на территории пермского Преображенского монастыря). Еп. Иустин (Вишневский; 1802-1823) расширил программу обучения в Пермской ДС, перевел семинаристов в новое здание, заботился о пополнении семинарской б-ки, о снабжении классов учебным оборудованием и об улучшении быта казеннокоштных воспитанников.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

В 1798 г. мещанином Григорием Анисимовичем Орловым был поставлен кирпич для строительства, которое производилось по проекту полученному от тверского губернатора И.А. Тейльса, под наблюдением архитекторского ученика И.М. Телятникова подрядчиком купцом из Торжка Прокофием Васильевичем Мальковым. Наступил 1799 г. «По Высочайшему от Его Императорского Величества на здешний град всемилостивейшему благоволению начинается во оном на дворцовой площади строением церковь во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла», - писала Тверскому Архиепископу Павлу Вышневолоцкая шестигласная дума. Она же сообщала, что приготовлено материала на шесть тысяч рублей, но «доходу толикой суммы ещё не поступило» и просила Архиепископа разрешить «взять взаимообразно» из соборной церкви доход, собираемый в загородной Казанской часовне. Архиепископ благословил это начинание, но с оговоркой, если «прихожане согласны будут давать денег в заём и тем пособлять строению церкви». 27 августа 1800 г. консистория разрешила употребить собранные деньги на строительство нового храма. Единственным условием было «что бы оная сумма дана была на известное время, при окончании коего и возвращена была без замедления и безоговорочно». Тогда же «вышеупомянутого собора протоиерей Пётр Иоаннов з братиею сего, думою и прихожанами учинили постановление: давать на новостроящуюся церковь заимообразно из собранных в соборе и принадлежащей к нему часовне денег на девятилетний срок». Строительства Петропавловского храма производилось с октября 1799 по 1805 г., отделка продолжалась еще несколько лет. Железную кровлю в 1805 г. сделали подрядчики старицкие мещане Федор Гаврилович Собакин и Нестор Тимофеевич Суботин. Строительство в 1804–1806 гг. ограды вокруг Казанского собора вызвало большое недовольство Вышневолоцкой городской думы, которая в это время занималась поиском средств для строительства Петропавловской церкви. В 1806 г. городской думе было разрешено взять в заём из сумм Казанского собора деньги на строительство церкви на Дворцовой площади. Но, как выяснилось, эти средства уже расходуются на строительство ограды и «к возобновлению стен в соборе кроме от беления живописными красками». В отличие от соборного духовенства Городская дума не видела «необходимой нужды по изобильному в храме украшению», тогда как неподалёку стоит недостроенная церковь, которая более нужна горожанам «во убежание во одной соборной церкви народного утеснения, отъемлющего многолюдством удобность в свободнейшем духовных треб исправлении».

http://sobory.ru/article/?object=35725

Игум. Вонифатий Березин 29 мая 1787 перев. из Киренска, а в 1788 – обратно. – Илия Литвинцев 23 мар. 1789 перев. из Селенгинска, а 4 мар. 1793 – в Посольский мнтрь. – Гавриил Копырин определён 13 мар. 1793; † 8 мая 1797. Архимандриты Вонифатий Березин (паки) 9 дек. 1798 перев. из Киренска; † 4 янв. 1800. Иакинф Бачурин определён в мае 1802, а в 1806 назначен и отправлен в Пекин. Аполлос Алексеевский (назначенный в Пекин, но не посланный) с 30 мар. 1807, а 6 окт. 1813 перев. в Ярославский Тольгский мнтрь. Павел 7 июня 1814 перев. из Угрешского монастыря; † 31 мая 1819. Антоний Добротин в 1819 перев. из Вологодского Спасо-Каменного, а в 1822 – в Нижеломовский мнтрь. Николай Соколов в 1822 перев. из Шацкого Чернеева, а 15 мая 1826 – в Козловский Троицкий мнтрь. Иларий , из иеромонахов Киево-Печерской Лавры, в 1826–33, уволен; с 1848 архим. Козелецкого Георгиевского. Никодим Лебедев 23 июня 1833 перев. из Саратовского Спасского, а 30 сент. 1840 определён в ректора Пермской семинарии. Варлаам Денисов 30 сент. 1840 перев. из Слободского Крестовоздвиженского; 15 окт. 1843 уволен на покой, а 1 мар. 1844 определён в Нижегородский Макариев. Нифонт Мерцалов , из инспекторов семинарии, определён 18 сент. 1843; 12 дек. 1855 отставлен; † 18 февр. 1869. Димитрий Потехин определён 8 сент. 1855, из инспекторов Тамбовской семинарии; 19 июля 1861 перев. в Киренский. Мартиниан Муратовский 19 июля 1861 перев. из Свияжской Макариевой пустыни; 18 дек. 1868 назначен в викария Иркутской епархии (еписк. Селенгинского); хирот. 9 февр. 1869. Вениамин Никольский-Грезднов , из Забайкальских миссионеров, определён 3 сент. 1869. 2 Киренский Троицкий, при впадении в Лену реки Киренги, основан в 1663 г.; по штатам третьеклассный. [IV, 367; VI, 972] 19 сент. 1836 возведён во 2-й класс. Строит. Гермоген , основатель, в 1663–66, ушёл в Даурию; воротясь, по взятии Албазина, † в 1690. – Павел Нехороших , преемник Гермогена … Игум. Иосиф , с 2 февр. 1686; † в 1690. Строит. Иосиф , в 1675, 80, 85, 99 гг. упом; † 1699.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общий демографический подъем в XIX в. привел к нек-рому увеличению числа христ. общин Н. В нач. XX в. в Н. проживало 26 тыс. чел., из них 6359 греков и 3890 армян. С начала первой мировой войны на христиан снова обрушилась волна систематических преследований и погромов. Остатки греч. населения в 1923 г. были перевезены в Грецию. От визант. эпохи в совр. Никсаре сохранились стены цитадели, которая неоднократно перестраивалась в сельджукскую эпоху. Внутри нее обследованы остатки неск. сводчатых построек, назначение к-рых не определено. Возможно, одна из них была ц. св. Василия; в развалинах здания найден небольшой фрагмент фрески. По письменным источникам разного времени известно, что наиболее почитаемым храмом в Н. была ц. св. Григория Чудотворца, которая располагалась за пределами укрепленного города; ее местонахождение не установлено. Известные епископы и митрополиты Н. Свт. Григорий Чудотворец (ок. 245 - 270/5); Лонгин (314-325), Феодул (342/3), Мусоний († ок. 368), Атарвий (между 368 и 381), неизвестный (70-е гг. IV в.), Дорофей (448-451), Евипп (458), Воспорий (536-553), Иоанн (VII-VIII вв.), Григорий II (787), Леонтий (IX-X вв.), Константин (IX-X вв.), мч. Фома (812), Стилиан Маппа (870-899), Василий (X в.), Захарий (X в.), Никифор (921-923), Николай (1000), Авраамий (XI-XII вв.), Феофилакт (1027), Феофан (1028), Феодул (1039), Михаил (1072), Григорий III (1079-1084), Никифор (1144), Константин (1157), Василий (1166-1177), Моноконстантин (3-я четв. XIII в.), неизвестный (между 1283 и 1289), Васой (1294), неизвестный (1399), Григорий (1672), Мефодий (1721), Исаия (1798-1800), Мелетий (1814). Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 499-508, 1437-1440; Cuinet V. La Turquie d " Asie. P., 1892. Vol. 1. P. 733-735; Studia Pontica. P., 1903. Vol. 2: Cumont F., Cumont E. Voyage d " exploration archéologique dans le Pont et la petite Arménie. P. 259-273; Harnack A., von. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Lpz., 19244. Bd. 2. S. 757-762; Magie D. Roman Rule in Asia Minor. Princeton, 1950. 2 vol.; Vryonis Sp. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from the XIth through XVth Cent. L., 1971; Darrouz è s. Notitiae; ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 401-403; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. P. 107-110; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 68-69; ODB. Vol. 2. P. 1453-1454.

http://pravenc.ru/text/2564922.html

Сражение у Тендровской косы , которая находится недалеко от Очакова, произошло в конце августа 1790 года. Увидев вражеский флот, Ушаков атаковал его, не давая туркам выиграть ветер, и стал теснить флагманы… Лишь ночь прерывает сражение, «и на всех судах зажжены огни в фонарях, дабы при видимости оных держались соединено, а неприятельский флот огней на своих судах нигде не оказал» На следующий день Ушаков снял трехбунчужного пашу с «Капудании», которая тут же полностью была объята пламенем. «После сего от бригадира Галенкина получил короткий рапорт о взятии того корабля, который будучи нашими окружен, сдался без боя и именуется Мелеки Багари, капитан на оном Кара-али, служителей всех состоит до 600 человек» В музейной витрине висит акварель Депальдо, участника сражения при мысе Калиакрия, которое произошло год спустя. Он запечатлел один из эпизодов этого боя. На первом плане корабль Ушакова «Рождество Христово». Слева от него – турецкий флагман. Это судно Саит-Али, который командовал варварийской эскадрой. Легенда гласит, что алжирец Саит-Али поклялся султану привезти Ушакова в железной клетке. Об этом каким-то образом прослышал сам русский адмирал… Поэтому, преследуя африканца, Ушаков кричал, что отучит его давать такие обещания. Корабль Саит-Али едва дошел до Константинополя и затонул в проливе. С турками был заключен Ясский мир. Средиземноморская экспедиция 1798-1800 гг… Ушаков освободил Ионические острова и после долгой – тяжелейшей! – осады взял крепость Корфу. Здесь была создана греческая Республика Семи Островов. Далее путь русской эскадры лежал в Италию. Были освобождены города Неаполь, Рим, Анкона… Однако союзники – англичане, австрийцы – оказалась коварны. Обязательств они не выполняли. Раздраженный Павел I отзывает свои войска. Здесь об этих событиях напоминает лишь карта и копия медали с острова Кефалония. Золотой оригинал был когда-то вручен адмиралу благодарными жителями. На медали – портрет самого Ушакова. При желании можно увидеть некоторое сходство с герасимовской реконструкцией. Если сделать поправку, что в 1800 году святому было пятьдесят пять, а не семьдесят два.

http://pravmir.ru/admiral-ushakov-i-pete...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010