Пробыв там до 9 декабря и оставив беременную жену, Грибоедов выехал вместе с посольством в Тегеран, куда прибыл лишь 30 декабря. Въезд русской миссии в столицу был обставлен весьма пышно. Миссия расположилась в просторном доме, посланнику были назначены почётный караул и шахская охрана. Около 24 января 1829 г. Грибоедов написал своё последнее сохранившееся письмо, адресованное английскому послу Джону Макдональду: «Здесь мне устроили великолепный истинбаль (приём. - С.Д.)... На третий день монарх дал нам торжественную и пышную ауди­енцию... На следующий день после приёма при дворе я начал наносить ответные визиты... Во всяком случае, я весьма доволен таким отношением к себе. Через неделю я рассчитываю покинуть столицу...» Что же такое роковое случилось за оставшиеся до трагедии 6 дней, ведь внешне всё обстояло так благополучно? Обратимся к тем обвинениям, которые до сих пор звучат в адрес Грибоедова, повинного якобы в том, что случилось в Тегеране. Первое обвинение поэта заключается в том, что он во время аудиенций у Фетх-Али-шаха выражал явное неуважение к нему, входя в «зеркальный зал» Гулистанского дворца в обу­ви, просидел там слишком долго на кресле, а затем в переписке называл правителя Персии просто шахом без других титулов. Между тем дипломат действовал в строгом согласии с Туркманчайским договором, установившим специальный церемониал приёма русских дипломатов, в том числе с правом сидеть в присутствии шаха. Второе обвинение касается чрезмерной настойчивости министра-посланника в требованиях выплаты оставшейся контрибуции и выдачи пленных, угнанных в Персию. Однако согласно XIII пункту договора он мог брать под своё покровительство любых пленных, захваченных начиная с 1795 г. и даже проводить их розыски. Не будем забывать, что речь шла фактически об освобождении из рабства насильно угнанных людей. Обратимся к «Реляции происшествий, предварявших и сопровождавших убиение членов последнего российского посольства в Персии». Этот документ от лица «персиянина», который находился при русской миссии, имеет англо-иранское происхождение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Разность в понимании романтизма в русской литературе зависела от того, что и в самой Европе романтизм у разных народов, в разные времена, отличался разными свойствами. Родиной романтизма признается Германия, откуда он распространился во Франции, Англии и других странах Европы; основателями романтической школы считаются братья Шлегели, Фридрих (1772–1829) и Август Вильгельм (1767–1845) и поэты Тик (1773–1853) и Новалис (Гарденберг, 1772–1801) и их последователи. Это было в начале второго десятилетия настоящего века. Не смотря на появление новых поэтических произведений Гёте и Шиллера, в немецкой литературе в это время еще продолжали существовать старое – ложно-классическое и особенно сантиментальное направления; литература наводнена была романами и драмами Коцебу, Августа Лафонтена и Мармонтеля. Желая оживить литературу и дать ей другое направление и желая в то же время противодействовать литературе энциклопедистов, занесенной в Германию из Франции, Шлегели обратились в истории романской поэзии, которая в средние века была народной поэзией для всей Европы, и начали переводить и переделывать произведения этой поэзии – средневековые мифы, легенды, народные повести и песни, романсы и баллады. Все это, вызванное из очарованного и покрытого мраком мира средних веков на свет нового времени, послужило неисчерпаемым источником поэтического материала для новой школы, во главе которой, вместе со Шлегелями, стали поэты Тик и Новалис, со множеством других романтических поэтов разных направлений, на которые разделилась романтическая школа. К ним относятся Виланд (1733–1813), Генрих Фон-Клейст (1776–1811), Кёрнер (1791–1813; Эйхендорф (1788–1817), Стеффенс (1773–1845), Эленшлегер, Вернер (1768 –1823), Фридрих де ла-Мог Фуке (1777–1843), Гофман (1776–1822), Брентано (1777–1842), Вильгельм Мюллер (1795–1827), Альберт фон Шамиссо (1781–1838), Рюккерт (1788–1866), Людвиг Уланд (1787–1862), Зейдлиц (род. 1790), Шпиндлер. В романтизме первоначально противопоставлялись греко-римским преданием и литературе предания и поэзия новых христианских народов, народная средневековая поэзия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет Чацкий. Фамусов упрекает его в излишней «гордости» и ставит в пример покойного своего дядю, который добился чинов и богатства, раболепно прислуживая императрице. Чацкого этот образец никак не устраивает. Он находит, что «век покорности и страха» уходит в прошлое, а Фамусова эти «вольнодумные речи» возмущают, он и слушать не желает таких нападок на «золотой век». Слуга докладывает о прибытии нового гостя, полковника Скалозуба, которого Фамусов всячески обхаживает, считая выгодным женихом. Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами, которые достигнуты отнюдь не воинскими подвигами. Фамусов произносит пространный панегирик московскому дворянству с его хлебосольством, консервативными старичками вельможами, властолюбивыми матронами и умеющими себя преподнести девицами. Он рекомендует Чацкого Скалозубу, причем фамусовские похвалы для Чацкого звучат почти как оскорбление. Не выдержав, Чацкий разражается монологом, в котором обрушивается на тех льстецов и крепостников, что восхищают хозяина дома, обличает их «слабодушие, рассудка нищету». Мало что понявший из речей Чацкого Скалозуб соглашается с ним в оценке напыщенных гвардейцев. Армия, по мнению бравого служаки, ничуть не хуже «гвардионцев». Вбегает Софья и бросается к окну с криком: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Оказывается, это Молчалин «треснулся» с лошади (выражение Скалозуба). Чацкий задумывается: почему так испугана Софья? Вскоре приходит Молчалин и успокаивает присутствующих — ничего страшного не произошло. Софья старается оправдать свой неосторожный порыв, но лишь усиливает зародившиеся у Чацкого подозрения. Оставшись наедине с Молчалиным, Софья тревожится о его здоровье, а тот обеспокоен ее несдержанностью («Злые языки страшнее пистолета»). После разговора с Софьей Чацкий приходит к выводу, что она не может любить столь ничтожного человека, но тем не менее бьется над загадкой: кто же ее возлюбленный? Затевает Чацкий беседу и с Молчалиным и еще более укрепляется в своем мнении: невозможно любить того, чьи достоинства сводятся к «умеренности и аккуратности», того, кто не решается иметь собственное мнение и преклоняется перед знатностью и властью.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

25 мар. 1861 викариатство упразднено. 9 нояб. 1866 учреждено викариатство «Балтское», с управлением Каменец-Подольского Троицкого монастыря. Епископы Балтские Феогност Лебедев хирот. 22 янв. 1867 из архим. Каменец-Подольского Троицкого монастыря; 27 июня 1870 перев. в Астрахань. Вениамин Павлов назначен 12 окт. 1870 из архим. Новгородского Антониева монастыря, хирот. 8 нояб. Каменецкого Троицкого (архимандрия 12 апр. 1795) [IV, 323]: Архимандриты Даниил Наттон-Михайловский , из Назарета, 1800–1806, 2 февр. хирот. в епископа Волынского. Иннокентий Ставицкий 1806 перев. из Шаргородского; † 1808. Стефан Романовский произведён 25 мар. 1809, а 14 сент. 1813 хирот. в епископа Волынского. Георгий Ящуржинский , 1813–24, 24 авг. хирот. в епископа Полтавского. Сергий , 1824–28. Гедеон Вишневский , из Рязанского Спасского, 1829–34, 29 июля хирот. в епископа Полтавского. Нафанаил Савченко , 1834–39, перев. в Костромские Богоявленский. Софоний , 2 июля 1839, из Мценского Петропавловского; до 1844. Иоасаф Покровский , из Ростовского Богоявленского, 24 авг. 1844; до 1852. Евфимий , 1853–56. Алексий , 1857–60. Палладий , 1861–64. Феогност Лебедев , с 1864, а 22 янв. 1867 хирот. в епископа Балтского, и в 1869 управлял мнтрём. Шаргородского Спасского Николаевского, ныне 1-го класса [VI, 720]: Архим. Иннокентий Ставицкий , с мая 1800, из префектов Киевской акад.; в 1806 перев. в Каменецкий Троицкий. – Феофан Михайловский , 1806–21, 1823–36. С 9 мая 1836 управлял им викарий Подольский. Временно управлял архим. Гавриил , 1858 и 59. В 1860–64 викарий Израиль Лукин . Архим. Ефрем , 1865. – Антоний , 1866–69. Особые заметки III, 348. Бершадский. Строит. Иоасаф , 1744, игум. Иаков ..., строит. Терентий , 1794. (Все в Ист. Иер.). VI, 956. Винницкий. III, 541. Винницкого Благовещенского: Иг-нья Таисия , 1845–55. – Палладия , 1856–69. III, 735. Головчинский. III, 754. Грановский. IV, 650. Коржевецкий. V, 143. Неморовский Николаевский. Иг-нья Августа , 1845. Иг-нья Аполлинария , 1846–66. VI, 34. Сатановский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1916 году кроме часовни на Маткозере деревянные часовни стояли в шести деревнях: 1. Ильинская в деревне Айнозере, 2. Петропавловская – в деревне Лебяжье Озеро, 3. Вознесенская - в деревне Югозеро, 4. Николаевская - в деревне Мурд – ручей, 5. Михаило-Архангельская – в деревне Янишево. 6. Построена после 1901 года (в клировой ведомости 1901 года указывается 6 часовен в приходе, в 1916 году – 7 часовен). Как освящена шестая часовня и где находилась – нет данных. В 30 верстах от Андома-реки на Сойдозере находилась приписная церковь. Покровская Сойдозерская приписная церковь Эта церковь, вначале бывшая приписной к Успенской Кемозерской церкви, называлась Николаевская церковь на выставке Сойдозеро. В 1813 году Николаевская церковь упразднена. В 1876 году её восстановил санкт-петербургский купец Илья Федулович Громов, церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь деревянная с колокольней в одной связи. Ограда деревянная. В 1916 году церковь ремонтировали за счёт средств торгового дома «Громов и компания» (Илья Громов умер в 1882 году). В древние времена Троицкое озеро называлось Зайцевым и стояла там Троицкая церковь, впоследствии упраздненная. Самые удаленные и труднодоступные деревни Закащикова и Гавриловская находились на Сойдозере. В 1916 году в приходе проживали 1829 человек. С 1915 года служил священник Цветаев Яков Иоаннович 1865 года рождения. В своем отчете за 1916 год он пишет, что раскольников в приходе нет. После революции 1917 года обе церкви Спасо-Маткозерского прихода закрыты. /Библиография: 1. Клировые ведомости церквей Спасо-Маткозерского прихода Олонецкой епархии за 1865, 1901 и 1916 годы. 2. Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб.,1892. Описание 3. Акты и грамоты Кирилло-Белозерского монастыря (из архива Саратовской архивной комиссии). 4. Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями.//Памятная книжка Олонецкой губернии за 1867 год./

http://sobory.ru/article/?object=11841

Занимался просвещением местных народностей, увещал их оставить языческие обряды. Духовно-нравственные качества архиепископа Вениамина были таковы: благоразумие, постоянство, доброта души, строгое воздержание в личной жизни. Он помогал бедным, на свои средства строил церкви и богоугодные заведения. Отличался особой ревностью к богослужениям, требовал при богослужении строгого порядка. Очень любил тихое пение. За добрые качества души архиепископ Вениамин был любим своею паствою и духовенством и заслужил название «доброго пастыря». Труды: Подробное историческое описание Архангельской епархии//Московский любопытный месяцеслов на 1795 год. – М., «Новая Скрижаль» или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. – М., 1803; 2-е изд. – М., 1806; 3-е изд. – М., 1810; СПб., 1899. Франц Вольфганг. История о животных бессловесных или физическое описание известнейших зверей, птиц, рыб, земноводных, насекомых, червей и животнорастений, с присовокуплением нравоучительных уподоблений, из природы их взятых. Перевод с латинского: в 5 ч. – М., 1803. Священная история для малолетних детей, на российском языке сочиненная. – СПб., 1778;Киев, 1829. Переведена на греческий, латинский, немецкий и французский языки. История священная для малолетних детей, краткими вопросами и ответами сочиненная. Смоленск, 1812. Литература: Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 189–198. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранны е Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 143. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1393, 1406. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 134. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 183 2–1891, 1883. – С. 129. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 39, 271, 274, 277, 607.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пол в храме дубовый. С юга небольшая часть главного алтаря отделена стеною и составляет пономарню, имеющую вид каморки с двумя дверями в алтарь и во двор. Св. антиминсы атласные желтые, один священнодействован 26 сентября 1856 г. архиепископом Арсением, а другой - 5 июля 1892 г. архиепископом Модестом. Оба горние места устроены открыто, жертвенники стоят на открытых местах. Иконостас прямой, резной из дерева, с пилястрами; Царские двери резные, золоченные, с изображениями Благовещения Пресвятой Деве Марии и 4 евангелистов. Солея деревянная, прямая, возвышается от помоста на одну ступень и отделена от храма деревянной решеткой. Хоры устроены с запада над притвором, в длину и ширину его. В церкви нет отопления. В главном алтаре, на горнем месте, в большом, резном, с колоннами, вызолоченном киоте находятся 8 икон. В том же киоте находится икона св. Троицы, писанная на холсте. Над жертвенником находится икона Скорбящей Божией Матери, а ниже икона Моление о чаше. С противоположной стороны в верхнем ярусе помещается икона св. Иоанна Предтечи, а в нижнем - явление архангела св. Захарии в Иерусалим. Все иконы писаны на холсте. Церковь ризницею, утварью и богослужебными книгами достаточна. Метрические книги хранятся с 1795 г., а исповедные ведомости с 1820 г.; опись церковного имущества от 1887 г., брачные обыски с 1833г., клировые ведомости с 1829 г. и приходо-расходные книги с 1760 г. Церковная летопись ведется с 1867 г. Причт состоит из священника, псаломщика, пономаря и просфорни. Священник пользуется правом дарового помола хлеба в Чернеливецких мельницах на свою надобность. Для священника, псаломщика и пономаря дома и хоз. постройки имеются все и хороши. Еще в 1862 г. приходским настоятелем протоиереем Константином Поржецким открыта была церковно-приходская школа, помещалась в квартире псаломщика, и учителем был псаломщик Димитрий Лукашевич; книги и учебные пособия были приобретаемы о. Поржецким на церковные средства. В 1870 г. школа эта вошла в состав открытого в том году в селе одноклассного народного училища минист. народного просвещ..

http://sobory.ru/article/?object=27345

Построение первой койдановской православной церкви относят к XVI столетию. Настоящая приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Койданове построена в 1851 году на отпущенную из казны сумму. Зданием каменная, по наружному виду представляет форму продолговатого креста, с одним открытым деревянным куполом и пятью отдельными малыми куполами. Внутренняя площадь около 35 квадратных сажен. В церковном архиве хранится синодик с 1795 года с именами фамилий князей Радзивилов; метрические книги имеются с 1781 года, а исповедные списки прихожан с 1829 г. Каменная колокольня устроена отдельно от церкви, в ней находится три колокола: в 7 1/2, 5 и 1 пуд. Кладбищенская церковь в приходе только одна, в самом Койданове, а кладбищ отдельных имеется семь. В состав прихода, кроме самого местечка Койданова, входят десять деревень: Макавчицы, Гаиовка, Ржавка, Мощоно, Черниковщина, Дягильно, Костевичи, Садковщнна, Ярошевка и Ледники. Прихожан числится мужского пола 1113, а женского — 1172 души; большинство прихожан крестьянского сословия, но есть значительное число и мещан; крестьяне занимаются земледелием, а мещане, живущие в Койданове, кроме сего, занимаются портняжным, сапожным и ткаческим ремеслами, а отчасти торговлей. Среди прихода разбросано много мелких хуторов, в которых проживает шляхта. Настоятелем состоит священник Зенон Завитневич, священствует с 1844 года, а при сей церкви состоит с 1860 года. И. д. псаломщика Яков Морозовский, в должности с 1848 года. И. д. псаломщика Игнатий Вериго, в должности с 1873 года. Церковного дохода в течении года бывает до 150 рублей. При церкви существует церковно-приходское попечительство, а также штатное народное училище в самом Койданове и две церковно-приходские школы в деревнях Дягильно и Ледники. Процент грамотности между прихожанами достигает до 15 %. Описание церквей и приходов Минской епархии I. Минский уезд. Минск, 1878 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=11829

Часовни: в д. Защельской (2 в.), во имя свт. Николая, построена в 1877 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита досками и окрашена белилами, крыта досками, окрашенными мумией (краска красного цвета); длина вместе с колокольней 5 саженей, ширина 2 1/3 саж., высота до крыши 2 саж. 1 арш.; 1 глава; иконостас; колокольня в 1 ярус, высотой до крыши 3,5 саж.; в д. Тигляевской (5 в.), в честь вмч. Георгия, построенная в 1728 г., перенесена в д. Парыгинскую; Георгиевская часовня, построенная в 1902 г. по церковному плану (см. выше); в д. Кесломской (12 в.), во имя прав. Прокопия (во имя священномучеников Климента папы Римского и Петра Александрийского ?), построена в 1886 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена белилами, покрыта досками, выкрашенными мумией; длина часовни с колокольней 6 саж., ширина и высота до крыши 3 саж.; 1 глава; в д. Палугской (20 в.), в честь вмч. Георгия, построена в 1885 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена белой масляной краской, крыта досками, окрашенными мумией, а главы медянкой; длина вместе с колокольней 5 саж., ширина 2 5/6 саж., высота до верха карниза 2,5 саж.; 1 глава; колокольня в 1 ярус, высота до верха карниза 4 саж. в д. Парыгинской построена в 1726 (1728?) г. и перенесена из Тигляевской деревни в 1902 г., деревянная, с колокольней в одной связи, снаружи обшита досками и окрашена белилами, внутри обшита шелёвкой и выкрашена белилами, притвор обшит шелёвкой. Покрыта тёсом, окрашенным мумией. Длина часовни вместе с колокольней 6 саж., ширина и высота до крыши 1 саж. 2 арш. На часовне и колокольне по 1 главе. 4 окна. Колокольня высотой до крыши 2 саж. 2 арш. В церковной собственности имелись: дом для священника (2 этажа, 1894 г.), дом для псаломщика (1889 г.), школа (1 этаж, 1901 г.), 3 амбара (1850-е гг.), баня для священника (1894 г.), баня для псаломщика (1911 г.), 2 овина (1899 г. и 1906 г.), гумно (1889 г.). Священники: Иоанн 1513 г.; Евдоксий Кириллов 1591 г.; Иоанн 1627-1629 г.г.; Симеон Миронов 1632 г.; Михаил 1681 г.; Стефан 1687-1688 г.г.; Феодор 1729 г.; Каллинник Стефанов 1731-1743 г.г.; Евфимий Стефанов 1758-1787 г.г.; Феодот Ивановский до 1795 г.; Иаков Петров; Иоанн Ивановский до 1802 г.; Авраамий Шестаков до 1811 г.; Павел Леонтиевский до 1829 г.; Алексий Гагарин до 1837 г.; Александр Иоаннов Иванов до 1841 г.; Никита Антиппин Шульгин до 1848 г.

http://sobory.ru/article/?object=35540

Монастырь Моцамета Монастырь Моцамета Сведения о земельных владениях М. полностью отсутствуют. Источники немного сообщают и об истории мон-ря в XI-XVIII вв. Сохранившиеся святыни свидетельствуют о том, что обитель пользовалась покровительством высшего духовенства и светских феодалов, в т. ч. царственных особ и крупных сановников. В 1510 г. тур. войска под предводительством принца Селима (султан в 1512-1520) вторглись в Зап. Грузию, «сожгли Кутатиси и Гелати, затем опустошили, выжгли, перебили и истребили всех, кого нашли в Имерети» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 753). В то же время пострадал М. Из приписки к Моцаметскому Четвероевангелию (Кут. 182. Л. 78 об., XII-XIII вв.) известно, что после разорения мон-ря «татарами» некие Давид и Гиорги «для укрепления храма» выстроили стену ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 327; Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 336). В 1795 г. царь Имерети Соломон II даровал М. «Большой девтер о пожертвовании крестьян и земель» (документ не сохр.; Кезевадзе. 1991. С. 190). Незаконное использование угодий М. строго каралось (Указ моурави Кутаиси Георгия Цулукидзе кутаисским купцам, кон. XVIII в.// Бердзенишвили. 1940. С. 216-217). Первый известный по имени настоятель М., архим. Симеон, упоминается в статейных списках рус. послов в Имерети (1650-1652) Н. Толочанова и дьяка А. Иевлева (Посольство стольника Толочанова... 1926. С. 185). По документу 2-й пол. XVIII в. известен Сильвестр (Силибистро) (Гогаберидзе), игумен М. и священник царского двора (Дарственная грамота иером. Лазаря (Ергеблидзе) мон-рю Гелати, 1750 г.// Какабадзе. 1921. Т. 2. С. 1; Иммунная грамота царя Соломона I мон-рю Гелати, 1755 г.//Там же. С. 4-6). В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XVIII в. Сильвестр в сане архимандрита был переведен в мон-рь Саирме близ Цагери (Дарственная грамота кн. Николая Дадиани пустыни Саирме, 1771 г.//Там же. С. 44-45). С вхождением в нач. XIX в. груз. царств в состав Российской империи ГПЦ была включена в юрисдикцию РПЦ как Грузинский Экзархат. В 1819 г. груз. дипломат и общественный деятель Г. Авалишвили посетил М. и нашел его «в весьма стесненном состоянии» ( Авалишвили. 1984. С. 605). После кончины настоятеля М. архим. Герасима (Лорткипанидзе) (1785-1825) по приказу экзарха Грузии Ионы (Василевского) М. как мон-рь 2-го класса вошел в подчинение монастырю Гелати ( Ткешелашвили. 2010. С. 24-25). Щедрые пожертвования (иконы, утварь, книги) оказывали обители супруга царя Имерети Давида II царица Анна Орбелиани (1784-1789), правительницы Гурии и Мегрелии княгини София Гуриели († 1829) и Екатерина Дадиани († 1882), поэт А. Церетели († 1915). В 80-х гг. XIX в. московский в честь Страстной иконы Божией Матери мон-рь подарил М. 2 колокола и облачения ( Кезевадзе. 1991. С. 190).

http://pravenc.ru/text/2564254.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010