Могилу казаков, погибших вместе с А.С.Грибоедовым, освятили в Тегеране Тегеран, 18 февраля 2014 г.      В 2014 году исполнилось 185 лет со дня трагической гибели в Тегеране в 1829 году российского посла Александра Сергеевича Грибоедова (1795-1829), а также всех бывших с ним сотрудников Российской императорской миссии в Персии и казаков посольского конвоя. В пятницу 14 февраля настоятель русского православного Свято-Николаевского собора в Тегеране архимандрит Александр (Заркешев) совершил торжественное освящение нового надгробия над братским захоронением тех, кто погиб при защите российского посла, а также заупокойную панихиду на месте их упокоения – во дворе армянского храма святого Татевоса. Великий русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов прибыл в Тегеран в начале 1829 года в качестве российского министра-резидента (посла) для переговоров с Фатх Али-шахом. 30 января (по старому стилю) во время нападения на российское посольство взбунтовавшейся толпы тегеранской черни он был убит. Вместе с российским послом были убиты все сотрудники посольства (кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцева) и казаки посольского конвоя, – всего 37 человек. Тело А.С. Грибоедова, изуродованное до неузнаваемости, было опознано по следу от пулевой раны на кисти левой руки, некогда полученной на дуэли. Могила Александра Грибоедова и Нины Чавчавадзе Тело было доставлено в Тифлис, где вдова Грибоедова княжна Нина Чавчавадзе совершила его погребение на горе Мтацминда в гроте при церкви преподобного Давида Гареджийского. Шестнадцатилетняя вдова на могиле поставила памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»    Тела остальных погибших в Тегеране были закопаны в крепостном рву. Позднее, в начале 30-х годов XIX века, российский посланник в Персии граф Иван Осипович Симонич (1794-1851) совершил перезахоронение останков сотрудников и казаков российского посольства на территорию единственного на тот момент христианского храма в Тегеране – армянской церкви святого Татевоса. Позднее, в 20-30 годах XX века, при реконструкции внутреннего двора храма, эта могила была заложена тротуарными плитами. Настоятелю русского православного Свято-Николаевского собора в Тегеране архимандриту Александру удалось по архивной фотографии определить точное место братского захоронения.

http://pravoslavie.ru/68538.html

Tweet Нравится Synaxis of the Saints of Optina Commemorated October 11/24 Synaxis of the Saints of Optina. Although the beginning of monastic life in Optina monastery dates to at least as early as the sixteenth century, it is most known for its tradition of spiritual eldership in the tradition of St. Paisius (Velichkovsky) of Moldavia, which flourished there in the nineteenth century—particularly in the monastery’s Skete of St. John the Forerunner. This pleiad of spiritual luminaries bears a significance to Russian Orthodox spirituality that cannot be overestimated. On October 11/24, we celebrate this Synaxis (Assembly) of the Saints of Optina Monastery. In their memory, OrthoChristian.com present this compilation of brief saints’ lives, and excerpts from their spiritual counsels. Hieroschemamonk Leo (Nagolkin) 1768–October 11, 1841 Eldership at Optina properly begins with Elder Leonid (Leo in schema) who arrived when he was already matured in this ministry. Outwardly his monastic path was unsettled. It began in Optina at the dawn of its revival, initiated in 1795 by Metropolitan Platon, then led him to White Banks Monastery where he was tonsured, to Cholnsk, the Roslavi forest, Valaam, St. Alexander of Svir monastery, Ploshchansk and the Briansk forest, before he " returned " to Optina in 1829 at the invitation Elder Moses. This transience was the result not of instability but of circumstance. The tradition eldership and hesychasm had become so removed from the Russian monastic experience of the 18th century that it was suspected of being an innovation and not infrequently aroused misunderstandings leading to slander, jealousy and outright persecution—something which Elder Leonid experienced at varying degrees throughout his monastic career, and particularly in his last years at Optina. Leonid's involuntary mobility did not, however, prevent him from developing a solid spiritual foundation. In his sojourning he was in constant association with Paisian disciples, and spent some twenty years in the company of Elder Cleopas and Elder Theodore (of Svir) who had lived with Elder Paisius. From them Leonid learned the art of unceasing prayer.

http://pravoslavie.ru/49439.html

Свято-Успенский Зилантов женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Свято-Успенский Зилантов монастырь Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), многоКнязь-Владимирская церковь. жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году. Содержание История [ править править код ] В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась. В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии. В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята Троицкий собор.белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей) были установлены орудия (против воли монашествующих). 10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань. В город ворвались красные войска. Десять монашествующих Зилантова монастыря во главе с архимандритом были расстреляны без суда и следствия по неясному обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

Храм Воскресения Словущего (Варницы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Воскресения Словущего (Варницы) Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и колокольней, построенная в 1814 г. на средства ростовского купца Н.А. Кекина. Декор выдержан в духе классицизма. Закрыта не позже 1930-х. Возвращена - в 1989 г. Содержание История [ править править код ] Каменную Воскресенскую церковь построил ростовский купец Николай Алексеевич Кекин (1771-1829 гг.) как храм на родовом кладбище купцов Кекиных. В Ростове приходским храмом рода купцов Кекиных была церковь Воскресения, расположенная у меньшего городского вала (в районе бывшего кинотеатра «Юбилейный»). Деревянная церковь Воскресения сгорела в 1795 году и не вообновлялась. В начале XIX века останки своих предков ростовские купцы Кекины перенесли на новое родовое кладбище в Варницкой слободе, рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Вместо деревянной церкви Николай Алексеевич Кекин в 1814 году построил церковь Воскресения Словущего. Словущее (то есть так называемое) Воскресение - именуется в народе день торжественного воспоминания обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе, построенного в 335 году императором Константином Великим. Церковь Воскресения построена в стиле классицизма. В этом стиле строилось большинство храмов в первой четверти XIX века. На четверике самой церкви поставлен восьмигранный объем, перекрытый куполом с крестом. К церкви примыкает трапезная с колокольней. Вход в храм украшен портиком с колоннами тосканского ордера. В храме два Престола, освященные во имя святителя Николая (очевидно, в честь деревянного Никольского храма и во имя Небесного покровителя Николая Алексеевича Кекина) и священномученика Климента, Папы Римского (в память Престола прежнего деревянного храма). В церкви находилась особо чтимая икона святителя Николая, происходящая еще из Никольского деревянного храма. Стены Воскресенской церкви были расписаны петербургским художником Ф. Егоровым. В нишах на западном фасаде по сторонам входа сохранились живописные изображения святителя Николая и священномученика Климента, папы Римского.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Воскресен...

Храм Сретения Господня (Муром) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Сретения Господня в городе Муром построен в конце XVIII века на месте деревянной церкви XVI века. Содержание История [ править править код ] У Сретенской церкви был предшественник – скромный деревянный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Он упоминается в древнейшем из сохранившихся документов Мурома – Сотной книге муромского посада 1574 года. В конце XVIII столетия при Дмитриевской церкви соорудили небольшой теплый деревянный храм во имя Сретения Господня. По всей видимости, это было связано с ростом населения города, а также желанием прихожан иметь храм для совершения круглогодичного цикла богослужений. К сожалению, точная дата сооружения деревянной Сретенской церкви не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1795 году вместо ветхих деревянных храмов Дмитрия Солунского и Сретения Господня была сооружена каменная Сретенская церковь, сохранившаяся доныне. Главным инициатором строительства стал муромский купец первой гильдии Иван Никифорович Зворыкин. В ходе строительства новый храм поставили несколько в стороне от предыдущих построек. Это связано с тем, что в конце XVIII века город отстраивался по новому поквартальному плану, утвержденному Екатериной II, с прямыми, широкими улицами. С тех пор улица получила название Сретенская. Впрочем, это не мешало городским обывателям вплоть до середины XIX в. называть улицу по старинке – Димитриевская. После постройки нового храма некоторые иконы из предыдущих деревянных церквей были переданы в небогатые сельские церкви Горицкого погоста Муромского уезда. Сретенский храм украсили новые иконы и церковная утварь, приобретенные на средства прихожан. В 1801 году к Сретенской церкви был приписан приход древней церкви Архистратига Михаила. Она находилась в самом центре Муроме – внутри бывшего деревянного кремля (ныне – территория Окского парка). Однако вскоре этот приход упразднили, а в память о нем в 1829 году в Сретенской церкви был устроен придел во имя Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ (Москвин Федор Павлович; 1795, с. Воронье Костромского у. Костромской губ.- 28.04.1876, С.-Петербург), митр. Киевский и Галицкий. Род. в семье диакона. Учился в Костромской ДС, в 1819 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1823 г. со степенью магистра. 11 сент. 1821 г. пострижен в монашество с именем А., 14 сент. рукоположен во иеродиакона, 5 авг. 1823 г.- во иеромонаха. 1 сент. 1823 г. назначен помощником библиотекаря академии, 14 июля 1824 г.- библиотекарем. 16 окт. 1824 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры . С 25 авг. 1825 г. ректор Могилёвской ДС, преподаватель богословия, с 30 дек. член Могилёвской духовной консистории, с 4 дек. следующего года архимандрит, настоятель могилёвского Братского мон-ря и приписанного к нему Буйницкого мон-ря, с 16 марта 1827 г. благочинный мон-рей Могилёвской епархии. С 23 авг. 1827 г. ректор Орловской ДС, с 30 нояб. настоятель мценского Петропавловского мон-ря, с 16 февр. 1829 г. член Орловского тюремного комитета. С 11 сент. 1829 г. ректор Рязанской ДС, настоятель рязанского во имя Св. Троицы мон-ря . При А. число учащихся в ДУ и ДС достигло 1289 чел. По его инициативе в Троицком мон-ре для предотвращения разрушения в результате весенних паводков с зап. стороны был возведен ряд контрфорсов и повышен уровень земли. В мае 1830 г. А. был назначен настоятелем рязанского в честь Преображения Господня мон-ря . С 25 апр. 1831 г. ректор Тверской ДС, настоятель Отроча тверского мон-ря , с 24 окт.- Макариевского калязинского мон-ря . Арсений (Москвин), митр. Киевский. Автолитография Е. Белякова. Сер. XIX в. Арсений (Москвин), митр. Киевский. Автолитография Е. Белякова. Сер. XIX в. 12 марта 1832 г. А. был наречен, 24 апр. в Казанском соборе С.-Петербурга хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Активно боролся с распространением сект молокан и духоборов в губернии, используя при этом жесткие адм. меры, за что получил выговор из Святейшего Синода. С 5 апр. 1841 г. архиепископ Подольский и Брацлавский, с 6 нояб. 1848 г. архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, одновременно управляющий Волынской епархией и архим. Почаевской лавры . 25 окт. 1849 г. утвержден в звании вице-президента Волынского губернского тюремного комитета.

http://pravenc.ru/text/76242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОРОНЕЖСКАЯ И ЛИСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Воронеже. 1791–1792 (колокольня), 1833–1841 гг. Фотография. Кон. ХХ в. РПЦ, учреждена 27 нояб. 1681 г., выделена из Рязанской и Белгородской епархий (см. Курская и Рыльская епархия ). С 1696 г. Воронежская и Азовская, в 1704-1788 гг. Воронежская и Елецкая, в 1788-1794 гг. Воронежская, в 1795-1829 гг. Воронежская и Черкасская, в 1829-1943 гг. Воронежская и Задонская, в 1944-1954 гг. Воронежская и Острогожская, в 1954-2003 гг. Воронежская и Липецкая, в 2003 - 2013 гг. Воронежская и Борисоглебская, с 26 дек. 2013 г. Воронежская и Лискинская. Границы епархии совпадают с границами Воронежской области . Кафедральный город - Воронеж. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - митр. Сергий (Фомин ; с 30 мая 2003). Епархия разделена на 14 благочиннических округов: 2 Воронежских, Борисоглебский, Бобровский, Каширский, Лискинский, Новохопёрский, Острогожский, Павловский, Рамонский, Репьёвский, Россошанский, Семилукский и Эртильский. К 1 янв. 2005 г. в В. е. действовали 270 приходов, 5 мон-рей (2 муж., 3 жен.). В клире состояли 267 священнослужителей (231 священник, 36 диаконов). Территория ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ ВОРОНЕЖСКАЯ И БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЕПАРХИЯ Первоначально в В. е. вошли города Воронеж, Елец, Костёнск и Орлов (из Рязанской епархии), Урыв, Коротояк и Землянск (из Белгородской епархии). После завоевания в 1696 г. Азова границы В. е. отодвинулись на юг до Азовского м., на ее территории оказались новопостроенные города Таганрог и Павловская крепость (совр. г. Павловск Воронежской обл.). В результате территориального спора с Рязанским архиереем, к-рый был разрешен царем Петром I Алексеевичем в 1699 г. в пользу В. е., к ней были присоединены города Усмань, Демшинск, Белоколодск и с. Мокрый Боерак. Впосл. В. е. была расширена за счет территорий Белгородской епархии: в 1699 г. присоединением г. Острогожска, в 1718-1720 гг. включением земель по рекам Дон и Хопёр, принадлежавших Патриаршему приказу, в 1720 г. присоединением части земель Рязанской, в 1749 г. Тамбовской епархий (в 1758 эти земли вновь отошли возобновленной Тамбовской епархии), в 1765 г. за счет части территории Крутицкой, Коломенской и Рязанской епархий, в 1775 г.- Московской епархии. В 1712-1714 гг. Местоблюститель Патриаршего Престола Рязанский митр. Стефан (Яворский) , временно управлявший В. е., предпринял безуспешную попытку упразднить ее и вернуть территорию Рязанской кафедре.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 10.05.1868, г. Муром Владимирской губ.), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права. Архим. Гавриил (Воскресенский). Литография, 30-е гг. XIX в. Архим. Гавриил (Воскресенский). Литография, 30-е гг. XIX в. Сын дьячка, учился в Московской Славяно-греко-латинской академии и Вифанской духовной семинарии (1804-1816), по окончании к-рой поступил на 2-й курс МДА. Во время ревизии академии Тверским архиеп. свт. Филаретом (Дроздовым) (впосл. митрополит Московский) был отмечен как лучший студент за сочинение «экспромтом» на 2 Кор 3. 18. По окончании академии оставлен бакалавром философских наук. В 1821 г. в ТСЛ принял монашеский постриг, в том же году архиеп. Филаретом посвящен в иеромонаха и назначен бакалавром Свящ. Писания и герменевтики; удостоен степени магистра (1822). В кон. 1824 г. был переведен в СПбДА бакалавром богословских наук и назначен инспектором академии; 31 мая 1825 г. возведен в сан архимандрита, в том же году назначен ректором и профессором богословских наук Орловской ДС, к-рая переживала трудные времена в связи с внутренними нестроениями. Возлагаемые на него надежды Г. не оправдал: ему не удалось наладить дисциплину и порядок в семинарии, к тому же на него была подана жалоба и до начала ревизии комиссией духовных уч-щ он был переведен ректором в Могилёвскую ДС. 25 мая 1829 г. комиссия постановила рекомендовать Святейшему Синоду уволить Г. от ректорства. 15 авг. 1829 г. по определению Святейшего Синода Г. был назначен настоятелем в казанский Успенский Зилантов мон-рь. С переездом в Казань начинается наиболее важный период в пастырской, миссионерской, лит. и общественной деятельности Г. Жителям Казани он запомнился как замечательный оратор и пастырь, разделивший с ними страшные испытания во время голода, эпидемии холеры в 1830 и 1847-1848 гг. и пожара в 1842 г. По сведениям А. Ф. Можаровского, историка КазДС, Г. принимал участие в миссионерской работе, развернутой в крае архиеп. Казанским Филаретом (Амфитеатровым) (впосл. митрополит Киевский). В течение мн. лет пребывания в Казани Г. оставался настоятелем Успенского Зилантова мон-ря, описанию к-рого он посвятил книгу; его ревностью и старанием мон-рь стал 2-классным.

http://pravenc.ru/text/161289.html

Иваново. Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1795. Год утраты:Не установлен. Адрес: г.Иваново, пл. Революции. Координаты: 56.995378, 40.981649 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фото с сайта Андрей Агафонов 1 января 1900 Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня по своему происхождению очень древняя. В течение XVII-XVIII ст. церковь была зданием деревянная и, кроме главного престола Крестовоздвиженского, имела один придельный престол во имя св. евангелиста Иоанна Богослова. В 1699 г. во время случившегося в Иванове пожара, истребившего большую часть села, церковь сгорела. Построенная вновь она существовала до 1723 г. невредимою; в означенном году во время пожара в селе неизвестными людьми, спасавшими церковное имущество от огня, антиминс и облачение с престола были взяты и пропали бесследно; поэтому в том же 1723 г. церковь освящена на новом антиминсе. В 1775 г. церковь снова сгорела; в 1795 г. вместо деревянной церкви усердием прихожан сооружена каменная церковь с таковою же колокольнею. При ней в 1858 г. построена теплая каменная церковь и новая колокольня, так как старая колокольня оказалась тесною для помещения колоколов. Престолов в церкви шесть: в холодной – главный престол в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и придельные: во имя св. еванг. Иоанна Богослова и во имя св. и чуд. Николая; в теплой: главный престол – в честь Рождества Христова, придельные – в честь иконы Федоровской Божией Матери и во имя св. Богоотец Иоакима и Анны. При церкви имеются две каменные часовни: одна с иконой Федоровской Божией Матери, а другая – с иконой Казанской Божией Матери. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1781 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества имеется и хранится в церкви. Причта при церкви по штату положено: 3 священника, диакон и 3 псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=36997

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗУБРИЦКИЙ Денис Иванович (1777, с. Батятичи, ныне Львовской обл.- 4(16).01.1862, Львов), историк, один из лидеров рус. движения в Галиции. Из старинного дворянского рода герба Венявы из с. Зубрицы (ныне Турковского р-на Львовской обл.), сын помещика-арендатора. Обучался в доме родителей, в 1795 г. окончил Львовскую гимназию. Не получив высшего образования, З. всю жизнь занимался самообразованием и был известен как крупный ученый. Д. И. Зубрицкий. Гравюра. 1916 г. (ГПИБ) Д. И. Зубрицкий. Гравюра. 1916 г. (ГПИБ) В 4-м классе гимназии был приглашен для рассмотрения городских и земских актов и грамот в архиве львовского бернардинского мон-ря. В 1795 г. поступил на службу в Бжозувский (Бржозовский) магистрат Санокского окр., где дослужился до поста городского синдика. Впосл. занимал в крае разные должности. В нач. 20-х гг. XIX в. назначен опекуном над малолетними детьми гр. Пининского. Успешно управлял их финансами, обширными имениями, в благодарность Пининские предоставили З. в пожизненное пользование одну из своих деревень, где он поселился с семьей. Болезнь жены вынудила его переехать во Львов, смерть супруги и единственного сына резко изменила жизнь З. С 1829 г. работал в Ставропигийском ин-те, единственном светском национальном учреждении галицких русинов в Австрии. В 1830 г. стал префектом (управляющим) типографии, архива и б-ки, к-рые существовали при ин-те. Деятельность типографии при нем значительно расширилась. В 1830 г. З. опубликовал оду «Бог» Г. Р. Державина в подлиннике и в польск. и нем. переводах. Это было 1-е произведение на рус. лит. языке, изданное в Галиции. Среди изданной З. лит-ры были Евангелие, правосл. богослужебные книги, к-рые могли использоваться в униат. храмах. З. занялся изучением и приведением в порядок институтского архива. Большую часть книг из собранной для своего сына богатой б-ки принес в дар институту, а остальные подарил Львовскому ун-ту. В 1834, 1835 и 1838 гг. З. избирали в вице-сеньоры Ставропигийского ин-та, но он каждый раз отказывался, отдавая все силы научной и общественной работе.

http://pravenc.ru/text/200107.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010