В XVI-XVII вв. при мон-ре Философу действовала «тайная школа», память о к-рой сохранилась в народном названии пещерного монастырского храма Κρυφ Σχολεο (Тайная школа). Жители Д. в течение всего периода тур. правления отличались грамотностью. В 1764 г. на основе «тайной школы» была образована городская школа Д., которая, согласно определениям Свящ. Синода К-польской Церкви, содержалась на средства мон-ря Философу. После поражения Пелопоннесского восстания 1770-1779 гг. она временно была закрыта. При школе находилась богатая б-ка, к-рая к 1821 г. насчитывала более 5 тыс. книг, а также имела собрание рукописей. В период греч. национально-освободительной войны 1821-1829 гг. б-ка пострадала: часть книжной бумаги была использована греками в качестве сырья для изготовления взрывчатого вещества (пирит). Сохранившиеся тома старой б-ки составили ядро совр. публичной б-ки Д. (15 тыс. ед. хр., в т. ч. рукописи и редкие издания). После начала освободительного восстания 1821 г. временное правительство Греции в 1824 г. поставило местоблюстителем архиепископии Д. еп. Виссариона Хариупольского, титулярного митрополита Ст. Патр. Он происходил из Зиговистиона, пользовался большим авторитетом и управлял епархией до 1833 г. В правление кор. Оттона I (1833-1862) Гортинская епархия была разделена на Эримантийскую с кафедрой в Д. и Гортинскую. Церковное управление в Эримантийской епархии осуществляла комиссия из 4 священников. После ухода на покой еп. Прокопия Гортинского обе епархии были снова объединены. В 1852 г. Гортинская и Мегалопольская епархии объединились в единую епископию с кафедрой в Д. В 1922 г. епископия была возведена в ранг митрополии. Известные архиепископы Д. и Аргирокастры Афанасий Кондояннис (сент. 1610? - до 1620); Кирилл (1639-1644); Панкратий I Курис (1650-1710); Герасим Андроник (1710?); Панкратий II Лазаропул (дек. 1718 - 3 дек. 1720); Никодим (до 1727); Анания (1747-1750 или 1763; с титулом епископа Кариупольского); Амвросий (1767 - окт. 1795); Филофей (Хадзис) (нояб. 1795 - сент. 1821); Виссарион (1824-1833; еп. Хариупольский, местоблюститель кафедры Д.).

http://pravenc.ru/text/178255.html

г) Знамена, пожалованные еще Государынею Императрицею Екатериною Великою, одно в 1775, другое в 1795, третье в том же 1695 году, и пожалованное почивающим в Бозе Государем Императором Павлом I-м в 1799 году; д) Два знамени, пожалованные почивающим в Бозе Государем Императором Александром I-м, одно в 1811 году, а другое за подвиги 1812, 1813 и 1814 годов; е) Знамя, пожалованное Царствующим Великим Государем Императором Николаем Павловичем за отличные деяния Войска Донского на войнах, бывших в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, и штандарт, пожалованный Лейб-гвардии казачьему полку. За ними несутся обыкновенные Войсковые и Станичные знамена, с изображениями Св. Икон и Крестов; назади всех – бунчуги: число последних до 20-ти. На средине процессии, по протяжению длины и широты проспекта, таким образом составляющегося, несутся на бархатных малинового цвета подушках Штаб-Офицерами, при ассистентах из Обер-Офицеров: Всемилостивейше пожалованная в 9 день мая 1826 года Государем Императором Николаем Павловичем в число Войсковых регалий та самая сабля, которую носил почивающий в Бозе Государь Император Александр Благословенный. Высочайшие грамоты: а) Государя Императора Николая Павловича о сабле; б) о назначении Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Атаманом всех казачьих войск; в) Государя Императора Петра Великого о пожаловании двух вышеозначенных знамен; г) Государыни Императрицы Анны Иоанновны о пожаловании вышеупомянутых знамен, две; д) Государыни Императрицы Елисаветы Петровны на пожалованное Ею знамя; е) Государыни Императрицы Екатерины II-й на пожалованное Ею знамя; ж) Ее же на три знамени, пожалованные в 1775 и 1795 годах; з) Государя Императора Павла I-ro на пожалованное Им знамя; и) Государя Императора Александра I-ro на пожалованные Им знамена, две; й) Государя Императора Николая Павловича на пожертвованное Его Величеством знамя. За грамотами – серебряный ковчег, в котором хранятся Высочайшие грамоты. Войсковые клейноды: Пернач и булава; Бунчуг и бобылев хвост;

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

К 1795 году в общине в 21 келье проживала 41 насельница. Кельи были построены в две линии, меж которыми находилась церковь. Все постройки обнесены деревянной оградою на столбах. Многие из насельниц занимались шитьём, вышиванием золотом, изготовление свечей. Но поскольку монастырь существовал неофициально, в том же 1795 году, поступил губернский приказ его ликвидировать, а постройки сломать или продать, но указание выполнено не было. В конце 18 века, сестры, укреплённые благословением Святителя Тихона, приступили к строительству каменного храма. Но из-за нелегального положения обители, соборный храм строился как приходской. В это время была заложена храмовая часть в классическом стиле, с большою квадратной световой главою со срезанными углами, с шестью колонными портиками по сторонам. Собор строился на средства елецких купцов и людские подаяния. В 1805 году был освящён первый престол новой соборной церкви, а в 1813 году состоялось его полное освящение. После окончания строительства нового собора ельчане вновь решили начать хлопоты о восстановлении на Каменной горе женской монашеской обители. После долгих лет прошений и согласований в октябре 1822 году император Александр Первый подписал указ о возрождении Знаменского женского монастыря, а открытие его состоялось 15 апреля 1823 года. К этому времени в обители было построено 46 келий и проживало 117 монашествующих. В 1829 году по указу Орловской духовной консистории начата постройка большой трёхнефной каменной трапезной Знаменского собора, а в нижнем этаже, которой устроена двухпрестольная тёплая церковь. Вокруг монастыря, вместо обветшалой деревянной стены по проекту архитектора Шарлеманя было начато строительство новой кирпичной ограды с четырьмя башнями по углам и тремя воротами. Окончательно ограда выполнена к 1844 году. В это же время была разобрана старая деревянная церковь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1839 году орловский епископ Никодим ходатайствовал перед Синодом о строительстве в Знаменском монастыре каменной колокольни. Комиссия утвердила проект в 1840 году, а через год начато строительство на западной стороне обители. Строительство её завершилось в 1861 году. Трёхъярусную каменную колокольню венчал шпиль с золочёным крестом, а в первом ярусе – святые ворота. В 1841 году с южной стороны монастыря был устроен спуск в виде широкой лестницы с перилами к святому колодезю, а также построена просфорня. В 1872 году на средства благотворителей был построен деревянный на каменном фундаменте корпус, а на могиле затворницы благочиния Мелании сооружён каменный фундамент, на котором поставлен решетчатый чугунный памятник с дверью, в виде малой часовни, увенчанной наверху крестом.

http://sobory.ru/article/?object=06487

Св. Мартирий [упом. 1582, 95]; † 1 мар. 1603. Сильвестр , 1624. Закхей , 1628. Иосиф , в янв. 1650. Корнилий в 1668 перев. из Тихвина, а 16 мар. 1673 хирот. в митрополита Казанского. Игумены Иосиф , 1676–79. Феодорит , 2 февр. (sic, sic) 1677, 1679–82. Иеремия , в мае, авг. 1683. Никодим , 1686–88. Савватий , 1690–93. Лаврентий , 1694–97. Ефрем , 1698–1708. Иоиль , 1722–1738. Иосиф , 1749–64. Иов , 1769; † 1771. Архимандриты Вениамин Румовский-Краснопевков 2 дек. 1771 перев. из Староладожского, а 16 янв. 1774 – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Транквиллин в янв. 1774 перев. из Антониева, а 13 июля – в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иоанникий Орловский произведён 5 сент. 1774, а в июле 1782 перев. в Солотчинский. Вениамин Багрянский произведён в июле 1782, а в исх. 1783 перев. в Антониев. Иннокентий Полянский 4 дек. 1783 перев. из Московского Знаменского, а 13 нояб. 1785 – в Вяжицкий. Антоний произведён 14 янв. 1786, а 25 июля 1788 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иоасаф Клоков 23 дек. 1788 перев. из Деревяницкого, а 11 авг. 1792 – в Серпуховский Высоцкий. Анастасий Братановский (Романенко) произведён 6 сент. 1792, а 13 мар. 1795 переведён в Петергофскую Сергиеву пустынь Феофилакт Русанов произведён 13 мар. 1795, а 29 мая 1796 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Ксенофонт Троепольский произведён 16 июня 1796, а 7 февр. 1798 переведён в Казанский Спасо-Преображенский. Флавиан Ласкин произведён 14 февр. 1798, а 10 окт. 1799 перев. в Сергиеву пустынь. Евгоний Болховитинов , из протопопов Воронежских, произведён 11 мар. 1800, а 27 янв. 1802 перев. в Сергиеву пустынь. Израиль Звягинцов 7 февр. 1802 перев. из ректоров Орловской семинарии, а 13 мар. 1806 перев. в Сергиеву пустынь. Порфирий Кириллов произведён 10 июня 1806, а 31 авг. 1808 перев. в Сергиеву пустынь. Вениамин Весновский произведён 2 окт. 1808; † 9 нояб. 1809. Годеон Федотов произведён 14 окт. 1810, а 3 июля 1816 перев. в Сковородский. Парфений , с 1816, а 15 мар. 1819 перев. в Свирский. Паисий , 1819–22, уволен на покой. Иннокентий произведён 1822, а 2 мая 1829 перев. в Кириллов Белоезерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Ярослав. епарх. ведом. 1865 г. 17) он поместил заметку «О кресте, находящемся в церкви села Морозова». Алешковский Петр Иванович Алешковский Петр Иванович , родился в 1767 г., был священником в Ростове сначала при несуществующей уже ныне церкви Воскресения на рву, а после (1792–1814 гг.) при Вознесенской церкви. В собрании рукописей И.А. Вахрамеева 2 имеются две проповеди о. Петра: а) «на неделю 6-ю по Пятидесятнице» (л. 121–180), и «на неделю 7-ю по Пасхе» (л. 148–158), и несколько ученических сочинений его 688) на русском и латинском языках, относящихся к 1786 и 1787 годам. Анастасий Анастасий , до монашества Алексей Иванович Лавров, родился в Ярославской губ., с 1814 г. учился в Ярославской семинарии, с 1820 г. – в Московской духовной академии и окончил в ней курс со степенью магистра. В январе 1825 г. определен он ректором Борисоглебского (около Ростова) дух. училища, а в феврале перемещен на должность учителя семинарии в Ярославль. Приняв 26 июля 1828 г. монашество, определен он (1829 г.) инспектором семинарии, в апреле 1832 г. назначен ректором семинарии в Екатеринославль, получив в мае сан архимандрита. Умер в 1868 году. Магистерская диссертация его осталась не напечатанной, равно как неизвестны в печати и говоренные им проповеди . (Яросл. еп. вед. 1870 г. 49 – Об. И. Рус. Ист. Общ. LX, 16). Аннинский Иван Николаевич Аннинский Иван Николаевич , был в Ярославле священником церкви Михаила Архангела. Родился он, как значится на могильном его памятнике 3 в 1804 г., умер 13 июня 1859 г. В собрании рукописей И.А. Вахрамеева 4 сохраняется им, Аннинским, составленное «Историческое и статистическое описание церкви св. Архистратига Михаила в Ярославле». Антоний Антоний , в мире Алексей Добротин, Ярославец, сын причетника, 1795–1803 года учился в Ярославской, а 1803–7 в Троицелаврской семинарии; в 1807 г. определен он в Ярославскую семинарию учителем аналогии и греческого языка, был потом и префектом, или инспектором. Приняв 6 февраля 1814 г. монашество, назначен он здесь же ректором семинарии, 14 сентября того же года перемещен в архимандриты Спасо-Каменного Духова монастыря и определен инспектором семинарии в Вологду, в 1819 г. переведен ректором семинарии в Иркутск с настоятельством в тамошнем Вознесенском монастыре; в 1822 г. дан ему в управление Нижнеломовский Казанский монастырь в Пензенской губернии, где он, по Строеву, значится до 1829 г.; дальнейшее о нем неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Графиня Наталия Фёдоровна, за полковником бароном Борисом Унгерн ф. Штернбергом Иоанн-Густав Карл-Фридрих, статский советник; рождение 7 апреля 1781 † 25 марта 1848; женат на Генриетте ф. Нолькене, рождение 1806 † 1829 Александр-Магнус, полковник, рождение 1783; женат на Оттилие ф. Экеспарре Балтазар-Лудвиг, рождение 5 ноября 1785 † в июле 1839; женат на Юлие ф. Бурмейстер Пётр-Вильгельм, рождение 1787 † 3 июня 1841; женат на Юлиане-Луизе-Амалие ф. Руммель Отто-Магнус-Балтазар, рождение 1795 † 1847; женат на Элеоноре-Вильгельмине ф. Гюне Шарлотта-Вильгельмина, за бароном Гансом Стакельбергом Христина-Каролина, за майором Петром ф. Моллером Елисавета, за статским советником Струковым КОЛЕНО XX: Карл-Фридрих-Христофор, рождение 12 августа 1800; женат на Эмме ф. Рубуш Оттомар-Маттиас-Густав, рождение 15 сентября 1801; женат на Елене Фрейтаг ф. Лорингофен Граф Фёдор Александрович, рождение 15 апреля 1811; женат на Надежде Александровне Струковой Граф Александр Александрович, убит на Кавказе Граф Николай Александрович, рождение 1821 Граф Константин Александрович, рождение 17 февраля 1824; женат на Каролине Магнейт (Magnight) Графиня Елисавета Александровна, за Иоанном ф. Кнорринг Графина Наталия Александровна, за шведским генералом графом Лёвёнгиельм Графиня Елена Александровна Граф Павел Петрович, женат на Екатерине Николаевне Рюминой Графиня Наталия Петровна, за действительным статским советником Евгением Петровичем Вонлярлярским Граф Сергий Петрович, рождение 30 ноября 1828; женат на княжне Ольге Александровне Вяземской Граф Владимир Петрович, рождение 25 января 1834 Графиня София Петровна Графиня Александра Петровна Матиас-Густав-Роберт, рождение 5 июня 1826 Евгений-Николай, рождение 8 ноября 1829 Вильгельмина-Магдалина Отто-Александр, рождение 24 ноября 1814; женат на Оттилие ф. Фитингоф Артур-Адольф, рождение 28 марта 1821 Вильгельмина-Юлия-Амалия, за генерал-майором Бурмейстером Матильда-Фредерика-Наталия, за Гуге ф. Толь Елисавета-Христина-Шарлотта, за полковником Экеспарре

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Schema-Hegumen Anthony Elder Anthony was discipled by his brother in the Roslavl forest before following him to Optina. He was only 30 when he was appointed superior of the skete, and even in this position of authority he did nothing without his brother’s blessing. Visitors to the Skete were impressed by the order and cleanliness, which were mirrored in the inner tranquility of the brethren under the care of this spirit-bearing elder. The diocesan bishop, however, saw the revival of eldership as an innovation and made things difficult for the elders. In 1839 he transferred Elder Anthony to the derelict Maloyaroslavl monastery. Leaving Optina was a great trial for the Elder, but nevertheless, he applied himself to revitalizing the monastery and endured 14 years before returning to his beloved Optina for retirement. For 30 years the Elder suffered from sores on his legs which, in time, penetrated to the bone. Even in this condition he did not spare himself for the sake of his brother. One monk often gave in to a weakness to oversleep and missed Matins, which was served at 1 or 2 in the morning; finally he gave up altogether, in spite of repeated entreaties by his superiors. One morning after service in church Elder Anthony came to the brother’s cell. “I must give an account for you. Have pity on me and on your’ own’ soul,” the Elder implored. He prostrated himself before the brother, whereupon blood poured out from the elder’s boots, forming a pool beneath his mantia. The brother was cured of his weakness. Hieroschemamonk Leonid Eldership at Optina properly begin with Elder Leonid (Leo in schema) who arrived when was already matured in this ministry. Outwardly his monastic path was unsettled. It began in Optina at the dawn of its revival, initiated in 1795 Metropolitan Platen, then led to White Banks Monastery where he was tonsured, to Cholnsk, the Roslavi forest, Valaam, St. Alexander of Svir monastery, Ploshchansk and the Briansk forest, before “returned” to Optina in 1829 at the invitation Elder Moses.

http://pravmir.com/optina-elders/

Будучи женой короля Фридриха Вильгельма III (1770-1840), Луиза стала, с одной стороны, – мамой жены Николая I, бабушкой Александра II, прабабушкой Александра III и соответственно прапрабабушкой Николая II, а с другой – мамой Фридриха Вильгельма IV (1795-1860) и Вильгельма I (1797-1888), бабушкой Фридриха III (1831-1888) и прабабушкой Вильгельма II (1859-1841), связав обе династии в одну большую семью. Еще при жизни королева Луиза стала объектом почти культового почитания, невероятно распространившегося после ее кончины. Королева Луиза стала символом нового подъема Пруссии и становления Германской империи, и ее «мистическое влияние» на историю Германии превзошло влияние, которым она реально обладала при жизни как королева Пруссии. Для Пруссии война 1813 года была действительно войной за государственную самостоятельность и национальное возрождение. Роль Российской Империи в этом «прусском воскресении» из государственного небытия была очевидна для всех прусских государственных умов, особенно военных от Клаузевица до Шарнхорста, Блюхера и Гнейзенау. Многие прусские офицеры были кавалерами высших русских орденов так, фельдмаршал Блюхер стал кавалером двух высших степеней Ордена Св. Георгия и были даже офицерами Русской Императорской Армии, как, к примеру, полковник Карл фон Клаузевиц – кавалер ордена Св. Георгия IV ст. и Золотого оружия. В скобках можно заметить, что и скончались прусские генералы граф Август Нейхардт фон Гнейзенау между прочим, кавалер ордена Св. Андрея Первозванного (26.05.1829) и Карл Филипп Готлиб фон Клаузевиц, выполняя союзнический долг перед Россией при подавлении польского мятежа 1831 года, как командир прусского экспедиционного корпуса и его начальник штаба. Скончались, правда, не от ран, а от холеры, свирепствующей по обе стороны фронтов. Кавалером орденов Св. Андрея и Св. Георгия Победоносца IV ст. стал в 17 лет и будущий объединитель Германии Вильгельм I. Георгия он получил за доблесть в сражении при Бар-сюр-Об 27 февраля 1814 года. И всю жизнь гордился им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/31/...

В 1790 г. в с. Красном Старицкого уезда Тверской губ. действительным статским советником Марком Федоровичем Полторацким (17 апреля 1729 (по другим данным, 1727) - 13 апреля 1795). была построена Преображенская церковь, повторяющая формы Чесменской. Первое его ходатайство «построить каменную церковь собственным коштом» относится к 1783 г. Как и первоначальный храм в с. Красном, ее предполагалось освятить во имя Обновления храма Воскресения Христова, ветхую же деревянную церковь (построенную в 1720 г., по другим данным - в 1673 г.) - перенести на место предполагавшегося кладбища. После повторного прошения епископ Иоасаф (Заболотский) 30 июля 1785 г подписывает храмоздательную грамоту. В 1790 г. уже попечением супруги Марка Федоровича Агафоклеи Александровны и с благословения Преосвященного Иоасафа церковь была достроена, но освящена лишь 21 июля 1803 г. архиепископом Тверским Павлом. Утварь из прежнего храма была перенесена большей частью в часовню д. Кушниково, а на его месте впоследствии поставлен " столб-часовня " . Семья строителей храма оставила значительный след в хозяйственной и культурной жизни Тверского края. В возведенную А.А. Полоторацкой церковь в с. Красном она пожертвовала два литургических набора (1802-1803) и два Евангелия - 1800 г., обложенное серебром, и 1808 г. (в 1810 г.), а также две ризы. В 1824 г. А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна». С 1826 г. Алексею Павловичу (с 1827 г. - штабс-капитану лейбгвардии Павловского полка) принадлежало имение «Красное». Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу. Высота церкви составляет немногим более 24 м, ширина и длина - 20 м. Согласно описи 1848 г., составленной при священнике Михаиле Ивановиче Вешнякове, церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж. Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях». При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещались изображения Ангелов - одного с трубой, Апокалиптическим символом, а другого - с Крестом в руках, над ними - пирамиды высотой 120 см.

http://sobory.ru/article/?object=00013

В клировых ведомостях за 1816 год церковь в селе еще деревянная: «В селе Сосновском Яранской округи церковь деревянная, во именование св. апостолов Петра и Павла и придел во имя преподобных отцов Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев. Построена по указу ВДК 1794 года. Освящена в 1799 году. Придел — 15 января 1795 года г.Яранска иереем Зотином.». Но в этом же 1816 году Преосвященным Гедеоном, Епископом Вятским дана храмозданная грамота от 31 марта на построение вместо первой деревянной церкви вновь каменной: «Божией Милостию. Слушав мы поданное нам, епархии нашея, Яранской округи, села Сосновского Петропавловской церкви от выборного из приходских людей крестьянина Ивана Дербенева прошение о позволении вместо оной деревянной церкви, приходящей в ветхость, построить вновь каменную по удобности в деревне Сердеже, отстоящей от того села Сосновского в двух верстах, в то ж применование с приделом Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия. Благословили оную каменную церковь с приделом, на удобном месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утвержденному нами. Лета, мироздания 7324-го, воплощения же Бога Слова 1816 марта в 31 день Оную грамоту принял выборной Иван Дербенев. Вместо него расписался Сосновский иерей Иоанн Решетов». (Отпуск в деле ВДК 1822 года Каменный храм с приделом был построен в 1820 году. В клировых ведомостях церквей Яранской округи за 1825 год о селе говорится: «В селе Сосновском 256 приходских дворов, в которых 1347 душ мужского пола и 1584 женска (2931 чел. — прим. авт. ). В оном селе две церкви — первая каменная, построенная в 1820 году. По освящении храма имеет быть во имя Св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. В ней придел Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, освящен 28 июля 1825 года благочинным Троицкой церкви г. Яранска Св. Поликарпом Кувшинским. Оная церковь в таком виде: покрыта деревянною крышею, пол опоченый, стены внутри оштукатурены и раскрашены, извне отбелены и раскрашены. Вторая церковь деревянная Петропавловская. Оная церковь довольно прочна. Иконостас может быть перенесен в каменную. При ней покоятся умершие. От села отстоит в 1,5 версты и никем не охраняется. Прихожане удельные, ясашные крестьяне и новокрещане — черемисы, которые российский язык отчасти понимают. В 1829 году холодный храм еще не отделали. Требовалось оштукатурить до конца стены, настлать пол, сделать окончины и перенести из деревянной церкви иконостас с некоторой поправкой.

http://sobory.ru/article/?object=26763

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010