Иосиф 1494 наречён епископом Смоленским. Иосиф , 1509 и 1518, 4 янв. 1528. Никандр , 8 мая 1558. Михаил Рагоза (он же архим. в Минском Вознесенском) в июле 1582. (А. 3. Р., III, 132); 29 июля 1589 хирот. в митрополита Киевского. Иоасаф , 27 янв. 1596. Иоасаф Мировский † 22 дек. 1618. Феодосий Василевич упом. 1654, 1656 (sic); 20 апр. 1672 хирот. в епископа Могилевского. Серапион Полховский 30 сент. 1697 хирот. в епископа Могилевского и оставался настоятелем. Иосиф Оранский , 1733, а 29 окт. 1748 перев. в Киево-Печерский. Михаил Козачинский , около 1750, 9 мая (sic) 1756. Давид Нащинский , из префектов Киевской акад., 1756–58, в нояб. перев. в Киево-Братский. Досифей Галяховский , 1759–1763, предан суду. Павел Волчанский 9 нояб. 1763 перев. из Киевского Кириллова. Виктор Садковский 156 27 июля 1785 хирот. в викария Киевского и управлял им после (до 1793). Серафим Глаголевский , архиепископ Минский, вместе и архим. с 1812. (Ист. Иер., VI, 906).       В 1845–64 под управлением архиереев. 10 Брестский-Симеоновский, заштатный. [III, 456.] Игум. Афанасий Филипович , 1644–48, убит 20 июля. – Спиридон , 1763. – Аркадий , с 1798 архим-т. 11 Воскресенского, в городе Борисове [VI, 952] Игум. Феодосий , 1686–88, 98. (1692, 1698, 1706; Ист. Иер.). 12 Сурдецкого Свято-Духова, основанного 1627 г., заштатного [VI, 336]: Архим. Иов , 1848 и 49. Игум. Николай , 1850–52. – Феодосий , 1853–69. 13 Супрасльского Благовещенского, ныне 2-го класса [в Ист. Иер. нет]: Игум. Пафнутий , 13 окт. 1509. Архим. Тимофей в 1589 отрешён. – Иларион, кн. Мосальский , 1593–1602, 19 янв. отставлен. … Игум. Никодим , 1838–40, архим. 1851–53. – Викентий , 1854–66, архим. 1869. 14 Лаврашского, в Белоруссии (упом. в 1401 г.) [V, 1]: Игум. Никита , в XV веке. – Арсений , 25 дек. 1509. Архим. Алексий , 1524 (А. 3. Р., II, 125). – Иона и Никита ... (Опис. Рум. Муз., 124). – Гедеон Брилницкий , в янв. 1596. 15 Лещинского, в Пинском повете [V, 20]: Архимандриты Варлаам , игум., 26 февр. 1517. Макарий , с мая 1552 епископ Туровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российской Церкви, с нужными примечаниями на оное и с присовокуплением другого краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними. – Воронеж, 1799. Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского и викария Новгородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий. – СПб., 1796. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии: С присовокуплением различных грамот и выписок, объясняющих оное, а также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия. – Киев, 1825. Словарь исторический о писателях духовного чина: в 2 ч. – СПб., 1827. Вольтеровы заблуждения, обнаруженные аббатом Нопотом: в 2 ч. – М., 1793. Парнасская история, заключающаяся в двух книгах, из которых первая содержит описание горы Парнаса, находящихся на нем строений, окрестных потоков, источников, болот, лесов и обретающихся там животных, а вторая – жителей, правления, чинов, судилищ, жертвоприношений, праздников и торгов парнасских/Пер.... – М., 1788. Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 42, 117, 124, 187, 210. Полетаев Н. И. Труды митрополита Евгения Болховитинова по истории Русской Церкви. – Казань, 1889. Карпов С. М. Евгений Болховитинов как митрополит Киевский. – Киев, 1914. Токмаков И. Ф. Историко-археологический очерк Хутынского Варллаамиева, Спасо-Преображенского монастыря (Новгородской губернии и уезда), в связи с кратким историческим сказанием о преподобном Варлааме Хутынском, новгородском чудотворце, основателе монастыря. – Новгород, 1911. – С. 45, 46. Суворов Н. И. Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, монастыря. – 2-е изд. – Вологда, 1893. – С. 30, прим. Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 191–194.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Источник: «Храмы Шадринска». Редактор-составитель С.Б. Борисов. Шадринск, ПО «Исеть», 1993. стр. 13-16 Никольский собор находится всего в двухстах метрах от Спасо-Преображенского и располагается на одной и той же улице Пионерской (Преображенской). Этот храм заложили в 1793 году; нижнюю (Николаевскую) церковь освятили в 1796 году, верхнюю (в честь Рождества Пресвятой Богородицы) - в 1802 году. В середине XIX века в обоих престолах было устроено ещё по два придела - таким образом, храм стал шестипрестольным, таким он остаётся и сейчас. Смотрится собор довольно фундаментально, но не " поразительно " . Всё та же форма " корабля " с расположенными по оси " запад-восток " колокольней, широкой двухэтажной трапезной и, наконец, приземистым маловыразительным четвериком, на который нанизана небольшая главка без барабана. Это, несомненно, провинциальный классицизм, однако ещё с явным барочным эхом в декоративном оформлении. В 1884-1887 годах в Николаевской церкви служил священник Иоанн Первушин (1821-1900), личность во многих отношениях примечательная. Выпускник Казанской духовной академии, в 1850-х годах он был определён к одной из сельских церквей Шадринского уезда. Деревенская жизнь широкой натуре бытюшки была тесновата, и он постоянно дерзал как-то раздвинуть границы своего существования: завёл школу для крестьян всех возрастов, затеял издание журнала " Шадринский вестник " и газеты " Шадринская местность " , занимался математикой. Именно на математическом поле, в области теории чисел, отец Иоанн обрёл успехи, став членом-корреспондентом Петербургской, Неаполитанской и Парижской Академии наук. Его пастырскому служению это не мешало - все, знавшие отца Иоанна, вспоминали о нём как об усердном, внимательном и любимом прихожанами священнике. В советские годы Никольской церкви пришлось претерпеть немалые испытания: в здании размещалось сначала студенческое общежитие, потом эвакуированный из Москвы Полиграфический институт, потом автомеханический техникум... Работал здесь даже винный магазин. В 1991 году храм вернули верующим, двумя годами позже он получил статус второго кафедрального собора Курганской и Шадринской епархии, с 2015 года Свято-Николаевский собор - кафедральный собор самостоятельной Шадринской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=05909

Князь Павел Сергеевич, генерал-поручик, рождение 30 июня 1747 † 2 декабря 1789. Женат на Татияне Ивановне Плещеевой, рождение 26 сентября 1761 † 26 декабря 1800 Князь Пётр Сергеевич Князь Иван Сергеевич, флота капитан 2-го ранга, рождение 14 января 1752 † 20 января 1810, женат на княжне Марие Алексеевне Волконской, рождение 18 марта 1750 † 17 декабря 1804 Князь Фёдор Сергеевич, генерал-майор, рождение 23 декабря 1757 † в апреле 1794, женат на княжне Прасковие Юрьевне Трубецкой (овдовев, вышла за полковника Петра Александровича Кологривова) рождение 1762 † 1848 Княжна Анна Сергеевна, рождение 8 марта 1742 † 1820 за графом Николаем Владимировичем Салтыковым Княжна Наталия Сергеевна Князь Пётр Иванович; женат на Анне Михайловне Леонтьевой, рождение 20 июля 1715 † 6 февраля 1782 Князь Фёдор Фёдорович Князь Пётр Никитич Князь Николай Никитич; женат на Евдокие Петровне Ильиной, рождение 22 февраля 1748 † 15 мая 1812 Князь Фёдор Петрович Князь Алексей Иванович, тайный советник; женат на княжне Ирине Григорьевне Урусовой † 4 марта 1796 Князь Иван Иванович, майор; женат на Ольге-Ефимие Филипповне Мясновой Князь Пётр Иванович, действительный статский советник Князь Иван Николаевич † 4 октября 1818 Князь Дмитрий Николаевич Князь Михайло Николаевич КОЛЕНО XXVII: Князь Александр Сергеевич † в молодых летах Князь Николай Сергеевич, гофмейстер, рождение 1783 † 25 июля 1842; женат на графине Марие Алексеевне Бобринской, рождение 30 января 1799 † 30 июля 1835 Князь Сергий Сергеевич, обер-гофмейстер и Святого Александра Невского кавалер; † 5 сентября 1852; женат на Изабелле Адамовне Валевской Княжна Варвара Сергеевна, рождение 1793 † 1833, за обер-шталмейстером князем Василием Васильевичем Долгоруковым Князь Андрей Павлович, шталмейстер † 7 января 1828; женат на княжне Екатерине Сергеевне Меншиковой, рождение 6 июля 1794 † 24 декабря 1835 Князь Павел Павлович, действительный тайный советник, государственного совета член, Святого Александра Невского и Святого Владимира 1 степени кавалер, рождение 4 марта 1787; женат на Марие Григорьевне Глазенап

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Никон , бывший архим. Московского Донского монастыря, определён 21 нояб. 1700; в исх. 1702 перев. в Новгород-Северский мнтрь. Исаакий Васенькевич в 1704 перев. из Виленского Свято-Духова монастыря; † 30 нояб. 1714. Евстратий Самборович упом. в 1719–1722; † в 1724, на покое. Нил Березовский в 1722 перев. из Макошинского, а в 1727 – в Новгород-Северский мнтрь. Тимофей Максимович произведён 20 июня 1727; † 1749 ... Димитрий Белинский в 1750 перев. из Макошинского монастыря; † 18 нояб. 1753. (В 1754–56 вакансия). Гервасий Линцевский , Пекинский миссионер, определён 27 февр. 1757; 27 июля того же года хирот. в викария Киевской епархии. Сильвестр Новопольский 28 апр. 1757 перев. из Черниговского Троицкого Илиинского; † 23 февр. 1761. Гедеон Сломинский 9 авг. 1761 перев. из Московского Заиконоспасского монастыря, а 4 сент. – в Бизюков. Панкратий Чарныйский 4 сент. 1761 перев. из Бизюкова монастыря, а 10 окт. – в Черниговский Троицкий Илиинский. Иов Малеевский 10 окт. 1761 перев. из Троицкого Илиинского; 2 февр. 1763 в Бизюков. Панкратий (паки) в 1763 перев. из Троицкого Илиинского; † 1773 ... Иерофей Малицкий 2 апр. 1774 перев. из Домницкого монастыря; 6 дек. 1788 хирот. в епископа Черниговского. Игнатий Максимович 15 янв. 1789 перев. из Колязина монастыря; † 30 нояб. 1793. Христофор Сулима 1 мая 1794 перев. из Гамалеевского монастыря; 18 апр. 1798 хирот. в еписк. Феодосийского (викария Екатеринославской епархии). Феофан Шиянов-Чернявский 13 мая 1798 перев. из Нежинского Назарета, в начале 1799 – в Новгород-Северский Спасский мнтрь. Афанасий Корчанов 21 мар. 1799 перев. из Киево-Выдубицкого монастыря; 5 сент. 1811 хирот. в епископа Пензенского. Феофан Романовский 22 февр. 1812 перев. из Острожского Спасского монастыря; † 1 янв. 1813. Феофил Татарский 3 июля 1813 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря, а 28 авг. 1818 – в Московский Донской. Мелетий Носков в 1818 перев. из Домницкого монастыря; 5 февр. 1823 – в Острожский Спасский (?) (рект. Волынской семинарии). Иероним Визерский в 1823 перев. из Острожского Спасского монастыря; в 1830 – в Свияжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отец Иннокентий, проснувшись, тотчас же поведал настоятелю, игумену Назарию, о видении своем. Мудрый старец уразумел в этом видении благоволение Валаамских чудотворцев к возобновлению древней их обители, а в сновидце познал преемника и деятельного продолжателя своего подвига. Нижняя церковь собора во имя преподобных отец Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, была освящена в 1789 году. Для скитской братии в полутора верстах от монастыря были построены шесть каменных небольших келий и среди них небольшая каменная церковь . В 1789 году игумен Назарий обратился к митрополиту Гавриилу с просьбой о строительстве новой каменной церкви в скиту. В своем письме он объяснял историю возникновения скита: «Когда в обители нашей жил преподобный Александр Свирский , имел уединенную келию не в дальнем расстоянии от монастыря, где после того построена была деревянная церковь во имя его, которая от долговременного стояния разрушилась, но чтоб оное место не пришло в забвение, то желаем на оном месте построить каменную небольшую церковь во имя Всех Святых». Из этого приведенного о. Назарием монастырского предания следует, что впервые скит был устроен при жизни преподобного Александра Свирского на Валааме. Деревянная церковь уже существовала в XVI веке, она указана на старинной шведской карте. В 1793 году в обители были освящены два храма: скитский во имя Всех Святых и во внутреннем монастырском каре справа от входа в Святые врата – в честь святителя Николая Чудотворца. Тогда же вблизи монастыря были построены два каменных дома для рабочих, каменный дом для приема странников и каменная пустынная келия для игумена Назария – место духовного отдохновения старца от тяжких трудов настоятельства. В том же году по Высочайшему повелению в монастыре была учреждена епархиальная больница на пять человек. В 1794 году состоялось освящение Спасо-Преображенского собора и придела его во имя святых апостолов Петра и Павла, а в 1796 году, по перестройке, – храма Успения Пресвятой Богородицы, который завершал четырехугольное внутреннее каре

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Почитание И. получило распространение преимущественно благодаря деятельности студентов французских ун-тов - уроженцев Бретани. В 1348 г., сразу после канонизации святого, в Парижском ун-те было основано братство И. для бретонских студентов. В 1352-1357 гг. была построена братская капелла во имя святого, которая впосл. находилась под особым покровительством франц. королей. Во время Французской революции капелла была разрушена (1796). Братства во имя И., деятельность к-рых была связана с юридическими фак-тами ун-тов и гильдиями адвокатов, были и в др. городах, напр. в Лувене (совр. Бельгия). И. почитался как св. покровитель парижского Шатле (суда г. Парижа и округи). Изображения святого как поборника справедливости нередко помещали в залах судебных заседаний. В честь святого основано неск. больниц (первая учреждена в 1358 в Рене). Бретонец по происхождению кард. Ален Коэтиви получил от Римского папы Николая V (1447-1455) ц. св. Андрея, к-рая впосл. была переосвящена во имя И. При храме хоронили бретонских паломников, умерших в Риме, с 1513 г. действовало братство во имя святого. В 1875-1888 гг. на месте старой церкви была построена новая, в стиле неоренессанса, известная как Сант-Иво деи Бретони. Др. церковь, Сант-Иво алла Сапиенца, построена в 1642-1660 гг. по проекту Ф. Борромини , до 1936 г. служила храмом при Римском ун-те. Во время Французской революции кафедральный собор в Трегье был превращен в храм Разума, значительная часть убранства, в т. ч. скульптурная гробница И., уничтожена (1793). Глава святого была сохранена духовенством и в 1801 г. возвращена в храм. В сер. XIX в. почитание И. во Франции возродилось отчасти благодаря деятельности франц. епископов бретонского происхождения. В 1897 г. из-за плохой сохранности останков было проведено каноническое освидетельствование мощей. В 1924 г. Римский папа Пий XI провозгласил И. 2-м покровителем Бретани, вместе со св. Анной. Празднование памяти св. И. в Трегье сопровождается крупными церковными торжествами. 19 мая 1947 г. на празднествах в честь 600-летия канонизации присутствовали 100 тыс. паломников, а также офиц. представители правительств, ун-тов и юридических корпораций ряда стран. Ежегодно в 3-е воскресенье мая совершается процессия во главе с католич. епископом Сен-Бриё и Трегье из кафедрального собора к ц. св. И. в Минии-Трегье. В наст. время в Бретани во имя И. освящено 18 церквей и ок. 60 часовен, крестов, св. источников и др. Иконография

http://pravenc.ru/text/200449.html

Представитель революционного правительства Жан-Батист Лакост, уполномоченный в Буксвиллере, писал об Эльзасе в ноябре 1793 года: " Нужно отправить на гильотину четверть населения региона и оставить только активных участников революции, изгнать остальных и конфисковать их имущество " . Распространилась невиданная паника, и более пятисот человек покинули Буксвиллер, положив начало массовому исходу с завоеванных территорий. Эта миграция на немецкую сторону Рейна позже получила название " великое бегство " . Около тридцати тысяч мужчин и женщин с детьми покинули Эльзас. Из восьмидесяти семи французских департаментов Нижний Рейн (северный Эльзас) насчитывал самое большое число эмигрантов. Среди уехавших были и Боянусы. Семья, лишенная имущества и внесенная в списки эмигрантов, укрылась сначала в немецкой части графства, а после — в Дармштадте, где отец семейства Иоанн Яков Боянус нашел работу на службе ландграфства Гессен-Дармштадтского, а двое юношей продолжили свое обучение в Германии, откуда позже переехали в Россию, как многие эльзасцы того времени. В XVIII — начале XIX века Страсбург был вторым городом во Франции по количеству эмигрантов в Россию. Восемьдесят уроженцев Страсбурга с семьями и без семей были зарегистрированы как проживающие на территории Российской империи. По количеству эмигрантов в Россию Страсбург уступал только Парижу (триста пятьдесят эмигрантов), следом шел Лион (семьдесят эмигрантов). В этот период сто одиннадцать выходцев из Эльзаса обосновались в России (сведения из базы данных немецкого исследователя Эрика Амбургера). Среди них были такие известные личности, как Иван Данилович (Йохан Даниэл) Шумахер (1690–1761), библиотекарь царя Петра I и секретарь Петербургской академии наук; Франц Герман Лафермьер (1737–1796), секретарь императорского канцлера, библиотекарь и преподаватель французской литературы у великого князя Павла, будущего императора; барон Андрей Львович (Людвик Генрих) фон Николаи (1737–1820), возглавлявший Петербургскую академию наук с 1798 по 1803 год.

http://e-vestnik.ru/analytics/igumeniya_...

Сильвестр , 1699. Мелетий Чайковский , прежде 1715. Серафим Кочепа , до 1751. Иакинф Пелкинский , 1752–56. Созонт , 1775–80. Иосиф , 1793–98, 1802–6; архим. 1806–17; † 19 дек. Архимандриты Анатолий , 1818–20. Иоасаф в февр. 1821 перев. из Клопового; † 29 июля. Иероним Сретенский перев. из Деревяницкого, 1820–31. Павел Чичкевич , 1832–61. Анатолий, 1861–66. Полиевкт Пясковский в 1866 перев. из Спасо-Прилуцкого и ныне (1869). Буйницкого Могилевского [III, 461] Игумены Феодосий , 1651–63; 1 июля 1669 перев. в Иверский. Иоасаф Дранник , 1693–98, перев. в Бизюков. Викентий Барановский , 1739. Иларион Летяга , 1752. Евфимий , 1775 и 76. Савва , 1777–79. Ефрем , 1779 и 80. Геронтий , 1795. Иосиф , с 1795. Кутеенского Оршанского (IV, 883]: Игумены Иоиль Труцевич , 1647; † 1655. ( Гедеон Климович , 1649?) Геннадий Горелка , 1687. Иов , 1693–96. Мелетий Чайковский , 1718. Михаил Кобержиц , 1743. Феофан Романовский , 1803–5; архим. с 9 авг. 1805, а 19 дек. 1807 перев. в Острожский. Архимандриты Иустин , 1808–12, перев. в Устюжский Архангельский. Венедикт Григорович 25 апр. 1815 произведён, а в окт. 1821 перев. в Боровский Пафнутиев. Мелетий Леонтович , 1821–23, перев. в Спасо-Елиазаров. Аркадий Федоров в июне 1823 перев. из Боголюбова, а в июне 1824 – в Грозовский. Амвросий Лебедев , 1828–32, 14 дек. перев. в Вологодский Каменный Духов. Феофил 14 дек. 1832 перев. из Каменного Дурова; до 1836 отставлен. Геннадий , в янв. 1839. Фавст , игум., 1840–46. Никодим , 1847–49. Иоасаф , 1850–52. Флавиан , игум., 1853. Арсений , 1854–59. Евфимий , 1860–65. Агапит , 1866–69. Язинского (Язенского) Невельского (Великолуцкого?) 140 : Игум. Иродион , 1584, 92, июля 16. Строит. Вениамин , 1606. – Иоасаф определён 31 окт. 1659. – Кирилл , в мае 1672. Троицкого Невельского [IV, 139] Игум. Исаак Аронов , 1674. Благовещенского Невельского 141 Игум. Макарий , 142 1696–98. Борисоглебского, в Полоцке [V, 590; VI, 1038]: Архим. Филарет ,1396? (Рум. Муз., 117). – Игнатий Иевлевич 19 дек. 1659 перев. из Богоявленского, 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сначала был в ведении патриархов, потом преосвященных – Тамбовских, Нижегородских и, наконец, Пензенских. В монастыре находятся храмы: 1) Соборный, двухэтажный, каменный, построен в 1795–1808 г. Престолов в нем три: в верхнем этаже во имя Св. Троицы, а в нижнем в память Успения Божией Матери и во имя Трех Святителей – Василия В., Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. 2) Трапезный храм в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, каменный, построен в 1809–12 г. 3) В колокольне устроена в 1793–96 г. церковь во имя свят. Николая. Внутри монастыря 7 каменных корпусов с хозяйственными постройками. Вне монастыря на кладбище храм в честь Трубчевской иконы Божией Матери, каменный, построен в 1853–4 г. и 6 каменных корпусов с хозяйственными постройками. Над пещерами (в 1½ в.) храм каменный, во имя Киевопечерской Божией Матери и свв. препод. Антония и Феодосия, Киевопечерских чудотворцев и во имя св. великомуч. Варвары, построен в 1866–70 г. При входе и выходе из пещер деревянные часовни. В г. Наровчате каменная часовня и каменный двухэтажный дом. В 25 в. от монастыря на р. Шелдаисе мельница. Земли при монастыре, отведенной по указу царя Алексея Михайловича, 480 дес. 820 саж. Земли пожертвованной 128½ д. Монастырь имеет вкладов на 30,547 р. Монашествующих: настоятель-игумен, иеромонахов 9, иеродиаконов 5, монахов 14, послушников 9, проживающих на испытании 111, обучающихся псаломщическим предметам 5. 6) Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный монастырь (от г. Пензы в 185 в., от г. Краснослободска в 5 в.) основан в 1655 г. по грамоте патриарха Никона . В монастыре храмы: 1) в память Преображения Господня, с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, каменный. Холодный, построен в 1796 г. 2) Храм во имя св. благ. кн. Александра Невского, освящен в 1807 г., каменный, теплый. 3) Храм во имя св. и чудотв. Николая, каменный (под колокольней), холодный, освящен в 1855 г. Внутри монастыря 10 каменных зданий; вне монастыря 26 различных каменных и деревянных зданий, в том числе, в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010