В далёком 1794 году на Аляску прибыли монахи Валаамского монастыря, положив начало проповеди православия в Новом свете. В 2020-м автокефальная (независимая) Православная церковь в Америке отмечает своё 50-летие. О достойном прошлом православия в США, о его сложном настоящем и перспективах будущего — в материале нашего эксперта. На краю земли В конце 1793 года группа из восьми монахов Валаамского и Коневецкого монастырей покинула Петербург и спустя девять месяцев прибыла на Алеутские острова возле Аляски. Так было положено начало Кадьякской или Аляскинской миссии, да и в целом православию в Америке. Горстке миссионеров предстояло нести свет христианской веры на краю земли: на тихоокеанских островах и в холодной Аляске. Восстановленный храм Вознесения Христова на Кадьяке      Миссионеры сталкивались со значительными трудностями и подвергались смертельным угрозам — как вследствие суровости природы, так и из-за агрессивности отдельных племён. Уже в первые годы миссия понесла тяжёлые потери: в 1796 году в глубине континента индейцами был убит иеромонах Ювеналий (Говорухин), крестивший несколько сотен коренных американцев, а в 1799 году в кораблекрушении погибли начальник миссии епископ Иоасаф (Болотов) и двое священнослужителей. Их жизни можно назвать своеобразным «семенем» православия, брошенным в американскую почву. Как ни странно, миссия сталкивалась с противодействием своих же русских соотечественников. Дело в том, что богатства Аляски притягивали, к сожалению, множество недобросовестных коммерсантов, промышленников, авантюристов, которые зачастую обманывали и эксплуатировали эскимосов и индейцев. Православные священники заступались за свою американскую паству, что порождало недовольство со стороны многих предпринимателей. Кажущийся парадокс: православные миссионеры, чей приход оказался возможен благодаря русской колонизации Америки, стали подлинными защитниками местных народов от хищничества иных «колонизаторов». Миссионеры явили коренным жителям Америки истинное лицо и лучшие качества русского народа, прежде всего — любовь к Богу и ближним, уважение к другим народам, терпение и милосердие.

http://pravoslavie.ru/132523.html

Казанский Тамбовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский Богородичный монастырь — мужской монастырь Тамбовской епархии Русской Православной Церкви, расположенный в городе Тамбове. Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В зданиях обители находится Тамбовская духовная семинария. При монастыре действует воскресная школа для детей и взрослых. Содержание История [ править править код ] Казанский Богородичный мужской монастырь был основан и построен в XVII веке с южной стороны города Тамбова старцем Иосифом. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенец и Цна в районе села Донское. В монастырской собственности находились земли Троицкой Дубравы, Троицкого Караула, хутор Трёх Лощин, берег реки Кариан и земли близ села Татаново. Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся. Значительное его переустройство произошло в середине XVIII века. По благословению епископа Тамбовского Пахомия (1758-1766 гг.) на территории Казанской обители стала располагаться архиерейская резиденция. Новый деревянный архиерейский дом, консистория, баня, конюшенный двор, хозяйственные службы были выстроены рядом с братским корпусом и храмом. Каменное строительство зданий и храмов Казанского мужского монастыря датируется последним десятилетием XVIII века. Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788-1811 гг. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Возводил храмы бывший Саровский послушник Нафанаил. В историю строительства монастыря вошли имена протоиерея С. А. Березнеговского, архитектора по образованию, и инженера-архитектора А. С. Четверикова. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре. Летняя соборная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери была заложена в 1791 году. Освящена в 1796 году епископом Тамбовским и Шацким Феофилом (Раевым). Архитектурный облик этого храма полностью повторяет облик ныне не сохранившегося Успенского собора Саровской пустыни, которая в то время относилась к Тамбовской епархии. Знаменательным является то, что в 1793 году в Казанском монастыре Преосвященным Феофилом во иеромонахи был рукоположен преподобный Серафим Саровский. Преставившийся о Бозе епископ Феофил (Раев) был погребен у южной стены внутри Казанского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Тамб...

митрополит Феофилакт (Русанов) (1765–31.07.1821) митрополит Феофилакт (Русанов) Митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Именитый проповедник, переводчик, духовный писатель. Биография Родился в семье причетника Пабережского прихода Онежского округа Архангельской губернии. Первоначальное образование получил в Олонецкой духовной семинарии. В 1788 году поступил в Санкт-Петербургскую Александро-Невскую главную семинарию. В 1792 году окончил курс обучения и оставлен при семинарии учителем поэзии и риторики. В том же году пострижен в монашество. Был человеком высокообразованным, знатоком западноевропейской, в особенности французской, литературы, как светской, так и духовной. Её влияние очевидно в речах Феофилакта — проповедника-публициста рационалистически-полемического направления, как называл его биограф, профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. А. Чистович. Его проповеди были адресованы скорее образованному петербургскому обществу, нежели простым верующим. По словам современников митрополит Феофилакт был, «живым, светским, образованным, блестящим проповедником». Он очаровал всё петербургское общество своими проповедями и знанием французского языка. В то же время это был честолюбивый человек. Он не чувствовал особого расположения к монашеству, к аскетическому образу жизни, но принял монашество из соображений карьеры. В то время все высшие места в церковной иерархии и в духовно-учебном мире занимали монашествующие. И в монашеском одеянии Феофилакт чувствовал себя довольно свободно. Он изящно одевался и даже применял некоторые приемы светского общества. Он имел большие связи и особенно был любим в дамском обществе. Любил блеск и пышность как дома, в одежде и обстановке, так и в храме, в богослужении и облачении. В 1793 году рукоположён во иеродиакона и исполнял обязанности катехизатора. В 1794 году рукоположён во иеромонаха, назначен законоучителем в греческий корпус (с 1796 года переименован в корпус чужестранных единоверцев). В 1795 году возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем Зеленецкого Троицкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Rusa...

Православная Церковь в Америке 29 2009 р. 13:00 Православная Церковь в Америке — пятнадцатая по диптиху в семье автокефальных Поместных Православных Церквей. Помимо США и Канады, приходы Православной Церкви в Америке есть также в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Немалые части Северной Америки, в первую очередь Аляска и Алеутские острова, были открыты и изучены трудами многих русских людей, почему справедливо именовались «Русской Америкой». Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя купца Григория Ивановича Шелихова (1748-1795) — основателя первых на этой земле постоянных русских поселений. Налаживая торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры, а подчас и крестил их, так как священника среди поселенцев сначала не было. По представлению Шелихова и его компаньона Ивана Голикова Святейший Синод назначил в 1793 году первую православную миссию на Аляску, составленную из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). К месту своего назначения — на остров Кадьяк — миссия прибыла в сентябре 1794 года. Жители этого острова, как и других североамериканских земель, были язычниками. Валаамские иноки с апостольской ревностью несли возложенное на них послушание. Один из них, иеромонах Ювеналий, в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой, старец Герман, в течение сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке и ныне прославлен в лике преподобных. Уже к концу 1796 года число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Валаамские подвижники не ограничивались одним только обращением туземцев в христианскую веру, но также обучали их огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209056...

Рязанские путешественники исследуют на Аляске православное наследие Русской Америки Кадьяк, 8 июня 2016 г. Фото с официального сайта рязанского полярника Михаила Малахова      Стартовала экспедиция рязанского областного отделения Русского географического общества " Кадьяк-2016 " , сообщает Седмица.ru , ссылаясь на пресс-службу аппарата регионального правительства. Путешественники выступили из города Кадьяк (США, штат Аляска). В ходе экспедиции планируется обследовать места, связанные с православным наследием Русской Америки. " Особое внимание будет уделено личности первого православного священника Северной Америки, уроженца Рязанской области святого Германа Аляскинского. Преподобный Герман в 1793 году был включен в состав Аляскинской миссии. Его миссионерская деятельность проходила на о. Кадьяк. В 1796 году там было завершено строительство храма Воскресения Христова. Работали школа, пекарня. Кадьякские алеуты подвергались жестокой эксплуатации со стороны Российско-американской торговой компании, и их главным защитником стал святой Герман. В 1807 году он возглавил Кадьякскую миссию и заведовал школой, в которой обучались 20 мальчиков. Старец учил их чтению, письму, Закону Божию, церковному пению, навыкам земледелия. Между 1811 и 1817 годами в поисках уединения переселился на пустынный о. Еловый близ Кадьяка, назвав свою обитель Новым Валаамом. Святой Герман выкопал землянку и позже построил возле нее бревенчатую келью. Постелью ему служила небольшая скамья, под голову он подкладывал два кирпича, укрывался доской. Одежда его была одна и та же зимой и летом: меховая парка, надетая на голое тело, поверх нее подрясник и ряса, клобук, сапоги. Носил 15-фунтовые вериги. Ел очень мало: немного рыбы и овощей. Все, что приобретал, отдавал бедным и сиротам. Со временем недалеко от кельи были построены часовня и дом для посетителей, в котором также находилось училище для сирот. Во время эпидемии гриппа в 1819 году из всех русских только святой Герман навещал больных алеутов, молитвенно утешая их, принимая покаяние у больных перед смертью. В воскресные и праздничные дни многие алеуты приезжали на о. Еловый к старцу.

http://pravoslavie.ru/94103.html

Губино. Церковь Сергия Радонежского. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сергия Радонежского , Димитрия Ростовского , Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1793. Расширена в 1885. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Тверская область, Калязинский район, с. Губино Координаты: 57.014753, 38.073315 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В Клировой ведомости 1796 г. село Губино описывается так: «Церковь Сергиевская с прид. Св. Димитрия, каменная, постр. 1793 г. священник Матвей Афанасьев, 59 лет (в школе не был), посвящ. в 1769 году. Церковной земли 36 дес.; 1 деревня; 61 двор; душ м. п. 190, ж п. 201». Церковь Сергиевская, построена в 1793 году, распространена в 1885 году, каменная, престолов три: в холодной преподобного Сергия Радонежского, в теплой правый Димитрия Ростовского, левый Покрова Пресвятой Богородицы. В 1901 году служили: Священник Николай Михайлович Белгородский 31-го года, окончил духовную семинарию, в служении с 1890 года, священником с 1892 года, в 1899 году награжден набедренником. Псаломщик Николай Петрович Пустонский 25-ти лет, в должности с 1896 года. Прихожан в селе Губине, в деревнях Суже, Дидереве - 211 дворов (664 мужчины, 715 женщин). По материалам изданий: Крылов Л. Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. - Калязин, 1908; Добровольский И.И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. О селе Губино Дмитровская Писцовая книга за 1617 год дает следующие сведения: " сельцо Губино на реке на Нерли, а в нем двор вотчинников " . Те же сведения мы получаем и из ДмитровскоЙ переписной книги за 1648 г. О церкви в селце Губино в Дмитровских книгах ничего не говорится. Тверской епархиальный статсборник сообщает: " Церковь Сергиевская, построена в 1739 г., распространена в 1885 году, каменная, престолов 3: в холодном Преподобного Сергия Радонежского; в теплом - правом Дмитрия Ростовского; левом Покрова ПресвятоЙ Богородицы " .

http://sobory.ru/article/?object=35108

Лучинники, урочище. Церковь Сошествия Святого Духа. Церковь. Действует.   Престолы: Духа Святого Сошествия Год постройки:не позже 1802. Адрес: Россия, Тверская область, Калязинский район, урочище Лучинники Координаты: 57.192614, 38.116314 Проезд: На автомобиле из Москвы: по Ярославскому шоссе до Сергиев Посада. Далее по Новоугличскому Шоссе (Трасса Р 104) до села Нерль. Далее направо через село и реку Нерль все время по главной дороге до поворота направо в сторону сел Рябово, Аферово. Проехав Рябово, недоезжая до Аферово приблизительно 100 м ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На автомобиле из Москвы: по Ярославскому шоссе до Сергиев Посада. Далее по Новоугличскому Шоссе (Трасса Р 104) до села Нерль. Далее направо через село и реку Нерль все время по главной дороге до поворота направо в сторону сел Рябово, Аферово. Проехав Рябово, недоезжая до Аферово приблизительно 100 м. повернуть на проселочную дорогу налево. Далее прямо около 1 км через поле, далее направо 400 м до церкви. Дорогу до церкви осилит только нормальный внедорожник. Примерно в 70 м. к востоку от церкви течет небольшая река. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В клировой ведомости 1796 года находятся следующия сведения: " Церковь Никлльская, деревянна, ветхая, построенная в 1672 г., а вместо оной вновь с 1793 г. строится каменная во имя Сошествия Св. Духа с приделом Свят. Николая. Священник - Благочинный Иоанн Федоров, 37 л., из богословия, посвящен 1779 г. Церковной земли 44 дес.; 8 деревень; приход. двор. 114;душ муж. п. 364, ж.п. 360 " . В исповедной росписи 1752 г. " свящ. Петр Максимов (он же и в 1778 г.) и престарелый отец его священник Максим Илларионов, в приходе 110 двор.; об. п. 620 д. В 1766 г. прих. дворов 66 " . Из книги " Забытые страницы истории (книга 3) " . Составитель Сергей Кустов. Погост Лучинники в начале XVII века принадлежал Рябовскому монастырю. " Село Лучинники а в нём храм Николы Чудотворца " . Та же запись о погосте Лучиннике сделана в Кашинской Переписной книге за 1678 год. Клировая ведомость за 1796 год сообщает следующее: " Церковъ Николая, деревянная, ветхая, построена 1672 г., а в вместо оной вновь строится с 1793 г,. каменная во имя Сошествия Святого Духа с приделом Святителя Николая " . К погосту было приписано 130 дворов, в них проживало 412 мужчин, 479 женщин. Всего 891 человек. Число прихожан 367 - 429 человек.

http://sobory.ru/article/?object=30188

Подольская епархия, основанная 12 апр. 1795 г., включала территорию утвержденной указом Екатерины II от 13 апр. 1793 г. Брацлавской губ., юж. часть Изяславской губ. (основана 8 дек. 1792), а также территорию образованной в 1794 г. Каменецкой обл. (епархия охватывала территорию бывш. Подольского и Брацлавского воеводств и юж. поветов Волынского воеводства, включенных 20 июня 1793 в Генерал-губернаторство новоприсоединенных земель). 1 мая 1795 г. от Изяславской губ. (переименованной в Волынскую) была отделена Подольская губ. с центром в Каменце-Подольском, к которой 12 дек. 1796 г. была присоединена почти вся упраздненная Брацлавская губ. В составе Подольской губ. оказалась большая часть Брацлавщины (Брацлавский, Винницкий, Литинский, Бершадский, Гайсинский, Ямпольский, Могилёвский, Тульчинский и Хмельницкий уезды), сев.-вост. часть Брацлавщины отошла Киевской губ. (Махновский, Сквирский, Липовецкий и Пятигорский уезды; 24 сент. 1797 они перешли из Подольской в Киевскую епархию). Сев.-зап. часть Подольской губ. 12 дек. 1796 г. была включена в состав Волынской губ. (Кременецкий, Дубенский, Староконстантиновский, Базалийский уезды), взамен к Подольской губ. были присоединены 2 уезда бывш. Вознесенской губ.: Балтский (бывш. Елеонопольский) и Ольгопольский (бывш. Чечельницкий) и половина Богопольского у. Окончательно границы Подольской епархии были утверждены указом от 31 июля 1799 г., когда принадлежавшие Подольской епархии Дубенский, Кременецкий и Староконстантиновский уезды Волынской губ. были отнесены к Волынской и Житомирской епархии. С того времени границы Подольской епархии соответствовали границам Подольской губ. В 1804 г. Подольская губ. была разделена на 12 уездов с центрами в городах Балта, Брацлав, Винница, Гайсин, Каменец, Летичев, Литин, Могилёв, Ольгополь, Проскуров, Ушица, Ямполь. Подольская епархия до нач. XX в. включала территории 5 совр. епархий: Винницкой и Могилёв-Подольской , К.-П. и Г. е., Тульчинской и Брацлавской , Хмельницкой и Староконстантиновской , Шепетовской и Славутской .

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Сладково. Церковь Спаса Всемилостивого. Христорождественская церковь Церковь. Действует.   Год постройки:не ранее 1857. Адрес: Тюменская область, Сладковский район, с. Сладково, ул. Ленина, 17 Координаты: 55.524536, 70.323518 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1793 г. Тобольским Архиепископом Варлаамом была удовлетворена просьба крестьян, подведомственных Сладковскому земскому управлению, о строительстве храма в деревне Сладкой. Владыка Варлаам повелел временно приписать жителей волости к Троицкой церкви Красноярской слободы Петропавловского уезда, назначил одного из священников этой церкви Алексия Федотовича Караульщикова духовным наставником крестьян недавно заселенной волости, а сам обратился в Петербург в Святейший Синод с прошением об открытии в деревне Сладкой церкви в честь Рождества Христова. В 1796 году Святейшим Синодом дана была благословенная грамота, а в июне протоиереем Фроловым осуществлена закладка. Церковь строилась из соснового леса, заготовленного в 1793-1794 гг. в отдаленных северных волостях Ишимского округа. В 1799 году ее строительство было завершено. Храм освящен в 1800 году. Клир его был невелик. По сведениям 1797 года он состоял из священника А.Ф. Караульщикова (возраст 42 года), диакона Константина Ивановича Бирюкова (30 лет), дьячка Прохора Федотовича Караульщикова (21 год) и пономаря Василия Игнатьевича Сафонова (19 лет). 11 апреля 1801 года отец Алексий Караульщиков скончался и был похоронен у горнего места восточной стены храма. Могила его, конечно, не сохранилась, впрочем, как и сама церковь (она сгорела в большой пожар, охвативший село в 80-е годы XIX века). Население прихода увеличивалось. Это вызвало необходимость учреждения еще одной должности священника. С 1821 года им стал Митрофан Серебренников. В 1844 году произошло дальнейшее расширение причта. В Сладково был назначен третьим иереем Иван Васильевич Зубов. Стараниями иерея Иоанна Зубова, В. Бирюкова, А. Лепехина в 1857 году было начато строительство каменного храма. Это был уже обширный трехпридельный храм. К главному престолу в честь Рождества Христова были пристроены два придела: первый – во имя святых апостолов Петра и Павла, второй – во имя святителя Митрофана Воронежского.

http://sobory.ru/article/?object=25246

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ (Братановский-Романенко Андрей Семенович; 16.10. 1761, с. Барышевка Переяславского полка - 7.12.1806, Астрахань), архиеп. Астраханский и Кавказский. Сын протоиерея Переяславской епархии, племянник еп. Иринея (Братановича) . В 1782 г. А. Братановский-Романенко окончил Переяславскую ДС, в к-рой помимо предметов семинарского курса основательно изучил евр. и франц. языки (впосл. составил грамматику евр. языка). В 1782-1783 гг. преподавал в Переяславской, Севской, Новгородской семинариях. При содействии еп. Вологодского Иринея (Братановича) в 1784 г. переведен в Вологодскую ДС учителем поэтики, риторики, истории, стал известен как красноречивый проповедник. 1 янв. 1790 г. митр. С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) А. был назначен учителем риторики в Александро-Невской ДС. 26 июня 1790 г. пострижен в монашество. 28 янв. 1792 г. переведен законоучителем в сухопутный шляхетский кадетский корпус. 8 сент. 1792 г. возведен в сан архимандрита Зеленецкого мон-ря С.-Петербургской епархии. Проповеди А. имели огромный успех в С.-Петербурге, в 1793 г. императрица Екатерина II , высоко ценившая талант А., назначила его придворным проповедником. В 1794 г. А. был избран членом Российской академии. 16 марта 1795 г. переведен настоятелем в с.-петербургскую Троице-Сергиеву пуст. , а 19 мая 1796 г.- в Новоспасский московский мон-рь . С 1796 г.- член Святейшего Синода. Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) 24 окт. (по др. данным, 20 дек.) 1797 г. А. был хиротонисан во епископа Могилёвского и Витебского, при хиротонии имп. Павел собственноручно возложил на А. знаки св. Анны ордена 1-й степени. 15 сент. 1801 г. А. был возведен в сан архиепископа. Много сил отдал урегулированию конфликтов православных с униатами и католиками. Особое внимание уделял Могилёвской ДС, оказывал семинаристам материальную поддержку. Учредил больницу, построил неск. домов для духовенства. В свободное время занимался лит. трудами, переводами. В 1805 г. был вызван в С.-Петербург и назначен присутствующим в Святейшем Синоде. Составил план преобразования духовных уч-щ в России, за к-рый был награжден бриллиантовой панагией. Болел туберкулезом, из-за болезни подал прошение о переводе на Астраханскую кафедру, 20 дек. 1805 г. прошение было удовлетворено. 7 февр. 1806 г. прибыл на кафедру. При А. в Астрахани в 1806 г. была открыта гимназия.

http://pravenc.ru/text/114838.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010