Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погожево. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Долгое время жители деревень Погожее (так ее величали в старину) и Лозовки относились к приходу Георгиевской церкви села Орехово. Ходить было далеко, а в распутицу и вовсе невозможно. Поэтому в марте 1793 года на сходе (в двух деревнях насчитывалось 103 двора, в которых проживало 876 душ) они решили построить свой деревянный храм во имя Архистратига Михаила. С прошением обратились в Воронежскую епархию. Епископ воронежский Иннокентий, в свою очередь, доложил в Синод. 20 апреля того же года Синод распорядился церковь построить, но прежде «в положенном размере выделить землю и оформить законным порядком». Возведение деревянной церкви закончили в 1796 году. После ее освящения сюда из Орехова причислили одного священника и двух причетников. Каменный храм (именно его сейчас и восстанавливают) был выстроен в 1876 году. http://nashipredki.com/church/3680 Долгое время жители деревень Погожее (так ее величали в 18 веке) и Лозовки относились к приходу Георгиевской церкви села Орехово. Ходить было далеко, а в распутицу совсем невозможно. Поэтому в марте 1793 года на сходе (в двух деревнях насчитывалось 103 двора, в которых проживало 876 душ) они решили построить свой деревянный храм во имя Архистратига Михаила. С прошением обратились в Воронежскую епархию. Епископ Воронежский Иннокентий, в свою очередь, доложил в Синод. 20 апреля того же года Синод распорядился церковь построить, но прежде «в положенном размере выделить землю и оформить законным порядком». Возведение деревянной церкви закончили в 1796 году. После ее освящения сюда из Орехова причислили одного священника и двух причетников. Каменный храм (именно его сейчас и восстанавливают) был выстроен в 1876 году (основание положили в 1846 году, храм строился 30 лет) До революции все шло своим чередом. В 1922 году, как и повсюду, у храма изъяли церковные ценности, а в 1937 году богослужения прекратились «…ввиду того, что церковная община распалась, и церковь не работает…» В сентябре 1940 года Курский облисполком принял решение церковь в селе Погожево закрыть, а здание передать Касторенскому райисполкому как госимущество для использования по своему усмотрению.

http://sobory.ru/article/?object=17392

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Акатов Алексеевский, в Воронеже, основан в 1620 г.; ныне второклассный. [III, 73.] Архимандриты Иосиф † вскоре после 1701 или в нём (sic). Никанор (1700?), 1703 и 4. Иосиф , 1710–12. Мефодий в февр. 1712 перев. из Лютикова. Антоний , 1718. Пахомий , 1741–43. Ефрем , 1744–49. Самсон определён 25 апр. 1750–1764. Гервасий 1764 перев. из Белгородского Николаевского; до 1767. Самсон , опять, 1767–93, уволен и вскоре †. Амвросий Келембет , из префектов Киевской акад., произведён 22 мар. 1793, а 29 дек. 1796 – в Новгородский Антониев. Иустин Трипольский перев. из Белгородского Николаевского, 1797–1807, уволен на покой; † 16 дек. 1809. Афанасий Савинский , бывший архим. Новгородского Антониева, с 1807; † 22 дек. 1811. Мефодий Соколов 13 февр. 1812 перев. из Лютикова, а 28 февр. 1826 хирот. в епископа Нижегородского. Филадельф перев. из Козелецкого Георгиевского, 1826–29. Иннокентий , 1829–34. Варлаам Успенский перев. из Белевского Спасского, 1834–37, перев. в Белгородский Николаевский. Елпидифор Бенедиктов , 259 с 1837, а 2 февр. 1842 хирот. в викария Воронежского и потом управлял мнтрём до 1848. Феогност , епископ Острогожский, 1848–52, июнь. Антоний , епископ Острогожский, 1852 и 53, окт. Иларион , 1854–59. Феодосий Шаповаленко , с 1861; 1 сент. 1863 хирот. в епископа Тамбовского. Феодосий Макаревский , с 1863; 29 янв. 1867 хирот. в епископа Острогожского и управлял им; 23 июня 1871 перев. в Екатеринославского архиерея. 2 Успенского, в Воронеже, соединённого с Акатовым. [III, 74.] Игумены Кирилл . (См. Акатов 1). Феодосий , 1616–29, 31 (sic), в февр. (sic) 1638. Иона , в авг. (sic) 1625. ( Сергий , строит., в нояб. 1657). Алексий , 1659 и 60, авг. (sic), в апр. (sic) 1662. Геннадий , 1664. Макарий , 1665–1669. Сергий , 1674–85. Мнтрь соединён с Акатовым в 1700 г. 3 Успенский Пристанский, под Валуйками, заштатный, основан в XVII веке. [III, 493.] Игумены Макарий , 1626. Кирилл , строит., в сент. 1634. Иона , строит., 1651 и 52.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вельск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Перечисленный ряд сохранившихся храмов в окрестностях Вельска можно завершить Успенской церковью, стоящей в самом городе на кладбище. Строительство ее было начато в 1793 г. В ее основе восьмерик на четверике, завершенный восьмигранной пучиной с одной главой. К нему примыкают пятистенный алтарь и широкая трапезная. Два придела – южный Николая Чудотворца и северный – Симеона Столпника и Кирилла Белозерского, располагавшиеся в трапезной, были освящены в 1795–1796 гг. Освящение основного престола относится к 1803 г. Главки на постаментах, возвышавшихся над крышей трапезной и над покрытием алтаря, существенно обогащают архитектурное решение церкви, придавая ей городской облик. С западной стороны вплотную была поставлена высокая колокольня, завершавшаяся куполом со шпилем. До настоящего времени она не сохранилась. Ремонт, вероятно, не первый, проводился в 1910 г. Памятник уже в наше время был в очередной раз поновлен. Сейчас здание имеет новую кровлю и обшивку стен, но в общих чертах сохраняет свои исторические формы и используется по своему назначению. По материалам: А.Б. Бодэ " Деревянные церкви в окрестностях Вельска " http://pole-voli.livejournal.com/50236.html Деревянная кладбищенская церковь Успения Богородицы, обшитая тёсом, была построена в конце XVIII века. По данным Вельского краеведческого музея, возведение Успенской церкви было начато в 1793 году, а 18 сентября 1795 года состоялось её освящение. «Стечение народа на сём торжестве было весьма велико», - именно так об этом событии говорится в летописи Троицкого собора, датированной 1895 годом. Исходя из этой информации можно с уверенностью утверждать, что здание Свято-Успенского храма самое старое строение города Вельска, дошедшее до наших дней. Архитектура церкви описывается как " восьмерик на четверике " , с завершением грушевидным куполом важского типа, с пятигранным алтарём и трапезной. В Вельском Успенском храме также устроены приделы: южный в честь Николая Чудотворца, северный в честь Кирилла Белоезерского и Симеона Столпника. До 1930-х годов церковь использовалась в основном для отпевания умерших, в период богоборчества была закрыта, а колокольня сломана. С 1936 по 1946 годы в здании церкви устроили мастерские местного промышленного комбината. В 1946 году храм возвращен верующим и с тех пор более не закрывался.

http://sobory.ru/article/?object=15248

Иов, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Потемкин Яков Петрович) Родился 22 июля 1752 года в селе Нихолаже Смоленской губернии в семье полковника. Образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, который окончил в чине поручика. В 1779 году тайно от родителей принял монашество в одном из молдавских монастырей. В 1784 году в Яссах рукоположен во иеромонаха. С 1785 года – игумен Городищенского Успенского монастыря в Бессарабии. В 1789 году епископом Амвросием (Серебренниковым, † 1792) возведен в сан архимандрита. 27 февраля 1793 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. С 13 мая 1796 года – архиепископ Минский и Волынский; с 16 октября 1799 года именовался Минским и Литовским. 7 февраля 1812 года переведен на Екатеринославскую кафедру. Избран вице-президентом Российского Библейского общества. В 1817 году «за деятельное споспешествование Российскому Библейскому обществу» получил алмазный крест на клобук. Скончался 28 марта 1823 года. Погребен в склепе Самарского (под Екатеринославлем) загородного архиерейского дома. Историческое значение преосвященного Иова определяется его деятельностью на Минской кафедре. Минская кафедра, учрежденная 13 апреля 1793 года, имела совершенно особенные условия жизни православного населения под владычеством Польши. Пятнадцатилетнее управление преосвященного Иова Минской епархией ввело епархиальную жизнь в ней в обычные рамки жизни российских епархий. Он перевел из Слуцка в город Минск архиерейскую кафедру и консисторию. Преосвященный Иов исправил все церковные строения, нуждавшиеся в ремонте, упорядочил устройство кладбищ и т. д. Как администратор преосвященный Иов был человек в высшей степени самостоятельный, сам вникал решительно во все, не прибегая к посторонней помощи. По характеру он был вспыльчив и требовал беспрекословного и немедленного исполнения своих повелений. Когда преосвященный Иов управлял Феодосийской кафедрой, то он в самом начале своей деятельности в отношении к духовенству применял такие суровые меры, что заслужил строгий выговор от Святейшего Синода. После этого он стал вести себя осторожнее, но характера своего не изменил. Следует отметить, что преосвященный Иов и к себе самому был очень строг и требователен. Любопытен эпизод из первых лет его монашеской жизни, живо рисующий твердость его воли. Когда он был еще молдавским монахом, его послали в Россию для сбора пожертвований на монастырь. Там он был в родном селе, в родном доме, говорил со своими родными, но ничем не выдал себя и ушел неузнанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ (Филитти; румын. Dositei) (1734, с. Погониани, Эпир, Греция - 14.12.1826, Брашов), Митрополит Унгро-Влахийский. Род. в семье священника. В крещении Димитрий. Его отец был греком, мать - албанкой или валашкой. Д. принял постриг в мон-ре в родном селе, затем перешел в обитель прор. Илии в с. Зица. Получил образование в мон-ре и в близлежащей Янине. Переехал в Валашское княжество и стал игуменом, а затем архимандритом (ок. 1764) в мон-ре свт. Иоанна в Бухаресте (ныне не существует), приписанном к мон-рю в Зице. Во время русско-тур. войны 1768-1774 гг. исполнил ряд дипломатических миссий. В последние годы жизни Митрополита Унгро-Влахийского Григория II был начальником канцелярии митрополии. 11 окт. 1787 г. был избран епископом Бузэуским. 25 сент. 1793 г. Господарский совет по настоянию господаря Александру Морузи избрал Д. Митрополитом Унгро-Влахийским. 11 окт. 1793 г., после получения согласия на избрание от К-польского Патриарха Неофита VII, состоялась интронизация нового Предстоятеля Валашской Церкви. Д. проявлял постоянную заботу об улучшении материального положения приходских священнослужителей, одновременно предъявляя строгие требования к моральным качествам рукополагаемых священников, проверял при помощи инспекторов их подготовку и состояние церквей во всем княжестве, обязывал вести на приходах регистрацию рождений и смертей. Развитие образовательных учреждений было одним из важных направлений деятельности Д. Он реорганизовал школы в Бухаресте при церквах вмч. Георгия Победоносца «Старого», куда назначил новых преподавателей, и Домница Бэлаша; разрешил учащимся использовать помещения ц. Мэгуряну, подворья митрополии. Оказывал материальную помощь преподавателям школы св. Саввы. В 1797 г. при мон-ре Всех святых (Антим) в Бухаресте была организована духовная школа для подготовки священников (действовала до 1847). Являясь сторонником развития типографского дела в митрополии, Д. печатал на свои средства в Бухаресте богослужебные и учительные книги, малые катехизисы. Среди богослужебных изданий были Молитвенник (1794), Псалтирь (1796, 1806), Служебник (1797), Триодь Постная (1798), Триодь Цветная (1800), Служба св. Димитрию Басарабовскому (1801), Часослов (1801, 1806), Евхологий (1808), Чин освящения церкви (1809). Переводами с греч. языка занимались приглашенные Д. монахи Нямецкого мон-ря Геронтий и Григорий (впосл. Митрополит Унгро-Влахийский Григорий IV ).

http://pravenc.ru/text/180323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [румын. Iosif] (ок. 1750, с. Малая, совр. жудец Вылча, Румыния - 27.10.1820, Бухарест), еп. Арджешский, книжник и издатель. Родители И. в старости приняли монашеский постриг. С детских лет И. пребывал в скиту Турну, где в схиме скончалась его мать. Скорее всего именно здесь И. был пострижен в монашество. Перешел в мон-рь Козия для обучения грамоте и греч. языку. Наставником И., как предполагают, был Рафаил, известный справщик книг, печатавшихся в Рымникской типографии в сер. XVIII в. Еп. Рымникский Кесарий, рукоположив И. во диакона, приблизил его к себе в качестве помощника при печатании богослужебных книг. Преемник еп. Кесария на кафедре еп. Рымникский Филарет рукоположил И. во иерея и возвел в чин протосинкелла. И. стал игуменом мон-ря св. Димитрия в г. Крайова, бывшим в то время подворьем Рымникской епископии. В нач. 1792 г. с благословения Вселенской Патриархии был избран титулярным епископом Севастийским, 13 дек. 1793 г.- 1-м епископом основанной 18 окт. 1793 г. Арджешской епархии. Возглавлял кафедру до своей кончины. В 1809 г. экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриил (Банулеску-Бодони) назначил И. эфором монастырей Валашского княжества; в следующем году, после оставления кафедры митр. Досифеем (Филитти) , И. было поручено управлять имуществом Унгро-Влахийской митрополии. После отъезда митр. Унгро-Влахийского Игнатия из страны И. (с авг. по 16 дек. 1812) до избрания митр. Нектария был местоблюстителем митрополичьей кафедры. Скончался в мон-ре Антим (Всех святых) в Бухаресте и там же близ соборного храма был погребен. Значительна роль И. как переводчика и редактора в издании богослужебной и духовной литературы. B Сибиу вышли перевод книги греческого богослова Неофита Кавсокаливита «Избранные тексты из Псалтири» (Alegere din toat Psaltirea, 1796), Служба свт. Нифонту, патриарху К-польскому (Slujba Sfântului Nifon, 1806), с предисловием И. и др. В Буде были отпечатаны 12 Миней (12 Mineie, 1804-1805), исправленное издание Рымникской типографии 1776-1780 гг. Минеи предназначалось для приходов как в Валахии, так и в Трансильвании. В молдав. Нямецком Вознесенском монастыре были отпечатаны «Представление, или краткое изложение, Божественных догматов веры» (Artare sau adunare pre scurt a dumnezeiestilor dogme ale credinei... 1816), труд греческого богослова Афанасия Паросского, созданный с целью противодействия кальвинистской пропаганде в Трансильвании, «Слово об исхождении Пресвятого Духа...» греческого иером. Макария Макриса (Cuvînt pentru purcederea Prea Sfîntului Duh... 1816), перевод с греч. языка кн. «Краткое толкование антифонов 8 гласов» (Tîlcuirea pe scurt la antifoanele celor 8 glasuri, 1817), Новый Завет (Noul Testament, 1818) и др. Дважды издавался - в университетской типографии Пешта и в Рымнике - Октоих (Octoihul, 1811), в Бухаресте - Триодь Цветная (Penticostarul, 1820) и др.

http://pravenc.ru/text/578473.html

Корсунской епархии существовало с 31 мая по 24 дек. 2010 г., названо по средневек. г. Каффа (Кафа, совр. г. Феодосия, Крым, Украина). Как и в наименованиях Корсунской и Сурожской епархий РПЦ, а также Керченского вик-ства Сурожской епархии, в названии К. в. отразилась появившаяся в 60-х гг. XX в. в Русской Церкви практика присваивать епископским кафедрам в Зап. Европе названия по центрам византийских епархий, существовавших на Крымском п-ове. Каффа являлась центром диоцеза в юрисдикции К-польского Патриархата, учрежденного ранее 1437 г. и существовавшего до 1678 г., когда епархия была присоединена к Готской митрополии (см. Готская епархия ). Готские митрополиты некоторое время имели резиденцию в Каффе и после 1678 г. носили титул «Готский и Кафский». Последний Готский митр. св. Игнатий (Газадини) в 1778-1779 гг. присоединился к Русской Церкви, жил в Мариуполе (Украина), скончался 16 февр. 1786 г. 7 марта 1787 г. было учреждено полусамостоятельное Феодосийское и Мариупольское вик-ство в составе Екатеринославской епархии (см. Днепропетровская и Павлоградская епархия ) для управления храмами на юге епархии и в Крыму. Феодосийское вик-ство стало преемником Готской епархии. Первоначально кафедральной являлась греч. Введенская ц. в Феодосии, вскоре центр викариатства переместился в г. Ст. Крым, в 1791 г.- в Карасубазар (ныне г. Белогорск, Крым). Указом от 4 марта 1794 г. Синод постановил приписать к Феодосийскому вик-ству Черноморское казачье войско, епископ должен был открывать храмы и заниматься подготовкой священников. 16 окт. 1799 г. Феодосийское вик-ство было упразднено. В 1919 г. Феодосийская и Мариупольская викарная кафедра была возобновлена, но в нач. 30-х гг. XX в. назначения на нее прекратились. Во главе Феодосийского и Мариупольского вик-ства стояли архиереи: еп. Дорофей (Возмуйлов; 2 мая 1787 - 10 сент. 1790), еп. Моисей (Гумилевский ; 5 июня 1791 - 5 окт. 1792), еп. Иов (Потёмкин ; 27 февр. 1793 - 13 мая 1796), еп. Гервасий (Линцевский; 29 мая 1796 - 7 янв. 1798), еп. Христофор (Сулима ; 18 апр. 1798 - 16 окт. 1799), еп. Андрей (Одинцов; 1919 - кон. 1921), еп. сщмч. Кирилл (Соколов ; 9 дек. 1921-1922, вик-ством не управлял), Таврический архиеп. Димитрий (Абашидзе (см. Антоний (Абашидзе) ); сент. 1921-1923, временно управлял вик-ством), еп. сщмч. Антоний (Панкеев ; 27 авг. 1924-1926), еп. Иоанн (Петропавловский; 1927), еп. сщмч. Григорий (Лебедев ; назначен в мае 1928, назначение не принял), архиеп. Дионисий (Прозоровский ; 29 нояб. 1928 - 25 июня 1930, управлял всей Крымской епархией), Харьковский архиеп. сщмч. Константин (Дьяков ; 1929, временно управлял епархией).

http://pravenc.ru/text/1683943.html

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Келембет Андрей Петрович) Родился около 1750 года в местечке Чернухи Луховицкого уезда Полтавской губернии в семье диакона. В 1777 года окончил Киевскую духовную академию и был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1777 году, по предложению знавшего его лично митрополита Киевского Гавриила (Кременецкого), принял монашество и был назначен лаврским ризничим. С 1791 года – префект Киевской духовной академии. С 1793 года – архимандрит, ректор Воронежской духовной семинарии. С 1796 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1797 году – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 13 ноября 1799 года хиротонисан во епископа Оренбургского. С 25 мая 1806 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 21 декабря 1822 года уволен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Скончался 4 июля 1825 года и был погребен в храме Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Это был несколько простоватый, добрейший, хотя и вспыльчивый, человек. Простота его, некоторая неловкость и неповоротливость в движениях давали повод окружающим шутить над ним. И даже распространилось изречение – «это второй Келембет» – когда кого-то хотели представить простаком. Преосвященный Евгений (Болховитинов) говорил о нем, что хотя «Амвросий и человек простой, но драгоценно в нем то, что он человек добрый». Воспитан он был в строгих правилах монашеской жизни. Преосвященный был общительный, разговорчивый, а также большой хлебосол. Такие качества снискали ему любовь среди окружавших его лиц, всегда находивших у него радушный прием. Он с великой любовью и состраданием принял в свою епархию архимандрита (позднее митрополита) Филарета (Амфитеатрова) в трудное для последнего время и был для него истинным благодетелем. За шесть лет управления Оренбургской епархией он снискал себе славу добрейшего пастыря. В своей деятельности преосвященный Амвросий не прибегал к жестким мерам. Он постепенно и последовательно занимался делом устроения вновь учрежденной епархии. Ему пришлось быть основоположником главнейших епархиальных учреждений, в том числе и консистории. При нем в Уфе был открыт Успенский монастырь (1800 г.) и Оренбургская духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010