Почил он на 57-м году от рождения. Труды: Краткое историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры с приложением знатных происшествий, случившихся в оной. Сочиненное оныя Лавры наместником иеромонахом Павлом. – СПб., 1782; М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824, 1829. Слово, говоренное 24 ноября 1793 года в Большой Придворной Церкви в день тезоименитства императрицы Екатерины Алексеевны. – СПб., 1793. Отрывки из проповедей// Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. Примечания на 5-ю и 6-ю части Словаря Академии Наук. Серан де ла Тур. История о Епаминонде, Фивском полководце (перевод с французского). – М., 1774. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и до ныне. – Тверь, 1859. – С. 147–149. Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. – М., 1863. – С. 58. Пассек В. В. Историческое описание Московского Симонова монастыря. – М., 1843. – С. 222. Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 180–187. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. – С. 350–352, 372, 374, 505–506. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 323–324, 354–355. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 144–145. Лебедев А. Успенский кафедральный собор в городе Ярославле. – 2-е изд. – Ярославль, 1869. – С. 38. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1414, 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Будучи Великой Княгиней, она писала: «Я желаю только добра стране, куда Бог меня привел. Бог мне в этом свидетель. Слава страны составляет мою собственную. Вот мой принцип; была бы очень счастлива, если б мои идеи могли бы этому способствовать». Императрица с большим уважением относилась к иеромонаху Платону, будущему Московскому митрополиту, служившему в придворной церкви и бывшему законоучителем Цесаревича Павла Петровича. В воскресенье 10 октября 1764 г., выйдя из храма, она произнесла: «Отец Платон сердит севодни был, однако ж очень хорошо сказывал. Удивительный дар имеет». 20 сентября 1765 г. после литургии Императрица говорила: «Отец Платон делает из нас, что хочет: хочет он, чтоб мы плакали, – мы плачем, хочет, чтоб мы смеялись, – мы смеемся». В 1793 г. возник вопрос о женитьбе Великого Князя Константина Павловича на одной из дочерей короля обеих Сицилий Фердинанда IV. Но принцесса, будучи католичкой, не соглашалась переменить религию. На это последовал ответ Императрицы Екатерины: «Их Величества, вероятно, не знают, что Россия столь же привержена к вере греческой, как они к латинской, и латинское или греко-латинское наследие, пока я жива, никогда не будет допущено». Такою же убежденностью в отстаивании Православия при браках членов Российского Царственного Дома проявила Императрица, когда должно было состояться в Санкт-Петербурге в 1796 г. обручение Великой Княжны Александры Павловны (1783–1801) с лютеранином – Шведским королем Густавом-Адольфом IV. Государыня решительно не дала согласия на перемену любимой внучкой религии. Брак из-за этого расстроился 19 сентября, вызванное же этим потрясение ускорило кончину Екатерины II, скончавшейся после удара 6 ноября 1796 г. 30 августа 1774 г. Императрица писала Гримму: «Нынче знаменательный день: во-первых, потому, что утром я прошла пешком три версты с половиной крестным ходом из Казанского собора в Александровскую лавру...» Секретарь Императрицы А.В. Храповицкий отмечает в своем дневнике за 1787 г., что Государыня, пребывая в Киеве, говела, требовала этого от свиты и «считала тех, кто не приобщался».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1775 году рядом с монастырем был построен Новый Королевский двор, позже названный Сгоревшим двором из-за разрушительного пожара, который позволил монастырю стать королевской резиденцией для некоторых исторических деятелей Румынии. На короткое время Константин Маврокордат (1738), Александру Константин Моруцци (1793-1796), Александру Ипсиланти (1796-1797) разместили свою княжескую резиденцию в королевских домах, построенных вокруг монастыря Михаем Витеазулом. В 1794 году английский дипломат сэр Роберт Эйнсли, посетив Бухарест, достиг королевского двора в монастыре Михай Водэ, который он описал как просторное здание, расположенное на холме у берегов реки Дымбовица, с прекрасным видом на соседние регионы. 26 октября 1802 года в Румынии произошло землетрясение магнитудой 7,9 балла. Тектоническое движение очень сильно влияет на здание, построенное Михаем Витязулом. В 1825 году здания монастырского комплекса были отремонтированы, чтобы с 1822 по 1828 год он служил королевской резиденцией первому земному владыке Григорию IV Гике. В период с 1827 по 1837 год монастырь реставрировали, а в 1838 году по инициативе архимандрита Теодосия Контопуло расписали внутри. Он добавил к церкви притвор и отремонтировал большую башню. Землетрясение силой 7,5 балла 23 января 1838 г. вновь нанесло ущерб монастырю. Между 1828 и 1829 годами, во время русско-турецкой войны, царские дома были преобразованы в госпиталь, обслуживающий русскую армию. В последующий период здания комплекса функционируют как военный госпиталь румынской армии. С 1855 по 1862 год здесь действовала медицинская школа. В 1854, 1876, 1897 годах был проведен ряд ремонтов зданий внутри монастыря. До 1848 года службы в монастыре Михай Водэ совершались на греческом языке. В 1848 году прихожане попросили представителей правительства Георгия Бибеску использовать румынский язык при совершении литургий. После Союза княжеств в 1862 году государственные архивы были объединены и переданы в ведение Министерства по делам просвещения и культов. В 1864 году, во время правления Крецулеску, архивы были реорганизованы и перешли под руководство Цезаря Болиака. Также теперь архив получает новое место - монастырь Михай Водэ, который стал собственностью государства после секуляризации монастырских состояний. К тому времени, когда монастырь перешел в собственность Государственного архива, здание находилось в стадии сильной деградации.

http://sobory.ru/article/?object=54656

В 1793 г. удостоен чина тайного советника, в 1796 г. М.-П. был награжден орденом св. Александра Невского . 11 марта 1794 г. М.-П. был назначен «преемником» президента АХ «ввиду долговременной болезни» И. И. Бецкого; с 1795 г. стал 3-м президентом АХ. От лица Синода митр. Гавриил (Петров) ходатайствовал перед императрицей об оставлении графа на обер-прокурорском посту. «Время открыло его благорасположение к наблюдению истины, твердость намерений, удаленную от пристрастия, приверженность к Церкви, порядочное течение дел»,- писал митрополит. Императрица ответила, что «инако и не разумела» (Вопреки веку Просвещения. 2000. С. 95). К этому времени была окончена постройка нового здания для АХ на берегу Невы по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен-Деламота. Несмотря на недолгий срок пребывания в должности президента АХ (до 27 июня 1797), М.-П. проявил себя как активный руководитель. Он усовершенствовал организацию учебного процесса, 2 февр. 1795 г. объединил близкие по содержанию дисциплины под руководством одного профессора, расформировал класс живописи «зверей и птиц», выпускники к-рого не могли «пропитать себя» своими трудами. При его содействии возник класс пейзажного гравирования под рук. нем. мастера И. С. Клаубера, который трудился в нем с 1796 г. до конца своей жизни; ввел новую, более простую форму для всех академических чинов (мундиры малинового цвета). М.-П. привлек помощь АХ от богатых и авторитетных меценатов, пригласив в почетные члены митр. Гавриила (Петрова), гр. А. А. Безбородко, гр. П. А. Зубова, кн. Н. Б. Юсупова, гр. П. В. Завадовского. Академическое собрание пополнилось гравюрами, эстампами, бронзой, скульптурой, картинами, приобретенными в Европе. М.-П. заботился о пополнении академической б-ки. Когда имп. Павел I закрыл Корпус чужестранных единоверцев, М.-П. добился разрешения передать академии б-ку, физический кабинет и «музыкантов с их инструментами». М.-П. поощрял художественное творчество. В период его президентства в состав АХ входили такие мастера, как живописцы И. А. Акимов, П. ди Готтардо Гонзаго, И. П. Прокофьев, Г. И. Угрюмов, скульпторы Ф. Г. Гордеев , М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. И. Шубин , знакомый М.-П. еще по Италии, к-рый стал профессором академии, Ф. Ф. Щедрин, архитекторы Ф. Г. Волков, А. Д. Захаров , И. Е. Старов и др. Профессора академии при М.-П. были преимущественно русскими. Не сложились у М.-П. отношения с художником Д. Г. Левицким (см. ст. Левицкие ).

http://pravenc.ru/text/2564398.html

При непосредственном участии М.-П., выступавшего в качестве посредника между митр. Гавриилом и императрицей, к кон. 1793 г. была сформирована 1-я Кадьякская миссия из иноков Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырей для просвещения народов Аляски и Алеутских островов. 30 апр. 1796 г. М.-П. в докладе императрице о состоянии дел миссии предложил учредить архиерейскую кафедру для «распространения христианского закона» в «Северо-восточной части Америки». Епископом Кадьякским в том же году был назначен архим. Иоасаф (Болотов) . М.-П. поддерживал митр. Гавриила и в деле по устройству единоверческих приходов в С.-Петербурге (1792) и на Дону (1794). В 1795 г. М.-П. предложил «сочиненное на латинском языке Адамом Зерникау, а покойным архиепископом Феофаном Прокоповичем сокращенное рассуждение «о происхождении Святаго Духа»» перевести «на российский язык». Т. о., было опубликовано одно из немногих в XVIII в. апологетических сочинений, которое показывало отличия вероучения православного от католического,- «De processione Spiritus Sancti» («Об исхождении Святого Духа»). 2 янв. 1796 г. М.-П. распорядился, чтобы прокурор Синодальной конторы Л. И. Сечкарёв проверил сведения о «якобы бываемых» новых чудесах в Успенском соборе при гробницах митрополитов Киевских и всея Руси свт. Киприана и свт. Фотия (Из бумаг прот. П. Алексеева. 1910. 2. С. 313). Синод при М.-П. получал Высочайшие указы, а также финансирование через обер-прокурора. Личная близость к императрице освободила М.-П. от контроля по экономическим делам со стороны Сената, к-рый был установлен после злоупотреблений обер-прокурора П. П. Чебышева . Однако ему не удалось добиться отмены указа от 28 мая 1781 г., согласно к-рому деньги Синода находились под контролем генерал-прокурора Сената. Многие поручения императрицы по духовному ведомству для их передачи Синоду были следствием «всеподданнейших докладов» обер-прокурора. Передавая Синоду монаршие распоряжения, обер-прокуратура в лице М.-П. стала прилагать к рапортам о решенных делах особые краткие записки. Можно отметить также улучшение делопроизводства и контроля за ним, что находило поддержку у синодальных членов. Были выделены дополнительные ассигнования из общей сметы Синода на расширение адм. аппарата.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

В последней четверти XVII века Козловский монастырь стал крупным хозяйственным центром: по государеву указу пахотные и сенокосные земельные владения увеличились вдвое, архимандрит Дорофей добился освобождения от оброка доходов с пчельников и криво-полянской мельницы, в 1687 году было приобретено подворье в Тамбове, монастырская пасека насчитывала 200 ульев. Реформы императора Петра I негативно отразились на жизни монастыря. При набожной императрице Елизавете Петровне жизнь обители стала возрождаться. В 1733 году в Троицкой соборной церкви Козловского монастыря был устроен новый иконостас, в 1750 году вокруг монастыря была возведена монастырская стена с бойницами, крытыми переходами и террасами. Тогда же было обращено в христианство местное мордовское население. Екатерина II сократила количество монастырей в России в 2,5 раза. Козловский Троицкий монастырь был определен третьеклассным. В 1764 году в нем было 20 монахов, монастырю принадлежали 42 крестьянские души. В 1790 году при межевании земель монастырю прирезали дополнительное количество земли, пополам с Нижнеломовским монастырем было приобретено в Тамбове подворье за тысячу рублей. Возле монашеских келий была построена монастырская трапезная, позже она стала Трапезной церковью. Оборонительную стену укрепили мощными угловыми башнями. В 1792 году приступили к перестройке монастырских церквей. В Успенской церкви, в нижнем храме, разобрали алтарь, а церковь заново освятили во имя Всех Святых, с приделом во имя Иоанна Предтечи. В верхнем храме устроили придел во имя преподобного Варлаама Хутынского: действовавший в тот период епископ Тамбовский и Шацкий Феофил прежде был архимандритом Варлаамо-Хутынского монастыря в Новгороде. В 1793 году отреставрировали крышу и главу церкви. В Троицком храме крышу также покрыли железом, вызолотили главу и крест. В 1794-1796 годах стены в алтаре и храме расписали, вызолотили иконостас, отреставрировали иконы. Храмовую икону Пресвятой Троицы одели в серебряную ризу весом в 26 футов, местночтимую икону Божией Матери «Тихвинская» — в серебряную ризу «чеканной работы с разными каменьями» весом в 21 фунт. Каменную ограду монастыря перестроили, ее длина составила 292 сажени, высота — от 5,5 до 7 саженей. У главным святых ворот с северной стороны построили деревянную гостиницу для богомольцев.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Козло...

В течение XVIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище. В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью-разводили скот, занимались земледелием, содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон. В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии, на нее назначают Преосвященного Иоасафа, резиденция которого размещалась в Свято-Николаевском монастыре. Затем в разные годы на Рыльской кафедре служили и окормляли народ Божий священномученики Иоанн (Пашин), епископ Рыльский, Никодим (Кононов), епископ Белгородский, Павлин (Крошечкин), архиепископ Могилевский.

http://sobory.ru/article/?object=09103

Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , в дек. 1477 хирот. в еписк. Тверского. Иосиф , 1518–34. Феопемпт , в февр. 1541. Вавила , в янв. 1567. Феодосий , 1571. Никандр , 1579–84. Феодосий , 1589–98. Филофей , 1608. Иосиф , 1613. Леонид , 1618. Боголеп , 1622. Иларион , 1627 и 28. Евфимий , 1633–38. Герасим , 1644–51. Филарет , 3 мая 1656. Авраамий , 1658–70, окт. Симон , 1675–77. Иосиф , 1681–86. Иона , 1690–1710, 12. Иосиф Веденский , 1718–27, а 1731 перев. в Колязин. Серапион Лятешевич в 1741 перев. в Колязин. Иоанникий Скабевский , 1741–45, перев. в Колязин. (Упом. в февр. 1746?). Никон ( Волоский ?) 1748 перев. из Селижарова?; до 1750. Иоасаф упом. 1751, а 11 сент. 1759 перев. в Колязин. Геннадий , перев. из Желтикова, упом. в нояб., дек. 1759. Тихон Соколов 1760 перев. из Желтикова, а 13 мая 1761 хирот. в викария Новгородского. Феофилакт перев. из Малицкого в июне 1761–68, перев. в Новоторжский Борисоглебский. Арсений Верещагин , с 1768, а 26 сент. 1771 перев. в Колязин. Тихон Малинин , из префектов Московской акад., посвящён 22 сент. 1771; 31 янв. 1774 перев. в Колязин. Стефан , 1774 и 75, в мае перев. в Новоторжский Борисоглебский. Павел Можайский , перев. из Деревяницкого, 1775–78. Иларион , 1778–93. Стефан , с 1793, а в начале 1802 перев. в Устюжский Архангельский. Евгений в начале 1802 перев. из Устюжского Архангельского, а 1804 – в Свияжский Богородицкий. Нектарий Верещагин 1804 перев. из Бежецкого Николаевского; до 1809. Сергий , с 1809; † 22 сент. 1811. Феоктист Громцов в 1811 перев. из Бежецкого Антониева; по 1817. Гедеон , 1817–23, перев. в Колязин (?). Михаил , 1823–31, 27 сент. хирот. в епископа Оренбургского. Феофил в дек. 1831 перев. из Московского Знаменского; в 1840 уволен в Троицкую Лавру, на покой; † там 1 дек. 1843. Платон , из Новоторжского Борисоглебского, 1840–48. (в Желтиков?). Никодим Арсеньев , 1849–52, 31 мар. перев. в Черниговский Елецкий. Климент Можаров 31 мар. 1852 перев. из Черниговского Елецкого. Макарий , 1854–56. Серафим Протопопов , 1856–66, 6 апр. хирот. в епископа Старорусского. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Николаевская церковь в г. Шадринске была построена в 1788 г. В 1792 г. разобрана и перенесена за город на кладбище, где она была освящена во имя Святых мучеников Флора и Лавра, а на ее месте в 1793 г. заложена новая каменная двухэтажная церковь с надворными постройками. Строительство было закончено в 1796 г. В 1799 г. построен нижний храм и освящен в честь Святого Николая, архиепископа Мирликийского Чудотворца, в 1802 г. – верхний храм, освящен в честь рождества Пресвятой Богородицы. В 1845 г. заложены с южной и северной сторон каменные двухэтажные приделы. Нижний храм на южной стороне освящен в честь рождества Святого Иоанна Крестителя, верхний – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, нижний храм на северной стороне – в честь Святого Пророка Божия Ильи. До 1800 г. Николаевская церковь относилась к Тобольской епархии, с 1800 г. – к Пермской, с 1885 г. – к Екатеринбургской, с 1993 г. – к Курганской. В 1884 г. священником церкви был Павел Александрович Писарев, с 1886 г. – Иван Петрович Куликов, с 1904 г. – Петр Иванович Попов, долгое время, с 1880 г. и вплоть до революции 1917 г. – Сергей Валентинович Конев. С 01 июля 1884 г. по 1887 г. священником Николевской церкви был известный математик Иван Михеевич Первушин. Приход Николаевской церкви состоял из жителей д. Хлызовой и д. Погорелки. Число прихожан достигало 1550 человек. В 1903 г. при церкви были открыты две церковно-приходские школы, одна из них находилась около церкви, а вторая – в д. Погорелка. Также при церкви была духовная библиотека, которая насчитывала более 530 книг. В 1908 г. Николаевской церкви была приписана Скорбященская церковь при Шадринской тюрьме, построенная в 1903 г. на средства благотворителей, освящена 04 февраля 1904 г. в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости». В 1932 г. Николаевская церковь была закрыта и отремонтирована под общежитие педагогического техникума. Позднее, в разное время в здании церкви располагались мастерские зерносовхоза, в годы Великой Отечественной войны – Московское политическое училище, школа младшего комсостава, после войны – автомеханический техникум.

http://sobory.ru/article/?object=05909

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010