Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛЛОВИЧ [польск. Angeowicz] Антоний (14.04.1756, Гринёв близ Львова, Польша - 9.08.1814, Львов), митр. Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии (с 1808). Окончил иезуитскую коллегию во Львове и греко-католич. семинарию в Вене. В 1780 г. получил степень д-ра теологии в Венском ун-те. В 1783 г. принял духовный сан. Позже активно участвовал в создании греко-католич. Главной семинарии во Львове и в 1793 г. был избран ее первым ректором. В 1794 г. возглавил кафедру догматики во Львовском ун-те. В 1796 г. был избран ректором Львовского ун-та. В 1795-1807 гг. занимал кафедру греко-католич. еп-ства в Перемышле (до 1813). В 1805 г. стал митрополитом Львовским и Холмским греко-католич. Церкви, сохранив за собой пост администратора Перемышльского еп-ства. После разделов Речи Посполитой, когда территория греко-католич. еп-ств оказалась поделена между Россией и Австрией, А. выступил за создание в Галиции автокефальной митрополии, независимой от Киевского греко-католич. митрополита. В 1808 г. А. при поддержке австр. императора получил кафедру вновь образованной Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии, объединившей греко-католич. еп-ства в Австрийской империи. По отношению к польск. национальному вопросу А. занимал проавстр. позицию, хотя пастырские послания читал по-польски (известны от 1796, 1799, 1805 и 1813). Стремясь получить поддержку австр. правительства, во время войны с Францией обнародовал в 1805 г. пастырское послание, призывавшее прихожан к верности Австрии, анонимно издал неск. брошюр политического характера, в т. ч. об отношениях Австрии с наполеоновской Францией. После вступления в 1809 г. войск Герцогства Варшавского во Львов пытался бежать в Австрию, но был схвачен и выдан польск. властям. После заключения мирного договора в Шёнбрунне (14 окт. 1809) А. вынужден был изменить территориальную структуру Львовской митрополии, округа Тернополь и Чортков были временно (до 1815) переданы России. Свои епископские регалии на сумму 30 тыс. флоринов завещал митрополии, а собранную им б-ку, насчитывавшую ок. 8 тыс. томов, оставил капитулу. Похоронен на городском кладбище, но место его могилы уже в 1863 г. было неизвестно. Лит.: W ü rzbach C. von. Biographisches Lexikon des Kaisertums Österreich. W., 1856. Bd. 1. S. 39-40; Pe esz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. W., 1881. Bd. 2. S. 874-899; Karalevskyj C. Anhélovy//DHGE. T. 3. Col. 264-270; Блажейовский Д. Iepapxiя Киïвськоï Церкви. Льbib, 1996. С. 274-275, 304, 311. Е. А. Верниковская, Л. И. Сальникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115084.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Дионисий Экклисиарх) [румын. Dionisie Eclesiarhul] (ок. 1740, Стоенешти, совр. жудец Вылча, Румыния - 1820, Крайова, там же), переводчик, каллиграф, хронист. В крещении Димитрий. Обучался предположительно в школах мон-рей Тисмана и Козия. Был приходским священником; овдовев, принял монашеский постриг. В 1776 г. Д. поставлен экклисиархом в кафедральном соборе в Рымнику-Вылча, в 1788-1791 гг.- экклисиархом в ц. св. Апостолов в Крайове. С 1788 г. Д. вместе с книжником мон. Наумом (Рымничану) сопровождал еп. Рымникского Филарета в Трансильванию, Банат, Сербию и Венгрию. В 1795-1797 гг. пребывал в мон-ре Бистрица, с 1799 по 1801 г. был настоятелем в скиту Мэнэйлешти. В 1804-1812 гг. Д.- экклисиарх Унгро-Влахийской митрополии. В связи с занимаемой должностью получил прозвище Экклисиарх. В 1809 г. возглавлял типографию. Д. перевел несколько тысяч исторических документов с церковнослав. языка на румынский (25 томов), среди них были материалы, относившиеся к Рымнинской епископии 1779-1786 гг. (3826 документов; Episcopia Râmnicului. 3 t.), к мон-рям Тисмана (2173 документа; Tismana. 1787. 2 t.), Стрехая (Strehaia. 1791), Садова (Sadova. 1792), Житиану (Jitianu. 1793), Бистрица (Bistria. 1795-1796. 2 t.), Говора (Govora. 1796-1797), Арнота (Arnota. 1804), к истории митрополий Бухареста (Mitropolia din Bucureti. 1805. 2 t.) и Тырговиште (Mitropolia din Târgovite. 1805. 2 t.) и др.). Д. составил более 20 «ктиторских помянников» мон-рей, скитов и приходских церквей (Pomelnice ale mnstirilor Dobrua. 1777; Gnescu-Craiova. 1789; Cozia. 1794-1799; Biserica Adormirea din Drgani. 1794; Biserica din Proieni. 1798; Schitul Naterea Domnului de la Bistria. 1798; Mnstirea Titireciu. 1799; Schitul Ppua. 1800; Biserica din Ursani. 1804; Mnstirea Dintr-un lemn. 1804-1805; Catedrala mitropolitan din Bucureti. 1809; Mnstirea Bucov. 1813 и др.), переписывал древние рукописи. Д.- автор Хронографа Валашского княжества (Cronograful rii Româneti de la 1764 pân la 1815), созданного в Крайове в 1814-1820 гг. (Hronograf (1764-1815)/Ed. întocmit de D. Blaa, N. Stoicescu. Bucur., 1987). Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ГЕРАСИМ (Замыцкий Григорий Петрович; † после 1526 - ранее марта 1529?), архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (1520-1526), писец-каллиграф

http://pravenc.ru/text/178420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИТОМИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Минской епархии, создано 12 апр. 1795 г. Причиной учреждения Ж. в. послужила ситуация, сложившаяся после 3-го раздела Речи Посполитой (1795), когда Российскому гос-ву отошли территории, населенные преимущественно униатами. В церковном отношении эти земли были включены в Минскую епархию, ставшую одной из наиболее обширных епархий РПЦ. 12 апр. 1795 г. был объявлен имп. указ об образовании в составе Минской архиепископии Ж. в. Главой вик-ства был назначен архим. Варлаам (Шишацкий) . Ранее, 26 мая 1794 г., он был направлен Святейшим Синодом в распоряжение Минского архиеп. Виктора (Садковского) , чтобы помогать ему в деле возвращения униатов в Православие. В кон. 1794 г. архим. Варлаам прибыл в Житомир и поселился здесь «с правом управляющего делами Духовного ведомства по Изяславской и Брацлавской губерниям». Вскоре из соседних епархий было прислано более 100 священников для окормления новоприсоединенных приходов. Хиротония архим. Варлаама во епископа Житомирского состоялась в Киеве 3 июня 1795 г. С учреждением викарной кафедры Минский архиепископ стал именоваться Минским и Волынским. В подчинение Житомирскому епископу была предоставлена Волынь. Резиденция Житомирского епископа находилась в г. Остроге, в Спасо-Преображенском монастыре, в постройках которого 14 мая 1796 г. была открыта ДС, учрежденная 12 июля 1795 г., в 1798 г. при ней была создана школа для приготовления кандидатов на рукоположение в священный сан. Житомирский викарий получил права епархиального архиерея, при нем существовали консистория и штат третьеклассной епархии. Епископ имел статус викарного, поскольку помогал Минскому архиерею в возвращении униатов в Православие на всей территории Минской епархии. Подчиненное положение Житомирского епископа выражалось в том, что в первые неск. месяцев существования Ж. в. викарий получал указы от Синода через Минского архиерея. В 1798 г. Ж. в. включало 1076 церквей, в семинарии обучалось 257 учеников. Указом имп. Павла I от 4 авг. 1799 г. повелевалось привести границы епархий в соответствие с границами губерний и изменить их названия в соответствии с названиями последних. В связи с этим 16 окт. 1799 г. указом Синода Ж. в., границы к-рого совпадали с границами Волынской губ., было преобразовано в самостоятельную епархию, к-рую возглавил бывш. Житомирский еп. Варлаам с титулом «Волынский и Житомирский». Лит.: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.): С подробным описанием хода воссоединения западнорус. униатов с правосл. Церковью в 1794-1796 гг. СПб., 1893. С. 16, 572, XXXVIII; Губонин. История иерархии. С. 170. Г. Э. Щеглов В нач. XXI в. было создано Ж. в. Киевской епархии раскольнической Украинской автокефальной православной церкви , в 2005-2006 гг. им управлял Богдан Кулик, с 2006 г. его возглавляет Михаил Бондарчук. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182323.html

Вшели. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:1889. Адрес: Новгородская область, Солецкий район, деревня Вшели Координаты: 58.14157, 29.87075 Проезд:Из г. Сольцы по дороге на Псков до Ситни. В Ситне не переезжая мост направо, далее не въезжая в д. Садовая крутой поворот направо и далее до Вшелей. В деревне дорога делает еще поворот направо через мост. Церковь слева за мостом. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в погосте Вшели была освящена в 1720 г. и сгорела в 1793 г. от грозы. Вероятно, это церковь св. Георгия, о которой, как «стоящей без пения» упоминается в писцовых книгах 1581-1585 гг., там она показана разоренною во время Литовских войн. В 1796 г. новая деревянная церковь была построена усердием прихожан из собственного леса. Престолов в ней три: св. вмч. Георгия, св. Иоанна Предтечи и св. благоверного князя Александра Невского. В 1860 г. церковь перестроена и расширена, а придел св. А. Невского сделан теплым. Решение, каким именем освящать престол было принято по жребию из предложенных: во имя иконы Божией Матери Казанской, св. Троицы, Скорбященской и св. А. Невского. В 1880-1882 гг. была исправлена колокольня и под нее подведен фундамент из булыжного камня. Кроме деревянной, здесь существует каменная в поле по другую сторону реки Мшаги во имя Георгия с приделами Николая Чудотворца и Казанской иконы Божией Матери, построенная по проекту архитектора Александра Елисеевича Соколова. Строился храм на средства прихожан. К 1877 г. была истрачено на постройку 14468 руб. и требовалось еще более 10 тысяч. 2 августа 1878 г. главный купол провалился. Это навело уныние на строителей, однако они решили продолжить стройку. К 1882 г. храм был вчерне окончен, работа теперь проводилась под надзором архитектора Ивана Иудовича Буланова. На отделку храма требуется еще 10 тыс. руб. В издании 1899 г. церковь указана построенной в 1889 г., престолов три: Казанской иконы Божией Матери, св. вмч. Георгия, третий еще не освящен. Источники: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Выпуск 9, 1884 г. С. 438. Памятная книга по Санкт-Петербургсой епархии, 1899 г., под ред. Н. М. Кутепова, С. 447 Комментарии и обсуждение Священником (с 24.08.1906 – настоятелем) церкви вмч. Георгия Победоносца Вшельского погоста Лужского уезда Санкт-Петербургской губ. с 29.10.1904 по 12.07.1907 был иер. Алексий Иванович Сыренский . --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=08553

Игумен Нифонт (1761 – 8 марта 1842) Игумен Нифонт (в миру Василий Петрович Черницын), девятый настоятель Саровской пустыни. Родом из мещан г. Темникова. Возымев желание еще отроком посвятить себя Господу, просился в Саровскую пустынь, но принят был только по достижении двадцатилетия в 1787 г. при строителе Пахомии. Возлагаемые на него монастырские послушания проходил с особенным усердием, тихостью и смирением. За постоянное трудолюбие и внимательную жизнь пострижен в монашество 19 июня 1792 г., вскоре в 1793 г. посвящен в иеродиакона, а в 1796-м в иеромонаха и вскоре определен общим духовником братии. В 1805 г. становится казначеем, а уже в 1806 г. по выбору строителя Исаии утвержден строителем. 12 марта 1818 г. произведен игуменом обители. Награжден золотыми наперсными крестами. Управляя обителью, игумен Нифонт имел неусыпное старание поддерживать правила монашеские, переданные первоначальником. У него было особенное усердие к церковным службам, так что ни одна из них не совершалась без его присутствия. Особо он любил службы поминальные и строго исполнял завет усопших молиться о них. Попечением и любовью всегда окружал он странников, посещавших обитель. Достигнув глубокой старости, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия, смирения, и особенно нестяжателъности и целомудрия; как любитель безмолвной и пустынной жизни он соблюдал строгий пост, и молитва была постоянным его упражнением. Простота, соединенная с духовной мудростью и благой жизнью, вселяла к нему невольное уважение; он был радушен и приветлив в обращении и, при совершенной нестяжательности, милостив и сострадателен к бедным; словом, никто из посетителей обители не оставлял ее без того, чтобы не сохранить в сердце своем памяти о добром ее настоятеле. Указание пути ко спасению 1. Если человек, не делая в жизни своей добрых дел, надеется спастися потому только, что не имел тяжких грехов, обманывается таковой; ибо кто не заботится о приобретении благ временных, тот по справедливости ничего не получает. Читать далее Источник: Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-111-1152. С 20 Саровский цветник: наставления старцев Саровской пустыни/сост.: Н.Ю. Бутина, С.И. Горлевская, Л.П. Лебедева. — М .: Спасское братство; 2011. — 396 с.: 24 ил. ISBN 978-5-904074-25-8. УДК 26. ISBN 978-5-904074-23-8 ББК 86.372 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Соловецкий, на Бедов море, основан св. Савватием и Зосимой в половине XV века. Ставропигиальный, [II, 381.] Игумены Иона и Павел – Оба при Новгородском архиепископе Ионе (1459–70). Св. Зосима † 11 апр. 1478. Арсений , ученик его, 1478. Феодосий , 1479. Исаия , 1484. Досифей (бывший) 1503. Евфимий , 1507–14. Пимен Ходыкин 16 февр. 1520 хирот. в епископа Пермского. Вассиан определён 21 мая 1522. Варлаам , 1526. Алексий Юренев , 1534–46. Св. Филипп Колычов , 1546–66, 25 июля хирот. в митрополита Всероссийского. Паисий , 1566–69, сослан на Валаам. Варлаам , 1569–81. Иаков 1581 перев. из Палеостровского, а 1597 – в Костромской Ипатиевский. Исидор 248 1597–1603, 6 февр. хирот. в архиепископа Новгородского. Антоний , 1603–12, † 22 мар. Иринарх , с 1613; † 17 июля 1626. 249 Макарий перев. из Палеостровского, 1627–32. Рафаил 1632 перев. из Астраханского Троицкого, а в 1636 – в Хутынь. Варфоломей Коноплев , 1636–39. Паисий , в 1639. Маркелл , 1640–45, 16 янв. хирот. в архиепископа Вологодского. Архимандриты Илия Пестриков , с 1645 (упом. в мар.) игум., а с 2 мар. 1651 архим-т; † 1 июля 1659. Варфоломей , с 4 февр. 1660–1667, в июне уволен, а после определён в Свияжский. Иосиф , из Свияжского, 1 июня 1667–1673, перев. в Казанский Спасо-Преображенский (мятеж в мнтре.) Макарий в мар. 1676 перев. из Тихвина, а в 1680 (упом. в июле) – обратно. Иларион Смирного , 1680–87, 9 янв. перев. в Спасо-Ярославский. Иннокентий , 1687–89, отказался. Фирс , с 30 июня 1689; † 5 мар. 1718. Иона † 19 февр. 1719. Маркиан Ярцов , 1719 и 1720, † 27 апр. Варсонофий , 1720–40, 13 июля хирот. в епископа Архангельского. Геннадий Дроздовский , 1741–61, 19 июня уволен на покой. (Жил в 1764). Досифей 19 июля 1761 перев. из Галицкого Новозаозерского Авраамиева, а 22 июня 1777 уволен на покой. Иероним , 1777–93, уволен на покой. Герасим Ионин в 1793 перев. из Клопового, а в 1796 уволен на покой. Иона в 1796 перев. из Клопского; † 28 апр. 1805. Тимофей , архим. Задонский, определён 15 июля 1805, я 31 авг. уволен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительный интерес в архитектуре Крестовоздвиженской церкви представляет собой характер организации боковых фасадов её храмового четверика. Их двухосная композиция, исключительно редкая в сибирской церковной каменной архитектуре XVIII в., продолжала сложившуюся с 1770-х годов в строительной практике Приенисейского края традицию возведения храмовых четвериков не с тремя, а с двумя проемами. По всей видимости, эта композиционная особенность могла сложиться в результате значительного уменьшения из соображений экономии средств размеров церковных построек и их храмовых четвериков. Среди приенисейских храмов последней четверти XVIII века с двухосными четвериками (в варианте с двумя окнами) следует назвать Троицкую церковь в селе Сухобузимском (1793-1817гг.) и церковь Успения в селе Верхнеимбатском (1796-1834гг.). Ближайшим же к Крестовоздвиженской церкви примером использования аналогичного приема организации фасадов была начатая строительством в 1793 году енисейская кладбищенская Успенская церковь. Оконные проемы северной и южной стен четверика Крестовоздвиженской церкви дополнялись небольшими прямоугольными с арочным верхом окнами «второго света». Аналогичный прием распределения проемов в фасадных стенах храмовых четвериков, но с различной формой окон «второго света», можно было наблюдать в целом ряде небольших приенисейских сельских каменных церквей последней четверти XVIII века. Если в Троицкой церкви (заложена в 1777 г.) села Атаманово и Покровской церкви (1793-1798 гг.) села Юксеево эти окна имели форму квадрифолия, то в церкви Архистратига Михаила (заложена в 1772 г.) в селе Верхнепашенном под Енисейском окно было восьмигранным. В енисейской же Успенской церкви (1793-1818 гг.) и Спасской церкви (1804-1815 гг.) в селе Анашенском окна «второго света» имели круглую форму. В качестве возможного источника заимствования указанных нами композиционных приемов организации фасадов, ставших одной из отличительных черт приенисейских, преимущественно небольших сельских храмов последней четверти XVIII века, могут быть названы придельные храмы более ранних енисейских церквей: соборной Богоявления, приходских Воскресения (1735-1747, придел – 1773 гг.) и Преображения (1747-1759, придел – 1765 гг.).

http://sobory.ru/article/?object=36407

св. Гаяне в Эчмиадзине. И. был одним из инициаторов создания 1-го русско-арм. изд-ва в Астрахани. Его усилиями в российских городах, где проживали армяне,- в С.-Петербурге, Нов. Нахичеване, Астрахани было издано более 40 наименований книг, среди к-рых были и сочинения И. Архиепископ состоял в переписке с рус. гос. деятелями, с арм. католикосом Гукасом I Карнеци, с представителями арм. диаспоры в России, Грузии и Индии, с груз. царями Ираклием II и Георгием XII, с меликами Карабаха и со мн. др. важнейшими общественными и политическими деятелями своего времени. Сохранились копии писем И., являющихся ценными источниками кон. XVIII в. 18 сент. 1999 г. установлен памятник И. в сквере на пл. Л. Н. Толстого в Ростове-на-Дону, созданный на средства Новонахичеванской арм. общины (скульптор Д. Р. Бегалов, архитектор С. И. Бегалова). Соч.: Слово на освящение Армянской церкви в С.-Петербурге. СПб., 1780; Историческое описание побудительных причин посольства Карабахских меликов к императору Петру Великому и о изданных именных Его указах на обстоятельства их. СПб., 1790; Краткая тетрадь под названием «Врата Милосердия». Нов. Нахичеван, 1792 (на арм. яз.); Проповеди. Нов. Нахичеван, 1795 (на арм. яз.); Слово, сказанное о воплощении Богородицы в Армянской церкви. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Кондак благословения. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Речь, говоренная на случай ему пожалования ордена св. Анны. СПб., 1799; Таинство крещения Армянской Церкви. СПб., 1799; Чин священные и божественные литургии Армянской Церкви. СПб., 1799, 1857; Исповедание христианской веры Армянской Церкви. СПб., 1799; Письма о Грузии (1795-1796 гг.)//Кавказская старина. 1872. 2. С. 29-34; Речи, произнесенные имп. Екатерине II в бытность его в С.-Петербурге в 1793 г.//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 312-316. Лит.: АКавАК. 1866. Т. 1. С. 417, 538-545, 548, 632, 638; Кр. известия о жизни Армянского архиеп. кн. Иосифа (Аргутинского-Долгорукого)//Сев. архив. 1823. 10. С. 221-226; Аганянц Г. Архив арм. истории. Тифлис, 1911. Кн. 9 (на арм. яз.); История арм. народа. Ереван, 1951. Ч. 1; Бархударян В. История арм. колонии Нов. Нахичевана. Ереван, 1967 (на арм. яз.); Багдыков М. Г. Архиеп. Иосиф, кн. Аргутинский-Долгорукий, предводитель армян России: Штрихи к портрету. Р.-н/Д., 2002; он же. Загадки портретов Архиеп. Иосифа, кн. Аргутинского-Долгорукого: (Эпоха, события, годы). Р.-н/Д., 2005; Чобанян П. Армяно-русско-грузинские отношения во 2-й пол. XVIII в. Эчмиадзин, 2006 (на арм. яз.); Абрамян Р. М. К вопросу о происхождении рода Аргутинских-Долгоруких//commons.hayazg.info [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/578487.html

Арх.: ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Т. 2. Д. 2614. Соч.: Кр. ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры: С прил. знатных происшествий, случившихся в оной. СПб., 1782. М., 1790, 1796, 1801, 1809, 1815, 1818, 1824; Слово, говоренное 24 нояб. 1793 г. в Большой придворной церкви в день тезоименитства имп. Екатерины Алексеевны. СПб., 1793. Пер.: Серан де ла Тур. История о Епаминонде, фивском полководце, с примеч. историческими и критическими. М., 1774. Ист.: Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. доп. С. 17-19; Яковлев А. А. Записки/Вступ. ст.: В. А. Андреев. М., 1915. Лит.: Евгений. Словарь. Т. 2. С. 144, 145; Пассек В. В. Ист. описание Моск. Симонова монастыря. М., 1843. С. 222; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь. М., 1843. С. 98-99; Смирнов С. К. История Моск. Славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 323, 324, 354, 355; он же. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 351-352, 372, 374, 505-506; Макарий (Миролюбов), архим. История Нижегородской иерархии. СПб., 1857. С. 181-187; Чередеев К. К. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 147-149; Крылов А. П. Иерархи Ростово-Ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 268-278; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1884. С. 389; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Титов А. А. Павел (Пономарёв), архиеп. Ярославский и Ростовский//РА. 1910. Кн. 2. 7. С. 439-445; Святители земли Нижегородской/Сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 100-102. Д. Б. К. Иконография Прижизненные портреты П., вероятно, не сохранились. Поясной живописный портрет П. написан П. Ф. Рыбниковым в кон. 1809 г. (поправлен К. Я. Каниевским в 1836; ИРЛИ (ПД). И. 2853) для портретной галереи членов Российской академии, размещавшейся в зале академических собраний Российской академии в С.-Петербурге. П. изображен вполоборота влево в черной рясе и черном клобуке, на груди - панагия, звезда и знак ордена св. Александра Невского на орденской ленте; у П.- черная курчавая борода, длинные вьющиеся волосы лежат на плечах. В кон. 30-х гг. XIX в. по рис. М. А. Кашенцева с этого портрета была создана литография (с большой точностью воспроизводящая живописный оригинал) для сер. «Литографированные портреты членов Российской Академии», печатавшейся к 50-летнему юбилею академии по инициативе ее президента А. С. Шишкова (СПб., изд. А. О. Мошарского, 1835-1841; ИРЛИ (ПД). ПД-10193; экземпляры в ГМИИ, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2578499.html

в честь Успения Пресв. Богородицы (1785; перестроена в 1796) и возведен 2-этажный 5-главый каменный собор в честь Преображения Господня с колокольней (34,8 м) над папертью. 28 июня 1789 г. освящена нижняя соборная ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В этот день стала праздноваться их память, т. к. впервые был освящен престол в их честь, что означало восстановление почитания преподобных. В 1794 г. освящены верхний Преображенский храм и его придел во имя апостолов Петра и Павла. Впосл. по благословению Н. мон. Герасимом был составлен канон преподобным, ставший основой службы, и начата запись чудес от их мощей. В 1793 г. на вост. стороне юж. линии келий построена ц. свт. Николая Чудотворца. В 1801 г. достроили внешнее каре. Вся монастырская усадьба (по периметру более 300 м) была возведена за 8 лет с использованием кирпича и извести местного производства. Вероятно, Н. составил общий план построек. Преображенский собор повторял хорошо знакомый Н. Успенский собор (1778) Саровской пуст. ( Кудрявцев И. Н. Первый каменный храм на Валааме. Н. Валаам, 1981), в свою очередь ориентированный на архитектуру Успенского кафедрального собора в Астраханском кремле. В 1783 г. было выполнено размежевание монастырских земель. В 1787 г. составлена 1-я географическая карта Валаамского архипелага. В скиту, в полутора верстах от монастыря, на месте, где, как полагал Н., жил прп. Александр Свирский , построили 6 небольших каменных келий и храм. 30 июня 1793 г. митрополит дал указание об освящении церквей во имя Всех святых, такое же посвящение получил и скит; церковь в главной усадьбе была освящена во имя свт. Николая Чудотворца. Неск. отшельников попеременно день и ночь читали в скиту Псалтирь по усопшим. Вблизи монастыря было возведено неск. каменных зданий: 2 дома для рабочих, гостиница для богомольцев, «пустынная келия» для Н.- место отдохновения старца. Каменная келья состояла из 5 небольших комнат, в одной из к-рых хранился пожертвованный митр. Гавриилом деревянный токарный станок (к сер.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010