Анатолий, архиепископ Симбирский и Сызранский (Максимович Андрей) Родился в 1767 году в Малороссии в семье священника. В 1789 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем риторики и греческого языка. В 1792 году рукоположен во священника к Спасо-Сенновской церкви и в течение трех лет был катехизатором. С 1809 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор богословия, член консистории и цензурного комитета. В 1809 году принял монашество, возведен в сан архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и назначен благочинным над законоучителями в кадетских корпусах. 31 марта 1812 года хиротонисан во епископа Полтавского. С 7 февраля 1816 года – архиепископ Минский и Литовский. С 10 февраля 1832 года – архиепископ Симбирский и Сызранский. 7 августа 1842 года уволен на покой. Скончался 14 февраля 1844 года в Сызранском Воскресенском монастыре. Труды: Слова и речи: на Успение Богоматери. – СПб., 1808. при погребении протопресвитера С. Ф. Ливатова. – СПб., 1808. при приведении к присяге чиновников, избранных в должности. – СПб., 1811. Речь в собрании Библейского общества. – СПб., 1822. Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. – С.518–570. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 89. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 536. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 212. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 2. – С. 110 и прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вознесенье. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Вознесенский приходПриход был одним из самых многолюдных в Архангельском уезде. Состоял из 28 селений, располагавшихся на Вознесенском острове. В первый раз население прихода упоминалось в Двинском летописце, где сообщалось, что в 1419 г. Мурмане пограбили в числе других селений на Северной Двине " Адрианов берег и Яковлеву Курью " - те места, где позднее возник Вознесенский приход. В этих селениях в то время еще не было церкви. Из грамот на построение церквей, хранившися в церковном архиве, следовало, что каменной церкви предшествовали 5 деревянных: 1) во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенная в 1572 г., возможно, не первая, т. к. число селений после 1419 г. быстро возрастало, и нужда в церкви должна была появиться раньше 1572 г., поэтому начало прихода относят к концу XV в. или первой половине XVI в. 2) Церковь в честь Вознесения Господня, пятиглавая с двумя приделами - во имя Входа Господня в Иерусалим и Рождества Иоанна Предтечи, построена в 1616 г.; о ней упоминалось, вместе с Введенской церковью и колокольней, в писцовой книге Мирона Вельяминова в 1624-1625 г.г. Эта церковь сгорела в 1628 г. от молнии. 3) Вознесенская церковь с теми же приделами, девятиглавая, построена в 1635 г. по благословению митрополита Аффония, сгорела от молнии в 1718 г. 4) Введенская, построена в 1663 г. по благословляющей грамоте митрополита Питирима, вместо прежней, построенной в 1572 г. и пришедшей в ветхость. В 1687 г. к ней с северной стороны был пристроен придел, с течением времени обветшавший и замененный новым, устроенным по благословляющей грамоте преосвященного Саввы от 17.4.1740 и освященным в октябре 1742 г. Эта церковь вместе с приделом сгорела от молнии 11 июня 1793 г. 5) Вознесенская, куплена у Южского полка, перевезена из Холмогор в 1726 г. Освящена в 1730 г. В 1735 г с южной стороны пристроен придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, освящен в 1737 г. Эта церковь существовала до 1822 г., когда она вместе с пятиглавой колокольней, построенной в 1777 г., была разобрана. Каменная двухэтажная церковь строилась в 1786-1807 г.г. В верхнем холодом этаже два престола: главный - Вознесенский, освящен 24 июня 1803 г., придельный - в алтаре главного, с южной стороны - во имя Рождества Иоанна Предтечи, освящен 24 июня 1807 г. В нижнем теплом этаже два престола - Введенский, освящен 21 ноября 1794 г. Другой престол - в алтаре первого храма с южной стороны, во имя Богоявления Господня, освящен 24 июня 1796 г. Самый большой колокол весил 163 пуда 29 фунтов. Деревянные восьмиконечные кресты обиты в 1888 г. железом и вызолочены на средства приходского крестьянина Андрея Петровича Амосова.

http://sobory.ru/article/?object=16125

Волочиск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Свято-Покровский храм Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1991 и 1996. Адрес: Хмельницкая область, г. Волочиск, ул. Незалежности, 213 Координаты: 49.531021, 26.170225 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты В 1793 году небольшой городок (местечко) Волочиск, известгый с 1463 года, вошёл в состав Российской империи, а с 1796 года включён в Староконстантиновский уезд Волынской губернии. В результате распада Речи Посполитой на Подолье пришла Русская Православная церковь, в результате чего, единственный униатский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был переосвящён в 1795-м году по православным канонам. Этот, единственный в местечке деревянный храм был выстроен в 1743-м году на средства прихожан. К 50-м годам XIX века Успенская церковь довольно сильно обветшала, в связи с чем срочно требовался либо капитальный ремонт, либо разборка храма и строительство новой церкви. В то время Волочиск принадлежал частновладельческой семье Шембек. В ноябре 1853 года по указу губернских и епархиальных властей наследственная землевладелица Иозефа Шембек начала возводить на собственные средства новый каменный храм взамен неудовлетворительного состояния существующего деревянного. Работы выполнялись на её деньги, но учитывая неважное состояние финансовых дел графини, в 1860 году имение в Волочиске было продано Янушу Ледоховскому (1791-1864), вследствии чего строительство, которое уже продвинулось до карнизов, полностью остановилось. Мастера вернулись на объект только 12 лет спустя - 13 мая 1872 года, когда графиню Анелию Ледоховскую епархиальные власти принудили-таки выполнить распоряжение императора Александра II от 1860 года о строительстве православных храмов на присоединённых к Российской империи западных землях за счёт её владельцев. А 28 сентября, через три года после возобновления строительства, новая церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В следующем, 1876-м году, в Волочиске и его окрестностях (Фридриховке и Масловой) 1 сентября были открыты церковно-приходские школы грамотности, которые через полтора десятилетия перешли в полное подчинение духовному ведомству.

http://sobory.ru/article/?object=26674

Вощажниково. Храмовый комплекс. Церкви Рождества Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной с часовнями. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1700 и 1796. Адрес: Ярославская обл., Борисоглебский р-н, с. Вощажниково Координаты: 57.360103, 39.139289 Проезд:Рейсовым автобусом от пос.Борисоглебский. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Троицы Живоначальной Часовня у церкви Троицы Живоначальной Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Часовня у церкви Рождества Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Вощажниково, торговое село, принадлежавшее гр. Шереметеву, в 28 верстах от Ростова, при прудах и колодцах. В нем 172 двора, из числа которых есть несколько каменных, 372 души и 377 наделов. В селе Вощажникове три церкви: - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1700 г. Из акта, хранящегося в конторе гр. Шереметева, видно, что «в дворцовом селе Вощажникове (подаренном гр. Бор. Петр. Шереметеву императором Петром I) находилась церковь каменная во имя Рождества Пресвятой Богородицы… в ней образ вмч. Параскевы, резной; подле церкви на столбах четыре колокола…; на церкви глава обита чешуею древянною, на главе крест железный, полуженный; алтарь церкви и трапеза крыты тесом; около церкви и кладбища ограда деревянная». Настоящий пятиглавый вид каменному храму, построенному в 1700 г., покрытому теперь железом, придан впоследствии одновременно с устройством трехъярусной колокольни, на которой помещены боевые часы, купленные в 1800 г. - пятиглавый, крытый железом, храм во имя Живоначальной Троицы построен усердием прихожан в 1797 г., - кладбищенский храм, каменный, одноглавый, в связи с колокольнею, во имя Преображения Господня, построен прихожанами в 1830 г. Первые две церкви находятся внутри села и с трех сторон обнесены каменною оградою, а с четвертой каменные лавки, построенные около 1793 г. Кладбищенская церковь находится вне села и также обнесена каменною оградою. Рождественская церковь построена на месте бывшей деревянной, существование которой восходит ко временам царя Михаила Федоровича.

http://sobory.ru/article/?object=14652

Иоасаф, епископ Кадьякский, викарий Иркутской епархии (Болотов Иван Ильич) Родился 22 января 1761 года в семье священника села Стражново Кашинского уезда. С 1777 года обучался в Тверской и затем в Ярославской духовной семинарии. По окончании курса последней состоял учителем Угличского духовного училища. В 1786 году пострижен в монашество в Толгском монастыре и вскоре же рукоположен во иеромонаха. Затем перешел в Дорофееву Южную пустынь, а оттуда в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. В 1783–1786 годах Г. И. Шелеховым, русским мореходом, были открыты новые острова в Охотском море, населенные туземными племенами. В 1793 году по ходатайству Г. И. Шелехова на остров Кадьяк была отправлена духовная миссия в составе архимандрита Иоасафа и трех монахов из Валаамского монастыря для обращения туземцев в христианство . Благополучно добравшись до острова Кадьяк, миссионеры построили церковь , открыли школу для обучения туземных детей. 19 июля 1796 года с учреждением Кадьякского викариатства архимандрит Иоасаф избран кандидатом во епископа. 10 апреля 1799 года хиротонисан в Иркутске во епископа Кадьякского, викария Иркутской епархии, одним епископом Вениамином (Благонравовым , † 1892). Это редчайший случай в истории Русской Церкви. Преосвященный Иоасаф явился первым православным архиереем для Америки. Его назначение имело своей целью укрепить Православие на американской земле. Но послужить делу Православия в архиерейском сане преосвященному Иоасафу не пришлось. Он не добрался до места своего назначения. 10 мая 1799 года, при возвращении из Охотска на остров Кадьяк, судно «Феникс», на котором плыл преосвященный Иоасаф, во время сильной бури потерпело крушение, и он утонул вместе со всеми пассажирами. Труды: Топографическое, климатерическое, статистическое и нравственное описание острова Кадьяка//Друг просвещения. – М., 1805, октябрь. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – М., 1888. – Пер. 5. – С. 55–56. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 379.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Герман Аляскинский декабря 1837 Прославлен Автокефальной Православной Церковью в Америке в 1970 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1970 г. Память празднуется 27 июля/9 августа (день прославления) Из Определения Священного Синода от 1 декабря 1970 г. Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима , председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, о причислении к лику святых Автокефальной Православной Церковью в Америке преподобного старца Германа Аляскинского, канонизация которого была совершена 9 августа 1970 года. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Включить святое имя преподобного старца Германа , сущего в лике святых, благодатию Божиею прославленных, в Православной Церкви в Америке просиявшего, в месяцеслов Русской Православной Церкви Преподобный Герман был уроженцем города Серпухова и происходил из купеческого сословия. До нас не дошли ни его мирское имя, ни обстоятельства его жизни до принятия монашества. В 16 лет он поступил послушником в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом (в ней позже был настоятелем святитель Игнатий Брянчанинов) . Примерно через пять лет он перебрался в Валаамский монастырь, во главе которого стоял в то время игумен Назарий, в прошлом старец Саровской пустыни, наставлениями которого пользовался преподобный Серафим Саровский . На Валааме отец Герман принял постриг и получил благословение на подвиг безмолвия: большую часть времени он жил в лесной келии, а по праздникам приходил в монастырь на богослужение. В 1793 г. отец Герман был включен в состав Кадьякской миссии, организованной по инициативе основателя Российско-Американской Компании Г. И. Шелехова и митрополита Новгородского, Санктпетербургского и Олонецкого Гавриила для проповеди Евангелия среди жителей российских владений в Америке. 24 сентября 1794 г. Миссия прибыла на остров Кадьяк. Началась активная миссионерская деятельность ее членов как на Кадьяке и других островах, так и на самой Аляске. На острове Кадьяк под их руководством строится храм в честь Воскресения Христова. Отец Герман несет послушание эконома Миссии, работает в пекарне, разбивает огород. Однако плодотворная работа Миссии, принесшая быстрый успех, продолжалась недолго. В 1796 г. мученически погиб один из ее членов, иеромонах Ювеналий. В 1799 г., возвращаясь к своей пастве, во время шторма погиб начальник Миссии, незадолго до того рукоположенный епископ Кадьякский Иоасаф с двумя сотрудниками. Миссия лишилась самых деятельных проповедников. На отца Германа теперь легли обязанности и начальника Миссии. Кроме этого, после смерти Г. И. Шелехова среди

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАЙЛОВИЧ [серб. фамилия 3 серб. иконописцев 2-й пол. XVIII-XIX в. Ефрем [серб. Jeфpeм] (2-я пол. XVIII в.) написал часть икон для иконостаса ц. во имя вмч. Пантелеимона мон-ря Старо-Хопово (1793-1800; многие из них погибли во время второй мировой войны) и неск. праздничных икон малого формата для иконостаса ц. свт. Николая Чудотворца в с. Неготин (1778). Йован Старший [серб. Jobah Cmapuju] (ок. 1740, Ириг, обл. Срем - 1807, Даль, Славония) учился иконописанию в г. Сремски-Карловци, возможно у иконописца укр. происхождения Василия Романовича. В 1784-1789 гг. был ревизором церковного настоятельства в с. Даль. Вместе с другими мастерами написал иконы для иконостасов более 10 церквей, в основном в областях Славония и Бачка, в т. ч. для храмов вмч. Георгия Победоносца в г. Сомбор (1771-1772; неск. отреставрированных икон из этого иконостаса участвовало в выставке «Ремесло реставрации», Галерея Матицы Сербской в г. Нови-Сад, 23 нояб.- 7 дек. 2010); в честь Вознесения Господня в с. Чуруг близ Нови-Сада (ок.1775); свт. Николая Чудотворца в с. Теня (ок. 1777); вмч. Георгия Победоносца в с. Бобота близ г. Вуковар (1778-1779); арх. Михаила в г. Сента (ок. 1782, частично разрушен во время восстания 1848 г., в 1975 были обнаружены 2 иконы и 2 фрески работы мастера из этого храма); в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца в с. Биело-Брдо (ок. 1783); св. Иоанна Златоуста в с. Силбаш близ г. Нови-Сад (1783-1784); во имя св. Иоанна Предтечи в с. Деспотово близ г. Врбас (ок. 1794). Не сохранились иконостасы, выполненные Й. С. вместе с мастером Григорием Ездимировичем (ок. 1796), в ц. арх. Михаила в с. Чепин (храм разрушен в 1992), иконостас (ок. 1805) в ц. арх. Гавриила в с. Эрдут (храм разрушен в годы второй мировой войны, в наст. время восстановлен). Два иконостаса (1775-1777 и ок. 1794) работы Й. С. были перенесены из старых церквей в новые, построенные на тех же местах - в ц. в честь Сошествия Св. Духа в с. Маркушица близ г. Вуковар и в ц. во имя арх. Михаила в с. Дероне близ г. Бач. Неск. икон Й. С. находится в составном иконостасе ц. свт. Николая Чудотворца в с. Самош (перенесены из церкви в Румынии), также сохранились отдельные, написанные Й. С. иконы. Стиль работ можно охарактеризовать как переходный от позднего барокко к классицизму.

http://pravenc.ru/text/674864.html

Спасо-Преображенский кафедральный собор Житомирской епархии УПЦ является архитектурной доминантой Житомира. Над главным входом в храм возвышается 60-метровая колокольня, юго-западный угол которой служит «нулевой» точкой координат для точных карт города. В 1770-х гг. вблизи этого места начали строить каменный униатский Преображенский храм. В 1793 г. Волынь, включая Житомир, перешла от католической Польши к православной Российской империи и стала Изяславским наместничеством. В 1795 г. наместничество переименовали в Волынское. Его администрацию разместили на время в Житомире. По этой причине новосооруженный Преображенский храм был освящен в 1796 г. как православный и получил статус городского собора. Тогда же Волынское наместничество упразднили, а в 1797 г. вместо него учредили Волынскую губернию. В 1804 г. Житомир, как место временного пребывания губернской администрации, обрел статус постоянного центра губернии. Преображенский храм, вмещая лишь около 200 прихожан, был тесен для высокого звания собора. Необходимость расширения стала еще очевиднее, когда в 1841 г. в Житомир перевели резиденцию архиепископов Волынских. В 1844 г. в Санкт-Петербурге составили проект реконструкции храма, предполагавший включение в новую постройку старых стен. В 1851 г. начались строительные работы. Из-за ошибки архитекторов, не принявших в расчет слабость местного кирпича, в 1853 г. почти готовый собор развалился при падении на него собственной колокольни. Возводить новый храм решили на другом месте. В 1858 г. возле руин состоялось освящение деревянного Преображенского храма, который временно выполнял роль собора. В 1865 г. руины разобрали, в 1866 г. был заложен новый собор. Он строился впритык к фундаментам старого храма по проекту барона фон Миквица. Дорабатывали проект архитекторы Карл Маевский, Эрнест Жибер, Карл Рохау. К делу привлекали зодчих, трудившихся на строительстве Храма Христа Спасителя в Москве. По проекту Владимира Шаламова иконостасы собора изготовил Николай Мурашко, а расписал Михаил Васильев. В отделке храма использовали богатства Волыни — местные гранит и лабрадор. Освящение собора состоялось в 1874 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Храм Николая Чудотворца (Шадринск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца первоначально был сооружен в 1793-1802 годах, в 1845-1854 расширен пристройкой боковых приделов. Новая колокольня в стиле позднего классицизма сооружена в 1855 году, западная паперть расширена в 1895. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм был заложен в 1788 году. Через четыре года был разобран и перенесен за город на кладбище, где снова был устроен и освящен во имя мучеников Флора и Лавра. На его месте в 1793 году был заложен фундамент под строительство каменного двухэтажного храма. В 1796 году престол нижнего храма был освящен во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Строительство верхнего храма было завершено в 1802 году, престол освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Рост численности прихожан диктовал необходимость расширения храма и в 1845 году как с южной, так и с северной стороны были заложены каменные двухэтажные приделы. В 1848 году в нижних храмах были установлены иконостасы, в 1849 году южный придел освящен в честь Рождества Честнаго Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, северный - во имя Пророка Божия Илии. В 1853 и 1854 годах состоялось освящение престолов верхних приделов южной и северной сторон - в честь Тихвинской иконы Божией Матери и великомученика Димитрия Солунского, соответственно. Окончательно архитектура храма сформировалась к началу XX века, когда с западной стороны была воздвигнута величественная колокольня. Таким храм предстает в 1902 году: " По своему наружному виду церковь представляет правильное четырехугольное здание, с несколько выдающимся в виде шестиугольника главным алтарем, увенчанное одним куполом, с довольно высоким на нем фонарем и заканчивающееся колокольнею, в одну линию с которой (на западной стороне) выведены новые пристройки для лестниц. Над главным алтарем устроен такой же фонарь, как и над куполом. В общем эта церковь, отличающаяся белизною своих прямых, правильных, почти гладких стен, приятно оттеняемых зеленью окружающих старых берёз, рассаженных внутри ее ограды, производит очень хорошее впечатление, но внутри она недостаточно высока, а в средней части нижнего этажа, кроме того, еще и темна. Лучшей частью её является средний храм в верхнем этаже, особенно в передней половине под куполом. Здесь внимание входящего останавливает на себе иконостас, отличающийся своей оригинальностью: он четырех ярусов, значительной высоты, весь резной из липового дерева в стиле рококо, не покрыт никакой краской, оставлен без позолоты; стоимость его, не считая икон нижнего яруса, взятых из старого иконостаса, равняется 4900 руб. Иконостас этот поставлен в 1890 г. [...] В главном храме нижнего этажа настоящий иконостас существует с 1863 г. [...] В нижнем этаже стены в 1900-1901 гг. окрашены заново масляною краской и весьма удачно и умело расписаны священными изображениями " .

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

St. Juvenaly – First Martyr of America Commemorated July 2/15      The holy, glorious, right-victorious hieromartyr Juvenaly of Alaska, Protomartyr of America, was a member of the first group of Orthodox missionaries who came from the monastery of Valaam to preach the Word of God to the native inhabitants of Alaska. He was martyred while evangelizing among the Eskimos on the mainland of Alaska in 1796. His feast day is celebrated on July 2, and he is also commemorated with all the saints of Alaska (September 24), and with the first martyrs of the American land (December 12). He was born in 1761 in Ekaterinburg, Russia, and was named Jacob Govouchkin. In his monastic life he was tonsured and given the name Juvenaly in memory of St. Juvenal, fifth century Patriarch of Jerusalem. After becoming a monk he was successively ordained deacon and then priest, becoming a hieromonk. He lived much of his early monastic life in the area around Lake Ladoga in northern Russia near Finland at the Konyavesky and Valaam Monasteries. In 1793, a missionary group of eight monastics was organized at the Monastery of Valaam, near Lake Ladoga, to preach the Word of God to the natives of Alaska. This group of missionaries was led by Archimandrite Joseph (Bolotov), and included four hieromonks including Juvenaly and Makary, one hierodeacon, Steven, and two lay monks including Herman. Their destination was the Russian settlement on Kodiak Island in the Gulf of Alaska, some 8,000 miles away across the length of Asia through Siberia and then the cold Bering Sea of the northern Pacific Ocean. The group arrived on Kodiak Island on September 24, 1794, to an unexpected scene. The settlement was primitive beyond what they were told, and violence was commonplace. The promised church was not there, and the promised supplies for three years were absent. While Archimandrite Joseph dealt with the leadership issues with Baranov, the leader of the settlement, Hieromonk Juvenaly and the others in their party began their missionary work. Within two years their zeal had brought more than 12,000 Alaskans to the Orthodox Christian faith. They did this not by degrading their former shaman based faith but by showing them that Christianity was the fulfillment of that faith.

http://pravoslavie.ru/80666.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010