В августе 1792 года во Франции была свергнута монархия. Напуганная событиями во Франции Екатерина II принимала свои меры в России. Еще в самом начале Французской революции, в 1789 году, общество литераторов в Москве решило перевести все сочинения Вольтера, изданные Бомарше в 69-ти томах. Когда об этом было доведено до сведения Екатерины II, она вспомнила о владыке Платоне и своим рескриптом на имя московского главнокомандующего Еропкина повелела управе благочиния и обер-полицмейстеру наблюдать, чтобы «такое издание отнюдь не было печатаемо ни в одной типографии без цензуры и апробации преосвященного митрополита Московского Платона». Именно в ту пору слова «фармазон» (масон), «мартинист» и «вольтерьянец» начали приобретать в России ругательный, уничижительный смысл. Последней каплей, переполнившей чашу терпения императрицы, стало убийство шведского короля Густава III. Он был убит выстрелом в упор 16 марта 1792 года на бале-маскараде в Стокгольме. Убийство сразу же было приписано масонам. Дело в том, что, несмотря на то что королем формально был провозглашен малолетний сын убитого – Густав IV, реальная власть в стране перешла к верховному руководителю шведских масонов Карлу Зюдерманландскому. В 1792 году, в апреле, подверглись репрессиям русские масоны. Н.И. Новиков был взят и отвезён в Шлиссельбург, а князь H. H. Трубецкой, И. П. Тургенев и И. В. Лопухин были допрошены князем Прозоровским по особенным пунктам, присланным из Петербурга, и сосланы в деревню. Как писал Ф. В. Ростопчин, арест Новикова был связан с попавшим в правительственные руки письмом баварских иллюминатов к московским розенкрейцерам. За связь с Лопухиным и Тургеневым митрополита Платона чуть было не обвинили в масонстве. Оправдало его только найденное в бумагах Новикова письмо Лопухина , который писал, что «никак не мог убедить Платона вступить в их общество». В России была ужесточена цензура, введены многочисленные запреты, в том числе на преподавание французского языка, что коснулось даже Духовной академии. Везде искали крамолу. Митрополита Платона это угнетало. Сбылись его предсказания: новые идеи проложили дорогу новым потрясениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

1781. Максимов Ю. В. Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств//АиО. 1998. 3(17). С. 261–293. 1782. Максимов Ю. В. Образ рая в христианстве и исламе//АиО. 1999. 2(20). С. 271–279. 1783. Мейендорф И. , протопр. Византийские представления об исламе/Пер. с англ.: Н. В. Поляков, Я. Г. Тестелец//АиО. 1995. 4(7). С. 97–108; 1996. 2/3(9/10). С. 131–140. 1784. Талби М. Вера Авраама и мусульманская вера/Пер. с фр.: М. Л. Темина//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 602–607. Ст. из кн.: Христиане и мусульмане: Проблемы диалога. М., 2000. См. также 2801, 2823. Буддизм 1785. Аникеева Е. Н. Безличный и а-субстанциальный характер сверхсущего в буддийском умозрении//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 56–59. 1786. Шохин В. К. Мнимые влияния//АиО. 1997. 3(14). С. 274–307. О совр. попытках отыскать буддийские «корни» в христианстве. Индуизм 1787. Аникеева Е. Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания в их сопоставлении с христианским богословием//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 273–274. 1788. Аникеева Е. Н. К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эксклюзивизме христианства//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 52–55. 1789. Аникеева Е. Н. Основные черты индийских космогоний и их антикреационистский характер//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 84–90. 1790. Дворкин А. Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 269–273. 1791. Резник М. И. Учение о личности в современном индуизме//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 60–63. 1792. Саирсингх К. Христос и карма: Религиозные поиски в индуизме/Пер. с англ.: Г. Ястребов//Страницы. 1996. 2. С. 43–56. 1793. Шохин В. К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли//АиО. 1999. 1(19). С. 242–256. П. Хакер (1913–1979) – ведущий нем. индолог. 1794. Явиц С., прот. Учение о спасении в «Бхагавадгите»//ТКДА. 1997. 1. С. 156–174. См. также 2802. Восточные культы и верования 1795. Августин (Никитин) , архим. Тэй Нинь – духовный центр каодаизма//Страницы. 1996. 2. С. 132–140. 1796. Аникеева Е. Н. Границы языческого теизма (на примере традиционных индийских религий)//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 51–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7) Cyclopedia of Biblical, Theological and Ecclesiastical Litterature. Prepared by the Rev. John M-r Clinteck, D.D. and fames Strong. . S.T.D. Vol X. New. Jork. 1881. p. 288. В. Источники касательно жизни Тертуллиана . Источниками, могущими служить разъяснению вопроса о жизни Тертуллиана , признаются: 1) Свидетельства древних. писателей: Евсевия и Иеронима, – в разных местах их сочинений. 2) Соч. Тертуллиана , из которых путем комбинаций и умозаключений можно так или иначе прийти к известному выводу, так как его сочинения к различных местах могут служить отражением его духовной жизнедеятельности. I. Кроме того, из древнейших трудов о нашем авторе существуют: Jac. Pamelius, Tertulliani vita в его издании Тертуллиана . Antwerpen 1579. Эта vita была также помещена в изд. Nic. Rigaltius. Lutet. 1634; в изд. Migne Patrologiae Cursus Completus. Т. I. р. 78; в изд. Oehler’a. Т. III р. 1. P. Allix, De Tertulliani vita et scriptis в ero: Dissertationes tres, Lutet. 1680. Dupin, Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques. 2 Ed. 1690. T. I. p. 90. Tillemont, Memoires pour servir à l’histoire ecclesiastiques. Bruxelles. 1694. p. 196; 654. (2 Edit. Paris. 1710–12). Fabricius, Bibliotheca Latina. III. Hamburg. 1712. p. 347. Ceillier, Histoire generale des auteurs sacres et ecclesiastiques. Paris. 1723. T. II. p. 374. N. Funecius, de vegeta Latinae linguae senectute. X. Marburg. 1744. p. 2. Semler, Dissertationum in Tertullianum I: Tertulliani Vita в издании его же. Halae. 1770 p. 222. Schröckh, Kirchengeschichte. Leipzig. 1772 – 1803. T. III. p. 317. Onomasticon. I. p. 339. Tricaletius, Bibliotheca manualis patrum. Passau. 1883. I. p. 93. P. G. Lumper, Historia theolog. erit, de vita, script. et doctrin. patrum. Издан. Vindel. 1789. Schoencmann, Bibliotheca historico – litt. patrum. Lips. 1792. T. I. cp. 2. Cocnen, De Tertulliano. Utrecht. 1825. Мüптег, Primordia ecclesiae Africanae. 1829. Cp. 21. p. 128. Из перечисленных здесь старых сочинений наибольшего внимания заслуживают труды Pamelins’a, Allix, Dupin, Ceillier, Semler, Lumper и до сего дня, хотя они были в своих выводах разработаны и исчерпаны следующими, более новыми учеными:

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Венгры, разбившись на семь отрядов, каждый под командой отдельного предводителя, переправляются через Дунай в районе Пешта.] 27 Из этих предводителей богаче и родовитее [других] был Арпад (Arpad) 1789 , сын Альмоша (Almus), сына Элада (Elad), сына Угера (Vger) из рода Турул (Turul). Именно этот Арпад со своим родом первым проник через Русские Альпы (Ruthenorum Alpes) 1790 и первым разбил свой лагерь на реке Уж, ибо его роду, вперед всех скифских племен, усваивается то преимущественное достоинство, что в наступлении он предшествует войску, а в отступлении – идет последним. (Sim. Kéz. Р. 164–165) 2. После смерти короля Иштвана Святого 1791 происками его вдовы Гизелы 1792 на трон возводится король Петер 1793 . Венгры недовольны его притеснениями, и Петер изгнан в результате восстания во главе с Шамуэлем Абой, который и становится королем 1794 . Петер просит помощи в Германии и возвращается на престол при поддержке немецкого войска 1795 и части венгерской знати.] 52. После того как король Петер (Petrus) и венгры, которые вернули его, укрепились у власти, они начали бесчинствовать 1796 . По этой причине все венгры в волнении размышляли, как им прогнать Петера и вернуть сыновей Ласло Лысого (Zarladislaus) 1797 . А пока это происходило, Эндре (Andreas), Бела (Bela) и Левенте (Luenta), перебравшиеся из Чехии (Boemia) в Польшу (Polonia), были дружески приняты польским князем Мешком (dux Miska) 1798 . Там Бела, победив в поединке князя по­морян (dux Pomoramiae) (так! – С о ст.), получил в жены дочь Мешка 1799 . Эндре и Левенте, досадуя на то, что живут в Польше из-за его славы, двинулись на Русь (Ruthenia). А так как там они не были приняты владимирским князем (dux Lodomeriae) из-за короля Петера 1800 , они идут дальше в землю половцев (Comani) 1801 . Те хотели было их убить, думая, что они – лазутчики в их королевстве, но пленный венгр узнал [принцев, и] после этого к ним относились наилучшим образом. Венгры собираются на совет в Чанаде и приглашают вернуться трех братьев 1802 . Те возвращаются, Петер пленен, ослеплен и погибает в темнице.]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, опасения Самборского оказались напрасными, и все студенты благополучно достигли мест своего назначения. Смирнов-Линицкий в июне того же 1776 г. прибыл в Лондон, где был определён на службу при посольской церкви. В этом качестве он пробыл в Великобритании три года, после чего осенью 1779 г. вместе с Самборским вернулся обратно в Россию. Поскольку отец Андрей был назначен настоятелем Софийского собора в Царском Селе, 9/20 октября 1780 г. Екатерина II определила на его место Смирнова. Через неделю епископ Псковский Иннокентий рукоположил его в сан священника. В конце 1780 г. новый батюшка вернулся в Лондон и приступил к исполнению своих обязанностей. Так началась его деятельность на этом поприще, продолжавшаяся 60 лет. Кроме службы в церкви, что Смирнов всегда исполнял с любовью и старанием, он руководил деятельностью российских учеников и студентов, помогал в самых разнообразных делах и, кроме того, выполнял неисчислимое множество поручений как государственных организаций, так и частных лиц по закупке в Великобритании необходимых Он оказался незаменимым помощником для С.Р. Воронцова, прибывшего в Лондон в июне 1785 г. Граф был новичком в дипломатии и не знал особенностей страны, в которой ему предстояло работать. В этой ситуации только Смирнов мог взять на себя задачу ознакомления нового посла с обстановкой и помочь ему в исполнении некоторых дипломатических обязанностей. С.Р. Воронцов был так благодарен священнику, что вскоре между ними установились не только служебные, но и дружеские отношения. Трудно представить, чтобы после выполнения столь многочисленных обязанностей, у Смирнова оставалось свободное время. Но талант и работоспособность отца Якова были настолько велики, что он успевал заниматься научными и литературными трудами, отвечать на массу писем делового и личного характера, общаться со своими лондонскими друзьями, среди которых было немало влиятельных людей. Любой британец, отправлявшийся в Россию, мог рассчитывать на внимание с его Услугами Смирнова пользовались и другие иностранные путешественники. Он, например, много помогал знаменитому борцу за свободу Латинской Америки венесуэльцу Ф. де Миранде, когда тот в 1789–1792 гг. жил в Лондоне, спасаясь от преследования испанских властей, обвинивших его в государственной измене. (Импозантному южноамериканцу, побывавшему в 1786–1787 гг. в России, покровительствовали Екатерина II, кн. Г.А. Потёмкин и С.Р.

http://sedmitza.ru/text/6102722.html

В 1775 г. Б. при участии Казакова сооружает временный декоративный комплекс увеселительных строений на Ходынском поле по случаю празднования мира с Турцией. В этом проекте Б. впервые разработал принцип живописной планировки, позднее развитый в дворцово-парковом комплексе Царицына под Москвой, ставшем наиболее ярким воплощением романтической темы в архитектуре Москвы. Одна из главных художественных задач и идей Б. в Царицыне - создание универсального синтетического стиля - слилась с замыслом воплотить в архитектурных формах гармонию Вселенной (масонская символика в архитектурном декоре). Декоративное решение царицынского ансамбля навеяно мотивами древнерус. и рус. зодчества XVII в. (сочетание красного кирпича и белого камня), западноевроп. готики (стрельчатая арка), тур. мотивами («тюркери») в сочетании с ордерной системой классической архитектуры. В 1785 г. имп. Екатерина II посетила Царицыно, дворец ей показался мрачным и неудобным. По ее приказу ряд корпусов был срыт, возведение нового дворца поручено Казакову. Псевдоготика также характерна для архитектуры подмосковных церквей Б. в селах Знаменка (1768-1784), Быково (1789), Троицком-Кайнарджи (кон. XVIII в.) и др. Среди наиболее известных построек Б. в Москве - дом П. Е. Пашкова (1784-1786, ныне старое здание РГБ), дом Долгова на 1-й Мещанской ул. (1770), дом И. И. Юшкова на Мясницкой ул. (80-е гг. XVIII в.), колокольня и трапезная (1783-1791) ц. в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на ул. Б. Ордынка и др.; Михайловский (Инженерный) замок в С.-Петербурге (начат в 1792, с 1797-1800 строительством руководил В. Ф. Бренна). Лит.: Снегирев В. Л. Баженов. М., 1950; Михайлов А. И. Баженов. М., 1951; Пигалев В. А. Баженов. М., 1980; Разгонов С. Н. В. И. Баженов. М., 1985; Новиков В. И. Масонство и русская культура. М., 1993; Сергеев И. Н. Царицыно. М., 1995; Герасимов Ю. Н. , Панухин П. В. , Швидковский Д. О. Ансамбли Москвы эпохи классицизма//Архитектурные ансамбли Москвы XV-XX вв. М., 1997. С. 201-232. Е. В. Калинина Рубрики:

http://pravenc.ru/text/77348.html

" Больше всего сложностей возникает с доставкой сюда стройматериалов, - говорит Андрей. - На машине почти никогда не проехать, поэтому в Монастырском приходится все перегружать на трактор, а это потеря времени и сил. Есть, конечно, и финансовые проблемы, как наверное у всех сегодня. Однако добрые люди понимают, что восстановление храма дело святое, и помогают, кто чем может " . (По материалам газеты «Вятский наблюдатель» 32 за август 2000 года). Казанско-Богородицкая церковь каменная, построена в 1845 году расстоянием от г. Вятки в 40 верст, от уездного города в 55 верстах, от благочиния в 18 верстах. Причта по штату положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные. Земли: усадебной 17 десятин 532 сажени, сенокосной 17 десятин 1268 сажень, неудобной 3 десятины 2140 сажень. Братский денежный доход по общей кружке: священника 393 руб. 96 коп., диакона 262 руб. 64 коп., псаломщика 131 руб. 32 коп.; по частной кружке: священника 103 руб. 41 коп., диакона 68 руб. 94 коп., псаломщика 34 руб. 47 коп. Руги на весь причт собирается до 100 пуд. ржи и 60 пуд. овса. Прихожан: православных русских 2677 муж. пола, 2918 жен. пола, приход состоит из 45 селений расстоянием до 11 верст. Село расположено на возвышенном месте; реки нет, местность лесная. В селе одноклассная церковно-приходская и одноклассная земская школы; в приходе два земских училища: Больше-Шурское в 9 верстах и Мало-Димовское в 8 верстах. Главное занятие прихожан - земледелие и отхожий промысел. Из церковных древних предметов в церкви имеются: два напрестольных евангелия 1697 г. и 1779 г., серебряный крест 1731 г., икона Преображения Господня 1799 г., библия 1797 г., евангелие 1789 г., толковое евангелие 1681 г., толкование на псалтирь в трех книгах 1791 г., поучение отцов церкви 1776 г., поучение Св. Иоанна Златоуста 1792 г., свидетельство об Игнатии Богоносце 1784 г., четь-минеи в 4 книгах 1789 г., поучение Кирилла, арх. Иерусалимского 1772 г., Жезл Правления 1793 г., указ Императрицы Екатерины 1775 г., обязанности священника 1777 г., краткие поучения о главных спасительных догматах веры 1785 г.

http://sobory.ru/article/?object=08896

В 1631 году Шестова дарит эти земли московскому Новоспасскому монастырю, в связи с чем Рыбницы впервые упоминаются в письменном источнике. В начале XVIII в. в Рыбницах была обретена икона Всемилостивого Спаса, в результате этого события в селе на живописном берегу р. Волги будет построена Спасская церковь. Во второй половине XVIII в. село принадлежало известному екатерининскому вельможе генерал-поручику К.Е. Сиверсу. До середины XVIII в. местные жители ходили в храм села Бор-Голышкин, что находился в трех верстах от Рыбниц. К тому же весенние разливы Волги причиняли жителям много неудобств. В Ярославскую духовную консисторию было направлено прошение от всех жителей села с просьбой о возведении в Рыбницах храма во имя Всемилостивого Спаса. Разрешение Святейшего Синода на строительство храма в с. Рыбницы последовало 10 августа 1722 года. После чего была приглашена артель плотников, и работа закипела. Храм освятили лишь в 1759 году. На том же месте на средства местного крестьянина Кирилла Михайловича Кускова с 1789 по 1792 гг. строится каменный храм с приходом из четырех деревень Уткино, Свечкино, Тюмба и Овсяники. Рядом с храмом взметнулась ввысь четырехъярусная колокольня в классическом стиле. Престолов в церкви три: главный - во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа, в приделах на южной стороне - во имя Святителя и Чудотворца Николая, на северной - во имя Кирилла Новоезерского. Местные мастера-лепщики, украшавшие столичные храмы, не позабыли и о только-что возведенной Рыбницкой церкви, украсив ее всевозможной изысканной лепниной. А капители колонн первого яруса, выполненные с применением коринфского ордера, стали подлинным украшением этого величественного сооружения. С 1890 года церковным старостой был родной брат скульптора А.М. Опекушина Константин Михайлович. В 1896 году по его инициативе на паперти был сооружен киот с двумя иконами. На одной из икон были изображены Святитель и Чудотворец Николай, царица Александра и Мария Магдалина, на другой - мученики Исидор и Максим с благословляющим их свыше Господом.

http://sobory.ru/article/?object=03075

Повеление царя немедленно было исполнено и, когда святого мученика предавали долгому и немилосердому истязанию, он, обратив взор свой к небу, молился и не ощущал никакой боли. После сего мучитель повелел снять святого с дерева и сказал предстоящим: – Заключите сего изменника в мрачную темницу, пока я не придумаю, какой смерти предать его. В темнице святый мученик радовался и веселился, воссылая молитвы свои Господу. Между тем Максимиан повелел принести и приготовить для мучений некое мучительное орудие, представлявшее собою железную клетку, и, выведши святого из темницы, поместить в эту клетку, повесив его к вершине ее. Когда это повеление царя было исполнено, и святый Урпасиан уже висел, то жестокий мучитель велел зажечь факелы и опалять ими со всех сторон тело его. И в то время, как это совершалось, святой мученик Христов, вися внутри клетки, предавался молитве, мучители жгли его факелами до тех пор, пока всё тело его не искапало каплями на землю и, растаяв как воск, не смешалось с прахом земным, а кости его не испепелились и не стали такими, как пыль на гумне. Когда святого мученика, погруженного в молитву, таким образом сожигали, то воздух наполнялся благоуханием мира, и, наконец, святая душа его в образе яркой звезды, как удостоились видеть некоторые из верующих, вознеслась к Богу 1792 . Тогда свирепый и жестокосердый царь, всё еще пылая гневом на святого мученика, велел тщательно собрать землю, на которую искапало тело его и где лежал прах от его костей, и при себе высыпать в море. Всё это происходило в городе Никомидии. 1789 Здесь разумеется Максимиан Галерий, зять и соправитель Диоклетиана на востоке римской империи. По его настоянию в 303 г. Диоклетиан издал общий закон против христиан, но еще до издания этого закона Галерий частным образом преследовал христиан: удалял их от своего двора, изгонял из военной службы и т. п. 1790 Никомидия – столица восточной империи, резиденция императора Диоклетиана; великолепный город на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) в северо-западной мало-азийской области Вифинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Особое внимание И. уделял духовному образованию: организовал катехизические беседы в Космодамиановской, Михаило-Архангельской и Успенской Пароменской церквах, ввел новые предметы (в т. ч. нем., франц., польск. языки, нотное пение) в программу Псковской ДС, разрабатывал планы занятий, посылал в семинарию учебники и книги (только в сент. 1779 он приобрел для семинарии труды М. В. Ломоносова , 180 книг по философии, 30 - по географии), временами сам проверял сочинения учеников. Для подготовки преподавательских кадров регулярно направлял лучших учеников в Троицкую семинарию (с 1792 г. в Александро-Невскую) в С.-Петербурге. По распоряжению И. в 1770 г. был назначен особый духовник для воспитанников, с 1775 г. преподавание богословия и философии велось на рус. языке. Архиеп. Иннокентий (Нечаев). Чин исповедания отроком. М., 1769. Л. 1. (РГБ) Архиеп. Иннокентий (Нечаев). Чин исповедания отроком. М., 1769. Л. 1. (РГБ) Более чем 2-кратное повышение в 1779 г. «экономических сумм», отпускаемых на содержание семинарии, позволило И. открыть «сиротскую школу» и улучшить организацию учебного процесса в Псковской ДС. Во время своего визита 15 мая 1780 г. императрица выделила 1 тыс. р. «на заведение городской школы», 500 р.- на семинарию, по 150 р. в псковский Мирожский , псковский Снетогорский , псковский в честь Вознесения Господня и псковский во имя св. Иоанна Предтечи мон-ри. В связи со значительным ростом территории епархии в 1780 г. в Невеле и в 1788-1789 гг. в Полоцке, Торопце и Вел. Луках были открыты «низшие духовные училища», лучшие ученики которых зачислялись в соответствующие классы семинарии. 3 апр. 1780 г. И. предписал Псковской духовной консистории обучать чтению и письму детей священнослужителей. В 1786-1792 гг. в созданных в городах губернии сети народных уч-щ преподавать в них, по благословению И., стали 12 воспитанников Псковской ДС. В 1789 г., находясь во Пскове, И. присутствовал на открытом испытании в главном народном уч-ще (учреждено 22 сент. 1786) и устроил «особое по сему случаю торжество».

http://pravenc.ru/text/468741.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010