В.В. Виноградов Мироздание Мироздание. [...] слово мироздание не включено ни в один толковый словарь русского литературного языка до словаря 1847 г. Но и в Академическом словаре 1847 года слово мироздание определяется не непосредственно, а путем сопоставления со словом миросоздание (ср. миросотворение). Здесь находим такой ряд слов, не включенных в словари Академии российской (а следовательно, и в «Общий церковно-славяно-российский лексикон» П. Соколова 1834 года): Мироздание, я, ср. То же, что миросоздание. Мирозданный, ая, ое, пр. «Относящийся к мирозданию». Мирозиждитель, -я, с. м. «Творец мира; Бог». Мирозиждительный, ая, ое, пр. «Относящийся к мирозиждителю». «И убо на конец летом, якоже рече Писание, соприсносущное и сопрестолное и мирозиждительное, безлетно воссиявшее от бога, бог от отца, сын и слово божие (Дополн. к Акт. Истор. II, 186)». Миросоздание, я, ср. «Создание, сотворение мира». Миросотворение, я, с. ср. То же, что миросоздание (сл. 1847 г., 2, с. 308). Отсюда ясно, что в словаре 1847 года слова – мироздание, миросоздание и миросотворение рассматриваются как синонимы. Естественно, возникает предположение, что слово мироздание обозначало самый процесс сотворения мира и относилось к области терминов религиозно-мифологического содержания (ср. в «Материалах» И. И. Срезневского : миротворьць – «творец мира»: 2, с. 147; в «Лексиконе» Ф. Поликарпова (1704): миротворение, миротворитель). Между тем слово мироздание – новообразование конца XVIII и начала XIX века. Есть все основания утверждать, что оно создано масонами (ср. немецкое Weltgebäude). Например, в стихотворении Карамзина «Поэзия» (Моск. журн., 1792, ч. 7) – об Орфее: Он пел нам красоту натуры, мирозданья. В статье «Прогулка» (Детское чтение для сердца и разума, ч. 18, 1789): «Они (человеки, т. е. люди – В. В.) погружаются часто в произвольном невежестве, слишком много занимаются горстию земли, на которой живут, не рассматривая прилежно прекрасного мироздания» (171). «Ты даровал мне способность чувствовать и рассуждать – чувствовать и свое и твое бытие, рассуждать о тебе и себе самом, – рассуждать о свойствах твоих и моем назначении по видимому мирозданию» (172).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Екатеринославская Учреждена 9 сентября 1775 года Славянская и Херсонская Кафедра в Полтаве Евгений (Булгарис) архиепископ, рукоположен с 1.10.1775 по август 1779 на покое; † 27.05.1806 Никифор (Феотоки) архиепископ, рукоположен с 6.08.1779 по 28.11.1786 архиеп. Астраханский и Ставропольский Екатеринославская и Херсонская (Екатеринославская и Херсонеса Таврического) С 1786 года Амвросий (Серебренников) архиепископ, бывший еп. Олонецкий и Каргопольский с 28.11.1786 с 22.12.1789 – местоблюститель Молдо-Влахийской митрополии †13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Молдо-Влахийский, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 10.05.1793 по 21.12.1797 переименован митр. Новороссийский и Днепровский Новороссийская и Днепровская С 21 декабря 1797 года Кафедра в Новомиргороде Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Екатеринославский и Херсонеса Таврического, экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии с 21.12.1797 по 29.09.1799 митр. Киевский и Галицкий Афанасий (Иванов) епископ, бывший еп. Воронежский и Черкасский, с 1.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 по 4.12.1803 переименован архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Екатеринославская, Херсонская и Таврическая С 4 декабря 1803 года Кафедра с 1804 года в Екатеринославе Афанасий (Иванов) архиепископ, бывший архиеп. Новороссийский и Днепропетровский с 4.12.1803 по 18.08.1805 архиеп. Астраханский и Кавказский †18.08.1805 Платон (Любарский) архиепископ, бывший архиеп. Астраханский и Кавказский с 18.08.1805 †20.10.1811 Иов (Потемкин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Литовский с 7.02.1812 †28.03.1823 Феофил (Татарский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уфимский, с 19.05.1823 архиепископ с 22.08.1826 по 15.10.1827 на покое; †14.11.1830 Онисифор (Боровик) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский, с 28.11.1827 архиепископ с 24.12.1827 †20.04.1828 Гавриил (Розанов) епископ, бывший еп. Орловский и Севский, с 22.05.1828 архиепископ с 31.12.1832 по 9.05.1837 архиеп. Херсонский и Таврический

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ [Араб.                                          - Краткое изложение истории епископов, восходивших на высокую архиерейскую кафедру города Бейрута с 1532 года христианского летосчисления], компилятивный исторический труд, созданный в среде правосл. арабов Бейрута в XVIII-XIX вв. Основную часть летописи (ок. половины объема) составляет повествование о возникновении католич. унии в Сирии, события во времена патриаршества Кирилла V аз-Заима, Афанасия III Даббаса и Сильвестра (с сер. XVII в. до 1757). Изложение связное, не разбитое по годам. Особое внимание автор уделяет событиям в Халебе, эпицентре противостояния Православия и католичества. Б. ц. л., возникшая, видимо, в окружении Патриарха Сильвестра, носит резко антилат. характер, временами изложение событий прерывается религиозно-полемическими отступлениями. Позднее к этому повествованию была добавлена светская бейрутская хроника, охватывающая события с 60-х гг. XVIII в. по 1791 г. и составленная, по мнению А. Е. Крымского, членами правосл. клана Бустросов. В центре ее - фигура бейрутского шейха Юнуса Никулы († 1789), влиятельного политического деятеля и многолетнего лидера правосл. общины города. Жизнеописание шейха Юнуса в одном месте прерывается вставкой из др. светской ливан. летописи, повествующей о политической истории Горного Ливана с правосл. позиций, но иногда резко расходящейся с биографом Юнуса в оценке конкретных исторических деятелей. Все эти произведения были в 1792 г. скомпилированы четвертым автором, выходцем из бейрутского клира, к-рый составил по сохранившимся источникам список епископов Бейрута с 1532 г. (очень неполный), помещенный им в самое начало летописи, добавил к повествованиям своих предшественников ряд сведений, касавшихся церковной истории Бейрута в XVIII в. (о митрополитах и ученых города), а также об Антиохийских Патриархах после Сильвестра (1766). Эта ранняя редакция летописи получила распространение на Ближ.

http://pravenc.ru/text/77830.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕДРОЙЦ [Гедрайтис; литов. Giedraitis] Иосиф Арнульф (Юозапас Арнульфас) (29.06.1754, Гедройце, ныне Гедрайчяй, Литва - 5(17).07.1838, Ольсяды, ныне Альседжяй, Литва), еп. Самогитский (Жямайтский), переводчик Свящ. Писания на литов. язык. Потомок ветви кн. Фабиана Гедройца, 2-й сын ротмистра литов. войск Йонаса Гедройца и племянник Инфляндского, затем Самогитского еп. Степонаса Йонаса Гедройца. Начальное образование получил в Вильно. С 1771 г. учился в семинарии в Ворне (ныне Варняй, Литва), где располагалась кафедра Самогитского еп-ства. Еще не будучи клириком, получил от дяди должность каноника капитула Инфляндского еп-ства. 24 янв. 1781 г. рукоположен во пресвитера, назначен настоятелем прихода в Лайжеве (ныне Лайжува, Литва). С 1781 по 1785 г. обучался в Риме, куда был направлен по протекции дяди-епископа. В 1785-1786 гг. Г. совершил поездку по Сев. Италии, Франции, останавливался в Париже. Через Нидерланды и Германию вернулся на родину, где в 1786 г. был назначен каноником капитула Самогитского еп-ства. В 1788 г. стал прелатом-архидиаконом, в 1789 г. был комиссаром по сбору средств на общественные нужды. За успешное осуществление этой миссии польск. кор. Станислав Август наградил Г. орденом св. Станислава. В Виленском ун-те Г. получил степень д-ра канонического права (1790) и д-ра богословия (1792). С согласия польск. короля папой Римским Пием VI Г. был утвержден в должности епископа Ортенсийского in partibus infidelium и 11 апр. 1791 г. назначен коадъютором (помощником) епископа Жмудского с правом наследования еп-ства. После 3-го раздела Речи Посполитой Г. в 1795 г. был избран первым делегатом от духовенства и народа Жямайтского княжества и отправлен в С.-Петербург, где его приняла имп. Екатерина II , пожаловавшая Г. крестом с бриллиантами. В 1801 г. в связи с болезнью дяди Г. вступил в управление Самогитским еп-ством и после смерти епископа (13 мая 1802) занял эту кафедру. При Г. в еп-стве открылось ок. 20 новых приходов. Он способствовал духовному просвещению паствы, в чем видел одну из главных задач. По его распоряжению при каждом приходе были организованы школы. Г. сумел установить хорошие отношения с рус. властями и пользовался активной поддержкой министра иностранных дел Российской империи кн. Адама Чарторыйского. При его участии помимо начальных приходских школ Г. смог организовать в поветах гимназии и школы для продолжения образования. Оказывая содействие развитию благотворительной деятельности, Г. помогал в организации лечебных учреждений. Стараниями Г. было построено новое здание кафедрального собора Самогитского еп-ства в Ворне.

http://pravenc.ru/text/161889.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЕТЦЕН Зеетцен [нем. Seetzen] Ульрих Яспер (30.01.1767, Зофиенгроден, близ Евера - сент. (окт.?) 1811, близ Таиза, Йемен), нем. врач, ориенталист, исследователь Ближ. Востока. С 1785 г. З. изучал медицину в университете Гёттингена. В 1789 г. защитил диссертацию по биологии (Systematum de morbis plantarum brevis dijudicato). Был советником-аудитором в Анхальт-Цербстском княжестве, тогда принадлежавшем российскому императору (имел, т. о., российское подданство). В 1790-1792 гг. участвовал в неск. исследовательских путешествиях по Германии и Нидерландам. С 1794 г. публиковался в зоологических, ботанических и технических журналах, с 1795 г. член естественнонаучных об-в в Берлине и Йене. Имел финансовую поддержку великого маршала саксон. двора и издателя научного ж. «Географический и астрономический вестник» Ф. К. фон Цаха. З. также покровительствовал рус. имп. Александр I. 13 июня 1802 г. З. отправился в длительное путешествие по Ближ. Востоку. После 6-месячной остановки в К-поле побывал в М. Азии и Сирии. Почти год жил в Халебе (Алеппо), где занимался практическим изучением араб. языка. В апр. 1805 г. выехал из Халеба в Дамаск. Обследовал территорию заселения финикийцев, Ливан, Антиливан , Баальбек , район Эль-Ладжа. В сер. 1806 г., пройдя через горы Антиливана, достиг истоков Иордана, оттуда через Тиверию отправился в Заиорданье. Из Хасбайи З. добрался до Банияса - древней Кесарии Филипповой. Обследовал р. Эль-Хасбани, к-рая, по его мнению, должна быть истоком Иордана, и Тивериадское оз. Достиг Тиверии (араб. Табария), отождествил руины близ Умм-Кайса с древней Гадарой , одним из городов Десятиградия , обнаружил руины Герасы . Посетил Амман (древнюю Филадельфию). Побывал в Элеале (древнем городе амонитян), в Мадабе , на горе Нево , в обл. Карак (на территории моавитян). Прибыл на юж. оконечность Мёртвого м. Маршрут З. далее проходил по горам Вост. Иордании, вокруг Мёртвого м. Он обследовал окрестности Иерусалима , совершил путешествие до Хеврона и 4 апр. 1806 г. прибыл в Вифлеем , а затем в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/199703.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла О " КОННЕЛЛ [англ. O " Connell] Даниел (6.08.1775, Кэрсивин, графство Керри - 15.05.1847, Генуя), ирл. политический и религ. деятель, основатель Католической ассоциации Ирландии. Происходил из знатного, но обедневшего ирл. рода из графства Керри в Мунстере (считались потомками древнеирландской династии И Фидгенти). Отец О., Морган О " Коннелл (1739-1809), был небогатым землевладельцем. Младший брат Моргана, Даниел Чарльз О " Коннелл (1745-1833), с 60-х гг. XVIII в. состоял на военной службе во Франции, получил от франц. кор. Людовика XVI (1774-1792) титул графа (1783), после Французской революции (1789-1799) переехал в Англию, сражался в брит. армии против Наполеона Бонапарта. Один из младших братьев О., Джеймс О " Коннелл (1786-1872), был активным деятелем Либеральной партии в Ирландии, в 1869 г. по протекции премьер-министра У. Гладстона получил титул баронета. В 1790-1791 гг. О. учился в католич. школе в Корке, с 1791 г.- в иезуитских коллегиях в Сент-Омере и Дуэ в Австрийских Нидерландах. В янв. 1793 г., после интервенции в Австрийские Нидерланды французской революционной армии, уехал в Лондон, где изучал право в Линкольнс-инне (1794-1796), затем - в Кингс-инне в Дублине (1796-1798). В 1798 г. не поддержал восстание, организованное республиканским Об-вом объединенных ирландцев. С 1799 г. занимался юридической практикой, в т. ч. защищал обвиняемых в политических процессах, стал одним из наиболее известных ирл. адвокатов. Был членом дублинской масонской ложи (с 1799; к 20-м гг. XIX в. отошел от масонского движения, в т. ч. из-за осуждения масонства Римско-католической Церковью). В 1802 г. женился на дальней родственнице - Мэри О " Коннелл, в браке родились 4 дочери и 4 сына; двое из сыновей впосл. стали членами палаты общин брит. парламента. Сохранилась переписка О. с женой (ок. 600 писем). О. отрицательно отнесся к Акту об унии Великобритании и Ирландии (1800), стал активным членом Ирландского католич. комитета, выступавшего за эмансипацию католиков (отмену существовавших в их отношении имущественных и политических ограничений), а после его запрета властями (1812) - Ирландского католич. совета. О. выступал против компромиссных вариантов эмансипации, при к-рых за брит. властями сохранялось бы право вето при назначении католич. епископов в Великобритании и Ирландии. Вел полемику с ирл. протестантами, в 1815 г. смертельно ранил на дуэли одного из главных своих оппонентов - Дж. Д " Эстерра, в чем впосл. глубоко раскаивался.

http://pravenc.ru/text/2578251.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Кузмищево. Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Вдоль Оки, недалеко от берега, проходит дорога в Тарусу. Направляясь туда, обязательно попадешь в село Кузмищево. Дорога проходит через все село. В последней четверти XVIII века Кузмищево перешло от Ржевских к князю А. А. Прозоровскому. Екатерине II не нравится крутой нрав сурового генерала, она откровенно недолюбливает его. Несмотря на все свои заслуги, Прозоровский 28 июля 1781 года производится в генерал-аншефы «с выключением из штатного армейского списка». Для боевого, заслуженного генерала это оскорбление. И вот отставка, шестилетнее безвыездное пребывание в деревне. Князь Александр Александрович Прозоровский живет в своей подмосковной Николо-Прозоровское, занимается сельским хозяйством, много строит, разводит парк. Церкви Иоанна Богослова в Кузмищеве (1789) и Никольская церковь в Николо-Прозоровском (1792) построены опальным генералом почти одновременно. Художественные особенности этих очень схожих памятников настолько специфичны, что, отметив постоянство вкусов заказчика, можно говорить и о работе одного архитектора. Однако есть и различия: изысканное и мастерски претворенное архитектурное решение церкви в Николо-Прозоровском отличается от подчеркнуто лаконичной объемной композиции Кузмищевского храма. Образная выразительность церкви Иоанна Богослова определяется легким противопоставлением строгого геометрического объема мягким линиям окружающего пейзажа. Центрический, крестчатый в плане храм в стиле раннего классицизма завершен невысокой ротондой с плоским куполом. Восточной и западной ветвям креста придана уступчатая форма, акцентирующая «объемность» здания. Выделенные таким образом главные северный и южный фасады решены подчеркнуто строго. Их архитектурный декор составляют лишь плоские лопатки, подоконные ниши и едва обозначенный горизонтальный карниз-антаблемент. Ни одна деталь внешнего убранства церкви не нарушает ясной лапидарности ее образного строя. (по материалам сайта www.oka-reka.ru) Построена в 1789 г. генерал-фельдмаршалом Прозоровским Александром Александровичем. Колокольня в 1824 г. В 1955 г. переоборудована под механическую мельницу.

http://sobory.ru/article/?object=02262

Статистика Карамзин Николай Михайлович Николай Михайлович Карамзин (1 (12) декабря 1766, с. Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Казанской губернии (по другим данным — с. Знаменское Симбирского уезда Казанской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Санкт-Петербург) — русский историк-историограф, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук (1818). Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете. Начало карьеры В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество». В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение». В 1778 г. Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Поездка в Европу В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.

http://lib.cerkov.ru/authors/1100

Жуково. Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1792. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Мордовия, Торбеевский район, с. Жуково Координаты: 54.102318, 43.286827 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Жуково, село, Торбеевский район, до революции Спасский уезд Тамбовской губкрнии. Село русское, возникло в XVII в. как имение дворян Жуковых, служивших по Керенской черте. В XVIII–XIX веках в документах иногда фигурировало еще одно название села – Подостровское. Первые храмы были деревянные; в конце XVIII века началось каменное строительство. В 1789 году с помощью помещиков приход возвел каменную зимнюю Рождество-Богородицкую церковь; во второй половине XIX века храм был расширен двумя приделами – во имя Архистратига Михаила и Иоанна Златоуста. В 1792 году было завершено строительство летнего храма, освященного в честь Казанской иконы Божией Матери; в первой половине XIX века храм был достроен приделами в честь Иоанна Предтечи и святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В 1815 году на кладбище была построена деревянная церковь в память Усекновения честныя главы Иоанна Предтечи. В Казанской церкви хранилась местночтимая икона Параскевы Пятницы; в ее честь ежегодно в 10-ю пятницу по Пасхе служились молебны на источнике. Приход в начале ХХ века исчислялся в 2300 человек (вместе с приписными деревнями Бобровка, Эмилиендорф, Александрия, Самозвановка); в настоящее время население около 1000 человек. В 1882 году в Жукове была открыта церковно-приходская школа, переданная в начале ХХ века земству; в 1903 году в Бобровке была открыта вторая церковно-приходская школа, просуществовавшая до 1918 года.

http://sobory.ru/article/?object=52803

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010