Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) МОНАРХИАНСТВО наименование, используемое для обозначения богословских течений раннехрист. периода, отстаивавших учение о едином Боге как об одном субъекте (Монаде) МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. МОНАСТЫРЬ форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_174.htm...

Амвросий, архиепископ Екатеринославский и Херсоно-Таврический (Серебренников или Серебряков Авраам) Родился в 1745 году в семье дьячка Вятской губернии. В 1758 году поступил в Вятскую духовную семинарию, затем в Московскую духовную академию. В 1768 году назначен учителем синтаксимы и пиитики в Вятскую духовную семинарию. В 1773 году переведен в Троицкую лаврскую семинарию преподавателем риторики, истории и французского языка. В конце 1775 года принял монашество и назначен префектом семинарии и учителем философии. В 1778 году переведен в Московскую Славяно-греко-латинскую академию на те же должности. В 1782 году возведен в сан архимандрита Антониева монастыря и назначен ректором Новгородской семинарии. 26 декабря 1783 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского. В ноябре 1786 года возведен в сан архиепископа Екатеринославского и Херсонского. С 22 декабря 1789 года – местоблюститель Молдо-Влахийской епархии. Скончался 13 октября 1792 года. Погребен в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре в усыпальнице главного храма. Преосвященный Амвросий известен как ученый и выдающийся проповедник своего времени. Он отличался необыкновенной любознательностью, энергией и в то же время кротостью и мягкостью характера. Архиепископ Амвросий пользовался большой любовью светлейшего князя Таврического Г. А. Потемкина, расположением императрицы Ekamepuhы II, от которой получил алмазный крест на клобук. За участие в составлении тома академического словаря Амвросий был избран членом Российской Академии. Будучи архиепископом Екатеринославским и Херсонским, преосвященный Амвросий занялся миссионерской деятельностью и многих старообрядцев возвратил к Православной Церкви. Он заботился о воспитании детей духовенства, о благоустройстве церквей, повышении нравственного уровня священников. В качестве местоблюстителя Молдо-Влахийской митрополии преосвященный Амвросий много потрудился над приведением в порядок расстроенных дел Церкви, находившейся под мусульманским игом. Своим милосердием, благотворительностью и готовностью оказать всякую помощь, владыка привлекал под свою защиту единоверцев из Греции, Сербии и других православных земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анатолий, архиепископ Симбирский и Сызранский (Максимович Андрей) Родился в 1767 году в Малороссии в семье священника. В 1789 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем риторики и греческого языка. В 1792 году рукоположен во священника к Спасо-Сенновской церкви и в течение трех лет был катехизатором. С 1809 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор богословия, член консистории и цензурного комитета. В 1809 году принял монашество, возведен в сан архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и назначен благочинным над законоучителями в кадетских корпусах. 31 марта 1812 года хиротонисан во епископа Полтавского. С 7 февраля 1816 года – архиепископ Минский и Литовский. С 10 февраля 1832 года – архиепископ Симбирский и Сызранский. 7 августа 1842 года уволен на покой. Скончался 14 февраля 1844 года в Сызранском Воскресенском монастыре. Труды: Слова и речи: на Успение Богоматери. – СПб., 1808. при погребении протопресвитера С. Ф. Ливатова. – СПб., 1808. при приведении к присяге чиновников, избранных в должности. – СПб., 1811. Речь в собрании Библейского общества. – СПб., 1822. Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. – С.518–570. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 89. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 536. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 212. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 2. – С. 110 и прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Имя этой фамилии пишется двояко: Коскуль (Koskull) и Кошкуль (Koschkull). Она принадлежит к числу древнейших в остзейских губерниях. В письме архиепископа рижского Изерна, в 1302 году, упоминается рыцарь Андрей ф. Коскуль; другой Андрей Коскуль был, в 1360 году, каноником капитула эзельского. Ганс и Рейнгольд упоминаются в 1523 году. Альбрехт находился, в 1638 году, ландмаршалом герцогства курляндского. Яков Коскуль, комендант никепингский, переселился в Швецию, где потомство его существует доселе. Сын его Андрей († 1669) был шведским генерал- майором и комендантом в Дерпте. Внук его Андрей, шведский генерал-лейтенант, возведён был Королевою Ульрикою-Элеонорою, 2 мая 1749 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство, и умер 19 декабря 1746 года, не оставив мужского потомства от трёх жён своих: а) графини Штромберг; б) баронессы Пальмфельдт, и в) баронессы Таубе. Шведский генерал-майор Отто- Иоанн возведён был Королевою Ульрикою-Элеонорою, 2 мая 1720 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство; умер в 1728 году, оставив, от брака с Мертою Бонде, потомство, пребывающее в Швеции. Иосиф-Вильгельм, курляндский дворянин и австрийский каммергер, возведён был последним Императором Германским Францом II, 15/27 августа 1803 года, в Графское Римской Империи достоинство. Он женат был два раза: от первой жены, Анны-Елисаветы Корф, имел сына графа Карла Осиповича (рождение 17 марта 1771 † 7 марта 1812), который, от брака с Шарлоттою ф. Гейкннг (рождение 1770 † 1837) оставил двух дочерей: графиню Елисавету Карловну, и графиню Эмму Карловну, за майором Карлом ф. Гиллезем, и сына, графа Осипа Карловича (рождение 8 мая 1802), который от брака с Оттилиею Петровною ф. Коскуль, имеет сына графа Осипа Осиповича (рождение 1843) и дочь графиню Люцию Осиповну. От второго брака с Филиппиною ф. Виттен, граф Иосиф-Вильгельм имел трёх сыновей и двух дочерей: 1) графиня Амалия Осиповна, за подполковником Петровым; 2) графиня Анна Осиповна, за подполковником Свечиным; 3) граф Осип Осипович, полковник (рождение 1789), от брака с Цецилиею ф. Лилиенглейх (рождение 1806 † 10 мая 1825) имеет дочь графиню Елисавету Осиповну, за действительным статским советником графом Эммануилом Карловичем Сиверсом; 4) граф Станислав Осипович (рождение 1790 † 18..) женат не был; 5) граф Франц Осипович, каммергер (рождение 1792 † 1849), от брака с Варварою Михайловною Слепушкиною, оставил дочь графиню Цецилию Францовну за Юлием ф. Транзе, и трёх сыновей: графа Михаила Францовича (рождение 1827), графа Осипа Францовича (рождение 1830) и графа Николая Францовича (рождение 1833). Из дворянским ветвей этой фамилии, Пётр Иванович Кошкуль († 28 ноября 1852) был генерал-лейтенантом и кавалером белого орла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Иов, архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический (Потемкин Яков Петрович) Родился 22 июля 1752 года в селе Нихолаже Смоленской губернии в семье полковника. Образование получил в сухопутном шляхетском корпусе, который окончил в чине поручика. В 1779 году тайно от родителей принял монашество в одном из молдавских монастырей. В 1784 году в Яссах рукоположен во иеромонаха. С 1785 года – игумен Городищенского Успенского монастыря в Бессарабии. В 1789 году епископом Амвросием (Серебренниковым, † 1792) возведен в сан архимандрита. 27 февраля 1793 года хиротонисан во епископа Феодосийского и Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. С 13 мая 1796 года – архиепископ Минский и Волынский; с 16 октября 1799 года именовался Минским и Литовским. 7 февраля 1812 года переведен на Екатеринославскую кафедру. Избран вице-президентом Российского Библейского общества. В 1817 году «за деятельное споспешествование Российскому Библейскому обществу» получил алмазный крест на клобук. Скончался 28 марта 1823 года. Погребен в склепе Самарского (под Екатеринославлем) загородного архиерейского дома. Историческое значение преосвященного Иова определяется его деятельностью на Минской кафедре. Минская кафедра, учрежденная 13 апреля 1793 года, имела совершенно особенные условия жизни православного населения под владычеством Польши. Пятнадцатилетнее управление преосвященного Иова Минской епархией ввело епархиальную жизнь в ней в обычные рамки жизни российских епархий. Он перевел из Слуцка в город Минск архиерейскую кафедру и консисторию. Преосвященный Иов исправил все церковные строения, нуждавшиеся в ремонте, упорядочил устройство кладбищ и т. д. Как администратор преосвященный Иов был человек в высшей степени самостоятельный, сам вникал решительно во все, не прибегая к посторонней помощи. По характеру он был вспыльчив и требовал беспрекословного и немедленного исполнения своих повелений. Когда преосвященный Иов управлял Феодосийской кафедрой, то он в самом начале своей деятельности в отношении к духовенству применял такие суровые меры, что заслужил строгий выговор от Святейшего Синода. После этого он стал вести себя осторожнее, но характера своего не изменил. Следует отметить, что преосвященный Иов и к себе самому был очень строг и требователен. Любопытен эпизод из первых лет его монашеской жизни, живо рисующий твердость его воли. Когда он был еще молдавским монахом, его послали в Россию для сбора пожертвований на монастырь. Там он был в родном селе, в родном доме, говорил со своими родными, но ничем не выдал себя и ушел неузнанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кишиневская Основана 13.08 (по др. 21.08) 1813. «...В Бессарабии до учреждения Кишиневской епархии существовала еп. Хотинская...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). Предыстория возникновения теперешней Кишиневской епархии относится к XVIII в. Во время русско-турецкой войны 1735–739 гг. в Яссах был хиротонисан митрополит Молдавский Антоний Черновский, находившийся во временной юрисдикции Св. Синода. Затем, в ходе русско-турецкой войны 1787–1791 гг., на территории, оккупированной Дунайской армией, для местного Православного населения учреждается Молдовлахийская епархия, возглавленная находившимся при армии в Яссах архиепископом Екатеринославским Амвросием (Серебренниковым) – «Местоблюстителем Молдовлахийской Экзархии» (ПБЭ Т. 4. С. 9; Т. 5. С. 357). Впоследствии на территории Бессарабии, отошедшей к России, учреждается Кишиневская епархия. Архиепископия с 03.07.1821. С 1844 г. обычно замещалась епископами. «...В 1878 г. к Кишиневской епархии присоединена епископия Нижнедунайская (кафедра была в Измаиле) существовавшая с 1856...» ( Чистович И. А. Ук. соч. С. 20). 22 .09(05.10)1992 на основе архиепископии создана автономная Православная Церковь в Молдове. Митрополия. Именовалась: с 21.08.1813 – Кишиневская и Хотинская; Кишиневская и Молдавская; Кишиневская и Молдавская (Православная Церковь в Молдове). Викарные кафедры: Измаильская, Бельцкая, Бендерская, Дубоссарская, Ниспоренская. 1739 22.12.1789 29.12.1791 1 1.02.1792 10.05.1793 27.03.1806 20.09.1812 21.08.1813 30.03.1821 18.06.1821 04.08.1844 12.11.1844 17.03.1858 17.03.1858 13.03.1871 23.06.1871 16.07.1882 21.08.1882 12.01.1891 12.01.1891 21.11.1892 Исаакий Положенский 21.11.1892 26.01.1898 26.01.1898 12.08.1904 Иаков Пятницкий 12.08.1904 16.09.1908 Владимир Сеньковский (Синьковский) 16.09.1908 20.03.1914 29.05.1910 16.11.1911 20.03.1914 05.12.1915 10.12.1915 12.1940 18(31)12.1944 31.12.1946 13.01.1947) Иероним Захаров 05(18)02.1947 21.05(03.06)1948 Венедикт Поляков 21.05(03.06)1948 25.05(07.06)1949 25.05(07.06)1949 24.02(09.03)1969

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Анатолий (Максимович), архиеп. Симбирский (Максимович Андрей; 1766 (1767?), территория Переяславского полка - 14.02.1844, сызранский в честь Вознесения Господня мон-рь), архиеп. Симбирский и Сызранский. Род. в семье священника. Обучался в с.-петербургской Главной семинарии и после ее окончания в 1789 (1790?) г. был оставлен учителем риторики и греч. языка. В 1792 г. рукоположен во священника и служил в Успенской Спасосенновской ц. В 1804 г. награжден камилавкой. 23 февр. 1809 г. принял монашеский постриг, 25 авг. 1809 г. возведен в сан архимандрита с . -петербургской Троице-Сергиевской пуст ., назначен ректором С.-Петербургской ДС и профессором богословских наук, а также членом консистории и цензурного комитета. С 1810 г. благочинный над законоучителями в кадетских корпусах. 3 марта 1812 г. А. был хиротонисан во епископа Полтавского и Переяславского, 7 февр. 1816 г. возведен в сан архиепископа, переведен на Минскую и Литовскую кафедру, к-рую возглавлял 16 лет. Предложил Святейшему Синоду закрыть ряд мон-рей (напр., Грозовский Николаевский муж. мон-рь) и обратить их в приходские храмы. Вынужден был закрывать и приходы сгоревших церквей, где прихожане и клир были настолько бедны, что не могли строить новые. Поскольку материальное положение духовенства епархии было тяжелым, А. отменил решение о сборе денег с духовенства на служащих консистории. Большое внимание уделял преобразованиям в ДС и ДУ. Зная бедность священно- и церковнослужителей, А. ходатайствовал перед Синодом о разрешении приема в уч-ще на «казенную пищу» «всех причетнических детей, а из священнических и диаконских» - «по усмотрению их бедности». Разрешал споры между православными и униатами, к к-рым относился с «мягкостью и снисходительностью». 10 февр. 1832 г. А. был назначен на новоучрежденную Симбирскую кафедру. Основательно изучив религ. ситуацию в Симбирской губ., с 1835 г. вместе с архимандритами сызранского в честь Вознесения Господня мон-ря осуществлял миссию среди чувашей, татар и мордвы. Трудами А. в 1832 г. открылся Дом попечительства для помощи малоимущим священнослужителям, в 1840 г.- Симбирская ДС. После увольнения на покой 7 авг. 1842 г. А. проживал в сызранском Вознесенском мон-ре, где и погребен.

http://pravenc.ru/text/114998.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 12.03.1750, с. Красиловка Козелецкого у. Черниговской губ.- 18 (по др. источникам, 23). 07.1820, Новгород-Северский), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский. Род. в крестьянской семье. Образование получил в Переяславской ДС и КДА. По окончании академии определен учителем грамматики и риторики в Переяславскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, через год был рукоположен во иеромонаха и назначен префектом семинарии. В 1779 г. уволен по болезни, 2 года жил в переяславском Михайловском Ефремовом мон-ре (в Полтавской губ.). В 1780 г. в сане игумена управлял заштатным Мошногорским Вознесенским мон-рем (в Черкасском у. Киевской губ.), в 1781 г.- переяславским Михайловским, через 2 года был назначен настоятелем. С 1783 г. преподавал богословие в Переяславской ДС, в 1785 г. стал ее ректором. В том же году в связи с упразднением Переяславской епархии и семинарии переведен ректором в Новгород-Северскую ДС и настоятелем Макошинского Николаевского мон-ря (в Сосницком у. Черниговской губ.) с присутствием в консистории. После учреждения в Польше православной епископской кафедры, подчиненной Святейшему Синоду (27 июля 1785), В. указами Синода от 30 нояб. 1786 г. и 31 янв. 1787 г. был назначен «старшим виленских монастырей» и игуменом Виленского (см. вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов ) и минского Петропавловского монастырей. В 1789 г., после ареста Переяславского и Бориспольского еп. Виктора (Садковского) , обвиненного польск. властями в нелояльности, В. отказался дать присягу «королю и Речи Посполитой» и, боясь преследования, бежал в Россию, в Могилёв, откуда 14 мая 1790 г. его вызвали в С.-Петербург. 22 авг. 1791 г. В. был возведен в сан архимандрита с назначением в Вяжищский новгородский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь, затем переведен в Кириллов Белый Новоезерский монастырь, с 1792 г. являлся префектом Новгородской ДС. 26 мая 1794 г. направлен Синодом к Минскому еп. Виктору (Садковскому) для помощи «ему в обращении тамошних униатов в Православие». 19 окт. 1794 г. В. назначили первенствующим членом Минской консистории с управлением Спасо-Преображенским монастырем в мест. Дятловичи Пинского у. Минской губ.

http://pravenc.ru/text/154215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЕЛЛЕТ Греллет [англ. Grellet] Стивен (наст. имя Этьен де Грелле дю Мобилье) (2.11.1773, Лимож, Франция - 16.11.1855, Берлингтон, шт. Нью-Джерси, США), амер. квакер, миссионер. Г. происходил из франц. аристократического рода, его отец был членом городского совета. Получив образование в военной католич. школе в Лионе, в возрасте 17 лет во время Французской революции 1789-1799 гг. был телохранителем кор. Людовика XVI. В 1792 г. был вынужден бежать за границу от преследований революционеров. В 1795 г. Г. поселился в семье квакеров в Нью-Йорке, где увлекся сочинениями У. Пенна . Через год в Филадельфии под именем Стивен Г. вступил в Общество друзей (см. Квакеры ), ему поручили выполнение миссии по распространению духовных и социальных взглядов квакеров. Он посетил страны Сев. Америки, Европы, М. Азии, Гаити, пропагандировал духовное просвещение беднейших слоев населения, распространение Библии на местных языках, духовной лит-ры в университетских б-ках (напр., с его помощью была открыта первая публичная б-ка в столице Гаити Порт-о-Пренсе). Сделанное Г. описание жестокого обращения с заключенными в тюрьмах Лондона послужило поводом для пенитенциарной реформы в Англии (1813). Проповедуя пацифизм, Г. обращал особое внимание на моральное состояние военных, убеждая их в греховности кровопролития. С этой целью он пытался получить аудиенцию у Наполеона. В 1814 г. Г. посетил Лондон, где встречался с имп. Александром I. В «Мемуарах» он отмечал, что по просьбе императора каждая аудиенция завершалась совместной безмолвной молитвой. В нояб. 1818 — июле 1819 г. Г. побывал в России. При встречах с С.-Петербургским архиеп. Михаилом и митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) Г. отмечал близкую квакерам ориентацию на авторитет Св. Духа перед буквой Писания, простоту облачения владык и демократичность манер правосл. духовенства. Свт. Филарет стал редактором созданных Г. и его другом У. Алленом «таблиц» по текстам Свящ. Писания - пособий для обучения в ланкастерских школах, получивших распространение не только в Европе, но и в России. В учениях молокан и духоборцев Г. также находил общие моменты с учением квакеров.

http://pravenc.ru/text/166443.html

Онисифор, епископ Екатеринославский, Таврический и Херсонский (Боровик Онисим) Родился в 1769 году в Могилевской губернии в семье духовного сословия. Окончил Могилевскую духовную семинарию. В 1788 году рукоположен во священника. В 1789 году поступил в армейское духовенство. В 1796 году возведен в сан протоиерея. С 1800 года – благочинный. С 1808 года – старший благочинный в армии. В 1792–1813 годах участвовал в походах и сражениях действующей армии. В 1813 году – последний духовник, присутствовавший при кончине полководца М. И. Кутузова. 25 августа 1813 года пострижен в Монашество митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Представлен кандидатом на первую архиерейскую вакансию. 22 февраля 1814 года хиротонисан в Казанском соборе во епископа Вологодского и Устюжского. 28 ноября 1827 года перемещен на Екатеринославскую кафедру. 24 декабря 1827 года возведен в сан архиепископа. Скончался 20 апреля 1828 года. Погребен в Самарском Пустынно-Николаевском монастыре. До своего архиерейства протоиерей Онисим Боровик вынес тяжелый, редкий подвиг на своих плечах, прослужив 24 года полковым священником, почти непрерывно находясь в походах. С 1808 года протоиерей Онисим руководил полковыми священниками Дунайской армии. За военные подвиги во время военных кампаний с французами 1807–1815 годов протоиерей Апшеронского полка Онисим был награжден золотым наперсным крестом из кабинета Его Величества. Во время Отечественной войны 1812 года или вскоре после нее он был награжден орденом святой Анны II степени и ему было назначено годовое жалованье в 600 рублей. «Для исправления последнего долга тяжело раненых при всех сражениях находился безотлучно» – так гласила полковая аттестация о его работе. По отзывам современников, хорошо знавших архиепископа, он был необыкновенно духовной, высокоблагочестивой и строго подвижнической жизни, отличался добротою, доступностью и благотворительностью. Его доброе, отзывчивое сердце всегда искало средств, чтобы помочь нуждавшимся. Он прибегнул даже к тому, что сдал пожалованные ему награды и полученные за них деньги положил в банк, с тем чтобы проценты с этих денег шли (в назначенных им количествах) для раненых, для вдов и сирот, на тюрьмы и другие благотворительные цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010