Того же года на Выгу на женской улицы поставиша брацку стару колоколну и часы бойчи уставиша. 7293 1785 года. Иоаникий Елисеевичь преставися, Того же года Иван Ларионовичь Багров преставися майя 27. 7294 1786 года генваря 25. Вышла от матуш Феоктистов во псалтырню келью жить. Того же года в оспы лежала. Незамогла марта 20. Евдокию Семен привезли из Олонца марта 18, отпевали 19 марта. Престав марта 3 числа. 7295 1787 года. В грамот келью жить перешла апреля 3. Майя 29. За мхами хлеб, кельи и кибитки згорели. Июня 13. На Выгу обои пределы монастыря згорели. Июля 5. Лекса погоре. Того же года столову построили; с горки иконы вынесли в новую столовую 22 октября. 7296 1788 года. На Выгу мужескую часов построили. Обновление было июля 16. Мы сии годы в соборной кельи жили. Сего же года на Лексы часовню строили. 7297 1789 года. Обновление часовни на Лексы было генваря 21. Иван Ф на обновлении был. Евдок Коз помре 23 генваря. Матушка Марья И с Питербурга приехала генваря 26. Там жила 9 год 6 месяц. Болшу келью построила, жить вышла ноября 13. На Выгу женской часов обновление было ноября 21. 7298 1790 года. В бол кельи месяц май в горячки лежала. А. Конд., А. Е., Нат Фок. престав . Того же года Феоктист К октября 20 ногою заболе. Декабря 13 горячка приступила. Декабря к 19 числу в ночь постригли, и причаст Тайн Христовых в полдень. Того же декабря 22 дня преставися инок Филарет в воскресный день поутру, в ысходе 2 часа. Иван Ф приехал декабря 30. Погребение было 31 до обеда. 7299 1791 года февраля к 3 числу в ночь выехали Иван Ф и Нат Феокт Сего же года А Б . будучи в город у генваря 31 числу в ночь головою незамог. Февраля 7, в Пигмат будучи, горячка приступ . Февраля 8 в манастырь привезли поутру. К 19 числу в ночь в 7 часу преставися отец любез Андрей Б на молош недели к среде в ночь. Отпевали в пяток до обеда 21 февраля. Сего же года мат М. И. престав июля 9. А в горяч 9 недель лежала. Тетки Агафья И., Марина И. престав . Феок на горки часовню построили родит ; под часовню и Дарью Фом перен сентября 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В половине XVIII столетия церковь была Богородицкая. В 1776 г. были две деревянные церкви – Рождество-Богородицкая и Преображенская холодная. В этом 1776 г. дана храмозданная грамота от 12 марта за 537 на построение, вместо двух ветхих деревянных церквей, каменной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом в честь Преображения Господня. Указом Вятской духовной консистории от 1 марта 1781 г. разрешено старую ветхую деревянную Преображенскую церковь разобрать (дело архива Вятской духовной консистории по ставленнической описи 28/1781). Придел устроен и освящен в 1783 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а не в честь Преображения Господня. Холодная же церковь освящена в 1788 г. 25 мая во имя Св. Троицы, а не в честь Рождества Богородицы. В 1785 г. указом Вятской духовной консистории от 6 октября за 2258 разрешено старую деревянную Рождество-Богородицкую церковь, по ее ветхости, разобрать. Преображенская же деревянная церковь в это время была еще крепка и осталась неразобранной. В 1847 г. теплая каменная церковь перестроена. После перестройки приделы были: холодный – Троицкий, в теплой – правый Рождество-Богородицкий, левый Георгиевский. В 1894 г. приступлено к расширению теплой церкви. Расширение храма окончено в 1896 г. и 13 октября того года освящен правый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1897 г. в теплом храме вверху над проходом в холодный храм, между двумя нижними приделами, устроен придел и 24 ноября освящен в честь особенно местночтимой иконы Иверской Божией Матери. В 1900 г. 1 мая освящен левый придел теплой церкви в честь Великомученика Георгия. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 170/1760, 103/1776, 234/1783 (освящение Рождество-Богородицкого придела), 461/1785 (разобрание деревянной церкви), 213/1791 (освящение холодного храма), 173/1795, 29/1801 (построение колокольни), 1167/1813, 46/1814, 1129/1818, 563/1824, 495/1828, 184/1834, 580/1837 (освящение церкви), 1250/1844, 437/1847 (о расширении храма), 2005/1850, 1999/1852, 365/1868, 476/1871, 405/1873, 514/1874, 321/1893 (расширение храма). Метрические книги с 1749 г. Примечание. Дела архива Вятской духовной консистории: 103/1776, 461/1785. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 10. Дело архива Вятской духовной консистории по описанию сел Вятской епархии 1910 г. Приложение. Храмозданная грамота 1776 г.

http://sobory.ru/article/?object=08923

«Для исполнения христианской должности учащимся нужно Университету иметь свою приходскую церковь, чтобы настоятель имел все законы и способности к наставлению в законе обучающегося юношества…» - писал директор Московского университета П. И. Фонвизин (родной брат писателя) архиепископу Платону в 1784 году. Дело обернулось иначе. В сентябре 1785 года Екатерина II преподнесла университету поистине царский подарок: купила для него большое владение на Моховой и пожаловала большую сумму денег на обстройку. Архитектор Матвей Казаков довольно быстро возвел Главное здание, которое сейчас занимает Институт Стран Азии и Африки. В 1791 году в его правом (от входа) флигеле и была устроена первая домовая церковь во имя святой Татьяны «в незабвенное воспоминание достойночтимого дня, в который учрежден проект об университете». Архитектором и художником Татьянинской церкви был Антон Клауди (он же расписывал изумительный храм св. Мартина Исповедника близ Таганки). Убранство ее было великолепным. На аналое из красного дерева лежал образ Спасителя, написанный самим Тицианом! У левого клироса находилась икона св. Иоанна Милостивого — небесного покровителя графа Ивана Шувалова. А потом Екатерина II прислала к Пасхе полную ризницу и богатые уборы. Этим даром «Государыня как бы христосовалась с Университетом», - писал старинный университетский историк. Студенты и гимназисты пели в Татьянинском храме по воскресеньям и праздникам, а регентами приглашались лучшие московские артисты. 5 апреля 1791 года митрополит Платон освятил университетскую церковь и в своей проповеди молвил: «Сей храм будет вас освящать невидимым Божиим присутствием, а вы его освящайте своим благоговением. Таким образом из одного храма устроите два, или паче два соедините в едино в жилище Господне… Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается». Эти слова стали своего рода девизом богословского преподавания в Московском университете, которое началось через несколько лет после освящения домовой церкви.

http://pravoslavie.ru/36354.html

25 февраля 1785 г. дана благословен­ная грамота " вместо деревянной вновь каменную церковь во имя Спаса Неруктворённаго образа с приделом святаго великомученика Иоанна Воина, отступя от прежняго погоста на пять сажен пост­роить. И построение учинить хорошим рисунком... А придельную церковь уст­роить тёплую; по построении их убрать оные иконостасами и святыми иконами " . Однако в том же 1785 г. священник Ио­анн Никитин скончался, а помещик Из­майлов, начавший постройку храма, от­казался строить в нём придел, и в 1787 г. новый священник Николай Ефимов со­общил об этом в Рязанскую духовную консисторию. И поскольку в храме долж­но быть отопление или тёплый придел, Консистория постановила принудить к строительству тёплого придела прихо­жан Спасской церкви. Каменная Спасская церковь без коло­кольни окончена постройкой и освящена в 1791 г. Старый деревянный храм по указу Консистории от 23 марта 1794 г. был отдан в с. Кочуры Данковского уез­да. В 1813 г. тёсовая кровля каменного Спасского храма потребовала ремонта, и по просьбе прихожан Консистория от­правила указ о дозволении провести ра­боты, но до 1818 г. не только не был про­ведён ремонт, но даже и не заготовлен материал. В итоге, как докладывал в Кон­систорию благочинный, кровля вместе с решетником обвалилась на алтаре и тра­пезной и через своды образовалась течь, а в сводах трапезной появились трещи­ны. По данным клировой ведомости за 1870 г., причт Спасского храма состоял из " священника, дьячка и пономаря. Земли при церкви усадебной 3 дес., пахотной 33 дес., сенокосной нет. Дома у священно- и церковнослужителей собственные, дере­вянные, на церковной земле " . Летом 1887 г. при обозрении храмов Раненбургского уезда с. Гагино посетил Преосвященный Феоктист (Попов), епи­скоп Рязанский и Зарайский, особенно отметивший священника Спасской церкви Алексия Грацианского: " Священник Алексий отличается особым усерди­ем в проповедовании слова Божия и рев­ностен в исполнении своих пастырских обязанностей. При ревизии представил за текущий год 15 проповедей, 13 собесе­дований и отчёт о 37 говоренных им им­провизаций по надлежаще рассмотрен­ной программе. Документы ведутся ис­правно и старательно, но летописи нет. В приходе есть школа грамотности, заня­тия ведёт сам священник, в первой груп­пе обучается 20 мальчиков, во второй - 8 мальчиков и 5 девочек " .

http://sobory.ru/article/?object=40208

В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых». В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии. В 1799-1800 гг. обителью руководил архимандрит Феофан (Шиянов), будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 гг. в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам (Шишацкий), лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 г. дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 гг. был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 г. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В 1735 г. Новгородский и Великолуцкий архиеп. Феофан (Прокопович) представил в Синод камень в виде колоды или бруса, к-рый, по преданию, служил возглавием прп. Никандра и почитался в обители. Несмотря на то что 9 апр. 1736 г. было определено бросить камень в Неву, он был помещен в Синодальный архив. В 1744 г. Н. Б. м. владел 319 крестьянами (ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 146). По духовным штатам 26 февр. 1764 г. при игум. Феодосии (1762-1765) пустынь оставлена в ведении Псковской епархии на своем содержании, «за штатом», в ней положено проживать строителю и 6 монахам. 24 авг. 1776 г. образована Псковская губ., в состав которой включен Порховский у., ранее входивший в Новгородскую губ. Пустошь Ольховец была закреплена за мон-рем 18 окт. 1764 г., что свидетельствует о том, что секуляризация монастырских владений, вероятно, не сильно затронула обитель. При размежевании Псковской губ., начавшемся в 1781 г., Н. Б. м. удалось вернуть почти все земли и угодья, пожалованные царем Алексеем Михайловичем вокруг мон-ря на 5 верст. В 1782 г. имп. Екатерина II Алексеевна дала мон-рю жалованную грамоту. 25 дек. 1791 г., при строителе Сосипатре (1785-1794), в Н. Б. м. произошел большой пожар, после чего в 1792 г. была выстроена каменная колокольня и восстановлен Благовещенский собор. По штатам 1792 г. пустыни было положено ежегодное содержание в размере 300 р. в год (столько по штатам 1764 г. в Псковской епархии полагалось на содержание муж. мон-ря 2-го класса). При строителе (1794-1805) Геннадии, постриженике Н. Б. м., в 1795 г. по указу имп. Екатерины II на возобновление пустыни было отпущено 5255 р., затем еще 320 р. На полное восстановление Н. Б. м. денег не хватило, в следующем году архимандрит рассчитывал получить недостающие средства у московских благотворителей. В 1795 г. завершено строительство каменной ограды (кроме 6 башен), половина ее покрыта тесом; для приезжавших богомольцев построен «дом гостиный» с 3 деревянными флигелями. Благоустройству Н. Б. м. во многом способствовали внимание к обители имп.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

В 1770 г. в Новом Кодаке наблюдали явление чудотворной иконы Богородицы, которая затем получила название «Новокайдацкой» и была перенесена в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. В 1773 году Новокайдацкий приход насчитывал 7 священников и 4 диакона и охватывал территорию от Ненасытецкого ретраншемента (район села Волошское) и Старого Кодака до сел Каменское (ныне город Днепродзержинск) и Романково. С началом строительства Первого Екатеринослава на р. Кильчень в январе 1777 года в Новый Кодак переводится Славянское Духовное правление с названием «Правление Славянского в Славянской и Херсонской провинции». 15 сентября 1784 года, по ходатайству клира и прихожан, архиепископ Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки) благословил «при церкви Соборной Свято-Николаевской Новокайдакской, с левой стороны, пристроить в придел, по приличеству церкви, храм Богоявления Господня». 27 апреля 1785 года протопоп Феодор Фомич совершил закладку первого камня под предел. Но по ветхости первого храма святитель Амвросий (Серебрянников), епископ Екатеринославский и Херсонес-Таврический наложил резолюцию, разрешающую продать пристроенный, но неоконченный придельный храм. 2 июня 1792 года правящему архиерею епископу Амвросию от клира и причта Никольского храма было подано прошение с просьбой перестроить уже ветхий храм на новый, каменный, с прибавлением второго придела — в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна. 23 июля Владыка наложил положительную резолюцию, но работы отложены были до более благоприятного времени. В ожидании построения нового города (нынешнего Днепропетровска), Новый Кайдак чрезвычайно увеличился по населению, оживилась торговля и промышленность и, по некоторым бумагам 1787-1791 гг., тогда именовался Екатеринославом. Это был лучший период его достославного существования. К 1800 году деревянный Свято-Николаевский храм обветшал и нуждался в ремонте. В этот период, по распоряжению правительства, уже строго воспрещалось строить новые церкви из дерева. В 1801 году с разрешения и благословения архиепископа Новороссийского и Днепровского Афанасия (Иванова) было принято решение произвести постройку каменной церкви взамен деревянной. 25 августа 1804 года была выдана благословительная храмозданная грамота. 23 июня 1807 года благочинный Екатеринославского уезда протоиерей Иоанн Станиславский освятил место под церковь, положил закладку на ее сооружение и на месте работ водрузил крест. Строительство этой церкви было окончено в 1810 году.

http://sobory.ru/article/?object=55720

В 1780-е гг. проводятся активные работы по внутренней отделке и интерьеру нижнего этажа церкви, т.е. теплого храма великомученика Никиты: навешиваются и окрашиваются внутренние двери, делается кладка печей, мастерятся летние и зимние оконницы и стелятся полы, белятся стены (причем известью местного производства). Переклеивается и наново окрашивается иконостас (мастер – Алексей Переславцев). Поновляются старые образа, часть из них покрывается серебряными позолоченными ризами местного производства угличского чеканщика Василия Васильевича Хорхорина. В том числе поновляется храмовый образ Великомученика Никиты. Пишутся новые полотняные хоругви, шьются новые облачения (причем парча и отделочный позумент закупаются в г. Ростове). В 1784 – начале 1785 гг. написан новый образ Леонтия епископа Ростовского Чудотворца, который покрывался ризой, а в начале 1787 г. риза золотится на сумму 72 рубля. В 1790-е – начале 1800 гг. проводится огромный объем работ в верхней холодной Леонтьевской церкви и на покрытии храма. Доход прихода увеличивается, поскольку с 6 сентября 1794 г. по указу Духовного правления в приход Леонтьевской церкви из прихода Ильинской церкви переведена угличская писчебумажная фабрика. А 7 ноября 1798 г. закрепляется право Леонтьевской церкви на доходную недвижимость выдачей из угличского Духовного правления 2-х межевых планов и межевой книги. Большие работы в верхней церкви развернулись по оформлению интерьера. В 1791 г. Указом Консистории за 189 от 22 декабря разрешено строительство нового иконостаса «вместо старого» . К концу 1794 г. основные работы по его изготовлению завершаются, включая золочение, и в марте 1795 г. главный иконостас установлен. Работы по золочению выполнял мастер Василий Шилов. Одновременно с иконостасом делается столярной работы сень над престолом, украшается резьбой и золотится, а в клеймах над престольной сенью выполняются иконописные работы. Тем же, 1794-м годом, во всей верхней церкви вставлены двойные рамы и отбелены стены. Отделочные работы главной части верхнего храма продолжаются вплоть до зимы 1796 г. В декабре 1796 г. священником Леонтьевской церкви из Ярославля привезен новый Св. антиминс.

http://sobory.ru/article/?object=34797

В середине лета 1609 года поляки разграбили и сожгли Нерехту, убили многих жителей. 18 век ознаменовался для Нерехты возведением новых каменных храмов: Казанского собора (1709-1725), церкви Богоявления (1710-1725), Воскресенской (1770-1787), Благовещения , Крестовоздвиженской (1787), Преображения (1787-1791), и гражданских строений – полотняная фабрика и два жилых дома сохранились до сих пор, быстрым ростом промышленности (первые промышленные предприятия – серный и квасцовый заводы). Разведение льна со второй половины 18 века дало резкий толчок развитию текстильной промышленности. В Нерехте сохранилось здание полотняной фабрики, построенной в 1761 году, - одно из первых каменных промышленных строений России. В 1778 году Нерехта стала уездным городом с присвоением ей герба, состоящего из двух частей. В верхней - герб Костромы, а внизу, на золотом фоне - раковины двух улиток, символизирующие протекающие здесь две реки - Нерехту и Солоницу - богатые моллюсками. В 1781 году был составлен первый генеральный план города. К этому времени город располагался по обе стороны реки Нерехты и имел густую сеть улочек и переулков. Основными улицами были три, ведущие в Суздаль, в Нижний Новгород, в Ярославль. Центр города располагался на правом берегу реки и был отмечен собором Бориса и Глеба ( Казанский собор был построен на его месте по приказу Петра I в 1709-1725 гг.). Примерно на равном расстоянии от собора в разных концах города возвышались 5 приходских церквей, являвшихся высотными доминантами города. Напротив собора находились магистрат и здание полиции. Здесь же располагались и многочисленные торговые лавки. Во второй половине 18 века город украсился зданиями, сооруженными по проектам талантливого архитектора-самоучки С.А. Воротилова, уроженца села Большие Соли. Много замечательных сооружений оставил он землякам, церковь Варвары , церковь Преображения , Крестовоздвиженский храм , дом купца Хворинова. Так как дома в городе были повсеместно деревянные и большую часть домов покрывали соломой, Нерехта не смогла уберечься от пожаров. В ночь с 14 на 15 июля 1785 года почти полностью сгорела.

http://azbyka.ru/palomnik/Нерехта

Восточный административный округ (ВАО), Преображенское Архитектор: М.Ф. Казаков (?) Год постройки: Между 1809 и 1811 Архитектурный стиль: Псевдоготика Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рогожском кладбище Юго-Восточный административный округ (ЮВАО), Нижегородский Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1790 и 1792 Домовая церковь Павла при Павловской (4-й городской) больнице Южный административный округ (ЮАО), Даниловский Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1802 и 1807 Церковь Космы и Дамиана (Исцеления Спасителем расслабленного) на Маросейке Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1791 и 1793 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1788 и 1793 Архитектурный стиль: Классицизм Домовая церковь Александра Невского при бывшей Императорской академии коммерческих наук Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1849 и 1851 Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе Центральный административный округ (ЦАО), Замоскворечье Архитектор: М.Ф. Казаков (арх. его школы) Год постройки: Между 1805 и 1847 Архитектурный стиль: Классицизм Домовая церковь Димитрия царевича при Голицынской (1-й Градской) больнице Центральный административный округ (ЦАО), Якиманка Архитектор: В.И. Баженов, М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1785 и 1801 Церковь Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской слободе Центральный административный округ (ЦАО), Мещанский Архитектор: М.Ф. Казаков Год постройки: Между 1777 и 1788. Трапезная и колокольня - 1750-1752 Архитектурный стиль: Классицизм Кремль. Домовая церковь Казанской иконы Божией Матери при Резиденции Президента России Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: С.В. Самусенко (интерьер церкви), М.Ф. Казаков (архитектор здания Сената) Год постройки: Между 1995 и 1996. Оборудована в здании Сената постройки 1776-1787 гг

http://sobory.ru/architect/mfkazakov

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010